Бизнес на скорости. Как заработать на камерах фиксации скорости


Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД

«Гаишники» любят расставлять так называемые мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД на дорогах, в особенности, на загородных шоссе, где водители иногда забывают об осторожности и превышают максимально допустимую на данном участке дороги скорость. 

Как это обычно бывает? Стоит на дороге неприметная тренога, метров через 500 за ней – патрульная машина. Камера фиксирует нарушения, наряд оформляет на нарушителей штрафные квитанции. Все по закону. Но с некоторых пор стали замечать автолюбители в российских регионах, что камер на обочинах дорог стало больше. В некоторых случаях они прячутся за отбойниками, в других – за фонарными столбами. А вот автовладелец Андрей из Владимира снял на видео совсем уж экзотический случай…

Что мы видим в снятом им видеоролике? Дорога ровная и чистая, так и хочется полихачить. За кадром остался знак «70» (Ограничение максимальной скорости), но на него ссылается автор видео в своем рассказе. Впереди на обочине стоит неприметный гражданский серый Lada Largus. Казалось бы, ничего странного. Если бы не вспышка вместо «противотуманки» и радар над передним номером. Что за устройство установлено на отечественном автомобиле, сказать трудно. Но это явно не элемент гаражного тюнинга. Тогда что?

По всей видимости, это какой-то комплекс фиксации нарушений ПДД (превышение скорости). Каким образом он оказался на частной машине? Разве выявлением нарушителей и оформлением «писем счастья» занимается не ГИБДД?

И ГИБДД тоже. А вообще, в настоящее время все большее распространение получили… частные камеры видеофиксации нарушений ПДД. А вы разве не знали? Они являются законным вариантом привлечения автовладельцев к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление является обязательным для уплаты штрафа (в ряде случаев - для наложения санкции в виде лишения прав).

Как это вообще возможно? А вот так! ГИБДД заключает государственный контракт с региональными управлениями дорожного хозяйства, а также юридическими лицами или частными предпринимателями. Другими словами, дорожную камеру можно вот так просто взять и передать в частные руки, которые используют ее по назначению, а также занимаются ее текущим обслуживанием.

Итак, вы уже поняли, что использовать мобильные комплексы фиксации нарушений ПДД на дороге могут не только сотрудники ГИБДД, но и гражданские лица, заключившие с автоинспекцией соответствующий договор. В нем прописаны ключевые пункты, регламентирующие использование и размещение средств наблюдения на дорогах. Вот они:

- каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами;

- частник, обслуживающий частную камеру, должен пройти специальную подготовку;

- размещение частных комплексов фиксации нарушений на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не обязано обозначаться специальными предупреждающими знаками;

- в обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит собственно выявление нарушений, а также распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;

- эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе. Юридические лица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

Если комплекс фиксации нарушений приобретен частной компанией, владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию. Интересная деталь: договор с частником не исключает возможности установки мобильного комплекса видеофиксации на… автотранспортных средствах. Он может быть размещен открыто или скрыто - законодательных ограничений на этот счет нет. Другими словами, «помощник по отлову нарушителей» может разместить камеру в багажнике и вести скрытую запись проезжающих мимо его автомобиля машин.

Вы уже поняли: пришедшее по почте водителю постановление о нарушении ПДД, зафиксированное частным комплексом, обязательно для оплаты. Собственно, автомобилист имеет право опротестовать его по общим правилам – в десятидневный срок. Правда, как вы понимаете сделать это будет крайне затруднительно. Ну хотя бы потому, что мобильная камера в отличие от стационарной не стоит на одном месте. Если вы попробуете проехать по тому же маршруту еще раз, одиноко стоящий на обочине ВАЗ вы уже не увидите. Разве что еще раз сверите положение дорожных знаков и запишете видео на регистратор. Что касается процедуры привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил их эксплуатации и установки, она прописана в договоре.

Кто скажет: «Да вы гоните! Нет никаких частников и быть не может, так как это натуральный произвол!» Тогда смотрите видео, о котором мы рассказали в начале статьи.

www.luchegorsk.info

Бизнес на скорости

В 2011 году в Казани была основана компания «Автодория», разработавшая инновационную систему контроля за дорогами, которая сейчас внедрена уже почти в 20 регионах России

Информационная система дорожного контроля «Автодория» стала ключевым и даже переломным моментом для российской ГИБДД. Радары, которые определяют скорость движения автомобиля и отправляют данные в инспекцию, появились давно. Чуть позже к ним добавились стационарные и передвижные камеры, которые могут определять нарушивших правила дорожного движения водителей без присутствия на месте сотрудников ГИБДД. Фиксировать правонарушения и штрафовать за превышение скорости с помощью стационарных камер без сотрудника ГИБДД на законном основании стало возможно с 1 июля 2008 года. Эти камеры получили широкое распространение в Татарстане и некоторых других регионах. Однако и старые радары, и новые камеры, развешанные на столбах, не могли гарантировать достаточную эффективность работы: при желании водитель мог установить в свою машину радар-детектор (устройство, реагирующее на импульсы, с помощью которых радар фиксирует скорость). Такой прибор заблаговременно предупреждает водителя о находящемся неподалеку радаре, что позволяет автомобилисту сбросить скорость и избежать наказания за превышение. Однако в некоторых случаях устройство, изначально рассчитанное на снижение аварийности, само стало оказываться причиной возникновения аварийных ситуаций: антирадар, установленный в салоне, подавал сигнал о наличии впереди следящей камеры, водитель резко снижал скорость и в его внезапно замедлившуюся машину врезался едущий следом автомобиль…

Уникальность комплекса

Комплекс «Автодория», разработанный казанскими специалистами IT-сферы, принципиально отличается от обычных радаров. Фактически, «Автодория» представляет собой систему из нескольких устройств. Камера высокого разрешения в начале участка фотографирует автомобиль и его номерной знак в определенный момент времени. Камера привязана к координатам датчиков GPS и ГЛОНАСС, что позволяет определить точное время и место проезда первой «контрольной точки». На определенном расстоянии находится второй аналогичный прибор, который также «фотографирует» транспортное средство с привязкой к координатам. Пройденное расстояние делится на время проезда. Путем таких нехитрых математических комбинаций «Автодория» выдает результат — среднюю скорость, с которой двигался автомобиль на данном участке автодороги. Соответственно, если полученный результат выше разрешенной скорости, значит, автомобиль хотя бы в один из моментов времени нарушил скоростной режим. Полученный результат обрабатывается ГИБДД, лихому водителю направляется штраф. Преимущество в том, что замер скорости сотрудниками ГИБДД с помощью «Автодории» невозможно отследить радар-детекторами: устройство не посылает сигналов, оно просто дважды фотографирует автомобиль.

Рустем Юнусов, PR-менеджер «Автодории», рассказывает: «В принципе, система не так уж уникальна — подобные есть, например, в Швеции, в Италии, в Великобритании. Разработчики и инвесторы изучили зарубежный опыт, проанализировали — насколько снизились аварийность и смертность. В зонах контроля системами измерения средней скорости в Великобритании смертность снизилась на 77%. Системы радаров в некоторых случаях даже мешают безопасности — водители резко притормаживают перед камерами и создают опасные ситуации на дороге. Наша система заставляет водителя соблюдать скоростной режим на всем пути. По данным за 10 месяцев 2014 года, в Татарстане в зонах контроля «Автодории» смертность снизилась на 52%. На некоторых участках, как, например, в Сокурах, смертность упала до нуля. До «Автодории» там погибало ежегодно три-четыре человека, по итогам же 2013 года погибших нет».

По словам Юнусова, Татарстан становится одним из немногих регионов России, где наметилась положительная тенденция по снижению аварийности и смертности. Таких регионов всего два-три на всю Россию. Раньше, до введения «Автодории», эти показатели, как и почти везде, ухудшались год от года из-за увеличения количества автомобилей. На данный момент в Татарстане действуют более 120 зон контроля скорости. На многих участках водители снизили среднюю скорость движения, причем не только из-за «Автодории», но и из-за самой возможности ее присутствия: «Водитель не знает, контролируется ли данная зона «Автодорией». Он предполагает, что здесь могут быть камеры, поэтому старается не превышать скорость. Улица Тихомирнова, например, сейчас почти вся контролируется «Автодорией» — от Борисково до IT-парка, хотя на ней всего две зоны контроля. Раньше по этой дороге многие ездили и 140 км/ч, сейчас весь поток едет с одинаковой разрешенной скоростью, равномерно и безопасно. Мы уверены, что это — благодаря «Автодории». Если где-то на участке водитель превысил скорость — это выявится».

«Автодория» как бизнес

Компания «Автодория» была создана выпускником физического факультета КГУ Антоном Куховаренко в 2011 году. Директор компании учился на кафедре радиоастрономии и занимался исследованиями ионосферы — применял нейронные сети для прогнозирования различных параметров ионосферы. Сразу после университета параллельно с работой программистом в «ICL — КПО ВС» учился в аспирантуре, продолжал свои исследования. Но в какой-то момент понял, что наука — это не его призвание, и полностью посвятил себя работе в IT. Занимался разработкой и внедрением средств защиты информации для Вооруженных Сил, медицинских информационных систем, заказной разработкой для западных компаний... А потом была «Автодория», причем изначально в проекте участвовали всего шесть человек. Кроме директора в компании был специалист по разработке аппаратуры, два системных программиста и два программиста Java. От изначального состава сейчас осталось только трое, а полный штат компании насчитывает уже 43 человека: это программисты, специалисты внедрения, монтажники, юрист, бухгалтерия и прочие.

Первыми инвестициями в «Автодорию» стал вклад участников общества при создании компании в 2011 году. Она была образована уже после того, как проект прошел отбор в Бизнес-инкубатор IT-парка — «Автодория» стала одним из первых его резидентов. Именно на начальные инвестиции в течение года была создана система зо-нального контроля скорости движения и проведена ее сертификация в Росстандарте (это необходимое условие применения прибора для привлечения нарушителей к административной ответственности).

«Базовый функционал системы был разработан в течение года, и еще столько же времени нам потребовалось, чтобы вывести продукт на рынок. Как, пожалуй, и любая инновация, на первом этапе «Автодория» сталкивалась с непониманием и противодействием. Сейчас постепенно ситуация изменяется», — говорит Антон Куховаренко. Успехи в части продвижения системы в регионах и привлечения к проекту внимания ГИБДД он связывает с IT-парком: «Именно парк стал идеальной площадкой для представления наших идей на федеральном уровне. Чуть ли не еженедельно нас посещали делегации. Здесь мы смогли показать нашу систему Дмитрию Медведеву, Игорю Шувалову и многим другим. Наша презентация тогдашнему министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву настолько понравилась, что он поручил руководителю Госавтоинспекции РФ Виктору Нилову изучить «Автодорию».

Примечательно, что с точки зрения окупаемости «Автодория» — это очень длинные инвестиции. Было вложено много средств в приборы (как на их разработку, так и на внедрение). Сейчас система работает в 17 регионах, в каждом из них как минимум по два прибора. Только в Татарстане — их 242.

Помимо уникальности самой системы, «Автодория» — это еще и оригинальная модель бизнеса. Компания продает не сами приборы, а данные, предоставляя услугу по выявлению правонарушений. «Автодория» самостоятельно проводит все работы, включая монтаж камер. Готовые к использованию системы предоставляются бесплатно, клиент вносит только абонентскую плату за предоставление данных — от 30 тысяч до 60 тысяч руб-лей в месяц. Конкретный ценник зависит от региона и от подрядчика. В последнее время сам прибор стал дороже, поскольку в нем есть импортные комплектующие.

«В каждом регионе мы стараемся нанимать местного подрядчика, чтобы пополнять местную казну. Клиенты платят за услугу — полноценную работу на одном участке дороги. В любом случае, это выходит несравнимо дешевле, чем покупка, установка, обслуживание приборов других систем. Конкурентов у нас много, но нет компаний, во-первых, работающих по нашей модели бизнеса, и, во-вторых, работающих по нашей технологии. Все замеряют скорость только в одной точке и не знают, что происходит на протяженном участке дороги. Система, вычисляющая среднюю скорость — только наша. Некоторые компании пытаются сертифицировать похожие системы, но пока конкурентов у нас нет. Выигрыш данной системы, в первую очередь, в дешевизне. Установка — проведение необходимых коммуникаций, согласование со всеми городскими службами и прочее — проводится нами и за наш счет. Наша компания избавляет клиентов от этой головной боли. В итоге мы оказываемся в два-три раза дешевле некоторых других компаний. Еще одно преимущество «Автодории» — перманентная модернизация. Приборы других производителей через год-два устаревают. Мы же обновляем приборы за счет собственных средств, если произошли какие-то изменения», — говорит Юнусов.

Планы и перспективы

В прошлом году система «Автодория» была дополнена тремя новыми функциями: контролем рядности движения, мониторингом транспортных потоков и розыском угнанных автомобилей. Контроль рядности движения уже работает в Казани, где конт-ролируется движение по автобусной полосе. Сегодня автобусная полоса фиксируется в пяти зонах контроля. Розыск в тестовом режиме применяется в Татарстане. С помощью этой функции угнанный в Татарстане автомобиль удалось обнаружить в Ульяновской области. И это уже не единичный случай. В 2015 году компания планирует активно развивать эти направления. Также завершается сертификация системы «Автодория» для фиксации правонарушений на криволинейных участках автодороги. Благодаря этому область применения системы станет значительно шире.

Однако главная цель «Автодории» — создание технологии для построения интеллектуальных транспортных систем. Уже сейчас создан модуль мониторинга транспортного трафика, который в режиме реального времени рассчитывает скорость и плотность транспортных потоков и отображает эти данные на интерактивной карте. То есть это — своеобразные «Яндекс.Пробки», но данные получаются с многофункцио-нальных датчиков системы «Автодория». В будущем на основе этих данных можно будет прогнозировать перемещение транспортных потоков и оперативно перераспределять их за счет адаптивной настройки светофоров и «умных» дорожных знаков (изображение на которых может меняться с помощью удаленного управления). Именно с такой всеобъемлющей идеей в 2012 году компания стала участником проекта «Сколково».

«Мы постоянно совершенствуем наши разработки и стараемся найти новые направления развития, — продолжает глава компании. — При этом нельзя отклоняться от поставленной цели, поэтому все наши разработки так или иначе направлены на создание элементов интеллектуальной транспортной системы. Одним из перспективных направлений разработки является проект «Умный автобус», в рамках которого конт-роль соблюдения ПДД мы внедряем непосредственно в транспортный поток: общественный транспорт едет по маршруту и фиксирует автомобили, которые препятствуют его нормальному движению по автобусной полосе. Эту функцию мы задумали еще в 2011 году, получили даже соответствующий патент, но к реализации приступили только в конце прошлого года».

Как уже отмечалось, сейчас «Автодория» внедрена в 17 регионах страны. В трех из них система появилась в 2013 году, в остальных 14 — в 2014. В полном объеме, с рассылкой штрафов, система работает в восьми регионах. В 2015 году компания планирует начать тестовую работу (без рассылки штрафов) в Саратовской области, а также существенно расширить зону работы в Москве и Подмосковье. Кроме того, в столичном регионе планируется начать рассылку штрафов, полученных с помощью системы «Автодория». А еще в планах на ближайшее будущее — выход на рынки стран ближнего зарубежья.

expertrt.ru

Все о камерах видеофиксации нарушений ПДД — журнал За рулем

Камер нынче боятся больше, чем полицейских. И абсолютно обоснованно — они беспристрастны, неподкупны и работают круглосуточно. Но умная электроника, как показала практика, нередко ошибается. Почему?

Вы слышали об этой московской истории? Водитель получил «письмо счастья» за то, что на обочине оказалась… тень от его автомобиля. Буквально на следующий день камера на МКАД приняла за нарушителя блики фар машины, ехавшей без нарушения в крайней правой полосе. Потом коллекцию камерного искусства пополнил нижнекамский штраф за превышение скорости эвакуатором, но выписали штраф на машину, которую этот эвакуатор перевозил. А в Подмосковье водителю прислали штраф за остановку на обочине по требованию инспектора ГИБДД. Добавим сюда ошибки измерения скорости. Например, в Ульяновске ГАЗель «разогналась» до 233 км/ч, а в Ижевске Nexia, считай, взлетела — скорость-то зафиксировали 269 км/ч.

Согласно недавно принятым поправкам водителей о приближении к стационарным камерам и радарам должна предупреждать специальная табличка.

Согласно недавно принятым поправкам водителей о приближении к стационарным камерам и радарам должна предупреждать специальная табличка.

Материалы по теме

Судя по бредовым постановлениям, никого из ответственных лиц ошибки не напрягают. В теории подпись инспектора на «письме счастья» служит подтверждением того, что документ составлен корректно. На деле же живой человек получает бумаги на проверку крайне редко — например, в случае, если не удалось распознать номерной знак в автоматическом режиме. Как так? А так: электронная подпись — и никакой ответственности.

Проведенная недавно прокуратурой проверка показала, что в Администраторе московского парковочного пространства (АМПП) штрафы за неправильную парковку выписывают лица, законом на то не уполномоченные. А цифровые подписи некоторых сотрудников стоят на постановлениях, выписанных в их выходной день. Вот как выглядит полное доверие к технике: дескать, раз камера зафиксировала нарушение, то ошибка исключена.

И получает, к примеру, владелец Лады штраф, где на фотографии четко виден Mercedes-Benz. Система обозналась, идентифицируя номер, или водитель иномарки использовал подложную жестянку. Но никто из ответственных лиц это несоответствие даже в глаза не видел! Крайний — как обычно, автомобилист. Ему придется бегать по инстанциям, тратить время и нервы, доказывая свою невиновность. Так выстроена система. А может, сами создатели камер закладывают ошибки?

Один комплекс может фиксировать сразу несколько нарушений. При добавлении новых иногда достаточно обновить программное обеспечение. Но если параметры контролируемой зоны меняются слишком сильно или аппаратная часть не соответствует изменившимся задачам, необходимо более серьезное вмешательство. Электронный разум помнит ограничения скорости для транспортных средств разных категорий — мотоциклов, легковушек, грузовиков.

Один комплекс может фиксировать сразу несколько нарушений. При добавлении новых иногда достаточно обновить программное обеспечение. Но если параметры контролируемой зоны меняются слишком сильно или аппаратная часть не соответствует изменившимся задачам, необходимо более серьезное вмешательство. Электронный разум помнит ограничения скорости для транспортных средств разных категорий — мо

www.zr.ru