Поведение на дороге, экстремальное вождение. Экстремальное вождение автомобиля


Основы экстремального вождения

Некоторые автомобилисты стремятся пройти курсы экстремального вождения. Они считают, что они помогут иметь стать более опытными и быстро принимать решения в аварийных ситуациях и избегать их. Однако данные курсы стоят намного дороже обычной школы для получения водительских прав. В этой статье мы расскажем основы экстремального вождения, которые помогут вам уходить от аварийных ситуаций без прохождения дорогих курсов.

Что должен уметь экстремальный водитель

Автомобилист, который умеет водить машину в экстремальных условиях, не обязательно должен иметь за спиной многолетний опыт вождения. Обучиться экстремальному вождению можно и за более короткий промежуток времени. Такого водителя можно охарактеризовать кратко: он знает и предсказывает поведение своего автомобиля на каждую долю секунды наперед.

Для достижения такой цели водитель должен четко понимать принцип работы следующих составляющих автомобиля:

— двигателя;

— сцепления;

— тормозной системы;

— стояночного тормоза;

— шин и других.

Безопасность вождения строится не на умении разгоняться на автомобиле, а на умении правильно тормозить. При этом экстремальный водитель должен уметь тормозить в поворотах, а не на прямом участке автомобильной дороги. Именно поэтому он должен знать свойства шин своего автомобиля, их пограничный режим, когда они уже теряют сцепление с дорогой.

Умение плавно уводить автомобиль в поворот приводит к более быстрому его прохождению. Опытный водитель знает, что в поворот нужно входить как можно медленнее, а выходить из него нужно на полном газу. Именно это и является основой экстремального вождения автомобиля.

Основные правила экстремального вождения

В таблице ниже описаны основные правила экстремального вождения.

ПравилоОписание
Каждая поездка – это тренировкаКаждый раз, выезжая на автомобиле, необходимо работать над своими навыками экстремального вождения
Чем медленнее и плавнее будут действия водителя за рулем, тем быстрее будет перемещаться автомобильНажатие на педаль тормоза должно быть плавным, как и ее отпускание. Поворот рулем должен иметь малый угол.
Чем более быстрым является поворот, тем более близко к геометрической траектории гонщик должен вести автомобильЧем более крутым, то есть медленным, является поворот, тем позднее апекс, и тем более резко и решительно необходимо выполнять поворот руля «быстрыми руками».
Чем более медленным является поворот, тем в большей степени траектория должна иметь отличия от геометрической и тем более поздним должен быть апексЧем более быстрым является поворот, тем более плавными темпами необходимо осуществлять поворот руля «медленными руками», чтобы автомобиль плавно вошел в поворот.
Фокусируй свой взгляд на том месте, в котором ты собираешься очутиться через мгновениеВодитель обязан фокусировать свой взгляд на действиях своего автомобиля, а не на действиях машин других водителей. Он должен наперед мысленно чертить свою траекторию движения, безопасную для него о окружающих автомобилей.

 

[youtube url=»https://www.youtube.com/watch?v=X86821F8cBk» width=»560″ height=»315″]

Поделись с друзьями:

motormania.ru

Kaminsky - Как научиться водить машину? Экстремальное вождение

Главная > Блог > Как научиться водить машину? Экстремальное вождение

Как научиться водить машину? Экстремальное вождение

Продолжим разговор о том, как правильно учиться вождению автомобиля. В первой части статьи «Как научиться водить машину. Водительское мастерство и обучение в автошколе» я рассказал о существовании семи уровней водительскогомастерства, о важности их последовательного прохождения и о том, что обучения в автошколе недостаточно, чтобы называться хорошим водителем и грамотно и безопасно водить машину. Во второй части статьи я подробно разобрал, из чего складываются навыки вождения автомобиля, необходимые и достаточные для «хорошего водителя» и для безопасного вождения. Это техника вождения автомобиля в штатных, повседневных условиях движения, тактика вождения в транспортном потоке и техника управления автомобилем в критических ситуациях – приемы контраварийного вождения. На этом, собственно, заканчивается необходимая программа обучения водителя, но не заканчивается повышение водительского мастерства!

В этой статье я напишу о том, чему ещё можно научиться продвинутому водителю, хотя это и не требуется для езды на дорогах общего пользования. Речь пойдет о модном сегодня направлении – экстремальном вождении автомобиля, это ещё называется курсами высшего водительского мастерства, а по сути это базовые навыки спортивного вождения.

Давайте, наконец, разберемся, что это за экстремальное вождение автомобиля, почему оно так называется, как оно связано со спортивным вождением,и почему оно неприменимо на дорогах общего пользования.

Экстремальное вождение автомобиля – что это?

Для начала приведу некоторые понятия из элементарной физики.

Сцепление шин с дорогой

Когда машина «просто едет», шины катятся по дороге. В этом случае со стороны дороги на шины действует сила трения покоя (или сила сцепления). Это мы наблюдаем каждый день на дорогах общего пользования, когда машины «просто едут». Сцепление шин с дорогой в этом случае хорошее и достаточное для совершения всех необходимых маневров на дороге – разгона, торможения и поворота. А грамотные водители и автогонщики говорят так: у шин есть запас сцепления с дорогой.

Скольжение шин по дороге

Но этот запас не бесконечен, и при определенных скоростях движения и/или действиях водителя запас сцепления шин с дорогой уменьшается до нуля, и шины перестают цепляться за дорогу. Если это происходит, то машина уже не «просто едет» — шины скользят по дороге. а не катятся. И тогда со стороны дороги на шину действует уже сила трения скольжения. Самый распространенный пример скольжения шин – занос автомобиля на скользкой дороге, т.е. – скольжение задних шин. Скользить могут также и передние шины – снос автомобиля, — и все четыре одновременно. В случае скольжения шины перестают цепляться за дорогу, и совершить какой-либо маневр либо сложно, для чего требуется особые навыки вождения, либо невозможно вообще.

Вождение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой

Шины переходят в скольжение не сразу: не мгновенно, а постепенно. Представьте себе автомобиль на закрытой ровной асфальтированной площадке. Поворачиваем руль до упора вправо (или влево, неважно), включаем первую передачу (или режим D) и плавно стартуем. Машина начнет движение по кругу. Дальше плавно добавляем газу, ускоряемся. Машина продолжает движение по той же дуге со все большей и большей скоростью. Это происходит, пока шины цепляются за дорогу и продолжают катиться. То есть пока есть запас сцепления шин с дорогой. При дальнейшем увеличении скорости запас сцепления будет все меньше и меньше, и в какой-то момент наступит предел сцепления, который сопровождается легким «повизгиванием» шин и «облегчением», «опустением» руля. Это значит, что машина еще движется по заданной траектории, кругу, но скорость движения предельна. Не для двигателя – для шин.Газу поддать еще можно, двигатель потянет, но шины уже не смогут держать дорогу. Запас сцепления закончился, держаться нечем… В этом режиме – на пределе сцепления шин с дорогой можно ехать долго (зачем – об этом ниже :)), главное чувствовать руль и газ и поддерживать баланс – не замедляться, но и не пытаться ускориться, все равно не получится.

Вождение автомобиля в скольжении

В этом легко убедиться – продолжим добавлять газ, и какие-то из шин – передние или задние – неминуемо начнут скользить. В случае движения по кругу малого радиуса с повернутым до упора рулем, скорее всего, заскользят передние шины, и начнется снос автомобиля. Машина потеряет управляемость и уйдет с заданной траектории, направляясь наружу круга. И это будет уже движением за пределом сцепления шин с дорогой, то есть в скольжении .

Можно не увеличивать скорость до предела и не дожидаться скольжения передних шин, а искусственно сорвать в скольжение задние шины (способов для этого существует много, мы их изучаем на курсах «Искусство дрифта» и «Секреты управляемого заноса»). Тогда машина потеряет устойчивость, заскользит задними шинами – пойдет в занос. Если автомобиль мощный и задне- или полноприводный, можно поддерживать скольжение шин за счет их пробуксовки – поддерживая избыток газа. И машина будет двигаться в непрерывном заносе, так называемом дрифте. Управлять автомобилем в заносе можно, но сложно, для этого требуются специальные тренировки. Опять же, зачем это делать – об этом разговор впереди И движение в заносе – тоже за гранью сцепления шин с дорогой.

Как вариант, попробуйте воспроизвести описанную выше ситуацию в безопасных условиях — на закрытой и свободной ровной площадке, и сможете прочувствовать все, о чем я написал.

Три режима вождения автомобиля

Подводя итоги написанному, перечислю три режима вождения автомобиля с точки зрения взаимодействия шин с дорогой:

  1. Движение с запасом сцепления шин с дорогой – без скольжения. Это повседневный режим езды, когда сцепление хорошее и машина хорошо реагирует на действия водителя – ускоряется, тормозит, поворачивает.
  2. Движение на пределе сцепления шин с дорогой – на грани скольжения. Это экстремальное вождение автомобиля, без запаса сцепления, на грани скольжения. Малейшее воздействие на автомобиль рулем или педалями приведет к скольжению шин по дороге. Типичные примеры такого движения – экстренное торможение с АБС, экстренный разгон на грани пробуксовки ведущих колес, движение по дуге поворота с предельной скоростью.
  3. Движение за пределом сцепления шин с дорогой – с постоянным скольжением. Это также экстремальное вождение автомобиля. Типичные примеры: экстренное торможение юзом, разгон с постоянной пробуксовкой, движение в управляемом заносе, длительное вращение автомобиля, полицейский разворот.

Так вот, два последних способа вождения – на грани скольжения и с постоянным скольжением шин по дороге – это и есть экстремальное вождение автомобиля. Почему экстремальное? Потому что велика цена ошибки. Чуть ошибся – и машина теряет управляемость и переходит в неконтролируемое движение. Для того чтобы уверенно управлять автомобилем в скольжении или на грани скольжения нужно владеть специальными приемами вождения, очень тонко чувствовать автомобиль и его органы управления и безошибочно действовать ими.

Экстремальное вождение автомобиля – не для дорог общего пользования

Очевидно, движение на грани скольжения или в непрерывном скольжении недопустимо на дорогах общего пользования .

Во-первых, повторюсь, велика цена ошибк и. Чуть что – потеря управляемости и ДТП. Безопасное вождение автомобиля подразумевает вождение с запасом сцепления шин с дорогой, чтобы иметь возможность исправить ошибку в управлении. Довернуть руль, если недооценил крутизну поворота, додавить тормоз, если переоценил размер места для торможения и т.п. А экстремальное вождение автомобиля – вождение без права на ошибку, соответственно, не является безопасным и недопустимо на дорогах общего пользования.

Во-вторых, экстремальное вождение автомобиля подразумевает высокий уровень водительского мастерства, как результат длительных и регулярных тренировок. Как говорится, чтобы играть на флейте, нужно учиться играть на флейте. Аналогично, чтобы уверенно водить машину в управляемом заносе, нужно регулярно этому тренироваться. Все ли водители это делают? И вообще, есть ли уверенность, что хотя бы 5% водителей доросли до уровня Эксперта или хотя бы до Продвинутого?

В-третьих, вождение автомобиля в том же управляемом заносе вызовет неадекватную реакцию окружающих участников движения, что чревато ДТП.

В-четвертых, экстремальное вождение просто нецелесообразно с точки зрения перемещения из пункта А в пункт Б. Зачем водить экстремально, пусть это было бы допустимо? Ведь в заносе не доедешь из дома до офиса быстрее обычного. Если только ради удовольствия и адреналина, а это уже совсем другой разговор

Экстремальное вождение автомобиля = спортивное вождение

Теперь поговорим о связи экстремального вождения автомобиля с автоспортом. Связь прямая и очевидная.

Кольцевые гонки – вождение автомобиля на грани скольжения шин

Большинство гонок на асфальте – кольцевые гонки – и есть вождение на грани скольжения шин. Задача гонщика – пилотировать автомобильтак, чтобы пройти кольцевую трассу за минимально возможное время. А значит, нужно использовать весь возможный потенциал шин, то есть реализовать весь запас сцепления. Экстренно тормозить «в пол» на грани скольжения – максимально интенсивно и на кратчайшем участке трассы, проходить повороты с максимально возможной скоростью – на грани скольжения шин, ускоряться на выходе из поворота максимально интенсивно – на грани пробуксовки ведущих колес.

Ралли, дрифт – вождение автомобиля в скольжении

Другая разновидность экстремального вождения автомобиля – вождение в управляемом скольжении используется в таких гонках как ралли, автокросс, дрифт. Здесь управляемый занос используется либо для зрелищности, либо для уверенного прохождения поворота по рыхлому и неоднородному покрытию трассы.

Курсы экстремального вождения автомобиля – псевдо спорт

Собственно, все курсы экстремального вождения автомобиля, которые сегодня существуют на рынке обучения водителей, есть не что иное, как обучение приемам вождения автогонщиков. В частности, в Kaminsky Driving School приемы вождения в скольжении вы можете изучить на курсах «Искусство дрифта» и «Секреты управляемого заноса», а освоить технику пилотирования автомобиля по кольцевой трассе – вождение на грани скольжения – на курсе «Вождение по гоночной трассе».

Экстремальное вождение автомобиля – высшее водительское мастерство

Теперь снова становится ясно, что приемы экстремального вождения автомобиля по большей части неприменимы на дорогах общего пользования, что владение ими не обязательно для грамотного и безопасного вождения в городе. И совсем очевидно, что экстремальное вождение – совсем не то, с чего должна начинаться дополнительная подготовка водителя, имеющего «права» и опыт самостоятельного вождения автомобиля. Я об этом уже писал в статье «Экстремальное вождение или контраварийная подготовка? В чем разница?».

Экстремальное вождение — это то, чем, по идее, должна заканчиваться подготовка водителя после освоения им начальных, базовых и продвинутых навыков вождения автомобиля. Экстремальное вождение – последний, высший уровень в программе подготовки водителя. Это как черный пояс в каратэ. Выше находится только подготовка профессиональных пилотов для участия в автогонках. То есть, экстремальное вождение автомобиля – это высшее водительское мастерство.

Приемы экстремального вождения автомобиля

Наконец, перечислю приемы, относящиеся к высшему водительскому мастерству, чтобы вы знали, чему вам предстоит научиться в случае такого желания. А заодно укажу, какие из них применимы на дорогах общего пользования, а какие – нет.

Приемы вождения на грани скольжения шин с дорогой

  • экстренное ускорение на грани пробуксовки ведущих колес
  • экстренное торможение с АБС или без АБС на грани проскальзывания шин (торможение гонщиков классов Формула)
  • точное определение места начала торможения, чтобы окончание торможения пришлось четко на вход в поворот и чтобы скорость была снижена точно до предельной скорости для данного поворота
  • комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой пяткой
  • управление крутящим моментом двигателя по тахометру, поддержание оборотов двигателя в диапазоне максимального крутящего момента и максимальной мощности
  • регрессивное торможение, затяжное торможение (trail braking) – совмещение торможения и вращения руля на грани скольжения шин
  • движение по дуге с предельной скоростью для данного поворота, удержание автомобиля на грани скольжения шин, ювелирная работа рулевым колесом и педалью газа
  • построение оптимальной траектории прохождения связки поворотов, обеспечивающей минимальное время прохождения кольцевой трассы
  • совмещение ускорения и вращения руля на грани пробуксовки шин при выходе из поворота

Из перечисленного можно и нужно применять в повседневной городской езде комбинированное торможение с перегазовкой пяткой ипостроение оптимальной траектории прохождения поворотов. Эффективно также совмещение ускорения и вращения руля на выходе из поворота, но не на грани скольжения шин, а с запасом их сцепления с дорогой. Допустимы также экстренное ускорение и экстренное торможение, но не в повседневном режиме, а в критических ситуациях.

Приемы вождения автомобиля в скольжения

  • способы создания заноса:

— без смещения веса автомобиля

— со смещением веса автомобиля

  • приемы прекращения заноса:

— скоростное руление

— работа педалью газа

— экстренное торможение

  • поддержание управляемого заноса, умение поворачивать автомобиль на различные заданные углы с помощью заноса:

— квадрат (90 градусов)

— треугольник (120 градусов)

— прямая (180 градусов)

— круг (360 градусов)

  • умение изменять направление движения автомобиля в заносе:
  • умение непрерывно двигаться в контролируемом ритмическом заносе
  • трюки скольжения:

— разворот передним ходом на 180 градусов

— разворот задним ходом на 180 градусов – полицейский разворот

— разворот передним ходом на 360 градусов

— разворот с места передним ходом на 180 градусов

— разворот с места задним ходом на 180 градусов

Ничто из вышеперечисленного нельзя применять в повседневных поездках. Единственное, что может понадобиться в принципе – способы прекращения заноса: скоростное руление, работа газом и экстренное торможение. И то – в критических ситуациях. А для критических ситуаций есть отдельная дисциплина – контраварийное вождение, о которой я подробно написал в предыдущей статье: «Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка».

В следующей статье я подведу итоги написанному в этой и двух предыдущих статьях и дам конкретные рекомендации по тому, как правильно учиться водить автомобиль.

test

http://kaminsky.su

legkoe-delo.ru

Экстремальное вождение автомобиля | Газу Ру

Экстренное торможение: рефлексы без тормозов Экстренное торможение: рефлексы без тормозов

Если вы никогда не попадали в ситуацию, когда вам нужно было воспользоваться навыками экстренного торможения, значит, вы счастливчик. Но это вовсе не означает, что вы не должны обзавестись подобными навыками, потому как везение очень изменчиво и судьба-кухарка уже завтра может повернуться к пятой точкой.

Вождение автомобиля в условиях дождя и тумана Вождение автомобиля в условиях дождя и тумана

Единственное, на что не научился радикально влиять человек – это погода. Возможно, в будущем мы и найдем способ усмирять ураганы, брать на короткий поводок цунами, контролировать землетрясения и направлять ветер в ту сторону, которую захотим. А пока простой дождь может внести серьезные коррективы в наши планы, а утренний туман – испортить не только настроение, но и запланированное путешествие.

Урок вождения в условиях грунтовой дороги Урок вождения в условиях грунтовой дороги

Говорят, что в России всего две беды – дураки и дороги. И если с первыми все понятно без лишних слов, то со вторыми не все так однозначно. Дело в том, что, к примеру, грунтовая дорога в России – это практически бездорожье. Иными словами, там, где кончается асфальт, начинается сфера влияния полноприводных джипов, которые подчас тоже не в состоянии справиться с российскими грунтовыми дорогами (читай «бездорожьем»). Но по грунтовкам приходится ездить и на обычных автомобилях, которые и на городских дорогах иногда капризничают. Сегодня мы постараемся освоить азы езды в условиях грунтового покрытия, и, возможно, после этого ровно на одну беду в России станет меньше.

Полицейский разворот Полицейский разворот

Что такое полицейский разворот и техника его выполнения. Техническое состояние автомобиля и возможные поломки.

www.gazu.ru

Экстремальное вождение автомобиля — советы по управлению в экстремальных ситуациях

Экстремальное вождение автомобиляЭкстремальное вождение автомобиля

В первую очередь следует определиться, что «экстремальное вождение» – не обязательно езда на огромных скоростях с крутыми разворотами и обгонами, в первую очередь, это умение управлять автомобилем в любую погоду и в любое время года на различных дорогах без аварий. А это умение зависит от множества факторов.

1. Правильная посадка за рулем

Одной из основ является посадка водителя за рулем. Нельзя располагаться на сиденье автомобиля, как дома на диване перед телевизором, это расслабляет, мешает во время среагировать на возникшую опасность. Спина должна быть прижата к сиденью, руки находиться в верхней части руля. Это позволит водителю слиться со своей машиной, лучше чувствовать ее и правильно действовать. Также не стоит вешать на лобовое стекло разные сувениры, игрушки и разные другие посторонние вещи, они отвлекают и даже мешают водителю.

2. Правильная работа руками

Очень помогает справляться с экстремальными ситуациями умения управлять рулем одной левой рукой. Правая рука, в таком случае, остается свободной и может заниматься переключением передач, ручного тормоза. Помимо этого у водителя будет возможность развернуться вправо и увеличить задний обзор. Чтобы наилучшим образом управлять левой рукой, следует взять руль на 12 – по аналогии с циферблатом часов, затем повернуть руль до 4 и перехватить его, произведя перекат руки тыльной стороной. А чтобы быстро среагировать и исправить ошибку, необходимо уметь быстро рулить обеими руками поочередно, используя перекрестный захват.

3. Не стартовать резко на скользкой дороге

Чтобы стартовать на скользкой дороге, не стоит буксовать, выжимать педаль газа, это только усугубит ситуацию. Наоборот, стартовать нужно максимально мягко, без пробуксовки и с идеально выровненными колесами. Если пробуксовки избежать не удалось, то выключите и включите сцепление повторно.

Управляя автомобилем, следует помнить, что скорость торможения выше, чем скорость разгона. Поэтому, чтобы не возникло проблем, начать увеличивать вращение коленвала следует заранее. Так, например, это поможет в ситуации преодоления крутых подъемов, поможет сохранить устойчивость на неровных дорогах, ускорить осуществления обгона и других маневров, а также избежать многочисленного переключения передач при движении по песку, грязи, снегу.

В целом, важен опыт. Практикуйтесь, и тогда все обязательно получится.

servicing-auto.ru

Экстремальное вождение

 Поведение на дороге,  статьи о навыках экстремального вождения и о тех ситуациях, когда необходимо вести автомобиль не так "как всегда". Если попробовать кратко раскрыть тематику данной категории, то необходимо сказать о том, что как бы предусмотрительно и аккуратно мы не водили свои машины, все равно наступает такой момент, когда необходимо использовать особые, ранее не задействованные навыки... Скажем автомобиль сломался, при этом заказывать эвакуатор накладно, а вот буксировать его при помощи другой машины вполне реально. При этом вы можете оказаться в этой ситуации как в качестве того кто буксирует машину, так и тем кого буксируют. В любом случае необходимо соблюдать элементарные правила, чтобы не возникла проблем. Даже вождение машины с прицепом, уже может быть для кого-то более чем экстремально. Ведь пару лишних метров в хвосте и плюс инерционная масса под тонну, способны в корне поменять стиль вождения... Так вот, именно о таких вариантах в нашей рубрике.

Подробности Родительская категория: Автошкола вождения

Как многое, из изобретенного уже человеком, что первоначально было выдумано как желаемое и возможное, впоследствии реализовывалось как необходимое и неотъемлемое. Все это мы к тому, что прогресс не стоит на месте, что, впрочем, известно и без нас. А раз это так, то и появление новых систем безопасности в автомобилях, а также алгоритмов, определяющих управление машиной, является делом времени и не более. Развивая нашу мысль можно дойти до абсурда, а именно до таких соображений, когда автомобиль может стать не просто средством передвижения или для кого-то роскошью, но и «повелителем судеб».

Подробности Родительская категория: Автошкола вождения

  буксировка автомобиляБуксировка автомобиля со стороны кажется нехитрым мероприятием. Как правило буксировка не является повседневной необходимостью, в следствии чего, навыки у большинства в данном виде вождения не высоки. Мы не будем пытаться научить ездить вас по бумаге, без практики, так как это глупо. В данной статье мы лишь расскажем о способах буксировки нормативных документах регламентирующих буксировку и дадим практические советы, которые и так всем понятны, но только почему после их озвучивания.

Подробности Родительская категория: Автошкола вождения

 В случае если переда Вами стоит задача максимально быстро пройти участок дороги, тем более в период сложных погодных условий (зима, дождь и т.д.) с поворотами и виражами рекомендуем воспользоваться следующими правилами.

Подробности Родительская категория: Автошкола вождения

Поперечные колебания прицепаПослушность, с которой прицеп катится за легковой машиной по шоссе, обманчива. На изменение дорожных условий или действия водителя он может отреагировать неожиданно резко. Чтобы поездка была безопасной, надо знать особенности управления автопоездом.

autosecret.net