Устройство фаркопа: типы крюков. Как называется крюк для прицепа


Фаркоп своими руками - как сделать блок согласования и другие детали, описание с чертежами

При необходимости отбуксировать крупногабаритный груз в место назначения разумнее воспользоваться прицепом, соединённым с автомобилем через фаркоп. Однако классические модели отечественного автопрома — к примеру, ВАЗ 2107 — таким агрегатом оснащены не были. Вместо него разработчиками предусмотрены проушины для крюка буксировочного троса. Их расположение требует особого навыка от водителя при движении в такой сцепке. Поэтому владельцы таких транспортных средств стремятся создать фаркоп своими руками.

Что собой представляет фаркоп и для чего нужен

Фаркопом называют тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепов. Если автовладельца не устраивает объём багажника, предусмотренный производителем при выпуске модели, то установка подобного приспособления становится компромиссным вариантом. Он пользуется заслуженной популярностью среди владельцев частных домовладений и любителей рыбной ловли, так как наличие прицепа позволяет:

  • привезти строительные материалы;
  • вывезти крупногабаритный мусор с участка;
  • вытянуть другую машину из кювета или отбуксировать её до мастерской;
  • отправиться на рыбалку с лодкой и прочими приспособлениями для активного отдыха.

Виды

Выпускаемые гигантами автомобильной промышленности фаркопы различаются по конструкционным особенностям, характеристикам использованного метала (сорт, прочность, упругость, коррозионная устойчивость), формам крепежа, наличию электропроводки, устойчивости к рывкам и т.п. Одно из самых популярных оснований для классификации — съёмность конструкции:

  • стационарные фаркопы устанавливаются один раз и «на всю жизнь»;
Стационарный фаркоп

Стационарны фаркопы делают, как правило, на совесть

  • съёмные модели прицепного устройства позволяют монтировать их только в случае необходимости, однако требуют дополнительных крепёжных элементов.
Съемный фаркоп

Съёмный фаркоп — более мобильный вариант

По типу шара различают прицепные устройства следующих типов:

  • А — устанавливают, если вес груза не превышает 1,5 тонн, прост и удобен в эксплуатации, может быть оперативно демонтирован;
  • Н — менее распространён по сравнению с аналогичным ему по грузоподъёмности типом А, но также используется отечественными автолюбителями;
  • F и G — регулируются по высоте крепления, отличаются по количеству отверстий для крепежа, подходят для внедорожников с прицепами массой до 3,5 тонн вместе с грузом;
  • V — не регулируется по высоте, как первые два типа, но обладает повышенной грузоподъемностью (до 2,5 тонн)

Необходимые материалы и инструменты

При стандартной схеме крепления фаркопа к автомобилю понадобится приготовить следующие инструменты и материалы:

  • сварочный аппарат;
  • дрель и свёрла к ней;
  • болгарка;
  • гаечные ключи в наборе;
  • пассатижи;
  • паяльник;
  • изолента;
  • метровая штанга из железа;
  • полуметровая балка-уголок;
  • кронштейны;
  • подрозетник из металлического кольца;
  • крюк или шаровый механизм со встроенными проушинами;
  • закладная;
  • болты с гайками М12 и М16;
  • шайбы на 12 и 16;
  • саморезы;
  • пятижильный кабель.

Как изготовить фаркоп своими руками

Процесс самостоятельного изготовления фаркопа начинается с определения максимально возможной транспортируемой массой, суммированной с общим весом пустого прицепа. От полученной величины и частоты использования зависит выбор крюка сцепного устройства правильной формы:

  • при грузоподъёмности не более 1,5 тонн используют простой и надёжный в эксплуатации крюк, прикрепляемый двумя болтами;
  • если прицеп будет прикрепляться к машине в редких случаях, то стоит обратить внимание на агрегаты, снабжённые муфтовыми соединениями — они быстро монтируются и так же оперативно демонтируются при необходимости;
  • при грузоподъёмности в 1,5 – 3 тонны выбор стоит отдать в пользу торцевого крюкового устройства;
  • если крюк также будет изготовлен своими руками, то для него не следует давать тяговую нагрузку больше 900 кг (общая масса груза и прицепа).
Схема сбора фаркопа

Схема сборки фаркопа

Выбрав модель крюка, переходят непосредственно к алгоритму изготовления фаркопа:

  1. В металлообрабатывающей мастерской заказывают несущую балку — важнейшую часть сцепного устройства. При наличии соответствующих навыков можно изготовить её самостоятельно, приварив газосваркой к метровой трубе балку-уголок.
  2. Ферму прикладывают к днищу автомобиля, намечая отверстия для монтажа кронштейнов и других элементов.
  3. Проверяют качество просверленных отверстий и примеряют крепёж.
  4. Присоединяют к ферме крюк посредством вкручивания двух болтов.
  5. Справа или слева приваривают кольцо, выполняющее функции подрозетника.
  6. Шлифуют все поверхности болгаркой и накладывают два слоя грунтовки.
  7. Балку окрашивают аэрозольной краской и проводят антикоррозийную обработку.
  8. На яме выполняют примерку всей конструкции из балки и крюка, выясняя, не помешает ли фаркоп рядом расположенным узлам тормозной системы.
  9. Затяжку болтов и гаек осуществляют попарно до упора.
Схема сборки фаркопа

Фаркоп, разложенный на составные части

В определённых случаях вам может потребоваться установка дополнительного элемента — блока согласования для фаркопа, который позволяет избежать изменения нагрузки в электроцепи транспортного средства.

Такой блок понадобится, если ваш автомобиль:

  • снабжён фонарями на светодиодах;
  • на дисплей бортового компьютера выводятся сведения об уровне рабочих жидкостей, состояния внешнего освещения и пр.;
  • произведён за рубежом.

Подключение фаркопа

Подключение фаркопа

Подключение фаркопа к автоэлектрике — финальный этап

После установки металлической сцепной конструкции следует подключить фаркоп к автоэлектрике. Для этого необходимо соблюсти следующую последовательность действий:

  • пакуют проводку в термоусадочную трубку или обматывают изолентой;
  • демонтируют обшивку багажника;
  • жгут провода протягивают в отверстие для провода подсветки номерного знака;
  • со стороны багажника монтируют предохранители;
  • от предохранителей тянут провода к задним фарам, а противоположный конец провода снабжают наконечниками;
  • монтируют провода через наконечники к соединительной вилке под розетку прицепа;
  • фиксируют жгут изолентой.

Осталось дело за малым — проверить работу фар и организовать тестовую езду с пустым и полным прицепом вдали от оживлённых дорог, меняя режимы вождения. При тест-драйве обращают внимание на степень деформации балки, качество резьбовых затяжек, устойчивость поверхности крюка к истиранию и пр.

Особенности эксплуатации и ухода

Обработка мест крепления фаркопа с кузовом мастикой снижает вероятность появления негативных проявлений коррозии. С этой же целью проводят антикоррозийную обработку всех металлических элементов до начала монтажа всей конструкции.

Самодельные фаркопы являются источниками дополнительной опасности во время движения, поэтому при их регистрации потребуется получать сертификат и производственное согласование в ГИБДД. В противном случае станет невозможно пройти плановый техосмотр или выехать на таком модернизированном авто за рубеж. Ошибки в изготовлении и последующей установке могут стать источником:

  • разрыва кузова;
  • отрыва балки;
  • разворота транспортного средства;
  • переворота машины «с ног на голову».

Видео: установка и подключение фаркопа на автомобиль Лада Гранта

Таким образом, оснащение автомобиля фаркопом позволяет сэкономить на заказе услуг грузотакси, так как прицеп небольшой вместимости избавит от мелких хлопот по транспортировке с дачи урожая картофеля и в доставке на загородный участок стремянки и даже бетономешалки. Агрегаты промышленного производства обладают высокой стоимостью, поэтому при наличии необходимых материалов и инструментов можно попробовать соорудить прицепное устройство самостоятельно.

avtozvuk-info.ru

Фаркоп для грузовика – полезная мелочь с интересной историей

Тягово-сцепное устройство (ТСУ, фаркоп) – одна из важнейших деталей грузовых автомобилей, использующих прицепы. От ее правильного выбора нередко зависит сохранность груза, а то и здоровье окружающих. Давайте узнаем, какими фаркопы были в прошлом, и какими стали сейчас.    

Прообразы тягово-сцепных устройств возникли с тех пор, как человек испытал необходимость доставить большой груз из пункта А в пункт Б. То есть, практически сразу после укрощения лошадей. Упряжь, используемую для перемещения повозок, можно считать первым своеобразным фаркопом.

фаркоп на грузовик

Когда лошадей заменили автомобили, потребность в перевозке тяжестей никуда не делась. К тому же добавилась необходимость вынужденной буксировки неисправной техники. Поэтому ТСУ стали обязательной составляющей множества видов авто.

От крюка до европетли

Раньше фаркопы были максимально просты и представляли собой буксирный крюк, к которому цеплялось дышло прицепа. Недостатки такой конструкции были очевидны – из-за больших зазоров крюк и дышло подвергались тяжелым ударным нагрузкам во время езды, торможения и трогания с места. Порой удары были такой силы, что крюк ломался прямо на ходу и автопоезд разваливался. Иногда это приводило не только к материальному ущербу, но и к человеческим жертвам.

фаркоп крюк-петля

Сейчас ситуация совершенно преобразилась. «Золотым стандартом» стала так называемая «европетля». Этот тип устройства предполагает автоматическую сцепку. Водителю достаточно просто сдать назад, чтобы дышло прицепа с помощью уловителя само попало в ТСУ, а затем центрировалось, зафиксировалось и сцепилось в нем. На сегодня это самый удобный, практичный и крепкий вариант сцепки.

Лучшие производители

В легковых авто фаркопы всегда старались делать красивыми. Сегодня никого не удивишь седаном или хэтчбеком с компактным, автоматически выдвигающимся ТСУ. Грузовикам же вся эта «мишура» совершенно не нужна. У них в приоритете высокая прочность, износостойкость и надежность деталей. Последствия при выборе некачественного тягово-сцепного устройства могут быть слишком уж печальными. Поэтому производство фаркопов для тяжелой техники – не просто бизнес, а целая индустрия со своими признанными лидерами и именитыми брендами.

фаркоп v.orlandi

Больше всего в деле «фаркопостроения» преуспели европейские фирмы. В Старом Свете на этой ниве работает много достойных концернов. Среди них, например, немецкая Ringfeder или итальянская V.Orlandi. Последняя на особо хорошем счету у водителей и механиков, так как производит надежные, но, вместе с тем доступные ТСУ. На нашем сайте Вы можете приобрести оригинальные фаркопы V.Orlandi по выгодной цене. Все они имеют гарантию и выполнены в полном соответствии с международными стандартами качества.

 

even-truck.ru

Устройство фаркопа: типы крюков

Автор: Сергей Опубликовано: 23.09.2016 Прочитано: 12932 Коментарии: 0

Что такое крюк, шар фаркопа?

Крюк фаркопа, или шар - конструктивная часть изделия, предназначенная для присоединения к автомобилю буксируемого средства (прицепа и пр.).

Тип шара, основной детали крюка ТСУ, определяет грузоподъемность этого оборудования. Рассмотрим самые распространенные типы крюков (шаров фаркопов), которые отличаются по способу крепления к балке фаркопа. Характеристики этих крюков сходны у разных производителей.

Тип шара А

Это съемный (условно), на 2-х болтах, крюк:

Крепится и при необходимости может быть снят при помощи гаечных ключей. Наиболее распространенный, надежный и неприхотливый в эксплуатации тип. Грузоподъемность до 1500 кг. Если Вы ищете простой и надежный фаркоп, то стоит обратить внимание именно на этот тип.

Тип шара С

Это быстросъемные крюки фаркопов-полуавтоматов

Быстросъемный крюк с горизонтальным креплением к балке

К этой серии относятся фаркопы разных производителей:

Ekofit

Рис. Система Bosal VFM с крюком типа С, грузоподъемность до 1500 кг Рис. Быстросъемный крюк тип С фаркопа Galia

Крюк снимается с фаркопа и устанавливается быстро и легко, хранится отдельно. Муфта для фиксации крюка немного выступает за габариты авто.

http://www.bosal-autoflex.ru/_files/ak4_big.jpg

Рис. Фаркоп с быстросъемным крюком Рис. Горизонтальная быстросъемная система Bosal с крюком типа С

 Установка и снятие шарового узла выполняется одной рукой. Отличается от предыдущей тем, что после снятия крюка муфта не выступает за габариты.

фаркоп съемный (00-, Touring) 

Рис. Быстросъемный крюк тип С фаркопа BrinkMatic Advance

Новейшая разработка компании Thule. Крюк устанавливается максимально легко, быстро и просто: его надо вставить в стакан (посадочное место) на фаркопе и слегка нажать на шар вниз в вертикальном направлении, до щелчка.

Рис. Установка крюка фаркопа BrinkMatic Advance

Особенностью фаркопа BrinkMatic Advance является то, что после снятия крюка его не видно.

  1. Тип шара С. Быстросъемный крюк с вертикальным креплением  - новейшая разработка конструкторов с улучшенными характеристиками:

AK 6 

Быстросъемные фаркопы производства Bosal  (слева) и Лидер-Плюс

После отсоединения крюка фаркоп невидим - «скрытый фаркоп»:

Крюк снимается и устанавливается быстро и легко - за несколько секунд можно срнять, положить в специальный чехол и спрятать в багажник. Подрозетник поворачивается и убирается под бампер. Муфта для фиксации крюка совершенно незаметна после отсоединения крюка. Фаркоп с таким крюком предназначен для тех, кто нечасто использует это приспособление, и тех, кому не нравится, когда крюк выступает за габариты автомобиля.

Несъемный фаркоп-автомат с отклоняющимся под днище автомобиля крюком

                       

     Рис. Втягивающийся фаркоп Bosal "Oris-Matic"            Рис.   Втягивающийся фаркоп Westfalia                     

Крюк не отделяется от фаркопа, а втягивается под днище автомобиля; невидим, когда им не пользуются. Фаркоп с таким крюком - самый удобный и практичный.

Фиксированные крюки, твердое крепление

Тип шара F (торцевой на двух болтах) - съемный кованный шар с двумя отверстиями:

Фаркопы с шарами типа F - это фаркопы с усиленными шарами, благодаря чему их грузоподъемность достигает 3500 кг.

Тип шара G (торцевой на четырех болтах) - съемный кованный шар с четырьмя отверстиями, монтируется 4-мя болтами М12, грузоподъемность  2000-3500 кг :

 

Тип шара V: съемный кованный шар на двух болтах, грузоподъемность 2500 кг.

Во всех этих вариантах кованный фланцевый крюк крепится на болтах к основной конструкции фаркопа. Рассчитан на штатные места для крепления фаркопа. Когда необходимость в нем отсутствует, его можно отсоединить и убрать. Обладает большей, по сравнению с быстросъемными, грузоподъемностью и меньшей ценой.

Несъемные крюки

Тип шара  Н - сварной крюк, вваривается в основание фаркопа.

Сварной фаркоп

В основном используется для фаркопов на машины отечественного производства. Его грузоподъемность - до 900 кг горизонтальной нагрузки на шар и 75 кг. вертикальной. Простые в установке - крепятся к подрамнику сваркой. Это самые прочные, надежные фаркопы, однако, не самые эстетичные, особенно на небольших автомобилях. В некоторых странах из соображений безопасности запрещены.

Шары американских фаркопов

Теперь перейдем к «американским» фаркопам. Эти фаркопы по характеристикам, практически, не отличаются от европейских - в основном, они предназначены для использования на американских автомобилях.

Тип шара Е. Грузоподъемность может составлять 1500 кг.

          

Рис. Шар АЕ для американского фаркопа 1,25х1,25

Рис. Шар АЕ для американского фаркопа 2х2

Тип шара N – универсальный, с 4 отверстиями, грузоподъемность 3500 кг.

              

 

alta-karter.ru