МКОУ "Карлинская средняя школа имени И.С.Полбина". Навигация профессиональная


Профориентация: новый формат

  1. Главная
  2. Профориентация: новый формат

Одним из фундаментальных требований к подготовке современного специалиста является востребованность его знаний и умений на рынке труда, формирование компетенций – готовности и способности применять свои знания, умения и опыт для решения конкретных задач.

Проект «Профориентация: новый формат» включает ряд открытых городских площадок для обучающихся и родителей, педагогов и специалистов образовательных организаций с привлечением широкого круга социальных партнёров и работодателей столичного региона.

В рамках проекта Городской методический центр планирует провести следующие мероприятия:

  • серию клубных тематических встреч с педагогическими работниками, ответственными за развитие профессионального самоопределения обучающихся государственных образовательных организаций системы Департамента образования города Москвы;
  • открытые мастер-классы, направленные на трансляцию лучших профориентационных практик и эффективного педагогического опыта;
  • ряд презентационных сессий для заседаний межрайонных советов директоров образовательных организаций города Москвы по актуальным вопросам и основным тенденциям развития системы профессионального самоопределения детей и молодежи в московском регионе.

Формирование единого вектора развития профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций Москвы.

1

Практическая подготовка обучающихся посредством организации широкого спектра социальных практик и профессиональных проб, создание системы продуктивного учения в школах как альтернативная форма профессиональной подготовки.

2

Формирование у обучающихся положительного отношения к труду и знакомство участников с новыми подходами, актуальными технологиями и лучшими практиками профориентационной работы столичного региона.

3

Развитие творческих способностей учащихся, популяризация системы профессионального образования и расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Чистякова Светлана Николаевна

Академик Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук

Родичев Николай Федорович

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования

Резапкина Галина Владимировна

Филолог, психолог, автор книг по профессиональному самоопределению

Пряжникова Елена Юрьевна

Доктор психологических наук, профессор

Алтухов Виталий Владиславович

Магистр психологии и сооснователь «Профилум», директор по разработке и исследованиям проекта

Смирнов Антон Юрьевич

Генеральный продюсер, основатель проекта "Навигатум", ведущий разработчик материалов, режиссер, сценарист

Юлия Пасс

Автор идеи и генеральный директор PROektPRO

Татьяна Ночкина

Автор уникальной тренинговой программы для родителей по самосовершенствованию детско-родительских отношений

Дмитрий Судаков

Руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Ольга Кольнер

Заместитель руководителя УМЦ «Параллели Знаний»

Ольга Чудова

Директор по персоналу, игропрактик «EduNet - Образование Будущего»

Александр Костин

Генеральный директор компании «Траектория таланта», предприниматель, основатель www.inlearno.ru, www.znanika.ru, www.intalent.pro

Александра Фокина

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России

Елена Никифорова

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ, член Федерации психологов-консультантов России

Кулаковская Валентина Ивановна
Резапкина Галина Владимировна
Балашова Ольга
Алтухов Виталий
Веножинскайте Ангелина
Николай Пряжников
Анастасия Пономаренко
Ольга Слинько
Чистякова С. Н.

Технология. Твоя профессиональная карьера. 8—9 классы.

Учебник поможет учителю в работе по курсам технологии и «Твоя профессиональная карьера». Методика дополнена концепцией системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений, основными направлениями по организации и проведению профессиональных проб и примерами таких проб для учащихся разного возраста в различных сферах деятельности.

Чистякова С. Н.

Технология профессионального успеха. Учебник. 10—11 классы.

Учебник является продолжением курса «Твоя профессиональная карьера» для 8—9 классов и содержит информацию о различных сферах профессиональной деятельности, о способах изучения своих личностных качеств и их соответствии будущей сфере труда, о возможностях приобретения первоначального опыта в избираемой профессии, дальнейшего обучения и трудоустройства.

Три лекции о профессиях и построении образовательных траекторий и планов

Перечень значимых мероприятийСкачать PDF

Любах Татьяна Валерьевна, методист ГМЦ ДОгМ8 (495) [email protected]

Гришукова Наталья Владимировна, методист ГМЦ ДОгМ8 (495) [email protected]

Мирчук Марина Валентиновна, методист ГМЦ ДОгМ8 (495) [email protected]

Другина Марина Валерьевна, методист ГМЦ ДОгМ8 (903) [email protected]

spo.mosmetod.ru

Статья "Любительские GPS - профессиональные ГИСы" из журнала CADmaster №5(20) 2003 (дополнительный)

Более двух десятков лет Министерство обороны США в рамках программы развития спутниковой навигации развивает систему GPS — Global Position System. По идее, каждый боец нашего бывшего потенциального противника должен быть обеспечен персональным навигатором. Не знаю, насколько американцы продвинулись в этом вопросе, но в «конверсионном» виде эти аппараты получили широкое распространение для «гражданской» навигации. Многие туристы давно и успешно используют наладонные модели GPS-приемников.

Мое знакомство с GPS-приемником фирмы Garmin началось именно с такого варианта. Но, как оказалось, персональные навигаторы туристического класса могут пригодиться не только для сбора грибов или постановки сетей на Ахтубе (тех самых сетей, на которые, посетив Астрахань, справедливо сетовал Владимир Владимирович).

GPSmap196 GPSmap196 GPSmap2010-2010C GPSmap2010-2010C
LEGEND LEGEND VISTA VISTA

Один мой знакомый занимается проектированием низковольтных сельских электросетей и документированием существующих. Документация, которую он принял, пребывала, мягко говоря, в плачевном состоянии. Многое пришлось восстанавливать. Тогда-то ему и пришло в голову использовать любительский навигатор. Миллиметровая точность его не особенно волновала, так что за пару дней он выполнял работу, на которую обычно уходило до месяца. Практика показала, что точность до 5−7 метров в рамках такой задачи совершенно достаточна.

Еще один пример. Удалось мне заполучить лесхозовскую схему кварталок. Запасы делового леса меня совершенно не интересовали — хотелось получить представление о топологии двух участков, особенно перспективных в плане сморчков. По ходу прорисовки карты (лесхозовскую карту я использовал как подложку) оказалось, что лесные богатства нашей Родины посчитаны с точностью не более 25−30%…

Существуют приборы геодезического класса с сантиметровой точностью и выше, но цена на них составляет тысячи долларов. Позволить себе подобное оборудование может не всякая организация, тем более если геодезические съемки не являются ее основной задачей. Впрочем, дело не только в оборудовании: квалифицированный геодезист обычно желает получать хороший оклад…

Можно сделать вывод, что GPS туристического класса незаменимы в оценочной, если можно так выразиться, съемке местности. Инспектору-экологу можно просто выдать GPS и проинструктировать: «Нашел несанкционированную свалку или взял образцы воды/воздуха/почвы для химического анализа — нажми эту кнопку».

Хорошо, данные мы собрали, а что делать дальше? Существует несколько программ для обработки любительских полевых съемок. Как правило, они имеют туристический уклон: вы имеете растровую карту (атлас, карту из клуба и пр.), и надо либо наложить на нее пройденный маршрут, либо создать новый. Геоинформационной системой такую программу можно назвать с натяжкой. И уж, конечно, при помощи подобных программ невозможно выпустить документацию.

Autodesk Land Desktop

Как известно, в машиностроительных программных комплексах Autodesk является признанным лидером, так как открытая архитектура AutoCAD позволяет использовать его не только по основному профилю (задумывался он именно как пакет подготовки графической документации для машиностроения). Существуют фирменные надстройки, оформленные как отдельные пакеты и ориентированные на решение геодезических, архитектурных, инженерно-строительных и других задач.

Несомненно, главным преимуществом всех пакетов от Autodesk является полная совместимость документов. На геоподоснове можно продолжать проектирование здания, на созданном чертеже здания — развести электропроводку. И так до получения полного комплекта документации.

Почему я выбрал именно Land Desktop? Наверное, более уместно не вдаваться в долгие рассуждения, а привести пример.

Если мне надо подготовить макет брошюрки, я, не будучи профессиональным верстальщиком, не стану связываться с Adobe PageMaker. Приятно чувствовать себя Леонардо да Винчи или Ломоносовым, но мы живем в сумасшедшем мире, и объять необъятное не представляется возможным. Я запущу старый добрый Word, при помощи которого написано столько бумажек. Придется разобраться в некоторых тонкостях верстки, зато в результате я могу даже вывести у себя дома на лазерном принтере пленки для типографии (а наверняка ведь и цветоделение можно сделать?..).

Так и с AutoCAD. Не будучи геодезистом (на момент приобретения GPS мои познания в геодезии были ограничены курсом военной кафедры), я вполне уверенно чувствовал себя как конструктор-электрик. Попытка разобраться со специализированными пакетами типа MapInfo и некоторыми другими повергли меня в полную тоску. Значит, кроме AutoCAD, другого пути получить карту, похожую на Конструкторскую Документацию, а не на рисунок первоклассника в графическом редакторе Paint, у меня и не было.

Во-вторых, Autodesk Land Desktop — именно геоинформационная система. Это преимущество не менее важно, чем легкий старт для любителя (а инженера из управы, которому вменили в обязанность заняться учетом детских песочниц, иначе как любителем не назовешь).

Autodesk Land Desktop хранит данные, связанные с полевыми съемками и топологией местности, в базе данных. Под «базой данных» следует понимать именно СУБД (система управления базами данных). В данном случае это ядро Microsoft Jet — основа всем известной СУБД Microsoft Access. Не будем обсуждать достоинства и недостатки этого программного продукта. Единственное, что нужно отметить: Access — как СУБД — это не лучший вариант, но при работе с Autodesk Land Desktop мы его явно не видим и по большому счету вовсе не обязаны представлять себе, что это такое. Если производительности системы нам не хватает, Autodesk Land Desktop дает возможность использовать всю мощь такого монстра, как Oracle. С другой стороны, для начального уровня применение таких средств — это уже стрельба из пушки по воробьям. На более-менее приличной машине Access за терпимое время справляется с четвертью миллиона точек.

Поскольку данные хранятся в базе, мы получаем все возможности, предоставляемые СУБД. Например, с помощью встроенного в Land Desktop редактора запросов (термин «запрос» в данном контексте следует понимать как понятие из структурированного языка запросов SQL) мы можем получить любую информацию, подсчитанную по любому сценарию. Вообще осознать всю мощь языка запросов совсем не просто: пользователь часто ограничен не столько скудостью информации, сколько неумением правильно составить запрос.

Что такое персональный навигатор?

Для начала — краткое описание принципа работы системы спутниковой навигации. На орбите находится более трех десятков спутников, которые вращаются под определенным наклоном к плоскости экватора. (Кстати, отечественный ГЛОНАСС не работает именно из-за того, что СССР развалился прежде, чем мы успели запустить необходимое количество спутников.) Спутники расположены так, что в любой момент над головой наблюдателя их не менее трех. Точно синхронизированные передатчики каждого спутника передают пакеты данных, содержащие информацию о номере спутника, времени, параметры различных поправок и некоторую другую информацию.

Приемник представляет собой наладонный микрокомпьютер с как правило двенадцатиканальным приемником и с полноценным набором всех элементов (процессор, память, дисплей, порт), свойственных компьютеру. В ПЗУ микрокомпьютера прошита программа, которая управляет радиоприемником и обрабатывает полученные данные. Время запаздывания сигнала при прохождении от спутника до точки съемки служит основой для вычисления местоположения наблюдателя.

Данные о местоположении обрабатываются программой, сохраняются в памяти и отображаются на дисплее прибора. Как правило, дисплей представляет собой жидкокристаллический экран с вполне солидным разрешением: на нем может показываться не только различная текстовая информация, но и карта, предварительно загруженная в память. В зависимости от объема памяти или наличия сменных внешних модулей карта может быть весьма детальной и охватывать значительные площади.

Навигаторы сохраняют в своей энергонезависимой памяти (сели батарейки — информация все равно сохранится) траекторию движения наблюдателя. Могут запоминать особые точки, снабженные пользовательским комментарием. Решающим фактором в данном случае опять же оказывается размер памяти прибора — некоторые модели могут запоминать до 10 тысяч точек.

Модельный ряд навигаторов туристического класса (производители применяют термин «outdoor») достаточно широк, и выбор конкретной модели зависит от предполагаемого использования. Цены, как правило, терпимые: от 200 до 800 долларов США.

Точность определения местоположения

До недавнего времени американцы вносили в сигнал, предназначенный гражданскому потребителю, случайную ошибку. Величина ее составляла порядка 70−100 метров. Считалось, что в таком случае террорист или шпион не сможет точно определить местоположение интересующего его объекта. Не знаю, что побудило правительство США снять принудительное искажение координат, но в настоящий момент всё отображается как есть.

Любительские приборы используют такую схему обработки данных, которая при идеальном приеме и максимальном количестве видимых спутников может давать ошибку порядка пяти метров. Точность определения местоположения может ухудшаться при ослаблении сигнала от спутника — например, густыми кронами деревьев, неблагоприятным расположением самих спутников и прочими факторами. Облачность и дождь, как правило, не дают заметного снижения точности, но очевидно, что GPS не будет работать в помещениях и под землей.

Узкое место навигаторов — точность определения высоты. Она тоже составляет от пяти метров и больше, но если по горизонтали такая ошибка часто непринципиальна, то по вертикали она уже совершенно неприемлема. Как пример приведу свою попытку моделирования зоны покрытия сотовой связи. Решил посчитать, будет ли у меня работать на даче телефон или нет. Сравнил с картой покрытия, взятой с сайта оператора, — топология совпадает полностью. А распределение мощности сигнала совершенно не соответствует ни заявленному, ни фактическому…

Именно из-за погрешности по вертикали бытовые навигаторы категорически запрещено использовать при взлете-посадке в авиации.

Полагаться на стопроцентную точность и гарантированную работоспособность GPS (не пользовательского оборудования — всей системы в целом) не стоит. Нестабильность в мире и последние события вроде войны в Ираке могут побудить правительство США в любой момент снова ввести принудительную случайную погрешность определения местоположения, а то и вовсе заблокировать гражданскую аппаратуру. С другой стороны, мир уверен в надежности системы GPS: многие современные иномарки оснащены навигационной системой, бурно развиваются противоугонные системы с локацией… Вместо вывода процитирую сообщение, которое появляется на экране GPS при загрузке его операционной системы. В вольном переводе оно звучит так: «Все данные приводятся как справочные. Если вы заблудились — пеняйте на себя».

В каком виде GPS представляет местоположение?

Единицей, хранимой и обрабатываемой аппаратом спутниковой навигации, является точка. Точка имеет несколько свойств. Главными являются широта, долгота и высота. Комментарии, пиктограммы и некоторые другие свойства относятся к необязательным.

Для стандарта GPS принята так называемая система WGS (World Geodetic System). Имеется несколько редакций системы — на сегодня наиболее популярной является WGS84.

Координаты именно этой системы указывал Жюль Верн, описывая похождения своих героев. По сути дела, это представление координат точки в формате широта-долгота, добавляется третья координата — высота над поверхностью геоида. Как известно, Земля представляет собой не идеальный шар, а некое тело, которое можно формализовать как эллипсоид вращения (наиболее точное математическое представление в рамках сегодняшней науки), имя которому — геоид. Существует множество математических моделей геоида и систем координат. Впрочем, не будем углубляться в высшую геодезию…

GPS хранит данные именно в формате WGS, а представление всех иных проекций получается пересчетом данных по особому алгоритму. В отечественной геодезии для топографических карт принято представление Гаусса-Крюгера, это одна из разновидностей равноугольной проекции Меркатора. Существует отличный электронный справочник «The European Petroleum Survey Group» (EPSG), который можно найти на сайте www.epsg.org. В нем приведены предельно ясные и пригодные непосредственно для записи в алгоритмическом виде формулы. Никакой теории и высшей математики — только синусы, корни и степени.

Работа с навигатором

Случилась со мной как-то одна история. Начал я исследовать возможности своего сотового телефона. Так нажимал и сяк. Одним словом, выбрал я языком диалога иврит. Ну был бы хоть португальский, хоть венгерский, выбрался бы — термины-то интернациональные. А так всё. И обратно никак…

С GPS такого произойти не может. Здесь всё проще.

На самом деле пугающее название «Спутниковая навигация» не таит в себе ничего сложного для конечного потребителя. Естественно, у непосвященного человека сразу возникают образы тарелок типа НТВ+, или, того хуже, чего-то военного — на базе «КамАЗа» и с антеннами. Не буду пересказывать здесь наставления по работе с персональным навигатором, но замечу, что руководства к некоторым моделям сотовых телефонов куда объемнее и запутанней.

Для уверенной работы с персональным навигатором совершенно необходимо разобраться в основах геодезии. А вот здесь ситуация довольно сложная: я не смог найти ни одного популярного издания, все курсы лекций по высшей геодезии излишне перегружены математикой. Поэтому перечислю основные понятия.

  • Широта — это количество градусов от экватора до точки.
  • Долгота — количество градусов от Гринвичского меридиана до точки.
  • Гаусс-Крюгер, он же Меркатор, он же UTM (Transvers mercator) — общепринятая в отечественной геодезии картографическая проекция, только единицы измерений даны не в градусах, а в метрах.
  • WGS — это геоцентрическая проекция с началом системы координат в центре масс Земли: широта, долгота (градусы), высота (метры или футы) над поверхностью геоида.
  • Datum — «нулевая точка отсчета» или начало системы координат. В отечественной геодезии принята система отсчета «Пулково» с разными редакциями. Фактически это поправка: насколько надо сдвинуть и повернуть координаты, чтобы всё совпало. GPS может пересчитывать координаты автоматически.
  • TraсkLog — цепочка точек — траектория вашего перемещения.
  • Waypoint — отметка, сделанная пользователем. Снабжена комментариями.

И ВСЁ!!!

Теперь можно выйти во двор и смело нажимать кнопки. Обычно через полчаса «туман» рассеивается.

Замечание по поводу «русификации». В фирменной прошивке русскоязычный диалог не предусмотрен. Существуют самодеятельные прошивки, поддерживающие кириллицу и имеющие русскоязычный диалог, но к подобным «доработкам» я отношусь резко отрицательно. Выучить полтора десятка английских слов совсем несложно. А последствия от заливки «исправленной» прошивки непредсказуемы: как минимум — некорректная в мелочах работа, как максимум — загубленный аппарат.

Как связать Autodesk Land Desktop с персональным навигатором?

Персональные навигаторы фирмы Garmin имеют разъем для подключения к последовательному порту компьютера. GPS — оборудование достаточно специфическое, и ни одна версия Windows это устройство не поддерживает.

Autodesk Land Desktop имеет модуль обмена с геодезической аппаратурой. Естественно, о GPS туристического класса там нет ни слова. Пользоваться импортом в проект внешних данных из файла произвольного формата довольно хлопотно, зачастую не дает однозначных результатов и к тому же требует нестандартных подходов.

Соответственно, первым этапом решения задачи стыковки и передачи данных должно стать написание программы, осуществляющей подготовку команд навигатору, прием и расшифровку данных. Основой для написания такой программы служит фирменное описание протокола Garmin (опубликовано на сайте www.garmin.com). Документ этот, хотя и содержит всю необходимую информацию, составлен на удивление бестолково. Руководство по программированию интерфейса Garmin-PC я основательно переработал, снабдил примерами и опубликовал на сайте www.olexa.com.ua.

Вторым шагом будет передача данных в проект Autodesk Land Desktop.

Можно использовать два подхода. Если придерживаться первого из них, нужно сначала сохранять данные в промежуточной БД, а потом подключать ее к проекту. Как коллектор данных можно использовать Microsoft Access, даже лицензионная копия которого стоит заметно меньше, чем пакет семейства AutoCAD. Как я уже говорил, Autodesk Land Desktop хранит координаты точек в базе Access — как ни странно, версии 97-го офиса (сохранение базы в формате двухтысячного офиса делает базу невидимой для AutoCAD). Несложными операциями можно собрать из разрозненных баз одну, подключив ее к проекту.

Второй подход позволяет напрямую помещать данные в проект, используя написанный для этой цели макрос.

Макрос представляет собой написанную на Visual Basic for Application программу, которая может как загружаться самостоятельно, так и быть встроенной в проект.

Надо отметить, что появление встроенного VBA в семействе двухтысячных AutoCAD является прорывом. Несомненно, LISP давал большие возможности, но для усвоения пользователем он был тяжеловат. Другая и не менее важная возможность, предоставляемая VBA, — это полная интеграция со всеми современными приложениями для Windows.

Чрезвычайно тщательно составленная справочная система по программированию приложений VBA для Autodesk Land Desktop с огромным количеством примеров позволяет с ходу приступать к программированию.

Как язык программирования объектно-ориентированных приложений VB — далеко не лучший вариант. Преимущество встроенной в проект программы состоит в том, что при передаче подготовленного документа или шаблона заказчику не требуется проводить никаких настроек и инсталляций.

Исходя из вышеперечисленного, напрашивается единственный способ решения задачи.

Программа передачи данных из GPS в проект Autodesk Land Desktop должна быть написана на VBA. Она может быть оформлена как отдельный модуль *.dvb, загружаемый при необходимости. Ее можно встроить непосредственно в проект, расчленить на несколько модулей. Проект можно закрыть для конечного пользователя во избежание несанкционированной модификации.

Самым сложным моментом в написании такой программы является создание подпрограммы ввода-вывода для Com-порта. Как ни странно, VBA не предоставляет разработчику возможностей программирования последовательных портов. Существует несколько способов решения этой задачи. Я не стал выдумывать ничего изощренного — вызвал напрямую функции ядра Windows.

Функции такой программы могут охватывать все возможности, предоставляемые протоколом обмена Garmin.

Возможно осуществлять двустороннюю передачу данных между навигатором и проектом Autodesk Land Desktop. Возможно динамическое отслеживание местоположения наблюдателя, снабженного мобильным компьютером.

Отдельной и не рассматриваемой здесь задачей является создание векторных карт, загружаемых в некоторые модели навигаторов.

Резюме

Персональные навигаторы появились на нашем рынке совсем недавно. Суровая отечественная действительность и привычка наших специалистов нетрадиционно, совмещая несовместимое, подходить к решению всех проблем иногда дает очень интересные результаты. Так и вышло с бытовыми GPS и ГИС-комплексами самого высокого уровня.

Совместить их не только можно, но и совсем нетрудно. Будет ли от этой связки экономический эффект? Думаю, что да. Часто мы даже не знаем, что и где лежит у нас в собственном гараже. Что же говорить об интересных и важных задачах, связанных с точным и, самое главное, оперативным (используя удаленный мобильный доступ в Сеть — моментальным) нанесением на карту текущей экологической, метеорологической и прочей обстановки. Лесные пожары, наводнения — часто ведь бывает, что компетентные органы узнают о происходящем от журналистов…

Вот только конструкторская направленность семейства продуктов от Autodesk не позволяет добиться зрелищности представления картографических проектов. Правда, я не такой тонкий знаток этой стороны вопроса — может, кто меня и поправит…

www.cadmaster.ru

Тест профессионального навигатора Garmin GPSmap 276Cx: возвращение легенды

Говорим навигатор — подразумеваем Garmin. Говорим Garmin — подразумеваем навигатор. В мире гаджетов, наверное, нет марки, которая настолько бы однозначно ассоциировалась с конкретным типом устройств, да еще и с таким уровнем репутации. Хотя в России бренд знают прежде всего по автомобильным «путеводителям», автосегмент в самом «Гармине» занимает малую часть. Компания специализируется в первую очередь на профессиональном навигационном оборудовании, в том числе морском и авиационном. Однако есть в линейке марки и одна любопытная модель, обладающая универсальностью навигатора для любого средства передвижения, — Garmin GPSmap 276Cx. Тестируем устройство на ралли-рейде «Северный лес — 2017».

Людям, увлекающимся путешествиями, цифровое обозначение модели наверняка знакомо. «Двести семьдесят шестой» в линейке Garmin уже был и завоевал необычайную популярность для столь нишевого и недешевого устройства, главным образом, как раз своей всеприменимостью почти в любых условиях. Сейчас же у нас в руках, можно сказать, модель второго поколения, получившая все необходимые доработки.

Итак, GPSmap 276Cx. Устройство имеет солидные габариты 191,5x94,5x44 мм и вес под полкило, а если точнее — 450 г. Больше всего непривычна почти 5-сантиметровая толщина. Кроме того, навигатор сделан из массивного, хотя и не самого дорого пластика, а его суровую основательность демонстрируют 14 неприкрытых винтов. Повредить такой «кирпич» будет непросто.

На лицевой стороне навигатора расположены крупный 5-дюймовый экран и десять кнопок управления, включая крестовую курсорную клавишу. Применение клавиш взамен сенсорного экрана — не экономия Garmin, а сознательный шаг: в походных и внедорожных условиях повреждение сенсора или банальное налипание на экран грязи может лишить навигатор возможности управления или заметно усложнить пользование им.

С навигатором Garmin идет фирменное крепление Montana. Это докстанция с автономным динамиком (только для автомобильных версий) и возможностью подсоединения креплений, включая подвесные штанги, для любых поверхностей. Благодаря такой функциональности навигатор Garmin может быть одинаково крепко закреплен как на лобовом стекле автомобиля, так и на руле квадроцикла. В нашем случае мы используем автомобильное крепление-присоску с шаровым шарниром.

С тыльной стороны навигатора расположен аккумуляторный отсек, открытие которого сразу дает понять, что это нетривиальное устройство. Помимо повышенной ударопрочности, GPSmap 276Cx не боится воды: корпус, включая периметр вокруг батарей, прорезинен. Второй интересный момент — тройная (!) система питания. «Двести семьдесят шестой» может получать энергию от штатного аккумулятора мощностью 4400 мАч (до 16 часов работы), либо от трех пальчиковых батареек типа АА (до 8 часов работы), либо от miniUSB-кабеля, подзаряжающего аккумулятор от компьтера, либо от бортовой сети авто через контакты креплений. Так что остаться с разряженным устройством можно только по собственной невнимательности. Кроме того, под аккумулятором находится слот для microSD-карт, а на задней поверхности расположен коннектор MCX для подключения внешней антенны.

Garmin GPSmap 276Cx имеет степень аквазащиты IPX7. То есть навигатор без последствий выдерживает временные погружения под воду.

По традиции после включения навигатор Garmin очень быстро находит спутники и позиционируется. Мощность встроенной антенны такова, что сигнал «пробивает» даже метровые стены домов старого фонда Петербурга, не говоря об открытой местности. Само собой, система двойная: GPS и ГЛОНАСС.

В комплект входят базовая карта мира, топографическая карта с автодорогами России, а также бесплатная годовая подписка на спутниковые изображения BirdsEye. Само собой, устройство поддерживает все совместимые карты: City Navigator NT, Garmin Custom Maps, Garmin TOPO и даже морские карты BlueChart g2 или охотничьи Garmin HuntView.

Экран имеет разрешение 800х480 пикселей и выбор режимов отображения картинки, включая «антибликовый», — максимальная яркость и контраст позволяют спокойно пользоваться устройством даже при ярком солнечном свете.

Меню имеет десять подразделов и просто бесчисленное количество настроек и функций внутри них, позволяющее создать фактически индивидуализированный интерфейс. Сразу скажем, что интуитивно разобраться с большинством функций у неподготовленного пользователя не получится. Даже для того чтобы просто задать цель от текущего положения до необходимого адреса, потребуется обращение к инструкции.

Но такие нюансы — в режиме топографической карты, которая служит основным путеводителем по умолчанию. Именно закачка и активация нужной карты для конкретных задач позволяет максимально индивидуально управлять процессом навигации. То же самое относится и к такой функции, как, например, показ пробок — если соответствующая закачанная карта имеет метки на пробки, значит, они также будут отображаться.

GPSmap 276Cx имеет возможность внешнего соединения по Wi-Fi для обновления ПО или закачки карт (встроенная память 8 Гб + возможность расширения), соединения через Bluetooth со смартфоном для отображения сообщений, звонков, синхронизации с фирменным приложением Garmin Connect, а также отображения, например, информации о погоде на маршруте в реальном времени.

В нашем случае была использована предустановленная карта «Дороги России РФ. ТОПО», а предстоящий маршрут должен был довести из городских дебрей Москвы через Санкт-Петербург и далее по Карелии до деревень и бездорожья в окружении Сортавалы, где и должен был проходить этап Кубка мира по ралли-рейдам «Северный лес — 2017». Соответственно, часть маршрута задавалась по адресам, а часть — по координатам.

Сразу скажем о недостатках топо-карты. Это некий компромисс между чисто автомобильным путеводителем и профессиональным маршрутным навигатором, рассчитанным на ориентирование вообще вне каких-либо дорог. Как раз последний фактор и является определенной помехой при движении на автомобиле в мегаполисе.

Дело в том, что топографическая карта обладает фантастической детализацией, отображая не только дороги, здания и населенные пункты, но и все особенности рельефа, высоты и даже обозначения видов лесов. Такое количество данных на экране, не считая информации о проложенном маршруте, заметно усложняет восприятие при ориентировании в городе: при более-менее общем масштабе, из-за мелкости и схематичности всех объектов, в карту приходится постоянно вглядываться, отвлекаясь от движения. Кроме того, само масштабирование из-за огромного количества данных идет с микрозапаздыванием. В общем, при использовании навигатора в городе однозначно рекомендуем устанавливать в настройках минимальный уровень детализации, а лучше использовать соответствующую «городскую» карту.

Ввод адреса — еще одна нетривиальная задача. Как уже было сказано, управление GPSmap 276Cx требует определенного знания особенностей интерфейса: дело в том, что маршрут навигатор формирует на основе путевых точек, которые и служат зацепками для прокладки маршрута. То есть сначала необходимо ввести данные о необходимых точках, а потом на их основе построить маршрут движения в соответствующем разделе меню. Такая сложность для города, конечно, не нужна, а вот при ориентировании на бездорожье, например на трофи или ралли-рейде, просто необходима.

От Петербурга до Карелии и места проведения ралли-рейда мы ехали уже по координатным точкам, которых в нашем роуд-буке было порядка 12 штук. Отметим, что кнопочное управление для подобного профильного устройства, конечно, плюс, однако, признаемся, что после ввода нескольких адресов и точек, состоящих из набора цифр, большой палец правой руки потребовал отдыха, имея все шансы получить мозоль. Добавление цифровой клавиатуры — например, в ряд под экран — определенно было бы благом.

Garmin GPSmap 276Cx поддерживает все популярные форматы ввода координат. Кроме того, навигатор имеет функцию перестройки маршрута на оптимальный, то есть следования по пунктам не в порядке очередности ввода адресов или координат, а в порядке легкости и быстроты подъезда к каждому из них.

Еще одна уникальная функция — построение маршрута в зависимости от типа транспортного средства: например, при вводе типа «Мотоцикл» устройство пересчитает маршрут на тот, где может проехать мотоцикл и не может автомобиль. Навигатор позволяет запомнить до 10 тыс. точек и сформировать до 250 маршрутов

Знание региональных дорог и дорожек мы признаем очень хорошим, хотя и неполным — дело в обновлениях карт. Так или иначе, а GPSmap 276Cx довел нас до всех необходимых пунктов следования ралли-рейда «Северный лес — 2017» даже тогда, когда мы сами не были уверены в том, правильно ли едем. При этом на отдельных участках условного бездорожья очень полезной и наглядной оказалась функция трекинга.

Навигатор по умолчанию запоминает все отклонения от заданного маршрута или более короткий проезд не по дороге, то есть срез заданного маршрута, и потом, при повторном движении, ведет уже через него. Такая функция очень полезна, если, например, навигатор не знает некоторых мелких дорог или, опять-таки, в рамках внедорожных соревнований на местности. При последнем факторе Garmin фактически создает виртуальные дороги, прокладывая по ним реальные маршруты. Причем навигатор на топографической карте еще и отражает подсказки с природными препятствиями на маршруте и расстояниями до них.

Навигатор Garmin GPSmap 276Cx имеет несколько экранов отображения пути следования, включая режим движения по курсу. По этому параметру устройство почти полностью дублирует профессиональные штурманские навигаторы ERTF, которые используются на мировых соревнованиях по ралли, ралли-рейдам и трофи-рейдам. При этом информация может выдаваться и в виде прописной «легенды», и в виде движения по азимуту. Последний, к слову, крайне не наглядный.

Невозможно не сказать и о программе BaseСamp, с которой работает Garmin GPSmap 276Cx. Фишка в том, что в отличие от других, «гражданских», навигаторов навигационная работа за обычным компьютером становится чуть ли не обязательной для владельца «Двести семьдесят шестого».

BaseСamp (нынешний аналог программы MapSource) — это, по сути, тот же навигационный интерфейс, только еще более расширенный и функциональный, который работает в полной синхронизации с навигатором посредствам USB-кабеля. На компьютерной топографической карте можно намного точнее и быстрее просчитать все адреса и точки, задать все необходимые маршруты, просмотреть все чек-поинты, в том числе через спутник, все это сохранить и «перезалить» в память GPSmap 276Cx, не тратя время на ввод всего этого на самом навигаторе. Точно так же можно сделать и в обратном порядке, просмотрев пройденные с навигатором маршруты и треки уже на компьютере с их последующей необходимой коррекцией.

Каков итог?

Говорим сразу: покупать и использовать Garmin GPSmap 276Cx просто для езды по городу или трассам — это как купить гоночный раллийный болид для езды в соседний магазин за хлебом или на дачу за картошкой. Флагманский GPSmap 276Cx — это даже не навигатор, а портативный маршрутно-курсовой навигационный компьютер, предназначенный для путешественников, участников внедорожных соревнований любых уровней и автомобилей сопровождения, а также для профессиональных охотников и рыболовов, чьи перемещения связаны с ориентированием на местности.

Автоспорт / Статьи

В этом мы, кстати, убедились не только на собственном опыте, но и при пересечении африканской Сахары на ралли-рейде Africa Eco Race 2017. Например, внедорожники поддержки команды «КАМАЗ-мастер» были оборудованы как раз навигаторами GPSmap 276Cx.

Как и любое профессиональное устройство, Garmin GPSmap 276Cx требует определенной подготовки и подстройки устройства, а также квалификации пользователя. В идеале нужно иметь запас необходимых карт под те или иные задачи. И если обычная «городская» карта не потребует дополнительных усилий в освоении, то путешествия и покорение дальних внедорожных маршрутов заставят поработать и с картографией, и с навигацией, через некоторое время превратив владельца GPSmap 276Cx в полноценного штурмана и топографа.

dvizhok.su

Конкурсы

1.png

Региональный конкурс образовательных проектов по профессиональной ориентации дошкольников и школьников

 «Профессиональная навигация – воспитываем и обучаем будущих профессионалов»

В целях выявления и популяризации

инновационных идей и лучших практик ранней профориентации, предпрофильного и профильного обучения,

освоения перспективных направлений развития Тульской области

министерство образования Тульской области совместно

с ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Тульской области»

проводит

региональный конкурс образовательных проектов по профессиональной ориентации дошкольников и школьников

 «Профессиональная навигация – воспитываем и обучаем будущих профессионалов»

Конкурс проводится в соответствии с утвержденным положением, с которым можно ознакомиться на веб-сайте:

http://ипк-тула.рф

Сроки

Прием материалов: с 20 февраля по 20 марта 2017 года включительно*

Подведение итогов: до 7 апреля 2017 года

 

Участники награждаются

грамотами ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»

Победители награждаются

 дипломами министерства образования Тульской области и сувенирами

* Все материалы принимаются в бумажном и электронном виде по адресу: г. Тула, ул. Ленина, д. 22, каб. № 25

ipk-tula.ru

Что такое навигация и уровень её современного развития

Как можно ориентироваться в пространстве? Ответ на этот вопрос даёт целая наука, которая называется навигацией. Что такое навигация, и каковы её особенности? Где используется? Какие виды и системы навигации существуют?

что такое навигация

Что такое навигация?

В качестве пролога о главном замолвим слово. Первоначально под навигацией понимали особенности управления кораблём, чтобы попасть из точки А в точку Б. Но в 20-м веке, во время значительного ускорения научно-технического прогресса, появились новые объекты: воздушные и космические суда, сложные автомобили, могущие преодолевать сотни и тысячи километров. В связи с этим появились новые значения этого слова. Что такое навигация в современном понимании? Что она представляет собой?

Сейчас навигация – это процесс управления неким объектом, который имеет свои собственные средства передвижения в определённой системе координат. Он состоит из двух взаимосвязанных частей:

  1. Теоретическое обоснование практически применяемых методов для управления объектами.
  2. Выбор оптимального пути передвижения в пространстве, маршрутизация от точки А до точки Б.

магнитола с навигацией

Виды навигации

Хотя с момента появления новых элементов прошло немного времени, сейчас разнообразие навигации поражает. На данный момент различают 11 видов:

  1. Автомобильная навигация. Данная технология применяется с целью вычисления оптимального маршрута для наземного транспорта по существующим дорогам благодаря наличию визуальных и, возможно, голосовых подсказок. В качестве инструментария используется специальная автомобильная карта. Может присутствовать оперативная информация о пробках (в самых лучших образцах техники, таких как магнитола с навигацией). Но тогда необходимо также подключение к какому-то сервису, который собирает такие данные.
  2. Астрономическая навигация. Метод установления месторасположения летательных аппаратов и судов, который базируется на световом или радиоизлучении небесных светил.
  3. Бионавигация. Так называется умение животных выбирать необходимое направление движения при совершении сезонных миграций.
  4. Воздушная навигация. Под нею понимают прикладную науку про точное, надёжное и безопасное вождение в воздухе самых различных летательных аппаратов. Система навигации в данном случае является сложным компьютерным и аппаратным комплексом, с которым работают внешние передатчики данных (спутники и антенны).
  5. Инерциальная навигация. Метод, который позволяет определять параметры и координаты объекта без привлечения внешних ориентиров или сигналов.
  6. Информационная навигация. Процесс перехода человека по логически взаимосвязанным данным.
  7. Космическая навигация. Управление движением летательного аппарата в космическом пространстве.
  8. Морская навигация. Используется для судовождения в различных водоемах.
  9. Радионавигация. Прорабатывает теоретические вопросы и особенности практических приемов, направленных на вождение летательных аппаратов и судов с использованием радиотехнических устройств и средств.
  10. Спутниковая навигация. Популярное направление у населения. Подразумевает использование средств спутниковой навигации для определения своего собственно местонахождения и необходимости двигаться в конкретную сторону.
  11. Подземная навигация. Подразумевает применение разнообразных средств, которые необходимы, чтобы определить местонахождение и направление движения конкретных подземных проходческих комплексов.

система навигации

Виды навигационных систем

Кроме простого различия навигаций различают ещё навигационные системы – специальные электронные механизмы, которые устанавливаются на бортах суден или транспортных средств для вычисления наилучшего маршрута передвижения:

  1. Авиационная навигационная система.
  2. Автомобильная навигационная система.
  3. Морская навигационная система.

Автомобильная навигация

И в завершение будет немного рассказано о предмете статьи на известном примере использования. В качестве указателя пути может служить небольшой переносимый компьютер, который идёт отдельно или в составе другой техники (примером являются автомагнитолы с навигацией).

автомагнитолы с навигацией

Механизм действия такой: устанавливается соединение со спутником, определяются координаты автомобиля и его расположение на карте. Затем просчитывается кратчайший путь и отображается на экране. Правда, данные механизмы требуют довольно значительного количества электрической энергии (к примеру, магнитола с навигацией). Поэтому всегда необходимо держать автомобильный аккумулятор (батарею) с высоким зарядом. Теперь вопросов, что такое навигация остаться не должно.

fb.ru

Как выбрать GPS-навигатор: виды и функции навигаторов

GPS-навигатор – это прибор, который получает сигналы глобальной системы позиционирования NAVSTAR для того, чтобы определить свое текущее местоположение на Земле.

Как выбрать GPS-навигатор

Спутниковая навигационная система GPS (Global Positioning System) или Система глобального местонахождения, а точнее, ее космический сегмент, состоит из 24 спутников (и 3 запасных), вращающихся на шести околоземных орбитах на высоте около 17 тысяч километров. Система GPS (официальное название системы – NAVSTAR) предназначена для определения местоположения объектов, она разработана по заказу Министерства обороны США и находится под его управлением.

В восьмидесятые годы ХХ века эту систему открыли для гражданского использования. Важным является тот факт, что система GPS работает 24 часа в сутки при любых погодных условиях по всему миру. Питание спутников GPS обеспечивается солнечными батареями, кроме того, на борту есть и резервные аккумуляторные батареи. Каждый спутник оборудован небольшими ракетными двигателями, предназначенными для коррекции орбитальных траекторий.

Содержание статьи

Классификация GPS-навигаторов

По своему назначению GPS-навигаторы делятся на:

Профессиональные навигаторы отличаются высокой точностью позиционирования и используются преимущественно в военных целях, для выполнения задач геодезии и картографии.

Профессиональные GPS-приборы характеризуются высоким качеством изготовления составляющих частей (особенно антенн), применяемым программным обеспечением, поддерживаемыми режимами работы (в частности, RTK, binary data output), рабочими частотами (L1 + L2), алгоритмами уменьшения влияния интерференционных зависимостей, солнечной активности (влияние ионосферы), поддерживаемыми системами навигации (в частности NAVSTAR GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou), длительным временем автономной работы и, разумеется, ценой.

Что касается бытовых GPS-навигаторов, то широкое распространение они получили после 1 мая 2000 года. До этого времени точность приемников искусственно понижали посредством внесения помех в данные, передаваемые спутником. Вследствие этого точность измерения местоположения объекта составляла ± 50-100 метров, что делало такие GPS-приемники непригодными для активного использования (в частности, в качестве автомобильного навигатора в условиях большого города).

В настоящее время максимальная точность измерения бытового GPS-приемника составляет ± 3-5 метров, а профессионального до 1-10 мм (при наличии корректирующего сигнала от наземной станции – дифференциальный метод). Именно доступность и высокая точность измерения бытовой GPS-техники обусловили ее активное использование в самых разных сферах современной жизни.

Бытовые GPS-навигаторы подразделяются на:

  • Портативные устройства (туристические, автомобильные, спортивные)

  • Встроенные в качестве функционального элемента в другие приборы (в мобильные телефоны, коммуникаторы, КПК и т.п.)

  • GPS-трекеры и GPS-логгеры (устройства, осуществляющие запись и передачу координат на серверный центр и используемые для спутникового мониторинга автомобилей, людей, других объектов).

Устройства первой группы содержат свой собственный процессор для выполнения навигационных функций. Устройства второй группы, хотя и оснащены собственными GPS-чипсетами, но для выполнения своих задач пользуются навигационными программами, предназначенными для той операционной системы, которая установлена на основнм устройстве.

В отличие от первых двух групп, GPS-трекеры и GPS-логгеры, как правило, не имеют собственных дисплеев для отображения информации, и служат исключительно для сбора, передачи и хранения данных, которые затем могут быть обработаны и использованы в самых разных целях, например, для спутникового мониторинга автомобилей.

Туристические навигаторы

Портативные туристические навигаторы предназначены для туризма (пешего, горного, водного) и активного отдыха на природе. В большинстве случаев данные навигаторы имеют механически прочный водонепроницаемый корпус, способны работать и принимать сигналы спутников в сложных условиях, таких, как густой лес и горный ландшафт. Они дают возможность пользоваться топографическими картами местности. Кроме того, многие модели имеют дополнительные возможности, которые могут пригодиться в дальнем походе, такие как магнитный компас и барометрический высотомер. Туристические GPS-навигаторы имеют сравнительно небольшой дисплей и компактные размеры. Как правило, характеризуются значительным временем автономной работы, что является критически важным при длительных сложных походах.

Автомобильные навигаторы

Современные автомобильные навигаторы способны прокладывать маршрут с учетом организации дорожного движения и осуществлять адресный поиск. Обычно они имеют большую базу объектов инфраструктуры, которая служит для быстрого поиска пунктов общественного питания, автозаправочных станций, мест для стоянок и отдыха.

Некоторые из автомобильных навигаторов способны принимать и учитывать при прокладке маршрута данные о ситуации на дорогах, по возможности избегая серьезных транспортных заторов. Информация о пробках может быть получена навигатором при помощи мобильной связи, по GPRS протоколу или из радиоэфира по каналам RDS диапазона FM.

Спортивные навигаторы

Данные устройства применяют на тренировках и во время соревнований спортсмены, занимающиеся циклическими видами спорта на открытом воздухе (бег, лыжные гонки, езда на велосипеде). Они позволяют регистрировать параметры состояния организма спортсмена (частоту сердцебиения) совместно с параметрами движения (траектория, скорость, пройденный путь, набор высоты).

Конструкция спортивных навигаторов – влагонепроницаемая, ударопрочная, с небольшими габаритами и весом. Изготавливаются они в виде наручных часов для ношения на руке или в прямоугольном корпусе для крепления на велосипедный руль. Имеют внешние датчики (контактный датчик сердечных сокращений, датчик оборотов педалей велосипеда, датчик шагов), которые обмениваются информацией с основным устройством по радиоканалу. Могут также иметь встроенный барометрический альтиметр.

Спортивные навигаторы сообщают спортсмену необходимые данные при помощи собственного дисплея, а также звуковых сигналов и вибросигналов. Получают заранее подготовленное задание на тренировку (дистанция, темп движения, заданное направление движения, частота сердечных сокращений) при помощи подсоединения к персональному компьютеру. Навигатор записывает информацию в собственную энергонезависимую память для последующей передачи в персональный компьютер, что позволяет проанализировать тренировку или выступление, а также вести спортивный дневник.

Функции GPS-навигаторов:

  • Определение географических координат.

  • Определение высоты над уровнем моря (при условии приема более четырех спутников или при наличии встроенного барометрического высотомера).

  • Определение точного времени (некоторые приемники имеют выход PPS).

  • Ориентация по сторонам света (у моделей без встроенного компаса – только направление при движении).

  • Установка направления на точку с координатами, заданная пользователем.

  • Определение текущей скорости, пройденного расстояния, средней скорости.

  • Отображение информации о состоянии дороги – пробки, дорожные работы и т.д. (в моделях, оснащенных TMC-приемником и при наличии службы «Канал автодорожных сообщений»).

  • Установка текущего положения на электронной карте местности (модели, оснащенные картами).

  • Определение текущего положения по отношению к треку (маршруту движения).

  • Просмотр фото-и видеоконтента, прослушивание музыки, Bluetooth, GPRS / EDGE, FM-радио, FM-трансмиттер, датчик освещенности, видеовход – дополнительные опции, которые могут быть полезными в автомобильных навигаторах.

Как выбрать навигатор?

Прочитав изложенный выше материал, можно сделать однозначный вывод: универсальных навигаторов не существует. Если навигатор имеет большой пятидюймовый дисплей, звуковое сопровождение и очень удобен и комфортен для автомобильных путешествий, то это вовсе не означает, что он пригоден для использования в условиях похода по высокогорью. Низкий уровень сигнала, большие габариты, низкое время автономной работы, простое исполнение корпуса – все то, что в автомобильном навигаторе является преимуществом или не несет принципиального значения, здесь превращается в критическую массу недостатков.

На вопрос о выборе навигатора значительно легче ответить, если для самого себя осознать, что именно должен «уметь» навигатор и в каких условиях и как часто планируется его использование.

Стоит отметить, что необходимым условием отличной работы любого GPS-навигатора является наличие качественного программного обеспечения и карт.

www.mir-vnutri-rukzaka.com

Официальный сайт - Профессиональная навигация

Статистика сайта

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Профессиональная навигация  - выбор профессии будущего

Разумеется, ни один человек не может точно и полностью угадать будущее. История полна примеров неудачных прогнозов и пророчеств – скажем, в начале ХХ века энтузиасты воздухоплавания обещали, что собственный самолет будет у каждой семьи; в середине века ожидалось, что повсюду будут разъезжать автомобили с атомными реакторами, а домашние кофеварки будут работать на атомных батарейках; а в 1970-е была популярна идея, что уже в начале XXI века люди будут жить на Марсе и на спутниках Юпитера. Но рядом с этими несостоявшимися прогнозами есть и множество примеров очень удачных предсказаний – к примеру, современные технологические успехи Японии и Южной Кореи основаны именно на использовании научного предсказания, а родоначальники знаменитой Кремниевой долины в США не только предугадали эпоху персональных компьютеров и интернета, но и сумели заработать на их появлении. Успешные предсказания основаны на точном понимании того, какие мощные социальные и технологические процессы (тренды) в настоящем меняют окружающий нас мир, создавая наше будущее. Так какие тенденции определяют будущее работы, о каких изменениях мы можем говорить с большой уверенностью?

Глобализация Во-первых, мировая экономика (и российская экономика как часть большого мира) неизбежно будет двигаться в сторону все большей интеграции – и углубления региональной экономической специализации. Это значит, что уже сейчас нельзя сказать, в какой стране произведено то или иное сложное изделие – если автомобиль или компьютер сделан в Японии, то его компоненты поставляют три десятка стран мира, а нужное для их изготовления сырье – еще примерно сорок стран. Но даже если взять творческий продукт вроде мультфильма – то уже сейчас его придумывают в Америке, рисуют в России, а трехмерную анимацию создают в Китае. Поэтому работники будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах, участвуя в общении с партнерами со всего мира. Часть этих партнеров и сотрудников будет находиться в других странах – значит, стандартом становится не просто удаленная работа (когда работник работает из дома, связываясь с коллегами через Интернет), но и работа в распределенных командах (когда совместно работающие профессионалы могут находиться одновременно на нескольких континентах). Но помимо владения иностранным языком, надо будет уметь общаться на международных профессиональных языках – знать отраслевые требования, стандарты, используемые процессы. Кроме того, значительная часть работников должна будет разбираться не только в вопросах собственной отрасли, но и в отраслях своих поставщиков и своих потребителей – то есть, владеть языком междисциплинарного общения, помогающего работать вместе людям из самых разных областей (скажем, психологу, музыканту и программисту, совместно делающим новую технологию «звукового SPA» для релаксации). Рост конкуренции в экономике Во-вторых, развитие глобальной экономики создает все большую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Это означает, что наиболее успешными оказываются в первую очередь компании, умеющие создавать новые продукты или услуги, быстро перестраиваться под запросы потребителя. Конкуренция между ними приводит к тому, что на рынке постоянно меняются правила игры – появляются новые продукты, которые вытесняют существующие и даже закрывают целые рынки (как автомобили вытеснили каретный транспорт, а мобильные телефоны заменили пейджеры Рост клиентоориентированности Высокая конкуренция требует от работника все лучшего понимания, что именно нужно потребителю – то есть, учит быть клиентоориентированными. Переход от работы-функции к работе в проектах С другой стороны – из-за постоянно происходящих в экономике изменений сокращается число рабочих мест, где можно заниматься одним и тем же делом всю жизнь (например, работа бухгалтера или продавца), и появляется все больше мест, где работа организована виде набора разнообразных проектов. Поэтому умение не только работать в проектных командах, но и самому организовывать проекты становится критически важным для большинства работников будущего. Наконец, в «эпоху перемен» многим сотрудникам надо быть готовыми к работе в условиях высокой неопределенности – а значит, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять и перераспределять ресурсы, управлять своим временем в условиях постоянно меняющегося потока рабочих задач. Автоматизация Одно из самых важных изменений — повсеместное распространение технологий автоматизации. Понятно, что автоматизация ручного и даже интеллектуального труда началась не вчера (машины стали заменять людей в тяжелом ручном труде, начиная с XVIII века, а уже в середине XX века компьютеры стали заменять расчетчиков). Но в последнее десятилетие этот процесс сильно ускорился – во-первых, потому что компьютеры массового пользования стали по-настоящему мощными и теперь способны выполнять работу, которую раньше мог выполнять только человек (скажем, идентифицировать преступников в толпе, распознавать раковую опухоль на томографическом снимке или даже писать новостные заметки), а во-вторых, потому что на глазах начинают дешеветь промышленные и домашние роботы. Автоматизация – требование глобальной конкуренции, о которой мы говорили выше, и она происходит в тех случаях, когда робот или программа оказывается производительнее или эффективнее, чем выполняющий ту же работу человек. По оценкам оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology, в течение ближайших двадцати лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. Это не означает, что люди останутся совсем без работы – но они будут должны заняться такой работой, которую роботы выполнять не смогут. Значительная часть этой работы станет творческой – как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек-творцов будет становиться массовым явлением. Во-вторых, все больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах – люди меньше будут работать с механизмами, и больше – с другими людьми. Поэтому одним из важных (и повсеместно распространенных) умений станет навык организации работы с отдельными людьми и коллективами. Интенсивное использование программируемых устройств В мире, насыщенном автоматикой, компьютеры и роботы должны стать нам не конкурентами, а помощниками. Поэтому нужно будет уметь настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Компьютерная грамотность, как мы ее понимаем сейчас – умение пользоваться интернет-браузером, отправить электронную почту или написать текст в текстовом редакторе – будет необходимым, но совершенно недостаточным для работы навыком. Мир будущего предполагает, что почти каждый из работников обладает, как минимум, простейшими навыками программирования (на самом деле, даже сейчас программирование начинает входить в стандартную подготовку рабочих в промышленно развитых странах, потому что большинство из них работают на программируемых станках с ЧПУ). Рост сложности систем управления Мир работы будущего – все более сложный, наполненный гибкими технологическими решениями, настраивающий на постоянную готовность к переменам — потребует все большего числа людей, способных не просто ориентироваться в нем, но и эффективно управлять проектами, командами и целыми организациями. Для того, чтобы справляться с этой задачей, все большему числу работников потребуется системное мышление — умение быстро понимать, как устроены сложные процессы, организации или механизмы. Именно благодаря системному мышлению человек может быстро разобраться в проблеме и найти решение, быстро включиться в новую для него область деятельности, а также донести свои идеи для людей из других отраслей или секторов. Таким образом, системное мышление – один из ключевых «надпрофессиональных» навыков, который потребуется большому числу технических специалистов и управленцев в самых разных областях. Рост требований к экологичности Еще одной очень важной тенденцией, которая уже получила широкое распространение в мире – и важность которой постепенно начинают осознавать и в России – является рост требований к экологичности производимых товаров и оказываемых услуг. Экологичность — отнюдь не только использование чистой воды или фермерских продуктов: в гораздо большей степени она означает бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов (включая повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов и проч.). Это значит, что мы все понимаем, что природные богатства не безграничны, и все мы должны нести ответственность за место, в котором мы обитаем – будь то наш дом, город, страна или наша общая планета. Поэтому навыки «экологически ответственного поведения» должны войти в стандартную подготовку любого работника – а еще вероятнее, прививаться с младших классов школы, становясь таким же стандартом для любого взрослого человека, как и умение читать и писать.

Итак, перечисленные нами тренды описывают изменения, которые будут одновременно происходить во множестве производственных и обслуживающих секторов экономики. Эти тренды требуют новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Среди надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:

  • Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
  • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
  • Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
  • Умение управлять проектами и процессами.
  • Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
  • Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
  • Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
  • Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
  • Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
  • Экологическое мышление.

 

       Версия для  слабовидящих

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

   

karlinsk.ucoz.ru