Что лучше — цепь или ремень ГРМ? Делаем правильный выбор! Как узнать ремень или цепь грм


Что лучше: цепь или ремень ГРМ

В конструкции различных ДВС независимо от типа (бензин или дизель) привод распределительного вала может быть как цепным, так и ременным. При этом каждый тип привода имеет определенные преимущества и недостатки, обязывая владельца учитывать различные нюансы в процессе эксплуатации.

Что касается самих автолюбителей, практическая эксплуатация  дополнительно разделила сторонников и противников того или иного решения на два противоположных лагеря. Далее мы рассмотрим особенности ремня и цепи ГРМ,  поговорим о плюсах и минусах цепных и ременных типов привода, а также постараемся ответить на вопрос, что лучше, цепь или ремень ГРМ.

Читайте в этой статье

Цепной привод газораспределительного механизма или ремень ГРМ

Цепь или ремень ГРМ что лучше

Начнем с того, что цепь устанавливается на двигатели давно, решение проверено временем и зарекомендовало себя как  достаточно надежное. Многие водители на  территории СНГ привыкли к цепи ГРМ еще со времен «классики» ВАЗ, также цепной привод установлен на огромном количестве старых иномарок.

Однако сегодня все больше и больше автомобилей нового поколения имеют ременной привод. Ремень ГРМ повсеместно ставится как на малообъемные двигатели, так и на мощные V-образные силовые агрегаты.

По этой причине многие начинающие водители часто интересуются, как узнать, стоит цепь или ремень ГРМ. Как правило, легче всего посмотреть на двигатель сверху или сбоку. Определить достаточно просто. Если снаружи ДВС имеется кожух-крышка (часто из пластика), тогда это мотор с ремнем. Цепной привод находится внутри ДВС, так как цепи нужна смазка.

Итак, вернемся к сравнению. Если  противопоставить два типа привода, на первый взгляд может показаться, что цепь однозначно надежнее и долговечнее по сравнению с ремнем. Минусом цепи можно считать разве что повышенный уровень шума таких моторов, что легко компенсируется улучшенной шумоизоляцией моторного отсека.

В то же самое время более тихий и легкий ремень ГРМ является «расходником» с достаточно ограниченным сроком службы, за его состоянием нужно постоянно следить и обязательно менять через строго определенный промежуток времени. В противном случае может произойти обрыв ремня, что приводит к дорогостоящему ремонту ДВС. Однако на практике не все так очевидно. Давайте разбираться.

Цепь ГРМ: минусы

Недостатки цепи ГРМ

В самом начале отметим, что описанное выше общепринятое сравнение двух типов приводов является актуальным только применительно к достаточно старым моторам, на которые ставились надежные трех или двухрядные цепи с большим сроком службы. Главным плюсом можно считать факт, что такую цепь нужно редко обслуживать и нельзя сразу оборвать.

Как правило, цепи на  ДВС старого поколения служат минимум 250-300 тыс. км. и более, затем происходит постепенное растяжение цепи и появляется характерный шум. Однако цепь не проскакивает на шестернях, фазы газораспределения не сбиваются, двигатель продолжает работать ровно на разных оборотах.

При этом ситуация заметно изменилась после того, как производители автомобилей  сконцентрировались на производстве более компактных ДВС. Главной задачей стало снижение веса и размеров силового агрегата, что позволило уменьшить длину моторного отсека и увеличить внутрисалонное пространство.

В результате двигатели стали меньше и легче, поперечное расположение мотора стало встречаться намного чаще продольного,  так как была отмечена популяризация переднего привода. Вполне очевидно, что на этом фоне размеры цепи ГРМ также уменьшились, вместо широких трех и двухрядных решений стали устанавливаться однорядные узкие цепи.

Добавим, что уменьшение ширины  было необходимо не только для облегчения цепи. Дело в том, что конструктивно цепь находится под крышкой и смазывается моторным маслом из масляной ванны. Если не сильно вдаваться подробности, общая длина ГБЦ и БЦ будет зависеть от ширины цепи. Естественно, именно цепь сделали уже и облегчили.

При этом облегченные цепи стали обрываться намного чаще, их ресурс заметно сократился по сравнению с предшественниками. Например, двухрядная цепь имела более распределенную нагрузку и сохраняла работоспособность даже после того, как произошел обрыв одного ряда.

С такой конструкцией меньшему износу были подвержены и зубья самих звездочек, что позволяло добиться очень большого срока службы всего механизма. На практике цепь могла шуметь, но выхаживала столько, сколько и сам двигатель до наступления  момента капитального ремонта. Что касается однорядных облегченных решений, указанные цепи шумят меньше, при этом не всегда можно услышать, что цепь растянута/изношена и скоро произойдет обрыв. Срок службы таких цепей редко превышает отметку в 150 тыс. км., зачастую замена цепи ГРМ необходима уже к 100 тыс. км.

Получается, элемент можно считать тем же самым «расходником», что и ремень ГРМ (особенно в случае с усиленными ремнями, которые имеют увеличенный срок службы). С учетом ряда особенностей становится очевидно, что современный цепной привод конструктивно более сложный и шумный, диагностика, обслуживание и замена цепи обходится намного дороже ремня (в среднем, в 2 или 3 раза).

Также следует учитывать, что на некоторых большеобъемных V-образных ДВС замена такого привода предполагает значительный список работ и определенные трудности. Может понадобиться демонтировать двигатель, затем снять с него ГБЦ. С учетом небольшого срока службы самой цепи обслуживание оказывается очень дорогим.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве цепного привода ГРМУстройство конструкция цепного привода ГРМ. Из этой статьи вы узнаете о реализации и конструктивных особенностях подобного решения.

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что в цепном приводе использован гидронатяжитель. Элемент очень чувствителен к давлению масла в системе смазки. Если давление масла «скачет», цепь также может перескочить на шестернях во время запуска мотора и т.д.

Также встречается ситуация, когда натяжитель не справился со своей задачей в том случае, если двигатель прокрутился в обратную сторону. В качестве примера можно упомянуть банальный откат автомобиля назад, который до этого стоял на включенной передаче.

Плюсы цепного привода

Преимущества цепи ГРМ

Если учитывать все вышесказанное, тогда может показаться, что современные цепные моторы полностью проигрывают агрегатам с ремнем. Отметим, что и это не совсем верно.

Прежде всего, цепь фактически является деталью двигателя, то есть расположена внутри. Другими словами, элемент надежно защищен от грязи, пыли и воды, не страдает от температурных перепадов и не боится попадания технических жидкостей.  При этом перечисленные выше факторы заметно влияют на ресурс ремня и могут быстро вывести из строя ременной привод.

Еще одним неоспоримым преимуществом цепи является возможность точно выставить фазы газораспределения. Дело в том, что цепь долгое время не подвержена растяжению, на нее не воздействуют растущие нагрузки на мотор. Следовательно, во время езды на повышенных и максимальных оборотах сохраняется точная установка распредвалов, двигатель не теряет мощность.

Также стоит упомянуть, что исправная цепь боле устойчива к разным нагрузкам. Это значит, что привод не перескакивает на зубьях шестерен (при условии нормальной работы натяжителя), то есть фазы газораспределения не сбиваются. Еще использование цепи в системах изменения фаз газораспределения позволяет использовать упрощенную и более надежную конструкцию фазовращателей на распределительных валах.

Преимущества ремня ГРМ

Плюсы ремня ГРМ

Одним из главных плюсов ремня ГРМ является его простота, а также возможность эффективно гасить вибрации. Такая способность снижать нагрузки от вибраций и колебания увеличивает ресурс постелей распределительных валов.

Также ремень снижает общий уровень шум от работы ДВС, при необходимости его состояние можно относительно легко проверить, заменить или подтянуть, при этом фазы ГРМ остаются на месте. Для диагностики нет необходимости разбирать ДВС, ремень доступен по цене, так что его можно менять в любой момент.

Современные ремни хорошо работают в условиях перепадов температур, имеют увеличенный ресурс, который не зависит от качества моторного масла и давления в системе смазки. Моторы с ремнем можно делать максимально компактными, устанавливая их под капоты микролитражек.

Недостатки ременного привода

Минусы ремня ГРМ

Что касается минусов, главным из них является незащищенность ремня от воздействия внешних факторов. Попадание грязи, моторного масла, перепады температур и другие нюансы значительно сокращают срок службы элемента. Также следует учитывать, что ремень является резинотехническим изделием, а резина склонна стареть. По этой причине ремень меняют не только по пробегу, но и по времени.

Еще одной особенностью ремня является то, что он может проскальзывать в случае превышения расчетной нагрузки. Совмещение механизма изменения фаз газораспределения с ременным приводом повышает риск попадания масла из фазовращателей на ремень. Сами фазовращатели должны быть герметичными.Также многие водители хорошо знают, что обрыв ремня ГРМ приводит к тому, что на двигателе гнет клапана. Хотя производители пытались в свое время нивелировать этот недостаток, решить проблему так и не удалось.

Для того чтобы избежать последствий обрыва,  на некоторых моторах в днищах поршней выполнялись особые проточки. Такие проточки были нужны для того, чтобы в случае обрыва ремня поршень не ударял по клапанам. При этом от такой «страховки» позже отказались. Дело в том, что  наличие проточек сильно снижало качество сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, мощность ДВС падала. По этой причине инженеры были вынуждены отказаться от этой идеи, тем самым снизив и общую надежность конструкции.

Что в итоге

Как видно, для многих ведущих автопроизводителей выбор и переход исключительного на один или другой тип привода также является не простой задачей. Примечательно, что на разных моделях одного бренда могут быть установлены как моторы с цепью, так и с ремнем ГРМ.

  • Например, компания BMW, которая долгие годы использовала в конструкции ДВС только цепь, параллельно выпустила ряд моторов с ременным приводом (хорошо известный силовой агрегат M40).

Двигатели оказались вполне надежными, ремни полностью отрабатывали свой ресурс, никаких проблем с приводом и самим механизмом газораспределения в процессе эксплуатации выявлено не было. При этом версии моторов BMW с цепью бывали как удачными (цепь выхаживала без замены до самого капремонта агрегата), так и не особенно надежными, когда цепь требовала дорогостоящей замены уже спустя 80-90 тыс. км. С учетом данной информации не удается ответить на вопрос, что надежнее, цепь или ремень.

  • Концерн VAG (Volkswagen) на некоторых моделях начального сегмента устанавливает ремни, машины среднего класса оборудуются цепью, однако на мощные и объемные агрегаты производитель также ставит ременной привод. Получается, нельзя также сказать, что ремни можно встретить только на бюджетных версиях автомобилей, тогда как цепь идет на более престижные и дорогие модели.

Схожая ситуация прослеживается и у других автопроизводителей (отечественный автопром, марки из США и Японии). Все это говорит нам о том, что многое зависит не от самого типа привода, а от того, как он выполнен касательно технической части. Также не следует забывать и об особенностях эксплуатации того или иного ТС.

Напоследок отметим, что расширенный анализ преимуществ и недостатков цепного и ременного привода на современных моторах позволяет сделать несколько основных выводов:

  • Цепь имеет ряд плюсов только применительно к стабильности работы ДВС. Если точнее, с таким приводом удается более точно настроить фазы газораспределения.
  • Что касается ресурса, обслуживания, а также стоимости замены цепи и ремня, затраты на цепной привод в итоге окажутся намного больше (начиная от повышенных требований к качеству масла и заканчивая заменой самой цепи, натяжителя, успокоителя и т.д.).
  • Надежность современных ремней ГРМ при их невысокой стоимости выглядит намного более привлекательным вариантом как в плане замены, так и простоты обслуживания.
  • На практике своевременная замена ремня и роликов на качественные оригинальные изделия или проверенные аналоги позволяет говорить о достаточной надежности элемента.
  • Также не следует верить в огромный ресурс цепи, так как на современных авто зачастую стоит облегченная узкая цепь с небольшим ресурсом. В этом случае нужен постоянный контроль шумов, желательна периодическая проверка натяжителя и успокоителей цепи, а также замена цепного привода по регламенту.

Если учесть высокую стоимость замены, становится понятно, что многие меняют цепь не по пробегу, а только тогда, когда проявляются признаки ее растяжения и другие неисправности. В этом случае будет неправильно говорить о каком-либо преимуществе в плане надежности, так как изношенная цепь может перескочить или ее оборвет в любой момент.

В случае с ремнем, затраты на его покупку и установку относительно небольшие, что позволяет каждому автолюбителю даже с ограниченным бюджетом обслуживать свой автомобиль по регламенту.

Читайте также

krutimotor.ru

Ремнем за цепь: какой тип привода ГРМ надежнее и дешевле в обслуживании

08:0007.12.2017

(обновлено: 08:19 07.12.2017)

355349021

МОСКВА, 7 дек — РИА Новости, Сергей Белоусов. Привод газораспределительного механизма (ГРМ) до сих пор остается камнем преткновения для конструкторов и предметом жарких споров среди автовладельцев. У современных моторов самых популярных в России иномарок — Kia Rio и Hyundai Solaris — установлен цепной привод ГРМ, чему обладатели этих машин несказанно рады. В то же время концерн Volkswagen AG решил отказаться от проблемной железки в пользу ремня при создании последней версии 1,4-литрового турбированного двигателя EA211/CZCA, который сейчас устанавливается на востребованные в нашей стране седаны VW Polo, лифтбэки Skoda Rapid и Octavia, а также некоторые модели Audi. Цепь надежнее — утверждают одни, но ремень легче и в современных агрегатах служит чуть ли не дольше — парируют другие. РИА Новости вместе с экспертами выяснило, в чем преимущества и недостатки каждого типа привода ГРМ.

Скованные цепью

Покупка автомобиля"Черная госпятница". Какие скидки получат покупатели машин в новом годуСреди автомобилистов распространено мнение, что цепь ГРМ более проверенная: она никогда не рвется и рассчитана на долгий срок эксплуатации. Однако не все так однозначно. По мнению Павла Кузнецова, шеф-тренера "Рольф Юг", цепной привод рассчитан на весь срок службы двигателя, но его реальный ресурс напрямую зависит от манеры езды. Дело в том, что цепь имеет свойство растягиваться, и за ее состоянием нужно следить не меньше, чем за состоянием ремня. Например, у любителей чип-тюнинга и приверженцев агрессивного стиля вождения и быстрых скоростей этот узел служит всего 60-80 тысяч километров. Рядовому же владельцу его хватит и на 200 тысяч километров беззаботной езды.

"Срок службы цепи ГРМ зависит не только от условий эксплуатации автомобиля, но и от его массы, — добавляет Дмитрий Парбуков, шеф-тренер "Ауди Центр Варшавка". — Помимо резкой смены нагрузки на двигатель, ресурс такого привода сокращается из-за несвоевременной замены моторного масла".

Как утверждает Алексей Балашов, директор департамента сервиса "Авилон Hyundai", проверку цепи производитель рекомендует проводить раз в 100 тысяч километров: в этом случае можно своевременно выявить неисправность натяжителей и звездочек газораспределительного механизма.

Девушка стоит возле капота автомобиля"Наддувательство": опасен ли турбированный мотор современного автомобиля

Все знают, что вечных автомобилей, как и вечных двигателей, не бывает. Как распознать скорую кончину цепного привода ГРМ и что будет, если пренебречь этими сигналами? Дмитрий Парбуков заверяет, что вероятность разрыва оригинальной цепи крайне низка. Со временем она может вытянуться, тогда при запуске двигателя водитель услышит характерное дребезжание. В дальнейшем такими звуками будет сопровождаться вся работа мотора. В современных машинах о неисправности сообщит бортовой компьютер — значит, нужно срочно ехать в сервис.

"До определенного момента растяжение компенсирует натяжитель. После, во время холодного запуска двигателя, может произойти перескок звеньев цепи на шестерне, случится удар поршневой группы по клапанам — все это повлечет за собой дорогостоящий ремонт. В редких случаях может произойти обрыв", — рассказывает Павел Кузнецов.

Цепь в приводе ГРМ

"Высокая стоимость ремонта обусловлена сложной конструкцией цепного привода: цепь, как правило, находится в труднодоступном месте. Плюс она тяжелее и более шумная", — добавляет Алексей Балашов. Кроме этого, автомобиль с цепным приводом ГРМ и механической трансмиссией нельзя оставлять "на передаче" при парковке под уклоном: момент, передаваемый от колес через коробку, будет воздействовать на коленчатый вал, после чего растяжение цепи проявит себя быстрее. Павел Кузнецов советует в таких случаях пользоваться ручником.

Автомобильное движение на МКАД во время снегопадаЧем зима не шутит: пять зимних лайфхаков для автомобилистовПочему же производители используют цепи? Как утверждает Балашов, такой привод ГРМ отличается компактностью, способностью передавать большую мощность при одинаковых размерах. Он позволяет применить компоновочные решения, которые невозможны с ремнем: например, расположение газораспределительного механизма в задней части двигателя. С цепью можно сделать мотор более компактным, что в условиях жестких экологических ограничений позволяет получить конкурентные преимущества. По словам Кузнецова, таким приводом часто оснащают турбированные моторы, на которых после "турбоямы" следует резкий, можно сказать, ударный прирост крутящего момента.

Всем ремня?

Но как быть с машинами концерна VAG, который решил вдруг отказаться от цепи в пользу ремня на одном из своих самых популярных двигателей? "Переход с цепей ГРМ на ремни происходит благодаря появлению современных материалов, — рассказывает шеф-тренер "Рольф Юг". — Когда-то срок службы ремня ГРМ не превышал 40 тысяч километров пробега, цепной привод тогда преподносили как "узел на весь срок эксплуатации", но, как мы уже поняли, это не так. С появлением прочных материалов ремни стали служить по 150-180 тысяч километров и выдерживать резкие нагрузки. Вот производители и начали возвращаться к ременному приводу".

Ремень в приводе ГРМ

Ремни легче, им не нужно масло для работы, моторы с ними тише, к тому же автопроизводителю дешевле производить такие агрегаты, а потребителю проще их ремонтировать. В официальных инструкциях к Lada Vesta и XRAY сказано, что замена приводного ремня ГРМ на 1,6-литровых 16-клапанных агрегатах ВАЗ-21129 осуществляется раз в 180 тысяч километров. Казалось бы, что тут думать: однозначно ремень лучше. Но и это не совсем верно.

Автомобили марки AudiГори, гори ясно: почему ксеноновые фары исчезнут, а галогенные будут вечноНапример, у 1,6-литровых двигателей Renault K4M (а это популярные модели Logan, Sandero, Duster) ремень вместе с роликами надо менять раз в 60 тысяч километров. Срок службы может значительно сократиться при попадании на ремень технических жидкостей, к примеру масла от ДВС. Также нужно следить за состоянием роликов и зубчатых шкивов. Обычно предвестником обрыва является подозрительный шум со стороны двигателя.

"При ненадлежащем обслуживании ремень порвется, и произойдет это в самое неподходящее время, — объясняет директор департамента сервиса "Авилон Hyundai". — Определить остаточный ресурс ремня невозможно, поэтому его нужно обязательно поменять по пробегу или по времени".

Автомеханик возле автомобиля

Шеф-тренер "Рольф Юг" советует при эксплуатации автомобиля в городе рассчитывать сроки замены не по пробегу, а по моточасам. В условиях постоянных пробок, а также при воздействии пыли, песка и грязи ремень быстро приходит в негодность и попросту рвется. На большинстве современных двигателей при обрыве ремня происходит удар цилиндропоршневой группы по клапанам, что приводит к дорогостоящему ремонту. Кстати, на старых автомобилях производитель конструктивно исключал такой исход событий.

Автомобиль полиции на улице МосквыУступать некуда: кто на дороге главный — пешеход или водитель?Эксперты, опрошенные РИА Новости, не смогли однозначно ответить на вопрос о стоимости замены ремня и цепи ГРМ. Дмитрий Парбуков и Алексей Балашов считают, что ременной привод заменить дешевле и проще. Производитель предусматривает замену в составе технического обслуживания, потому это менее затратное удовольствие, нежели замена цепи, когда надо разбирать большую часть двигателя.

Павел Кузнецов утверждает, что стоимость замены цепи и ремня ГРМ примерно одинакова. Дело в том, что цена работ варьируется в зависимости от конфигурации сопутствующего навесного оборудования — это ролики, натяжители, а для цепи ГРМ также нужны успокоители. Как правило, ремень ГРМ вращает еще и помпу системы охлаждения — ее тоже следует заменить вместе с ремнем, что делает услугу дороже. В цепном же приводе помпа чаще всего приводится отдельным ремнем.

ria.ru

Цепь ГРМ или ремень ГРМ?

Многие покупатели автомобиля нередко сталкиваются с такими часто встречающимися в среде автомобилистов понятиями, как «цепь ГРМ» или «ремень ГРМ».

Для тех, кто уже имеет определённый опыт эксплуатации автомобиля, значение этих терминов обычно не вызывает вопросов.

Из этой статьи вы узнаете:

Однако, широкая доступность автомобиля и высокий уровень удобства его использования влекут за собой появление всё большего количества людей, которые плохо представляют себе что такое «механизм ГРМ» и какие плюсы для его эксплуатации имеют цепь или ремень.

Для того, чтобы не попадаться на удочку сервисменов, нередко предлагающих оплатить работы, которые они не выполняли, нужно иметь хотя бы общее представление о том, как работает двигатель и для чего ему нужны цепь или ремень.

Как работает механизм ГРМ

ГРМ – газо-распределительный механизм двигателя. С помощью этого механизма в двигатель попадает топливо, смешанное с воздухом и удаляются газы, которые получаются в результате сгорания (хорошо видно на подвижной картинке).

Топливо-воздушная смесь попадает в цилиндры через впускные клапаны (valves), открывающиеся в определённый момент времени. После сгорания смеси получившиеся газы удаляются через выпускные клапаны, так же открывающиеся в определённый момент времени. За открытие и закрытие клапанов в определённый момент времени отвечают специальные распределительные валы (Camshafts).

Большинство современных двигателей, устанавливаемых преимущественно на недорогие автомобили, имеют два распределительных вала, расположенных сверху и приводящих в движение клапаны. Этот тип двигателя имеет аббревиатуру DOHC - Double Over Head Camshaft.

Для обеспечения вращения этих распределительных валов в различных моделях двигателей используется специальный привод с помощью ремня или с помощью цепи (Timing belt).

За состоянием ремня (или цепи) ГРМ необходимо постоянно следить, так как от правильности работы всего механизма ГРМ зависит возможность дальнейшей эксплуатации двигателя.

При обрыве ремня (или цепи) - довольно распространённая поломка при ненадлежащем уходе за двигателем - на большинстве современных двигателей поршни «встречаются» с клапанами. После такой «встречи» двигателю потребуется капитальный ремонт, стоящий очень дорого.

Плюсы и минусы цепного механизма ГРМ

Главный и основной плюс цепи в механизме ГРМ – это её долговечность. На некоторых моделях двигателей цепь способна служить очень долго – порядка 300-500 тысяч километров не требуя от владельца никаких действий, кроме осмотра на предмет отклонений в работе.

Двигатели с цепным приводом ГРМ очень ценятся у таксистов, автовладельцев, имеющих очень большие пробеги и людей, предпочитающих тратить на автомобиль как можно меньше времени и денег.

Что касается минусов цепи ГРМ, то большинство специалистов выделяют шумность работы такого механизма, зачастую сильно мешающую распознать другие «нездоровые» звуки двигателя, могущие привести к его поломке.

Так же к минусам цепного механизма ГРМ относят сложность и достаточно высокую стоимость работ по его замене (при достижении максимального пробега, или, в редких случаях, обрыва цепи).

Плюсы и минусы механизма ГРМ с ремнём

К плюсам ременного привода механизма ГРМ относят его очень низкую шумность работы, двигатель с ремнём работает заметно тише двигателя с цепью.

Однако этот факт способны оценить, главным образом, мастера автосервисов, так как на большинстве современных автомобилей существует хорошая шумоизоляция отсека с двигателем и разницы в шумности работы цепного и ременного двигателя автовладелец не почувствует.

Так же к плюсам ремня относят сравнительно невысокую стоимость работ по его замене (в сравнении с цепью).

Что касается минусов ремня – то их гораздо больше, чем плюсов.

Основной минус – это невысокий срок службы ремня. На большинстве автомобилей ремень ГРМ «ходит» не больше 100 тысяч км (так же бывает срок замены через каждые 80, 60 или даже 40 тыс. км).

По прошествии срока службы ремня ГРМ его необходимо заменить. Процедура достаточно сложная, проходить её лучше всего в специализированном сервисе, так как от качества выполненных работ будет напрямую зависеть срок службы двигателя.

Для каждой модели автомобиля процедура замены ремня ГРМ имеет свою стоимость (примерно 10-20 тыс.р.), которая увеличивает общую стоимость эксплуатации машины.

Из необходимости регулярно менять ремень ГРМ для владельца автомобиля с таким механизмом вытекает множество других проблем.

Например, владельцу необходимо найти место, где продаются качественные запчасти (цены официального дилера устраивают не всех) и хороший сервис, где произведут замену качественно. Так же владельцу необходимо постоянно следить за сроками замены ремня, чтобы они не превышали максимальные.

Ещё одной проблемой для потенциального автовладельца может стать покупка б.у. автомобиля с ремнём ГРМ. Далеко не все продавцы могут точно сказать, когда ремень менялся последний раз (кто-то забывает, а кто-то пытается таким образом скрыть реальный пробег машины).

Что покупать и каким образом выбирать?

Исходя из надёжности и стоимости эксплуатации машины, цепной привод механизма ГРМ, разумеется, предпочтительнее.

Однако прежде чем останавливать свой выбор, потенциальному покупателю необходимо выяснить, а какие двигатели вообще устанавливаются на выбранную машину.

Зачастую бывает так, что у выбранного автомобиля вообще нет альтернативы – все двигатели выбранной машины имеют цепь, или наоборот – все двигатели выбранной машины имеют ремень.

Для каждого автомобилиста выбор будущего автомобиля – это совокупность всевозможных плюсов и минусов. Конструкция механизма ГРМ в этом наборе не может быть определяющей, она может только добавить один плюс или один минус.

vibiraem-avto.ru

Что лучше - цепь или ремень ГРМ? Делаем правильный выбор!

Что лучше цепь или ремень ГРМ? Делаем правильный выбор!

Не поверите, когда-то автомобильная общественность уже вела подобный спор. Только тогда речь шла о шестернях в зубчатом приводе газораспределительного механизма и их последовательнице – цепи. Сегодня вопрос звучит несколько иначе, – теперь о шестернях никто не вспоминает, а объектами дискуссии стали: цепь, претерпевшая за последние годы ряд конструкционных изменений; и ремень ГРМ, представляющий из себя высокотехнологичную деталь. Так, что лучше - цепь или ремень ГРМ – на этот вопрос мы и постараемся ответить.

Начнем с того, что принцип действия газораспределительного механизма, применена ли цепь ГРМ или ремень ГРМ, остается неизменным – передача крутящего момента с коленвала на распредвал. И цепь, и ремень с этой задачей отлично справляются. Ремень представляет из себя комбинацию материалов, – стекловолокно, нейлон и резина – обеспечивающих длительный срок службы детали, а цепь выполнена из закаленной стали. Её прочность и долговечность доказана временем. Зачем же тогда появился ремень?

Почему ремень ГРМ?

Ремень ГРМ

Дело в экономике – ремень значительно дешевле в производстве, а двигатель с ремнем – дешевле в обслуживании. При современных объемах автопроизводства – это существенная экономия. Из других достоинств нельзя не отметить более тихую работу ГРМ с ремнем, и простую диагностику состояния ремня. Кроме того, ремень по долговечности в отдельных случаях сравнится с цепью. Конечно, в этом немалая «заслуга» самих цепей, о недостатках которых мы скажем ниже.

При своевременной замене ремня решается главная проблема, которую только можно себе представить – обрыв ремня, вследствие чего происходит «втык» — «встреча» клапанов с поршнями. Каждый производитель дает свои рекомендации по замене ремней. В среднем, это где-то 100 тыс. пробега. В случае их несоблюдения может случаться проскальзывания ремня, что ненамного лучше обрыва.

Ещё нельзя забывать, что резина стареет и теряет свои свойства не только при активной эксплуатации, но и от времени. Из мер предосторожности следует упомянуть, что ремень боится масла и других агрессивных сред, именно поэтому он в большинстве случаев защищен пластиковым кожухом.

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ

Изначально цепь была трехрядной. Вероятно, по этой причине механизм с цепью называют «вечным». Кроме надежности, цепь отличалась живучестью: обрыв цепи и сегодня случается крайне редко; в случае растяжения или дефекта, цепь долго извещает автовладельца о возникшей проблеме повышенным шумом.

Затем количество рядов уменьшилось до двух, а потом и вовсе до одного. Причина – экономия места. Цепь располагается внутри блока, а это увеличенные его габариты. Цепь ГРМ  перестала быть «необслуживаемым» механизмом, и к главному недостатку цепи (шумность) прибавились другие, не менее важные, которые в дискуссии цепь или ремень ГРМ играют важную роль:

  • Периодичность обслуживания сопоставима с периодичностью замены ремня ГРМ;
  • Снижение ресурса часто означает демонтаж и вскрытие двигателя;
  • Замена цепи требует сложных регулировок в незаводских условиях, что повышает роль сервисного персонала;
  • Стоимость работы и материалов, связанных с заменой цепи, в разы выше цены замены ремня.

Заключение

Присутствие на рынке автомобилей с цепью ГРМ говорит лишь об одном: производители не хотят «забывать» данную технологию. Это означает, что потенциал цепи еще не вычерпан, просто на сегодняшний день, из-за отсутствия внешних мотивирующих факторов, цепной механизм немножко «пробуксовывает». Но это не значит, что так будет вечно – появление нового сплава, например, может дать мощный толчок к возрождению былой славы цепи.

Текст принадлежит: Вопрос Авто.

vopros-avto.ru

Цепь или Ремень ГРМ | АвтоБелявцев

Это вечный спор — цепь, или ремень; у каждого из приводов ГРМ есть свои поклонники и ярые критики. Так какой — же механизм ГРМ лучше, цепной, или ременной? Постараемся разобраться вместе.

  • Обрыв ремня ГРМ — это всегда не приятно

Один мой знакомый, рассказывал, как оставил свой Тойота Ярис, с ременным приводом ГРМ, во дворе частного дома. Двигатель машины был заведен и он зашел просто, чтобы взять вещи которые забыл. Выйдя из дома он вдруг заметил, что двигатель его машины уже не работает. И после попытки завестись снова, он быстро понял — дело совсем плохо. С тех пор, этот, мой знакомый, выбирает автомобили, исключительно с цепным приводом ГРМ.

  • Но все ли цепи одинаковы?

Классическая, двухрядная цепь ГРМ — это Вечно

К сожалению, чтобы купить автомобиль с ГРМ, приводим в работу двухрядной цепью, Вам прийдется купить, или старый Жигуленок, или — же изначально дорогой, мощный и шикарный автомобиль ( мощный, или нет). 

Газораспределительный механизм Жигулей приводится в действие мощной, двухрядной цепью. Да, — Жигули не гоночный зверь с монструозным моментом, но такая цепь способна передавать куда больше ньютон — метров и лошадиных сил, чем спрятано в недрах ВАЗовской Классики. Тем не — менее, я ни разу, не слышал, чтобы такая, ВАЗовская цепь разорвалась. Да, — на старых машинах ( а найти свежие, или реально ухоженные Жигули; Согласитесь — не так — уж и просто) цепь растянута, но она подтягивается натяжителем и немногие из владельцев Жигулей, меняют цепь ГРМ. Эти машины бегают по 500 000км и более, меняя многих владельцев и переходя от деда к внуку; но такой цепи — это все не почем.

Если — же, на Жигулях ездить Вы не намерены, присматриваете для себя мощную, любящую кушать бензин, машину, — присмотритесь к мощным немецким седанам с V8. Это 540-ые BMW, мощные Семерки и Мерседесы с V8. На таких, топовых агрегатах, устанавливалась супер — долговечная, двухрядная цепь. Да, — это очень мощные машины и со временем под влиянием бешеных ньютон — метров, даже такая цепь способна растянуться. Но она не порвется!

Двухрядная цепь ГРМ очень прочна. По долговечности и ресурсности, с ней может поспорить лишь шестереночный привод ГРМ. Но последний встречается крайне редко.

  • Классическая, однорядная цепь ГРМ — тоже хороша

Такая, однорядная цепь применялась в Мерседесовских, шестицилиндровых моторах, серии M103 и M104. Она использовалась в культовых двигателях BMW M50. И довести такую цепь до разрыва, как показывает практика, можно лишь при нереально наплевательском отношении к автомобилю. Да, — она более подвержена растяжению, чем двухрядная. Но как правило, качественная, однорядная цепь способна без всяческих проблем пройти 200 000км.

  • Чем цепь механизма ГРМ лучше ремня

Независимо от того, — двухрядная, или однорядная у Вас цепь. Помпа, здесь приводится в действие отдельным ремнем, навесного оборудования. Поэтому если она заклинит, это не приведет к обрыву, или заклиниванию цепи; — как это бывает на машинах с ременным механизмом ГРМ. На автомобиле с цепным механизмом ГРМ, не нужно думать о состоянии натяжных и направляющих роликов — ведь их здесь просто нет, а значит и нет дополнительной вероятности, по которой поршни могут встретится с клапанами.

  • Чем ремень ГРМ лучше, чем цепь

На самом деле, ремень газораспределительного механизма, при грамотной эксплуатации, отлично справляется со своей работой. Да, — менять его нужно чаще. Большинство производителей рекомендуют интервал в 60 000км ( меняется ремень и все ролики, Помпа меняется каждую вторую замену). Некоторые утверждают, что ремень можно менять раз в 100 000км ( я бы не советовал ждать так долго). Чтобы реально чувствовать себя в безопасности, я бы рекомендовал менять цепь и ролики раз в 40 000км. При этом, периодически проверять ремень на наличие трещин, а ролики и помпу на люфт.

Да, — срок службы ремня не так велик как у цепи, но и меняется он быстрее, проще и дешевле.

  • Цепь ГРМ нового образца 

Вот такая цепь, лишена всех достоинств двух и даже однорядной цепи. Посмотрите на фото; — это некий гибрид между цепью и ремнем. Такое решение позволило сделать мотор немножко короче, но такая цепь рвется и менять ее желательно не позже, чем раз в 100 000км. Поэтому если выбирать между такой цепью и ремнем, я бы выбрал ремень.

Цепной привод ГРМ, в его классическом исполнении, — практически вечный механизм ( при правильном, грамотном обслуживании двигателя). Ременной привод требует большого внимания, но редко когда он преподносит резкий сюрприз, ответственному автовладельцу. А вот новомодная, гибридная цепь, — практически лишена достоинств классической цепи. И врятли можно сказать, что она делает двигатель надежней.

autobelyavcev.ru

Цепь или ремень: какой привод ГРМ лучше?

В среде автолюбителей никогда не утихнут споры, какой привод газораспределительного механизма предпочтительнее: ременный или цепной? Еще раз разбираемся в проблеме и собираем воедино все аргументы за и против.

Вначале были шестерни

Начнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью. Недаром на знаменитом танке Т-34 устанавливался двигатель В-2, у которого не только привод клапанов, но и всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями. Предвоенные, да и некоторые послевоенные легковые автомобили отечественного производства также имели шестеренный привод ГРМ с нижним расположением распредвала.

На цепь его!

Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.

Впервые на массовом отечественном двигателе цепной привод появился на москвичовском двигателе УЗАМ-412, разработанном в первой половине 60-х годов прошлого столетия. А вскоре началось триумфальное шествие Жигулей, на которых, вплоть до начала восьмидесятых, безраздельно господствовал цепной привод распредвала.

Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.

Откуда берется «вытяжка»? Интересный вопрос. Конечно, не может быть и речи об удлинении под нагрузкой каждой отдельной пластинки, составляющей цепь. Рассчитать на прочность эти элементы проще простого. Удлинение цепи происходит при износе, увеличении зазора в каждом шарнире, а их, как правило, больше сотни. Соответственно и суммарная длина цепи может расти на несколько миллиметров по мере износа.

Ранние импортные и описанные выше отечественные двигатели имели механические натяжители с пружиной, обслуживаемые при каждом ТО. При этом цепи на наших моторах (напомню, двухрядные) ходили при должном обслуживании немногим больше 100 000 км. Далее тольяттинские моторостроители на много лет прекратили разрабатывать новые конструкции с цепным приводом, и только при модернизации старого доброго двигателя рабочим объемом 1,7 л для Chevrolet Niva и Lada 4×4 немного изменили конструкцию. Вместо двухрядной применили однорядную цепь, снабдив ее гидравлическим натяжителем. Замечу, что при равном качестве материалов ресурс однорядной цепи меньше: ведь в двухрядной цепи поверхностей пластин, взаимодействующих с валиками, минимум три, а в однорядной — только две.

Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.

Да, кстати, вы в курсе, что на народном любимце Логане стоит цепь? «Нет, неправда, автор сошел с ума! Там ремень!» — скажете вы. А вот и нет. Масляный насос на этом достойном двигателе действительно приводит небольшая цепь.

Явление ремня народу

До поры до времени неметаллические материалы использовались в двигателе только в виде прокладок или сальников. Как вдруг, в середине пятидесятых годов прошлого века, американцы впервые наладили привод распредвала резиновым ремнем. Конечно, это был не такой ремень, который крутит генераторы и компрессоры кондиционера. Во-первых, требовалось синхронное вращение валов, то есть должно быть исключено проскальзывание ремня, а во-вторых, прочность ремня и его зубьев должны обеспечивать работоспособность двигателя в течение длительного срока.

На просторах нашей Родины ремень появился впервые на двигателе ВАЗ-2105. Заводчане изменили конструкцию двух базовых деталей — блока цилиндров и его головки, чтобы не отставать от мирового прогресса автомобилестроения. Ремни ходили не очень долго, являлись приличной головной болью для хозяев, но их обрыв не был фатален для мотора. Конструкция предусматривала, что при любых взаимных положениях коленчатого и распределительного валов встречи клапанов с поршнями не происходило. Иными словами, даже в дороге — заменил ремень и езжай дальше. Правда, такой мотор выпускали не очень долго.

С появлением переднеприводного семейства ВАЗ ремень стал основным типом привода ГРМ. Были в линейке новых моторов и «втыковые», и «невтыковые» модели и их модификации. Но постепенно требования к мощности и экологии привели к необходимости даже восьмиклапанный двигатель сделать по конструкции втыковым. А у шестнадцатиклапанников подобная конструкция была изначально.

Но русского умельца так просто современными евронормами не возьмешь. Сейчас в продаже есть поршни, предотвращающие встречу клапанов при обрыве ремня, — и к восьми-, и к шестнадцатиклапанникам. О чем это говорит? О том, что ремни-то, похоже, рвутся, как и прежде, ну а спрос рождает предложение. К слову, для импортных двигателей я таких поршней в продаже не встречал.

Плюсы ременного привода

Минусы ременного привода

  • Меньший шум
  • Ремень позволяет избежать резонансных колебаний, т.к. число зубьев нечетное и некратное количеству зубьев шестерен.. Например, 111 зубьев было у двигателя некогда популярной вазовской «восьмерки». Таких моторных цепей не бывает в природе: число звеньев всегда четное.
  • Ремень, благодаря своей эластичности, хорошо гасит крутильные колебания.
  • Не требует гидравлического натяжителя: ремню достаточно недорогого пружинного натяжителя.
  • Нечувствителен к качеству залитого в двигатель масла, его количеству и величине давления.
  • На части моторов его довольно легко осмотреть. Но, к сожалению, на некоторых моторах бывает нужно демонтировать опору силового агрегата.
  • Заменить ремень проще. Это можно сделать даже своими силами.
  • Масса двигателя с ременным приводом несколько ниже.
  • Двигатель с ременным приводом имеет большое число валов, выходящих из масляной полости наружу. Это — большее число сальниковых уплотнений, причем течь из них и будет выводить ремень из строя.
  • Очень низкие температуры, как и попадание воды, представляют для ремня серьезную угрозу.
  • Ресурс ремня ограничен не только пробегом, но и временем. Резина склонна к старению.
  • На сохранность ремня влияет состояние натяжных и обводящих роликов, а также помпы, которая часто приводится тем же ремнем. Смазка в роликах пересыхает от времени и жары, а помпу выводит из строя применение некачественных охлаждающих жидкостей.
  • Требует периодических замен в соответствии с таблицей регламентных работ.
  • Ремень рвется мгновенно, зачастую без всяких предупреждающих звуков.

Плюсы цепного привода

Минусы цепного привода

  • Для первого владельца цепь дешевле в эксплуатации. Регламентных работ по замене цепи ни в одной сервисной книжке, которые очень многие производители ведут до 100 тыс. км. не видел ни разу.
  • Высокий ресурс, особенно для знаменитых двигателей 80–90 годов с цепями, имеющими два и более ряда.
  • Цепь защищена от внешних неблагоприятных факторов, всегда смазана и при исправном натяжителе — натянута.
  • Цепь, благодаря продуманной системе успокоителей и натяжителей, испытывает даже меньшие колебания, чем ремень.
  • Цепь — находка для тех, кто ездит мало. Она не нуждается в замене «по возрасту».
  • Цепь перед «кончиной» начнет «проситься» на замену повышенным шумом, и у владельца есть шанс не упустить этот момент.
  • Двигатели с цепным приводом несколько тяжелее.
  • Гидронатяжитель цепи без храпового механизма может плохо работать при недостаточном давлении масла. Такое возможно при использовании систем «старт-стоп».
  • Возможно перескакивание цепи при вращении мотора в обратную сторону, что случается при парковке с включенной передачей на крутом склоне.
  • Насос охлаждающей жидкости практически всегда у таких моторов вращает ремень вспомогательных агрегатов. Его по регламенту зачастую не меняют — мол, он не самый важный. А при обрыве далеко не уедешь из-за перегрева двигателя.
  • Встречались в истории двигатели с ресурсом цепи, не превышающим 50 тыс. км. Ну, тут по поговорке — «В семье не без урода».

Выводы

Способ привода газораспределительного механизма — ремнем или цепью — редко становится определяющим фактором при выборе автомобиля. Но задуматься все-таки заставляет. Ведь он порой может изменить судьбу автомобиля. Характерен пример с нашей редакционной Грантой.

Если данная модель двигателя не славится малым ресурсом цепи (отзывы на профильных форумах вам в помощь), то цепной привод лучше ременного. Ременный привод выдерживает только пробег до регламентной замены, а цепь может ходить дольше. Недаром же существует совет: покупаете бэушный автомобиль — сразу замените все ремни, включая ГРМ.

Не хочу никого обидеть, но владельцы автомобилей, где привод ГРМ осуществляется цепью, несколько снисходительно взирают на тех, кто периодически задумывается: «А как там поживает мой ремень?..»

Расскажите в комментариях, какой тип привода ГРМ нравится вам и почему.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

ladavesta.club