Процесс хромирования металлических изделий в домашних условиях. Хромирование металла в домашних условиях


Хромирование в домашних условиях - технология металлизации

Процесс хромирования металлических изделий в домашних условиях

Хромированное покрытие способно изменить качественный и декоративный состав любого предмета. Многие фирмы предлагают услуги по металлизации элементов, но существует альтернатива дорогостоящей процедуре. Вполне реально провести хромирование в домашних условиях, если знать некоторые тонкости и правила производственной технологии.

Процедура хромирования

Хромированием называют сложный физико-химический процесс, представляющий собой зеркальное серебрение отдельных элементов с помощью распыления. Покрытие из хрома не поддаётся окислению и агрессивному напору внешней среды, а также надолго сохраняет насыщенность оттенка. Металлизация хромом применяется не только для обновления автомобильных запчастей, но и для создания интерьерного декора.

Применение хромовых покрытий

Условия для проведения процедуры

Процесс преображения невзрачных деталей в зеркальные предметы сопряжён с использованием химических реагентов. Жилая комната или кухня не подойдут для хромирования в домашних условиях. Для такого опыта стоит создать импровизированную лабораторию в гараже или другом изолированном помещении. Опасные испарения реагентов могут повысить риск возникновения онкологических заболеваний, поэтому выбранная комната должна быть оборудована вентиляцией, а мастер снаряжен защитной одеждой, очками и маской.

Подготовка рабочего места – очень ответственная часть работы, при проведении которой нужно учесть некоторые особенности технологии.

В каких условия безопасно проводить хромирование

В каких условия безопасно проводить хромирование

Базовое оборудование

К основным инструментам, используемым при обработке металла, относят следующие компоненты:

  • электрохимическая ванна или стеклянная ёмкость;
  • выпрямитель тока;
  • нагревательный элемент;
  • термометр.
Схема электрохимической ванны для хромирования

Схема электрохимической ванны для хромирования

Для химической обработки разных металлов предназначена гальваническая ванна. Объёма изолированной ванны хватит для того, чтобы подвергнуть серебрению крупногабаритный металл. Хромирование своими руками мелких деталей можно провести в небольших ёмкостях из стекла.

С помощью обычного термометра можно выдержать нужную для процедуры температуру. Химические реагенты являются основными участниками процесса серебрения металла. Основной компонент – оксид хрома, который в определённой дозировке считается смертельным ядом. К использованию этого вещества стоит отнестись предельно внимательно.

Применение оксида хрома

Применение оксида хрома

Химические реагенты

Самостоятельное хромирование также подразумевает поиск надёжных поставщиков, торгующих нужными веществами. Большинство химических компонентов можно приобрести на складах медицинского оборудования, а остальные – купить в аптеке. В стартовый набор включены следующие вещества:

  • AgNO3 – азотнокислое серебро – 2 г;
  • SnCl2 – двухлористое олово – 2,5 г;
  • Глюкоза – 2,5 г;
  • NaOH – гидроксид натрия – 22 г;
  • Nh5OH (аммиак) – 5 мл;
  • HCl – соляная кислота – 20 мл;
  • Формалин 37% – 0,45 л;
  • Дистиллированная вода –2 л.

С помощью кухонных весов или мерных стаканов можно выполнить дозировку каждого препарата. А для самого процесса хромирования своими руками понадобятся одноразовые шприцы и бытовые распылители.

Технология изготовления покрытия

Технология опыления металла хромом включает 4 этапа.

Процесс хромирования

Процесс хромирования

Приготовление растворов

Эта стадия работы начинается с изготовления из химических компонентов специального состава. Раствор двухлористого олова понадобится для активации поверхности металла. Его можно приготовить, использовав следующие компоненты:

  • дистиллированная вода – 0,5 л;
  • двухлористое олово – 2,5 г;
  • соляная кислота – 20 мл.
Приготовление растворов для хромирования

Приготовление растворов для хромирования

Рецепт восстановителя предполагает следующий набор составляющих:

  • дистиллированная вода – 0,5 л;
  • формалин – 5 мл;
  • глюкоза – 2,5 г.

Рецепт серебрильного раствора:

  • дистиллированная вода – 0,5 л;
  • азотнокислое серебро – 2 г;
  • гидроксид натрия – 2 г;
  • аммиак – 5 мл.
Струйное хромирование

Струйное хромирование

Подготовка поверхности

Подготовка изделия для хромирования своими руками требует обезжиривания поверхности металлической детали. Рецепт обезжиривающего состава: дистиллированная вода – 0,5 л (to – 50-60o) и гидроксид натрия — 20 г.

Покрытие стоит протереть обезжиривающей жидкостью, далее нужно тщательно смыть раствор. Необработанные фрагменты детали не будут поддаваться диффузионной металлизации.

Обезжиривание поверхности

Обезжиривание поверхности

Активация покрытия

Реакцию опыления металла необходимо активировать. Выполнение этого приёма требуется для того, чтобы серебро надёжным слоем покрыло желаемый предмет. Активация покрытия производится с помощью раствора двухлористого олова в течение ровно 1 минуты. Дальше следует охлаждать поверхность металла, путем помещения его в холодную воду на 3 минуты. Несоблюдение временных промежутков опыления ведёт к браку детали.

Помещение металла в раствор

Помещение металла в раствор

Металлизация

Получение желаемой плёнки серебра на поверхности предмета – самый интересный этап хромирования в домашних условиях. Серебрильный раствор и восстановитель следует распылять по объекту таким образом, чтобы два состава равномерно ложились на поверхности металла.

Металлизация распылителем

Металлизация распылителем

Методы проведения

Знание взаимодействия химических элементов и наличие базового оборудования поможет беспроблемно провести хромирование своими руками. Существует 3 способа проведения данной процедуры.

Гальванический

Электрохимический метод серебрения металла подразумевает наличие прокаливающего элемента – катода, среды химической реакции – электролита, обрабатываемой детали – анода. Электролит представляет собой смесь очищенной воды, серной кислоты и хромового ангидрида (CrO3). Погружение объекта металлизации в электролит производится при температуре воды 60-80оС. В результате реакции, на стенках предмета оседают катионы хрома, и деталь покрывается зеркальной плёнкой.

Схема электрохимического устройства

Схема электрохимического устройства

Каталитический

Химический способ обработки металла основывается на взаимодействии реагентов с поверхностью изделия. Атомы с высоким потенциалом поднимаются на верхний слой покрытия в результате реакции с реагентами. Полученное покрытие полируют и доводят до зеркального оттенка.

Химическая обработка металла

Диффузионный

Такой метод хромирования сохраняет базовые принципы напыления хрома, но сама процедура проводится с помощью гальванической установки. Этот тип хромирования своими руками избавляет от необходимости сооружать громоздкую электролитическую ванну. Гальваническая установка представляет собой специальную кисть, в которую заливается электролит, трансформатор и шнур, соединяющий катод и анод. Вместо привычной ворсистой кисти можно использовать пористую губку.

Схема диффузионного нанесения покрытия

Причины появления изъянов на поверхности деталей

Опытные мастера выделяют несколько основных причин, влияющих на качество хромирования в домашних условиях.

Способы устранения изъянов на поверхности деталей

Способы устранения изъянов на поверхности деталей

Превышение силы тока.  Избыточный ток, пропущенный через объект, может привести к неравномерному окрашиванию предмета.

Несоблюдение технологии. При нарушении оптимальных температурных показателей и дозировки реактивов металл не обретёт желаемый зеркальный блеск.

Некачественная подготовка изделия-основы. Плохое обезжиривание не позволит катионам хрома равномерно осесть на поверхности предмета, а также уменьшит срок его эксплуатации.

Видео по теме: Химическая металлизация (хромирование)

vtorexpo.ru

Хромирование в домашних условиях

Главная → Хромирование в домашних условиях

Сегодня очень часто можно встретить в сети сайты, рассказывающие о хромировании в домашних условиях. Хочу высказать свое скромное мнение на этот счет не только как специалиста, создавшего гальваническое предприятие, но и как эколога, в первую очередь.

Начнем с того, что многим гальваника кажется делом легким и дешевым. Бытует мнение, мол, макнул бампер в раствор - вот тебе и идеально блестящее, прочное покрытие. А так как не у многих найдется лишняя сотня квадратных метров бесхозной площади, то первым в очереди на заселение становится гараж. Оттого домашнюю гальванику называют еще "гаражной".

Сейчас не проблема найти мало-мальски профессиональную литературу по электрохимическим покрытиям в интернете. Однако мало знать технологию. Тем более, многое, что написано в книгах зачастую вообще не работает. Какие же проблемы сразу должны насторожить Вас?

1. Кроме непосредственно покрытия (возьмем пример более известного в широких массах хромирования по стали) требуется большое число подготовительных операций. Качественное декоративное покрытие невозможно получить без полировки поверхности. Легко ли отполировать до блеска автомобильный диск? Даже для обработки того же бампера требуется умение. После мехобработки потребуется обезжиривание, затем травление (после всех операций придется делать минимум 3 промывных ванны), которое не всегда проводится в серной кислоте. Положим, что аккумуляторную кислоту достать можно. С соляной и азотной кислотой дело обстоит сложнее, как и со всеми последующими реактивами по той простой причине, что легально реактивы могут продаваться ТОЛЬКО ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ или на худой конец ИП. И уж точно никто в здравом уме не продаст левому человеку хромовый ангидрид, являющийся основным компонентом ванны хромирования. А серная кислота в этой ванне потребуется уже не аккумуляторная, техническая, а чистая, определенной квалификации. Даже приготовление электролита - сложная задача, которая включает в себя проработку током в нужном режиме

2. Электролит хромирования требует определенной температуры, соотношения ангидрид/кислота и плотности тока. Для такой ванны необходим высоковольтный, по сравнению с обычной гальваникой, выпрямитель тока большой мощности. Посчитайте площадь поверхности покрываемого диска (всю, так как нормально заизолировать ненужные части не удастся - выделяющийся на катоде водород сорвет любой лак или пленку) - плотность тока для хромирования может достигать 30 А/дм2. Теперь умножьте площадь в дм2 на эту величину. Это потребный для покрытия ток. Если умножить этот ток на напряжение для хромирования, то Вы получите мощность выпрямителя и она окажется немаленькой. Скорее всего, выпрямитель будет трехфазным, а такая сеть есть не во всех гаражах.

3. Теперь - ванны. На все операции может потребоваться до 12 ванн, если используется 1 ванна хромирования. В электролизной ванне придется ставить свинцовые аноды и медные штанги большого сечения. Эти вещи тоже нелегко достать, так как нужно их относительно немного, а продавать их поштучно почему-то не хотят. В основном - мелкий опт. В каждой ванне нужна будет дистиллированная вода. Если принять примерный объем одно ванны 250 л, то, умножив эту цифру на 12 ванн, получим 3 кубометра дистиллированной воды. Это 3000 л. Согласитесь, покупать 3000 бутылок дистиллята в автомагазине - не лучшая идея. Дистиллятор же потребует много денег и обязательно наличия холодного водоснабжения, которое есть не во всех гаражах.

4. Хромовый электролит не предусматривает использования расходуемых анодов. Это означает, что концентрации компонентов в нем постоянно меняются. Добавим сюда низкий выход по току и получим, что корректировка электролита потребует целой аналитической лаборатории. А там - приборы и специфические реактивы. И навыки. Без опытного технолога будет очень непросто обойтись.

5. Отдельно поговорим про экологию. Помним, что хромовый ангидрид - сильнейший яд и канцероген. Промывную воду после хромирования придется менять часто. Куда девать весь этот объем стоков? Слив на улицу - последнее, что должно придти в голову, за это можно загреметь по уголовному делу и сильно, не говоря про штрафы. Вывозить за город - не навывозишься. А если электролит выйдет из строя? За выброс такого количества канцерогенов в окружающую среду можно смело приписывать статью "терроризм". И это на самом деле так - это тяжелейшее преступление против тех, кому в питьевую воду потом попадет этот источник рака.

Из всего этого заключу, что организация гальваники в домашних условиях - дело не только сложное, рискованное, малорентабельное, но и НЕЛЕГАЛЬНОЕ и УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ. Затрат придется внести куда больше, чем кажется, проблем - не оберешься. И если даже что-то получится, конкурировать с профессиональной гальваникой "гаражная" вряд ли сможет. Стоит ли браться? Решайте сами. В конце концов, если Вы решили зарабатывать, то можно найти много более выгодных способов вложения денег, а если вам нужен конкретный продукт - обратитесь к профессионалам. Только имейте в виду, что кроме гальванического хромирования есть еще другие виды: мета-хром, напыление, трибо-гальваника. Все они НЕ ДАЮТ КАЧЕСТВЕННО СЦЕПЛЕННОГО покрытия и ваш блестящий повод для гордости на копытах железного коня очень скоро может стать поводом для покупки колпаков, чтобы закрыть обсыпавшееся и прокорродировавшее непотребство. И это на стальном диске. А если диск алюминиевый или титановый? Такие материалы даже гальванически ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложны для покрытия и требуют куда более сложной обработки. Из чего вытекает, что качественное хромирование будет по карману далеко не каждому.

Данная статья является интеллектуальной собственностью ООО "НПП Электрохимия" Любое копирование без прямой ссылки на сайт www.zctc.ru преследуется по закону. Текст статьи обработан сервисом Яндекс "Оригинальные тексты"

zctc.ru

Хромирование деталей в домашних условиях

Есть один способ хромирования в домашних условиях, который не требует специальной ванны, очень компактен и позволяет контролировать качество поверхности уже в процессе хромирования. Речь идет о так называемой «гальванической кисти». Для ее изготовления понадобится щетина от обычной художественной или малярной кисти, пучок которой в диаметре будет составлять 2-2,5 см. Щетину плотно обматываем свинцовым проводом (сгодится и луженый медный) оставляя немного места для вставки в корпус. Корпус кисти изготовляется из оргстекла или аналогичного материала. Это пустотелый цилиндр или усеченный конус, с одного торца которого вставляется щетина, а на другом крепится диод Д303-Д305. Кроме того в корпусе есть отверстие, в которое заливается электролит.

Кроме этого нам нужен трансформатор на 12 вольт с током 0,8-1 А – пойдет китайский блок питания для мелких приемников. Плюс с трансформатора идет на анод диода, катод диода соединяется с обмоткой щетины. Минус – на зажим-крокодильчик, который будет крепиться на хромируемую деталь. (Кстати, в случае, если трансформатор заменить аккумулятором, то диод не нужен).

Перед хромированием детали обязательно нужно очистить и обезжирить. От качественности проведенной очистки полностью зависит качество покрытия. Итак, краску снимаем шкуркой, удаляем грязь, жир и ржавчину сначала механически, потом обезжириваем в растворе едкого натра (100-150 г), кальцинированной соды (40-50 г), канцелярского клея («жидкое стекло», силикатный клей – 3-5 г) на 1 литр воды. Обезжиривающий раствор нагревают до 80-100 градусов и, в зависимости от степени загрязненности, держим деталь от четверти часа до одного часа. Чем ровнее и чище поверхность, тем прочнее сцепка с покрытием.

Закрепив крокодильчик на детали, залив в кисть электролит, начинаем равномерно перемещать кисть по поверхности детали. Имейте в виду, что покрытие достаточной толщины получится, если пройтись по одному и тому же месту раз 20-25. Следите при этом за степенью расхода электролита и доливайте по мере расходования.

По окончании работ промойте деталь под проточной водой, отполируйте влажной тряпкой и снова промойте под водой. Просушите.

Вот рецепты электролитов в зависимости от задач (все в граммах!):

Электролит для меднения:Медный купорос (сернокислая медь) 200Серная кислота 50Этиловый спирт или фенол 1-2

Электролит для никелирования:Сернокислый никель 70Сернокислый натрий 40Борная кислота 20Хлористый натрий 5

Электролит для хромирования:Хромовый ангидрид 250Серная кислота (уд. в. 1,84) 2,5

Электролит для цинкования:Сернокислый цинк 300Сернокислый натрий 70Алюминиевые квасцы 30Борная кислота 20

Электролит для серебрения:Хлористое серебро свежеосажденное 3—15Железосинеродистый калий 6—30Сода кальцинированная 20—25

Электролит для золочения:Хлорное золото 2,65Железосинеродистый калий 45—50Сода кальцинированная 20—25

Приготовляется электролит так: в 200-300 мл дистиллированной воды растворяем первое по рецепту вещество, потом второе, третье… и доливаем раствор до 1 литра (все той же дист. водой). Храните электролиты в хорошо укупоренных бутылках с притертыми пробками. Да, и учтите, что иногда нужен промежуточный слой – например, чтобы никелировать сталь, нужно сначала покрыть ее тонким слоем меди. То же относится к бронзе.

Related posts:

domashnih-usloviyah.ru

Хромирование в домашних условиях: проведение, меры предосторожности

Хромирование в домашних условиях: выполнение работ, меры предосторожности

Благодаря развитию современных технологий, в непосредственно у себя дома можно сделать практически что угодно, начиная от деревянных поделок и заканчивая химическими опытами. И сегодня мы поговорим о процессе хромирования в домашних условиях. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, что такое хром: ручки автомобилей, панели телефонов, накладки на бампера и т.д. В советские времена детали покрывали на совесть, поэтому произведенный 40 лет назад запорожец с хромированными элементами до сих пор будет хранить свой блеск. С нынешними автомобилями и аксессуарами ситуация совершенно иная. Наносить покрытие при необходимости в специализированных центрах – дорого, и не всегда их можно найти. Поэтому, если есть такая необходимость, можно заняться хромированием различных деталей у себя дома.

хромирование деталей

Способы хромирования

Есть различные способы нанесения хрома на деталь, например, напыление. Но он требует наличия специализированного оборудования: компрессора, краскораспылителя, а это стоит весьма недёшево. Поэтому такой способ хромирования мы рассматривать не будем, а остановимся на гальванировании.

хромирование напылением

Конечно, все не так просто, как хотелось бы. Главное — желание, и все получится. Для того, чтобы начать работы в домашних условиях, вам понадобится гальваническая ванна. С её помощью можно наносить хром на детали из стали, меди. Собрать такую ванну не сложно, просто взгляните на рисунок снизу.

Схема для химического хромирования

И правда, ничего сложного! За одним маленьким исключением, медная пластина нам ни к чему, она заменяется свинцовой. А что касается емкости, лучше всего использовать стеклянную банку, но если в неё детали не входят, можно применять пластиковую ванночку. Ни в коем случае нельзя использовать железный таз либо нечто подобное.

Подготовка деталей к хромированию заключается в их полном обезжиривании. Кроме того, если планируете покрывать стальные элементы, то для начала их придется покрыть слоем меди. Только при таких условиях гарантируется качественное нанесение хрома на поверхность детали.

хромирования шаров

Приготовление электролита

Для того, чтобы произвести хромирование элементов, нужно приготовить раствор электролита. Различают несколько разновидностей растворов, в зависимости от того, что в итоге мы хотим получить. Если покрываемый элемент не будет подвергаться сильным нагрузкам, будет защищен от внешнего воздействия, то вполне можно использовать состав электролита для мягкого хромирования. В него входит:

  • Хромовый ангидрид, в количестве 400 г. этого будет вполне достаточно;
  • Концентрированная серная кислота – понадобится примерно 4 грамма;
  • Вода дистиллированная , около литра.

В такой ванне химические реакции должны происходить при температуре не ниже 25 градусов, и не выше 65. Плотность тока необходимо поддерживать на уровне 20-50 А/Дм2.

Если же вы планируете хромировать элементы, которые затем будут использоваться в довольно агрессивной окружающей среде, то лучше применить иной способ приготовления электролита. Кстати, если собираетесь хромировать внешние детали кузова автомобиля (молдинги, накладки на пороги, на передний бампер), то только такой вариант вам и сгодится:

  • Всё тот же хромовый ангидрид в количестве 250 грамм;
  • Концентрированная серная кислота – 2,5 грамма;
  • И дистиллированная вода, около одного литра.

Температура воды и плотность тока должны быть такими же, как и в предыдущем варианте изготовления электролита. При таких условиях хромирования, покрытие получается более жесткое, и меньше поддается внешнему воздействию (при правильном нанесении, не должно царапаться ножом).

Готовится электролит примерно так: разогревается вода, чуть более полулитра, до 75 градусов, и в ней растворяется хромовый ангидрит. Затем, доливается остальная вода и серная кислота. После, состав заливается в ванну и через него пропускается электрический ток – это необходимо для насыщения раствора ионами хрома. Катодная плотность тока на этом этапе не должна превышать 5 А/дм2. Узнать, пригоден ли раствор к работе, можно по его цвету. Если раствор в банке тёмно-красный, то еще рано применять раствор, но когда он приобретает темно-коричневый окрас, подготовку можно останавливать. Дайте отстояться ему примерно сутки, затем приступайте к хромированию.

Хромирование деталей

Перед началом процесса, раствор подогревается до 50 градусов, в него опускаются все элементы, и только потом подключается электричество. В течение 1-3 часов происходит процесс нанесения хрома на вашу деталь. Процесс долгий, поэтому наблюдать за ним особого смысла нет. После часа, проведенного деталью в гальванической ванне, можете извлечь её и попробовать покрытие на прочность с помощью ножа. Если оно царапается, то необходимо опустить деталь обратно для дальнейшего хромирования и немного изменить силу тока.

процесс хромирования

Когда процесс по нанесению покрытия будет окончательно завершен, деталь нужно промыть в воде и высушить. Некоторые специалисты рекомендуют прокипятить деталь на газу, а затем высушить в духовке, при температуре около 120 градусов. Только после этого можно ставить её на своё место. Не пренебрегайте этими советами, помните, что хромовый ангидрид – это сильнейший яд! Потому не используйте больше кастрюлю, в которой будете кипятить детали. Не выливайте раствор на улицу, в реку, туда, где в него могут вступить дети. Будьте осторожны при работе с этими элементами.

хромирование в домашних условиях

Как видите, процесс по нанесению хрома  не требует наличия специальных навыков, от вас нужно только четкое соблюдение технологии и мер безопасности. А если вы задумали заняться хромированием в своем гараже, в небольших масштабах, то заранее продумайте, каким способом вы будете утилизировать отходы, потому, как просто выливать их на землю – это преступление, предусмотренное уголовным законом.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение :)

Статьи, которые Вам будут интересны:

nashakrepost.ru

- Простой способ хромирования в домашних условиях

 

Технологии по работе с металлом

 

Гальванопластика

Простой способ хромирования небольших деталей в домашних условиях

Электрохимический процесс покрытия деталей в гальванической ванне, заполненной, например, разбавленным сульфатным электролитом. В качестве емкости подойдет стеклянная банка, электролит следующего состава: СrO3 – 150 г/л, h3SO4 – 1,5 г/л. Готовить на дистиллированной воде. Воду нагревать до 70 °С и в 2/3 объема растворяют СrO3. Затем доливают воду и перемешивают. Проводят анализ раствора на содержание в нем ионов SO4, в двуокиси хрома они присутствуют в виде примесей. После добавления необходимого количества h3SO4 электролит нужно проработать при t = 45-50 °С. Катодная плотность тока от 4 до 6 а/дм2. Время 4-6 часов – вполне достаточно для накопления в растворе ионов Сr. Электролит меняет цвет от темно-красного до темно-коричневого. Катод – стальная пластинка. Анод – из свинца. Затем идет процесс отстаивания. К пробному хромированию приступают через сутки. Электролит нагревают до 50 °С и выдерживают при этой температуре 3 часа. Затем завешивают пробную латунную деталь под током. Через час проверяют качество покрытия.

Кристаллики должны быть блестящими, а механические свойства таковы, что инструмент из режущей стали не оставляет следов. Если покрытие мягкое, то нужно провести дополнительную проработку в течение 2-х часов, с пробным хромированием. После хромирования детали подлежат обязательному кипячению в течение 1-1,5 часов в большом объеме воды. Затем 3 часа в сушильном шкафу при t = 130°С. Затем следует шлифование.

Аноды из сплава: Pb = 81-86%, Sn = 10-15%, Sb = 4% или чисто свинцовые. Во избежание окисления, аноды лучше опустить в подогретую воду и хранить до сборки приспособления. Если этого не было сделано, то с поверхности анодов нужно удалить корку, опустив их на 40 минут в электролит следующего состава: 100 г/л сегнетовой соли и 80 г/л NaON. Затем протереть тряпочкой.

1 – стеклянная емкость (банка). 2 – анод (или аноды). 3 – хромируемая деталь (катод). 4 – раствор электролита.

http://patlah.ru

" " .. 1993-2007 .

patlah.ru

Хромирование деталей своими руками в домашних условиях видео

Вспомним автомобили 50-х, это были машины, для которых хром являлся самой важной эстетической частью. Оценить такие нюансы смогут только настоящие ценители, поэтому для них мы приготовили подробную инструкцию о том, как выполняется хромирование деталей в домашних условиях. Стоит сразу отметить, чтобы сделать это, нужно обладать огромным желанием, упорством и аккуратностью, тогда результат поможет вам насладиться знакомым отражением на деталях машины.

Подготовительные мероприятия

Прежде чем решиться на этот шаг, необходимо усвоить, что хромирование – это процедура не из дешевых. Поэтому очень выгодным будет для вас наличие двух факторов:

  1. Если недалеко от вас есть предприятие с металлообрабатывающим оборудованием, то наверняка, там есть все необходимые условия для хромирования деталей. За небольшую плату можно оформить заказ, который обойдется вам дешевле, а также намного быстрее.
  2. В том случае, если такого предприятия у вас нет, то знания в химии и физики тоже помогут сыграть вам на руку. Помимо этого, нужно будет приобрести специальное оборудование и химикаты.

Список всего необходимо представлен ниже:

  1. Пластиковая ванна. Кстати в качестве пластмассы можно использовать и полипропилен.
  2. Выпрямитель. Это такое устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии. Выходное напряжение должно быть не менее 12 вольт, а сила тока – 50 Ампер.
  3. Калорифер, изготовленный из материала, способного сопротивляться кислотам. Он будет необходим для подогрева электролита.
  4. Самый обычный термометр, максимальный предел измерений которого составляет не менее 100 градусов Цельсия.

Всевозможные габариты и технические параметры оборудования и комплектующих может быть различным. Эти цифры зависят от того, какой объем изделий будет подвергаться хромированию. Размеры ванны должны быть минимальными, но важным условием является то, чтобы детали могли полностью погрузиться в нее. Кроме того, заранее позаботьтесь о том, чтобы у ванны была крышка. В противном случае, электролит очень быстро испарится и тогда все усилия будет напрасными.

Хромирование деталей своими руками в домашних условиях

Чтобы приготовить электролит необходимо использовать следующие элементы: дистиллированная вода (хотя можно использовать и водопроводную с минимальным содержанием солей), хромовой ангидрид, серная кислота. Помимо этого, может пригодиться любой растворитель, а также листовой свинец.

Порядок выполнения работ

Перед проведением процедуры, запомните, что хром наносится только на никель, латунь или медь. Поэтому если деталей вашего авто не попадает под эти критерии, то необходимо вначале покрыть ее медью или латунью. Далее действует следующий порядок:

  1. Для начала изделие нужно обезжирить, а после этого обработать ацетоном.
  2. Как только остатки растворителя полностью высохнут, необходимо провести обработку поверхности при помощи раствора соляной кислоты. Время обработки может быть различным, а также полностью зависит от состояния поверхности. Обычно, оно занимает от 5 до 20 минут.
  3. После этого, промойте деталь чистой водой и погрузите в ванну с заранее приготовленным электролитом. Та часть, которая предназначена для подвески подключается к минусу выпрямителя, рядом устанавливают анод и включают в плюс.
  4. Хромирование выполняется на протяжении 20-40 минут, в зависимости от множества факторов. После того, как процедура будет выполнена, деталь нужно будет промыть чистой водой и затем отполировать, чтобы получить зеркальный блеск.

Посмотрите видео о том как хромировать детали своими руками

Несмотря на всю простоту, возможен и брак. Но не пугайтесь, так как это явление абсолютно нормальное. Снимите дефектный слой хрома при помощи соляной кислоты и повторите всю процедуру сначала. Не исключено повторение ошибок, будьте к этому готовы.

Вот и все. Как видите, процесс хромирования можно запросто выполнить в домашних условиях. Это поможет сэкономить не только деньги на дорогих деталях, но и получить новые знания в области химии. Желаем вам удачи на дорогах!

Читайте так же

365drive.ru

Хромирование в домашних условиях | Домашний мастер

Хромирование в домашних условиях

Хорошие результаты позволяет получить, в частности, гальваностегия — электрохимический процесс покрытия деталей в гальванической ванне, заполненной, например, разбавленным сульфатным электролитом. В качестве ванны может быть использована любая стеклянная емкость (скажем, банка) подходящего размера, чтобы хромируемый предмет свободно в ней размещался и при этом не находился бы слишком близко от анодных пластин. Электролит же рекомендуется следующего состава: CrO3 — 150 г/л и h3So4 — 1,5 г/л. Готовить его предпочтительнее на дистиллированной воде. Можно применять и водопроводную, но только после кипячения и отстоя.

В любом случае воду нагревают до 60—70°С и в 2/3 объема растворяют CrO3. Затем доливают воду и перемешивают.

Желательно провести анализ раствора на содержание в нем ионов поскольку в двуокиси хрома (особенно в технической) они присутствуют обычно в виде примесей. В противном случае трудно будет рассчитывать на высококачественное покрытие в силу того, что добиться требуемой концентрации ионов SO4 в электролите, когда в него «на глазок» вливается серная кислота, крайне сложно.

После добавления необходимого количества h3SO4 электролит необходимо «проработать». Операция эта проводится при температуре 45—50°С. Катодная плотность тока — от 4 до 6 А/дм2. Время проработки — 4—6 ч, что вполне достаточно для накопления в растворе требуемого количества ионов Cr. Электролит при этом меняет окраску от темно-красной до темно-коричневой. В качестве катода здесь используется стальная пластинка. Анод же выполняется из свинца.

За проработкой идет процесс отстаивания электролита. И лишь через сутки можно приступать к пробному хромированию. Электролит нагревают до 50—52°С, выдерживают при этой температуре 2—3 часа. Затем завешивают пробную деталь (обычно латунную). Особенность здесь та, что завешивание латунных, а равно и алюминиевых деталей проводится только под током.

Схема и оборудование для хромирования.

Схема и оборудование для хромирования:

1 — стеклянная емкость (банка), 2 — анод(ы), 3 — хромируемая деталь (катод), 4 — раствор электролита.

Пробное хромирование обычно ведут час, после чего идет непременно проверка качества покрытия. Прежде всего визуально. Главные критерии — мелкокристаллическая структура хромовых осадков, равномерность покрытия. Кристаллики должны быть блестящими, не «молочными». А механические свойства покрытия таковы, что если взять инструмент из быстрорежущей стали и попытаться, не продавливая нанесенного слоя, процарапать им отхромированную поверхность, никакого следа на последней не останется. Ну а если покрытие получилось мягким, необходимо провести дополнительную проработку электролита в течение двух часов. Естественно, с последующим повторным пробным хромированием детали.

Опыт свидетельствует: для подбора наилучших параметров хромирования (плотности, температуры) практически не обойтись без 5—6 пробных покрытий с длительностью каждого процесса 30—40 минут. Желательно, чтобы пробы эти делались для разных режимов, позволяя быстрее выходить на оптимальный вариант.

Каждый здесь убеждается: всякой конструкции оправки соответствует строго своя, оптимальная плотность тока. Для гильз ДВС, 1,5 см3, например, она составляет 45 А/дм2 при температуре 50°С. Скорость осаждения чистого хрома при таком режиме примерно 0,04 мм/ч.

После хромирования гильзы подлежат обязательному кипячению в течение 1—1,5 ч в большом объеме (2—3 л) воды, лучше дистиллированной. Затем их на 2—3 часа помещают в сушильный шкаф, где в это время поддерживается температура 120—130°С. Последнее важно для гильз из БрБ-2 и алюминиевых сплавов. И особенно — для стальных деталей: поршневых пальцев, коленвалов, золотников.

По окончании хромирования следует обычно механическая обработка, шлифование и окончательная доводка детали (изделия).

Что касается анодов, обеспечивающих, как свидетельствует практика, наилучшие, самые стабильные процессы хромирования, то можно рекомендовать их изготовление из следующего сплава: Pb=81—86%, Sn=10—15%, Sb=4%. Более того — аноды эти работают даже лучше чисто свинцовых.

И еще. «Незамутненная чистота» и «свежеметаллический» блеск анодов вовсе не являются гарантией преимущества по сравнению с другими, покрытыми бурым налетом. Скорее наоборот. Анодам тоже нужна проработка. И долго держать их на воздухе нельзя перед завешиванием в электролит. Во избежание окисления аноды лучше опустить в подогретую воду. Так и хранить в ней до сборки приспособления. Особенно это касается анодов из чистого свинца. Если же данная рекомендация вдруг по какой-то причине не соблюдалась, с поверхности анодов перед хромированием нужно удалить образовавшуюся было корку, опустив на 30—40 минут в электролит следующего состава: 100 г/л сегнетовой соли и 80 г/л NaON (с последующим протиранием анодов тряпочкой).

Автор: В. КРИГЕР  г. Ярославль

acule.ru