Колесные диски: все, что нужно знать. Как называется декоративная деталь защиты диска колеса


Колесные диски: особенности, новинки, советы по выбору

Колесный диск — важнейший элемент экстерьера любого автомобиля, который помимо эстетического значения выполняет и массу утилитарных функций. Расскажем, что нового предлагается на рынке дисков, и как сделать правильный выбор во всем многообразии предложений

Фото автора и фирм-производителей

Когда мы обращаем внимание на какую-нибудь деталь грузовика безотносительно его марки, чаще всего это оказываются диски

Для начала разберемся с понятиями. В справочной литературе «диском» называется соединительный элемент между ступицей и ободом. Поэтому мы будем использовать технически грамотное определение «колесо» и подразумевать под этим понятием колесный диск и обод в сборе (без шины).

Итак, автомобильное колесо включает в себя обод и диск. Обод, внешняя часть колеса, представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Обод может быть разъемным и неразъемным. Разъемный обод, который еще недавно считался визитной карточкой тяжелого грузовика, уступает место более жестким и технологичным неразъемным конструкциям. Неразъемные ободья отличаются малой массой и легко поддаются герметизации.

Легкое стальное колесо Gen35 от Maxion Wheels разработано специально для тяжелых грузовиков

Если говорить о дисковой части колеса, то она, как правило,  Выполняется выгнутой наружу. Это вызвано компоновочными соображениями, а еще сложный профиль способствует увеличению поперечной жесткости диска. В плоскости диска в обязательном порядке имеются крепежные отверстия и центральное отверстие для монтажа колеса на ступицу. Помимо этого просверливается еще ряд отверстий-окон, выполняющих сразу несколько функций: декоративная привлекательность, разнообразие дизайна, уменьшение массы и вентиляция тормоза.

Колесо автомобиля включает в себя внешнюю часть (обод) и диск

Ряд полезных сведений отражается в маркировке колеса. Международное обозначение включает в себя характеристики обода, расположенные в определенной последовательности: ширина обода по посадочным полкам в дюймах; буквенное обозначение формы закраины; пометка «х» для неразъемных и «–» для разъемных ободьев; посадочный диаметр в дюймах; буквенное обозначение типа посадочной полки. Также на колесе проставляются дата изготовления, максимальная статическая нагрузка (в кгс или фунтах), знак соответствия при обязательной сертификации (по ГОСТ Р50460) и величина вылета обода (в мм). Последнее означает расстояние от продольной плоскости симметрии обода до привалочной плоскости диска. Наиболее распространенные обозначения: OFFSET, ET и DEPORT.

Новинка Alcoa с покрытием Dura-Bright EVO более устойчива к коррозии, чем предшественник

Вылет для колес транспортного средства рассчитывается производителем. И соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же разность расчетной и реальной величин образует своего рода плечо, и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допущение составляет порядка ±5 мм.

Кованые алюминиевые колеса примерно в два раза легче стальных штампованных

Вкратце о требованиях, предъявляемых к колесу. Эта деталь, в первую очередь, должна быть прочной, чтобы выдерживать не только стандартные нагрузки, но и пиковые, во время внештатных ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д. Поэтому при подборе колеса следует помнить, что обозначенная на нем предельная статическая нагрузка как минимум должна быть не меньше четверти максимальной массы снаряженного автомобиля, указанной в сопроводительных документах.

Второе важнейшее требование, предъявляемое к колесам, — их малый вес. Колеса входят в состав неподрессоренных частей автомобиля, и уменьшение их массы благотворно сказывается на работе подвески. По расчетам специалистов, снижение массы колеса (неподрессоренных частей) на 1 кг при определенных скоростных режимах эквивалентно изменению массы кузова (подрессоренных частей) на 15 кг. То есть только для шести колес грузовика облегчение составит порядка 90 кг.

При вращении тяжелого тела гироскопический эффект проявляется в полной мере, поэтому колесо с пониженной массой проще повернуть, что, в свою очередь, снижает нагрузку на рулевой привод. Да и разгон/торможение осуществляется за меньшие промежутки времени у колес с малой инерцией вращения. Таким образом, при облегчении колеса мы имеем целый комплекс положительных изменений, вплоть до снижения расхода топлива и повышения безопасности движения.

Другим важным моментом является точность исполнения колеса — отсутствие у него радиальных и осевых биений. Например, по ГОСТ 37.001.429-98 для колес, производимых в России, отклонения на участках, максимально удаленных от оси вращения, не должны превышать 1 мм в радиальном направлении и 0,7 мм в осевом.

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ

В зависимости от того, каким способом и из какого материала изготовлены колеса, существенно отличаются их технические характеристики, внешний вид и цена. Стальные колеса изготавливают штамповкой, а легкосплавные — литьем или ковкой.

Сталь является самым дешевым конструкционным материалом. Поэтому стальные колеса вплоть до середины 20 века монопольно властвовали на дорогах, да и сейчас по годовому объему выпуска в мире они с большим отрывом удерживают лидирующее место. Все составные части колеса выштамповываются из стального листа, вальцуются и привариваются друг к другу. Поскольку сталь не обладает коррозионной стойкостью, колеса, изготовленные из нее, покрывают грунтовкой, эмалью и лаком. Главными достоинствами этих колес считаются традиционно невысокая цена и достаточная пластичность материала, позволяющая колесу при ударе не лопаться, а деформироваться. Последнее обстоятельство — важный аргумент в пользу безопасности, потому что колесо не разрушается полностью, сохраняя какое-то подобие своей геометрии и вероятность отсутствия разгерметизации шины.

Главными достоинствами стального колеса считаются невысокая цена и достаточная пластичность материала

Из недостатков штампованных колес обычно называют их увеличенную массу, недостаточную геометрическую точность изготовления, слабую коррозионную устойчивость и не слишком разнообразный дизайн. На российском рынке стальных штампованных колес основную конкурентную борьбу ведут немецкие производители и предприятия, расположенные на территории СНГ. Вот некоторые из них: KFZ, Mefro, Hayes Lemmerz, Maxion Wheels, КрКЗ (Кременчугский колесный завод), ЧКПЗ (Челябинский кузнечнопрессовый завод), Группа «ГАЗ».

Что касается технологии алюминиевого литья, то ее стали использовать для производства колес с 1960-х годов. Позже в ход пошел и магний. Отливки, изготовленные методом гравитационного литья, могли иметь самый разнообразный дизайн, отличались плавностью линий и требовали лишь незначительной доводки режущим инструментом. Алюминиевые и магниевые сплавы легче и прочнее стали, что позволяет снизить массу колеса на 15–20 % и значительно увеличить прочностные характеристики. Немаловажно и то, что теплопроводность легких сплавов выше, чем у стали, в несколько раз. Это обстоятельство способствует существенно лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Другие преимущества легкосплавных литых колес заключаются в высокой демпфирующей способности и хорошей коррозионной устойчивости алюминия. Обратная сторона медали — высокая цена, определяемая используемым материалом, и то, что при сильных динамических нагрузках они не мнутся, а колются, так как отливка имеет кристаллическую структуру. Правда, в последнее время разработчики активно борются с этим неприятным явлением. Российский рынок литых легкосплавных колес существенно более разнообразен, нежели его «стальной собрат». Основная конкурентная борьба происходит между российскими (Каменск-Уральский металлургический завод, ООО «КиК»), немецкими (Artec, BBS), итальянскими (Alessio) и турецкими компаниями, и объективно выделить среди них однозначного лидера весьма сложно.

Ковка, или так называемая объемная штамповка — на данный момент вершина конструкторской мысли в сфере производства колес для автомобилей. Впервые эта технология была разработана и применена в России в середине 1980-х на заводе «ВИЛС». Поковка, получаемая путем поэтапной деформации заготовки, обрабатывается и доводится полностью на металлорежущих станках. Точная механическая обработка гарантирует идеально круглую форму колеса, исключает биение. Но для осуществления этих действий требуется дорогостоящее, сложное и мощное оборудование (усилие пресса достигает 8000 тонн). Между тем, преимущества полной механообработки изделия налицо: прочность выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза и превышение в 2 раза уровня требуемых по ГОСТу пластических свойств. Слоистая структура металла (вместо зернистой у литых колес) обеспечивает конструкции максимальную прочность.

Масса полезных сведений о колесе отражена в маркировке

Именно поэтому кованые колеса под воздействием предельных динамических нагрузок не колются, а сминаются, и никаких трещин не возникает. Также происходит уменьшение массы по сравнению с литыми колесами на 15–20 % (со стальным штампованными — на 40–55 %). Кстати, именно этот пункт приобретает особую актуальность в контексте объявленного увеличения штрафов за перегруз.

Единственный недостаток кованых колес — их высокая цена плюс ограниченность в дизайнерском разнообразии (внешне они чуть проигрывают литым). Добавим, что основными поставщиками кованых легкосплавных колес на российском рынке являются компания Alcoa, Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО), Красноярский металлургический завод (КРАМЗ) и Ступинская металлургическая компания (СМК).

НОВИНКИ РЫНКА

Компания Alcoa, создатель кованых алюминиевых колес и мировой лидер в области их разработки, в этом году представила самые прочные и простые в эксплуатации колеса для грузовых автомобилей — Dura-Bright EVO. Сохранив все преимущества своего предшественника — модели Dura-Bright с технологией XBR (специальная обработка, придающая блеск поверхности), новое колесо с покрытием Dura-Bright EVO демонстрирует совершенно новый уровень эксплуатационных характеристик. Колесо с покрытием Dura-Bright EVO в 10 раз более устойчиво к коррозии, вызванной солью на дорогах и атмосферными осадками. Кроме того, новое изделие в 3 раза более устойчиво к воздействию химикатов, включая кислоту, входящую в состав агрессивных моющих средств для грузовых автомобилей. Эти характеристики позволяют использовать более широкий ассортимент моющих средств, сохраняя при этом целостность колесного диска и его блеск. Колеса Dura-Bright EVO уже поступили в продажу в Европе, ожидается, что к 2015 году эта продукция поступит и на рынки других стран. Интересно, что сегодня в производственном портфеле Alcoa имеется еще две модели кованых колес для тяжелых грузовиков: Dura Flange с защитным покрытием зоны обода (делает колеса наиболее подходящими для транспорта, работающего с тяжелыми грузами в условиях бездорожья) и Work Horse без вентиляционных отверстий (для защиты тормозов строительной техники от песка и грязи).

Каждое колесо Alcoa изготавливается из цельной заготовки, полученной из высокопрочного алюминиевого сплава

Maxion Wheels — глобальный производитель автомобильных колес, образованный при слиянии компаний Hayes Lemmerz и Iochpe-Maxion продолжает работу по непрерывному улучшению характеристик выпускаемой продукции. В качестве примера можно назвать новую модель стального колеса размера 22,5x8,25. Вес новинки 37,5 кг, что на 1 кг меньше, чем вес моделей предыдущего поколения. При этом максимально допустимая нагрузка на колесо, при которой возможна его эксплуатация, выросла на 200 кг и составляет 3750 кг. Новая модель успешно прошла все испытания на соответствие требованиям стандартов Европейской ассоциации производителей колес (EUWA).

Вместе с тем новая модель колеса является взаимозаменяемой со старыми моделями и может устанавливаться, в том числе, и на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации долгое время. Новинка уже доступна на российском рынке.

5koleso.ru

Колёсные диски Википедия

Автомобильное колесо (в соответствии с действующим ГОСТом РФ) — в просторечии «Колёсные диски»

Смотрите также другие значения термина Диск

Автомобильное колесо является неотъемлемой частью автомобиля и совместно с шиной представляют собой движитель колёсного транспортного средства.

История

Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов. Первые европейские автомобили были оборудованы спицевыми колёсами аналогичными велосипедным, но эти колёса оказались недостаточно прочными. Первый американский массовой автомобиль Ford Model T выпускался с 1908 по 1927 год с деревянными колёсами. В 1927 году они были заменены на стальные. В 1960-х годах большую популярность получили магниевые диски, лёгкие и прочные диски из сплавов магния изначально были созданы для гонок, но постепенно вышли на массовый рынок. Позже место магниевых дисков заняли более тяжёлые, но более дешёвые в производстве литые алюминиевые диски. На данный момент большинство дилеров выпускает автомобили со стальными (бюджет-эконом вариант) либо литыми алюминиевыми дисками. Кованые диски из сплавов магния по-прежнему используются для гоночных автомобилей, включая Formula 1.

  • Деревянный диск автомобиля Паккард начала 20-го века

  • Спицованный диск начала 20-го века

  • Классический стальной диск 70-х годов производства

  • Литой алюминиевый диск 90-х годов производства на Феррари

Типы колёс

Спицевое колесо

В настоящее время его носителями являются только велосипеды и некоторые мотоциклы. Достоинства спицевых колёс в их высокой энергоёмкости (амортизирующей способности), к недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость в производстве колёс и невысокую точность геометрии колеса. Также спицевые колёса можно встретить на выставочных автомобилях или ретро-карах.

Классическое стальное колесо

Cтальной колёсный диск

Является наиболее распространёнными и дешёвым типом колёс в мире, выполняется как правило из листовой стали, довольно прочно, зарекомендовало себя во всех видах транспорта. На автомобильные стальные колёса ввиду скромности их дизайна часто устанавливают декоративные колпаки[en].

Колёса из лёгких сплавов

Колёса из лёгких сплавов можно поделить на три категории (по технологии производства): литые, кованые и комбинированные (сборные).

  • Литой алюминиевый диск

  • Кованый диск покрашенный в красный цвет

Основные преимущества легкосплавных колёс перед стальными:

  • геометрическая точность,
  • меньший вес (как правило),
  • улучшенное отведение тепла от тормозных систем,
  • разнообразие дизайна колёс.

Eсли стальное колесо типоразмерности 5Jx13 имеет массу 5,5 кг, то легкосплавное литое — около 4,8-5 кг, а кованое — около 4,2-4,5 кг (взвешивание колёс ВАЗ-21099 произведено в испытательной лаборатории компании K&K в 1999 г.). Технически уменьшение массы колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому оно легче «отрабатывает» неровность поверхности дорожного полотна, что даёт более чёткую реакцию подвески автомобиля. В свою очередь улучшается контакт автомобиля с дорогой и его управляемость. Снижение инерционности, соответственно, увеличивает ресурс самого транспортного средства, повышает тормозную и разгонную динамику и как следствие снижает расход топлива.

Литые колёса

Литые изготавливаются методом отливки в форму. Используются как правило алюминиевые, магниевые и очень редко титановые сплавы. После отливки в ряде случаев происходит термообработка отливок (для улучшения механических свойств колеса). Свой конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости — это самый окупающийся вид производства легкосплавных колёс.

  • Алюмо-магниевый диск фирмы Alcoa на автомобиле MAN TGL

  • пример профильной проекции диска.

Кованые колёса

Кованые колёса изготавливаются методом очень энергоёмкой горячей штамповки. Поковка проходит обязательную термообработку(процесс старения и закалку). Конечный вид диск получает после механической обработки и покраски. По стоимости это один из самых дорогих видов производства легкосплавных колёс (поковка может иметь массу до 25 кг — выход одного колеса 5 кг плюс большие энерго- и трудозатраты).

Комбинированные колёса

Тип колёс, который состоит как правило из двух и более частей. Каждая из которых может быть выполнена по разным технологиям (пример: спицы — алюминиевый сплав, литьё. Обод — титановый прокат, вальцовка.). Спицевое колесо тоже относится к данному типу.

  • Сборно-разборные диски с креплением на центральной гайке

  • Снятый диск без шины

Композитные колёса

В настоящее время композитные колёса стоят на некоторых велосипедах и спорткарах. Широкое распространение этого типа ограничено их высокой стоимостью.

Устройство обода

На велосипедах, мотоциклах и легковых автомобилях обод неразборный. При монтаже шины она преодолевает закраины обода за счёт своей эластичности. Для облегчения монтажа посередине обода делают углубление — «ручей» (может быть расположен симметрично или несимметрично). Когда один борт шины задвигается в ручей, противоположный борт поднимается над закраиной обода.

На грузовых автомобилях используют разборный обод. Одна из закраин обода снимается, что позволяет задвинуть шину на обод или, наоборот, снять шину с обода. После установки шины съёмная закраина фиксируется запорным кольцом.

При использовании шин сверхнизкого давления необходимы дополнительные устройства, чтобы механически зажать борта шины и, таким образом, исключить возможность проворачивания шины относительно обода или её случайной разбортовки во время движения.

Крепление колеса

Крепление колеса производится посредством резьбовых соединений к колёсной ступице:

  • Снятый диск без шины с креплением на 5 болтов или гаек.

  • Диск Мерседеса,прикрученный на 5 болтах

Используются как правило многоточечные крепления (исключение составляют спорткары, и автомобили эксклюзивных моделей).

Все колёса имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какое это колесо легкосплавное (литое) или стальное (штампованное). Например, 6,5J×16h3 PCD 5×114,3, Offset48 или ET48 DIA67,1.

  • 6.5 — Монтажная ширина обода колеса в дюймах.
  • J — Профиль обода колеса (пример: JJ, C, CH, HJ и т. д.).
  • h3 — количество «хампов» (HUMP) Количество кольцевых выступов на ободе колеса вдоль закраин (предназначены для предотвращения схода шины с посадочных мест, при увеличении боковых сил).
  • 16 — Монтажный диаметр обода колеса в дюймах.
  • LZxPCD 5×114,3 — Количество крепёжных точек (в данном случае 5×). И диаметр окружности (Pitch Circle Diameter), на которой расположены центры крепёжных отверстий, (в данном случае 114,3 мм). У дисков с четырьмя крепёжными отверстиями PCD измеряется как расстояние между центрами противоположных отверстий. У дисков с пятью крепёжными отверстиями измеряется расстояние между центрами самых дальних по отношению друг к другу отверстий и умножается на коэффициент 1,051.
  • ET48 (или Offset 48) — (ET-EinpressTiefe) Вылет (вынос) привалочной плоскости колеса (плоскость, которой колесо прижимается к ступице) относительно оси симметрии обода. Вылет бывает как положительный, так и отрицательный (пример: ЕТ40 — легковой автомобиль, ЕТ-4 «Джип») измеряется в мм. В данном случае он равен 48 мм.
  • DIA67,1 — (DIA) Диаметр центрального отверстия, которое отвечает за центровку всего колеса в сборе на ступице автомобиля. Измеряется со стороны привалочной плоскости. В нашем случае равен 67,1 мм.

Многие производители колёс делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры).

Дополнительная маркировка

  • 0407 — Дата изготовления. Как правило год и неделя. В данном случае информация означает что диск выпущен в 4 неделю 2007 года.
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
  • MAX LOAD 2000LB — обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). В данном случае он равен 2000 фунтов (908 кг)
  • MAX PSI 50 COLD — обозначение максимального давления в шине. В данном случае давление не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см), COLD (холодный) указывает, что измерять давление следует в холодной шине.

Балансировка дисков

Для ремонта дисков после так называемых «восьмерок» для балансировки ставят противовесы весом от 5 до 20 грамм.

Производство в разных странах

Качественные колесные диски производятся далеко не в каждой стране. Причем структура производств этих изделий заметно отличается .Например если в Германии или Италии это производители автозапчастей, то в России это металлургические заводы, занятые первичной выплавкой а так же переплавкой металлов. Впрочем Россия в этом плане не совсем одинока ибо например наиболее крупным производителем литых дисков в США является компания Alcoa, которая одновременно является крупным производителем первичного алюминия. Так же имеют ценность диски фирмы Zinik, которые изготавливают диски для премиальных автомобилей. В России производством дисков занимается Саянский и Красноярский и другие алюминиевые заводы а так же крупнейший в мире завод титана ВСМПО.К примеру в Германии производителями такой продукции являются моторостроительная компания AMG и производители автозапчастей такие как BBS и Lorinser. В Италии так же подобную продукцию производят такие фирмы как например MOMO[1] ,которые производят тюнинговые запчасти.

Диски, изготовляемые на заказ

В XXI веке появились легкосплавные диски, выполняемые по воле заказчика. На них может быть нанесен определённый узор, они могут быть покрашены в соответствующие заказу цвета, разные украшения а так же спиннера. Но простор для творчества ограничен сохранением физических свойств, необходимых для диска.

Кражи дисков и защита от них

  • Типичный пример кражи колес на автомобиле Ford Focus

В некоторых случаях комплект дисков может стоить даже дороже всей машины если эта машина сравнительно дешевая. Допустим диски, сделанные на заказ для S-класса могут стоить порядка 20000 евро, при том что стоимость нового Мерседеса S-класса составляет порядка 100000 евро.По этому при невозможности угона такой машины могут украсть сами диски, а покупателем краденого имущества чаще всего оказывается владелец либо подобной машины, либо другой машины, на которой колеса соответствуют типоразмерности. То есть хорошие диски могут представлять собой значительную часть стоимости всей машины. Есть и более примитивные случаи, когда воруют самый обычный железный диск с самой обычной шиной, продавая его за копейки в ближайший шиномонтаж.Как правило это происходит с грузовиками как европейского так и американского типа. Но если речь идет о машине европейского типа, где пока ещё преобладают стальные диски, основной целью кражи является шина, то при краже колеса с грузовика американского типа целью кражи чаще всего является сам диск, так как он выполнен из легкого алюмо-магниевого сплава и кроме того менее распространен в России по этому даже на вторичном рынке стоит значительно дороже.

Меры защиты

Для защиты от кражи колес применяется так называемая «секретка» или «обманный болт» или же «обманная гайка» в зависимости от типа крепления. Такие болты или гайки имеют специальную головку, которая доступна только одному или нескольким пользователям. Таким образом открутить такой болт или гайку обычным ключом невозможно, но умелые колесокрады чаще всего срезают такую гайку вместе со шпилькой, если конечно туда можно подобраться болгаркой не повредив сам диск . Но в противном случае «секретка» чаще всего защищает диск от кражи хотя бы потому что болт закручивается внутрь самого диска и болт или гайку невозможно срезать не повредив сам диск. В то же время при потере спецголовки для откручивания "секретки" можно столкнуться с проблемой так как сам владелец не сможет поменять колесо.

См. также

Полезные ссылки

  1. ↑  (англ.) MOMO: история бренда. CARiD.com.

wikiredia.ru

Колесо или диск — как правильно? — журнал За рулем

Несколько бесов из обслуживающего персонала играли у Колеса — вскакивали на обод, проезжали до стены, соскакивали и мчались обратно.

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

Кто изобрел колесо? Науке это неведомо. Более того, древние цивилизации вообще обходились без колес. Зато в интернете давно бродит первоапрельская шутка о доисторических горных свиньях (Sus ludus rotalis), останки которых были найдены в Южных Пиренеях. На их ногах присутствовали костные наросты в виде колес, позволявшие свинкам разгоняться до бешеной скорости. Но в реальности природа предпочла иные движители.

Природный запрет на колеса сказывается и на колесной терминологии. Простейшие, казалось бы, термины часто трактуют и применяют ошибочно, а правильное использование порой выглядит как проявление неграмотности.

Колесная терминология действительно запутанна. И для облегчения понимания иногда проще подстраиваться под конкретную аудиторию, то есть использовать разные выражения на заседаниях кафедры и у прилавков автомагазинов. Но все-таки лучше всегда говорить грамотно. К чему мы вас и призываем.

Ни дна ни покрышки

Что находится между колесом и дорожным покрытием? Шины. Или, как их еще называют, покрышки. Однако, если быть точными, покрышка — это чехол из толстой резины, надеваемый на надувную камеру. Иными словами, камерная шина состояла из камеры и покрышки. Но с появлением бескамерных шин покрышка как отдельный элемент фактически перестала существовать. Кстати, «шинный» ГОСТ Р 52900–2007 указывает, что маркировка должна быть нанесена «на бескамерную шину (покрышку камерной шины)». То есть в одном случае на шину, а в другом — на покрышку. Получается, это не синонимы.

Если машина современная, то она, скорее всего, обута в шины, а вот у камерных «старушек» были покрышки.

Ступица

В любом словаре русского языка ступицей названа центральная часть колесá с отверстием под ось или вал. Так оно и есть, если речь идет о телеге. Но на современном автомобиле это деталь подвески, а не колесá. Например, на переднеприводных машинах ступица — это элемент, передающий момент от ШРУСа ведущему колесу. Ведомые колеса также крепятся к ступицам, но момент при этом не передают.

Где находится диск?

Материалы по теме

Они бывают штампованные, кованые, комбинированные, литые, магниевые… О чем речь? О дисках, конечно же. А чтобы не путать с тормозными, можно конкретизировать: о колесных дисках. Любой продавец вас поймет. Но это грубая ошибка. Правильное название такой детали — колесо! Кто не верит, предлагаю пролистать каталог запасных частей автомобилей ВАЗ — никаких колесных дисков там нет. ГОСТ Р 52390–2005 говорит о том, что колесо — это «вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей». В техрегламенте ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» изложены требования к шинам: каждая должна соответствовать «размерности колесá, на котором она смонтирована». Именно колесá, а не диска! В ПДД диски тоже не упоминаются — только шины и колёса. А то, что находится между ступицей и дорóгой, называется «колесо с шиной в сборе».

А куда же делся диск? Формально он присутствует как часть целого: ведь обычно колесо состоит из обода и диска. Но эта конструкция, как правило, неразборная, а потому диск не имеет права на самостоятельное существование.

ШРУС

Как расшифровывается аббревиатура ШРУС, знает почти каждый автомобилист: шарнир равных угловых скоростей. Через ШРУСы крутящий момент от дифференциала передается ведущим колесам. Но зачастую ШРУСом называют деталь, правильное название которой — привод колеса. И такой привод помимо прочих элементов содержит два ШРУСа, которые в документации называют короче: шарнир наружный, шарнир внутренний. Таким образом, момент от трансмиссии передается через внутренний шарнир, вал и наружный шарнир на ступицу с ведущим колесом.

www.zr.ru

Стальные колесные диски

Стальные колесные диски благодаря их дешевизне и простой конструкции применяются во многих автомобилях и других колесных транспортных средствах. Обычно их включают в самую дешевую стандартную комплектацию многих моделей легковых автомобилей.

Часто стальные колесные диски выглядят слишком простыми и не притязательными по сравнению с более дорогими легкосплавными собратьями — алюминиевыми или магниевыми колесными дисками. Поэтому их часто снабжают пластиковыми колпаками, которые часто  имитируют крутые и навороченные спицевые легкосплавные колесные диски.

Первые автомобильные колеса/колесные диски

Самые первые автомобильные колеса были деревянными и были похожи на колеса железнодорожных вагонов. С увеличением скоростей и нагрузок возникла потребность в колесах из более прочных материалов и конструкций. Около 1900 года появились первые спицевые колеса. Их первоначальная конструкция включала стальную ступицу и бесчисленные стальные спицы, которые соединяли ступицу с ободом. Появление стальных колес совпало с изобретением надувных шин, что обеспечило упругое взаимодействие автомобиля с дефектами дороги и обеспечило больший комфорту водителю и пассажирам. Конструкция стальных колесных дисков практически не менялась в течение почти столетия – разве что менялись стали и технологии их изготовления.

stalnoe-kolesoРисунок 1 – Стальное штампованное колесо, 1910 год (источник – autosteel.org)

stalnoe-spicevoe-kolesoРисунок 2 – Спицевое стальное колесо, 1920 год (источник – autosteel.org)

Конкуренты стальных колесных дисков — легкосплавные колесные диски

Новшества в колесных дисках коснулись в первую очередь материалов – вместо стали в них стали применять легкие металлические  сплавы, в основном, алюминиевые. Алюминиевые колесные диски изготавливают двумя методами — литьем и ковкой-штамповкой.

См. подробнее:Кованые алюминиевые колесные дискиЛитые алюминиевые колесные дискиАлюминиевые колесные диски

Особенности стального колесного диска

Каждый колесный диск, так или иначе, имеет три конструкционных элемента: ступицу, спицы и обод. Иногда они причудливо переходят друг в друга или поглощают один другого. Стальной колесный диск обычно состоит двух или более отдельных деталей из листовой стали, которые соединены между собой сваркой, клепкой или болтами. Поэтому он, конечно, тяжелее, чем алюминиевый и, тем более, магниевый, колесный диск таких же размеров. Это делает его менее экономным по расходу топлива, более медленным при ускорениях и более трудным в обслуживании.

Если за стальным колесным диском не следить и не красить его, то он заржавеет и от этого скорее погнется или покоробится. Главное преимущество стальных дисков перед алюминиевыми – их дешевизна. Это одно, по сути, и дает то, что они остаются популярными среди как производителей, так и водителей.

stalnye-diskiРисунок 3 – Стальные колесные диски с 1935 по 1980 год (источник – autosteel.org)

Летом – алюминиевые, зимой — стальные

Многие владельцы автомобилей, особенно заднеприводных автомобилей, предпочитают имеет два комплекта колес – один комплект легкосплавный – алюминиевый — с высокачественными шинами для лета, и стальной комплект колесных дисков с зимними шинами. Поскольку стальные колесные диски прочные и относительно дешевые зимой их часто применяют с зимними шинами. В более жестких зимних условиях стальные колесные диски представляют собой оптимальный по цене вариант для езды по снегу, льду и дорогам, посыпанным солью без боязни повредить красивую поверхность алюминиевых дисковых колес. Стальное колесо на многих машинах применяют как запасное в сборе с шиной, даже если обычно машина имеет легкосплавные колеса.

Кроме того, понятно, стальные колесные диски понижают центр тяжести автомобиля и от этого  вождение авто становится больше похожим на вождение танка. Очевидно, что летом это совсем нежелательно. Однако зимой это может быть существенным физическим и психологическим преимуществом. Более тяжелые колеса заставляют шины вгрызаться в снег, что делает машину более управляемой на заснеженной дороге, а чувство дополнительной жесткости и тяжести машины, говорят, придает водителю уверенности на снежной и скользкой дороге.

sovremennye-stalnye-diskiРисунок 4 – Современные стальные колесные диски (источник – autosteel.org)

Изготовление стальных колесных дисков

Стальные колесные диски изготавливают из листовой стали. Путь от стального листа до готового колесного диска довольно долог. Сначала тот элемент, что включает ступицу  и спицы, его то, кстати, и называют колесным диском в зарубежной литературе, и обод, изготавливают отдельно, разными технологическими процессами.

Колесный диск (еще без обода) изготавливают из листовой стали, которая поставляется в бухтах, по технологии глубокой высадки в несколько операций формовки и прошивки. Обод изготавливают на отдельной технологической линии также из листовой стали в бухтах. Бухту разматывают и режут на заготовки. Каждую заготовку сгибают и сваривают в круглую «бочку». Эту «бочку» затем профилируют на специальных машинах, чтобы создать знакомый нам профиль обода колесного диска. На сборочной линии диск (ступицу и спицы) впрессовывают в обод и приваривают точечной сваркой друг к другу. Готовый колесный диск проверяют на соответствие требованиям качества и затем на его поверхность наносят защитно-декоративную окраску или покрытие.

Толщина листовой стали в колесных дисках

Толщина листовой стали, которую применяют для изготовления колесных дисков, зависит от назначения изделия, его размеров и марки стали. Обычная толщина стального листа для колесных дисков легковых автомобилей составляет 3-4 мм, причем в ободе чуть тоньше, в диске – чуть толще. В больших колесных дисках для, скажем колесных тракторов, толщина листа может достигать, говорят, до 6,5 мм. С другой стороны, применение «хитрых» легированных сталей позволяет снижать толщину стального листа в колесных дисках где-то до 1,4 мм.

Марки листовой стали в колесных дисках

До 80-х годов прошлого века почти все стальные диски изготавливали из низкоуглеродистых сталей, таких как сталь 10 и сталь 15, причем марки стали в ободе и диске немного различаются. В настоящее время многие стальные колесных диском продолжают изготавливать из низкоуглеродистых сталей. Вместе с тем, растет количество стальных колесных дисков из низколегированных сталей, таких как 10ЮА, 15ЮА, 08ГСЮТ(Ф), 07ГФЮ. В ограниченном количестве стальные диски изготавливают и из легированных сталей.

Стальные колесные диски — самые дешевые

Стальные колесные диски обычно почти в два раза дешевле алюминиевых, что дает дополнительный довод иметь их в качестве второго комплекта.

steel-guide.ru

Колёсные диски - Википедия

Автомобильное колесо (в соответствии с действующим ГОСТом РФ) — в просторечии «Колёсные диски»

Смотрите также другие значения термина Диск

Автомобильное колесо является неотъемлемой частью автомобиля и совместно с шиной представляют собой движитель колёсного транспортного средства.

История[ | ]

Автомобильное колесо за последние 100 лет претерпело немало изменений, от деревянных колёс до композитов и сверхпрочных сплавов. Первые европейские автомобили были оборудованы спицевыми колёсами аналогичными велосипедным, но эти колёса оказались недостаточно прочными. Первый американский массовой автомобиль Ford Model T выпускался с 1908 по 1927 год с деревянными колёсами. В 1927 году они были заменены на стальные. В 1960-х годах большую популярность получили магниевые диски, лёгкие и прочные диски из сплавов магния изначально были созданы для гонок, но постепенно вышли на массовый рынок. Позже место магниевых дисков заняли более тяжёлые, но более дешёвые в производстве литые алюминиевые диски. На данный момент большинство дилеров выпускает автомобили со стальными (бюджет-эконом вариант) либо литыми алюминиевыми дисками. Кованые диски из сплавов магния по-прежнему используются для гоночных автомобилей, включая Formula 1.

  • Деревянный диск автомобиля Паккард начала 20-го века

  • Спицованный диск начала 20-го века

  • Классический стальной диск 70-х годов производства

  • Литой алюминиевый диск 90-х годов производства на Феррари

Типы колёс[ | ]

Спицевое колесо[ | ]

В настоящее время его носителями являются только велосипеды и некоторые мотоциклы. Достоинства спицевых колёс в их высокой энергоёмкости (амортизирующей способности), к недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость в производстве колёс и невысокую точность геометрии колеса. Также спицевые колёса можно встретить на выставочных автомобилях или ретро-карах.

Классическое стальное колесо[ | ]

Cтальной колёсный диск

Является наиболее распространёнными и дешёвым типом колёс в мире, выполняется как правило из листовой стали, довольно прочно, зарекомендовало себя во всех видах транспорта. На автомобильные стальные колёса часто устанавливают декоративные [en].

Колёса из лёгких сплавов[ | ]

Колёса из лёгких сплавов можно поделить на три категории (по технологии производства): литые, кованые и комбинированные (сборные).

  • Литой алюминиевый диск

  • Кованый диск покрашенный в красный цвет

Основные преимущества легкосплавных колёс перед стальными:

  • геометрическая точность,
  • меньший вес (как правило),
  • улучшенное отведение тепла от тормозных систем,
  • разнообразие дизайна колёс.

Eсли стальное колесо типоразмерности 5Jx13 имеет массу 5,5 кг, то легкосплавное литое — около 4,8-5 кг, а кованое — около 4,2-4,5 кг (взвешивание колёс ВАЗ-21099 произведено в испытательной лаборатории компании в 1999 г.). Технически уменьшение массы колеса означает снижение массы неподрессоренных частей и сил инерции. Благодаря этому оно легче «отрабатывает» неровность поверхности дорожного полотна, что даёт более чёткую реакцию подвески автомобиля. В свою очередь улучшается контакт автомобиля с дорогой и его управляемость. Снижение инерционности, соответственно, увеличивает ресурс самого транспортного средства, повышает тормозную и разгонную динамику и как следствие снижает расход топлива.

Литые колёса[ | ]

Литые изготавливаются методом отливки в форму. Используются как правило алюминиевые, магниевые и очень редко титановые сплавы. После отливки в ряде случаев происходит термообработка отливок (для улучшения механических свойств колеса). Свой конечный вид колесо получает после механической обработки и покраски. По стоимости — это самый окупающийся вид производства легкосплавных колёс.

  • Алюмо-магниевый диск фирмы Alcoa на автомобиле MAN TGL

  • пример профильной проекции диска.

Кованые колёса[ | ]

Кованые колёса изготавливаются методом очень энергоёмкой горячей штамповки. Поковка проходит обязательную термообработку(процесс старения и закалку). Конечный вид диск получает после механической обработки и покраски. По стоимости это один из самых дорогих видов производства легкосплавных колёс (поковка может иметь массу до 25 кг — выход одного колеса 5 кг плюс большие энерго- и трудозатраты).

Комбинированные колёса[ | ]

Тип колёс, который состоит как правило из двух и более частей. Каждая из которых может быть выполнена по разным технологиям (пример: спицы — алюминиевый сплав, литьё. Обод — титановый прокат, вальцовка.). Спицевое колесо тоже относится к данному типу.

  • Сборно-разборные диски с креплением на центральной гайке

  • Снятый диск без шины

Композитные колёса[ | ]

В настоящее время композитные колёса стоят на некоторых велосипедах и спорткарах. Широкое распространение этого типа ограничено их высокой стоимостью.

Устройство обода[ | ]

На велосипедах, мотоциклах и легковых автомобилях обод неразборный. При монтаже шины она преодолевает закраины обода за счёт своей эластичности. Для облегчения монтажа посередине обода делают углубление — «ручей» (может быть расположен симметрично или несимметрично). Когда один борт шины задвигается в ручей, противоположный борт поднимается над закраиной обода.

На грузовых автомобилях используют разборный обод. Одна из закраин обода снимается, что позволяет задвинуть шину на обод или, наоборот, снять шину с обода. После установки шины съёмная закраина фиксируется запорным кольцом.

При использовании шин сверхнизкого давления необходимы дополнительные устройства, чтобы механически зажать борта шины и, таким образом, исключить возможность проворачивания шины относительно обода или её случайной разбортовки во время движения.

Крепление колеса[ | ]

Крепление колеса производится посредством резьбовых соединений к колёсной ступице:

  • Снятый диск без шины с креплением на 5 болтов или гаек.

  • Диск Мерседеса,прикрученный на 5 болтах

Используются как правило многоточечные крепления (исключение составляют спорткары, и автомобили эксклюзивных моделей).

Все колёса имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какое это колесо легкосплавное (литое) или стальное (штампованное). Например, 6,5J×16h3 PCD 5×114,3, Offset48 или ET48 DIA67,1.

  • 6.5 — Монтажная ширина обода колеса в дюймах.
  • J — Профиль обода колеса (пример: JJ, C, CH, HJ и т. д.).
  • h3 — количество «хампов» (HUMP) Количество кольцевых выступов на ободе колеса вдоль закраин (предназначены для предотвращения схода шины с посадочных мест, при увеличении боковых сил).
  • 16 — Монтажный диаметр обода колеса в дюймах.
  • LZxPCD 5×114,3 — Количество крепёжных точек (в данном случае 5×). И диаметр окружности (Pitch Circle Diameter), на которой расположены центры крепёжных отверстий, (в данном случае 114,3 мм). У дисков с четырьмя крепёжными отверстиями PCD измеряется как расстояние между центрами противоположных отверстий. У дисков с пятью крепёжными отверстиями измеряется расстояние между центрами самых дальних по отношению друг к другу отверстий и умножается на коэффициент 1,051.
  • ET48 (или Offset 48) — (ET-EinpressTiefe) Вылет (вынос) привалочной плоскости колеса (плоскость, которой колесо прижимается к ступице) относительно оси симметрии обода. Вылет бывает как положительный, так и отрицательный (пример: ЕТ40 — легковой автомобиль, ЕТ-4 «Джип») измеряется в мм. В данном случае он равен 48 мм.
  • DIA67,1 — (DIA) Диаметр центрального отверстия, которое отвечает за центровку всего колеса в сборе на ступице автомобиля. Измеряется со стороны привалочной плоскости. В нашем случае равен 67,1 мм.

Многие производители колёс делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца (адаптеры).

Дополнительная маркировка[ | ]

  • 0407 — Дата изготовления. Как правило год и неделя. В данном случае информация означает что диск выпущен в 4 неделю 2007 года.
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
  • MAX LOAD 2000LB — обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). В данном случае он равен 2000 фунтов (908 кг)
  • MAX PSI 50 COLD — обозначение максимального давления в шине. В данном случае давление не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5 кгс/кв.см), COLD (холодный) указывает, что измерять давление следует в холодной шине.

Балансировка дисков[ | ]

Для ремонта дисков после так называемых «восьмерок» для балансировки ставят противовесы весом от 5 до 20 грамм.

Производство в разных странах[ | ]

Качественные колесные диски производятся далеко не в каждой стране. Причем структура производств этих изделий заметно отличается .Например если в Германии или Италии это производители автозапчастей, то в России это металлургические заводы, занятые первичной выплавкой а так же переплавкой металлов. Впрочем Россия в этом плане не совсем одинока ибо например наиболее крупным производителем литых дисков в США является компания Alcoa, которая одновременно является крупным производителем первичного алюминия. В России производством дисков занимается Саянский и Красноярский и другие алюминиевые заводы а так же крупнейший в мире завод титана ВСМПО.К примеру в Германии производителями такой продукции являются моторостроительная компания AMG и производители автозапчастей такие как BBS и Lorinser. В Италии так же подобную продукцию производят такие фирмы как например MOMO ,которые производят тюнинговые запчасти.

Диски, изготовляемые на заказ[ | ]

В 21-м веке появились легкосплавные диски, выполняемые по воле заказчика. На них может быть нанесен определённый узор, они могут быть покрашены в соответствующие заказу цвета, разные украшения а так же спиннера. Но простор для творчества ограничен сохранением физических свойств, необходимых для диска.

Кражи дисков и защита от них[ | ]

  • Типичный пример кражи колес на автомобиле Ford Focus

В некоторых случаях комплект дисков может стоить даже дороже всей машины если эта машина сравнительно дешевая. Допустим диски, сделанные на заказ для S-класса могут стоить порядка 20000 евро, при том что стоимость нового Мерседеса S-класса составляет порядка 100000 Евро.По этому при невозможности угона такой машины могут украсть сами диски, а покупателем краденого имущества чаще всего оказывается владелец либо подобной машины, либо другой машины, на которой колеса соответствуют типоразмерности. То есть хорошие диски могут представлять собой значительную часть стоимости всей машины. Есть и более примитивные случаи, когда воруют самый обычный железный диск с самой обычной шиной, продавая его за копейки в ближайший шиномонтаж.Как правило это происходит с грузовиками как Европейского так и американского типа. Но если речь идет о машине Европейского типа, где пока ещё преобладают стальные диски, основной целью кражи является шина, то при краже колеса с грузовика американского типа целью кражи чаще всего является сам диск, так как он выполнен из легкого алюмо-магниевого сплава и кроме того менее распространен в России по этому даже на вторичном рынке стоит значительно дороже.

Меры защиты[ | ]

Для защиты от кражи колес применяется так называемая «секретка» или «обманный болт» или же «обманная гайка» в зависимости от типа крепления. Такие болты или гайки имеют специальную головку, которая доступна только одному или нескольким пользователям. Таким образом открутить такой болт или гайку обычным ключом невозможно, но умелые колесокрады чаще всего срезают такую гайку вместе со шпилькой, если конечно туда можно подобраться болгаркой не повредив сам диск . Но в противном случае «секретка» чаще всего защищает диск от кражи хотя бы потому что болт закручивается внутрь самого диска и болт или гайку невозможно срезать не повредив сам диск. В то же время при потере спецголовки для откручивания <<секретки>> можно столкнуться с проблемой так как сам владелец не сможет поменять колесо.

См. также[ | ]

Полезные ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Диски: тенденции колесной моды — Материалы о шинах и автосервисе

Автомобильные шины и диски подвержены влиянию моды, как и любая другая вещь, способная выделить что-либо, сделать индивидуальным и неповторимым. Автомобильные колесные диски уже давно стали не просто запасной частью авто. Сегодня диски — непременный атрибут любимого автомобилистами процесса тюнинга. Рынок автомобильных дисков представлен широчайшим ассортиментом марок и моделей. На прилавках магазина можно найти диски на любой вкус и цвет. Такое разнообразие ассортимента значительно усложняет выбор, да и продавцы не всегда попадаются добросовестные. Чтобы не растеряться в процессе выбора дисков для своего авто, попробуем проанализировать главные моменты, на которые следует обратить внимание при покупке.

Тенденции колесной моды

Классификация колесных дисков

Наиболее распространенными классификациями колесных дисков можно считать классификации по технологии изготовления и по конструкции колес. По технологии изготовления диски бывают стальными и легкосплавными. Легкосплавные, в свою очередь, могут быть литыми или коваными. По конструкции колес диски бывают разборные и неразборные. Неразборные могут быть одно-, двухили трехкомпонентные.

На сегодняшний день наиболее распространены штампованные стальные диски. Как правило, они состоят из тарелки и приваренного к ней обода, которые изготавливаются из катаного стального листа. Практически все автопроизводители комплектуют большинство своих авто именно этим типом дисков. Главные плюсы такого диска: невысокая стоимость, возможность реставрации после смятия (при ударах он мнется, а не лопается), нанесение менее значительного ущерба стойкам автомобиля при ударах (сминаясь, диск поглощает значительную часть ударных нагрузок). Главные минусы: большая масса, невысокая коррозионная стойкость, ограниченные возможности при разработке дизайна диска.

Легкосплавные диски изготавливаются из алюминиевых и магниевых сплавов методом литья или ковки. По многим характеристикам они намного лучше стальных. Главное назначение легкосплавного диска — снижение массы колеса, так как уменьшение веса неподрессоренных элементов подвески, к которым относятся и колеса, повышает безопасность вождения, улучшает плавность хода, снижает износ деталей. При правильной балансировке наличие литых дисков на автомобиле практически полностью исключает возникновение неприятных и опасных вибраций.

Литые легкосплавные диски обладают зернистой внутренней структурой металла. Это свойство является их основным минусом. При продолжительной эксплуатации автомобиля на ухабистых дорогах в металле диска начинается процесс накопления опасных микротрещин, невидимых невооруженным глазом. Рано или поздно эти микротрещины дают о себе знать. От сильных ударов литые диски попросту раскалываются. Главные недостатки литых дисков — высокая хрупкость и необходимость защитного покрытия поверхности диска (так как без покрытия диски покрываются оксидной пленкой и быстро теряют товарный вид).

Литые алюминиевые диски, по сравнению со стальными, имеют бесспорное преимущество — меньшую массу. Масса литого колеса из алюминиевых сплавов меньше аналогичного стального на 20–30 %, что для диска размером 5,5 х 13 составляет около одного килограмма. Исключением могут быть диски низкого качества неизвестных производителей — масса таких дисков практически не отличается от массы стальных.

Из автомобильной теории известно, что уменьшение массы колеса способствует более легкому его вращению, что положительно сказывается на моменте инерции при разгоне или торможении автомобиля. Также применение легких сплавов позволяет изготовить диски самой разнообразной формы и внешнего вида. Кроме эстетической стороны, это способствует качественному охлаждению тормозных элементов.

Алюминиевые диски обладают хорошей антикоррозионной стойкостью, вследствие способности алюминия образовывать прочную защитную пленку на поверхности изделия. Она препятствует разрушению диска, однако сильно ухудшает товарный вид. Поэтому алюминиевые диски необходимо окрашивать. Для этих целей современные производители применяют многослойные лакокрасочные покрытия, характеризующиеся высокой прочностью. Основной недостаток таких дисков — это отсутствие возможности их восстановления после деформации. Причем если всемирно известным производителям автомобильных дисков удалось уйти от таких проблем, как появление микротрещин или разрушение диска при ударе, то в случае смятия диска он все равно становится непригодным для дальнейшего использования.

В целом, литые алюминиевые диски имеют огромный разброс, как по техническим характеристикам, так и по своей стоимости. Диски, изготовленные известными западными производителями, отличаются наиболее оптимальной сбалансированностью сплавов, обеспечивающей высокую ударную прочность и низкую массу диска, но вместе с тем и его высокую стоимость. Такие свойства не характерны для изделий турецких и китайских производителей, однако невысокая стоимость продукции позволяет им прочно удерживать лидирующие позиции на рынке автомобильных товаров.

Литые магниевые диски обладают всеми основными достоинствами литых алюминиевых дисков, но даже в большей степени. Но при этом они не нашли широкого применения в силу своей низкой коррозионной стойкости. Повышенные требования к защите магниевых дисков от воздействия окружающей среды приводят к тому, что их приходится покрывать специальными лаками и красками, стойкими к влиянию внешних факторов. Однако это неизбежно увеличивает их стоимость. Кроме того, применение для крепления балансировочных грузов стальных пружин приводит к возникновению электрохимической пары «магний-сталь», что способствует ускоренному разрушению тела диска.

 

штампованные стальные диски Легкосплавные диски

На сегодняшний день наиболее распространеныштампованные стальные диски

Легкосплавные диски изготавливаютсяиз алюминиевых и магниевых сплавов

Кованые легкосплавные диски изготавливаются методом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой. Металл таких дисков имеет многослойную волокнистую структуру и поэтому чрезвычайно прочен. Кроме того, они в полтора-два раза легче, чем стальные. Кованые диски выдерживают сильнейшие удары, в исключительных случаях они не лопаются, как литые, а гнутся без образования трещин. Безусловно, это намного безопаснее.

Теоретически смять кованый диск возможно, однако скорее разрушатся элементы подвески автомобиля, чем сомнется край кованого диска. Достоинствами таких дисков являются низкая масса, высокая прочность и жесткость конструкции, антикоррозионная стойкость, а недостатками — высокая стоимость и ограниченные возможности дизайна. Если легкосплавные диски расположить по возрастанию технических параметров, то ряд будет выглядеть так:

  • литые магниевые диски — легкие по весу, однако капризные, так как быстро растрескиваются;
  • литые алюминиевые диски — имеют оптимальное соотношение качеств;
  • кованые алюминиевые диски — легкие и прочные;
  • кованые магниевые диски — легкие и сверхпрочные.

Но не всегда при покупке автомобильных дисков первостепенное значение имеют их технические характеристики. Зачастую для автовладельца определяющим фактором является внешний вид колеса и автомобиля в целом. Профессионалы советуют сразу отбросить крайности, приобретая магниевые диски. Как кованые, так и литые магниевые диски — это большая редкость на прилавках отечественных магазинов. Как правило, их делают только под заказ для спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях. Цена магниевых дисков может составлять до 5 000 долларов за комплект.

Как же отличить литой диск от кованого? Внешне найти разницу между современным литым и кованым автомобильным диском очень непросто. Безошибочным вариантом является только сравнение массы дисков – независимо от размера кованый диск легче стального в полтора и даже в два раза, а литой — только на треть. Однако обзор рынка показывает, что некоторые литые диски оказываются тяжелее штампованных стальных. Поэтому если потенциальному покупателю важен не только внешний вид автомобиля, за покупкой лучше всего идти, предварительно узнав массу штатного диска своего авто.

Параметры дисков

Параметры дисков

Практически на каждом автомобильном диске есть специальная маркировка. Если она имеется, то разобраться во всей необходимой информации, которая определит степень соответствия диска конкретному автомобилю, не составит большого труда. Однако перед самостоятельным подбором автомобильных дисков рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля. В нем обязательно найдутся обязательные и рекомендуемые производителем транспортного средства параметры.

Параметр D (измеряется в дюймах) — диаметр кольцевой части обода диска, на которую опирается автошина. Еще его называют посадочным диаметром.

Параметр В (измеряется в дюймах) — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. От него напрямую зависит возможная ширина профиля устанавливаемых автошин. Допустимым является отклонение 0,5–1 дюйм, но для низкопрофильных автошин такое отклонение должно быть минимальным.

Параметр ЕТ (измеряется в миллиметрах) — расстояние от плоскости диска, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через ось середины ширины обода диска. Этот параметр определяет, насколько глубоко диск утоплен в арку автомобиля. Его еще называют вылетом (выносом) диска. Допустимым является отклонение в пределах 5 мм. При больших же отступлениях обязательна примерка дисков, поскольку диск может упираться в подкрылки, детали подвески или элементы тормозной системы автомобиля. Кроме того, установка колес с вылетом меньше предусмотренного приведет к значительному снижению устойчивости автомобиля, повышенной чувствительности рулевого управления и неравномерности распределения тормозных усилий.

Параметр HUMP (измеряется в миллиметрах) — расстояние между кольцевыми выступами, которые служат для дополнительной фиксации бортов бескамерных автошин при монтаже.

Параметр DIA (измеряется в миллиметрах) — диаметр центрального отверстия. Его величина должна соответствовать величине диаметра центрирующего выступа, расположенного на ступице автомобиля. Отклонение диаметра допускается только в сторону увеличения. В таком случае необходима установка специальных переходных центровочных колец. Некоторые отечественные «умельцы» умудряются устанавливать на автомобили легкосплавные диски с меньшим, чем стандартное, значением DIA, рассверливая центральное отверстие диска. Такая модернизация может привести к негативным последствиям вследствие изменения структуры металла диска.

золотое правило выбора ширины обода

Параметр PCD (имеет измерение шт/мм) означает количество отверстий для крепежа и диаметр окружности центров отверстий. Именно эта величина колесного диска должна абсолютно соответствовать заявленным производителем автомобиля значениям. При ее изменении будет невозможно надежно зафиксировать колесо на ступице автомобиля. Отклонение даже в 1 мм приведет к перекосу колес и деталей крепления.

Правильный размер

Соотношение «шина — обод»

В это соотношение входят два параметра — ширина обода и монтажный диаметр. На подавляющее большинство современных легковых автомобилей устанавливают диски диаметром 13–17 дюймов. В последнее время наблюдается тенденция увеличения монтажного диаметра. На автомобили, для которых стандартными являются 13-дюймовые диски, часто устанавливают 14и даже 15-дюймовые диски. Такая тенденция объясняется стремлением автовладельцев применять автошины низких и сверхнизких серий, так как их ездовые характеристики лучше, чем у высокопрофильных шин. Но при неизменном диаметре колеса, чем ниже профиль шины, тем больше в колесе металла и, соответственно, меньше резины.

Использование стальных дисков с увеличенным монтажным диаметром нецелесообразно — от этого увеличивается общая масса колеса. А вот использование легкосплавных дисков позволит увеличить монтажный диаметр, не утяжеляя колесо. На спортивных версиях серийных автомобилей устанавливаются тормозные элементы большего размера, поэтому и диски должны быть больше монтажного диаметра, так как детали тормозной системы будут упираться в обод диска.

Существует золотое правило выбора ширины обода — она должна быть на 25% меньшей, чем ширина профиля шины.

Например, для подбора ширины диска под автошину размером 185/60 R14 необходимо перевести значение ширины профиля шины из миллиметров в дюймы. Для этого необходимо 185разделить на 25,4 (количество миллиметров в одном дюйме). В дюймах это получится — 7,68. От этой величины необходимо отнять 25 % и округлить полученное число до стандартного значения. То есть формула пересчета будет выглядеть следующим образом: 185/25,4 25 % = 5,46.

Таким образом, для автопокрышки размером 185/60 R14 необходимо использовать диск шириной 5,5 дюйма. Допустимое отклонение ширины диска от стандартного составляет 0,5–1 дюйм для дисков с диаметром до 15 дюймов и 1–1,5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15 дюймов.

Подбор дисков

Конечно, лучше всего подобрать диск точно под шину. Использование как слишком узких, так и слишком широких дисков нежелательно — нарушается проектный профиль шины. Ее боковины или сжаты закраинами обода, или растянуты на нем. Вследствие этого нарушаются ездовые характеристики шины: уменьшается ее боковая жесткость, сопротивление уводу, ухудшается реакция на поворот и т. п. Также изменение размеров и формы пятна контакта шины с дорожным покрытием значительно увеличивает риск аквапланирования, что в дождливую погоду может привести к серьезным последствиям.

Соотношение «автомобиль — колесо»

Как уже упоминалось, на конкретной модели автомобиля необходимо использовать только те диски, значение PCD которых определено заводом-изготовителем транспортного средства. Например, на ступицу автомобиля с PCD 4 х 98 часто устанавливают диски со значением PCD 4 х1 00. Вроде бы и разница незначительная — лишь в 2 мм, однако в таком случае только один болт (или гайка) из четырех будет затянут полностью. Остальные же отверстия потеряют центровку, и крепеж будет либо недотянут, либо затянут с перекосом, так как посадка диска на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет сильно вибрировать, а затянутые резьбовые элементы будут самопроизвольно откручиваться.

Как правило, штатные колеса автомобиля имеют центральное отверстие, точно подогнанное к оси ступицы. На заводах автопроизводителей колеса центрируют именно по этому отверстию — его диаметр называется посадочным. Но при покупке дисков в магазине часто оказывается, что центральное отверстие диска несколько больше стандартного. Удивляться не стоит — большинство производителей изготавливают диски с центральным отверстием заведомо увеличенного диаметра и комплектуют диск набором переходных колец. Это позволяет устанавливать его на различные модели автомобилей. В таком случае колеса центрируют по значению PCD.

Вылет колеса

Вылет колесаCуществует три типа вылета колеса — нулевой, положительный (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательный (ступица диска утоплена внутрь относительно серединной оси обода).

Каждая модель автомобиля имеет стандартное значение вылета диска. Этим обеспечивается оптимальная управляемость и устойчивость автомобиля, а также наиболее низкая нагрузка на подшипники ступиц. Немецкие автопроизводители обозначают вылет как ET, французские — как Deport, англоязычные производители — как Offset.

Установка колес с нештатным вылетом диска нежелательна: уменьшение вылета резко увеличивает нагрузки на подшипники ступиц и подвеску в целом, а увеличение приводит к возникновению нежелательных трений диска об элементы подвески или тормозной системы.

Стоит помнить, что производители автомобилей тщательно рассчитывают элементы крепления колес, подвески, тормозной системы и другие параметры под определенные типы колесного диска. Поэтому изменение параметров колесного диска автовладелец выполняет на свой страх и риск.

Цветовая палитра

Для того чтобы привлечь внимание покупателей, разработчики автодисков идут на различные эксперименты, которые нередко получают большой успех. Использование различных оттенков и вариантов покрытий — лишь небольшая часть дизайнерских решений для повышения потребительского спроса.

Одним из таких дизайнерских изобретений стали хромированные диски. Хромированные поверхности со своим неповторимым зеркальным и сверкающим серебряным блеском уже не один год удерживают лидирующие позиции среди модных тенденций. По прогнозам экспертов, популярность хромированных дисков в ближайшие годы будет возрастать.

Хромированные поверхности

Хромированные поверхности удерживаютлидирующие позиции среди модных тенденций

Зеркально-блестящий эффект этих дисков обеспечивается за счет специальной технологии обработки. Хром наносится на отполированную металлическую поверхность диффузионным или гальваническим способом, что существенно повышает степень износостойкости дисков. Это несомненный плюс, ведь даже при ударах покрытие не деформируется.

Одной из возможных идей является также окрашивание дисков. Палитра цветов разнообразна: применяются как сочетания нескольких цветов, их комбинирование, так и нанесение специальных цветных вставок на диски. С помощью правильно подобранных цветов, автомобиль будет выглядеть стильно и оригинально.

В заключение стоит напомнить, что модные тенденции периодически меняются, но мода на качество и безопасность — постоянна.

При использовании материалов с нашего сайта гиперссылка на tire.com.ua обязательна.

tire.com.ua