Начинающий водитель: о чем нужно знать. Что нужно знать начинающему водителю о машине


Что нужно знать начинающему водителю?

Новичок на дороге продолжает обучение, но уже самостоятельно, без инструктора. Это самостоятельное обучение, бесценная водительская практика, может оказаться очень дорогостоящим, за него можно заплатить крупными денежными потерями, своим и чужим здоровьем.

Понять, что нужно знать начинающему водителю, лучше с помощью опытных людей—ни один порядочный человек не откажет в совете, да и учиться лучше не только на своих ошибках. Как и любому делу, учиться вождению нужно всегда…

Большая часть правил, советов и рекомендаций водителю состоит из ограничений и запретов. Они не будут чрезмерно обременительными, если понять, что это—очень недорогая плата за безопасность.

Ограничения начинаются с одежды и обуви—водитель должен свободно действовать руками и ногами, если нужно—повернуться или наклониться. Не нужно ездить в шлепанцах, вьетнамках и на высоких каблуках—это обувь может помешать в самый неподходящий момент. Если одежда нарядная, то упавший на колени кусок яблока или пепел от сигареты серьезно отвлечет водителя от дороги.

Начинающему водителю нужно знать, что если первая машина старая, то можно смело возить с собой все инструменты и запчасти—при необходимости кто-нибудь поможет с ремонтом. Не помешает емкость и резиновая трубка для манипуляций с топливом в случае крайней необходимости. Со временем эта практика сойдет на нет.Кроме запчастей и инструмента лучше с собой ничего не брать, вернее ничего не брать в салон—любая мелочь может оказаться под педалью тормоза и затормозить не удастся. То же самое относиться к пассажирам—их, после инструктажа о правилах поведения, лучше устраивать сзади, чтобы они не мешали вождению. С этой же целью лучше избегать острых тем в разговоре.

При езде днем нужны темные очки, они же могут защитить от случайного попадания соринок в глаза. В машине должно быть немного питьевой воды, нужно иметь несколько тряпок для протирания стекол снаружи и внутри, для протирания кузова—это разная степень чистоты. Одна тряпка должна быть под рукой в машине.

Если все, что нужно знать начинающему водителю, учтено—можно понемногу отправляться в путь. Для безопасной езды нужна уверенность. Старое указание «не уверен—не обгоняй» относиться не только к обгону, а к любому маневру. Уверенность означает не ощущение, а стопроцентное знание и понимание дорожной сцены. Если дорожная сцена сложна или непонятна, нужно плавно сбавить скорость—вплоть до остановки и не стеснятся пользоваться аварийными огнями. Водитель должен понимать, что ни одна машина не выедет из-за угла или из-за грузовика только если ее там действительно нет.

Проезжать перекрестки нужно крайне осторожно, если машин мало, то лучше уменьшить скорость. Принципиально скорость должна оставлять резерв времени на реагирование, особенно если обзор обстановки затруднен или невозможен—как в тумане. Нужно научится улавливать требуемую скорость, она чаще всего совпадает со скоростью потока машин. Приехав, куда нужно, можно немного потренироваться в парковке—с помощью опытного человека. Если научиться вращать руль неподвижно стоящей машины, можно заезжать в самые узкие места—в них лучше двигаться задним ходом, габариты машины видны в зеркала. Самая главная, хрестоматийная ошибка, подтверждаемая статистикой—завышенная самооценка, появляющаяся почти у всех начинающих водителей после нескольких лет практики.

Человеку начинает казаться, что он уже мастер, ослабевает внимание и осторожность, приводя к аварии. Это главная ошибка, которую нужно избежать—просто не забывая об этом.

Нужно, чтобы начинающий водитель знал—нельзя прекращать совершенствование.

Вот еще несколько ошибок, которых лучше не делать – кроме общеизвестных:

не нужно никого воспитывать за рулем, совершая рискованные маневры. Это опасно для всех;при самом незначительном изменении направления движения нужно сигнализировать сигналом поворота и проверять, не выключился ли такой сигнал при подготовке к этому маневру;парковаться нужно так, чтобы заезжать на место было сложнее, чем выезжать, выезжать задним ходом легче разве что по глубокому снегу на машине с задним приводом;если правила нарушены поневоле, так и нужно доложить полиции. Инспектор может ограничиться замечанием или даже помощью, а вот хитреца—он их видит десятки в день—инспектор накажет обязательно;мертвая зона есть у всех зеркал заднего вида. Нужно немного постоять на месте и посмотреть, как именно попадают едущие сзади машины в эту мертвую зону. Можно слегка наклонится, чтобы все-таки просмотреть, что находится в мертвой зоне.

Очень дорогой ошибкой может оказаться чересчур комфортная обстановка—усталый водитель может уснуть. Помочь может холод, жевательная резинка, неудобная регулировка кресла и даже небольшая дощечка на сиденье. Можно сидеть, не опираясь спиной.

Нужно быть наблюдательным и внимательным, чтобы замечать чужие ошибки на дороге и не повторять их самому.Самое главное, что может сделать новичок—стараться ездить предсказуемым образом. Двигаться нужно плавно, аккуратно и уверенно—так можно ездить на чужом «Роллс-Ройсе».Сомнительное мастерство водителей, постоянно лавирующих между полосами в поисках выигрыша в шесть метров—плохой пример для подражания.Не нужны резкие рывки вперед и беспричинные перестроения, да и тормозить лучше чуть более плавно, чем необходимо—так безопаснее и большинство водителей оценит положительно.Из того, что нужно знать начинающему водителю, нужно выделить важность точности езды по полосе—нужно ехать не по краю разметки, а точно посредине. Это важно не только для собственной безопасности, а для порядка на дороге—другие водители также будут стараться ехать не хуже.

Езда в экстремальной обстановке требует практики. Нужно найти место, где можно безопасно выяснить, как образуется занос на льду и как с ним бороться, как именно происходит торможение на льду. Пятнадцать минут упражнений могут быть хорошей подготовкой на всю зиму. Нужно знать, какие покрытия всегда скользкие и понимать, что при ошибке вождения никакие шины не помогут.Не нужно относиться к правилам и к полиции, как к насилию.И правила, и полиция—это своеобразная договоренность водителей и граждан между собой. Человек, хвастающийся тем, как он суров с полицией после езды не по правилам, выглядит некрасиво и своим поведением оскорбляет права всех других.А самое главное, что нужно знать начинающему водителю — это понимание того, что он на дороге — часть общего сложного механизма дорожного движения.

Как только водитель признает то, что работа этого механизма важнее его личных потребностей и его личные потребности зависят от этого механизма все станет на свои места. И на дороге, и в государстве.

citystyle.kh.ua

Полезные советы начинающим водителям

Наконец-то остались позади экзамены в автошколе и волнительная поездка с инспектором ГИБДД. Новенькая машина поджидает Вас около дома и призывно моргает фарами, приглашая в поездку. Голова полна теоретическими познаниями об оказании медпомощи при ДТП, а сердце наводнено решимостью отправиться в первую самостоятельную поездку.

Наконец-то остались позади экзамены в автошколе и волнительная поездка с инспектором ГИБДД, и вы уже сжимаете в руке заветную пластиковую карточку с вашим фото. Новенькая машина поджидает Вас около дома и призывно моргает фарами, приглашая в поездку. Голова полна теоретическими познаниями об оказании медпомощи при ДТП и правилах обгона гужевого транспорта, а сердце наводнено решимостью отправиться в первую самостоятельную поездку.

Я – новичок

Для повышения уверенности в себе и своем автомобиле проверьте все ли в порядке у Вас с полисом. Страховка ОСАГО сейчас обязательна, но если есть возможность, застрахуйте свою машину и по КАСКО «ущерб + угон». Так же рекомендуется наклеить на заднее стекло опознавательные знаки «У» или «70». Разумеется, они не освобождают от ответственности, но дают начинающему водителю небольшую фору, ведь такие наклейки подскажут водителю, стоящему за вами на горке, не прижиматься слишком близко. Если вы заглохните, то, скорей всего, окружающие водители отнесутся к этому с пониманием. А вот неадекватные действия водителя без опознавательных знаков может вызвать раздражение других автолюбителей. Не стесняйтесь признать свою неопытность. Автошкола дает только необходимый минимум, всему остальному вы научитесь в процессе! Очень хорошо, если у Вас есть возможность взять несколько уроков уже на своей машине у опытного инструктора. Если денег на инструктора нет, а страх перед первой самостоятельной поездкой есть, то начинающему водителю следует попросить друга-водителя посидеть с вами рядом на пассажирском сидении. На следующем этапе пересадите помощника на заднее сидение и попросите молчать, представьте, что его нет с вами, вы в авто одни. Если этот этап освоен успешно, но небольшой страх все же остается, Автоэксперт советует сделать следующее. Попросите хорошего друга с автомобилем сопроводить Вас на машине сзади. Потом непременно расспросите о допущенных вами ошибках. Так постепенно Ваш страх перед самостоятельным передвижением пройдет. Если Вы работаете в одном месте и ваша деятельность не связана с постоянными разъездами, то следующим этапом будет разработка оптимального маршрута до работы. Опять же, подключайте друзей и знакомых, или сами продумайте такой путь, который вы сочтете комфортным, избегая того, чего вы больше всего опасаетесь, будь то пробки или особо оживленные центральные проспекты. В ближайший выходной день постарайтесь проехать по выбранному маршруту, подмечая все особенности пути. Не переживайте из-за того, что сначала Вам будет доступен только один маршрут «дом-работа-дом». С опытом к Вам придет понимание того, что все дороги одинаковы, и вы будете чувствовать себя вполне уверенно в абсолютно незнакомых частях города.

Готовность №1

Итак, боевой настрой получен, осталось подготовить машину. Садясь в автомобиль, обязательно нужно отрегулировать зеркала и настроить под себя сидение и руль. Посадка должна быть абсолютно удобной и не стесняющей движения. Разумеется, не забудьте пристегнуть себя привязным ремнем, пусть это станет хорошей привычкой. Сейчас стали очень популярны панорамные зеркала. Но начинающему водителю Автоэксперт не посоветовал бы их устанавливать. Новичку очень тяжело будет переориентировать свое восприятие пространства после обычных зеркал. Потом, когда немного окрепнете в водительском мастерстве, панорамные зеркала смогут Вам оказать хорошую услугу. Начинающему водителю в первые поездки лучше не брать пассажиров, особенно тех, кто не имеет отношение к вождению автомобиля, но чрезвычайно словоохотлив. Если пассажиры все-таки оказались на борту, постарайтесь все разговоры за рулем сократить до минимума. Разумеется, эти предостережения касаются громкой музыки и разговоров по сотовому телефону. Вопреки распространенному мнению, о том, что музыка успокаивает водителя, тем не менее, поначалу откажитесь от нее. Главная музыка для начинающего водителя – это двигатель и все звуки машины в целом. А за разговоры по телефону вполне можно схлопотать штраф. Не стоит новичкам пользоваться и системами беспроводной связи за рулем, ваше внимание должно быть полностью сконцентрировано на дороге, а совмещение важного разговора с управлением автомобилем приведет, если ни к аварии, то к серьезному перенапряжению.

Парковка

Все основные приемы парковки Вы изучали в автошколе, но самое главное – это понять, что все манипуляции на парковке с машиной основываются на том, как хорошо вы чувствуете габариты собственной машины, ведь авто – это ваша железная рубашка. Правильно припарковать машину – это одна из основных задач водителя, и не только начинающего. Здесь нужно помнить не только о том, чтобы ваша машина была припаркована, так как удобно вам, но и не забывать об окружающих. При выборе места парковки убедитесь в том, что ваша машина не загораживает путь уже припаркованным машинам. Для лучшего взаимопонимания с габаритами машины Автоэксперт предлагает несколько простых, но действенных способов. Вам нужно обратиться за помощью к друзьям и знакомым. Начните с плотного подъезда к вертикальной стене, помощник будет останавливать вас в нескольких сантиметрах от стены. Вы, как начинающий водитель, в это время должны полностью сосредоточиться на самой стене. Посидите минут 10 и четко запомните расстояние до препятствия, затем нужно отъехать от стены и снова подъехать, но уже самостоятельно на то расстояние, которое вы считаете максимальным. Далее выйдите из машины и посмотрите, насколько точно оказалось ваше ощущение пространства. Такое упражнение нужно сделать из 6 точек: подъезжая к стене передом, задом и всеми четырьмя углами.

Мне море - по колено!

Где-то после полугода вождения или на 3-10 тысячном пробеге у начинающего водителя резко повышается самооценка. Ему начинает казаться, что он лучше всех, больше всех знает и вообще прирожденный автогонщик. Это самый опасный период в процессе формирования хорошего водителя. Именно в это время возможны самые сложные аварии, так как водитель только-только начинает переводить часть навыков на автоматическую основу. Если вы начинаете фиксировать в себе подобные мысли о превосходстве, не стоит думать, что вы гений, просто продолжайте совершенствоваться. Через завышенную водительскую самооценку проходят практически все. Следующий такой всплеск неадекватной самоуверенности сотрудники ГИБДД выявляют у водителей с двухлетним стажем.

Не уверен - не обгоняй

Первая длительная поездка – это всегда волнительно, будь это хоть путь на дачу. Перед дальней дорогой нужно проверить подкапотное пространство, все ли жидкости на месте в нужном объеме, проверить щупом уровень масла и давление в шинах. Посмотреть под низ машины спереди и сзади, не течет ли масло или не капает ли охлаждающая жидкость. В автошколе Вам вряд ли рассказывали о том, как перевезти холодильник, стол и несколько мешков картошки одновременно, поэтому Автоэксперт поделится некоторыми полезными советами с начинающими водителями и на эти случаи:
  • если Вы везете груз, очень важно распределить его равномерно по весу и закрепить так, чтобы груз не катался и не ударялся о стенки багажника, чтобы не отвлекаться на этот звук;
  • если Вы используете багажник на крыше, то при погрузке старайтесь, чтобы масса груза не превышала показатель, установленный заводом-изготовителем этого багажника. Обязательно просмотреть все крепления, чтобы багажник на кочке не сорвался и не повредил вам крышу или не слетел на проезжую часть;
  • распределите вес по поверхности багажника равномерно, крупногабаритным вещам нужно уделить особое внимание. Не уподобляйтесь водителю, крепящему бочку днищем назад. Начинающий водитель, выезжая на трассу в «дальнобой», если совсем не чувствует себя уверенно, должен выбрать ведущего, уютно пристроиться за какой-нибудь фурой или за неспешащим пожилым водителем на комфортной дистанции. Не забывайте, что на трассе дистанция всегда намного больше, чем в городе, за счет больших скоростей.
Совершить свой первый обгон – это всегда страшно, кто бы вам ни говорил, что не боялся – он лукавит. Для первого обгона лучше подойдет пустое шоссе, со 100% видимостью того, что на горизонте нет ни одной машины. При обгоне риск совершенно не оправдан, здесь уместен только холодный расчет. Бытующая фраза «не уверен – не обгоняй», как нельзя лучше подходит для движения по трассе, и для начинающего водителя в частности. Когда Вас обгоняют, держите скорость стабильной, и не в коем случае не увеличивайте ее, это может стоить жизни обгоняющему водителю и Вам, а лучше всего немного сбавить скорость. Если у вас есть небольшой опыт вождения на трассе, то не поддавайтесь стадному инстинкту – во что бы то ни стало обогнать всех, кого только можно. Обратите внимание на профессионалов – водителей большегрузных фур, они стараются на всем протяжении пути держать одну стабильную крейсерскую скорость. Поступайте и Вы так же, выигранные на трассе 5 минут могут стоить вам слишком дорого. К тому же после нескольких часов такой поездки вы будете себя прекрасно чувствовать, у Вас не разболится голова, и Вы не будете валиться с ног от усталости. Зачем экономить время, чтобы потом тратить его на длительное восстановление после утомительной скоростной поездки.

Спокойствие и только спокойствие

Сделайте этот призыв Карлсона своим девизом на дороге, чтобы ни случилось. Найдите свое место, не играйте чужие роли, оставайтесь самим собой. Постарайтесь полюбить всех участников движения. Если это слишком сложно, то хотя бы поймите и отнеситесь с уважением к чужим ошибкам. Если Вас раздражают пенсионеры или юные девушки за рулем, то задумайтесь над собственной компетентностью. Всегда входите в положение другого человека. Если кто-то едет медленно – возможно у человека отказали тормоза, или кто-то мечется из одного ряда в другой – может быть, человеку стало плохо. Не поддавайтесь стереотипам, постарайтесь понять окружающих водителей. Относитесь с пониманием к другим начинающим водителям, не стоит непрерывно сигналить в спину, когда трясущийся «чайник» не может завестись. Вспомните себя! Не отвечайте на грубость, не ввязывайтесь в бездумные гонки, уступите. Если хотите стать по настоящему хорошим водителем, то ведите себя так, как хотите чтобы поступали с Вами! И все у Вас получится! Удачи на дорогах!

avtoline-nsk.ru

Советы начинающему водителю - AVTOMOBIL

Правила начинающего водителя

 

Начинающий водитель, впервые сев самостоятельно за руль, чувствует себя не вполне уверенно. Смешиваются два чувства: радость и страх. Это вполне нормально, со временем все пройдет, и вы почувствуете себя уверенно на дороге. Быстрее освоиться на дороге помогут наши советы.

 

Начало самостоятельного вождения

После получения прав, возникает вопрос: “какую машину выбрать?”. Эксперты советуют начинать с машин эконом класса. Ее не так будет жалко, она дешевле в обслуживание. На эту роль лучше всего подходят отечественные автомобили. Купив машину, не забудьте оформить документы. Страховка ОСАГО оформляется обязательно, КАСКО — по вашему усмотрению. Водителям-новичкам рекомендуется оформлять обе страховки. Сзади на стекле автомобиля повесьте знак букву “У”. Он проинформирует других водителей “за рулем новичок”. Или же специальный знак “Начинающий водитель”:

 

 

 

Первая поездка

 

Это нормально – испытывать волнение вовремя первых самостоятельных поездках. Первые разы рекомендуется выезжать с человеком, имеющим опыт вождения. Он сможет помочь советом, придаст вам уверенность. Не рекомендуется сразу отправляться в дальние поездки, сначала почувствуйте себя уверенно за рулем на близких расстояниях. Первые поездки совершайте во время, когда на дороге мало машин. Научитесь уверенно ездить по одному маршруту в знакомых вам местах, затем начните осваивать другой. Постепенно приобретая опыт вождения, вы начнете понимать закономерности поведения пешеходов и других водителей на дороге.

 

Правила безопасности

 

Вы должны научиться обеспечивать безопасность на дороге себе и окружающим. Существуют правила, которым нужно следовать: при первых поездках не брать пассажиров, не слушать музыку, не разговаривать по телефону. К сожалению, не соблюдение этих правил приводит к аварийным ситуациям.

 

Парковка

 

Научитесь правильно припарковывать автомобиль. Азы этого процесса вы получите в автошколе. А закрепление их начинайте уже при первых самостоятельных поездках. Даже здесь есть свои нюансы: вокруг много других машин, паркуя машину убедитесь, что она не мешает другим водителям.Не стесняйтесь поначалу просить помощь у других водителей. Они могут помочь вам правильно припарковать машину, не повредив ее и соседние авто. После парковки не выходите сразу из машины, запомните расстояние от машины до стенки, прочувствуйте процесс парковки заново.Пробуйте парковаться из различных точек — и передом, и задом, и с угла.Через несколько месяцев может появиться чувство “короля дороги”. Это опасно. За такой короткий промежуток времени вы не сможете научиться виртуозно водить автомобиль. Запомните, опыт приходит со временем.

Приобретаем уверенность

Многие испытывают чувство страха при выезде на трассу. С этим следует бороться.

Во-первых, перед поездкой нужно проверить техническое состояние машины.

При выезде на дорогу воздерживайтесь от обгона. Оптимальным вариантом может стать пристраивание за ведущим авто. Не забывайте при этом поддерживать безопасную дистанцию.

Если вас обгоняет машина, не снижайте и не повышайте скорость. Сохраняйте уверенность, контролируйте дорогу.

Осуществить свой первый обгон можно после нескольких длительных поездок. Делать это можно лишь на свободной трассе, при 100%видимости.

При движение на автомагистрали придерживайтесь 2-х правил: двигайтесь со стабильной скоростью и соблюдайте дистанцию.

Если вам предстоит дальняя дорога

 

Во-первых, наметьте маршрут следования, это поможет вам не заблудиться. Предварительно проверьте машину на СТО, это поможет выявить вероятные поломки. Возьмите в дорогу инструменты, запасные детали.В список вещей обязательно входит:– домкрат;– канистру бензина;– трос;– насос, колесо запасное;– масляный фильтр;– плоскую отвертку, гаечные ключи;– фонарь.

Отдохните перед поездкой. Выезжать лучше рано с утра. Примерно раз в два часа делайте небольшой перерыв. Если сильно устанете — подремайте хотя бы с полчаса. Эти простые правила позволяют избежать заторможенности и сонливости.

 

Удачи вам в пути!

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

avtomobileru.net

Начинающий водитель: о чем нужно знать

В наше время очень часто за рулем автомобиля можно увидеть женщину. Не все дамы сразу постигают искусство вождения машины. Затруднения могут возникнуть из-за психологического страха, неуверенности в собственных силах, недостаточного понимания с инструктором. Со всеми этими моментами можно справиться, если выбрать хорошую автошколу. Подойти к этому нужно ответственно, тогда вождение принесет огромное удовольствие, и за рулем женщина будет ощущать себя комфортно и спокойно.

Подбирая автошколу, многие отталкиваются от нескольких критериев. В первую очередь, учитывается максимальное приближение к дому, недорогой и короткий цикл обучения. Такие критерии не могут быть решающими и даже правильными. В первую очередь, необходимо задуматься о качестве работы автошколы и компетентности инспекторов. Низкая стоимость и короткий срок обучения не должны быть превалирующими показателями. Сдав ПДД, женщина должна будет самостоятельно принимать решения за рулем своего автомобиля. Ситуации могут быть разные, и от умения и реакции водителя может зависеть безопасность других людей. Понятно, что умение придет с опытом, но отличная первоначальная база тут просто необходима.

Некоторые женщины жалуются, что обучение в автошколе не оправдало их надежды. В наше время развелось много нерадивых школ, которые в натуральном смысле лепят водителей на дороге. Некоторым попадаются водители-халтурщики, которые не должным образом подходят к выполнению своих обязанностей. А потом еще за отдельную плату доучивают своих горе-учениц. В этом случае выбирайте автошколу с хорошей репутацией, где есть возможность выбрать инструктора-женщину. С таким учителем у вас наверняка возникнет меньше разногласий или не будет их вообще. Девушке проще общаться с инструктором женского пола: обучение пройдёт гораздо легче и эффективнее.

Многие начинающие водители панически боятся садиться за руль автомобиля, даже если на руках есть водительское удостоверение и машина. Чаще всего прячут этот страх в себе представительницы слабого пола. У каждого свои причины: боязнь попасть в аварию, неправильно припарковаться, задеть чужое авто. Чтобы максимально подавить в себе эту скованность не покупайте на первом этапе вождения дорогие машины типа Mercedes, Bentley, Maybach. Лучше отдайте предпочтение простеньким, компактным авто городского типа. На таких машинах проще развернуться, припарковаться, они обладают высокой маневренностью и динамичностью на дороге.

Не ставьте перед собой цель получить права любой ценой. Вложите средства именно в качественное обучение, тогда вы обязательно сможете справиться с психологическим барьером. Вы перестанете бояться за себя, за близких, за авто, а вождение будет приносить только удовольствие!

10 мин.

 

Оставить комментарий

womensecrets.info

Что надо знать об автомобиле? Полезные советы Авто Subscribe.Ru

Специалисты различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля и среды движения. Последние три вида безопасности в основном зависят от конструктивных мероприятий, в то время как активная безопасность, под которой понимают мероприятия по предотвращению возникновения ДТП, во многом зависит от человеческого фактора. Для краткости мы остановимся лишь на тех элементах активной безопасности автомобиля, которые должен учитывать водитель в своей деятельности.

Силы, действующие на автомобиль. При движении автомобиль преодолевает силы сопротивления качению, воздуха, подъема, инерции, а при движении на повороте на него действует боковая сила. Проявление сил, действующих на автомобиль при движении, может оказаться неожиданным для неопытного водителя и привести к дорожно транспортному происшествию. Чтобы этого избежать, необходимо научиться учитывать эти силы и рационально их использовать, а для этого нужно знать, при каких условиях они возникают и как действуют, а именно:

1) сила сопротивления качению возникает в результате трения шин о дорогу, их упругого деформирования, трения в подшипниках колес и др.;

2) сила сопротивления воздуха зависит от обтекаемости и лобовой площади автомобиля и резко возрастает с увеличением скорости;

3) сила сопротивления подъему препятствует силе тяги при подъеме, и она тем больше, чем круче подъем, а на спуске, наоборот, складывается с силой тяги и дополнительно ускоряет движение автомобиля;

4) инерционные силы возникают при изменении скорости или направления движения (боковая сила), они препятствуют разгону и торможению автомобиля, а на повороте стремятся сместить его в противоположную центру поворота сторону.

Трогание и движение автомобиля по дороге возможны только при условии, что сила тяги, развиваемая двигателем и приложенная в месте контакта колес с дорогой, превышает суммарные силы сопротивления, действующие на автомобиль. При этом обязательным условием является достаточное сцепление колес автомобиля, особенно ведущих, с поверхностью дороги, иначе они будут буксовать.

Сила сцепления зависит от массы, приходящейся на колесо, от состояния покрытия дороги, давления воздуха в шинах и рисунка протектора. Если прекратить приложение силы тяги, то на горизонтальной дороге автомобиль под действием сил сопротивления постепенно остановится. Автомобиль может быть остановлен с помощью тормозной системы. Эффективность торможения зависит от конструкции тормозов, от величины тормозного момента, состояния шин и дороги. Тормоза современных автомобилей могут развивать момент, намного превышающий силы сцепления колес с дорогой. Поэтому в практике наблюдается юз, когда колеса автомобиля блокируются и скользят по дороге, не вращаясь.

При этом из-за сильного нагрева резины ухудшается сцепление колес с дорогой и удлиняется тормозной путь до 50%. Кроме того, автомобиль может потерять управление. Поэтому надо учиться тормозить без блокировки колес. На современных автомобилях устанавливаются регуляторы тормозных сил, препятствующие возникновению блокировки колес.

Для оценки влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который зависит от вида покрытия дороги и от его состояния. Мокрая, грязная дорога уменьшает величину коэффициента, а следовательно, и силу сцепления примерно наполовину. Уменьшение коэффициента сцепления колес с дорогой наблюдается также при увеличении скорости движения. При пониженном коэффициенте сцепления резко возрастает путь, затрачиваемый автомобилем на торможение.

Различают тормозной и остановочный путь. Последний определяется с момента обнаружения опасности до полной остановки автомобиля, а тормозной путь отсчитывается от момента включения тормозной системы до полной остановки и зависит в основном от конструкции тормозов. Длина остановочного пути во многом зависит от водителя, так как в него входит путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, которое в зависимости от сложности ситуации и особенностей водителя колеблется в среднем от 0,2 до 1,2 с.

При этом тормозной путь только из-за различного времени реакции может отличаться почти на 17 м при начальной скорости 60 км/ч, а путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, может составлять почти половину всего остановочного пути. Поэтому водитель, зная места вероятного появления опасности (остановка общественного транспорта, проезд детских учреждений, пересечений, мест с ограниченным обзором и т.д.), заранее переносит ногу на педаль тормоза. При реальном появлении опасности он сразу же нажимает на педаль тормоза, затрачивая 0,2–0,3 с. Остановочный путь при скорости 60 км/ч на сухом асфальтированном покрытии составляет около 37 м, на мокром - 60 м, на обледенелой дороге - 152 м. Это должен учитывать водитель при выборе безопасной скорости движения в зависимости от состояния дороги.

Если управляемые колеса автомобиля повернуть, то на автомобиль начинает действовать боковая сила, стремящаяся сместить его от центра поворота. Водитель обычно сразу ощущает это, у автомобиля появляется боковой крен, и его отклоняет в противоположную сторону. Если боковая сила превышает силы бокового сцепления с дорогой, то автомобиль начинает скользить вбок (заднеприводный - заносить), увеличивая радиус поворота. Поэтому он может не вписаться в поворот, съехать с дороги и даже опрокинуться. Действие боковой силы зависит от радиуса поворота и скорости движения автомобиля. Чем радиус поворота больше, тем ее действие меньше. Поэтому опытный водитель стремится максимально увеличить радиус поворота, используя всю ширину полосы движения, но не выезжая на полосу встречного движения. Скорость движения на повороте изменяет боковую силу в квадратичной зависимости: если скорость увеличить в 2 раза, действие боковой силы возрастет в 4 раза.

Поэтому снижение скорости перед входом в поворот является обязательным условием его безопасного прохождения, за исключением дорог, где скорость лучше увеличить. Тогда действующая боковая сила сильнее прижмет автомобиль к полотну дороги. Устойчивое (без заноса) движение на повороте зависит также от состояния шин и дороги, силы бокового сцепления колес с дорогой, от особенностей привода на ведущие колеса (заднеприводные, переднеприводные, полноприводные) и от расположения груза. Занос и опрокидывание возникают скорее на скользкой дороге у заднеприводного автомобиля с грузом, значительно выступающим за боковые борта. Наиболее устойчивы к заносу полноприводные и переднеприводные автомобили.

Явление увода. При движении на повороте вследствие боковой эластичности шин происходит некоторый снос автомобиля (без проскальзывания) в сторону, противоположную повороту рулевого колеса. Явление увода также может возникнуть под действием сильных порывов ветра. Чем выше скорость движения на повороте, тем больше увод. Это явление имеет в определенных условиях серьезное значение для безопасности движения, и водитель должен уметь его учитывать. Если водитель не сумеет компенсировать боковой увод соответствующим поворотом руля, то при правом повороте его вынесет на полосу встречного движения, а при левом повороте - утянет на обочину. Боковой увод из-за воздействия ветра обычно компенсируют соответствующим поворотом рулевого колеса. Поэтому при въезде в зону затишья нужно уменьшить угол поворота рулевого колеса, чтобы избежать резкого изменения направления движения.

Управляемость и устойчивость. Под управляемостью понимают способность автомобиля сохранять или изменять направление движения точно в соответствии с приложенными воздействиями. Для сохранения прямолинейного движения управляемые колеса автомобиля и ось подвески устанавливаются под некоторыми углами, что обеспечивает стабилизацию передних колес (возврат в нейтральное положение) при случайных отклонениях после выхода из поворота.

Под устойчивостью понимают способность автомобиля противостоять заносу (боковому скольжению) и опрокидыванию. Более вероятно нарушение поперечной устойчивости, возникающее вследствие действия боковых сил и поперечной составляющей силы тяжести. Устойчивость движущегося автомобиля зависит от многих факторов: массы автомобиля, высоты его центра тяжести, ширины колеи, базы размера шин, их конструкции и состояния; радиусов кривизны дороги и состояния ее поверхности, скорости и направления движения; умения управлять автомобилем и др.

Установлено, что чем выше расположен центр тяжести автомобиля и чем уже колея и база, тем выше вероятность опрокидывания на косогоре или подъеме. Оно наступает, когда вектор силы тяжести проходит через точку контакта колеса с дорогой. Наличие груза в кузове, особенно крупногабаритного, увеличивает высоту центра тяжести, снижая тем самым устойчивость. На повороте существенное влияние на устойчивость оказывает также скорость поворота управляемых колес. Резкий их поворот чаще всего приводит к опрокидыванию автомобиля. Движение по косогору увеличивает вероятность опрокидывания из-за возможного смещения груза и пассажиров.

Автомобили в зависимости от конструкции различаются по так называемой поворачиваемости, т.е. они по разному ведут себя при движении на повороте. Большинство заднеприводных автомобилей имеет недостаточную поворачиваемость, т. е. стремятся перейти на больший радиус поворота, поэтому приходится дополнительно поворачивать рулевое колесо, чтобы автомобиль следовал на закруглении заданному направлению. Однако некоторые конструкции автомобилей, наоборот, на повороте стремятся перейти на дугу меньшего радиуса, поэтому приходится понемногу возвращать руль обратно. Сложнее управлять автомобилем с избыточной поворачиваемостью, так как он более склонен к заносу.

На управляемость автомобиля определенное влияние оказывают некоторые эксплуатационные факторы. Например, снижение давления воздуха в шинах высокого давления увеличивает угол увода, а в широкопрофильных - уменьшает. Радиальные шины лучше противостоят уводу, чем диагональные. Поэтому при установке, к примеру, сзади радиальных шин, а впереди диагональных недостаточная поворачиваемость автомобиля увеличивается, и наоборот. Повышение нагрузки на ось уменьшает величину увода колес, поэтому опытные водители проходят поворот с небольшим ускорением. Это приводит к увеличению нагрузки на заднюю ось, повышается сцепление задних колес с дорогой, автомобиль более устойчив на поворотах. Тормозить же на повороте не следует, резко возрастает опасность заноса.

Скользкое покрытие ухудшает управляемость автомобилем с задним приводом, переднеприводные и полноприводные автомобили менее чувствительны к изменению коэффициента сцепления. Под маневренностью понимается способность автомобиля выполнять разворот на возможно малой площади. Маневренность автомобиля зависит от его габаритных размеров, величины колесной базы, ширины колеи, предельных углов поворота передних колес. Основной параметр, характеризующий маневренность автомобиля, - его минимальный радиус поворота. Легковые автомобили обладают лучшей маневренностью (радиус поворота меньше 6 м) по сравнению с грузовыми и требуют гораздо меньше площади для маневрирования и разворотов. Автопоезда, наоборот, требуют больше места для маневрирования, чем одиночные автомобили.

Проходимость автомобиля — это его конструктивные свойства, позволяющие ему работать в тяжелых дорожных условиях и вне дорог. У автомобилей повышенной проходимости обычно все оси ведущие, кроме того, они имеют увеличенный дорожный просвет (клиренс).

Динамические свойства. Для обеспечения безопасности движения, кроме хороших тормозных качеств, нужна и хорошая динамика разгона автомобиля (приемистость). Чем выше возможная максимальная скорость, тем лучше и динамика разгона автомобиля. Эти показатели зависят в основном от удельной мощности двигателя, т.е. мощности, приходящейся на единицу массы автомобиля. Чем выше удельная мощность, тем лучше динамические показатели.

Приемистость автомобиля играет особо важную роль при совершении обгона. Этот показатель входит в технические характеристики легкового автомобиля. Она оценивается временем разгона с места до 100 км/ч. У современных отечественных легковых автомобилей это время составляет 15 с (ВАЗ_2108), у грузовых автомобилей динамика разгона ухудшается по мере роста грузоподъемности.

Обзорность и информативность автомобиля. Обзорность с места водителя ограничивается конструктивными особенностями кабины и кузова автомобиля. Широкие стойки кузова, большой угол наклона лобового и заднего стекол уменьшают обзор и ухудшают активную безопасность автомобиля. Наличие высокого кузова или полуприцепа у грузового автомобиля резко ухудшает задний обзор автомобиля. Для увеличения обзора устанавливают панорамные (без поперечной стойки) стекла, подбирают оптимальные углы наклона стекол и капота, оборудуют автомобиль зеркалами заднего вида. Стойки кузова и его элементы могут ограничивать обзор, образовывать «слепые» зоны.

Хорошей передней обзорностью обладают грузовые автомобили с кабиной, расположенной над двигателем (МАЗ, КамАЗ). Обзорность - неизменяемое конструктивное качество каждой модели автомобиля, однако она может ухудшаться в непогоду из-за неработающей щетки стеклоочистителя, налипания снега, грязи и т.п. Так как основную информацию о среде движения водитель получает через органы зрения, обзорность автомобиля играет важную роль в обеспечении безопасности движения.

Для того чтобы намерения водителя были понятны другим участникам движения, он пользуется средствами сигнализации. Среди световых приборов сигнализации имеются указатели поворотов, передние и задние габаритные фонари (подфарники), стоп сигналы. Все транспортные средства для лучшей видимости в темное время имеют отражатели света: сзади - красные, на боковых сторонах - оранжевые, на передней части прицепов и полуприцепов - белого цвета. Они также оборудуются фонарем для освещения заднего номерного знака. На всех автомобилях устанавливаются фары дальнего и ближнего света, могут быть установлены также противотуманные фары и фары заднего хода. Свет всех фар может быть белый или желтый.

Общая цель оборудования указанными приборами - повысить безопасность автомобиля. Кроме указанных традиционных приборов, на некоторых зарубежных автомобилях устанавливаются радары, сигнализирующие водителю об опасном сокращении дистанции между автомобилями, а также навигационное оборудование, позволяющее водителю точно определять свое местонахождение на местности. Представляет удобство выпускаемый в Канаде ультразвуковой прибор, предотвращающий наезды на объекты при движении задним ходом путем подачи водителю звукового сигнала при опасном приближении. Установленный на автопоезде прибор позволяет подъехать задним ходом к краю погрузочной платформы на расстояние 25 мм без помощи посторонних лиц или зеркала заднего вида. Кроме обычных средств внутренней информативности автомобиля (контрольно измерительные приборы), многие автомобили оборудуются сигнализаторами аварийного падения давления, отказа тормозных контуров, состояния шин, тормозных и рулевого механизма, закрытия дверей автомобиля и др. Помимо удобств, такие приборы дополнительно повышают активную безопасность.

Приемы маневрирования

Техника прохождения поворотов. Она различается в зависимости от угла поворота дороги (ее кривизны). Однако независимо от геометрии и других особенностей - конкретных закруглений дороги - можно сформулировать наиболее общие правила их прохождения.

1. На любом закруглении дороги автомобиль начинает испытывать на себе действие боковой силы, которая стремится сдвинуть его в противоположную повороту сторону. Эта сила тем больше, чем выше скорость движения по кривой и меньше ее радиус (пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота).

2. За счет упругости подвески и сил бокового сцепления шин с дорогой автомобиль может двигаться на повороте без бокового скольжения. Однако даже небольшого превышения скорости достаточно, чтобы нарушилось силовое равновесие и автомобиль заскользил на повороте вбок, увеличивая радиус траектории движения. Правильный выбор скорости движения на повороте - основа его безопасного прохождения.

3.

Необходимо дополнительно снижать скорость перед закруглением, если мал радиус поворота (крутой), покрытие разбитое или скользкое, отсутствует вираж, закрыт обзор зоны поворота, высоко расположен груз в кузове или в багажнике на крыше автомобиля.

4. Дополнительно снизить воздействие боковой силы на повороте можно, искусственно увеличивая радиус поворота и спрямляя траекторию движения, максимально используя ширину своей полосы движения и двигаясь по ее внешней кромке. Ни в коем случае нельзя захватывать полосу встречного движения, иначе может произойти лобовое столкновение. На входе в поворот и выходе из него автомобиль должен находиться у внешней границы полосы движения.

5. Снижать скорость и переходить на более низкую передачу надо заблаговременно, до входа в поворот, когда управляемые колеса еще не повернуты. Тормозить, выключать сцепление и переключать передачи, резко увеличивать подачу топлива на повороте опасно. На закруглении надо двигаться в натяг, т.е. чуть чуть увеличив открытие дросселей, - это улучшает устойчивость машины, рулевое колесо держать двумя руками. Общие закономерности управления автомобилем на повороте следующие:

* чем круче поворот (меньше радиус закругления), тем больше необходимо снижать скорость до входа в него и смещать автомобиль к внешней кромке полосы движения на входе и к внутренней на выходе;

* при повороте трассы на угол 90| и более требуется до входа в него перейти на пониженную передачу, а при малых радиусах поворота (25 м и менее) рулевое колесо поворачивать скоростным методом на боковом секторе его с окрестным хватом.

В городских условиях при выполнении правых и левых поворотов водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке. Кроме того, при выполнении левого поворота или разворота водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Водитель также обязан предусмотреть достаточный интервал между задним правым колесом и бордюром, чтобы при повороте не наехать на тротуар или не выехать на полосу встречного движения. Если для изменения направления движения необходимо повернуть рулевое колесо на несколько оборотов, рекомендуется использовать окрестный хват.

Движение задним ходом. Здесь имеются существенные особенности из-за ограничений в обзоре и неудобства наблюдения за дорогой. Прежде чем выполнить этот сложный маневр, надо убедиться, что путь за автомобилем свободен, а дорога не имеет опасных дефектов. Не надейтесь в этом случае на зеркала заднего вида — опасность может оказаться в «слепой» зоне. Лучше обойти автомобиль сзади (особенно после стоянки) и лично убедиться в безопасности движения задним ходом. При движении задним ходом важно, чтобы рука находилась на верхней части рулевого колеса. Это позволяет наиболее точно контролировать движение задним ходом. Левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая - на педали дросселей.

Двигаться надо медленно, поддерживая малую скорость пробуксовкой сцепления (частично нажатием педали). Для полной остановки автомобиля следует нажать педаль тормоза. При маневрировании задним ходом автомобиль поворачивает в том направлении, в каком вы вращаете рулевое колесо. Однако при повернутой назад голове у начинающих водителей нарушается ориентация. Если автомобиль начинает отклоняться от необходимой траектории, они теряются и совершают неправильный поворот рулевого колеса.

Поэтому надо приучить себя двигаться задним ходом на малой скорости и не стесняться остановиться и повторить маневр, если автомобиль не вписывается. Самое главное при движении задним ходом - необходимость контроля не только задней части автомобиля, но и крайних точек левого (при повороте направо) и правого (при повороте налево) крыла. При поворотах задним ходом передняя часть автомобиля движется по большому радиусу. Причем чем больше передний свес автомобиля, тем больше радиус. Поэтому если переднее колесо вписалось, это не означает, что крыло автомобиля не заденет препятствие. Контролируйте окружающую обстановку путем быстрого перевода взгляда во всех направлениях, не оставляя без внимания ни одной невидимой зоны.

Разворот автомобиля. Это очень ответственный и опасный маневр. Самое главное здесь - выбрать безопасный момент и место для его выполнения. Никто не должен обгонять вас слева, а дорога должна хорошо просматриваться в обоих направлениях. Перед троганием надо оценить обстановку во всех направлениях. На зеркала заднего вида при развороте лучше не полагаться, а проконтролировать обстановку поворотом головы назад. При ограниченной видимости опытные водители даже приоткрывают дверь для более надежного контроля обстановки сзади.

По технике выполнения наиболее сложен разворот на узкой дороге. Особенность его в том, что, не доезжая примерно 2 м до бордюра, водитель на малой скорости как можно больше поворачивает рулевое колесо в противоположную сторону, как бы подготавливая автомобиль к последующему повороту задним ходом. Многие не делают этого, в результате приходится затрачивать больше движений вперед назад для разворотов на узкой дороге. Другой распространенной ошибкой водителей является поворот колес на месте. Это вызывает повышенный износ рулевого механизма и шин.

Заезд на стоянку. Этот маневр в условиях стесненности современных городов требует хорошо развитого чувства габарита и техники маневрирования автомобилем на ограниченной площади. Самый простой случай - вдоль тротуара достаточно места. Старайтесь не подгонять передние колеса вплотную к бордюру, пусть останется зазор 30–40 см. Тогда в условиях стесненности можно будет повернуть колеса для последующего выезда. Опытные водители припарковывают автомобиль так, что передние колеса остаются повернутыми влево. При этом облегчается последующий выезд, а кроме того, правое колесо, упершись в бордюр, служит дополнительным тормозом на уклонах во избежание скатывания автомобиля назад. Часто приходится заезжать на стоянку между автомобилями под прямым углом передним и задним ходом, причем второй способ удобнее использовать при ограниченном пространстве слева, так как он требует меньше площади для выполнения данного маневра.

Перед заездом оцените интервал между автомобилями - он должен быть примерно на 2 м шире вашего автомобиля, иначе открывание дверей будет ограничено, да и выезд станет трудней. При заезде задним ходом водитель направляет автомобиль вперед и останавливает его так, чтобы задний бампер его оказался где-то на уровне середины капота объезжаемого автомобиля, а интервал составлял не менее 1,5 м. Затем включает заднюю передачу и медленно начинает движение, быстро поворачивая рулевое колесо справа до упора.

Голова повернута вправо назад, водитель следит за прохождением правой стороны автомобиля. Как только задняя часть автомобиля войдет в промежуток между стоящими транспортными средствами, водитель поворачивает голову налево и уточняет, не заденет ли левое крыло стоящий слева автомобиль. Затем, контролируя попеременно интервалы слева справа, возвращает рулевое колесо в нейтральное положение так, чтобы автомобиль остановился параллельно стоящим транспортным средствам. Если интервалы оказались разными, лучше подать автомобиль вперед, подкорректировать его положение рулевым колесом и снова подать назад.

Намного легче устанавливать автомобиль на стоянку под углом к тротуару. На стоянку вдоль тротуара можно заезжать двумя способами: передним и задним ходом. Второй способ используют, когда расстояние между стоящими автомобилями минимально, но не меньше, чем полторы длины кузова вашего автомобиля (для легковых машин - около 6 м). Перед выполнением заезда передним ходом водитель оставляет справа интервал не менее 1 м и начинает поворачивать рулевое колесо вправо, следя за тем, чтобы не задеть задним правым крылом или бампером своего автомобиля переднюю часть объезжаемого транспортного средства.

При выполнении заезда задним ходом надо проехать вперед, остановив автомобиль параллельно объезжаемой машине с интервалом 0,5–0,6 м. Тронувшись, быстро поворачиваем рулевое колесо вправо до упора, не упуская из виду правую сторону автомобиля. В положении II рулевое колесо переводят в крайнее левое положение, при этом необходимо следить за прохождением правого переднего крыла около заднего бампера объезжаемого автомобиля. Если правое крыло вашего автомобиля беспрепятственно прошло, можно быстро возвратить рулевое колесо в нейтральное положение, установив автомобиль вдоль тротуара. Подавая машину вперед назад, выровнять промежутки между передним и задним автомобилями и затормозить свой, включив заднюю передачу после остановки двигателя. Четкость заезда задним ходом между стоящими автомобилями зависит в основном от умения быстро возвращать рулевое колесо из крайнего правого в левое положение, при этом не упуская из виду правое крыло автомобиля. Данный прием заезда на стоянку в условиях дефицита площади является наиболее предпочтительным.

Управление переднеприводными автомобилями

В последние годы в автомобилестроении наметились тенденции к переходу на переднеприводные автомобили. Эти машины обладают рядом преимуществ по сравнению с классической компоновкой. Прежде всего они более экономичны, имеют меньшую массу, более устойчивы, в салоне нет тоннеля для карданного вала, следовательно, меньше шум и вибрация, выше ездовой комфорт.

Благодаря тому, что крутящий момент в переднеприводном автомобиле передается на передние управляемые колеса, они более устойчивы на дороге, особенно на скользких прямолинейных участках. Машина идет за передней осью, словно нитка за иголкой, у нее высокая курсовая устойчивость. На переднеприводных отечественных автомобилях устанавливается реечное рулевое управление: оно более надежно, имеет меньший по сравнению с червяком роликом люфт.

Кроме того, при повороте рулевого колеса из одного крайнего положения в другое требуется меньше физических усилий. На поворотах, особенно на очень скользких, у переднеприводного автомобиля может проявиться характерная для таких машин недостаточная поворачиваемость: автомобиль как бы стремится ехать по большему радиусу, чем задает ему рулем водитель. При этом если в повороте на гололедице резко увеличить подачу топлива и сильно повернуть рулевое колесо, автомобиль может и вовсе пойти прямо.

У переднеприводного автомобиля при резком ускорении на повороте рулевое колесо сильнее стремится возвратиться к нейтральному положению, чем у заднеприводного автомобиля. Поэтому в таких обстоятельствах следует особенно крепко удерживать руль. В остальных режимах движения самовозврат рулевого колеса не отличается от остальных автомобилей.

Если вы превысили скорость входа в поворот, то может начаться занос передней оси, автомобиль как бы не вписывается в закругление. В этих случаях поможет некоторое уменьшение подачи топлива. Однако если делать это слишком резко, может начаться занос задней оси, особенно на обледенелом спуске. Хотя это случается крайне редко, именно поэтому важно помнить, что уменьшение подачи топлива и переход при этом на низшую передачу усугубят занос. Выправлять автомобиль нужно не уменьшая, а по возможности чуть увеличивая подачу топлива и в основном с помощью рулевого колеса. То же самое надо делать при заносе на прямой.

Торможение переднеприводного автомобиля не имеет существенных особенностей: при самых неблагоприятных условиях, разных коэффициентах сцепления левых и правых колес машина устойчива, все время сохраняет прямолинейное движение. Автомобиль более устойчив, чем заднеприводный, к воздействию бокового ветра, поэтому при разъезде на узкой дороге с крупногабаритными транспортными средствами практически не ощущается отклонения автомобиля от заданной траектории движения.

На прямых участках дорог управление переднеприводным автомобилем не отличается от обычных. Лишь на очень крутых и скользких подъемах может возникнуть пробуксовывание передних ведущих колес. В таких крайних случаях уклоны обычно преодолевают задним ходом, что позволяет улучшить сцепление ведущих колес с дорогой.

Буксирование прицепов

В последние годы на наших дорогах заметно прибавилось легковых автомобилей с прицепами, все чаще встречаются автомобили, буксирующие прицеп дачу. Управление такими автомобилями имеет ряд особенностей. Прежде всего необходимо учитывать, что автомобиль с прицепом при движении ведет себя иначе, чем обычный одиночный. Поэтому первая задача водителя состоит в изменении стереотипа поведения при езде с прицепом и отношения к ней.

Нужно приучить себя тщательно соединять прицеп с автомобилем и периодически проверять надежность сцепки в пути, делая для этого кратковременные остановки. Перед поездкой необходимо установить необходимое одинаковое давление в шинах прицепа, проверить равномерность давления в шинах, повысить давление в задних шинах автомобиля на 0,2–0,4 кПа/см2 по сравнению с обычным. Иначе, кроме повышенного износа шин, будет ощущаться неустойчивое движение автомобиля и прицепа. Если буксируется прицеп дача, необходима установка по обеим сторонам автомобиля зеркал заднего вида.

Перед началом движения следует проверить техническое состояние указателей поворотов и стоп сигналов. Груз в прицепе нужно по возможности размещать впереди, чтобы на сцепное устройство действовала дополнительная прижимающая сила. Напомним, что в открытых прицепах груз должен как можно меньше выступать над бортами, иначе на поворотах на прицеп будет воздействовать дополнительная боковая сила, которая может его опрокинуть.

Динамика движения автомобиля с прицепом значительно меняется. Он медленнее разгоняется и дольше тормозит, что объясняется возрастанием общей массы транспортного средства (до 750 кг). Отсюда вытекает тактика вождения, другая, чем при управлении одиночным автомобилем: все делать с большим запасом пространства и времени. Не стоит предпринимать обгон автомобилей, двигающихся со скоростью 60 км/ч и более. Он может затянуться и создать опасные ситуации. Если все-таки производится обгон, не забывайте, что сзади вашего автомобиля еще и прицеп, возвращайтесь в свой ряд плавно, убедившись в зеркало заднего вида в безопасности.

Скорость движения автомобиля с прицепом следует уменьшить на 25% по сравнению с движением без прицепа и поддерживать ее в пределах 60–70 км/ч. Для экстренного торможения может потребоваться времени на 4 с больше, чем для одиночного автомобиля, поэтому увеличивайте дистанцию в потоке транспортных средств минимум на 15–20 м. Для экономии топлива не стоит двигаться на автомагистралях со скоростью выше 70 км/ч, так как уже при скорости 80 км/ч расход его возрастет примерно на 25%. Низкая и обтекаемая укладка груза в открытом прицепе, плотно обтянутом прорезиненным брезентом, также способствует экономии топлива.

Перед затяжным подъемом рекомендуется заранее переходить на пониженную передачу. Избегайте переключения передач на подъеме. Тормозите двигателем на спуске, не давайте разгоняться автомобилю, подталкиваемому сзади прицепом. Оставляйте побольше интервал при разъездах на узких дорогах со встречными трейлерами и крупногабаритными автобусами: воздушный поток может повлиять на устойчивость автомобиля с прицепом. Остерегайтесь сильного бокового ветра (особенно на мостах), он может сильно ощущаться в виде бокового увода, особенно если прицеп с большой боковой парусностью. На повороте учитывайте смещение прицепа к центру поворота.

При правом повороте автомобиль направляют ближе к левой стороне полосы движения. Водитель поворачивает рулевое колесо в момент, когда задние колеса автомобиля окажутся примерно напротив бордюра дороги, на которую поворачивает автомобиль. В этом случае прицеп не заденет бордюр. При левом повороте автомобиль направляют ближе к правой стороне полосы движения, а рулевое колесо поворачивают при прохождении центра пересечения.

Если прицеп начинает болтаться, обязательно остановитесь и проверьте, не сместился ли груз в прицепе, давление в шинах прицепа и автомобиля, состояние подвески. Не пытайтесь увеличением скорости натянуть разболтавшийся прицеп, это только усугубит положение. Для остановки и стоянки лучше выбирать ровные участки дорог, тщательно затормозить автомобиль (стояночный тормоз и первая передача), подложить с обеих сторон колес прицепа противооткатные упоры.

При подаче прицепа задним ходом (особенно прицепа дачи) обязательно нужно обойти прицеп сзади и убедиться в безопасности маневра. Чтобы повернуть прицеп влево, поворачивайте рулевое колесо тоже влево, и наоборот. После того, как прицеп двинулся в нужном направлении, возвращайте рулевое колесо в противоположную сторону, контролируя движение прицепа, обернувшись назад через правое плечо.

Сформулируем кратко рекомендации по управлению автомобилем с прицепом:

* при подготовке к выезду проверить состояние и надежность крепления сцепного устройства, техническое состояние указателей поворотов и стоп сигналов

прицепа, давление воздуха в шинах, расположение и крепление груза в прицепе, обзорность с помощью зеркал заднего вида;

* при трогании проверить действие тормозов и поведение прицепа, отсутствие посторонних шумов, устойчивость груза;

* в движении поддерживать скорость 60–70 км/ч, дистанция увеличена, контроль через зеркала за поведением прицепа, избегать обгонов, не разгоняться под уклоны, остерегаться открытых участков дороги, учитывать при поворотах смещение груза, чаще останавливаться для отдыха и осмотра прицепа, избегать ночной езды;

* на остановках и стоянках выбирать по возможности места без продольных и поперечных уклонов дороги, полностью затормаживать автомобиль стояночным тормозом, включать первую (или заднюю) передачу, с обеих сторон колес прицепа обязательно устанавливать противооткатные упоры.

subscribe.ru

Советы начинающему водителю от начинающего водителя

Если бы кто-то дал мне почитать эти советы год назад, я была бы ему безмерно благодарна. Советы давали инструкторы, друзья, знакомые и прочие умные люди, до чего-то я дошла сама. Пользуйтесь) И дописывайте свои!

1. Механика? Не страшно! Через несколько дней активного вождения переключение передач дойдет до автоматизма. Плавно выжимать сцепление, не дергая, научишься со временем. И даже ориентироваться по зеркалам. Не надо думать, что ты не научишься. Даже таксисты и водители маршруток могут, и ты тоже сможешь) Если у тебя есть возможность начать водить на механике, это замечательно, потому что так хорошо чувствовать машину на автомате, ты не научишься.

2. Не бойся, если заглохнешь! Все все понимают. Спокойно включай аварийку, заводись и езжай дальше. Не суетись!

3. Не смотри на тахометр! Да, в автошколе учат смотреть, но это неправильно. Нажми на газ, доведи ~ до 2000 оборотов. Теперь возьми бумажку, закрой тахометр и попробуй сделать то же самое на слух. Слышишь?) Учись слушать и чувствовать автомобиль.

4. Чтобы почувствовать габариты, не ленись выходить и смотреть сколько места осталось впереди/сзади до чего-либо.Чтобы почувствовать, где проедут колеса, сомни пластиковую бутылку ногами, положи так, чтобы ее было видно и попробуй на нее наехать (будет хорошо слышно, когда на нее попадешь колесом). Когда будешь пробовать, обрати внимание на момент исчезания булытлки из твоего поля зрения. Выйди из машины и посмотри, на каком расстоянии от машины лежит бутылка.Поставь перед собой взрослого человека среднего роста. Проезжай вперед до того момента, когда его ноги будут по колено не видны. Это примерно уровень бампера автомобиля, который едет перед тобой, теперь ты знаешь, какое расстояние между тобой и едущим впереди автомобилем, когда его капот начинает скрываться из виду.

5. Сначала накатай часто используемые маршруты, затем расширяй географию, приезжай в знакомые места немного другими маршрутами. Только так научишься ездить! Побольше катайся ночью.

6. Пожалуйста, не трясись над каждой мелкой царапинкой на своей машине. Машина — всего лишь транспорт. Помни: упертых ослов, создающих пробку из-за царапинок и мелких вмятинок, ненавидят сотни проезжающих мимо водителей.

7. Открытый люк, неадекват на дороге, большая яма? Не стесняйся, останавливайся и звони в полицию. Этим ты очень поможешь другим людям!

8. Знай, куда заливается омывайка и как открывается капот. Всегда вози с собой запасную омывайку.

9. Пожалуйста, никогда не паркуйся на 2 места даже когда вся стоянка свободна! И на тротуарах — тоже никогда. И по обочине не катайся!

10. Фотографируй на телефон номер места и этаж парковки в торговых центрах.

11. Всегда закрывай двери!

12. Заведи в автомобиле бумажку с номером телефона и клади ее под стекло, когда уходишь.

13. Раз в 10 секунд бросай взгляд в зеркало заднего вида.

14. Смотри всегда вперед через несколько машин. Часто через стекла автомобиля, который перед тобой, видны стоп сигналы через один автомобиль, обращай на них внимание.

15. Проверяй ходовые свойства машины! Изменились погодные условия? Сгоняй на пустую дорогу/площадку и потренируйся тормозить со скорости 60 км/ч и просчитай, какую дистанцию нужно держать, чтобы не врезаться. А теперь сравни тормозной путь на скорости 80 км/ч. Впечатляет?)Представь, что ты едешь на скорости 60 км/ч, а перед тобой препятствие (положи пластмассовую бутылку), тебе нужно резко уйти в сторону, потренируйся.

16. Большинство современных автомобилей оборудовано системой, включающей частое мигание тормозных сигналов и при резком торможении и аварийку при почти полной остановке. Видишь что-то подобное - будь готов тоже тормозить.

17. Не смотри на яму, которую ты хочешь объехать, если будешь на нее смотреть, обязательно в нее въедешь! Смотри вперед, в то место, куда хочешь приехать.

18. Выезжаешь с прилегающей территории, едет поток и ты не видишь возможности выехать, а сзади кто-то сигналит? Спокойствие! Не торопись. Дождись ситуации, когда ты сможешь сказать "точно можно" и только потом выезжай. Если сигналят сзади, подумай дважды, не потому ли ты выезжаешь побыстрее, что хочешь угодить тому, кто стоит сзади, правда ли безопасно выехать? Да? Выезжай!

19. Красный сигнал светофора с зеленой стрелкой очень коварен. Проверь, что в том ряду, куда ты выезжаешь, точно никого нет.

20. В едущем потоке всегда смотри, можно ли перестроиться, только после этого включай поворотник, затем еще раз смотри и совершай маневр. В пробке включай поворотник и активно просись — пустят!

21. Когда перестраиваешься, всегда смотри в зеркало не боковым зрением, а поворачивая слегка голову. Это поможет увидеть боковым зрением автомобиль в слепой зоне.

22. Не бойся перестраиваться. В основном люди добрые, если ты не прям им в бок перестраиваешься) Когда пропускают, не тупи, езжай! Если автомобиль притормаживает, он пропускает!

23. Старайся заранее смотреть на дополнительные секции светофоров и стрелки на асфальте. Не успеваешь перестроиться из поворотного ряда? Правила гласят: поворачивай. В реальной жизни новички стоят и никому не дают проехать. Не делай так, встань впереди всех, перед стоп-линией в нужный тебе ряд (если это не помешает перекрестному движению, но обычно не мешает). К сожалению, на наших дорогах разметка оставляет желать лучшего и даже опытный водитель не всегда успевает увидеть, что ряд поворотный. Если на дороге три ряда, то езжай в среднем, так надежнее.

24. При выезде на одностороннюю улицу или дорогу с множеством полос включай тот поворотник, который будет виден потоку машин, а не тот поворотник, в сторону которого ты поворачиваешь.

25. При левом повороте из поворотного ряда через встречку не выкручивай колеса заранее. Если кто-то слегка толкнет сзади, полетишь на встречку.

26. Если ты водишь обычный средний седан, лучше, чтобы у тебя было ощущение, что ты сидишь посередине полосы, тогда реально автомобиль будет немного смещен вправо, но в то же время останется в своей полосе. Так безопаснее.

27. В тебя вылетают с прилегающей территории? Не крути руль влево, иначе может быть встречное столкновение с ни в чем не повинным водителем. Тормози и езжай прямо.

28. Ты едешь по главной дороге и чувствуешь, что водитель автомобиля, который едет по второстепенной, тебе не уступает? К сожалению, только в гаишных билетах всегда уступает тот, кто должен. В спорной ситуации, даже если у тебя преимущество, будь готов пропустить: дать дураку дорогу. Забудь про фразы "он мне должен уступить", "он не должен тут переходить дорогу", "собаку нужно держать на поводке, а ребенка за руку", "не поедет, у меня главная", "об обязан", "правила гласят", "если я его собью, он будет виноват" — это может сохранить тебе если не жизнь, то машину уж точно)

29. Видишь, что кто-то обгоняет по встречке и есть вероятность, что не успеет перестроиться? Брось взгляд в зеркала, притормози, посмотри на обочину и оцени, сможешь ли ты на нее уйти в случае, если встречный водитель не успеет перестроиться.

30. Перед любым нажатием на педаль тормоза смотри в зеркала!

31. Не катайся на нейтралке. Так учат инструкторы. Но это небезопасно, на нейтралке автомобиль не управляем.

32. Зимой только шипы! Это безопасно. Пусть на липучке ездят маркетологи, впаривающие липучки, причем лучше не по дорогам для общего пользования, а по автополигонам.

33. Не всегда полезно тормозить двигателем: водитель сзади должен видеть, что у тебя загораются стоп-сигналы, а загораются они только при нажатии на педаль тормоза. Если хочешь привлечь внимание водителя сзади, тормози несколькими нажатиями на педаль.

34. Кто-то резко тормозит или остановился в соседнем ряду? На дороге пешеход! Тормози!

35. По обочине идут дети? Ребенок едет по тротуару на велосипеде/самокате/роликах? Ребенка на тротуаре совершает какие-то активные действия, бегает-прыгает? Притормози и будь готов остановиться.

36. Двигайся задним ходом, крутя во все стороны головой, включив аварийку! Никаких резких движний, даже если сзади никого нет на 100 %. Бабульки и дети уверенны, что у водителя на затылке глаза и любят обходить автомобиль сзади.

37. Лучше не пользуйся услугами пытающихся помочь, махая руками во время парковки. Не всегда понятно, на сколько крутить руль, как крутить и сколько отъезжать/подъезжать, вероятность врезаться больше, чем если ты смотришь по зеркалам.

38. Многие паркуются в тумбочки с цветами или бетонные блоки — их обычно не видят парктороники. Не верь парктроникам!

38. Будь предсказуемым!

40. "- Он же Ники Лауда, гонщик формулы 1! Его как раз взяли в Ферарри!- Его? Не может быть!- Почему?- Ну вы же знаете гонщиков формулы... длинные волосы, сексуальные, рубашки расстегнуты. И вообще, смотрите, как он едет, как старик!- Ехать быстро ни к чему! Это увеличивает степень риска! Мы не спешим, мне не платят, зачем без причины и без оплаты ехать быстро?..."

(с) фильм "Гонки"

vikus.livejournal.com

Советы начинающему водителю

Содержание:

Итак, школа вождения окончена, все экзамены успешно сданы, права уютно устроились у вас в кармане, а машина ждет под окном. Поехали? Первое самостоятельное путешествие на своем автомобиле — это всегда взрыв самых разнообразных эмоций. Чего тут только не намешано! И гордость, и радость от того, что сейчас вы сами поедете куда захотите и никто вам больше не указ, и волнение (а все ли получится как надо?) и, конечно, страх (а вдруг что-то пойдет не так)…

Главное — не дать тревоге полностью захлестнуть себя — она плохая помощница. Действительно, а что, собственно говоря, так уж переживать? Нет ничего нового в этом мире и когда-то даже знаменитый Шумахер вот так же, с робостью и волнением, подходил к своему самому первому автомобилю. А сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, помогут простые советы начинающим водителям. Немного успокоились? Тогда можно начинать.

Подготовка к поездке

Перед тем как сесть в автомобиль, возьмите за правило внимательно осматривать его. Проверьте не спущены ли колеса, не появились ли царапины или вмятины на кузове. Особенно важно это сделать если ваша машина стояла на улице. Убедитесь в том, что колпаки и регистрационные номера на месте. Аккуратно протрите зеркала, стекла и фары. Все в порядке? Тогда садитесь. Маленькая хитрость — чтобы не искушать воров-барсеточников, заведите себе полезную привычку сначала блокировать двери и только после этого выпускать сумочку из рук.

Убедитесь в том, что сидение и зеркала заднего вида установлены «как надо», т.е. отрегулированы под вас. Пристегните ремень. Ну вот, можно ехать! Для первых самостоятельных поездок лучше выбрать какой-нибудь хорошо знакомый маршрут. Желательно, чтобы движение на нем было не слишком оживленным. Самые предусмотрительные обычно «проходят» его пешком, обращая особое внимание на дорожные знаки и другие «неожиданности». Думается, что это правильный подход. Ведь первое время вам будет очень сложно уследить сразу за всем — и за машиной, и за дорогой, и за знаками.

Если вы боитесь самостоятельных поездок, то можно попросить, чтобы первые несколько раз с вами «покатался» более опытный водитель. Только не муж! Он просто замучает вас «ценными руководящими указаниями», советами, критикой и придирками. Лучше взять с собой надежную подругу с хорошим водительским стажем. Главное, чтобы она не была болтушкой, а то только отвлекать будет. А вам сейчас это абсолютно не нужно. По этой же причине поначалу не стоит включать в салоне радио или музыку. А мобильный телефон на время первых поездок лучше совсем отключить. Вам потребуется все ваше внимание.

«Пора в путь-дорогу…»

Одной из самых распространенных ошибок новичков является желание «прижаться» поплотнее к обочине. Это и понятно. Новичок чувствует себя за рулем неуверенно и побаивается других машин и водителей, опасается попасть в аварию. Поэтому и стремится стать как можно незаметнее на дороге. Однако двигаясь в плотную к обочине, очень легко «напороться» на какой-нибудь кусок разбитого стекла или гвоздь. А это вряд ли поднимет вам настроение, верно?

Займите свой ряд и двигайтесь спокойно, соблюдая дистанцию и интервал. Старайтесь перестраиваться как можно реже. При маневрах не забывайте включать поворотники. Если поворот делается из нескольких рядов одновременно, постарайтесь выдержать необходимый радиус и не «перепрыгнуть» в другой ряд. С какой скоростью двигаться? В теории все совершенно понятно — вы должны соблюдать скорость потока. На практике новичков бросает «из крайности в крайность». Обычно в потоке начинающий водитель заметен невооруженным глазом — он движется гораздо медленнее других. Достаточно часто такая манера езды приводит к возникновению пробок и заторов. Это, безусловно, не может радовать других участников движения. Выбиваясь из скорости потока вы становитесь помехой и мешаете водителям.

Существует и другая крайность. На свободных участках, когда в зоне видимости нет других автомобилей, новичок, как правило, не может удержаться от искушения немножко «полихачить». Ведь так хочется почувствовать скорость и понять, что ты действительно можешь управлять этим «зверем». Поэтому почувствовав себя в относительной безопасности, мало кто продолжает соблюдать осторожность. А это очень опасно — ведь вы еще толком не научились управлять машиной на больших скоростях. И тут может случиться что угодно — вас может «вынести» на встречную полосу или на какое-нибудь препятствие, занести и т.д. Достаточно часто такие развлечения оканчиваются очень печально.

Обгон

Обгон — это один из самых опасных маневров. Особенно для неопытного водителя. Конечно, вы хорошо выучили ПДД — иначе как бы вы сдали экзамен? — и знаете правила обгона. Теоретически. Однако на практике все оказывается не так уж и просто. Самый главный совет — перед тем как начать маневр, подумайте, так ли уж он необходим? Первый самостоятельный обгон рекомендуется делать только на пустой трассе или улице, при хорошей видимости и только в том случае, если движущийся перед вами транспорт просто «ползет». Если скорость движения соответствует правилам, установленным на этом участке дороги, от обгона следует воздержаться.

Вы все-таки приняли решение обгонять? Убедитесь в том, что на «встречке» нет автомобилей и вы просматриваете достаточно большой участок дороги. Тогда уж точно из-за угла на вас не выскочит встречный грузовик. Только после этого уверенно и спокойно выполните маневр. Если обгоняют вас, то не следует увеличивать скорость. Ведь другой водитель учитывает этот параметр. Если ваша скорость изменится, то он может не успеть завершить обгон и все это закончится плачевно.

Едем на заправку

О том, что ваш автомобиль «проголодался», можно судить по указателю уровня топлива, расположенному на приборной панели. На большинстве автомобилей около шкалы прибора есть специальная лампочка. Она загорается когда уровень бензина снижается до определенного значения. Однако такая «подсказка» есть не на всех машинах, поэтому за стрелкой необходимо присматривать. О том, что бензин заканчивается, можно узнать и по другим симптомам. При резких поворотах, разгоне или на подъемах начинаются провалы тяги. Это значит, что пора ехать на заправку.

Лучше заранее порасспросить у соседей, приятелей и коллег какие из заправок, расположенные на ваших основных маршрутах, торгуют качественным бензином. Постарайтесь всегда заправляться только на них. Аккуратно подведите автомобиль к колонке. Естественно, с той стороной, на которой находится люк бензобака. Подъехав, сразу заглушите двигатель и уж ни в коем случае не курите — на автозаправках очень боятся пожара. Впрочем, это вполне объяснимо.

Когда к вам подойдет сотрудник АЗС, сообщите ему, какой бензин «ест» ваша машина — вы же это знаете, правда? После этого надо пойти в кассу. Можно заправить машину до полного бака, купить определенное количество литров или залить топливо на определенную сумму — как вам удобнее. Обязательно возьмите чек и ни в коем случае не теряйте его. По крайней мере, до следующей заправки. Во-первых, это помогает избежать недолива бензина, а это иногда случается. Во-вторых, если с вашей машиной случатся какие-нибудь неприятности из-за некачественного топлива, он будет служить доказательством того, что заправлялись вы именно на этой АЗС.

А что делать, если никто не спешит прийти к вам на помощь и «накормить» вашу любимицу? Ну, тогда придется брать все в свои руки. Возьмите заправочный пистолет и аккуратно вставьте его в горловину бензобака. Надавите на рычаг, расположенный под рукояткой пистолета. Посмотрите на табло, расположенное перед вами — видите, там «побежали» цифры? Они обозначают количество топлива, уже залитого в бензобак, и его цену. Когда бак вашего автомобиля заполнится, фиксатор должен автоматически отщелкнуться. Если фиксатора нет — внимательно следите за процессом. Как только вы увидите, что бензин начал пенится у горловины, сразу же отпустите рычаг. Не стоит пытаться залить бензин до самой крышки. Ведь если вы неправильно рассчитаете, то обольете и себя и машину.

Что же делать, если вы «прозевали» момент и бензин в машине практически закончился? Если двигатель глохнет, не надо пытаться заводить его опять и опять — это вредно для бензонасоса. В такой ситуации лучше съехать на обочину и выключить зажигание. Что делать дальше? Строго говоря, существует только два варианта — либо вы привозите бензин к автомобилю, либо отвозите автомобиль к «кормушке».

Самое простое — попросить о помощи кого-нибудь из друзей. Можно, конечно, воспользоваться помощью проезжающих мимо водителей, готовых поделиться с вами своим топливом. Но это достаточно опасно — некачественный бензин, слитый из чужого бака, может стать причиной серьезной поломки. Причем, скорее всего, этот случай будет признан не страховым.

Первая поломка

Ну что же, рано или поздно это происходит со всеми. Главное — без паники. Как только вы почувствовали «неладное» — включайте «аварийку» и попытайтесь съехать на обочину. Если сделать это не удается, то сразу же выставите знак аварийной остановки — это может спасти вам жизнь. Особенно если вы встали за каким-нибудь холмом или крутым поворотом. Теперь у вас есть два варианта — пытаться найти кого-нибудь, кто вывезет вас на тросе или вызывать эвакуатор.

Решать, конечно, вам. Трос — дешевле и быстрее. Но такое «путешествие» требует определенных навыков. Вы уверены, что они у вас есть? Если, не смотря ни на что, вы на это отважитесь, помните о «золотом правиле» 50х50. Что это значит? Это значит, что большинство автомобилей с АКПП можно буксировать на расстояние, не больше, чем 50 километров, со скоростью, не превышающей 50 км/ч. Основная ваша задача — следить за натяжением троса. Не должно быть никаких рывков, иначе вы просто влетите в задний бампер вашего «спасителя».

Еще один неприятный момент — если в вашем автомобиле есть гидроусилитель тормозов и руля, то вы с удивлением обнаружите, что надавить на педаль тормоза стало очень трудно, да и руль вдруг стал неимоверно тяжелым. Что ж, придется «попотеть» — смело жмите на педаль изо всех сил. Можно даже двумя ногами. Но держать педаль тормоза нажатой все время не рекомендуется — так она может отказать совсем. Слишком сложно? Тогда вызывайте эвакуатор! У вас ведь записан телефон, правда? Конечно, это удовольствие не из дешевых. Зато — это гарантия того что и вы, и ваша машина доберетесь до места в целости и сохранности. А что может быть важнее этого?

Первое свидание

Ну вот, это случилось и с вами — вас остановил инспектор ГИБДД. Главное — не нервничать! Скорее всего, это просто формальность. Что следует знать? Вы имеете полное право не выходить из автомобиля и общаться через окно, не разблокируя дверей. Старайтесь выглядеть спокойной и приветливой — это всегда производит благоприятное впечатление.

Если вы все-таки что-то нарушили, не стоит пытаться доказать свою невиновность. Обычно сотрудники ДПС хорошо знают, какие именно правонарушения чаще всего совершаются на том или ином участке дороги. Если вы не совершили ничего «криминального», то прямо на месте вы получите специальное постановление-квитанцию. Оплатить ее можно будет в любом отделении Сбербанка. Более тяжелые случаи рассматриваются в специальных «группах разбора», а мера вашей ответственности будет устанавливаться уже в суде. В некоторых ситуациях на руки вы получите только протокол, а о времени и месте рассмотрения дела вам сообщат заказным письмом.

Если вы уверены, что сотрудник ГИБДД не прав, и вы ничего не нарушали, можно попробовать отстоять свою позицию. Тут вам поможет хорошее знание ПДД и таблица действующих штрафов. Попробуйте объяснить инспектору логику своих действий, ссылаясь на данные документы. Только ни в коем случае не кричите, не размахивайте руками и, уж конечно, не оскорбляйте никого. Во-первых — это просто некрасиво. Во-вторых, скорее всего сотрудник ГИБДД знает все правила гораздо лучше вас и, при желании, может сильно «подпортить» вам жизнь.

Если инспектор решил составить протокол, а вы, по прежнему, считаете, что ни в чем не виноваты — смело излагайте свою позицию. Напишите в протоколе: «не согласна». Опишите свою версию. Постарайтесь обзавестись свидетелями, готовыми подтвердить ваши слова. Если же у вас вымогают взятку, необоснованно забирают документы или угрожают — звоните по телефону доверия ГИБДД. Вот, пожалуй, и все основные советы начинающим водителям. Следовать им не так уж и сложно, правда? А мастерство — оно обязательно придет с практикой. Главное, верить в себя и не бояться. Счастливого пути!

www.jlady.ru