Open Library - открытая библиотека учебной информации. Что важнее при выводе автомобиля из заноса


КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАНОСОМ | Наука и жизнь

Автомобиль следует по нормальной траектории, затем его заднюю часть неожиданно заносит влево.

Действие центробежной силы частично поглощается упругими элементами подвески.

Положение рук водителя на рулевом колесе во время вывода автомобиля из заноса.

Когда возникает угроза заноса, например, на скользкой или мокрой дороге либо на неожиданном крутом повороте, нужно быть особенно внимательным. Напомним, что время реакции водителя от начала заноса до поворота рулевого колеса или любого другого ответного действия составляет в среднем три четверти секунды, а автомобиль за это время пробегает около 20 метров. Опытный водитель чувствует, когда автомобиль может занести, умеет предотвратить занос и выйти из него, потому что знает, как поведет себя автомобиль и что надо делать в критической ситуации.

Во время движения по прямой на автомобиль действуют, с одной стороны, сила тяжести и сила тяги, величина которой зависит от мощности, развиваемой двигателем, с другой - сила трения колес, возникающая в точках их контакта с дорогой, и сила сопротивления, создаваемая на тормозных барабанах или дисках при нажатии на педаль тормоза. Как только передние колеса поворачиваются, ситуация осложняется.

Во-первых, в точках контакта шин с дорогой возникает боковая сила, перпендикулярная направлению движения, которая заставляет автомобиль отклоняться в сторону. (Подробнее об этом см. "Наука и жизнь" № 5, 1999 г.) Во-вторых, вступает в действие центробежная сила, которая стремится удалить автомобиль от центра поворота. Если в этот момент прибавить газ, то центробежная сила резко возрастает. Она как бы "выталкивает" автомобиль к внешней обочине и выводит его на больший радиус (при повороте налево) или, что еще хуже, "кидает" на полосу встречного движения (при правом повороте). Такое может случиться, если сцепление колес с дорогой недостаточно. Чтобы справиться с автомобилем в подобной ситуации, нужно ослабить действие центробежной силы, а для этого необходимо знать, как она действует.

Величина центробежной силы зависит прежде всего от радиуса поворота: чем радиус поворота больше, тем она меньше. Отсюда - первое правило: водитель должен максимально увеличить радиус поворота, используя всю разрешенную правилами дорожного движения ширину проезжей части. С другой стороны, центробежная сила изменяется пропорционально квадрату скорости. (Это значит, что на скорости 100 км/ч она в четыре раза выше, чем на скорости 50 км/ч.) Отсюда - второе правило: прежде чем начать поворот, надо достаточно снизить скорость.

Никогда резко не тормозите. Это может только спровоцировать занос, но никогда не поможет, если он уже начался. Только очень легкое (лучше всего дробное) притормаживание может улучшить сцепление колес с дорогой.

Восстановить устойчивость автомобиля можно и умеренным нажатием на педаль управления подачей топлива, или на педаль газа. Но не забывайте, что этот прием поможет "защититься" от заноса только на переднеприводном автомобиле. Если же ведущие колеса у него задние, то, наоборот, нужно плавно отпустить педаль газа и ехать помедленнее. Последняя рекомендация относится и к полноприводному автомобилю.

Умелые действия рулевым колесом - лучшее средство борьбы с заносом. Когда все четыре колеса сцеплены с дорогой, повороту с большим радиусом стоит предпочесть несколько избыточное поворачивание рулевого колеса. Его нужно выполнять безошибочно, четко и быстро. Происходит это далеко не всегда. В критической ситуации водитель редко выбирает нужный угол поворота руля. Резкий избыточный поворот может направить автомобиль к противоположной обочине. Пытаясь вернуть его на свою полосу движения, водитель часто совершает вторую ошибку - слишком резко выворачивает руль в обратную сторону. Помните: чрезмерный поворот рулевого колеса в обратную сторону приводит к аварии чаще, чем собственно занос.

Важно знать и о том, что центробежная сила стремится опрокинуть автомобиль на внешнюю сторону поворота, воздействуя на его центр тяжести. Положение этой точки меняется в зависимости от того, как автомобиль нагружен, но всегда располагается несколько выше осей колес, либо посередине между ними, либо ближе к передней или задней оси. Если водрузить несколько тяжелых чемоданов на крышу, то центр тяжести займет самое высокое положение, при котором автомобиль наименее устойчив. Но даже в этом случае он может накрениться до определенного предела, не рискуя опрокинуться, потому что в действие вступают силы упругости узлов подвески. Шины сплющиваются, рессоры прогибаются, и подвеска поглощает значительную часть центробежной силы, возникающей при повороте автомобиля.

Крайне важное условие вывода автомобиля из заноса - правильное положение рук на рулевом колесе. Если представить руль в виде циферблата часов, то руки должны лежать на нем на уровне цифр 10 и 2. Только в этом случае действия водителя будут скоординированными и правильными.

Литература

Бонн Андре. Мастерство управления автомобилем. - М.: Транспорт, 1976.

Реймпель И. Шасси автомобиля. Рулевое управление. - М.: Машиностроение, 1987.

www.nkj.ru

Как справиться с заносом. Как вывести автомобиль из заноса

Необдуманные и хаотические действия во время заноса автомобиля чреваты переходом из бокового скольжения машины во вращение с полной потерей контроля над ней.

Занос и его причины

Основной причиной заноса является потеря сцепления колес с дорожным покрытием, хотя автомобиль может занести и в случае, когда коэффициент сцепления присутствует, но составляет ничтожную величину.

Колеса машины начинают скользить, действующая на автомобиль поперечная сила будет пытаться повернуть его в сторону, в результате чего произойдет смещение задней части автомобиля вправо или влево.

В случае отсутствия действий по стабилизации положения машины или выполнения их с грубыми ошибками, боковое скольжение автомобиля перейдет в его вращение, после чего утратившую управление машину чаще всего сносит с проезжей части на обочину или н встречную полосу движения.

Чаще всего к заносу приводит экстренное торможение, сопровождаемое полной блокировкой колес. Однако в случае скользкой или неоднородной поверхности проезжей части, когда дорога покрыта наледью, снегом, водой или на чистом асфальте присутствуют пятна снега или льда, для потери управления автомобилем достаточно резкого поворота рулевого колеса или чересчур активного нажатия на педаль акселератора. Способствуют возникновению заноса установка на одну ось шин с различным рисунком протектора или их неравномерный износ.

Вывод из заноса переднеприводного автомобиля

Главное правило вывода машины из заноса – забудьте о педалях тормоза и сцепления, поскольку при выключении сцепления или нажатия на тормоз произойдет изменение скорости вращения колес, что лишь усугубит и без того непростую ситуацию.

В случае появления заноса автомобиля с передним приводом нужно не мешкая, но в то же время плавно, повернуть рулевое колесо в сторону заноса так, чтобы направление передних колес совпало с направлением движения машины. Если зад машины занесло влево, руль нужно тоже поворачивать влево, в случае заноса вправо руль поворачивается вправо.

Следующий этап стабилизации автомобиля – плавное нажатие на педаль акселератора. Увеличение подачи топлива добавит обороты двигателю и увеличит тянущее усилие на ведущие передние колеса. Не пугайтесь, если при этом они начнут пробуксовывать – именно благодаря увеличившейся тяге передней оси автомобиль «выкарабкается» из заноса.

После того, как направление продольной оси совпадет с направлением движения, педаль акселератора следует плавно отпустить, прекратив пробуксовку колес, чреватую новым заносом, но уже в другую сторону.

Если же после попытки выровнять положение машины, ее занесло в другую сторону, необходимо повторить вышеизложенные действия, избегая резких поворотов руля во избежание «раскачивания маятника».

Вывод из заноса машины с задним приводом

Если в занос попал заднеприводный автомобиль, порядок действий по стабилизации его положения будет несколько иным. Так же, как и в случае с переднеприводной машиной, категорически запрещается пользоваться педалями тормоза и сцепления, точно так же, как и в случае переднего привода, руль необходимо мягко повернуть в сторону заноса.

А с педалью акселератора все обстоит с точностью до наоборот – ее нужно отпустить. В противном случае автомобиль может раскрутить вокруг своей оси. Обороты двигателя упадут, скорость вращения колес уменьшится и сцепление шин с дорогой частично восстановится.

В момент, когда отклонение задней части автомобиля от оси движения прекратится и машина словно «замрет» в положении максимального отклонения, необходимо плавно увеличить подачу топлива с одновременным мягким поворотом руля в противоположную сторону.

По завершении описанных действий зад автомобиля, скорее всего... Далее

subscribe.ru

Техника вывода автомобиля из заноса

Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.

Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины "поплыла" влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?

Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле

Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.

Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

Этапы заноса Действия водителя
1. Заноса нет. Автомобиль приближается к повороту дороги.
2. Начало заноса. Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.
  Действия водителя по выводу автомобиля из заноса
Руки Правая нога
на любом автомобиле на заднеприводном автомобиле на переднеприводном автомобиле
3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево. Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) . Отпускает педаль тормоза или "газа". Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль "газа". Нажимает педаль "газа" и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.
4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения. Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения. Отдыхает. Продолжает работать с педалью "газа", поддерживая повышенные обороты двигателя.
5. Начало возврата багажника в исходное положение. За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) . Продолжает отдыхать. Продолжает удерживать повышенный "газ".
6. Приближение багажника к исходному положению. Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника. Все еще отдыхает. Немного прибавляет "газ", пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.
7. Стабилизация багажника в исходном положении. В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота. Готовится к работе с педалью "газа". Может начать плавное уменьшение "газа".
8 . Продолжение движения в намеченном направлении. Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота. Может немного прибавить "газ". Может плавно уменьшить "газ" до обычного.

После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.

Конечно, для начала хватит и этого "бумажного" разговора. Но "пока сам не пощупаешь, не поймешь". Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.

 

Глава 3. На вираже дороги

При движении на автомобиль действуют всевозможные силы, различные по величине и направлению – сила тяжести и сила реакции грунта, сила тяги и сопротивления качению колес, сила инерции, сила сопротивления воздуха и т.д.

На вираже дороги к существующим силам добавляется еще и центробежная сила. Именно она заставляет машины опрокидываться и "вылетать" на обочину.

 

Центробежная сила

Если взять теннисный мячик, привязать к нему резинку и раскручивать над головой, то по мере увеличения скорости вращения резинка будет растягиваться все больше и больше. Это работает центробежная сила. Она стремится порвать резинку и отбросить мячик подальше от Вас (от центра поворота).

С автомобилем происходит то же самое. Центробежная сила на вираже дороги пытается "отбросить" автомобиль от центра поворота на обочину. И зачастую это ей удается!

К счастью, вестибулярный аппарат человека прекрасно воспринимает радиальные ускорения. Прислушиваясь к своим ощущениям, водитель в состоянии определить критическую скорость движения на повороте, превышение которой может привести к боковому скольжению или опрокидыванию автомобиля.

Вместе с тем, Вы должны знать и учитывать то, что центробежная сила находится в квадратной зависимости от скорости движения! Увеличение скорости в 2 раза приводит к увеличению центробежной силы в 4 раза!

Следовательно, если Вы хотите существенно уменьшить центробежную силу, то во время прохождения поворота Вам следует хотя бы немного снизить скорость движения. И наоборот, чтобы перевернуться, достаточно лишь немного прибавить "газу", и центробежная сила быстро вырастает до той величины, которая позволяет ей "выбросить" машину на обочину.

Экспериментируя с критической скоростью на вираже дороги, нельзя забывать о траектории движения. Выбирать траекторию прохождения поворота следует с учетом возможного смещения, то есть немного ближе к центру поворота, чтобы у Вас оставался некоторый запас расстояния до обочины (рис. 61). Если центробежная сила достигнет опасной величины и Вам не захочется переворачиваться, то Вы всегда сможете ослабить эту силу, сместившись чуть дальше от центра поворота.

Рис. 61. Смещение автомобиля на повороте

 

Центр тяжести

Как Вы думаете, какой автомобиль будет более устойчивым против опрокидывания на повороте – груженый или порожний?

Сомневаетесь в ответе? Тогда представьте себе такую картину. В крутой поворот на большой скорости входят две машины – одна с огромным холодильником на крыше (рис. 62 б), другая вообще без верхнего багажника (рис. 62 а). В какой машине Вам будет легче перевернуться?

Правильно, в той, что с холодильником. Вот видите, даже не находясь за рулем, Вы уже можете находить правильные решения. Для этого надо лишь представить себе ситуацию и прислушаться к своим ощущениям.

а

б

Рис. 62. Центр тяжести легкового автомобиля: а) без груза; б) с грузом

А как доказать, что груженый автомобиль менее устойчив против опрокидывания по сравнению с порожним?

Да очень просто. Центробежная сила всегда имеет точку приложения, и точкой этой является центр тяжести автомобиля.

У порожнего легкового автомобиля центр тяжести находится где-то между передними сиденьями на уровне пола салона (рис. 62 а). В машине с пассажирами суммарный центр тяжести хоть и немного, но все же будет выше.

А если на крышу машины и в правду водрузить нечто типа холодильника? Тогда центр тяжести переместится вверх от днища кузова на значительное расстояние и окажется намного выше, чем у порожнего автомобиля (рис. 62 б).

Дальше остается вспомнить школьные опыты на уроках начальной физики либо просто поиграть со спичечным коробком. Попробуйте уронить вертикально стоящий коробок, толкая его спичкой в узкое ребро внизу, по центру и в самом верху. Очень быстро Вы убедитесь в том, что: "Чем выше точка приложения усилия, тем легче уронить предмет".

Поскольку точкой приложения центробежной силы является центр тяжести предмета, то, применительно к машине на вираже дороги, приходим к следующему выводу: "Чем выше расположен центр тяжести автомобиля, тем легче его опрокинуть".

Теперь давайте сделаем окончательные выводы по этой главе:

• Выбирая траекторию движения при входе в поворот, следует учитывать центробежную силу, способную сместить автомобиль в сторону от центра поворота.

• С увеличением скорости движения на повороте центробежная сила увеличивается пропорционально квадрату скорости.

• Центр тяжести груженого автомобиля располагается выше, чем у автомобиля без груза и пассажиров.

• Вероятность опрокидывания груженого автомобиля на повороте значительно выше, чем у автомобиля без груза и пассажиров.

 

Глава 4. Обгон

Обгон является весьма сложным и ответственным маневром. Первое время новичкам на дороге было бы лучше вовсе забыть о том, что обгон существует. При движении в потоке транспорта вероятность возникновения аварийной ситуации значительно меньше, нежели при обгоне.

Почему? Да потому, что существует статистика. Согласно исследованиям вероятность аварии при обгоне по сравнению с движением в потоке транспорта увеличивается почти на 100%, из которых около 70% отдается тому, кто обгоняет и около 30% тому, кого обгоняют. Из этих цифр можно сделать серьезные выводы.

Если "новичок" в начале своей автомобильной жизни сказал себе: "Пусть меня все обгоняют, мне не жалко, я буду ездить потихоньку", то это означает, что он согласен с ежесекундной 30%-ной надбавкой к вероятности аварии!

Нередко у "новичков", которые перешли в более зрелую стадию, возникает другая, но тоже неправильная мысль: "Все вокруг едут слишком медленно! Я буду обгонять всех и всегда!". В таком случае "новичок" приговаривает себя к постоянной 70%-ной вероятности аварии!

Это цифры, и от них никуда не денешься! Хотя, если поразмышлять, то деться есть куда. Двигаясь в общем потоке, поддерживая разумную скорость, ограничивая себя в излишних перестроениях и обгонах, можно свести вероятность аварии если не к нулю, то к минимуму.

Выполнить эти рекомендации Вы сможете лишь в том случае, если заранее будете планировать маршрут каждой своей поездки. Выбирать следует такие дороги, где Ваши навыки вождения позволят Вам двигаться со скоростью потока транспорта, не отставая от него.

И все же без обгонов в этой жизни не обойтись. Прежде чем приступать к выполнению обгона, необходимо четко спланировать свои действия с учетом множества факторов, которые будут стремительно меняться во времени и пространстве. Для этого Вам придется подключить все свои чувства (времени, скорости и расстояния) и ощущения (ускорения, вибраций и прочие).

Если говорить об официальных требованиях, то перед началом обгона Вы должны убедиться в том, что:

– полоса движения, на которую Вы намерены выехать, свободна на достаточном для завершения обгона расстоянии;

– своим маневром Вы не создадите помех встречным транспортным средствам, а также транспортным средствам, движущимся по этой полосе в попутном направлении;

– следующее позади по Вашей полосе транспортное средство не начало обгон;

– транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

– по завершении обгона Вы сможете, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Кроме того, надо учесть мысли, намерения и пожелания других водителей, свое эмоциональное и физическое состояние, технические характеристики и состояние своей машины, конфигурацию выбранного для обгона участка дороги, погодные условия, время суток, направление ветра и... многое другое. Причем все это – в динамике развития событий!

Иными словами, приступая к обгону, Вы должны быть на 150% уверены в том, что закончится он благополучно для Вас и для всех окружающих.

Допустим, Вы отважились на обгон того грузовика, который уже на протяжении трех километров пути "маячит" у Вас перед носом. Дорога загородная и пустынная, но узкая. Значит, Вам предстоит выехать на полосу встречного движения.

Прежде чем выезжать из своей полосы, надо задать себе массу вопросов и найти на них в своем сознании правильные ответы. И первым из них является вопрос о том, когда приступать к обгону? Подъехать поближе к грузовику и затем обогнать его одним махом или, имея запас расстояния до него, заранее выехать на встречную полосу?

Давайте посмотрим на рисунок 63 и подумаем.

а

б

Рис. 63. Начало обгона: а) без резерва расстояния; б) с резервом расстояния

Для примера возьмем один из возможных вариантов развития ситуации – "откуда-то" появился встречный автобус! Допустим, он выехал с проселочной дороги, которую Вы были не в состоянии увидеть за полосой лесонасаждений, или он "выплыл" из-за поворота дороги. Но самое главное, воочию увидеть встречный автобус Вы смогли лишь тогда, когда уже полностью выехали на полосу встречного движения (рис. 63 а)!

Оттого, что мы выясним, откуда взялся встречный автобус, нам будет не легче – сейчас он едет нам в лоб! Как избежать столкновения?

И вот тут становится понятно, что на втором рисунке (рис. 63 б) у нас есть возможность вернуться на свою правую сторону дороги до встречи с автобусом.

А на первом рисунке (рис. 63 а), кажется, есть проблемы. Развитие событий в этом случае полностью зависит от действий водителей автобуса и грузовика. Если водитель автобуса уменьшит скорость, а водитель грузовика ее увеличит, то у Вас появится возможность, как и на втором рисунке, вовремя вернуться на свою сторону дороги. В противном же случае Вам остается только выехать на встречную обочину. Только не советую проверять последний вариант на практике, вероятность положительного исхода в этом случае не очень велика. Давайте лучше сделаем некоторые выводы и будем придерживаться их в жизни:

• Обгон значительно увеличивает вероятность аварии, как для обгоняющего, так и для обгоняемого.

• Готовясь к обгону, водитель должен внимательно изучить дорожную обстановку и тщательно спланировать свои действия.

• Обгон впереди идущего транспортного средства следует начинать на расстоянии, обеспечивающем в случае опасности для продолжения обгона возможность вернуться на ранее занимаемую полосу.

Мы с Вами поговорили лишь о мизерной части того, о чем должен подумать водитель перед началом обгона. Кстати, те из вас, кто решил вообще никогда и никого не обгонять, ошибаются в своих благих намерениях. Обгонять все равно придется, и позже это войдет в разряд обычных действий на дороге, но не сразу. Процесс осознания сложности и опасности обгона занимает не часы и дни, проведенные за чтением книг, а месяцы и даже годы размышлений и проверки своих мыслей на практике.

 

lektsia.com

Чтобы вывести автомобиль из заноса

Передний привод: газуй осторожнее

Переднеприводные машины имеют некоторое преимущество перед заднеприводными - их мотор, расположенный над ведущей осью, хорошо прижимает ее и обеспечивает лучшее сцепление ведущих колес с дорогой.

Есть и минус - при движении по скользкой дороге резкий сброс газа часто приводит к возникновению заноса, справиться с которым можно только плавной подачей газа. Это противоречит естественным реакциям человека, ведь заставить себя не давить на тормоз, а прибавить газу в опасной ситуации может не каждый - и за это многие водители поплатились.

Если при выполнении виража машина поползла «носом» в противоположную повороту сторону, то достаточно немного «убрать газ», и машина вернется под контроль водителя. Если поползла в противоположную сторону задняя часть, то уменьшение оборотов двигателя только ухудшит ситуацию и приведет к развороту машины.

Справиться с возникающими заносами можно, поворачивая руль в сторону заноса или точно отмеренным увеличением газа. Как точно отмерить? Только практика - много-много «восьмерок» - позволяет развить связь «машина-водитель», когда нога водителя отмеряет газ на уровне рефлексов.

Задний привод: куда повернешь, туда и поедешь

Поведение заднеприводного авто при сбросе газа водителю более понятна - куда руль повернешь, туда и поедет. Если у заднеприводной машины небольшая избыточная или нейтральная маневренность, то красиво рисовать «восьмерку» (специальное упражнение - езда между двумя искусственными препятствиями) с небольшим контролируемым заносом может даже новичок.

А если автомобиль пытается выровнять траекторию, то в поворот ее нужно «заправить» - качнуть рулем наружу, а затем внутрь в поворот. Тогда задняя ось начинает скользить, и это скольжение можно поддержать добавлением газа.

- Водителю сложно будет самому оценить свои ошибки и научиться выводить автомобиль из заноса, - рассказывает президент Федерации автослалому Украины Павел Гергелижиу. - Нужно, чтобы за попытками наблюдал опытный инструктор. Он уже и расскажет, и покажет, как надо делать правильно.

koordynator.info

Как справиться с заносом. Как вывести автомобиль из заноса

Необдуманные и хаотические действия во время заноса автомобиля чреваты переходом из бокового скольжения машины во вращение с полной потерей контроля над ней.

Занос и его причины

Основной причиной заноса является потеря сцепления колес с дорожным покрытием, хотя автомобиль может занести и в случае, когда коэффициент сцепления присутствует, но составляет ничтожную величину.

Колеса машины начинают скользить, действующая на автомобиль поперечная сила будет пытаться повернуть его в сторону, в результате чего произойдет смещение задней части автомобиля вправо или влево.

В случае отсутствия действий по стабилизации положения машины или выполнения их с грубыми ошибками, боковое скольжение автомобиля перейдет в его вращение, после чего утратившую управление машину чаще всего сносит с проезжей части на обочину или на встречную полосу движения.

Чаще всего к заносу приводит экстренное торможение, сопровождаемое полной блокировкой колес.

Однако в случае скользкой или неоднородной поверхности проезжей части, когда дорога покрыта наледью, снегом, водой или на чистом асфальте присутствуют пятна снега или льда, для потери управления автомобилем достаточно резкого поворота рулевого колеса или чересчур активного нажатия на педаль акселератора.

Способствуют возникновению заноса установка на одну ось шин с различным рисунком протектора или их неравномерный износ.

Вывод из заноса переднеприводного автомобиля

Главное правило вывода машины из заноса – забудьте о педалях тормоза и сцепления, поскольку при выключении сцепления или нажатия на тормоз произойдет изменение скорости вращения колес, что лишь усугубит и без того непростую ситуацию.

В случае появления заноса автомобиля с передним приводом нужно не мешкая, но в то же время плавно, повернуть рулевое колесо в сторону заноса так, чтобы направление передних колес совпало с направлением движения машины.

Если зад машины занесло влево, руль нужно тоже поворачивать влево, в случае заноса вправо руль поворачивается вправо.

Следующий этап стабилизации автомобиля – плавное нажатие на педаль акселератора. Увеличение подачи топлива добавит обороты двигателю и увеличит тянущее усилие на ведущие передние колеса.

Не пугайтесь, если при этом они начнут пробуксовывать – именно благодаря увеличившейся тяге передней оси автомобиль «выкарабкается» из заноса.

После того, как направление продольной оси совпадет с направлением движения, педаль акселератора следует плавно отпустить, прекратив пробуксовку колес, чреватую новым заносом, но уже в другую сторону.

Если же после попытки выровнять положение машины, ее занесло в другую сторону, необходимо повторить вышеизложенные действия, избегая резких поворотов руля во избежание «раскачивания маятника».

Вывод из заноса машины с задним приводом

Если в занос попал заднеприводный автомобиль, порядок действий по стабилизации его положения будет несколько иным.

Так же, как и в случае с переднеприводной машиной, категорически запрещается пользоваться педалями тормоза и сцепления, точно так же руль необходимо мягко повернуть в сторону заноса.

А с педалью акселератора все обстоит с точностью до наоборот – ее нужно отпустить. В противном случае автомобиль может раскрутить вокруг своей оси.

Обороты двигателя упадут, скорость вращения колес уменьшится и сцепление шин с дорогой частично восстановится.

В момент, когда отклонение задней части автомобиля от оси движения прекратится и машина словно «замрет» в положении... Далее

subscribe.ru

Как выводить машину из заноса

Как вывести автомобиль из заноса

Сергей Александров

Фото © depositphotos.com

При движении по дороге с неоднородным покрытием (асфальт с пятнами снега либо льда) или при ухудшении сцепления колес с дорогой в силу природных факторов (появление наледи на дороге, снегопад, сильный дождь) при выполнении маневра может произойти срыв автомобиля в боковое скольжение, проще говоря - занос. В данной ситуации главное не впадать в панику и не предпринимать необдуманных действий, так как это может усугубить положение и сделать невозможной стабилизацию автомобиля. Самое главное - не нажимать тормоз и не выключать сцепление, так как резко изменившиеся скорости вращения колес с очень высокой вероятностью приведут к переходу начавшегося бокового скольжения во вращение с последующим выходом автомобиля за пределы дорожного полотна.

Последовательность действий для стабилизации автомобиля зависит от типа привода, но перед их рассмотрением необходимо остановиться на таком немаловажном факторе как контакт между автомобилем и водителем. Большинство из современных автолюбителей игнорируют правила посадки водителя и регулировке сиденья. Наиболее явно последствия такого пренебрежения проявляются в экстремальных ситуациях, к которым относится и занос.

Следует знать, что неправильная посадка в силу того, что водитель не ощущает реакцию автомобиля на его действия, значительно усложняет стабилизацию машины, а в ситуациях, когда требуются быстрые и максимально эффективные действия - делает выход из непредвиденной ситуации невозможным.

Для обеспечения максимально эффективного ощущения машины и исключения потери контакта с автомобилем во время выполнения действий по стабилизации машины на дороге необходимо придерживаться следующих правил:

  • выставить сиденье водителя на таком расстоянии от блока педалей, чтобы при полностью выжатом сцеплении левая нога была чуть согнута в колене;
  • выставить спинку сиденья под таким углом, чтобы включение самой удаленной передачи (пятой) происходило без отрыва спины от сиденья;
  • выставить угол и положение по горизонтали рулевой колонки так, чтобы положенная на верхнюю точку рулевого колеса рука была чуть согнута в локте, и обеспечивалась возможность быстрого перехвата руля;
  • выставить подголовник сиденья так, чтобы при движении обеспечивался непрерывный контакт затылочной части головы и подголовника. Помимо требований безопасности при ударе сзади это обеспечит наиболее точную передачу головному мозгу информации о положении автомобиля и его реакции на действия водителя.

Как вывести из заноса переднеприводный автомобиль

Преимущественное большинство современных автомобилей выпускается с приводом на передние колеса. При возникновении заноса такой тип привода в определенной мере упрощает стабилизацию автомобиля.

В случае возникновения заноса необходимо сразу начать поворот рулевого колеса в сторону начавшегося скольжения так, чтобы передние колеса стали точно по направлению движения автомобиля. При этом необходимо плавно увеличить подачу топлива вплоть до появления пробуксовки ведущих колес. Увеличившееся усилие на передних колесах стабилизирует автомобиль. Как только направление движения автомобиля станет прямолинейным, необходимо плавно уменьшить подачу топлива для прекращения пробуксовки ведущих колес и предотвращения начала нового заноса.

Крайне нежелательно совершать рулем постоянные колебания влево-вправо в попытках уловить верное положение, так как в этом случае произойдет дестабилизация машины и выровнять ее станет крайне проблематично. Все движения должны быть выверены, каждое действие должно предприниматься исключительно с целью получения определенного результата. Хаотичных и необдуманных мер стоит избегать.

Как вывести из заноса заднеприводный автомобиль

Комплекс действий для стабилизации заднеприводного автомобиля принципиально отличается для применяемого на переднеприводных авто.

При начавшемся заносе необходимо начать поворот руля в сторону начавшегося скольжения, при этом уменьшая газ. В случае увеличения угла заноса продолжать поворот рулевого колеса с таким расчетом, чтобы направление передних колес всегда соответствовало направлению движения машины.

По мере снижения темпа нарастания угла заноса, что свидетельствует о приближении задней части автомобиля к точке предельного отклонения начать увеличение открытия дросселя вплоть до полного открытия в момент замирания в точке предельного отклонения. Самое главное - не пропустить момент замирания машины в предельном отклонении. В этот момент необходимо начать плавный поворот рулевого колеса в противоположном направлении, причем лучше немного опередить события чем опоздать, так как в случае промедления начавшийся занос перейдет во вращение.

По мере увеличения угла заноса в противоположном направлении уменьшить открытие дросселя до среднего уровня. Поддерживать направление передних колес по ходу движения. В момент замирания автомобиля в предельном отклонении проделать аналогичные вышеприведенным действия.

В случае правильного выполнения всех действий автомобиль после двух-трех колебаний должен выровняться.

Как вывести из заноса полноприводный автомобиль

Сразу стоит уточнить, что единых рекомендаций по стабилизации автомобиля с полным приводом не существует.

Это вызвано тем, что метод стабилизации машины зависит от того, на какие колеса передается усилие от двигателя.

В случае же с современными полноприводными автомобилями очень сложно бывает определить, сколько в данный момент времени процентов мощности двигателя передается на каждую из осей машины. Многие современные внедорожники оснащены системами динамического распределения усилий по осям, что повышает стабильность при движении в сложных дорожных условиях, но значительно усложняет стабилизацию сорвавшегося в занос джипа, так как невозможно определить, передние либо задние колеса в данный момент приводят машину в движение. На ряде автомобилей привод на все колеса непостоянен и включается в определяемые бортовым компьютером моменты, остальное же время считающийся полноприводным автомобиль фактически является моноприводным.

Для стабилизации полноприводной машины можно привести ряд советов:

  • Не переоценивайте полный привод. Такие машины в несколько раз стабильнее моноприводных, но во столько же раз сложнее в стабилизации при заносе. Полный привод не дает защиту от ошибок на дороге и неоправданно резких маневров. Будьте осторожны.
  • В случае начавшегося заноса лучше постараться при помощи руления выровнять машину, не прибегая к увеличению или уменьшению подачи топлива.
  • Некоторые собственники полноприводных машин советуют при срыве в скольжение задней оси применять метод стабилизации для заднеприводной машины, при срыве передней оси - для переднеприводной.

И самое главное - не стоит считать, что изучив теорию, при возникновении внештатной ситуации на дороге получится стабилизировать машину.

Для того, чтобы иметь возможность стабилизировать машину в экстремальной ситуации, все действия должны быть доведены до автоматизма. Для этого вышеописанные действия необходимо периодически отрабатывать при различных дорожных условиях (на мокром асфальте, укатанном и рыхлом снегу, на льду), а также при разных температурных условиях.

Только переведя действия в ранг рефлексов можно рассчитывать на благополучный исход внештатной ситуации.

krugznaniy.ru

Как справиться с заносом. Как вывести автомобиль из заноса

Необдуманные и хаотические действия во время заноса автомобиля чреваты переходом из бокового скольжения машины во вращение с полной потерей контроля над ней.

Занос и его причины

Основной причиной заноса является потеря сцепления колес с дорожным покрытием, хотя автомобиль может занести и в случае, когда коэффициент сцепления присутствует, но составляет ничтожную величину.

Колеса машины начинают скользить, действующая на автомобиль поперечная сила будет пытаться повернуть его в сторону, в результате чего произойдет смещение задней части автомобиля вправо или влево.

В случае отсутствия действий по стабилизации положения машины или выполнения их с грубыми ошибками, боковое скольжение автомобиля перейдет в его вращение, после чего утратившую управление машину чаще всего сносит с проезжей части на обочину или н встречную полосу движения.

Чаще всего к заносу приводит экстренное торможение, сопровождаемое полной блокировкой колес.

Однако в случае скользкой или неоднородной поверхности проезжей части, когда дорога покрыта наледью, снегом, водой или на чистом асфальте присутствуют пятна снега или льда, для потери управления автомобилем достаточно резкого поворота рулевого колеса или чересчур активного нажатия на педаль акселератора.

Способствуют возникновению заноса установка на одну ось шин с различным рисунком протектора или их неравномерный износ.

Главное правило вывода машины из заноса – забудьте о педалях тормоза и сцепления, поскольку при выключении сцепления или нажатия на тормоз произойдет изменение скорости вращения колес, что лишь усугубит и без того непростую ситуацию.

В случае появления заноса автомобиля с передним приводом нужно не мешкая, но в то же время плавно, повернуть рулевое колесо в сторону заноса так, чтобы направление передних колес совпало с направлением движения машины. Если зад машины занесло влево, руль нужно тоже поворачивать влево, в случае заноса вправо руль поворачивается вправо.

Следующий этап стабилизации автомобиля – плавное нажатие на педаль акселератора. Увеличение подачи топлива добавит обороты двигателю и увеличит тянущее усилие на ведущие передние колеса. Не пугайтесь, если при этом они начнут пробуксовывать – именно благодаря увеличившейся тяге передней оси автомобиль «выкарабкается» из заноса.

После того, как направление продольной оси совпадет с направлением движения, педаль акселератора следует плавно отпустить, прекратив пробуксовку колес, чреватую новым заносом, но уже в другую сторону.

Если же после попытки выровнять положение машины, ее занесло в другую сторону, необходимо повторить вышеизложенные действия, избегая резких поворотов руля во избежание «раскачивания маятника».

Вывод из заноса машины с задним приводом

Если в занос попал заднеприводный автомобиль, порядок действий по стабилизации его положения будет несколько иным. Так же, как и в случае с переднеприводной машиной, категорически запрещается пользоваться педалями тормоза и сцепления, точно так же, как и в случае переднего привода, руль необходимо мягко повернуть в сторону заноса.

А с педалью акселератора все обстоит с точностью до наоборот – ее нужно отпустить. В противном случае автомобиль может раскрутить вокруг своей оси. Обороты двигателя упадут, скорость вращения колес уменьшится и сцепление шин с дорогой частично восстановится.

В момент, когда отклонение задней части автомобиля от оси движения прекратится и машина словно «замрет» в положении максимального отклонения, необходимо плавно увеличить подачу топлива с одновременным мягким поворотом руля в противоположную сторону.

По завершении описанных действий зад автомобиля, скорее всего, занесет в другую сторону, но уже на меньший угол, поэтому повторив действия по прекращению заноса, после 2-3 небольших качков влево-вправо положение автомобиля выровняется.

Действия по выведению автомобиля из заноса желательно довести до автоматизма, найдя подходящую для тренировок обледеневшую или покрытую снегом площадку, без автомобильного движения.

Держите себя в руках, не паникуйте и тогда из любого заноса вы выйдете если не победителем, то уж во всяком случае – с минимальными потерями.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

(голосов: 4, средний: 5,00 из 5) Загрузка...

goodmaster.com.ua

Как вывести автомобиль из заноса

При управлении автомобилем в сложных условиях, например, при поездке зимой, может произойти срыв автомобиля в боковое скольжение, попросту говоря – занос.

При возникновении заноса самое главное – не паниковать и не предпринимать необдуманных действий, которые могут превратить экстремальную ситуацию в фатальную. Ни в коем случае нельзя при этом начинать торможение и выжимать сцепление, так как это с почти стопроцентной гарантией приведет к переходу заноса во вращение с последующим вылетом машины за пределы дороги. Последовательность действий для стабилизации автомобиля зависит от типа привода.

 Как вывести из заноса переднеприводный автомобиль

Абсолютное большинство выпускаемых сегодня машин имеет привод на передние колеса. Такой тип привода несколько облегчает стабилизацию автомобиля.

При возникновении заноса необходимо сразу же, плавно, но без промедления повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося скольжения. Подачу топлива при этом уменьшать нельзя. Когда передние колеса станут по направлению движения автомобиля, нужно плавно добавить газ. Возникшее на передних колесах усилие «вытащит» автомобиль из заноса. При возникающем заносе в противоположном направлении действия повторить.

 Как вывести из заноса заднеприводный автомобиль

Метод стабилизации заднеприводного автомобиля в принципе отличается от переднеприводного.

При возникновении скольжения необходимо начать поворот рулевого колеса в направлении заноса, при этом уменьшив открытие дросселя. По мере увеличения угла заноса увеличивать угол поворота рулевого колеса так, чтобы направление передних колес всегда соответствовало направлению движения автомобиля. По мере приближения задней части автомобиля к точке предельного отклонения начать постепенно увеличивать подачу топлива вплоть до полного открытия дросселя в момент предельного заноса. Как только автомобиль «замрет» в предельном отклонениии, нужно сразу начинать поворот рулевого колеса в противоположном направлении, причем здесь лучше немного опередить события чем опоздать, иначе занос может перейти во вращение. По мере нарастания заноса в противоположном направлении уменьшать подачу топлива до среднего уровня. Передние колеса держать по направлению движения. Для стабилизации положения машины в предельном угле заноса проделать аналогичные вышеописанным действия.

При правильно выполненных действиях автомобиль после двух-трех «колебаний» должен стабилизироваться.

Не стоит думать, что прочитав теорию, при возникновении непредвиденной ситуации на дороге удастся «поймать» машину. Вышеописанные действия необходимо периодически отрабатывать на различных видах дорожного покрытия (мокрый асфальт, укатанный или рыхный снег, лед) и при различных погодных условиях. Только доведя эти действия до уровня рефлексов, можно рассчитывать на успешный выход из экстремальной ситуации.

Многим водителям часто приходится пользоваться услугами эвакуаторов. Но особенно актуален этот вопрос в зимнее время года. Наши специалисты помогут вам быстро и в сохранности доставить ваш автомобиль в любую точку. Работаем круглосуточно и оперативно! Подробнее на сайте.

Самые интересные новости:

загрузка...

expirience.ru

Занос автомобиля. Как с этим справиться?

Рейтинг:  5 / 5

Подробности Категория: Эксплуатация и уход за авто Создано: 26.09.2012 12:45 Автор: Авто Обозреватель Просмотров: 5855 В воздухе уже чувствуется приближение осени, а за ней и зимы. Последняя готовит водителям множество сюрпризов. 

Один из них – скользкое и обледенелое дорожное покрытие. На нем может легко произойти занос автомобиля, что чрезвычайно опасно. Потому каждый водитель должен уметь выводить машину из этого состояния как можно быстрее.

Для этого можно провести тренировки по контролю заноса. В этой статье мы рассмотрим некоторые практические упражнения, которые могут помочь в реальной ситуации при заносе переднеприводного автомобиля и заднеприводного.

Занос автомобиля

При появлении первого снега необходимо поехать на заранее найденную площадку, где полностью отсутствует движение транспорта. Здесь можно будет потренироваться вызывать занос автомобиля и контролировать его.

Если у Вас заднеприводная машина, то нужно начинать ехать по кругу диаметром 20-25 м по укатанному снегу или льду. В определенный момент заднюю ось машины начнет сносить. Чтобы прекратить это необходимо сбросить газ и резко повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса. В результате машина должна восстановить прямолинейность езды. Если затянуть время, то может последовать ответная реакция и авто пойдет в раскачку, после чего последует разворот. {typography legend_blue} Данное упражнение нужно повторить несколько раз, двигаясь за часовой и против часовой стрелки.

Интересно, что при езде против часовой стрелки вывести машину из заноса легче. Потому именно из этого следует начинать.{/typography}

Следующее упражнение посложнее. Также нужно двигаться по кругу и резко добавить газ. Это вызовет занос. Задача – удержать машину в состоянии заноса и двигаться по кругу. Для этого нужно поворачивать руль в сторону заноса. Если последний слишком глубокий, то необходимо немного вернуть назад руль и сбросить газ. {typography legend_blue} Вы должны пройти весь круг в скольжении, то есть со сносом задних колес. Его можно считать освоенным, если вы сможете легко проходить так 2-3 круга. Такое упражнение также необходимо сначала проделать против часовой стрелки, а затем обратно.{/typography}{typography pre_red}ПОЛЕЗНОЕ ВИДЕО (занос заднеприводного автомобиля){/typography}

Следующее упражнение самое сложное. Здесь нужно в состоянии скольжения пройти «восьмерку». При этом придется научиться переводить авто из заноса в одну сторону в другую. Для этого нужно осуществить резкий и короткий поворот рулевого колеса в сторону, противоположную предстоящему повороту. В результате произойдет контрсмещение. Для этого потребуется сброс газа и резкий поворот руля почти до упора. Здесь пригодится умение скоростного руления.

В момент смены заноса автомобиля с правого на левый нужно немного подыграть небольшим прибавлением газа. Очень важно не «переборщить», ведь машина может развернуться на 360 градусов.

Если все-таки задняя ось начала обгонять переднюю, то необходимо резко выжать сцепление. Это является единственным методом прекратить занос автомобиля в критической точке. Главное вовремя это сделать.

В идеале такое действие должно осуществляться на опережение. После того, как Вы оттренируете «восьмерку», первое и второе упражнения будут получаться гораздо лучше.

Что касается заноса переднеприводного автомобиля, то здесь ситуация несколько иная. Сначала также нужно ехать по кругу, наращивая скорость. В некоторый момент Вы почувствуете снос передних колес. Он произойдет позже, чем занос задних колес у заднеприводного авто. В данном случае не стоит тормозить или сбрасывать газ, это неэффективно. Специалисты утверждают, что нужно наоборот, нажать на акселератор. {typography pre_red}ПОЛЕЗНОЕ ВИДЕО (занос переднеприводного автомобиля){/typography}

Конечно, получить нужный результат на скользкой дороге достаточно сложно. Попробуйте резко вывернуть колеса в сторону заноса автомобиля, при этом, не отпуская акселератор, слегка нажмите левой ногой на тормоз. Последнее действие можно заменить легким вздергиванием рычага ручника с нажатой кнопкой. В результате должен начаться снос задней оси и машина стабилизируется на траектории.

Это упражнение также нужно сначала проводить против часовой стрелки.

Следующее упражнение по выводу из заноса переднеприводного автомобиля – прохождение «восьмерки». Задача здесь такая же, как и в ситуации с заднеприводной машиной. Приемы такие же, как и в предыдущем упражнении – манипуляция педалью акселератора, работа ручником, резкие движения рулем. Но, если заднеприводное авто эффектно двигается в заносе по окружности с вывернутыми в обратную сторону передними колесами, то с переднеприводными машинами такое нереально. В данном случае авто идет по ломаной траектории, исключая скольжение боком. Для возвращения машины на нужную траекторию нужно забросить заднюю ось будто бы разворачивая машину вокруг передних колес.

{typography legend_blue} Этот прием может оказаться очень полезным в случае неверного выбора скорости на входе в поворот. Тогда водитель должен очень быстрым броском поставить авто поперек дороги и скользить. Это резко снизит скорость и позволит вписаться в поворот. Зачастую – это единственный метод вписаться в поворот.{/typography}

Машина остро чувствует прекращение подачи топлива. Можно использовать кратковременное нажатие на тормоз. Если в данной ситуации резко повернуть рулевое колесо в сторону поворота и сразу же в противоположную, то начнется разворот машины вокруг своей оси. В таком случае необходимо поймать авто в скольжении и не допустить разворот.

Зачастую, вытащить машину из такой ситуации помогает включение пониженной передачи, что создает нужный крутящий момент, чтобы вытянуть машину.

Потренировавшись на площадке, можно понять, как рискует неподготовленный водитель при заносе автомобиля на скользкой дороге. Но после упражнений, Ваши навыки зимней езды намного повысятся.Занос автомобиля

auto-observer.ru

autofluids.ru

Техника вывода автомобиля из заноса

Спорт Техника вывода автомобиля из заноса

просмотров - 91

Занос при резком ускорении

Победить занос, возникший при резком ускорении, совсœем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.

Наверное, нужно уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. В случае если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.

Вместо "проскачу" – "проеду" (а если "не проеду" – значит, остановлюсь), вместо "крутану" – "поверну" (может быть и быстро, но не резко), "вдарю по газам или по тормозам" – "поработаю педалью" и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.

Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: "Действие – Занос – Противодействие".

В случае если зимой при включении зелœеного сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы "что есть мочи" надавили на педаль "газа", то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, нужнолго оставшись в дверце или в крыле сосœеднего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.

В случае если занос возник по причинœе большого "газа", значит, нужно сделать его меньше либо отпустить педаль "газа" вовсœе, иначе Ваш автомобиль так и будет "плыть" на сосœеднюю машину.

Давайте последовательно пройдем всœе стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.

Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины "поплыла" влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?

Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле

Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.

Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги

Этапы заноса Действия водителя
1. Заноса нет. Автомобиль приближается к повороту дороги.
2. Начало заноса. Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.
  Действия водителя по выводу автомобиля из заноса
Руки Правая нога
на любом автомобиле на заднеприводном автомобиле на переднеприводном автомобиле
3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево. Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) . Отпускает педаль тормоза или "газа". Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль "газа". Нажимает педаль "газа" и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.
4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения. Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения. Отдыхает. Продолжает работать с педалью "газа", поддерживая повышенные обороты двигателя.
5. Начало возврата багажника в исходное положение. За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) . Продолжает отдыхать. Продолжает удерживать повышенный "газ".
6. Приближение багажника к исходному положению. Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника. Все еще отдыхает. Немного прибавляет "газ", пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.
7. Стабилизация багажника в исходном положении. В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота. Готовится к работе с педалью "газа". Может начать плавное уменьшение "газа".
8 . Продолжение движения в намеченном направлении. Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота. Может немного прибавить "газ". Может плавно уменьшить "газ" до обычного.

После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.

Конечно, для начала хватит и этого "бумажного" разговора. Но "пока сам не пощупаешь, не поймешь". Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. По этой причине советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принœесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как нужно было делать и как не нужно. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.

Глава 3. На вираже дороги

При движении на автомобиль действуют всœевозможные силы, различные по величинœе и направлению – сила тяжести и сила реакции грунта͵ сила тяги и сопротивления качению колес, сила инœерции, сила сопротивления воздуха и т.д.

На вираже дороги к существующим силам добавляется еще и центробежная сила. Именно она заставляет машины опрокидываться и "вылетать" на обочину.

Читайте также

  • - Техника вывода автомобиля из заноса

    Занос при резком ускорении Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения. Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана.... [читать подробенее]

  • - Техника вывода автомобиля из заноса

    Занос при резком ускорении Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения. Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана.... [читать подробенее]

  • oplib.ru