Популярные автомобили. Как себя вести дтп


Как себя вести при ДТП — Автокадабра

Аварийные ситуации нужно иногда представлять себе, тренируясь в принятии решений. Лобовое столкновение легкового автомобиля с другим автомобилем — самый нежелательный вид происшествия. Избегая его, лучше въехать в кустарник, забор — у них нет своей скорости, и сила удара будет меньше. Прямой боковой удар легкового автомобиля серединой о дерево или столб хуже лобового — машина огибает столб, сдавливая пассажиров. При ударе передним крылом или багажником автомобиль может закрутить, но вероятность смертельного исхода для сидящих в нем меньше. Однако лобовой удар о неподвижное препятствие иногда лучше, чем углом, если закручивание автомобиля может выбросить его на пешеходов или под колеса больших машин. На загородной дороге от лобового столкновения можно уйти, покинув дорогу, съехав на обочину или на зеленую разделительную полосу. Кювет нужно проскочить под острым углом. Даже если машина перевернется, это будет лучше столкновения. При съезде с не слишком крутой насыпи ничего особенно страшного не случится, если не откроются двери — тогда пассажиров выбросит наружу и, может быть, под машину. Но даже неоднократное переворачивание автомобиля заканчивается легче для пассажиров, чем столкновение. Гонщики говорят, что, пока хоть одно колесо касается земли, водитель обязан управлять машиной. Вот несколько их советов: * во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки; * до остановки нельзя покидать машину: шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем выбрасываясь из него во время неконтролируемого движения; * сохраняйте самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности; * сделайте все, чтобы уйти от встречного лобового или резкого бокового удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего в лоб на скорости автомобиля; * если невозможно избежать удара, старайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой; * при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером, — мотор уйдет вниз и в салон не попадет. * При аварии нужно оберегать, конечно, голову. Переломы рук, ног, ребер излечимы, а травма шеи или перелом шейных позвонков и некоторые удары головой фатальны. Если ожидаете удара сзади: приготовьтесь тормозить, чтобы не врезаться в другой автомобиль впереди. Если ожидаете удара сбоку: уцепитесь крепче за руль — уменьшите отбрасывание внутри автомобиля. Если ожидаете удара спереди: * при застегнутом ремне — руками защити голову от удара о панель, руль или потолок; * при не застегнутом ремне — падайте вбок на сиденье, чтобы не удариться грудью и головой о руль и ветровое стекло. Когда удар неизбежен, самое главное — препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между руками и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом ребенок — крепко прижать, накрыть его собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира — переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения находиться там без специального устройства запрещают. Если автомобиль упал в воду, он некоторое время держится на плаву. Однако двери открывать не следует — вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. При погружении с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Можно оценить обстановку, глубоко подышать, насыщая кровь кислородом, избавиться от лишней одежды, захватить документы и представить себе путь вверх. Предстоит выбираться через дверь или окно, держась руками за крышу машины, а затем резко плыть вверх. Если двери заклинило и стекла не опускаются, надо разбить лобовое окно (заранее поищи, чем это сделать). Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, будет мешать поток, идущий в салон, и напрасно потратишь силы. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. С момента прекращения дыхания в твоем распоряжении не меньше 30-40 с. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Автомобиль загорается при аварии, если поврежден бензобак или топливный трубопровод. Большинство пожаров начинается из-за нарушения правил пожарной безопасности, халатного отношения к системе электрооборудования и питания машины, из-за пролитого бензина. Сразу после аварии нужно выключить зажигание во избежание пожара и поскорее выбраться из автомобиля. Если видимость плохая, могут врезаться другие машины; если разлит бензин, он может загореться. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна. Синтетические материалы вспыхивают поздно, но тушить их сложно. Человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут. Своевременные действия и хороший огнетушитель могут спасти машину и не только. Существуют огнетушители, устанавливаемые под капотом и автоматически срабатывающие в случае возникновения огня. Но кроме них, нужно иметь огнетушитель в салоне, а лучше два — газовый и порошковый. Тушите огонь, направив струю огнетушителя на непосредственно очаг горения или постепенно сдвигая пламя. Никогда не направляйте струю только на огонь, не покрывая самого очага. Несколько огнетушителей, конечно, надежнее, поэтому просите водителей других машин помочь своими. Применяйте и обычные средства: песок, плотную ткань, снег, воду, если они есть. Для тушения загоревшейся электропроводки хорошо применять хладоновые огнетушители. Очень важны интенсивность и скорость тушения — одного огнетушителя хватает всего примерно на 15 с. Важно быстро установить причину пожара, локализовать его источник и «задавить» его, пока в огнетушителях еще есть газ или порошок. Тогда остальное можно потушить подручными средствами или накрыв предметами одежды. Не забывайте и о безопасности людей — одежда может быть пропитана бензином. Автомобиль сгорает за 20 мин. Искра от замыкания в электросети под капотом и пары бензина из-за неплотного крепления шлангов — и пожар неизбежен. Тщательно следите за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива. Готовьте защиту на месте ДТП, участником которого Вы стали Виновность (или невиновность), очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех аспектов может оказаться неизбежным следствием обстоятельств, действий потерпевших или недостатков дороги, а значит, невиновностью или частичной виновностью. Сбив человека, водитель находится в шоке и неправильно оценивает скорость машины перед наездом, расстояние, на котором появился пешеход и т.д., напрасно не придавая этим мелочам значения, и иногда может наговорить много лишнего, ненужного и неверного. На месте происшествия не давайте никаких самостоятельных письменных обязательств второй стороне — находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию. Готовьте основания для своей защиты сразу на месте происшествия, а затем обратитесь к независимым компетентным специалистам. Квалифицированный анализ может показать, кто виноват, кто невиновен, или вина обоюдна и т.д. Сотрудника ГАИ надо вызывать всегда. Правильно составленная им при Вашем участии схема ДТП и справка об аварии с подробным перечнем повреждений будут гарантией того, что позднее мелкие вмятины и царапины на машине другого участника ДТП неожиданно не перерастут в крупный и существенный заактированный где-то на стороне ущерб, как иногда бывает по сговору заинтересованных лиц. Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись за причиненный ущерб на месте: увидев повреждение на машине, любой инспектор может обоснованно счесть именно этот автомобиль виновником какого-либо другого происшествия. Поскольку никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте нет, могут возникнуть ненужные проблемы. Добровольно компенсировать ущерб потерпевшему можно и в присутствии сотрудника ГАИ, задокументировав это официально как добровольную компенсацию на месте. Никогда не соглашайтесь с предложением другого участника ДТП не вызывать ГАИ или позвонить своим знакомым, несмотря на все клятвы возместить ущерб (как устные, так и письменные расписки, не заверенные нотариально), передачу в залог документов или техпаспорта машины: оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт автомобиля. Без оформления происшествия на месте сотрудником ГАИ потом не удастся доказать, кто виноват, а кто пострадал, и что ДТП вообще имело место. Договоренность, достигнутая между участниками происшествия о возмещении ущерба без оформления происшествия, может оказаться невыполненной из-за недобросовестности виновника. Бегство с места происшествия водителя, совершившего ДТП, может быть наказано лишением свободы, при тяжелых последствиях это уголовное преступление. Возите с собой фотоаппарат, заряженный фотопленкой и снабженный фотовспышкой. Несколько снимков положения автомобилей относительно разметки проезжей части и объектов дороги помогут отвергнуть возможные необоснованные обвинения сторон, пригодятся для хождений по инстанциям, экспертизы и т.п. Если Вы стали непосредственным свидетелем самого ДТП, то фотографии затем можно передать в ГАИ (например, фото скрывающейся с места ДТП машины или видеозапись процесса столкновения машин и т.п.). Это удается достаточно редко и часто бывает случайным, но такие материалы неоценимы для следствия. Привлекайте свидетелей — все пассажиры пострадавшей или виновной машины, если они видели обстоятельства происшествия, по закону являются свидетелями. Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их к документации, рассматриваемой при разборе в ГАИ, расследовании и в судебном процессе. На месте происшествия может не быть свидетелей. Но могут откликнуться на объявления, помещенные в газетах или расклеенные на месте аварии, проезжавшие мимо в момент аварии водители и их пассажиры, прохожие-пешеходы, жильцы соседних домов и т.п. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии относится к сознательным и злостным нарушениям правил движения, их тяжкие последствия квалифицируются как преступление. Водитель, передавший управление лицу, находившемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лишенному водительских прав, или не имеющему их, или не имеющему права управления данным видом транспорта, также несет за последствия происшествия уголовную ответственность наряду с лицом, фактически управлявшим транспортным средством. За неоказание помощи пострадавшему в происшествии водитель несет уголовную ответственность и в том случае, если виновник не он, но жизнь и здоровье потерпевшего находились под угрозой. Водитель и владелец транспортного средства обязаны возместить причиненный этим средством повышенной опасности ущерб, если не будет доказано, что он возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности второй или третьей стороны. Действия водителей после ДТП, если Вы участник аварии и ДТП: * немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГАИ, обозначить аварийную обстановку возможными средствами; * принять меры к экстренному оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи, оставление в опасности — это уголовное преступление; * сообщить о случившемся в отделение ГАИ или в милицию; * принять меры к сохранению следов ДТП; * записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев (это обязательно), составить с их участием схему происшествия, указав места нахождения свидетелей, и всем подписать схему (если получится, так как основную схему для протокола все равно будет составлять работник ГАИ), поставить время, сфотографировать место ДТП с разных сторон или снять на видео (по возможности), и НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ И НЕ ПЕРЕМЕЩАТЬ до приезда работинков ГАИ без крайней необходимости (за исключением мер по спасению потерпевших и обеспечению неотложной безопасности). Вы окажете этим неоценимую помощь следствию. Если есть пострадавшие Если пострадавший в сознании и его состояние не внушает опасения за его жизнь, следует вызвать «Скорую помощь» и ГАИ по мобильному телефону или через радиосвязь. Вызвав «Скорую помощь» и ГАИ, следует заняться фиксацией обстановки ДТП и поиском свидетелей, расставить по границе места происшествия хорошо заметные предметы для указания направления объезда. Если ДТП привело к гибели человека, действия такие же, как и в случае, когда жизнь пострадавшего беспокойства не вызывает. Если состояние пострадавшего тяжелое и требуется срочная медицинская помощь, нужно сразу убрать пострадавшего с проезжей части или извлечь из машины, если есть уверенность, что его состояние не ухудшится в результате этих действий и оказания первой помощи. Например, у пострадавшего в машине может быть перелом ребер, обломки которых при извлечении его из автомобиля могут вонзиться в легкие, что может привести к смерти. Если долго нет ни «Скорой», ни ГАИ, а пострадавший находится в тяжелом состоянии, следует самостоятельно как можно скорее доставить пострадавшего в лечебное учреждение, используя попутный транспорт (это предпочтительнее для сохранения в неприкосновенности места ДТП) или свой автомобиль. Если до приезда в больницу не вызвана ГАИ, нужно обязательно сделать это из больницы. Желательно, чтобы кто-то остался на месте ДТП. Если водитель является участником ДТП (и даже потенциальным его виновником), его действия по доставке пострадавшего в больницу не должны быть истрактованы как попытка скрыться с места ДТП. Поэтому, проезжая с пострадавшим мимо телефона, машины ДПС или сотрудника ГАИ, отделения милиции, необходимо обязательно сообщить о ДТП и о доставке пострадавшего в больницу, чтобы не давать повода считать водителя скрывшимся с места происшествия. Доставив пострадавшего в больницу на автомобиле и сообщив свои данные медицинским работникам, следует обязательно вернуться на место ДТП и сообщить о своих действиях. Даже при наличии возможной вины в ДТП такие действия по спасению пострадавшего, находящегося в тяжелом или угрожающем жизни положении, повлияют на смягчение возможной вины. Если Вы увидели аварию Став свидетелем или очевидцем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказать помощь пострадавшим и передать сведения в ГАИ. Сегодня помогли Вы — завтра могут помочь и Вам. Сведения в милицию или ГАИ можно передать лично, по телефону, письмом через абонентский ящик отдела розыска или через средства интернета (в том числе анонимно). Если Вы — не участник аварии, но первый (или в числе первых), увидевших ее, обязательно остановитесь, убрав свою машину с проезжей части. Проверьте, есть ли пострадавшие в ДТП люди. Помогите тем пострадавшим, кто не может ходить или говорить, маленьким детям. Помогите тем пострадавшим, кто может перемещаться самостоятельно или чье состояние не очень тяжелое. Остановите следующую машину и поручите очередному проезжающему вызвать «Скорую помощь» и ГАИ или сообщить в милицию о ДТП, если это не удалось сделать сразу по мобильному телефону. Организуйте ограждение места происшествия, при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте, не вытекает ли бензин (вытекание бензина означает возможную угрозу пожара или взрыва). Выключите зажигание в разбитой машине. Не курите и не выбрасывайте возле места ДТП окурки. Не перемещайте пострадавших, если нет угрозы пожара, утопления или другой опасности. Перемещение может им навредить. Поищите пострадавших, возможно выброшенных из машины при аварии. Они могут быть не видны в траве или кустарнике (особенно ночью) и быть без сознания. На месте ДТП нужно без крайней необходимости НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ И НЕ НИКУДА ПЕРЕМЕЩАТЬ!! Проезжая мимо места аварии, где уже работают спасатели и милиция, не замедляйте ход и не останавливайтесь посмотреть — Вы можете вызвать или спровоцировать другую аварию. Проезжайте мимо, внимательно наблюдая за людьми на дороге. Никогда не наезжайте на пожарный шланг. Подчиняйтесь указаниям милиционера или пожарного беспрекословно. Никогда не приезжайте на место аварии, пожара или другого бедствия, чтобы просто поглазеть или сфотографировать чужую беду «на память» — такие зеваки мешают проезду милиции, пожарных, «Скорой помощи» и их эффективной работе. Останавливайтесь, только если Ваша помощь действительно необходима (или спросите об этом из окна машины).

autokadabra.ru

Как себя вести при ДТП - DRIVERU.RU / Пост

Аварийные ситуации нужно иногда представлять себе, тренируясь в принятии решений. Лобовое столкновение легкового автомобиля с другим автомобилем — самый нежелательный вид происшествия. Избегая его, лучше въехать в кустарник, забор — у них нет своей скорости, и сила удара будет меньше. Прямой боковой удар легкового автомобиля серединой о дерево или столб хуже лобового — машина огибает столб, сдавливая пассажиров. При ударе передним крылом или багажником автомобиль может закрутить, но вероятность смертельного исхода для сидящих в нем меньше. Однако лобовой удар о неподвижное препятствие иногда лучше, чем углом, если закручивание автомобиля может выбросить его на пешеходов или под колеса больших машин. На загородной дороге от лобового столкновения можно уйти, покинув дорогу, съехав на обочину или на зеленую разделительную полосу. Кювет нужно проскочить под острым углом. Даже если машина перевернется, это будет лучше столкновения. При съезде с не слишком крутой насыпи ничего особенно страшного не случится, если не откроются двери — тогда пассажиров выбросит наружу и, может быть, под машину. Но даже неоднократное переворачивание автомобиля заканчивается легче для пассажиров, чем столкновение.

Гонщики говорят, что, пока хоть одно колесо касается земли, водитель обязан управлять машиной.

Вот несколько их советов: * во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы; расслабляться нельзя до полной остановки; * до остановки нельзя покидать машину: шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем выбрасываясь из него во время неконтролируемого движения; * сохраняйте самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности; * сделайте все, чтобы уйти от встречного лобового или резкого бокового удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего в лоб на скорости автомобиля; * если невозможно избежать удара, старайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой; * при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером, — мотор уйдет вниз и в салон не попадет. * При аварии нужно оберегать, конечно, голову. Переломы рук, ног, ребер излечимы, а травма шеи или перелом шейных позвонков и некоторые удары головой фатальны.

Если ожидаете удара сзади:

приготовьтесь тормозить, чтобы не врезаться в другой автомобиль впереди.

Если ожидаете удара сбоку:

уцепитесь крепче за руль — уменьшите отбрасывание внутри автомобиля.

Если ожидаете удара спереди:

* при застегнутом ремне — руками защити голову от удара о панель, руль или потолок; * при не застегнутом ремне — падайте вбок на сиденье, чтобы не удариться грудью и головой о руль и ветровое стекло.

Когда удар неизбежен, самое главное — препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между руками и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом ребенок — крепко прижать, накрыть его собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира — переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения находиться там без специального устройства запрещают.

Если автомобиль упал в воду, он некоторое время держится на плаву. Однако двери открывать не следует — вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. При погружении с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Можно оценить обстановку, глубоко подышать, насыщая кровь кислородом, избавиться от лишней одежды, захватить документы и представить себе путь вверх. Предстоит выбираться через дверь или окно, держась руками за крышу машины, а затем резко плыть вверх. Если двери заклинило и стекла не опускаются, надо разбить лобовое окно (заранее поищи, чем это сделать). Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, будет мешать поток, идущий в салон, и напрасно потратишь силы. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. С момента прекращения дыхания в твоем распоряжении не меньше 30-40 с. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность.

Автомобиль загорается при аварии, если поврежден бензобак или топливный трубопровод. Большинство пожаров начинается из-за нарушения правил пожарной безопасности, халатного отношения к системе электрооборудования и питания машины, из-за пролитого бензина.

Сразу после аварии нужно выключить зажигание во избежание пожара и поскорее выбраться из автомобиля. Если видимость плохая, могут врезаться другие машины; если разлит бензин, он может загореться. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них скорее всего бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна.

Синтетические материалы вспыхивают поздно, но тушить их сложно. Человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут.

Своевременные действия и хороший огнетушитель могут спасти машину и не только. Существуют огнетушители, устанавливаемые под капотом и автоматически срабатывающие в случае возникновения огня. Но кроме них, нужно иметь огнетушитель в салоне, а лучше два — газовый и порошковый. Тушите огонь, направив струю огнетушителя на непосредственно очаг горения или постепенно сдвигая пламя. Никогда не направляйте струю только на огонь, не покрывая самого очага. Несколько огнетушителей, конечно, надежнее, поэтому просите водителей других машин помочь своими. Применяйте и обычные средства: песок, плотную ткань, снег, воду, если они есть. Для тушения загоревшейся электропроводки хорошо применять хладоновые огнетушители.

Очень важны интенсивность и скорость тушения — одного огнетушителя хватает всего примерно на 15 с. Важно быстро установить причину пожара, локализовать его источник и «задавить» его, пока в огнетушителях еще есть газ или порошок. Тогда остальное можно потушить подручными средствами или накрыв предметами одежды. Не забывайте и о безопасности людей — одежда может быть пропитана бензином.

Автомобиль сгорает за 20 мин. Искра от замыкания в электросети под капотом и пары бензина из-за неплотного крепления шлангов — и пожар неизбежен. Тщательно следите за исправностью электрооборудования и отсутствием течи топлива.

Готовьте защиту на месте ДТП, участником которого Вы стали

Виновность (или невиновность), очевидная в первые моменты после происшествия, после изучения всех аспектов может оказаться неизбежным следствием обстоятельств, действий потерпевших или недостатков дороги, а значит, невиновностью или частичной виновностью.

Сбив человека, водитель находится в шоке и неправильно оценивает скорость машины перед наездом, расстояние, на котором появился пешеход и т.д., напрасно не придавая этим мелочам значения, и иногда может наговорить много лишнего, ненужного и неверного.

На месте происшествия не давайте никаких самостоятельных письменных обязательств второй стороне — находясь в стрессовом состоянии, трудно правильно оценить свои действия перед происшествием и детально вспомнить сложившуюся ситуацию.

Готовьте основания для своей защиты сразу на месте происшествия, а затем обратитесь к независимым компетентным специалистам. Квалифицированный анализ может показать, кто виноват, кто невиновен, или вина обоюдна и т.д.

Сотрудника ГАИ надо вызывать всегда. Правильно составленная им при Вашем участии схема ДТП и справка об аварии с подробным перечнем повреждений будут гарантией того, что позднее мелкие вмятины и царапины на машине другого участника ДТП неожиданно не перерастут в крупный и существенный заактированный где-то на стороне ущерб, как иногда бывает по сговору заинтересованных лиц.

Нежелательно обходиться без оформления происшествия, расплатившись за причиненный ущерб на месте: увидев повреждение на машине, любой инспектор может обоснованно счесть именно этот автомобиль виновником какого-либо другого происшествия. Поскольку никаких документов о получении повреждения в другое время и в другом месте нет, могут возникнуть ненужные проблемы.

Добровольно компенсировать ущерб потерпевшему можно и в присутствии сотрудника ГАИ, задокументировав это официально как добровольную компенсацию на месте.

Никогда не соглашайтесь с предложением другого участника ДТП не вызывать ГАИ или позвонить своим знакомым, несмотря на все клятвы возместить ущерб (как устные, так и письменные расписки, не заверенные нотариально), передачу в залог документов или техпаспорта машины: оставить на память и получить новые документы дешевле, чем оплачивать ремонт автомобиля.

Без оформления происшествия на месте сотрудником ГАИ потом не удастся доказать, кто виноват, а кто пострадал, и что ДТП вообще имело место.

Договоренность, достигнутая между участниками происшествия о возмещении ущерба без оформления происшествия, может оказаться невыполненной из-за недобросовестности виновника.

Бегство с места происшествия водителя, совершившего ДТП, может быть наказано лишением свободы, при тяжелых последствиях это уголовное преступление.

Возите с собой фотоаппарат, заряженный фотопленкой и снабженный фотовспышкой. Несколько снимков положения автомобилей относительно разметки проезжей части и объектов дороги помогут отвергнуть возможные необоснованные обвинения сторон, пригодятся для хождений по инстанциям, экспертизы и т.п. Если Вы стали непосредственным свидетелем самого ДТП, то фотографии затем можно передать в ГАИ (например, фото скрывающейся с места ДТП машины или видеозапись процесса столкновения машин и т.п.). Это удается достаточно редко и часто бывает случайным, но такие материалы неоценимы для следствия.

Привлекайте свидетелей — все пассажиры пострадавшей или виновной машины, если они видели обстоятельства происшествия, по закону являются свидетелями. Свидетели вправе написать свои объяснения по поводу случившегося, а участник аварии вправе потребовать приобщить их к документации, рассматриваемой при разборе в ГАИ, расследовании и в судебном процессе. На месте происшествия может не быть свидетелей. Но могут откликнуться на объявления, помещенные в газетах или расклеенные на месте аварии, проезжавшие мимо в момент аварии водители и их пассажиры, прохожие-пешеходы, жильцы соседних домов и т.п.

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии относится к сознательным и злостным нарушениям правил движения, их тяжкие последствия квалифицируются как преступление. Водитель, передавший управление лицу, находившемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лишенному водительских прав, или не имеющему их, или не имеющему права управления данным видом транспорта, также несет за последствия происшествия уголовную ответственность наряду с лицом, фактически управлявшим транспортным средством.

За неоказание помощи пострадавшему в происшествии водитель несет уголовную ответственность и в том случае, если виновник не он, но жизнь и здоровье потерпевшего находились под угрозой.

Водитель и владелец транспортного средства обязаны возместить причиненный этим средством повышенной опасности ущерб, если не будет доказано, что он возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности второй или третьей стороны.

Действия водителей после ДТП, если Вы участник аварии и ДТП:

* немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГАИ, обозначить аварийную обстановку возможными средствами; * принять меры к экстренному оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи, оставление в опасности — это уголовное преступление; * сообщить о случившемся в отделение ГАИ или в милицию; * принять меры к сохранению следов ДТП; * записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев (это обязательно), составить с их участием схему происшествия, указав места нахождения свидетелей, и всем подписать схему (если получится, так как основную схему для протокола все равно будет составлять работник ГАИ), поставить время, сфотографировать место ДТП с разных сторон или снять на видео (по возможности), и НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ И НЕ ПЕРЕМЕЩАТЬ до приезда работинков ГАИ без крайней необходимости (за исключением мер по спасению потерпевших и обеспечению неотложной безопасности). Вы окажете этим неоценимую помощь следствию.

Если есть пострадавшие

Если пострадавший в сознании и его состояние не внушает опасения за его жизнь, следует вызвать «Скорую помощь» и ГАИ по мобильному телефону или через радиосвязь. Вызвав «Скорую помощь» и ГАИ, следует заняться фиксацией обстановки ДТП и поиском свидетелей, расставить по границе места происшествия хорошо заметные предметы для указания направления объезда. Если ДТП привело к гибели человека, действия такие же, как и в случае, когда жизнь пострадавшего беспокойства не вызывает.

Если состояние пострадавшего тяжелое и требуется срочная медицинская помощь, нужно сразу убрать пострадавшего с проезжей части или извлечь из машины, если есть уверенность, что его состояние не ухудшится в результате этих действий и оказания первой помощи. Например, у пострадавшего в машине может быть перелом ребер, обломки которых при извлечении его из автомобиля могут вонзиться в легкие, что может привести к смерти.

Если долго нет ни «Скорой», ни ГАИ, а пострадавший находится в тяжелом состоянии, следует самостоятельно как можно скорее доставить пострадавшего в лечебное учреждение, используя попутный транспорт (это предпочтительнее для сохранения в неприкосновенности места ДТП) или свой автомобиль.

Если до приезда в больницу не вызвана ГАИ, нужно обязательно сделать это из больницы. Желательно, чтобы кто-то остался на месте ДТП. Если водитель является участником ДТП (и даже потенциальным его виновником), его действия по доставке пострадавшего в больницу не должны быть истрактованы как попытка скрыться с места ДТП. Поэтому, проезжая с пострадавшим мимо телефона, машины ДПС или сотрудника ГАИ, отделения милиции, необходимо обязательно сообщить о ДТП и о доставке пострадавшего в больницу, чтобы не давать повода считать водителя скрывшимся с места происшествия. Доставив пострадавшего в больницу на автомобиле и сообщив свои данные медицинским работникам, следует обязательно вернуться на место ДТП и сообщить о своих действиях. Даже при наличии возможной вины в ДТП такие действия по спасению пострадавшего, находящегося в тяжелом или угрожающем жизни положении, повлияют на смягчение возможной вины.

Если Вы увидели аварию

Став свидетелем или очевидцем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказать помощь пострадавшим и передать сведения в ГАИ. Сегодня помогли Вы — завтра могут помочь и Вам. Сведения в милицию или ГАИ можно передать лично, по телефону, письмом через абонентский ящик отдела розыска или через средства интернета (в том числе анонимно).

Если Вы — не участник аварии, но первый (или в числе первых), увидевших ее, обязательно остановитесь, убрав свою машину с проезжей части.

Проверьте, есть ли пострадавшие в ДТП люди. Помогите тем пострадавшим, кто не может ходить или говорить, маленьким детям. Помогите тем пострадавшим, кто может перемещаться самостоятельно или чье состояние не очень тяжелое.

Остановите следующую машину и поручите очередному проезжающему вызвать «Скорую помощь» и ГАИ или сообщить в милицию о ДТП, если это не удалось сделать сразу по мобильному телефону.

Организуйте ограждение места происшествия, при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте, не вытекает ли бензин (вытекание бензина означает возможную угрозу пожара или взрыва). Выключите зажигание в разбитой машине. Не курите и не выбрасывайте возле места ДТП окурки.

Не перемещайте пострадавших, если нет угрозы пожара, утопления или другой опасности. Перемещение может им навредить. Поищите пострадавших, возможно выброшенных из машины при аварии. Они могут быть не видны в траве или кустарнике (особенно ночью) и быть без сознания. На месте ДТП нужно без крайней необходимости НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ И НЕ НИКУДА ПЕРЕМЕЩАТЬ!!

Проезжая мимо места аварии, где уже работают спасатели и милиция, не замедляйте ход и не останавливайтесь посмотреть — Вы можете вызвать или спровоцировать другую аварию. Проезжайте мимо, внимательно наблюдая за людьми на дороге. Никогда не наезжайте на пожарный шланг. Подчиняйтесь указаниям милиционера или пожарного беспрекословно. Никогда не приезжайте на место аварии, пожара или другого бедствия, чтобы просто поглазеть или сфотографировать чужую беду «на память» — такие зеваки мешают проезду милиции, пожарных, «Скорой помощи» и их эффективной работе. Останавливайтесь, только если Ваша помощь действительно необходима (или спросите об этом из окна машины).

driveru.ru

Как вести себя при ДТП? - Автомобильный журнал АВТОГИД 174

Как вести себя при ДТП?

Машины прочно вошли в нашу жизнь. Это удобство, удовольствие от скорости, престиж — каждый находит что-то свое в железном друге. Но у этой медали есть и обратная сторона. Ежедневно по всему миру происходят тысячи аварий. Порой избежать этого не удается.

Если такое случилось — главное не паниковать. И знать, что нужно делать в случае ДТП.

Как забыть о ДТП через неделю

Сначала о несложных ДТП, которые рассматриваются в административном порядке. Итак, авария произошла, избежать ее не удалось. В ваших силах сделать так, чтобы все прошло гладко и через пару недель вы забыли о случившемся. Страховая компания может выплатить за пострадавшую машину всего 120 тысяч. Естественно, порой ремонт стоит намного больше. Плохо, если вы врезались в дорогую, новую машину. Потому что все, что больше 120 тысяч, будет возмещать виновник ДТП. Если вы не относитесь к последнему, то это, конечно, хорошо. Однако вашу невиновность нужно будет еще доказать.

— Часто бывают такие ситуации, когда человек является потерпевшим, но в итоге его выставляют виновником ДТП, — говорит адвокат Александр Сапожников, который занимается дорожно-транспортными происшествиями двадцать лет. — Помимо доказательства невиновности, у человека есть и другая проблема — сделать так, чтобы страховая компания объективно оценила причиненный вашей машине урон. Из всей этой неприятной ситуации можно выйти без лишних сложностей, если знать, как правильно себя вести при ДТП.

Борьба за следы

Итак, как же правильно себя вести при дорожно-транспортном происшествии? При столкновении нужно немедленно остановиться; ни на какую обочину отъезжать не нужно.— Первое, что необходимо сделать, — это постараться сохранить все следы ДТП. Нужно поставить знак аварийной остановки не перед машиной, а перед началом следа. Чтобы сохранить все элементы ДТП, одного знака может не хватить. Тогда ограждайте свою территорию огнетушителем, аптечкой, пакетом, ведром и т. д. Всем, что найдется в машине, — советует Александр Сапожников. — Потому что если не принять эти меры, то проезжающие мимо машины сотрут все следы, разметут все осколки. Порой сотрудников ГИБДД приходится ждать долго, даже несколько часов. За это время от осколков и следов ничего не останется.

Потом водитель должен успокоиться и вызвать сотрудников ГИБДД. Время ожидания можно провести с пользой — переписать всех очевидцев (ФИО, адрес, телефон). Эти сведения нужно предоставить сотрудникам ГИБДД. И обязательно сделать копию для себя — чтобы этот документ точно не потерялся. Свидетелями ДТП могут быть не только те, кто проходил мимо, но и люди, которые находились в вашей машине. Друзья и родственники, пришедшие позже, тоже могут помочь — если нужно подтверждение, что сотрудник ГИБДД не хочет указывать все необходимые, на ваш взгляд, элементы ДТП. Если у вас есть компетентные в этом деле знакомые, то не лишним будет позвать их на помощь. Можно позвонить юристу, а еще лучше — адвокату. Если этого не сделаете вы, то это может сделать другой участник ДТП...

ДТП нужно фотографировать

Итак, сотрудники ГИБДД прибыли на место. Вы не должны стоять от них в стороне — нужно следить за каждым замером, за каждой их записью. Лучше, чтобы в протокол было занесено как можно больше элементов ДТП. К таковым относятся осколки, следы, расположение дорожных знаков, видимость, уклон дороги, состояние дорожного покрытия и т. д. Важно указать наличие дефектов проезжей части — ямы, открытые колодцы. Также обратите внимание, записано ли в протокол наличие осадков: дождь, туман, снег, гололед.

Нужно настаивать, чтобы все было зафиксировано. Часто к юристам приходят водители, которые говорят: «Шел дождь, дорога была мокрой, поэтому машину и повело в сторону. Но гаишники в протоколе ничего этого не указали». А в графе «Со схемой согласен» (эти слова написаны очень мелко, и порой на них не обращают внимания) уже стоит подпись... Вне зависимости, виновник вы или потерпевший, — чем полнее записана дорожная обстановка, тем лучше. Это может пригодиться в дальнейших разбирательствах.

Еще не лишним может оказаться фотография аварии (если нет фотоаппарата, то на сотовый телефон). В одном протоколе описывают дорожную обстановку, в другом — состояние транспорта. Здесь тоже важно указать как можно больше. Нужно настаивать на проверке машин — состояния рулевой, тормозной системы, наличие зеркал, изношенность дворников, исправность омывателя. Будьте предельно дотошными и обращайте внимание на все эти моменты. Если ДТП произошло в ночное время, то нужно настоять на осмотре осветительных приборов: регулировка фар, загрязненность световых приборов.

— Помню, был такой случай: легковой автомобиль врезался ночью во впереди идущий грузовик. И вина была не на стороне легковушки — у грузовика хоть и имелись задние фары, но они были настолько замазаны цементом, что функции своей уже не выполняли, — вспоминает Александр Сапожников.

Без вины виноватые

Рассмотрим одну из классических схем ДТП. Водитель едет по главной дороге. И тут со второстепенной выезжает машина... Хотя ей нужно было пропустить транспорт, находящийся на приоритетной дороге! Первый водитель резко тормозит. Но его выносит на встречную полосу, и он сталкивается с тем, кто не посчитал нужным соблюдать правила дорожного движения. Кто виноват? «Конечно же, тот, который ехал по второстепенной», — скажете вы. Это правильно. Но не все так просто. То, что вы невиновны, нужно еще доказать.

Например, участники аварии не потрудились сохранить все элементы ДТП. Через час приезжает ГИБДД. Они обнаружили только те следы от колес, которые начинаются со встречной полосы. Другие уже «смели» проезжающие мимо машины. И человеку, который ехал правильно, задают вопрос: «А почему вы ехали по встречной полосе?» И доказать обратное будет уже сложно. А выезд на встречку — серьезное нарушение. За него можно лишиться прав. А еще якобы виновник ДТП будет возмещать материальный ущерб водителю, не уступившему дорогу... Но даже если нужных следов не осталось — не все потеряно.

Отстаивайте свою правоту. ГИБДД не соглашается с вашей версией произошедшего — не подписывайте схему. Если инспектор продолжает сопротивляться — внесите в нее замечание, что следы машины зафиксированы не все. В этом спорном случае желательно найти свидетелей ДТП. Если таковых нет, то просто прохожих, которые подтвердят, что есть следы не только на встречной полосе. А их сотрудники ГИБДД не указали.

Если доказать наличие следов на той полосе, на которой изначально ехал водитель, то половина дела уже сделана. Но тогда вам зададут другой вопрос: «А из-за чего ты выехал?» Здесь уже можно рассуждать до бесконечности — это плохое дорожное покрытие, дождь, состояние тормозной системы... Эти факторы не зависят от водителя. Любая экспертиза докажет, что столкновение произошло не по вашей вине. Отклонение автомашины при экстренном торможении допустимо.

И еще пара важных нюансов

Бывает, что из-за возникнувшей на дороге пробки сотрудник ГИБДД что-то черкнет в своем блокноте, даст вам чистый лист протокола и скажет: «Распишитесь, пожалуйста. Я потом все сам допишу». Ни в коем случае не соглашайтесь. Или предлагает сначала убрать машины, а потом заполнять протокол. Так тоже быть не должно. Иногда инспекторы в протоколе пишут фразу «полная деформация кузова».

Водители сначала радуются — думают, что им заменят весь кузов на новый. На самом деле эта фраза ничего не значит. Страховщик смотрит в такой протокол и говорит: «Никаких перекосов нет. Мы вам должны столько-то». И предлагает вам ничтожно малую сумму. Мораль этой басни в том, что нужно настаивать, чтобы все повреждения были записаны: в какой части деформация, где перекос, куда он направлен. В дальнейшем будет легче доказать, что страховщик занизил сумму выплаты. При ДТП нужно обязательно настаивать на медицинском освидетельствовании. Причем только в специальном медицинском учреждении.

— Если у водителя, с которым вы столкнулись, имеются признаки алкогольного опьянения — то тем более нужно медицинское освидетельствование. В протоколе сотрудник ГИБДД может написать: «Запах алкоголя изо рта». А потом, на суде, виновник ДТП скажет: «У меня заболело сердце, и я принял несколько капель корвалола. Поэтому и запах алкоголя появился», — рассказывает о нечестных водителях Александр Сапожников.Завершающий этап ДТП — написание объяснения, как все произошло. Еще в этом документе нужно не забыть перечислить свидетелей. Как правило, «сочиняя» объяснительную, водители ограничиваются несколькими фразами. Однако здесь тоже нужно рассказать обо всем. И задумываться над каждой фразой. Возьмем опять случай с главной и второстепенной дорогой.

Пострадавший водитель может написать в объяснительной: «Увидел машину, повернул влево». А по правилам в этой ситуации можно только тормозить, маневры запрещены. Потом такой незнающий водитель говорит: «Конечно, руль я не поворачивал, только тормозил, а машину саму понесло влево». То есть это разные вещи: «машина выехала налево» и «я повернул налево». А по его записи можно понять второе. В объяснительной нужно взвешивать каждое слово. В стрессовой ситуации это сделать сложно, поэтому не лишним будет квалифицированная помощь юриста.

Сразу после ДТП или только через несколько дней в подразделении ГИБДД вам выдадут копию постановления. Проследите, чтобы на этом документе было то число, в которое вам его вручили. Потому что если вы не согласны с вынесенным постановлением, то у вас есть всего десять дней на обжалование. Почти все постановления могут быть пересмотрены. Но нужно правильно составить жалобу. Порой, чтобы изменить картину в вашу сторону, без помощи адвоката не обойтись.

autogid174.ru