Как управлятьмашиной с прицепом зимой. Причины возникновения заноса и сноса прицепа


Особенности управления транспортным средством категории «Е»

Написано Константин , 22 December 2015 · 19969 просмотров

Особенности управления транспортным средством категории «Е» Транспортным средствм категории «Е» является автопоезд, который отличается от бортового автомобиля эксплуатационными свойствами, усложняющими управление. Автопоезд длиннее одиночного автомобиля в 1,5-2 раза. Тягач и полуприцеп соединены одним шарниром, а в соединении с прицепом и меются два шарнира (рис. 1). Вследствие наличия шарнирных соединений поперечные перемещения автомобиля при движении вызывают соответствующие поперечные колебания полуприцепа и особенно прицепа. Существует критическая скорость, при достижении которой возникают автоколебания (незатухающие колебания с постоянной амплитудой) прицепа. Если критическая скорость меньше максимальной скорости автопоезда, возможно возникновение автоколебаний прицепа при рабочих скоростях движения. Возникновение затухающих колебаний прицепа, но с большой начальной амплитудой может произойти при резком изменении траектории тягача, например, при объезде препятствия.

Прикрепленное изображение

Рис 1 Схема соединения тягача с прицепным составом:а - соединение с полуприцепом; 6 - соединение с прицепом; 1 - шарнирное соединение тягача с прицепным составом; 2 - шарнирное соединение тележки с прицепом

При движении по кривым малых радиусов радиус траектории движения полуприцепа и прицепа заметно меньше, чем у тягача (рис. 2). Поэтому траектория движения тягача на повороте отличается от траектории движения одиночного автомобиля - интервал между кромкой твердого покрытия и внутренним колесом дороги должен быть больше.

Прикрепленное изображение

Рис. 2 Увеличение на повороте динамической ширины Вд автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем:Rвн - внутренний радиус поворота; Rнар - наружный радиус поворота

Обобщая, отметим, что динамическая ширина автопоезда больше, чем у одиночного автомобиля, что необходимо учитывать. В процессе движения необходимо с помощью зеркал заднего вида регулярно контролировать величину колебаний прицепа и при необходимости снижать скорость.Увеличение полной массы автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем снижает его скоростные свойства. При обгоне скорость автопоезда увеличивается медленнее, чем у одиночного автомобиля, а возврат на свою полосу движения возможен только после того, как не тягач, а прицеп уйдет от обгоняемого автомобиля на требуемую дистанцию. Поэтому путь обгона значительно удлиняется. С учетом увеличения динамической ширины автопоезда надежность управления при обгоне снижается.Увеличение полной массы автопоезда уменьшает максимальное замедление при торможении, а увеличение длины - повышает время срабатывания тормозов. Поэтому динамический габарит в направлении движения увеличивается, и при движении в транспортном потоке необходимо увеличивать дистанцию, а в условиях ограниченной видимости - больше снижать скорость.Наличие шарнирных связей между тягачом и прицепом или полуприцепом (далее прицеп) ухудшает курсовую и траекторную устойчивость автопоезда при торможении, так как колеса тягача и прицепа могут скользить в поперечном направлении независимо одно от другого. При этом возникает «складывание» автопоезда (рис. 3) (этот термин возник потому, что автопоезд складывается наподобие перочинного ножа). На рис. 3,а по казано складывание автопоезда в результате заноса задней оси тягача, на рис. 3,б - заноса прицепа, а на рис. 3,в - снос прицепа в результате накатывания прицепа на тягач. При этом происходит снос передних колес прицепа.В зависимости от типа складывания автопоезда изменяется алгоритм действий водителя, после того как он отпустит педаль тормоза.При заносе тягача (см. рис. 3,а) необходимо, как и при заносе автомобиля, нажать на педаль сцепления и поворачивать рулевое колесо в сторону заноса. При этом полезно притормозить колеса прицепа. Однако выполнение последней рекомендации маловероятно, так как подтормаживание прицепа производится рычагом, для чего необходимо оторвать одну руку от руля и вращать его только другой рукой.При заносе полуприцепа, заносе и сносе прицепа (см. рис. 3,б и 3,в ) необходимо, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нажать на педаль скорости.

Прикрепленное изображение

Рис. 3 «Складывание» автопоезда:а - занос тягача; б - занос прицепа; в - снос прицепа

Один из сложных моментов при заносе прицепа и сносе прицепа заключается в том, что водитель не ощущает их, он может только увидеть отклонение прицепа в зеркала заднего вида. Поэтому очень важно умение предвидеть возможность такого поведения прицепа и проверять свой прогноз, поглядывая в зеркала заднего вида.При прекращении торможения на какое-то время и, тем более, при нажатии на педаль скорости остановочный путь увеличивается. Поэтому необходимо увеличивать резервы пространства перед автопоездом. Применение циклического способа торможения существенно повышает надежность управления. Наиболее надежным является торможение автопоезда, оборудованного антиблокировочной системой.При возникновении заноса тягача или прицепа на повороте алгоритм действий водителя сохраняется таким же, как и при торможении.

Прикрепленное изображение

Рис 4 Движение автопоезда задним ходом:а - с полуприцепом; б - с прицепом; 1-8 - последовательность позиций автопоезда при маневре

Наибольшую сложность представляет движение автопоезда задним ходом по причине наличия шарнирных соединений. В отличие от одиночного автомобиля, при отклонении полуприцепа или одноосного прицепа от заданной траектории рулевое колесо необходимо поворачивать в сторону отклонения полуприцепа (рис. 4,а). Полуприцеп быстро реагирует на поворот рулевого колеса, но не выходит на прямолинейную траекторию, а начинает отклоняться от нее в другую сторону. Поэтому прямолинейное движение автопоезда с полуприцепом или с одноосным прицепом задним ходом должно происходить следующим образом. Начиная движение при прямолинейном положении автопоезда (позиция 1), необходимо быстро переводить взгляд с одного зеркала заднего вида на другое. Как только станет заметным отклонение полуприцепа в одну сторону (позиция 2), необходимо тут же повернуть рулевое колесо на небольшой угол в эту сторону. Как только полуприцеп покажется в противоположном зеркале (положение 3), необходимо примерно на такой же угол повернуть рулевое колесо в сторону этого отклонения полуприцепа и т.д. Из изложенного следует, что при движении задним ходом водитель автопоезда должен практически непрерывно поворачивать на небольшие углы рулевое колесо, отслеживая отклонения полуприцепа (позиции 4-8).Особенность движения задним ходом автопоезда с двухосным прицепом в соединении его с тягачом связана с появлением еще одного шарнира. Это приводит к тому, что рулевое колесо на таком автопоезде нужно, как на одиночном автомобиле, поворачивать в сторону, противоположную отклонению прицепа. Поэтому при движении задним ходом на автопоезде с прицепом необходимо, наблюдая через зеркала заднего вида за отклонениями 1- 4 прицепа (рис. 4,б), реагировать на это поворотами рулевого колеса в сторону, противоположную отклонению прицепа.Если в процессе движения задним ходом автопоезд начинает «складываться», необходимо остановиться, продвинуть его вперед до выравнивания, а затем возобновить движение назад.Поворот автопоезда с полуприцепом на 90° при движении назад выполняется следующим образом (рис. 5,а). На «ползучей» скорости необходимо повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную повороту «до упора», и медленно продолжать движение задним ходом (позиции 1 и 2). При этом автопоезд начинает «складываться», оставаясь практически на месте. Когда угол складывания станет равным приблизительно 90°, необходимо возвратить рулевое колесо в нейтральное положение и продолжить его по ворот в противоположную сторону до упора (позиция 3). По мере «раскрытия» автопоезда необходимо возвращать рулевое колесо к нейтральному положению (позиции 4 и 5). В момент выравнивания автопоезда рулевое колесо должно стоять прямо. Это позволит начать движение в новом направлении (позиция 6).

Прикрепленное изображение

Рис 5. Поворот автопоезда задним ходом на 90°:а - с полуприцепом; б - с прицепом; 1-7 - последовательность позиций автопоезда при маневре

Для поворота на 90° при движении задним ходом автопоезда с прицепом (рис. 5,б) необходимо при движении с «ползучей» скоростью (позиция 1) повернуть рулевое колесо в сторону поворота до упора и продолжить медленно двигаться назад (позиция 2). При этом прицеп поворачивается, а автопоезд «складывается». В позиции 3 , когда прицеп повернется примерно на 45°, необходимо быстро повернуть рулевое колесо до упора в противоположную сторону (позиция 4). В положении 5 необходимо вновь повернуть рулевое колесо в сторону поворота (позиция 6). При дальнейшем движении назад по мере «раскрытия» автопоезда необходимо возвращать рулевое колесо в нейтральное положение (позиции 6 и 7).

Контрольные вопросы1. Какие особенности автопоезда отличают его от одиночного автомобиля?2. Что такое «автоколебания прицепа»?3. Какой маневр тягача может вызвать колебания прицепа?4. В чем отличие траектории движения тягача автопоезда от траектории одиночного автомобиля на крутом повороте?5. Что называется «складыванием» автопоезда?6. Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса тягача?7. Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса полуприцепа или прицепа?8. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении полуприцепа во время движения задним ходом?9. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении прицепа во время движения задним ходом?10. Какова последовательность действий водителя при повороте полуприцепа на 90° во время движения задним ходом?11. Какова последовательность действий водителя при повороте прицепа на 90° во время движения задним ходом?

autoinstructor.info

Езда с прицепом зимой

Езда на автомобиле с прицепом требует особых навыков даже на ровной и сухой дороге. А если под колесами снег и лед? Разберемся, что делать, если вам предстоит вести автопоезд зимой

В холодное время года дорожное покрытие, как правило, очень неоднородно: на асфальте может внезапно появиться лед, укатанная колея или снежная «каша». Эта особенность существенно влияет на безопасность вождения.

Меняем стиль езды

В первую очередь нужно осознать: как только появляется прицеп, автомобиль ведет себя по-другому: тормозной путь увеличивается, а места для маневра требуется гораздо больше. И если вы привыкли к быстрым разгонам и резкому торможению, то с прицепом об этой практике придется забыть, иначе занесет. Скорость необходимо снизить на 20 км/ч от привычной для вас в конкретной ситуации. Если на трассе, допустим, действует ограничение 90 км/ч, то с прицепом стоит ехать не быстрее 70 км/ч. Кстати, частой причиной аварий на заснеженной или обледенелой трассе является то, что автовладельцы не устанавливают на прицеп зимнюю резину. Мы настоятельно рекомендуем «переобуться»: в таком случае прицеп будет заносить гораздо меньше. 

Тормозим с умом

Самая большая опасность на дороге зимой – это гололед. На льду у колес нет достаточного сцепления с дорожным покрытием, поэтому машина может внезапно стать неуправляемой. Резкое торможение на скользкой дороге зимой практически на 100% гарантирует возникновение заноса. А если прицеп не имеет своих собственных тормозов, то это еще больше усугубляет ситуацию: он сталкивает заднюю ось автомобиля, вызывая вращение всего автопоезда. Счастье, если в этот момент встречная полоса окажется пустой! Но даже это не гарантирует, что аварии удасться избежать: сам прицеп «сложившись» может ударить ваш автомобиль в бок. Поэтому задача водителя – любыми способами избегать резкого торможения. Нужно заранее готовиться к маневрам и снижать скорость на опасных участках. Если машина не оборудована ABS, тормозить нужно короткими и частыми нажатиями на педаль, чтобы избежать блокировки колес. А самый лучший вариант – торможение двигателем, то есть последовательный переход на пониженную передачу. 

Избегаем раскачиваний

Водителю автопоезда нужно следить не только за поведением автомобиля, но и прицепа. Почувствовали поперечные колебания – прицеп начал раскачиваться как маятник – прибавьте газу, чтобы «растянуть» автопоезд и избежать ритмического заноса. Тоже самое нужно делать если  прицеп начало выкидывать из колеи – нажатие на газ позволит погасить «болтанку». 

Аккуратнее с обочинами

На загородных трассах нужно быть особенно внимательными. На обочине часто образовывается высокий снежный «бордюр», который может стать причиной заноса и сваливания автомобиля с прицепом в кювет. Чтобы не зацепить это «бордюр», передвигаться нужно медленно, а если необходимо разъехаться со встречной машиной, дополнительно снижать скорость. Обгон совершайте только при полной уверенности, что не заедите на встречную обочину. 

Глубокий снег

Другая напасть загородных дорог зимой – глубокий снег. Если у вас полноприводный внедорожник – включите пониженную передачу. На переднем приводе двигайтесь на первой передаче и избегайте пробуксовки колес. Если застряли, нужно расчистить снег перед колесами и попробовать выбраться «в раскачку», двигаясь на машине вперед-назад. Если не помогло – придется разгрузить прицеп, избавившись от лишнего балласта.

Советы по безопасному вождению подготовили специалисты направления "Прицепы «Экспедиция»" «Краснокамского ремонтно-механического завода»

5koleso.ru

Организация и безопасность движения - Стр 2

Ликвидация заноса на переднеприводном автомобиле

Особенности ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле:

1. Начало заноса. Задняя часть автомобиля смещается влево.

Во-первых, не бояться, а во-вторых, не тормозить сразу. Не выключать сцепления, а немного увеличить подачу "газа".

2. Вращение автомобиля влево или вправо. Занос продолжается.

Вращения рулевого колеса в сторону заноса со скоростью, соответствующей скорости вращения автомобиля. Усилие на педали "газа" не меняется.

3. Отклонение задней части автомобиля приближается к максимальному.

Начать вращение рулевого колеса в обратную сторону. Усилие на педали «газа» постоянно.

4. Вращение автомобиля вправо.

Вращения рулевого колеса вправо со скоростью, в соответствии со скоростью вращение автомобиля. Усилие на педаль "газа» не сменяется.

5. Автомобиль, пройдя исходное положение, начинает отклоняться вправо, но уже на меньший угол.

Приготовьтесь к вращению рулевого колеса в обратную сторону, как и раньше, с некоторым опережением.

6. Занос прекращается. Автомобиль начинает прямолинейное движение. Колеса направлены прямо. Плавно добавляем "газ".

Особенности ликвидации заноса на заднеприводных автомобилях:

Для того, чтобы погасить занос на заднеприводных автомобилях, необходимо

  • немедленно прекратить торможение,

  • отпустить педаль управления подачей топлива и

  • одновременно быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса. И занос прекращается.

Уменьшая обороты двигателя одновременно с вращением руля, вы создаете малый тормозной эффект на задних колесах, который будет способствовать стабилизации автомобиля.

Следует отметить, что резкий поворот колес на чрезмерно большой угол может вызвать скольжение задней оси в обратную сторону и движение машины в направлении возвращенных колес.

Переменным "дросселированием" опытный водитель может удержать автомобиль на дуге поворота за счет использования части мощности двигателя для противодействия центробежной силе (управляемый занос применяется как способ самостраховки).

При экстренном объезде препятствия на скользкой дороге, вынесении авто на обочину или полосу встречного движения подготовлен водитель произвольно выбирает угол заноса с учетом радиуса поворота, коэффициента сцепления и особенностей критической ситуации. Процесс управления в глубоком заносе требует обостренного "чувства автомобиля", высоких координационных способностей, автоматизма навыков и прогнозирования поведения машины в зависимости от действий водителя.

Действия водителя при заносе заднеприводного автомобиля:

При появлении заноса не следует тормозить и выключать сцепление.

Необходимо уменьшить подачу топлива и медленно повернуть рулевое колесо в сторону заноса;

нельзя резко поворачивать рулевое колесо так как такие действия могут вызвать занос автомобиля в другую сторону

Действия водителя при заносе переднеприводного автомобиля:

При езде на переднеприводных автомобиляхпо прямой занос практически исключается, занос автомобиля может произойти при изменении направления движения, поэтомуво избежание заноса необходимо уменьшить скорость автомобиля к повороту.

При появлении заносав переднеприводном автомобиленеобходимо повернуть рулевое колесо в сторону заноса, но не уменьшать подачу топлива а наоборот прибавить газу

Техники преодоления косогора, холма, установления автомобиля на эстакаду, железнодорожную платформу.

Правила управления автомобилем по косогорах

1. Выбирать место для движения по косогору с наименьшим уклоном

2. Двигаться медленно с постоянной скоростью под небольшим углом к косогору

3. Не допускать резких поворотов

4. При появлении угрозы опрокидывания необходимо повернуть рулевое колесо в сторону уклонного и немного увеличить скорость

5. Перед движением по косогору необходимо проверить надежность крепления груза

Правила управления автомобилем на подъеме

1. Старайтесь двигаться на подъеме с равномерной скоростью

2. Перед затяжным подъемом необходимо включить пониженную передачу которая позволит преодолеть подъем без переключения передач

3. Приближаясь к вершине подъема необходимо ненамного снизить скорость

4. Выезжая на подъем к узкой дороге необходимо держаться как можно справа

5. При необходимости торможения на подъеме необходимо тормозить, не выключая сцепления.

6. При остановке на подъеме необходимо поставить автомобиль на стояночный тормоз включить пониженную передачу вперед. На крутых подъемах необходимо установить под колеса упоры. Колеса автомобиля при остановке на подъеме необходимо повернуть в сторону обочины, если на краю дороги есть бордюры, то необходимо подъехать как можно ближе к бордюрам и повернуть колеса на проезжую часть дороги так, чтобы правым колесом упереться в бордюр.

Правила управления автомобилем на спуске

1. Перед началом спуска необходимо проверит надежность тормозе, несколько раз нажать на педаль тормоза

2. Перед началом долгого спуска включите пониженную передачу, то с какой бы вы ехали на подъем

3. Старайтесь двигаться с постоянной скоростью тормозя двигателем помогая тормозной системой

4. Нельзя двигаться на спуске на нейтральной передаче так как это может привести к потере управляемости автомобиля

5. Запрещается переключать передачи на крутых спусках

6. Водитель автомобиля движущегося на спуске должен пропустить автомобиль движущийся на подъем

7. При остановке на спуске необходимо поставить автомобиль на стояночный тормоз включить передачу заднего хода. На крутых спусках необходимо установить под колеса упоры. Колеса автомобиля при остановке на спуске необходимо повернуть в сторону обочины, если на краю дороги является бордюрам то необходимо подъехать как можно ближе к бордюрам и повернуть колеса так, чтобы правым колесом упереться в бордюрам

Техника установления автомобиля на эстакаду

1. Установить автомобиль ровно напротив эстакады

2. Медленно начать движение и попасть передними колесами на эстакаду, если есть такая возможность попросить кого-то чтобы помог вам заехать на эстакаду

3. Добавить газа и медленно продолжать движение по эстакаде

4. Когда передние и задние колеса выедут на эстакаду остановить автомобиль затянуть стояночный тормоз, установить под колеса упоры.

5. Если во время выезда на эстакаду двигатель заглох, необходимо нажать на педаль тормоза установить на стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза, запустить двигатель, выжать педаль сцепления и включить первую передачу, добавить газа и отпустить педаль сцепления при начале громыхание автомобиля добавляем газа отпуская педаль сцепления снимаем автомобиль с стояночного тормоза

Особенности управления грузового автомобиля с автоприцепом разрешенной максимальной массой до 750 кг.

1) Перед началом движения автомобиля с прицепом водителю необходимо проверить состояние крепления сцепного устройства, фиксацию мер цепей и работу световой сигнализации (синхронизацию сигналов поворота и стоп сигналов).

2) Движение автомобиля с прицепом нужно начинать плавно, без рывков, прогрев двигатель. Перед началом движения водитель должен учитывать массу прицепа и тот факт, что ускорение в движении автомобиля с загруженным прицепом значительно ниже ускорения автомобиля. Это очень важно знать при пересечении главной дороги на нерегулируемых перекрестках.

3) При выполнении маневров автомобилем с прицепом водитель должен учитывать изменение динамического коридора автопоезда сравнению с одиночным автомобилем

Если не учесть увеличение динамического коридора при прохождении поворота дороги, это может вызвать столкновения со встречным транспортным средством или съезд в кювет, поскольку колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.

4) При приближении к повороту дороги с пониженным коэффициентом сцепления необходимо заблаговременно снизить скорость движения автомобиля с прицепом, поскольку торможение на повороте может привести к заносу, складирования автомобиля с прицепом и опрокидывания прицепа.

5) При управлении автомобилем с прицепом водитель должен знать, что тормозной путь автопоезда больше тормозного пути одиночного автомобиля, поскольку инерционная сила прицепа подталкивает автомобиль. Во время резкого торможения автопоезда сильные толчки прицепа могут вызвать занос автомобиля, поэтому использовать его можно только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Если произошел занос прицепа отпустить педаль торможения, плавно увеличивая скорость, выровнять автопоезд. С целью предупреждения заноса не следует применять торможение на поворотах, при объезде препятствия, при встречном разъезде.

6) При движении на подъем нужно заранее выбрать такую ​​передачу, чтобы пройти его без переключения передач. Начиная движение на подъеме, чтобы предупредить скатывание назад и складирования автомобиля и прицепа, надо заблаговременно частично отпустить педаль сцепления еще до полного растормаживания колес.

7) Прежде чем начать обгон, водитель автомобиля с прицепом должен убедиться, что дорога свободна на достаточном расстоянии, оценить скорость движения транспортных средств, чтобы иметь возможность безопасно завершить обгон с учетом габарита автопоезда.

8) Управление автомобилем с прицепом в сложных дорожных условиях требует от водителя особой осторожности: скользкая дорога уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как при торможении, так и на поворотах, особенно на обледенелых дорогах.

При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес прицепа, особенно на дорогах с поперечным уклоном.

Для предупреждения бокового заноса при переезде препятствий, ям, канав и т.п. разгон надо начинать только после того, как колеса прицепа проедут препятствие. После проезда участка дороги с лужами обязательно нужно просушить тормозные колодки.

Во время обгона на дороге покрытой снегом нужно избегать движения колес по мягкому снегу, чтобы избежать затягивания прицепа в глубокий снег. Для предупреждения затягивания прицепа в снег на обочине при встречном разъезде необходимо уменьшать скорость движения.

9) Осваивая движение автомобиля с прицепом задним ходом, необходимо четко осознать, что для подачи прицепа вправо руль следует поворачивать влево. Сцепное устройство автомобиля сместится влево и развернет прицеп вправо. После того как прицеп начнет двигаться в нужном направлении, необходимо повернуть вправо, выровнять автомобиль с прицепом и завершить маневр.

Вождение в темное время суток и при различных погодных условиях

Условия вождения автомобиля в темное время резко отличаются от условий вождения в дневное время. С наступлением темноты ухудшается видимость дорог, окружающих объектов, нарушается представление о пространстве, притупляется наблюдательность, зрение устает гораздо быстрее, чем днем. Кроме того, несмотря на значительное снижение интенсивности движения, ночью опасность движения растет. Статистика показывает, что в темное время суток происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим к каждому ночного рейса стоит заранее готовить автомобиль и изучить будущий маршрут.

Скорость движения в ночное время почти во всех случаях должна быть меньше скорости движения в дневное время. Стоит помнить, что видимость зависит не только от величины освещенности, но также от яркости света, контрастности предметов.

При движении по дорогам лучи фар создают световую полосу, вне которой видимость практически отсутствует. Итак, автомобили и пешеходы, находящиеся на обочине (особенно, если на участке дороги есть повороты), могут не попасть в полосу освещения и, таким образом, могут быть абсолютно невидимы. Своевременно выявить и оценить опасность бывает очень трудно. Положение осложняется еще и тем, что цвет автомобиля и одежду пешеходов могут иметь темные цвета и плохо контрастировать с окружающей обстановкой. На видимость влияет также и цвет дорожного покрытия. Светлая поверхность обеспечивает лучшую, а темная - хуже видимость.

Особенно серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля: видимость резко ухудшается, а зачастую и вовсе пропадает. В этот промежуток времени водитель, продолжая движение, подвергает себя и пассажиров чрезвычайной опасности. Ранее указывалось, что процесс адаптации, то есть восстановление зрительных функций после ослепления, может колебаться в значительных пределах и достигать десяти секунд и более. За это время автомобиль даже при малой скорости (С - 40 км / ч) может пройти сто метров и более. Практически в этих условиях водитель не имеет возможности не только увидеть опасность или препятствие, но и выдержать траекторию движения автомобиля по полотну дороги. Необходимо твердо помнить, что в это время видимость в период встречного разъезда не превышает 25 м. В связи с этим каждый встречный разъезд представляет большую опасность, поэтому необходимо значительно снизить скорость. Максимальная скорость в такой обстановке не должна превышать 30 - 35 км / ч.

Избежать ослепления светом фар встречного автомобиля прежде всего можно своевременным и необходимым переключением с дальнего света на ближний. Такое переключение целесообразно осуществлять за 250 - 300 м до встречного автомобиля, но никогда не менее 150 м, как того требуют ПДД. Если же наступит ослепление, то необходимо снизить скорость до минимума, взять вправо и в крайнем случае остановиться, чтобы пропустить встречный автомобиль.

При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное или поставленное на стоянку на проезжей части или вблизи нее. Такую остановку и стоянку исправного автомобиля вообще не следует допускать, а при возникновении неисправности необходимо принять меры по предупреждению водителей других транспортных средств. Для этого необходимо включить габаритные огни, дополнительно установить за автомобилем специальный выносной знак или фонарь со стеклом красного цвета, принять энергичные меры к скорейшему удалению автомобиля с проезжей части. Ночью не следует смотреть в одну точку перед автомобилем, нужно переводить взгляд ближе и дальше по всей ширине дороги в пределах освещаемого участка. Такое наблюдение задерживает наступление утомления и обеспечивает большую остроту зрения.

Повороты ночью также выглядит иначе, чем днем. Трудно определить их радиус кривизны, а следовательно, и безопасную скорость при проезде поворота. Часто повороты оцениваются как значительно более опасны, так неопытные водители снижают среднюю скорость движения. На поворотах свет фар не возвращается в направлении кривизны, а остается направленным прямо и поэтому лучше освещает внешнюю сторону дуги поворота. К этому необходимо привыкать и соответственно повышать внимание. При проезде поворота малой кривизны стоит пользоваться фарами ближнего света. В случае, если автомобиль оборудован противотуманными или широкозахватными фарами с очень широким пучком, следует включать эти фары вместе с ближним светом фар.

Если разъезд с другим автомобилем происходит на повороте влево, возникает опасность ослепления водителя фарами встречного автомобиля (даже ближним светом фар), часть пучка света которого будет направлена ​​ему прямо в глаза. Поэтому на повороте налево надо подготовиться к возможности ослепления и уже заранее направлять взгляд на правый край дороги, стараясь не смотреть на фары встречного автомобиля, подъезжает к повороту. Вообще при движении никогда не следует смотреть на фары встречного автомобиля. Необходимо направить взгляд можно правее и тем самым сохранить лучшую в этих условиях видимости. Это же поможет быстрее заметить препятствие, которое может оказаться в этом случае только с правой стороны.

Необходимо научиться определять по количеству фар встречный транспортное средство. Если одновременно видны две фары - это автомобиль, если видно только одну фару, можно думать, что это мотоцикл без коляски, но не исключена возможность, что навстречу движется автомобиль с неисправной фарой. Когда светит одна левая фара, то это не так страшно, потому что виден контур автомобиля, когда же исправна только одна правая фара, - опасность вполне реальна: левая сторона автомобиля незаметна, и можно на нее наехать.

Особое внимание стоит обратить на правильную регулировку фар, так как от этого зависит не только дальность освещения, но и величина ослепление фарами водителя встречного автомобиля. Поэтому каждый водитель должен хотя бы раз в год проверять правильность установки фар своего автомобиля на станции обслуживания. Надо помнить, что со временем и увеличением пробега меняется прогиб рессор и других упругих, элементов подвески и автомобиль оседает, что влечет за собой изменение высоты пучков света. Это же относится и к езде с переменной нагрузкой автомобиля.

При подъезде к автомобилю обгоняемого, водитель обязан на расстоянии 150 - 200 м от него сменить дальний свет на ближний, чтобы не ослепить водителя через зеркало заднего вида. Водитель автомобиля, обгоняемого заметив, что автомобиль, обгоняет, оказался рядом с ним, должен принять вправо и уступить дорогу для обгона. В момент обгона стоит немного уменьшить скорость, чтобы сократить время выполнения опасного маневра. Когда автомобиль обгоняет, проедет немного вперед, водитель которого обгоняли должен переключить дальний свет на ближний и ехать с таким светом, пока не перестанет четко видеть дорогу в свете фар едущего спереди, то есть пока автомобиль обгоняет, не проедет на расстояние 200 - 250 м.

Движение автомобиля ночью в составе колонны имеет некоторые особенности. Водители должны твердо знать и выполнять все установленные руководителем колонны световые сигналы, соблюдать необходимую дистанцию ​​и уметь вести наблюдение за автомобилями, идущими впереди.

Управление автомобилем в туман

Движение при тумане опасно тем, что видимость дороги резко ухудшается. Если туман плотный, то лучше его переждать, съехав с проезжей части дороги. Объекты в тумане всегда кажутся отдаленными, чем в действительности. При движении в тумане в темное время суток необходимо включить ближний свет фар, противотуманные фары, а днем ​​подфарники.

Ориентиром при движении служат деревья, столбы и другие предметы в краю дороги. Дальний свет включать не следует, поскольку он рассеивается и лишь ослепляет встречных водителей. Туман всегда находится на некотором расстоянии от поверхности дороги, поэтому свет противотуманных фар эффективнее.

Туман значительно ухудшает видимость, закрывает ориентиры, меняет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый - желтоватым. Поэтому, приближаясь к светофору при тумане, надо замедлить ход автомобиля, внимательно присмотреться к сигналам светофора и выезжать на перекресток только убедившись в правильности сигнала. Кроме того, скорость движения во время тумана необходимо устанавливать с учетом дальности видимости пути. Занавес тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами буквально в нескольких метрах ничего нельзя различить вокруг. Из практики известно, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не более 5 км / ч.

Езда в густом тумане очень быстро исчерпывает физические силы и создает нервное напряжение у водителя. Фары совсем не освещают дорогу, и свет врезается в туман яркими, ослепительными пучками. Поэтому в тумане следует ехать только при ближнем свете фар, которые еще как-то освещают дорогу. Однако лучше использовать специальные противотуманные фары с низким и широким пучком света, лучше проникает сквозь туман (вернее, под туман) и вполне удовлетворительно освещает дорогу.

В тумане не разрешается маневр обгона, выезжать из ряда движения, ездить по трамвайным путям, а также буксировать автомобили. Если необходимо повернуть налево или объехать неподвижный транспортное средство, водитель должен предварительно осмотреть дорогу через открытую дверцу и убедиться в отсутствии транспорта, движущегося сзади или навстречу. При движении в густом тумане можно ориентироваться по краям тротуаров, бордюра. Надо четко соблюдать правила движения, время от времени подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей. Как на стоянке, так и во время движения следует включать освещение.

Управление автомобилем в дождь

Движение во время дождя опасно тем, что поверхность дороги увлажняется вместе с пылью, на ней, который делает дорогу скользкой. Во время дождя резко ухудшается видимость дороги, в этом случае необходимо снизить скорость движения.

1) При разъезде со встречными транспортными средствами и обгоне ветровое стекло забрызгивается. Поэтому пользование стеклоочистителем, где отсутствует жидкость для омывания стекла, ухудшает видимость. Лужи, образовавшиеся заполняют выбоины дороги, поэтому необходимо снизить скорость, чтобы не попасть в яму. В дождь намокают колодки тормозов в связи с чем значительно снижается эффективность торможения. Необходимо чаще производить сушку тормозных колодок, для чего, на короткой дистанции пробега несколькими резкими нажатиями на тормозную педаль просушить тормоза

Вождение автомобиля в условиях низких температур

Вождение автомобиля в условиях низких температур имеет свои особенности. Прежде всего низкая температура воздуха ухудшает работу двигателя, агрегатов и механизмов. Зимой увеличивается вязкость масла и топлива, и тем самым затрудняется смазки агрегатов, снижается работоспособность аккумуляторных батарей, ухудшается эластичность шин. Больше всего стоит опасаться замерзания воды и разрыва трубок радиатора, размораживание блока и головки блока цилиндров. При низких температурах увеличиваются хрупкость и опасность разрушения деталей из пластмасс и резины. Нарушается работа системы питания в результате образования ледяных пробок в трубопроводах и т.д. Холодная погода влияет негативно не только на механизмы автомобиля и состояние дороги, но и на работоспособность водителя.

При подготовке автомобиля к зимней эксплуатациинеобходимо провести в полном объеме очередное техническое обслуживание. Кроме того, выполняют ряд дополнительных работ. Снимают с автомобиля приборы системы питания: бензонасос, карбюратор, фильтры, трубопроводы, топливную аппаратуру в дизелей. Затем очищают и промывают бензиновые баки, трубопроводы, фильтры, регулируют карбюратор на зимний режим работы. Аккумуляторные батареи устанавливают в деревянные ящики и утепляют войлочным чехлом. В батареи заливают электролит повышенной плотности, установленной для данного района. В системе охлаждения проверяют термостат, промывают систему охлаждения двигателя и при необходимости заполняют ее низкозамерзающая жидкостью, утепляют шланги радиатора и водяного насоса. Делают замену летних масел зимними в двигателе и агрегатах силовой передачи, а также в картере руля. Промывают тормозные цилиндры и магистрали этиловым спиртом и заправляют их тормозной жидкостью.

При очень низких температурах окружающего воздуха утепляют тормозную систему, кабину автомобиля, внешние маслопроводы и масляные фильтры системы смазки, масляный картер двигателя. Подготавливают и упорядочивают средства повышения проходимости и самовытаскивания автомобилей.

Управление автомобилем при гололеде

1) При повороте на скользкой дороге нельзя одновременно тормозить и выполнять поворот управляемых колес

2) Водитель должен избегать заноса но не бояться его и в случае появления заноса автомобиля уметь выровнять автомобиль

Устойчивость автомобиля

Устойчивость автомобиля - это его способность двигаться без опрокидывания и бокового заноса. Значение устойчивости повышается при движении в условиях сильно пересеченной местности, по скользкой дороге, на крутых закруглениях пути.

Виды устойчивости автомобиля

Различают продольную, поперечную и боковую устойчивость автомобиля.

Продольная устойчивость- это способность автомобиля сохранять устойчивость в продольном направлении (вдоль дороги) при преодолении подъемов и движении на спусках.

- Чем короче база автомобиля (расстояние между осями), меньше тяговое усилие на ведущих колесах, круче уклон дороги, тем меньше продольная устойчивость. При движении на подъеме нагрузки на задние колеса увеличивается, а на передние уменьшается. Уменьшение давления передних колес на дорогу также уменьшает продольную устойчивость. Однако потеря автомобилем продольной устойчивости (опрокидывания через переднюю или заднюю ось) сравнительно редкое явление и может быть в исключительных случаях - при очень крутом спуске в горных условиях и т. П.

Поперечная устойчивость- это способность автомобиля сохранять устойчивость в поперечном направлении (поперек дороги) при движении по дороге с поперечным уклоном и по косогору.

Факторы от которых зависит поперечная устойчивость автомобиля

1. Колея автомобиля. Чем шире колея автомобиля (расстояние между колесами) тем устойчивость автомобиля больше

2. Центр тяжести автомобиля. Чем ниже располагается центр тяжести в автомобиле тем устойчивость автомобиля больше.

Значительное повышение центра тяжести в результате высоты груза снижает поперечную устойчивость автомобиля.

Обозначив центробежную силу через C, приложим ее к центру тяжести автомобиля; принимаем вес автомобиля равным G и направим его с этой же точки вертикально вниз. Опрокидывания автомобиля может наступить только в том случае, когда точка пересечения равнодействующая этих двух сил R с землей выйдет за пределы ширины автомобиля АВ.

3. Угол уклона дороги. Чем больше угол, тем величины сил действующих на автомобиль увеличивается и когда они будут крупнее боковое сцепление колес с дорогой то автомобиль начнет сносить а при очень крутом углу возможно и опрокидывания автомобиля.

4. Радиус поворота. Чем круче поворот по которому движется автомобиль тем устойчивость автомобиля меньше, а если поворот происходит на больших скоростях то автомобиль теряет устойчивость может возникнуть занос автомобиля или и опрокидывания автомобиля

5. Размер и эластичность и состояние шин. При использовании низкопрофильных шин устойчивость автомобиля увеличивается за счет их эластичности пятно контакта шины с дорогой увеличивается, но при этом управляемость автомобиля ухудшается. Состояние шины также влияет на устойчивость автомобиля при величине протектора шины в пределах нормы его устойчивость будет больше чем с изношенным (лысым) протектором так я к в таком случае коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается

6. Расположение груза в кузове автомобиля. Устойчивость автомобиля при торможении может быть нарушена вследствие неправильного размещения груза в кузове. В результате появляется сила инерции, создает крутящий момент, который может вызвать занос автомобиля. Если центр тяжести будет находиться не по продольной оси, а сдвинут к одному из бортов автомобиля, опасность переворачивания увеличивается вследствие возникновения крутящего момента при повороте в сторону, где находится груз. Особую осторожность необходимо соблюдать при вождении автомобилей перевозящих жидкие грузы в цистернах, если цистерна полностью не заполнена. В таком случае автомобиль становится неустойчивым особенно при резких поворотах, резком торможении и ускорении.

studfiles.net

Занос автомобиля. Причины возникновения и способы устранения

Занос автомобиля. Причины возникновения и способы устранения

занос автомобиляВ зимний период времени, причиной большинства аварий на дорогах, является занос автомобиля. Он происходит за считанные секунды, а вот последствия могут длиться долгие годы. Так как даже самые опытные водители подвержены неожиданному заносу, мы решили описать основные причины заноса. Также в этой статье будет указано, как действовать при заносе. Если вы переживаете за свою жизнь и здоровье окружающих, почитайте данную статью.

 Причины заноса автомобиля

• Наезд на бровку. Это, пожалуй, самая распространенная причина, по которой автомобиль может стать совершенно неуправляемым. Причиной наезда на бровку может быть невнимательность автовладельца, также злую шутку может сыграть сильный боковой ветер или сбитые настройки развала-схождения; 

• Резкое движение рулем. Многие водители, управляя автомобилем, предпочитают резкие движения. Это не всегда безопасно. Например, если резко дернуть рулем, автомобиль станет совершенно непослушным. Лучше этого не делать;

• Выброс из колеи. Как в России чистят дороги вспоминать не стоит. К сожалению, из-за несвоевременной чистки дорог, на многих из них образуется колея. Если водитель позволит себе на секунду отвлечься, колея может выбросить автомобиль куда угодно;

• Подача топлива при повороте. Это касается заднее приводных автомобилей. Не завершив поворот, автовладелец начинает разгон. Такое действие приведет к заносу. Поэтому, завершайте поворот, а потом уже разгоняйтесь;

Как действовать при заносе

Если вспомнить книжку, в которой описаны ПДД, то там достаточно последовательно описаны все действия при заносе. 

• Сохраняйте спокойствие, не делайте резких движений;

• Поверните руль в сторону заноса;

• Нельзя прибегать к мгновенному торможению;

• Постепенно выровняйтесь и продолжите движение;

На самом деле, лучше всего не попадать в такие ситуации. Поэтому, будьте внимательны, когда едете за рулем. Соблюдайте правила дорожного движения, и все у вас будет замечательно!

  • < Назад
  • Вперёд >

vsto.by

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

Теперь пойдут задачки посерьёзнее. Авторы Билетов хотят выяснить, знаете ли вы, какие силы могут действовать на автомобиль в процессе движения, что такое занос автомобиля, как в него не попасть и как из него выбраться, если уж занос случился.

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

 

 

На сухой дороге колёса надёжно держатся за дорожное покрытие, и центробежная сила не может снести автомобиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_00.zadachi-gibdd

 

И вот, что ещё важно знать водителю. Самое низкое расположение центра тяжести – у пустого автомобиля. При полной нагрузке (с грузом в багажнике и пассажирами в салоне) расположение центра тяжести существенно увеличивается.

 

А центробежная сила как раз и приложена к центру тяжести автомобиля, и при прохождении поворота это необходимо учитывать.

 

 

 

 

 

 

С грузом и пассажирами вероятность опрокинуться выше!

Задача 34

 

Легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте:

 

1. Без пассажиров и груза.

 

2. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике.

 

3. С пассажирами, но без груза.

 

4. С пассажирами и грузом.

 

 

 

А теперь вспоминаем курс школьной физики:

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_01.zadachi-gibdd 

 

 

Центробежная сила прямопропорциональна массе автомобиля, прямопропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если скорость увеличить , центробежная сила увеличится

И наоборот, если скорость уменьшить ,  центробежная сила станет меньше

Задача 35

 

С увеличением скорости движения на повороте величина центробежной силы:

 

1. Не изменяется.

 

2. Увеличивается пропорционально скорости.

 

3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

 

 

Задача 36

 

Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?

 

1. Увеличение скорости движения.

 

2. Снижение скорости движения.

 

3. Уменьшение радиуса прохождения поворота.

 

 

 

 

 

Что интересно! Даже не зная о существовании этой формулы, в жизни мы поступаем строго в соответствии с ней – перед входом в поворот снижаем скорость, а, проходя поворот, стараемся по максимуму «спрямить кривую», то есть по возможности стараемся увеличить радиус поворота. Такие действия подсказывает нам вестибулярный аппарат, заложенный в нас Создателем.

 

 

А что будет, если в процесс прохождения поворота нажать на педаль тормоза?

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_02.zadachi-gibdd

 

 

 

При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_03.zadachi-gibdd

 

 

В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

 

Это явление называют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда возьмется это боковое усилие? К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно. Чего стоит только одна центробежная сила!

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_04.zadachi-gibdd

 

При прохождении любого поворота на автомобиль обязательно действует центробежная сила, приложенная к центру тяжести машины.

 

Поскольку передние колёса всегда лучше держат дорогу (они нагружены тяжёлым двигателем), то, как правило, центробежная сила сдвигает в сторону заднюю ось. Происходит занос автомобиля при прохождении поворота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_05.zadachi-gibdd

 

Если сейчас со страху тормозить, к центробежной силе добавятся ещё две – тормозящее усилие передних колёс, и сразу же возникающая сила инерции.

 

Глядя на рисунок, должно быть понятно, что сейчас машину выбросит на обочину и там она обязательно перевернётся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_06.zadachi-gibdd

 

Поэтому тормозить в процессе поворота крайне нежелательно. Снижать скорость нужно до входа в поворот, а сам поворот следует проходить, что называется, «в натяжку».

 

То есть на педаль газа давим, но очень несильно так, чтобы автомобиль проходил поворот и без замедления, и без ускорения. В этом случае никакие силы (кроме центробежной) на автомобиль не действуют, а саму центробежную силу мы уменьшили до безопасного предела, снизив скорость до входа в поворот.

 

 

 

 

 

 

Задача 37

 

Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?

 

1. Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте.

 

2. Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить.

 

3. Допускается любое из перечисленных действий.

 

 

 

Необходимо понимать – для того чтобы создались условия для заноса автомобиля,

 

вовсе не обязательно двигаться по криволинейному участку дороги.

 

Занос автомобиля может произойти и на прямолинейном участке, и порой для этого достаточно просто тормознуть или, наоборот, резко нажать на педаль газа, или резко вывернуть рулевое колесо при объезде препятствия.

 

Ответ очень простой – надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос!

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_07.zadachi-gibdd

 

При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

 

А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс  (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).

 

 

 

 

 

 

Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_08.zadachi-gibdd

 

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

 

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_09.zadachi-gibdd

 

 

В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

 

Если сейчас не прекратить торможение, дальнейшее движение будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться.

 

Изменить ситуации может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_10.zadachi-gibdd

 

Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль (колёса свободно катятся). Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд!

 

Не беда, поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

 

(Сравните этот рисунок с верхним. Видите, как на этом рисунке водитель повернул передние колёса в сторону заноса).

 

 

 

 

 

 

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам.

 

Это и принято называть «поворот рулевого колеса ».

 

Задача 38

 

Для предотвращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

 

1. Прекратить начатое торможение.

 

2. Выключить сцепление.

 

3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль.

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_11.zadachi-gibdd

 

При разгоне расклад сил прямо противоположный.

 

Теперь сила инерции направлена назад, а вперёд автомобиль тянут ведущие колёса. И если ведущие колёса надёжно держат дорогу (не буксуют), то и автомобиль ведёт себя идеально, послушно выполняя все желания водителя.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_12.zadachi-gibdd

 

 

Однако нет никакой гарантии, что левые и правые колёса всегда держатся за дорогу абсолютно одинаково. Мы уже упоминали о возможной разнице давления в шинах, или, скажем, слева проезжая часть сухая, а справа влажная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому занос можно получить не только при торможении, но и при ускорении.

 

Достаточно резко нажать на педаль газа (особенно на скользком покрытии) и ведущие колёса начнут вращаться с пробуксовкой. А любое проскальзывание колёс – это потеря сцепления с дорогой.

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_13.zadachi-gibdd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_14.zadachi-gibdd

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так что во всех случаях рецепт один – ,

то есть в данном случае – уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива.

 

 

Задача 39

 

Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?

 

1. Усилить нажатие на педаль.

 

2. Не менять положения педали.

 

3. Ослабить нажатие на педаль.

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_15.zadachi-gibdd

 

 

Иногда водителям приходится резко вильнуть при объезде препятствия.

 

Представим, что водитель, двигаясь со скоростью 60 км/ч, в последний момент решил объехать канализационный люк.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_16.zadachi-gibdd

 

Но ведь резкий поворот направляющих колёс это тоже своеобразное торможение. В прямом направлении скорость автомобиля резко падает, и машина заметно приседает на передние колёса.

 

А раз есть торможение, сразу же появляется сила инерции, при этом корпус автомобиля уже развёрнут – идеальные условия для заноса!

 

Летом на сухом асфальте ничего страшного не случится, просто машину качнёт туда-сюда при объезде препятствия.

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_17.zadachi-gibdd

 

 

Но зимой на скользкой дороге занос гарантирован. Более того – в следующее мгновение скользить будут все четыре колеса.

 

Да и летом, если скорость под сотню, события будут развиваться точно так же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делать?

 

Да всё то же самое. Как только водитель почувствовал, что автомобиль уходит в занос, надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос. И теперь уже бог с ним, с этим люком.

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_18.zadachi-gibdd

 

 

Быстро (но плавно!) поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса.

 

Передние колёса «цепляют» дорогу (перестают скользить), управляемость автомобиля восстанавливается, и машина послушно возвращается на свою полосу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 40

 

Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?

 

1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.

 

2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

 

3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения.

 

 

 

Пришло время поговорить о различии в управлении автомобилем и

 

И тот, и другой совершенно одинаково уходят в занос. Но вот выбираются из заноса по-разному. Связано это с тем, что задние колёса автомобиль, а передние – автомобиль.

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_19.zadachi-gibdd

 

 

Представьте человека, который привязал к спинке санок палку и пытается ею толкать эти санки.

 

Ведь они тут же начнут складываться влево или вправо. То есть по аналогии с автомобилем заднюю ось будет заносить толкающее усилие.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_20.zadachi-gibdd

 

 

Если же человек догадается привязать палку или просто веревку спереди и потянет санки, то они будут следовать за ним, как нитка за иголкой без всяких заносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно этим и отличается передний привод от заднего. Если задние колёса толкают массу, расположенную перед ними, то передние колёса тянут массу, расположенную после них.

 

Именно поэтому, выходя из заноса на заднем приводе, мы плавно уменьшаем нажатие на педаль газа, пытаясь усмирить центробежную силу и восстановить управляемость автомобиля.

 

И именно поэтому на переднем приводе, мы слегка увеличиваем нажатие на педаль газа, чтобы передние колёса вытащили нас из заноса.

 

 

 

Итак, на повороте возник занос задней оси автомобиля (задние колёса скользят по дороге, и центробежная сила несёт их на обочину). И именно задние колёса у нас ведущие.

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_21.zadachi-gibdd

 

Если сейчас добавить крутящий момент на ведущие колёса (то есть нажать на педаль газа) ситуация только усугубится – мало того, что задние колёса скользят, так теперь ещё и буксуют, и сцепление с дорогой потеряно окончательно.

 

В то же время нельзя и нажимать на педаль тормоза или резко бросать газ – в этом случае к центробежной силе добавиться ещё и сила инерции, и это только усилит занос.

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминаем наш общий универсальный принцип – надо избавиться от причины, вызвавшей занос.

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_22.zadachi-gibdd

 

А заносит нас центробежная сила. Ну, совсем-то от неё избавиться невозможно, но можно её уменьшить, если снизить скорость.

 

Только снижать скорость нужно плавно, слегка уменьшая подачу топлива, одновременно поворачивая рулевое колесо в сторону заноса.

 

После того как управляемость автомобиля восстановится, завершаем поворот.

 

 

 

 

Задача 41

 

Что следует предпринять, если на  повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля?

 

1. Увеличить подачу топлива, рулевым колесом стабилизировать движение.

 

2. Притормозить и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

 

3. Значительно уменьшить подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса.

 

4. Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

 

 

 

 

И опять на повороте возник занос задней оси автомобиля. Только на этот раз автомобиль переднеприводной.

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_23.zadachi-gibdd

 

 

Как вы думаете, если сейчас повернуть рулевое колесо в сторону заноса и добавить крутящий момент на ведущие колёса, вытянут ли передние колёса нас из заноса?

 

 

 

 

 

 

 

Только помните!

 

Наращивать давление на педаль газа нужно слегка, очень плавно и очень осторожно, не допуская пробуксовки передних колёс. Как же они будут тянуть, если начнут буксовать?

 

Задача 42

 

На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?

 

1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение.

 

2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса.

 

3. Слегка увеличите подачу топлива, корректирую направление движения рулевым колесом.

 

4. Значительно  увеличите подачу топлива, не меняя положение рулевого колеса.

 

 

Задача 43

 

Устранение заноса задней оси путём увеличение скорости возможно:

 

1. Только на переднеприводном автомобиле.

 

2. Только на заднеприводном автомобиле.

 

3. На любом автомобиле из перечисленных.

 

 

 

Современные автомобили снабжены всевозможными устройствами, помогающими водителю избегать неприятностей на дороге.

 

К числу таких умных устройств, прежде всего, относится – антиблокировочная тормозная система.

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_24.zadachi-gibdd

 

 

Однако следует знать, что антиблокировочная система очень хороша только на прямолинейных участках. При торможении она так умело перераспределяет тормозное усилие по колёсам автомобиля, что все четыре колеса всегда надёжно держатся за дорогу. А это, в свою очередь, исключает занос автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_25.zadachi-gibdd

 

 

Но против бокового усилия, то есть против центробежной силы, возникающей на повороте, АБС бессильна.

 

На сухом покрытии центробежная сила может попросту опрокинуть автомобиль.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_26.zadachi-gibdd

 

 

На скользком покрытии та же центробежная сила может легко занести заднюю ось автомобиля…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 26.5. Что такое занос автомобиля, и как с ним бороться. 26.5_27.zadachi-gibdd

 

 

… или даже полностью снести автомобиль с дороги. И тут никакая АБС не поможет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 44

 

 

Исключает ли антиблокировочная тормозная система (АБС) возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

 

1. Полностью исключает возникновение только заноса.

 

2. Полностью исключает возникновение только сноса.

 

3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса.

 

 

xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai

Что такое занос, почему он происходит и как из него выйти

Чтобы выйти из заноса, водителю нужно хорошо представлять, что это такое и почему происходит. С этого и начнем.

Снос и занос – это главные враги, которые встречает автолюбитель на скользкой дороге. Они являются основными причинами аварий в зимнее время.

А чем отличается занос от сноса? Заносом называется скольжение задней оси машины, когда корма догоняет переднюю часть. Автомобиль при этом разворачивает. Снос – это скольжение передней оси, когда колеса вывернуты в сторону, а машина едет прямо. Причины этих ошибок кроятся в резком торможении или высокой скорости на скользкой дороге.

Обычная реакция водителя при возникновении заноса – начинать тормозить. Но эта большая ошибка. Тормозной педалью занос не победить. Методы борьбы со скольжением будут зависеть от привода автомобиля.

Очень важно сразу же вернуть руль в прямое положение, иначе начинается ритмический занос. На заднем приводе газ нужно отпустить, а на переднем – добавить. На полном же приводе бороться с заносом нужно удерживанием постоянной тяги.

Несколько тренировок на специальном полигоне и вы научитесь выходить из заноса. Только не пытайтесь этому учиться на обычных улицах. Это опасно для вас и других водителей.

Видео

Дополнительные советы по выходу из заноса смотрите в видео:

Если вы сами пробовали отрабатывать навыки преодоления возникающего заноса, то оставляйте комментарии о своих успехах.

Еще об экстремальном вождении и другие советы автолюбителям:

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

autozam.ru