Понятые при освидетельствовании на состояние опьянения. Должны ли быть понятые при освидетельствовании на алкоголь


Понятые при освидетельствовании на состояние опьянения

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Надежда!Случаи и основания привлечения понятых при освидетельствовании на состояние опьянения определены Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому:130. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется сотрудником после отстранения лица от управления транспортным средством в присутствии двух понятых с использованием специального технического средства, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе и разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенного в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которого внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений131. Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного специального технического средства, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое специальное техническое средство имеется.134. Результаты освидетельствования на состояние опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы, который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми. При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.135. Бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью освидетельствованного и понятых приобщается к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Копия акта выдается лицу, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.137. Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых. Сотрудник обязан принять меры к установлению личности данного лица.137.1. Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которые удостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (пункт 137.2 настоящего Административного регламента).137.2. О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол установленной формы137.3. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается сотрудником, его составившим, понятыми и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола либо нахождения его в беспомощном состоянии, исключающем возможность подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

www.urprofy.ru

Освидетельствование на опьянение без понятых

Знакомая некоторым ситуация: инспектор останавливает водителя на дороге и после кратких представлений предлагает «дунуть в трубочку». Можно ли сразу принимать предложение, обязательно ли присутствие двух понятых для проведения освидетельствования, и какие еще формальные требования существуют для этой процедуры?

Освидетельствование на опьянение без понятых: требования и формальности к процедуре

КАКОВЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ?

Первое, что нужно учитывать в ситуации, когда вам предлагают освидетельствование – это то, что критерии оценки вашего состояния и порядок освидетельствования регламентированы Постановлением Правительства №475 от 26.06.2008. Согласно ему, основания полагать, что водитель нетрезв и предложить ему освидетельствование, это:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке.

Следует, впрочем, учитывать, что оценку состояния водителя производит непосредственно инспектор, остановивший его, поэтому доля субъективности в этом пункте остается. Если инспектор убежден в наличии оснований для проведения освидетельствования, он может продолжить формальные процедуры.

ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ИНСПЕКТОР ПЕРЕД ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕМ?

Перед проведением освидетельствования на состояние опьянения инспектор должен выполнить еще одну формальную процедуру: отстранить водителя от управления автомобилем. На это указывает часть 1 статьи 27.12 КоАП: «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения <…> подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения».

Отстранение происходит с составлением соответствующего протокола, копию которого должны передать водителю. При этом отстранение и составление протокола согласно части 2 статьи 27.12 должно проводиться «в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи». Иными словами, инспектор может отстранить водителя от управления автомобилем и провести дальнейшее освидетельствование на алкогольное опьянение без понятых в случае, если ведется видеозапись происходящего. Разумеется, видеозапись должна содержать данные о дате и времени ее проведения, а в протоколе должны быть указаны основания для отстранения и то, что отстранение проводилось с ведением видеозаписи. При этом водителю также не запрещено вести видеозапись.

КАКОВ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ?

Оформив протокол отстранения водителя от управления ТС, инспектор предложит ему пройти освидетельствование.

СТОИТ ПОНИМАТЬ И УЧИТЫВАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ДВУМЯ ПРОЦЕДУРАМИ: ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕМ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВОВАНИЕМ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ. ПЕРВОЕ ПРОВОДИТСЯ НА МЕСТЕ ИНСПЕКТОРОМ ГИБДД, А ВТОРОЕ – ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ НАПРАВЛЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ, И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОВЕРКУ НЕ ТОЛЬКО НА АЛКОГОЛЬ, НО И НА НАРКОТИКИ.

Для проведения освидетельствования инспектор должен разъяснить вам его порядок, а также показать, что прибор для проверки имеет клеймо государственного поверителя и свидетельство о его поверке либо запись о поверке в паспорте прибора. Кроме того, для проведения освидетельствования должен использоваться одноразовый стерильный мундштук (трубка), который распечатывается в присутствии водителя. При этом, как мы помним, освидетельствование, как и отстранение от управления ТС, может проводиться без понятых при условии ведения инспектором видеозаписи.

Результаты проведения освидетельствования заносятся в акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому прилагается лист с записью результатов исследования, и копия акта передается водителю, прошедшему проверку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ?

Говоря об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, стоит учитывать еще несколько деталей. Во-первых, водитель может вовсе отказаться от его прохождения – в этом случае акта освидетельствования не будет, а инспектор (с понятыми или видеозаписью) следом за протоколом об отстранении составит протокол направления на медицинское освидетельствование. Во-вторых, если водитель «дунул на ноль», но инспектор все равно имеет основания полагать, что он пьян, он также может направить его на медицинское освидетельствование. Ну а в-третьих, на медицинском освидетельствовании может настаивать сам водитель, если он не согласен с результатами пройденной процедуры.

Итак, если водитель не согласен с показаниями прибора, его с составлением протокола направят на процедуру медицинского освидетельствования, проведение которой регламентируется приказом Минздрава №933н от 18.12.2015.

По результатам процедуры ему будет выдано медицинское заключение, в котором будет указан один из трех результатов:

  • установлено состояние опьянения;
  • состояние опьянения не установлено;
  • от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Как мы помним, отказ от освидетельствования приравнивается к состоянию опьянения и наказывается так же. Если же состояние опьянения установлено не будет, то по указаниям нового регламента ГИБДД инспектор обязан будет доставить водителя обратно к его машине.

mir-auto24.ru

Понятой при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения: враг или союзник.

Водители, которых инспектора ГИБДД оформляют за езду в нетрезвом виде,зачастую смотрят на понятых, присутствующих при оформлении данной процедуры,как на врагов народа.Оно и понятно, так как понятые, такие же водители, как и Вы, соглашаются на просьбу инспектора «поприсутствовать в качестве понятого»,но по причинам спешки, своей юридической неграмотности и некомпетентности инспектора расписываются в Вашей судьбе.При этом понятые, как правило, не вникают в суть происходящего, и считают, что их роль сводится к простой простановке подписей.

Однако в данной процедуре этот момент нужно использовать себе на благо.Тем самым понятые из врагов превратятся в Ваших союзников.

Права понятых прописаны в статье 25.7 КоАП РФ.

Согласно которой,

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.»

Когда инспектор ДПС пригласит для участия в процедуре Вашего оформления двух понятых,совместно с инспектором установите их личность.Сообщите понятым, что не согласны с вменением Вам инспектором ГИБДД признаков опьянения, на основании которых происходит процедура оформления,так как алкоголь не употребляли достаточно давно.Спросите у понятых, наблюдают ли они у Вас те признаки опьянения, которые вменил Вам инспектор.Сообщите, что намерены отстаивать свои водительские права в том случае, если административный материал будет направлен в суд.Поэтому рассчитываете на объективность с их стороны, так как намерены ходатайствовать об их вызове в суд.

В той же статье 25.7 КоАП РФ записано

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.»

Основная ошибка инспекторов при оформлении нетрезвых водителей заключается в том,что все действия происходят не поэтапно, а «одним махом».То есть Вас приглашают, к примеру, на пост, где инспектор заполняет бланк протокола об отстранении от управления транспортным средством,Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения,а уже затем приглашают понятых, чтобы просто записать их недостающие данные в указанные документы и начать процедуру.Таким образом экономится уйма времени и присутствие понятых, которые могут торопиться по своим делам, занимает не более пяти минут.Время в вышеуказанных протоколе отстранения и Акте освидетельствования проставляется инспектором.Он отталкивается от времени, указанном на бумажном носителе, а не по факту.

Данный бумажный носитель распечатывает прибор алкотестер.Если, к примеру, по факту Вы дули в прибор в 13-30,то время в протоколе об отстранении от управления инспектора ставят приблизительное, например, 13-20, так как отстранение предшествует освидетельствованию.После процедуры продувки алкотестера инспектор просит понятых удостоверить своими подписями полученные результаты, а также процедуру отстранения Вас от управления транспортным средством.

Однако по факту присутствие понятых началось лишь с процедуры освидетельствования,в момент отстранения, то есть в 13-20, на посту их еще не было.

Сообщите об этом понятым, скажите, что они могут удостоверять своими подписями только те процессуальные действия, на которых лично присутствовали.Сообщите, что будете ходатайствовать об их вызове в суд.

"Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе".

«Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол».

Если понятые согласны с Вашими доводами по поводу неправомерности действий инспектора,либо по поводу каких-либо его упущений, они вправе занести свои замечания в протокол.Вы и сами можете попросить их сделать это.

Инспектор ГИБДД не вправе отказать понятым письменно выразить свои замечания и должен указать в протоколе место для их занесения.

« В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса («Свидетель»)».

В случае рассмотрения Вашего административного дела в судепоказания понятых могут поставить под сомнение законность действий инспектора ГИБДД, что зачастую ведет к развалу дела.

 

subscribe.ru

Остановили с подозрением на алкоголь. Порядок освидетельствования на опьянение.

Что делать, если остановили с подозрением наалкогольное опьянение? Разберёмся в данной ситуации. Для начала стоит знать, а лучше понимать значение терминов.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения - это так сказать освидетельствование на месте, то есть когда водителю предлагается подуть в алкотестер в машине ДПС или на ближайшем посту ДПС.А вот медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения - суть освидетельствование врачом. Стоит знать, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения устанавливает только то, принимал ли водитель алкоголь или нет. Состояние наркотического или алкогольного опьянения может установить только мед работник.

На сегодняшний день есть только пять признаков, дающих основания для подозревать вас в приеме наркотических, алкогольных и психотропных веществ:- Проблемы с речью.- Резкое изменение цвета кожи.- Проблемы с координацией.- Сильный запах алкоголя.- Странное поведение.

При отсутствии данных признаков приема запрещенных веществ, освидетельствованию считается незаконным! Если же имеется хотя бы один признак, то на основании статьи "Об административных правонарушениях РФ" инспектор ДПС составляет протокол по отстранению от управления транспортным средством. Дубликат протокола отдается и водителю. Процедура должна происходить с присутствием двух понятых, в случае их отсутствия должна вестись видео съемка. Понятые должны подтвердить наличие у водителя признаков опьянения и подтвердить своими подписями.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянение в машине инспектора происходит с помощью алкотестера. Водитель имеет право согласиться или отказаться от него. При отказе сотрудники ДПС не имеют права лишать водительских прав. Лишение водительских прав возможно только в случае отказа от медицинского освидетельствования. Бывают случаи, когда инспекторы ДПС дают на подпись протокол отказа от медицинского освидетельствования, вместо отказа на прохождение алкотестера. Поэтому внимательно читайте, что Вы подписываете. Ведь это чревато лишением прав.

Прохождение освидетельствования с помощью алкотестера имеет ряд тонкостей:- алкотестер должен иметь идентификационный номер;- пломбу;- сертификат качества;- результат алкотестер должен выдавать на бумажном печатном чеке.

Данное освидетельствование фиксируют своими подписями понятые. Если алкотестер показывает нулевой результат, а инспектор соглашается с ним, то водитель имеет права продолжать дальше движение. Если алкотестер показывание наличие опьянения, то составляется акт освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. Копия такого акта отдается водителю. К нему прикрепляется распечатка результата алкотестера. Водитель может согласиться с результатами или же нет.

При согласии водителя, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Копия протокола также отдается водителю. Если водитель не соглашается с результатами или же инспектор, несмотря на нулевой результат проверки на наличие опьянения, считает водителя находящимся под действием наркотических или психотропных средств, то он имеет право отправить водителя на медицинское освидетельствование.

Для направления на медицинское освидетельствование имеется всего 3 основания:- Отказ от освидетельствования с помощью алкотестера.- Не согласие водителя с показаниями алкотестера.- Не согласие инспектора с нулевыми показаниями алкотестера, если он считает, что водитель все-таки находится в состоянии алкогольного опьянения.

Любые другие причины для направления на медицинское освидетельствование считаются незаконным. Если есть хотя бы одна причина для мед освидетельствования, то сотрудник ДПС составляет протокол, копия которого отдается водителю. Этот протокол составляется в присутствии понятых, с причиной направления и согласием или не согласием на прохождение мед освидетельствования водителя.

Медицинское освидетельствование обязательно должно осуществляться в учреждениях, имеющих специальную лицензию для таких работ. После прохождения медицинского освидетельствования составляется акт в трех экземплярах. Один экземпляр остается у врача, а два других отдаются водителю и инспектору. После прохождения медицинского освидетельствования понятые больше не требуются.

Если результаты мед освидетельствования не выявили наличие алкогольного опьянения, но состояние водителя говорит о других видах опьянения, то врач оформляет направление на химико-токсикологическое исследование. Для этого исследования берется забор крови или мочи с целью определения наркотических или психотропных веществ в организме. Проводить такое исследование может только врач. Инспектор ДПС имеет право только на проведение освидетельствования с помощью алкотестера.

Если результаты показали наличие алкогольного или другого вида опьянения, то инспектор составляет протокол об административном правонарушении, а также протокол о задержании транспортного средства. Копии этих протоколов отдаются водителю. Задержанное транспортное средство отвозят на штраф-стоянку. Если инспектор разрешает передать транспортное средство трезвому пассажиру, а не задерживает его, то это является нарушением процедуры оформления.

Также при рассмотрении дела в суде, такое нарушение, на ряду с другими допущенными нарушениями, может быть использовано защитой для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

www.xn----ttbdbmti3b1f.xn--p1ai

При освидетельствовании не было понятых | Лишению

Вопрос: Здравствуйте, моего сына обвиняют в управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, алкотестер показал 0.340. При этом инспекторами ГИБДД были допущены нарушения, в частности: не было при освидетельствовании понятых (а подписи их в протоколе имеются). На руки копию протокола ему не выдали. Когда через несколько дней сын пришел в ГИБДД за копией протокола, ему ответили, что все документы уже направлены в суд. Судья конечно не поверил моему сыну, когда он сказал, что ни каких понятых не было, ведь под подписью понятых есть подпись сына. Вопрос: «Кто должен обеспечить явку в суд понятых? И могут ли выступить свидетелями, находившиеся во время задержания в машине, сестра и друг обвиняемого, которые ехали покупать оборудование для воркаут?» Заранее спасибо!!!

Ответ: Добрый день!1. Явку понятых должен обеспечивать суд. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не обладает полномочиями для вызова свидетелей. В соответствии со ст.25.6. КоАП РФ, свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Если же свидетель не является по вызову, то в соответствии со ст.27.15 КоАП РФ, привод свидетеля осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Таким образом, при неявке свидетелей, суд обязан вынести определение об их приводе и направить на исполнение в ОВД.2. По действующему законодательству (ст.25.6 ч.1 КоАП РФ) свидетелем является любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Таким образом, никаких ограничений по родственному или иному положению свидетеля не установлено. Возможность заинтересованности свидетеля будет оцениваться судом при оценке доказательств. Следовательно, сестра и друг также могут являться свидетелями.Таким образом, полагаю, что постановление суда в Вашем случае необходимо обжаловать. Вы можете обратиться к нам, мы готовы оказать всю необходимую юридическую помощь.С уважением, компания «Лишению нет!».

lisheniu.net

Освидетельствование на алкоголь: непонятные понятые

Комментарий для газеты «Автобизнес»

интервью подготавливала Наталья Журавлевич

Ситуаций, когда при рассмотрении дела об административном правонарушении все упирается в тривиальное «слово водителя против слова инспектора ГАИ» — на практике хоть отбавляй. Проезд на красный свет, разговор по мобильному телефону, непропущенный пешеход…Однако в случаях, когда речь идет об обвинении в управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения, ставки слишком высоки. Нужен кто-то третий, кто рассказал бы, как все было. Законодательство роль такого независимого «источника информации» отводит понятому. Однако… у нас до сих пор четко не ясно, когда, кто и как должен участвовать в административном процессе в качестве понятого. На эту тему мы поговорили с нашими постоянными экспертами адвокатами Сергеем Латышевым и Павлом Латышевым (магистром юридических наук, аспирантом).

П. Л.: Понятой в рамках административного процесса –  это не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов (ст. 4.10ПИКоАП). Хотелось бы сразу сказать, что практика привлечения понятых в административном процессе неоднозначная. Неоднозначная с точки зрения двух направлений: — вопроса привлечения понятых при освидетельствовании водителей на предмет состояния алкогольного опьянения — личности понятого. Из-за того, что в законе нет конкретных указаний, что при проведении освидетельствования водителя на предмет алкогольного (наркотического) опьянения обязательно присутствие понятого, орган, ведущий административный процесс, в большинстве случаев проводит освидетельствование без понятых. Если же понятые в процессуальных документах указаны, то, как правило, это или сотрудники ГАИ, или медперсонал, проводивший освидетельствование. На мой взгляд, это является некорректным. Сотрудник ГАИ является должностным лицом органа, ведущего административный процесс, и считать его лицом незаинтересованным, на мой взгляд, нельзя. Врачи  и медсестры, в свою очередь, тоже являются непосредственными участниками административного процесса. Однако они выступают в роли специалистов. Поэтому пребывание их одновременно в статусе специалиста и понятого противоречитзакону.

— Что по этому поводу говорит закон?

П.Л.: В Законе отсутствует отдельная статья с перечнем процессуальных действий, где участие понятых является обязательным, а где не является. В ПИКоАП лишь в некоторых нормах прямо указано, что присутствие понятых – обязательно.

С.Л.: Это ч.3 статьи 8.7, которая предусматривает, что «арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц – в присутствии двух понятых». Понятые обязательны также при личном обыске задержанного (ч 1 статьи 8.6 ПИКоАП). Как мы видим, норм, устанавливающих обязательное участие понятого в процессуальных действиях, немного. Между тем, для лица, в отношении которого ведется административный процесс, во многих случаях важно участие понятых, поскольку они позволяют объективировать получаемую по делу информацию или устанавливаемые обстоятельства.

— На действия должностного лица можно подать жалобу, вынесенное постановление можно обжаловать в суд.

П.Л.: Да. Но, раз прямых указаний в законе нет, то и судебная практика идет по тому же пути. Председатели некоторых областных судов считают, что поскольку в статье 10.14 прямых указаний на необходимость привлечения понятых нет, то и доводы, приведенные в поданных жалобах, несостоятельны. Схожую точку зрения нам высказали и в одном из ГАИ г.Минска:«…участие понятых не обязательно, исходя из норм ПиКоАП и Положения № 497 (Положение от 14.04.2011 № 497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» – прим. ред.). Согласно этому документу, участие понятых обязательно только в случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от прохождения освидетельствования…». Однако должностное лицо ОГАИ на конкретный пункт, часть или статьи не сослалось и для меня осталось не ясным, чем они руководствовались, делая такие выводы. На наш взгляд, подобное неоднозначное толкование одних и тех же нормативных правовых актов негативно влияет на правоприменительную практику, и в первую очередь – на права и законные интересы граждан. Со стороны органов ГАИ имеет место быть устоявшаяся практика обязательного привлечения понятых ТОЛЬКО при отказе лица от прохождения освидетельствования ( при этом в нормах Закона отсутствует прямое указание на обязательное участие понятых при данном процессуальном действии и, как отмечено выше, непонятно на основе каких статей руководствуются инспекторы ДПС), и одновременно с этим орган ГАИ указывает, что при проведении самого освидетельствования участие понятых не является обязательным. Между тем, необходимо отметить, что процедура освидетельствования на предмет определения состояния опьянения является достаточно сложной, и которая зачастую проходит с множеством нарушений требований Закона и соответствующей Инструкции со стороны органа, ведущего административный процесс. Задачей понятых здесь бы стало объективное и беспристрастное фиксирование хода и результатов проведения освидетельствования.

Самый простой пример – определение достаточных оснований для проведения процедуры освидетельствования. Допустим, инспектор ДПС утверждает, что у лица выявлены следующие признаки алкогольного опьянения: нарушения речи, выраженное изменение окраски кожных покровов лица, покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз, шатающаяся походка. По мнению инспектора ДПС имеются все основания для проведения освидетельствования, по мнению водителя – у него все эти признаки отсутствуют. Что делать в этом случае? Если водитель оказывается принципиальным и продолжает стоять на своей позиции, то минимально, что он может получить – это отказ от прохождения освидетельствования со всеми вытекающими от сюда последствиями (санкция ч.1 ст.18.16 КоАП предусматривает штраф от 50 до 100 б.в. с лишением права управления т\с на 3 года). А вот если бы на месте остановки т\с присутствовали бы понятые, то они объективно могли бы оценить выявленные признаки алкогольного опьянения и подтвердить слова либо инспектора ДПС либо водителя, отобразив увиденное ими в процессуальных документах. И это еще наиболее простой пример. По моему мнению, участие понятых необходимо сделать обязательным с самого начала осуществления первичных процессуальных действий по освидетельствованию водителей на предмет нахождения в состоянии опьянения (любого), а не только тогда, когда это признают необходимым инспектора ДПС.

С.Л. Имеющие место недостатки в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, на мой взгляд, рельефно проявляются в процессе по административным делам об ответственности за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Так, на первом этапе освидетельствования работники ГАИ применяют прибор «Алкотест-203». А были ли выполнены работниками ГАИ все требования инструкции по эксплуатации этого прибора?  В частности, использовался ли новый сменный мундштук для продутия, задавались ли водителю вопросы не курил ли он непосредственно перед продутием и не употреблял ли лекарственные средства, содержащие спирт, что продутий было не менее двух и эти продутия были произведены через определенный интервал времени и т.д. и т.п. Таких требований достаточное количество. В материалах дел мы ответ на эти вопросы не находим (отсутствуют процессуальные документы, фиксирующие выполнение соответствующих требований). По информации, получаемой от лиц, привлекаемых к административной ответственности, видно, что требования инструкции нарушаются (в том числе и отмеченные выше). На соответствующие доводы защиты в жалобах на постановления по делу, лица, привлекаемые к административной ответственности, получают от судов ответ, что им (лицом) не были поданы соответствующие замечания и поэтому доводы жалобы во внимание не принимаются. Но в силу принципа презумпции невиновности лица, привлекаемые к административной ответственности, не обязаны доказывать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств по делу, а следовательно писать какие-либо замечания в ходе выполнения процессуальных действий. Налицо весьма спорная и неоднозначная ситуация, по-разному трактуемая органом, ведущим административный процесс, защитой, а потом и судом.

— Человек может и не знать, что там в инструкции написано, чтобы делать замечания по ее исполнению…

С.Л.: Да, как правило, они этих требований и не знают и вы правильно заметили, что они замечания написать в принципе не могут и не смогут. Работники ГАИ, положений инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203», лицам, привлекаемым к административной ответственности, перед началом освидетельствования не озвучивают и не разъясняют. В материалах административных дел я ни разу не встречал таковых фактов. Текста Инструкции в свободном доступе нет. Найти текст этой инструкции можно в интернете. Но интернет — это инструмент не всеобщей доступности. Да и текст инструкции может меняться, за всеми изменениями и не уследишь. Кроме того, знание вопроса лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимо именно в момент начала освидетельствования. А печатный текст Инструкции либо мобильное устройство с доступом в Интернет, в котором сразу же можно найти соответствующую инструкцию, водители вряд ли возят с собой в автомобиле. Одновременно, необходимо помнить, что доказывание фактов по выполнению всех требований инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203» является процессуальной обязанностью должностных лиц органа, ведущего административный процесс. Вот почему, поскольку имеет место спорная ситуация, присутствие понятых и их пояснения по делу позволило бы объективировать ситуацию с соблюдением требований инструкции по эксплуатации прибора «Алкотест-203». Если в рассуждениях идти дальше, то понятыми у нас выступают обычные люди с улицы. Они тоже не знают, как «Алкотест 203» должен эксплуатироваться, не знакомы с процессуальными нормами. Поэтому полагаю, что если участие понятых при освидетельствовании станет обязательным, то орган, ведущий административный процесс, должен разъяснять им все вопросы, чтобы они понимали в каком процессуальном действии они участвуют и какие обстоятельства должны увидеть и засвидетельствовать .

П.Л.: Еще один проблемный момент, когда понятых привлекают не к процессуальному действию в целом, а к какой-то части, к финалу. Например, засвидетельствовать отказ в прохождении освидетельствования. Понятой слышит только слово «отказ», ставит подпись, не понимая и не вникая, чего именно касался отказ, и как развивались события до этого. Такое присутствие понятых тоже не дает нам представление об истинном положении вещей. — Думается, не так уж и просто выполнить все задумки… К примеру: ночь, пустынная дорога… Где брать понятых?

С.Л.  Да, проблема есть. Но нужно думать, как ее решать. На это направлены и наши мысли и мнения, изложенные в настоящем интервью. Важно, какие критерии будут положены в основу решения вопроса. Мы, прежде всего, исходим из принципа реализации права лиц, привлекаемых к административной ответственности, на защиту и принципа презумпции невиновности этих лиц.

Корр. А что у нас имеется в законодательстве Российской Федерации ?

П.Л.: ч.1 ст.25.7 КоАП Российской Федерации определяет понятие «понятой», которое аналогично понятию, содержащемуся в нашем ПИКоАП. Однако данная часть содержит следующее предложение, которое отсутствует в нашем законодательстве, а именно: «Число понятых должно быть не менее двух».

Далее российский законодатель в ч.2 ст.25.7 КоАП указывает, что «..в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Глава 27 КоАП РФ регулирует применение мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях. К таким мерам в РФ относятся: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности; 11) залог за арестованное судно; 12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Таким образом, российский законодатель установил ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие понятых либо ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ фиксирование хода и результатов на видеосъемку КАЖДОГО из проводимых процессуальных действий, в том числе и освидетельствования на предмет нахождения в состоянии опьянения. Также российский законодатель установил ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие понятых либо соответствующее фиксирование на видеосъемку и при составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

В ч.6 ст.25.7 КоАП РФ, установлено, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

С.Л Завершая изложение наших мыслей, хотел бы отметить, что хотя, на наш взгляд, законодательство Республики Беларусь уже отстает в регулировании вопросов участия понятых в административном процессе, на повестку дня выдвигается иной вопрос, а именно, чтобы в качестве необходимого доказательства по делам рассмотренной категории выступила видео-аудио фиксация всего процесса освидетельствования лиц (либо отказа от освидетельствования) на предмет выявления у них состояния алкогольного опьянения. П.Л. Мы видим, что опыт российского законодательства по вопросам привлечения понятых при производстве процессуальных действий в административном процессе или объективной фиксации на видеосъемку на несколько шагов опережает наше законодательство. Мы надеемся, что и белорусский законодатель в ближайшем будущем воспримет подобный опыт Российской Федерации и права, а также законные интересы наших граждан в административном процессе будут защищены должным образом.

 

адвокат Павел Сергеевич Латышев

адвокат Сергей Васильевич Латышев

http://advokat-latyshev.by

www.rka.by