|
|
Современные автомобильные бензины настолько сложны по своему углеводородному составу и наличию присадок различного функционального назначения, что качество товарных бензинов контролируется двадцатью показателями, в т.ч. октановое число бензина, результаты оценки которых фиксируют в паспорте качества на каждую партию бензина. Если такие показатели качества, как индукционный период или водорастворимые кислоты и щелочи известны только специалистам, то, что такое октановое число (ОЧ) бензина, знают практически все. Этот показатель характеризует самое главное эксплуатационное свойство бензина — его детонационную стойкость(ДС), величина которой настолько важна, что обозначена в каждой марке бензина. Например, в основном отечественном стандарте на бензины (ГОСТ Р 51105-97) предусмотрена маркировка различных марок автобензина в соответствии с мировыми требованиями: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Цифры в маркировке указывают на величину детонационной стойкости данной марки бензина в единицах ОЧ, определенных по исследовательскому методу (ОЧИ) на специальной стандартной одноцилиндровой моторной установке. Почему такое повышенное внимание к октановому числу бензина и его значению? Очевидно, потому что величина ДС бензина прямым образом влияет на мощность бензинового двигателя и его топливную экономичность. Именно поэтому за почти столетний период развития бензинового двигателя ДС товарных бензинов увеличилась с 66 до 98 октановых единиц. Высокого значения ДС бензина можно добиться технологическим путем — с помощью вторичных каталитических процессов переработки прямогонных бензиновых нефтяных фракций в высокооктановые бензиновые компоненты. При этом значительно возрастают расход нефти и стоимость производства бензина. Можно добавлять в бензин высокооктановые спирты и эфиры, что требует больших капиталовложений на организацию многотоннажного промышленного производства этих синтетических компонентов. Самый экономичный путь повышения детонационной стойкости бензина — это применение антидетонационных (АД) присадок, способных при концентрации в бензине сотых долей процента повысить его октановое число на 8 и более единиц. Производство автобензинов без использования АД присадок в 5-7 раз дороже по сравнению с производством, в котором такие присадки применяются.Первой АД присадкой, получившей путевку в нефтеперерабатывающую промышленность, стала этиловая жидкость на основе высокотоксичного, но очень эффективного антидетонатора тетраэтилсвинца (ТЭС). С этого момента началась и до настоящего времени не прекращается своеобразная «гонка за лидером» в направлении разработки эффективных, экологически безопасных и рентабельных в производстве АД присадок. Любопытна история создания свинцового антидетонатора, который на многие десятилетия стал основой промышленного производства бензинов. Впервые ТЭС был синтезирован в 1852 г. и долгое время рассматривался лишь как образец редкого химического металлоорганического соединения. В 1921 г. один инженер в Америке построил небольшую электростанцию с бензиновым двигателем. Но ее не застраховали по причине высокой пожарной опасности применяемого бензина. Была предпринята попытка заменить бензин керосином. Но при этом двигатель работал с большой детонацией (ОЧИ керосина всего 30 единиц) и мог в любую минуту выйти из строя. Чтобы не переделывать двигатель, приятели инженера Миджлей и Бойд в лаборатории фирмы «Дженерал Моторс» попробовали найти вещество, способное повысить ДС керосина и подавить детонацию в двигателе. Среди многих химических соединений исследователям попался ТЭС, который показал свою исключительную антидетонационную эффективность и сразу же был запатентован в качестве антидетонатора, конечно, не к керосину, а к автомобильному бензину, потребность в котором возрастала буквально с каждым днем. Еще одним свидетельством американской предприимчивости и деловитости стал факт сверхбыстрого строительства завода по производству ТЭС и этиловой жидкости на его основе, который заработал с февраля 1923 г. В продажу все в большем количестве стал поступать этилированный высокооктановый бензин под названием «этилбензин». Высокоприбыльное производство эффективной, хотя и очень ядовитой, этиловой жидкости постоянно расширялось и к середине минувшего века достигло в мировом масштабе сотен тысяч тонн в год, причем добавлялась она к бензину в мизерных количествах — около 1 мл на 1л бензина. А дальше, на первый взгляд, произошло невероятное. Америка, приложившая немалые усилия для мирового распространения ТЭС, включая жесточайшую борьбу против других антидетонаторов, одной из первых стала в 1970 г. ограничивать его применение в бензинах на своей территории, а в 1986 г. полностью запретила в стране производство и применение этилированных бензинов из-за возрастающего свинцового отравления окружающей среды продуктами сгорания ТЭС в автомобильных двигателях. Кроме того, ТЭС буквально за несколько часов прекращал работу каталитических нейтрализаторов отработавших газов (ОГ) бензиновых двигателей. Получив колоссальный технический и экономический эффект от применения ТЭС, американское общество ужаснулось, оценив понесенные экологические потери. Только в одном 1975 г. в атмосферу Земли вместе с ОГ двигателей попало, по различным оценкам, от 150 до 260 тысяч тонн свинца, этого сильнейшего токсина, способного накапливаться в организме человека и снижать содержание в крови ее основного компонента — гемоглобина. Губительному воздействию свинца в первую очередь подвержены дети. Повышенная агрессивность, потеря интереса к развитию, умственная отсталость — типичные признаки отравления свинцом, которые стали все чаще фигурировать в медицинской статистике. В нашей стране ТЭС и этиловые жидкости не применялись до 1942 г. Но, получив по ленд-лизу у союзников первые партии грузовиков Studebekker, а также американских и английских истребителей, нам пришлось срочно закупать этиловую жидкость. Дело в том, что степень сжатия иностранных карбюраторных двигателей была выше, чем у отечественных, и надо было этилировать отечественные бензины для повышения их ДС, что и было организовано не только на нефтеперерабатывающих заводах, но и на армейских складах горючего. После войны постановлением правительства применение этилированных бензинов было запрещено в Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и в курортных зонах. Но обеспечить выполнение этого постановления было крайне затруднительно из-за все возрастающего объема в стране междугородных автомобильных перевозок. Выше уже отмечалось, что после «рождения» ТЭС постоянно проводились исследования с целью создания его не менее эффективной, но менее токсичной альтернативы. В результате была исследована АД эффективность тысяч соединений, содержащих в своем составе практически все элементы периодической системы Д.И. Менделеева. Но для организации промышленного производства наиболее эффективных антидетонаторов необходимо решить многочисленные задачи сырьевого, технологического и экономического характера, а также вопросы обеспечения требований надежной и долговечной эксплуатации двигателей на бензине с новыми АД присадками. В круг изучаемых проблем входили вопросы растворимости антидетонатора в бензине, его стабильности в нем в условиях транспортирования и хранения горючего, влияния антидетонатора на состав ОГ двигателя, количество отложений в камере сгорания, эффективность работы нейтрализатора ОГ и т.д. Несмотря на большой список выявленных эффективных антидетонаторов различного химического состава, в промышленных масштабах реализованы АД присадки только на основе трех химических элементов: свинца, марганца и железа. Это уже известный нам ТЭС и его ближайший «химический родственник» тетраметилсвинец (ТМС), циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (МЦТМ), дициклопентадиенил железа (ферроцен) и его алкильные производные. ТЭС и ТМС под давлением возрастающих требований к экологической безопасности автотранспорта завершают свою «биографию» в истории науки и техники. В ряде развитых стран, в том числе и в России, применение в бензинах свинецсодержащих АД присадок запрещено, и эта тенденция постоянно расширяет свои географические границы. Присадки на основе марганца применяются в высокооктановых бензинах в ограниченных масштабах, в основном из-за низкой допустимой концентрации (не более 17 мг марганца на 1 л бензина), что не позволяет им серьезно конкурировать в борьбе за ОЧ со спиртами и эфирами. В середине 90-х годов прошлого века в производство автобензинов все более энергично стали внедряться эффективные и экологически безопасные АД присадки на основе ферроцена, и произошло это в России. Развитию этого нового направления способствовал ряд факторов экологического, экономического и технического характера. На основании указанных факторов, а также положительных межведомственных приемочных результатов испытаний в 1994 г. допущены к производству и применению бензины А-76 и Аи-93 с первой отечественной АД присадкой на основе гидроксиизопропилферроцена, получившей название ФК-4. В дальнейшем разработано несколько присадок на основе других производных ферроцена, но далеко не все из них по результатам испытаний допущены к применению. Специалистам в области нефтепродуктообеспечения и эксплуатации автотранспорта перечень железосодержащих присадок, допущенных к применению в бензинах, был бы полезен, чтобы не использовать непроверенные присадки и подделки. Вот этот перечень: ФК-4 (ТУ 38.301-27-012-94), «ФеРоЗ» (ТУ-38.401-58-83-94), «Октан-максимум» (ТУ 6-00-05808008-002-96), «Феррада» (ТУ 38.401-58-186-97), «АПК» (ТУ 38.401-58-189-97), «МАФ» (ТУ 38.401-58-217-98), «SOA» (ТУ 0257-309-05808008-99), «КВ-мотор» (ТУ 0257-001-18419946-99). Еще одна важная деталь. Все АД присадки на основе ферроцена должны содержаться в бензинах в концентрации не более 37 мг железа на 1 л, что определено требованиями технических условий на бензинах этого вида. В случае превышения указанной концентрации возрастает склонность бензина к образованию отложений на электродах свечей зажигания, что снижает надежность их работы. Предельная концентрация железосодержащих присадок в бензине установлена на основании результатов большого объема стендовых, дорожных и эксплуатационных испытаний отечественных автомобилей и иномарок. Под пристальным вниманием специалистов автомобили проехали на железосодержащих бензинах сотни тысяч километров. В результате показано, что при этом не снизились надежность и параметры работы двигателей, зафиксировано уменьшение концентрации в ОГ токсичных компонентов: окиси углерода на 15-30 % и несгоревших углеводородов — в 1,2-2,8 раза. Однако в условиях функционирующих в стране многочисленных малотоннажных производств бензинов, основанных на смешении бензиновых компонентов и присадок, иногда допускают передозировку железосодержащих присадок с целью получения максимального АД эффекта от их применения. В результате бензин фактически не соответствует по качеству требованиям ТУ, а возможные в случае применения такого бензина неполадки в работе свечей зажигания целиком лежат на совести недобросовестных производителей. К сожалению, зафиксировав перебои в работе свечей зажигания, зачастую начинают обвинять во всех грехах «железо», забывая, что в пересоленном супе виновата не соль, а повар. Объективности ради следует отметить, что попытки «потеснить» в бензине опасный свинец железом имели место и ранее. В Германии в 30-х годах прошлого века в противовес этилированному бензину начали выпускать под названием «моталин» бензин с железосодержащей присадкой на основе пентакарбонилжелеза (ПКЖ), но выявленный в результате повышенный износ двигателей заставил прекратить выпуск такого бензина. Причина неудачи заключалась в чрезвычайно высокой концентрации ПКЖ и его низких эксплуатационных свойствах, которые так и не удалось улучшить немецким химикам. Отечественным специалистам на основе результатов большого объема исследований и испытаний удалось избежать ошибок предшественников. Как и все новое в науке и технике, применение в бензинах ферроценсодержащих присадок имеет своих сторонников и противников. Одним из главных аргументов оппонентов является довод о том, что железосодержащие АД присадки не применяются нигде, кроме России, а значит, в этом есть еще не изученная и не понятная нам причина. В ответ можно привести десятки примеров разного подхода в нашей стране и за рубежом к решению одних и тех же технических проблем. Например, после запрета в США в 1986 г. применения этилированных бензинов американские автомобилестроители столкнулись с серьезной проблемой повышенного износа седел впускных клапанов бензиновых двигателей. Следует отметить, что Америка шла к этому решению с 1970 г., то есть 16 лет, и тем не менее! В России после перехода в 2002 г. исключительно на применение неэтилированного бензина (а сокращение использования в бензинах ТЭС началось у нас только в середине 90-х годов) такой проблемы не возникло. Положительную роль сыграло очередное русское ноу-хау, известное специалистам в области создания и испытания двигателей. Несмотря на почти двадцатилетний период успешного и все более масштабного применения в отечественных бензинах железосодержащих присадок, исследования и испытания их продолжаются. На повестке дня стоит задача исследования возможных полезных свойств бензина с добавкой ферроцена, который является основой многих ценнейших кроветворных лекарств (например, ферроцерон), а также лекарств против железодефицитной анемии. Дело в том, что молекула ферроцена по своему строению похожа на молекулу гемоглобина, который также содержит железо и является одним из основных компонентов крови (около 15% от ее массы), выполняя роль переносчика кислорода воздуха из легких человека ко всем органам и тканям его тела. Вообще, среди группы химических элементов, необходимых для роста, развития и репродуцирования человека (а таких всего восемь), железо стоит на первом месте. По содержанию в земной коре железо занимает третье место после кислорода и кремния. Суточная потребность этого жизненно важного для человека элемента значительна и составляет для мужчин 10 мг, а для женщин почти в два раза больше — 18 мг. Может быть поэтому средняя продолжительность жизни у женщин в разных странах превышает данный показатель у мужчин на 10 и более лет. Чтобы подтвердить гипотезу полезного влияния присадок на основе ферроцена в бензине на здоровье человека, необходимы длительные исследования. Таким образом, в борьбе за прекращение производства и применения высокотоксичных и экологически опасных присадок на основе ТЭС наша страна продемонстрировала свой особенный «русский путь», призвав для вытеснения из бензина ядовитого элемента свинца жизнеутверждающий элемент железо, определивший в начале первого тысячелетия до нашей эры индустриальный путь развития земной цивилизации. Святослав ЛЕБЕДЕВ Литература:1. Лернер М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив — М: Химия, 1979.2. Сачивко А.В., Твердохлебов В.П., Демьяненко Е.А., Поляков Б.В. Новые присадки к моторным топливам: технические и экологические аспекты// Российский химический журнал, №1-2, 1998, с. 176-185.3. Буцкой Ю. Железный занавес для детонации// журнал «За рулем», № 6, 2000.4. Андреев И.Л. Ноу-хау в бензобаке// журнал «Российская Федерация сегодня», № 17, 2001, с. 49-52.5. Емельянов В.Е., Симоненко Л.С., Скворцов В.Н. Ферроцен — нетоксичный антидетонатор для автомобильных бензинов// журнал «Химия и технология топлив и масел», № 4, 2001, с. 6-8. motornoe.com Некачественный автомобильный бензин способен отрицательно повлиять на работу двигателя, а также засорить карбюратор, фильтр, форсунки и т.д. Избежать отрицательных последствий от его применения можно с помощью различных добавок в топливо, продаваемых в магазинах автозапчастей. Автомобильные бензины это смесь углеводородов, вырабатываемых из природного сырья – нефти и газового конденсата. Их производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), при этом добавляя различные присадки для получения необходимых эксплуатационных свойств: Заводские присадки должны быть введены в бензин производителем в соответствии с нормативной и технологической документацией. Например, согласно ГОСТ Р 51105-97 предусмотрены высокооктановые, антиокислительные, моющие и другие присадки, улучшающие качество бензинов и допущенные к применению в Россиийской Федерации.Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, наиболее распространенных в настоящее время, включает в себя следующие буквы и цифры: Марки автомобильных бензинов, вырабатываемых российскими НПЗ:- АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – по ГОСТ 2084-77 и различным заводским ТУ4.- «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98» – по ГОСТ Р 51105-97, обладающие улучшенными свойствами (см. табл.) и обеспечивающие возможность выполнения норм Евро-2. - «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98» – по ГОСТ Р 51866-2002, соответствующему европейскому стандарту ЕН-228-99 (предназначены для обеспечения норм Евро-3). Технологическое оборудование, используемое сырье и присадки на различных НПЗ неодинаковы. Поэтому вырабатываемые ими бензины отличаются по составу, даже если относятся к одной марке. В любом случае качественным считается топливо, полностью соответствующее ГОСТу или ТУ, по которым оно произведено. Появление на рынке некачественного продукта может быть связано с тем, что бензин: Добавки вводятся в бензин в процессе эксплуатации автомобиля для улучшения его свойств, а также промывки и удаления образовавшихся отложений и нагара. В розничной торговле, как правило, предлагаются смеси, расфасованные в пластмассовые флаконы или жестяные банки емкостью 236–473 мл. Наряду с основными свойствами, октаноповышающими, водоудаляющими и моющими, эти смеси имеют ряд других дополнительных свойств. Для этого в их состав могут быть введены: Для автомобилей с турбонаддувом и при наличии нейтрализатора отработавших газов применяют безопасные для них добавки, что должно быть указано на этикетке5.Антидетонаторы или «октан-бустеры» предназначены для увеличения октанового числа бензина. В настоящее время их в основном изготавливают на основе: Удалители влаги препятствуют кристаллизации воды и образуют при введении в бензин низкозамерзающие смеси, что исключает возможность образования ледяных пробок.Моющие добавки в качестве основного компонента содержат поверхностно активные вещества (ПАВ). Как профилактическое средство они наиболее полезны в российских автомобильных бензинах. Это связано с тем, что из-за значительного количества ароматических углеводородов повышается вероятность образования загрязнений.Наиболее совершенные моющие добавки способны предотвратить образование отложений не только в приборах топливоподающей системы, но и на форсунках и впускных клапанах. Кроме того, они замедляют нагарообразование в камере сгорания и устраняют связанное с этим ухудшение работы двигателя.Как правило, моющие добавки различают по основному назначению. Промывочные составы позволяют осуществить комплексную очистку от отложений и нагара сильно загрязненных систем питания карбюраторных и инжекторных двигателей. Их применяют специалисты в автосервисах с использованием специального оборудования и различных схем очистки. Для исключения возможности смыва загрязнений из топливного бака, способных засорить при промывке всю систему топливоподачи, бензонасос и топливный фильтр автомобиля отключают. Обработка выполняется при работе двигателя в определенном режиме на топливе с растворенным в нем промывочным составом. Он поступает под давлением от установки, которая подключается к двигателю и на время промывки выполняет роль системы топливоподачи.Основное преимущество данного метода в том, что отпадает необходимость демонтажа с двигателя приборов системы питания топливом. 1 Наиболее опасным последствием детонации может быть повреждение и даже разрушение деталей двигателя – поршней, поршневых колец, выпускных клапанов и т.д.2 Октановое число, определенное моторным методом, на 4-10 единиц меньше, чем по исследовательскому методу. Эта разница между октановыми числами одного и того же бензина называется чувствительностью. Чем она меньше, тем лучше антидетонационные свойства.3 Чем выше октановое число, тем лучше качество бензина – меньше содержание серы и смолистых веществ, больше химическая стабильность и т.д.4 Параметры бензинов по ГОСТ 2084-77 существенно отличаются от зарубежных аналогов. В целях доведения качества продукции до европейского уровня, особенно в части экологических требований, введены новые стандарты – ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.5 Существуют специальные составы для очистки каталитических нейтрализаторов. wiki.zr.ru
Производить бензин с высокими показателями октанового числа можно двумя способами: сложным технологическим, что обусловливает высокую себестоимость получаемого продукта, и более простым и дешевым — путем добавления специальных добавок (антидетонаторов). Так, из Аи-76 можно легко получить Аи-92, а из Аи-92 - Аи-95. Давайте посмотрим как это можно сделать.
Одним из наиболее широко используемых в настоящее время средств для увеличения уровня октанового числа считается метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), представляющий собой бесцветную легковоспламеняющуюся жидкость со свойственным ей запахом. МТБЭ характеризуется высоким октановым числом и нетоксичностью. При добавлении 10-15% МТБЭ в состав бензина, рост октанового числа составляет порядка 6 — 12 единиц. Большинство высокооктановых бензинов производится с применением этой или других аналогичных добавок эфирного класса. К недостатка МТБЭ можно отнести его высокую летучесть и возможность испарения из бензина в жаркую погоду.
В бензин также могут добавляться и спирты (метиловый и этиловый). К примеру, добавка в бензин Аи-92 10% этилового спирта позволяет повысить октановое число до 95 единиц, а также несколько снизить токсичность выхлопных газов. Однако использование спиртов приводит к значительному росту давления насыщенных паров, что может стать причиной образования паровых пробок в трубопроводах топливной системы. Помимо этого, проблемой является гигроскопичность (поглощение влаги из воздуха) и хорошая растворимость этилового спирта в воде, что требует разработки специальных мероприятий по условиям хранения данной смеси и периодического мониторинга содержания спиртового компонента. Если этого не соблюдать, в составе бензина может появиться вода, что приведет к повышенному расходу топлива, неполному его сгоранию или, при значительном ее проценте, возникновению ледяных пробок в зимний период.
Тетраэтилсвинец (ТЭС) Рb(С2Н5)4 признан одним из самых эффективных антидетонаторов. Он представляет собой маслянистую бесцветную жидкость, с температурой кипения около 200°С. Использовать ТЭС в качестве антидетонатора начали еще в 1921 г, и по сегодняшний день он является одним из наиболее дешевых и эффективных средств (в концентрации 0,05% ТЭС позволяет повысить октановое число бензина на 15 — 17 пунктов). В чистом виде тетраэтилсвинец не добавляется, так как при сгорании образовывается оксид свинца, который осаждается на клапанах, поршнях и т.д. в виде нагара. Для удаления из камеры сгорания оксидов свинца начали применять специальные "вещества-выносители" (бромистый этил, диромэтан, дибромпропан), который при сгорании образовывали со свинцом летучие соединения, легко удаляемые из камеры сгорания. Смесь тетраэтилсвинца с "веществом-выносителем" и специальным красителем имела название этиловая жидкость, а бензин с данными компонентами — этилированным. Сегодня, производство этилированного бензина запрещено ввиду его высокой токсичности. Свинец способен накапливаться в организме, является ядом и вызывает рассеянный склероз. Кроме того, этилированный бензин нельзя использовать в автомобилях, оборудованных каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Последние выводятся из строя при работе двигателя порядка нескольких часов. В качестве антидетонаторов также применяются изопентан, изооктан, неогексан, бензол, толуол, ацетон и др.
Высокая детонационная способность — это очень большая скорость распространения фронта пламени, при которой образуются ударные волны. Чем выше октановое число, тем стабильнее, эффективнее и экономнее может быть обеспечена работа двигателя. Рост количества новых автомобилей, в которых используются двигатели, требующие высокооктановых топлив, вызвали увеличение выпуска бензинов с октановыми числами 92, 95 и выше, постепенно сокращая спрос на низкооктановые топлива.
Но во всех этих плюсах, есть безусловно и свои минусы. Некачественное топливо на «левых» заправках, с искусственно повышенным октановым числом, приводит к серьезным поломкам автомоболия.
Видеоматериал отражает суть негативного влияния добавок на двигатель машины на ярком примере.
Будьте внимательны при заправке железного коня на подозрительной заправочной станции. Пользуйтесь проверенными временем АЗС. Удачи вам на дороге.
В статье использовано изображение с сайта at.amobil.ru spokoino.ru Что такое октановое число бензина и что от него зависит? Таким вопросом задавался практически каждый автомобилист, заправляющий на заправке свою машину, с мыслью о выборе заправочного шланга с какими-то условными цифрами над ним.Окта́новое число́ — это фактически уровень детонации, при котором бензин воспламеняется и взрывается в камере сгорания вашего автомобиля. Если бензин воспламенится ранее чем надо, в то время когда еще не закрыты полностью впускные клапана, и цилиндр не находится в верхней точке, то естественно что от этого взрыва останется не так уж много полезной мощности. Она просто вылетит в трубу! Двигатель будет работать на полную мощность, появится детонация, "чихание" и т.д. и т.п. При таком низком октановом числе бензина, мы получим кучу проблем. И это не только потеря мощности. Здесь и износ клапанов и седел под ними и дополнительный нагар... Кроме того, несоответствие октанового числа для двигателя, влечет за собой и ту самую дополнительную незапланированную детонацию, которую можно спутать со стуком клапанов. Но дело совсем не в них! Тоже самое можно сказать и о случае, когда октановое число завышено. Взрыв в камере сгорания будет происходить с запозданием, то есть когда клапана уже успели открыться. Отсюда все те же проблемы, но с зеркальной стороны, то есть не до того как клапана закрылись, а после того, как они уже открылись... Современные двигатели имеют автоматизированные системы управления питанием, так называемые ЭБУ. которые постоянно отслеживают соотношения топлива и воздуха в камере сгорания, детонации, частоту вращения, период поджигания смеси свечами, время впрыска топлива в камеру. Все это позволяет несколько скорректировать "правильность" работы, а значит использовать бензин с некоторым разбросом по октановом числу. То есть если к машине заявлен бензин 95, то наверняка она неплохо будет ездить и на 92, однако применение 80 бензина уже явно скажется на работе двигателя. С таким широким диапазоном корректировки всех характеристик работы двигателя, ЭБУ просто не справится. Октановое число получается путем смещения баланса составляющих бензина. По большому счету их два. Это изооктан и н-гептана, остальное все не столь существенно, по крайней мере для октанового числа бензина. Изооктан, вещество почти не взрывоопасное. Он мал реагирует на повышение давления и на температуру, до известного предела. В итоге, его детонационная стойкость была принята за 100 условных единиц. В то же время, н-гептана совершенно не стоек к детонации при незначительном повышении давления. Можно сказать он обладает самодетонацией, поэтому его детонационная стойкость принята за 0 условных единиц. Именно смесь данных составляющих и позволяет регулировать октановое число в бензине, получая бензин с различным октановым числом: 80, 92, 95,98. На самом деле бывает бензин и с октановым числом более 100 единиц. В этом случае используют только изооктан, с добавлением различных объемов присадок. Именно о присадках, повышающих октановое число бензина, мы и расскажем далее. Для повышения октанового числа добавляют ароматические углеводороды и парафиновые углеводороды (алканы) разветвлённого строения. Именно с применением данных компонентов и повышается октановое число. Но как вы заметили, применяемые вещества называется ароматическими (ароматические углеводороды), то есть говоря языком обывателя, высокооктановый бензин сильнее пахнет, чем низкооктановый. В этом есть и определенные минусы, так как высокооктановый бензин вследствие включения ароматических составляющих более летуч. Что при длительном хранении в открытой емкости или с определенным сообщением емкости с внешней средой, приведет к понижению октанового числа бензина. Поэтому можно сказать, что высокооктановый бензин должен быть «свежим». Ранее в СССР, для повышения октанового числа применялся тетраэтилсвинец - ядовитая смесь в составе со свинцом. К сожалению тетраэтилсвинец не только ядовит сам по себе, но и быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и лямда-зонды, которые стали применяться в конструкции современных автомобилей. Вследствие чего, пришлось отказаться от данной присадки совсем. Также применялись присадки на основе марганца, но сейчас они они также запрещены по экологическим соображениям. Кроме того, для повышения октанового числа иногда используют присадку - ферроцен. Данная присадка (ферроцен) имеет в своем составе железо и создает трудноудалимый токопроводящий налет на свечах (оттенок красного цвета), который ухудшает эксплуатационные характеристики, (о них можно посмотреть в разделе "Свечи зажигания") и, соответственно, уменьшает срок службы свечей зажигания. Бензины включают в себя и другие присадки и примеси. Присадки в бензине выполняют различные задачи. Уменьшают количество вредных примесей в бензине – сера, вода. Также чистят детали двигателя или топливную систему. Относительно безвредной для двигателя антидетонационной присадкой является метилтретбутиловый эфир. В настоящий момент он наиболее широко применяется в Украине, России и Европе. Вполне реально получить бензин, с октановым числом более 110 (таковыми являются авиационные топлива, но опять же с присадками свинца, что повторимся неприемлемо для современных систем управления двигателем автомобиля). Кроме того, известная схема со смешиванием бензина и газового конденсата. В этом случае также возможно "вздернуть" октановое число. Ведь октановое число природного газа, как правило, выше 100 единиц. От октанового числа зависит и скорость сгорания бензина, то есть фактически время протекания взрыва. При высоких октановых числах бензина происходит более длительное и плавное сгорание бензина. При этом, соответственно и взрывные газы не вызывают на поршни ударных нагрузок и излишних резонансных детонаций. Двигатель работает более равномерно, плавно и четко. Поэтому у автомобильной промышленности и присутствует тенденция выпускать двигатели современных автомобилей работающие на высокооктановом бензине. В этом случае, при нормально настроенном двигателе и должном октановом числе бензина, детонации будут минимальны. Определить октановое число можно специализированным прибором - октанометром. Он дает погрешность в октановых числах на 5-10 единиц. Поэтому, проще говоря, проверить качество бензина нет никакой возможности без лабораторных исследований. В лаборатории октановое число определяют двумя способами: - моторный (MON), Более подробно об этом способе определения октанового числа можно узнать из статьи "Моторный метод определения октанового числа бензина";- исследовательский (RON). После исследований получаются следующие показатели, сведенные в таблице ниже Исследовательский Моторный Октановый индекс Торговое название метод методА-80 A-76 78 Стандарт АИ-91 A-82,4 86,7 Регуляр АИ-92 A-83 87,5 Регуляр АИ-95 A-85 89 Регуляр АИ-93 A-87 91 Премиум АИ-98 A-89 93,5 Супер В США октановое число заменяется на так называемый октановый индекс, представляющий собой среднеарифметическое составляющее октановых чисел, полученных по моторному и исследовательскому методу для данного топлива. А вот в Японии для обозначения марок бензина используют только исследовательский метод. На наших АЗС также декларируется октановое число полученное по исследовательскому методу. Если получилось так, что вы заправили машину низкооктановым топливом, то прислушайтесь к двигателю. Если двигатель работает стабильно, но плохо тянет, в этом нет ничего страшного, просто сожгите весь низкооктановый бензин и впоследствии заправьте бензин с нормативным октановым числом. При этом, старайтесь избегать динамичной езды, для избегания детонации в двигателе и перегрузок. Если из двигателя слышны звонкие звуки, которые часто путают со стуком клапанов, значит смесь детонирует ранее чем закрываются клапана. Фактически это взрывная волна распространяется по блоку двигателя и в выхлопную систему. В этом случае это может привести к прогоранию поршней и выпускных клапанов. Конечно, может не в случае сжигания одного бака топлива, но факт негативного влияния будет налицо. "Естественную" детонацию можно порой наблюдать в случаях чрезмерной нагрузки двигателя, при подъеме в горку, при движении на повышенной передаче. Длительная работа двигателя даже с "естественной" детонацией недопустима, так как это может привести к перегреву двигателя, и как следствие, к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Не надо пытаться применять высокооктановый бензин для автомобилей, чьи двигатели не рассчитаны на него. Минусы такого применения очевидны. Если изначально конструкция была разработана под низкооктановые числа бензина, и вы применили высокооктановый бензин, то это повлечет за собой полную перенастройку впускных и выпускных газов, а возможно и замену некоторых составляющих двигателя. Время взрыва для бензина, в этом случае, будет чуть затянутым, то есть не вовремя. Фактически необходимо будет настроить клапана и зажигание. На ненастроенном двигателе, высокооктановый бензин будет сгорать с запозданием, при этом будет происходить потеря мощности. www.autosecret.net Одно из самых обсуждаемых современных средств автохимии – присадки в топливо. Производители позиционируют присадки как универсальное средство для двигательной и топливной системы – они повышают качество топлива, уменьшают детонацию, удаляют из горючего вредные примеси, очищают и защищают детали от отложений и даже повышают срок эксплуатации двигателя. При этом, степень доверия к присадкам среди автомобилистов все еще невысока. Продукт, позволяющий за несколько минут отрегулировать некачественное топливо до нужного двигателю уровня. Чтобы ответить на все вопросы автомобилистов необходимо разобраться, какую присадку выбрать, для какого бензина данное средство подойдёт, когда, как, и всегда ли, как советуют производители, можно пользоваться таким продуктом. Присадка состоит из высокооктанового компонента, метил-трет-бутилового эфира, соединённого в особой пропорции. Присадки для топлива повышают сопротивление бензина детонации – то есть его способность воспламеняться в камере сгорания и понижают летучесть бензиновой смеси. Такие продукты регулируют процесс возгорания топлива, предотвращая преждевременное зажигание и тем самым снимают излишнюю нагрузку с двигателя. А также обеспечивают достаточную мощность для полного сгорания топлива. В характеристиках всех подобных присадок пишут, что они повышают октановое число. Что это значит? Это показатель устойчивости топлива к воспламенению во время искусственного сжатия, также это называют сопротивление детонации. Происходит этот процесс в камере сгорания, когда туда поступает бензин. Чтобы взять из топлива максимальную энергию на запуск, его необходимо сжать. При сжатии в камере сгорания бензин, смешиваясь с кислородом, начинает воспламеняться. При резком сжатии он взрывается, образуя отходы в виде отложений и угарного газа. В таком случае из выхлопной трубы идёт черный дым, двигатель сильно шумит и вибрирует. На низких оборотах двигателя при запуске возникает сильная детонация, на высоких – перегрев. Для улучшения качества горючего созданы специальные жидкости (присадки) повышающее октановое число примерно на 6-8 единиц. Высокооктановые компоненты повышают показатели топлива, а эфирные вещества обеспечивают равномерное возгорание. Допустим, ваш автомобиль рассчитан на низкооктановый 92-й бензин. Если вы используете такой же 92-й и качество работы двигателя вас устраивает, использовать такую присадку не надо, как и приобретать более высокооктановое топливо. А если ваш двигатель рассчитан на 95-й или 98-ой бензин и заправиться им нет возможности? Незнакомая заправка, сомнительный бензин? Как раз тот случай для использования высокооктановой присадки! Как узнать, какой бензин подходит вашему автомобилю? Это рассчитывается по степени сжатия двигателя – объем цилиндра к объему камеры сгорания. На бензиновых двигателях обычно от 8 до 12 единиц. Для двигателя с компрессией 8-10 единиц используется 92-й бензин, 10,5-11 компрессионных единиц – 95-ое топливо, 11-12 компрессионных единиц – 98-е горючее. Перед заправкой горючим вливаете весь баллон высокооктанового продукта в топливный бак. В среднем бутылки средства объёмом 200-250 мл хватает на 40-80 л бензина. Для полноценного эффекта истратьте всё топливо, разбавленное присадкой, до следующей заправки. Несмотря на высокооктановые компоненты присадки – её не рекомендуется применять регулярно. Для безопасной работы двигательной системы, ее преждевременного засорения, стойкости к детонации в камере сгорания и невысоких выбросов из выхлопной трубы, стабильно пользуйтесь качественным бензином на АЗС, которые вы хорошо знаете. Вывод – такими присадками можно и стоит пользоваться, когда срочно необходимо обезопасить топливную систему при заправки некачественным топливом. Использовать их надо только для повышения октанового числа бензина до необходимой величины вашего автомобиля. Повышать число бензина выше нормы, указанной в документации для двигателя вашей машины, не надо. Высокооктановые присадки можно держать в машине для экстренных случаев, особенно если вы преодолеваете большие расстояния по трассам, где расположены незнакомые АЗС. Поделиться страницей: www.aimone.ru Производители и АЗС продавая АИ-92, 95, 98 лишь декларируют качество. А по факту мы не знаем какими характеристиками обладает топливо, которое мы заливаем в баки. Однозначно можно сказать лишь, что в нем присутствуют присадки и как правило это октаноповышающие. Но, вылечив одно, наносим вред другому. Что важно знать о характеристиках бензина: В основе горения лежит химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением энергии. В ДВС оно начинается в результате воспламенения от внешнего источника- это зажигание. Способы увеличения окисления: Первые два в основном исчерпали себя.
Благодаря введению присадки в бензин FueleXx, который воздействует на спиновую динамику свободных радикалов в зоне горения, увеличивается температура и скорость ее нарастания, снижается механический и химический недожог топлива. Что в свою очередь приводит к снижению количества углеродистых отложений в местах камеры сгорания с пониженной температурой, уменьшению недоокисленных состовляющих (CO и CH) в продуктах окисления. При увеличении скорости горения октановое число по теории должно снижаться, увеличивая детонационные свойства, но при этом получаемая скорость горения, благодаря добавки-FueleXx, не приводит к детонации, не позволяет гореть методом взрыва и обеспечивает полное сгорание. Таки образом нивелируется разница между воспламенением легких и тяжелых фракций, что и позволяет назвать «оптимизацией процессов горения». Применение добавки позволяет: «Нанокатализатор горения FuelEXx в сочетании с различными топливами, содержащими октано-повышающие присадки, дает возможность снизить количество нагаров и улучшить экологию выброса в следствии полноты сгорания. По результатам стендовых испытаний установлено, что независимо от происхождения бензина и его производителя применение присадки позволяет получить высокоэффективные показатели улучшения режимов горения. Горение бензина без катализатора горения топлива Горение бензина с применнением катализатора горения топлива Испытания проводились с использованием Анализатор жидкости пламенно-фотометрический ПАЖ-3 Результаты применения fuelexx для дизеля на автобусах Volkswagen LT35 Результаты применения fuelexx для дизеля на автобусах Solaris с гармошкой rvsmaster.ru Что представляет собой октановое число и на что оно влияет? Этот вопрос задавали себе все автомобилисты. Октановое число является фактически уровнем детонации, когда бензин начинает воспламеняться и взрываться в камере сгорания авто. В случае, если бензин воспламенится раньше, а впускные клапаны еще не будут закрыты до конца и цилиндр не будет в верхней точке, то двигатель будет работать не только на полную мощность, но и некорректно. А это даже хуже, ведь получится эффект детонации. Столь низкое октановое число при длительной эксплуатации автомобиля создает много проблем с разными частями двигателя, в том числе дополнительный нагар, износ клапанов и седел под них и тому подобное. Более того, несоответствие октанового числа приводит и к дополнительной детонации, которую, порой, принимают за стук клапанов.Что предпринять, чтобы увеличить октановое число бензина? Существуют присадки для повышения октанового числа. Если добавить в топливо ароматические и парафиновые углеводороды разветвленной структуры, то можно поднять октановое число. Все эти дополнительные компоненты ароматически насыщены, а, значит, бензин приобретает непривычный запах. И с повышением его октанового числа, становится насыщеннее его аромат. Как следствие, увеличивается летучесть топлива. Поэтому длительное хранение бензина в открытом резервуаре снижает октановое число.В СССР в качестве присадки, повышающие октановое число, использовали тетраэтилсвинец. Это ядовитое вещество еще и выводило из строя определенные компоненты конструкции автомобиля. Эти добавки, повышающие октановое число, не были одобрены ни специалистами, ни автомобилистами. Одно время применяли также присадку, в основе которой был марганец. Сегодня ее использование запрещено из экологических соображений. В качестве присадки, повышающие октановое число бензина, используют и ферроцен. Он содержит железо, а потому на свечах появляется токопроводящий и чрезвычайно трудноудалимый налет. Последний снижает качество и уменьшает срок эксплуатации свечей. Все октаноповышающие присадки в составе топлива выполняют определенные функции. То есть могут снижать количество вредных веществ (серы, воды и других), не говоря уже о повышении октанового числа. Сегодня в Украине, России, а также в странах Европы наиболее популярна для повышения октанового числа бензина присадка MMA (монометиланилин). Присадки для бензинов позволяют снижать скорость сгорания топлива, а, значит, этот процесс становится более длительным и плавным. К тому же, снижаются нагрузки на поршни, что способствует более равномерной и спокойной работе двигателя. Собственно, этим объясняется тенденция выпуска современных двигателей, которые могут работать лишь на высокооктановом топливе.Впрочем, нельзя использовать для автомобилей высокооктановые бензины, если двигатели этих авто разработаны под бензин низкого октанового числа. Такое несоответствие может повлечь проблемы с двигателем, а в дальнейшем может потребоваться замена некоторых деталей. chimservice.ruОктаноповышающие (антидетонационные) присадки в бензин. Присадки в бензин для повышения октанового числа
Бензин — повышение октанового числа | Моторное масло - ГСМ
Октановое число бензина Есть ли альтернатива?
Запрет на Плюмбум
Марганец, свинец, железо… Что предпочесть?
«Русский путь» железа
Присадки для бензина — Энциклопедия журнала "За рулем"
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ДОБАВКИ В БЕНЗИН
РЕКОМЕНДАЦИИ
Методы повышения октанового числа
Добавки на основе спиртов
Тетраэтилсвинец
Влияние добавок на работу двигателя
Октановое число бензина: определение, повышение октанового числа.
Что будет если октановое число заливаемого бензина сильно отличается от предусмотренного конструкцией
Как закладывается октановое число бензина при производстве
Присадки для повышения октанового числа бензина
Сгорание бензина при разных октановых числах
Определение октанового числа бензина
Применение бензина с несоответствующим октановым числом для двигателя
Применение бензина с низким октановым числом
Применение бензина с высокооктановым числом
Как работает высокооктановая присадка к бензину?
Рассмотрим присадки к бензину
Начнём с состава и принципа работы
Октановое число
Какую присадку выбрать?
Как правильно использовать присадку в топливо?
Результаты использования присадок к бензину:
Присадки и добавки в бензин. Повышение октанового числа. Характеристика бензина.
Добавки в бензин
Октаноповышающие присадки | Chimservice
Главная » Статьи » Октаноповышающие (антидетонационные) присадки в бензин