Износ протектора: как продлить "жизнь" автомобильной резины? Шины неравномерный износ


Износ шин. Виды и причины износа покрышек

Износ шин. Виды и причины износа покрышек С пробегом техническое состояние шин изменяется, что влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и на безопасность движения. Поэтому важно следить за равномерностью износа всех шин, а также не допускать эксплуатации транспортного средства, остаточная высота протектора шин которого ниже минимальной допустимой. Задача предупреждения преждевременного износа и разрушения шин весьма сложна и связана с умением определять их виды, безошибочно выявлять причину, вызвавшую каждое конкретное разрушение шины. На повышенный износ ваших автомобильных покрышек влияет множество факторов, или если прямо говорить, нарушений. Дело в том, что многие автовладельцы не соблюдают элементарных правил технического обслуживания своего или рабочего автомобиля.

Происходит это либо по неведению, либо по своей халатности. Благодаря периодическому и своевременному осмотру шин автомобиля вы сможете получить полную и необходимую информацию о состоянии колес и шин, степени износа, выявить опасные для безопасности движения дефекты, определить причины износа шин и особенности эксплуатации автомобиля.

Кроме безопасности, состояние шин влияет на управляемость, динамику движения автомобиля, а также на расход топлива. Последнее особенно важно для грузовых автомобилей и автовладельцев с большим ежедневным пробегом. Некоторые производители шин в своих рекламных проспектах утверждают, что их шины не только долго прослужат, но и позволят при этом сэкономить топливо. Давайте разберёмся, насколько шины действительно влияют на расход топлива автомобиля. В грузовике это конечно заметнее, чем в легковушке, в связи с большим количеством колес и высокими нагрузками. Сопротивление качению всего автомобиля состоит из целого списка сопротивлений: это сопротивление воздуха, преодоление сил инерции во время разгона, внутреннее сопротивление узлов двигателя и трансмиссии и сопротивление шин. Не будем подробно останавливаться на всех этих факторах и сосредоточим внимание на шинах.

Общее сопротивление качению шин тоже складывается из нескольких компонентов. Вопреки сложившемуся мнению, трение шины о дорожное покрытие составляет всего лишь 5%. Немногим больше (примерно 15%) приходится на сопротивление воздуха. Львиная же доля затрачиваемой энергии (около 80%) расходуется на деформацию шины. Если шину вообще без нагрузки покатить по дороге, то перед тем как остановиться, она будет двигаться достаточно долго. Но если шину нагрузить так, чтобы ее нижняя часть начала деформироваться (сжиматься), после первоначального импульса она очень быстро остановится. Это наглядно демонстрирует, сколько энергии расходуется на постоянную деформацию шин.

Таким образом, у автовладельцев может появиться желание покупать шины, которые будут деформироваться минимально, и, следовательно, создавать меньшее сопротивление качению. Сейчас на рынке такой вариант вполне можно найти. Как правило, это недорогие шины бюджет-класса. Более жесткий каркас хоть и дает некоторую экономию топлива, в то же время может преподнести неприятный сюрприз в виде взрыва шины. Нужно лишь наехать на какой-либо предмет с острыми краями (камень, железку и т. п.). Кстати, подобная ситуация может случиться и с шинами премиум-класса. Некоторые водители, в основном грузовых автомобилей, специально перекачивают колеса, чтобы сэкономить топливо, не задумываясь, что при этом появляется неравномерный износ.

Геометрия ходовой тоже оказывает существенное влияние на потребление горючего. Даже незначительные отклонения влекут за собой лишние затраты. Во-первых, быстрее изнашиваются шины, а во-вторых, больше сгорает топлива. Когда колеса, образно говоря, едут в разные стороны, расходуется дополнительная энергия на их "волочение". Например, если на одном метре колесо "уходит" всего на 2,5 мм, то на километре получается, что колесо "утащит" в сторону на 2,5 м. Через 1000 км получится, что колесо вашего автомобиля "уволокли в сторону" на 2,5 километра при полной нагрузке.

Нормальный износ шин

norm_iznos.jpg

Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.

Износ шин в зависимости от температуры воздуха

iznos_t.jpg

Зависимость износа шин от скорости движения

iznos_v.jpg

Во время движения шина изнашивается - это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.

В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ "суммируется" - в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.

odnostor_iznos.jpg

Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) - встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей - снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.

centr_iznos.jpg

Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине - несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе - шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.

Многочисленные места износа по окружности

Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет "бить".

Локальный износ в виде пятна

Износ в виде пятна на одном месте - это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения - разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически "застывают" в таком состоянии. Этот дефект исправить легко - после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.

prodol_iznos.jpg

Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) - это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется - в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.

Езда с неправильным давлением в шинах

Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту - изнашивается ее средняя часть. Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

Источник: www.avtoregion36.ru/information/article/iznos

shinoavtoservis.com

Повышенный, неравномерный износ шин: причины.

Повышенный износ шин автомобиля происходит из-за влияния различных факторов. Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить причины износа шин. Износ протектора шин автомобиля при их эксплуатации неизбежен, но в отсутствие неисправностей подвески автомобиля он равномерен и не превышает нормы, и потому практически незаметен, если не превышать вес загрузки авто.

Оценка изношенности протектора

определение уровня износа шинЧасто износ шин автомобиля оценивают по высоте протектора. Но если принять во внимание, то, что у новых летних покрышек и у зимней резины разная высота протектора станет понятно, почему для оценки лучше использовать процент износа шин. Отличие в абсолютной высоте протектора разных шин может быть очень большим. Сравните рисунок протектора зимних покрышек для езды по снегу и летних скоростных шоссейных шин. Несомненно, имея одинаковую степень изношенности, они будут обладать разной высотой протектора.

Как определить износ шин. Для быстрого распознавания момента, когда допустимый уровень изношенности будет превышен, производители покрышек встраивают в протектор индикатор износа шин. Который, становится видимым, как только износ шин превысит нормы, и их будет пора менять. Если в протектор не встроены сигнальные метки для определения превышения нормы изнашивания, то степень изношенности можно посчитать.

Расчет износа протектора:

Чтобы посчитать процент износа шин нужно разность между высотой протектора новой и средней высотой протектора поношенной шины разделить на разность между высотой протектора новой и минимальной высотой протектора изношенной шины и умножить на 100%.

Об износоустойчивости

индекс износостойкостиИндекс износостойкости treadwear имеет трехзначное число. Определяется этот индекс путем сравнения испытуемого образца с эталонным индекс, которого принят за 100. Обе покрышки отрабатывают тестовую дистанцию, после чего их износ сравнивают. Испытуемый образец получает индекс износостойкости равный отношению износа эталона к его износу, умноженному на 100. То есть если их изношенность будет одинакова, то индекс испытуемого будет равен 100 если в два раза меньше, то 200.

Чем больше индекс износостойкости резины, тем хуже ее сцепление с дорогой, особенно на мокром и холодном дорожном покрытии. И наоборот чем больше индекс скорости, тем лучше сцепление с дорогой и хуже стойкость к износу.

Отсюда вывод: если вы любите ездить быстро готовьтесь платить за это частой сменой резины или ваше пристрастие будет слишком небезопасно для вас и окружающих. Даже если вы регулярно превышаете вес загрузки машины, резина не будет так изнашиваться, как при быстрой агрессивной езде.

Допустимая скорость

Индекс скорости обозначается на борту покрышки латинскими буквами от K до H, которые соответствуют допустимой скорости автомобиля от 110 до 210 км/час. Каждый следующий индекс имеет допустимую скорость на 10 км/час больше предыдущего.

Неравномерный износ шин

Измерение высоты протектора: Для этого подойдет штангенциркуль или другой измерительный прибор с глубиномером. Измерения нужно делать не менее чем в 6 точках, чем больше, тем точнее. Точки должны располагаться как по центру, так и по краям протектора на разных участках периметра. Все измерения, сделанные в центре на разных участках периметра, также как по краям должны показать одинаковые результаты, иначе износ считается неравномерным. Виды неравномерного износа отличаются причинами, вызывающими его.

Виды неравномерного износа и чем он вызван:

  • Износ по центру больше чем по краям. Так бывает при длительной эксплуатации шины с повышенным давлением.
  • Износ краев больше чем центра. Такая неравномерность происходит от недостаточного давления, и если вы систематически превышаете вес загрузки авто. Контролировать давление в шинах необходимо как минимум ежемесячно, так как падение давления с 2 до 1,5 кг/см2 практически незаметно на глаз, но достаточно для значительного повышения износа протектора.неравномерный износ шин
  • Повышенный износ одного края протектора. Диагноз ─ неверно отрегулированный развал или схождение колес. Если схождение не выставлено нормы износа неизбежно будут превышены. Простейший способ проверить схождение колес, не требующий оборудования, кроме смотровой ямы, толстой суровой нитки и двух спичечных коробков.шины изнашиваются по краям Нитка натягивается так, чтобы она прижималась к колесам сбоку. Между ней и задним колесом с каждой стороны подкладывается по коробку. Если схождение близко к норме передние колеса будут касаться нитки обоими бортами. Делать это нужно одновременно на обеих сторонах машины предварительно, поставив руль в среднее положение. Выставленное таким способом схождение позволит вам пользоваться автомобилем до тех пор, пока вы не выберете время для визита в автосервис, не убив при этом передние покрышки.
  • Износ пятнами ─ это эксплуатация несбалансированного колеса, или экстремальное вождение автомобиля с частыми и резкими торможениями, чередующимися с разгонами. Колесо с такой шиной, как правило, имеет статический дисбаланс, который не удается скомпенсировать динамической балансировкой.износ шин пятнами

Вторая жизнь покрышек

Восстановление покрышек, изношенных выше нормы, заключается в наваривании нового протектора. Восстановление шин автомобиля с дефектами корда, вроде варки боковых порезов, ни к чему хорошему не приводит, так как у них нарушена прочность каркаса из корда, и потому их дальнейшее разрушение неизбежно. Восстановление изношенной выше нормы шины начинается с удаления протектора. Он срезается на специальном станке, после чего место среза зачищается, обезжиривается, мажется сырой резиной и на него наваривается новый протектор. Виды износа делятся на допускающие и не допускающие восстановление. Восстановление допускает только износ протектора. Если восстановление изношенной покрышки автомобиля невозможно, ей предстоит утилизация или переработка.восстановление шин

Утилизация шин автомобиля: переработка и утилизация изношенных шин требует значительных финансовых вложений и в нашей стране не является привлекательным бизнесом. Поэтому у нас сдать изношенные покрышки довольно проблематично. Только в столице и области вес изношенных в течение года покрышек достигает 70 тыс. тонн. Сдать из них на переработку удается лишь 30% остальные 70% на утилизацию и то сдать проблемно. Перерабатываются изношенные шины в резиновую крошку. Переработка обычно происходит путем измельчения изношенных шин и разделения, измельченного на фракции: металл, измельченный текстиль и резиновую крошку. Начинается переработка изношенных покрышек с удаления из их бортов проволочных колец. Далее покрышка подается на измельчение, после чего смесь делится на металл, текстиль и резину, причем вес последней составляет большинство. Стоит резиновая крошка около 20 р. за килограмм. Используется она как добавка в асфальт, значительно улучшающая его свойства, к тому же уменьшающая его вес. Из нее делают тротуарную плитку и различные покрытия с прекрасными эксплуатационными качествами, имеющими небольшой вес.

autolirika.ru

Определяем неисправности по характеру износа шин

Всем привет. А вы знали о том, что колеса вашего авто могут немало рассказать о вас, а также вашем автомобиле? Удивлены? А ведь это правда! Износ шин может о многом поведать тому, кто в этом разбирается. Сегодня на ВАЗ Ремонт я расскажу о том, как по износу шин определить неисправность, а также узнать много интересного...

Для большинства автомобилистов колеса не представляют ничего особенного, мало кто уделяет внимание их параметрам или внешнему виду, я уже молчу о таком важном нюансе как износ. На самом деле к своему автомобилю необходимо "прислушиваться" и "присматриваться", не нужно ежедневно посещать СТО для того, чтобы понять где и что у него "болит". Для этого достаточно просто время от времени наблюдать за определенными его частями, которые как никто другой могут сообщить о неисправностях. Так износ шин может поведать довольно много о своем владельце, а также об автомобиле в целом.

От чего зависит износ?

Износ шин зависит от большого количества факторов, среди которых: скорость, температура окружающей среды, стиль вождения, качество дорожного покрытия и самих шин, а также исправность ходовой части.

Теперь обо всем этом более подробно.

  • На большой скорости износ будет больше, поскольку увеличивается температура и сила трения.
  • Температура окружающей среды также играет роль, т. к. кроме температуры от трения колеса о дорожное покрытие добавляется температура окружающей среды, а также температура самого дорожного покрытия. В результате возникает довольно высокая температура, при которой колеса в буквальном смысле плавятся.
  • Стиль вождения также сказывается на сроке службы колес. Резкий старт и экстренное торможение, крутые маневры с визгом шин — все это пагубно сказывается на состоянии колес и хорошо просматривается на протекторе.
  • Качество дорог, по которым ездят колеса также очень важно. Ямы и бугры наносят непоправимый ущерб колесам, нарушая их целостность и проявляется в виде грыж. Кроме того, если вы передвигаетесь не по асфальту, а по грунтовым дрогам, на которых встречаются острые камни, это так или иначе скажется на состоянии шин.
  • Неисправности ходовой части могут повлиять на равномерность износа шин. Люфт в соединениях, нерабочие стойки, нарушенные зазоры и неправильный сход-развал, все это проявится в виде неравномерного износа протектора.

Какой износ считается правильным?

Износ резины, как не крути, вопрос лишь в том, каким он будет равномерным или неравномерным. Нормальным считается равномерный износ протектора по всей окружности, без углублений и выпуклостей. Такой износ позволяет эффективно использовать шины на протяжении всего срока эксплуатации. В то время как неравномерный износ может привести к преждевременной замене колес с большим остатком протектора. Дело в том, что если на колесе появилась грыжа или протектор стерт местами, во время движения на большой скорости такое колесо может вызвать дисбаланс, который проявится в виде биения.

Также следует учитывать тот факт, что задние и передние колеса могут изнашиваться по разному, причина, как правило, кроется в нагрузке, а также приводности колес. Передние колеса за счет постоянной нагруженности двигателем, а также прочим навесным оборудованием, будут изнашиваться быстрее, это считается нормой и не является поводом для беспокойства. Если ведущий "зад", то износ, скорее всего, будет больше сзади. Как правило, после одного двух сезонов колеса меняют местами, ведущие ставят на ведущие и наоборот, это позволяет добиться равномерности износа всех четырех колес.

Остаток протектора менее 2-3 мм считается критическим и подразумевает немедленную замену такой шины.

Односторонний износ

Износ только одной стороны протектора довольно распространенный, как правило, связано такое явление с неправильным (положительным) развал-схождением.

Внутренний износ шины свидетельствует об избыточном отрицательном развал-схождении колес.

Износ в виде многочисленных повторяющихся пятен

Такой износ резины свидетельствует о неисправности ходовой части, это могут быть рычаги, наличие люфта в соединениях, неисправности стоек, а также пружин. Выход в данной ситуации — ремонт подвески, а также обязательная замена поврежденной шины, которая имеет дисбаланс. Если такое колесо не заменить, оно будет вызывать биение и постепенно разрушать исправную подвеску.

Износ в виде единственного пятна

Как правило, возникает в результате экстренного торможения, либо заклинивания колеса на большой скорости. То есть, колесо в одном положении подвергается большому трению от чего происходит стирание протектора в одной точке. Такие пятна также нередко возникают у тех, кто любит нарезать круги с затянутым ручником. Если пятно слишком заметное и глубокое, скорее всего возникнет дисбаланс и биение колеса на скорости.

Площадка на шине (вмятина)

Подобного рода явления характерны колесам, которые находились длительное время в одном положении в приспущенном состоянии. Как правило, возникает такое явление после длительной стоянки автомобиля на одном месте. Также нередко подобный износ можно наблюдать после длительного путешествия в жаркую погоду. Колеса сильно нагреваются, поэтому если машина резко остановится на одном месте, размягченный протектор может принять плоскую форму асфальта. После подкачки такое колесо выпрямляется не полностью, поэтому на скорости может возникать биение.

Равномерный износ центральной части шины по всей окружности

Такой износ несмотря на его название считается неравномерным по отношению ко всему колесу и возникает, как правило, в результате несоблюдения правил давления в шинах. Если резина стерта по середине по всей окружности — это значит, что эта часть больше других контактировала с дорожным покрытием. Почему? Когда колесо перекачивают, центральная его часть выпучивается, в результате чего боковые ребра не задействованы во время езды, при этом происходит чрезмерная нагрузка на центральную часть шины. Из-за того, что пятно контакта слишком узкое, резина повергается большим нагрузкам и стирается гораздо быстрее. Такое явление не только вредит колесам, но и нередко приводит к ДТП. Из-за плохого контакт колеса с дорогой увеличивается тормозной путь и ухудшается управляемость.

Равномерный износ шины по краям

Такой тип износа является противоположностью вышеописанного износа и возникает наоборот, из-за недостатка давления в шинах. Когда давление слишком низкое, резина имеет свойство прогибаться внутрь в центральной части, в итоге износ приходится на боковые ребра шины.

Трещины и выкрашивание верхнего слоя протектора

Если на боковой части шины возникают мелкие трещины или крошится поверхность протектора, это может свидетельствовать о старении резины. Вопреки заблуждениям многих, резина имеет свойство стареть, после чего ее свойства теряются, ухудшается сцепление с дорогой и ускоряется износ. Постоянные температурные перепады и суровые условия эксплуатации усугубляют этот процесс, в результате чего шина раскрашивается на ходу. При сильных нагрузках, трещины вместе с разрушением стального каркаса, могут образовать грыжу или того хуже — сквозные отверстия, которые очень опасны во время движения. Шины, которым более 10 лет рекомендуется заменить, даже если визуально они выглядят целыми. В противном случае возможно появления трещин с последующим разрушением и всеми вытекающими…

Как видите по износу шин можно много чего понять и сделать заключение о манере езды хозяина или его отношению к автомобилю в целом, это как обувь, которая также очень много может рассказать о своем владельце. Следите за состоянием ваших колес и вас никогда не застанет врасплох неприятная ситуация, кроме того таким образом вы обезопасите себя и своих близких от различного рода ДТП.

У меня все, надеюсь познавательно и не слишком нудно. Жду ваших комментариев на эту тему и до новых встреч на ВАЗ Ремонт. Пока!

vaz-remont.ru

Неравномерный износ шины - как предотвратить неприятность

Одним из главных признаков характера мужчины, которую часто женский пол путает с неряшливостью, является консерватизм. Он проявляется во всем: в нежелании изменять проверенным столетиями жизненным принципам, поменять изношенные за пять лет джинсы, положить на место лежащие неделями носки под кроватью.

И пусть наши жены в один голос кричат, что это лень и разгильдяйство, но мы с вами, мужики, знаем, что это всего лишь проявление консерватизма. Все это к тому, что как не хочется настоящему мужчине покупать новые джинсы, так же и не хочется порой менять резину на своем автомобиле. Но приходит момент, когда это просто необходимо сделать.

123

Когда наступает этот «долгожданный» момент?

Главным критерием для определения износа шин является высота протекторного рисунка. Этот же фактор учитывается многими при приобретении подержанных автомобильных покрышек.

Для понимания всей ситуации нужно четко уяснить, что при определении степени изношенности протектора нужно брать во внимание его первоначальную высоту. То есть в зависимости от вида шин этот показатель будет изменяться. Например, летняя скоростная резина имеет высоту рисунка протектора в 6-8 мм.

Тогда как эта же величина на зимней скандинавской резине будет составлять от 9 до 11 мм.

Критическим значением износа протектора шины считается для летней резины величина его высоты менее 2 мм, а для зимней менее 4.

Для ручного способа измерения глубины износа шинопротекоторов используется специальный инструмент, который можно приобрети в любом автомагазине.

Виды износа покрышек

Если при самостоятельном измерении высоты рисунка колеса вы столкнулись с ситуацией, когда на разных участках эта величина кардинально разнится, то нужно все результаты замеров тщательно проанализировать.

  • Глубина краев больше, чем посередине колеса

Это значит, что шина в процессе своей эксплуатации большую часть времени была перекаченной. То есть давление воздуха в колесах было выше предельной нормы. И поэтому рисунок посредине шины поддавался большей нагрузке, а боковой из-за увеличения общего объема ската почти всегда находился выше дорожного покрытия. Если речь идет о покупке подержанной резины с таким рисунком, то лучше воздержаться от ее приобретения.

  • Глубина краев меньше, чем середина колеса

Просматривается обратная зависимость. Такой скат эксплуатировался в основном в недокачанном состоянии, при котором боковые протекторы изнашиваются сильнее, чем центральные. Эта резина еще пригодна для дальнейшего использования. Но износ измеряется по минимальному значению глубины.

  • Если один из крайних протекторов стерт больше другого

Скорее всего, что такая резина стояла на автомобиле с неисправной подвеской и без правильной регулировки развала-схождения колес.При эксплуатации на «здоровой подвеске» через некоторое время рисунок выравнивается. Показатель износа рассчитывается по минимальному значению.

  • Неравномерный износ протектора по окружности

Наблюдается при очень частом резком торможении и разгоне. Такой режим эксплуатации приводит к деформации общей формы резины и высоким показателям дисбаланса, который очень трудно убрать.Такая автомобильная шина не пригодна для дальнейшего использования.

  • Разный износ рисунка шин одной оси

Скорее всего, эти скаты из разных комплектов или из «запаски». Если даты изготовления и номера партий на шинах не совпадают, то, скорее всего, оно так и есть. Иначе на автомобиле была неисправна подвеска.Если разница между минимальными величинами измерения глубины протектора составляют более 1 мм, то такую резину в паре спереди использовать не рекомендуется из-за большой вероятности заноса вбок.

Системы индикации износа от производителя

Для наглядного понимания можете посмотреть видео, где знающий автовладелец объясняет по примере реальной покрышки, что к чему:

Многие из известных производителей автомобильных шин в своих изделиях для индикации уровня износа резины применяют несколько способов:

Индикаторы износа

Представляют собой маленькие резиновые блоки на протекторе высотой около 1. 6 мм. Расположены на дне продольных канав рисунка. Если уровень внешних краев протектора сравнялся с высотой сигнального блока, то это говорит о том, что высота рисунка резины достигла минимально разрешенного минимума. Значит, пришло время замены автопокрышек.В некоторых моделях используются дополнительные индикаторы, расположенные на поверхности шин. Их полное исчезновении (стирание) информирует об уменьшении оптимального качества сцепления протектора при езде по мокрой поверхности дорожного покрытия.

 Индикаторы в виде цифр

Используется такими компаниями-производителями, как Nokian и Matador. Их принцип заключается в нанесении на протектор рисунков в виде цифр, обозначающих глубину износа. То есть полное стирание одной из них означает, что высота протекторов на данном скате уменьшилось до уровня значения, равного самой большой цифре. Проще говоря, если остались на шине только двойки, а остальные цифры стерлись, то нужно срочно покупать новые колеса. Особенно этот тип индикации пришелся по вкусу нашим служителям «жезла и радара».

Другие обзоры шин и дисков:

shina-gear.com

Виды износа шин и причины

Сила трения, знакомая всем по курсу школьной физики, не щадит деталей наших автомобилей. Изнашиванию подвергаются многие элементы, но самые видимые изменения мы замечаем на шинах. Факторы, влияющие на износ шин, виды износа резины мы и рассмотрим.

В чем проблема?

Протектор автомобильной шины отвечает за сцепление автомобиля с дорогой во всех режимах и климатических условиях движения, какая бы дорога ни была: будь то чистый асфальт в ясную и сухую погоду, либо в дождь со снегом, или проселочная дорога с лужами и колеёй.

На первый взгляд кажется, что все предельно просто. Колесо крутится, машина катится, смотри на дорогу и рули, получай удовольствие.

На самом деле факторы, которые влияют на процесс движения и износа шины присутствуют постоянно: это и скорость движения, и температура воздуха и полотна дороги, и давление в шинах, и степень загруженности автомобиля, и стиль вождения, ну, и, конечно же, техническое состояние автомобиля.

Мы уже заметили, что одна из основных физических сил при движении автомобиля – это сила трения. Самый явный показатель присутствия силы трения – это выделение большого количество тепла. Чем больше трения – тем больше тепла.

Больше скорость движения, больше тепла. Чаще и интенсивнее циклы разгона и торможения - больше тепла. Интенсивнее происходят перестроения по ходу движения, опять же выделяется больше тепла. Не выставлено оптимальное давление в шинах? И вновь тепла больше, чем надо. Нагретый воздух добавляет свое тепло, а если еще жаркая погода, то тепла в шине от разогретого асфальта столько, просто караул. И все это тепло отнюдь не благо для шины.

Доказано, что длительное движение по трассе с высокой скоростью, особенно в летний период, приводит не только к повышенному износу протектора, но и может привести к расслоению внутренней структуры шины, ее прочность снижается до 40%. Износ протектора при движении с высокой скоростью по сухому асфальту в жаркую погоду в два раза выше, чем при неспешной езде в прохладную погоду по влажной дороге.

Неправильно выставленное давление приводит к сокращению пробега шины до 20%. Давление в шинах должно соответствовать степени загрузки автомобиля. Если вы намереваетесь ехать на дальнее расстояние, и ваш автомобиль будет загружен «под завязку», обязательно откорректируйте давление в шинах. В итоге это скажется на комфорте и безопасности движения, и на сроке службы шин.

Активная езда, состояние элементов подвески автомобиля, правильность углов установки колес, правильность балансировки, все это по отдельности, а еще больше в совокупности влияет на износ протектора и состояние шины в целом.

Шина по мере эксплуатации теряет свои первоначальные характеристики, и чем дальше, тем больше. Не забывайте об этом. Шина, которая изначально преподносилась как «супер дождевая», начинает «всплывать» как любая рядовая шина. Шина, которая все повороты должна была проходить «как по рельсам», может при неосторожном обращении уйти в снос или занос. 

В истертом состоянии протектор уже не может полноценно выполнять свои функции, автомобиль хуже держит дорогу, снижается управляемость. Законодательством запрещена эксплуатация легковых и легко-грузовых транспортных средств с высотой рисунка протектора менее 1,6 мм на летних шинах и 4 мм на зимних.

Стирание протектора при соблюдении правил эксплуатации шины

При соблюдении правил эксплуатации шины нормальным считается одинаковое стирание высоты протектора по всей окружности шины. Для определения износа шин, как правило, делают замеры по трем точкам (в центре и два – по краям) в четырех равноудаленных местах - итого 12 замеров. Равномерный износ показывает равные результаты в соответствующих точках выборки.

Следует помнить, что у передне- и заднеприводных машин изнашивание резины не одинаково. У авто с задним приводом нагрузка на колеса различна: покрышки на задних ведущих колесах больше стираются посередине, в зоне максимального контакта с асфальтом, передние шины больше изнашиваются по бокам, т.к. являются рулевыми и постоянно меняют угол наклона к дорожному покрытию. 

Автомобили с передним приводом характеризуется равномерным износом передних шин, как в центральной, так и в боковой части. Необходимо следовать инструкции по эксплуатации и периодически переставлять колеса согласно схеме из руководства. 

Неравномерное стирание

Нестандартный износ шин обычно свидетельствует о наличии неполадок в самой технике. Причины неравномерного износа шин довольно разнообразны.

1. Старение шины. Старение резины зависит от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) колеса. При неправильном хранении эксплуатационные характеристики шины значительно ухудшаются - теряется эластичность, резина становится твердой, на ней появляются трещинки, особенно на боковинах покрышек, которые с каждым годом становятся более глубокими. Старение покрышек во время хранения усиливается при попадании на них прямых солнечных лучей, нарушении режима влажности и температуры воздуха. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины. По причине возможного разрыва не рекомендуется эксплуатировать шины старше 5 лет. 

2. Одностороннее стирание

Причины износа шин резины на одной стороне заключаются в неправильной геометрии подвески. При выявлении такого стирания следует проверить развал и схождение колес:

  • износ внешней стороны – избыточный положительный развал или схождение;
  • износ внутренней стороны – избыточный отрицательный развал или схождение;
  • нулевой развал вызовет равномерное усиленное стирание шин и увеличит расход; 
  • пиловидное изнашивание, когда рисунок внутреннего края начинает напоминать зубья пилы, - нарушение развала-схождения колес.

3. Эксплуатация шин с неправильным давлением

При высоком давлении средняя часть покрышки выпирает и быстро стирается. При недостаточном давлении шина прогибается и изнашивается по краям.

4. Многочисленные стирания по окружности свидетельствуют о неполадках в подвеске (пружины, рычаги, амортизаторы).

5. Локальные пятна износа на протекторе, как правило, являются результатом нарушения сбалансированности колеса и шины. Дисбаланс приводит к повышенным колебаниям управляемых колес, биению, дополнительным вибрациям кузова, потере устойчивости автомобиля при прямолинейном движении, затрудняет управление транспортным средством. При появлении пятен на шине нарушается симметричность изделия и покрышку необходимо заменить.

6. Плоская площадка – машина долгое время стояла без движения, либо произошло экстренное торможение или блокирование колес, поверхность резины шашек имеет типичный вид абразивного истирания при контакте с поверхностью асфальта. Такой дефект также может вызывать биение колес. 

Своевременно ремонтируя автомобиль, уделяя должное внимание осмотру колес перед выездом, придерживаясь спокойного стиля вождения, можно существенно продлить срок пользования комплектом покрышек.

ts-drive.ru

Износ протектора: как продлить "жизнь" автомобильной резины?

Износ протектора: как продлить "жизнь" автомобильной резины?

Любая вещь со временем изнашивается, и мы заменяем ее новой. То же можно сказать и об автомобильной резине, которую следует менять каждые 3-5 сезонов. Во время эксплуатации возможен неравномерный износ протектора, который является показателем неисправностей ходовой части или неаккуратного стиля вождения. Кроме того, важным критерием выбора того или иного производителя шин является износоустойчивость резины. Этот параметр побуждает автовладельцев приобретать более дорогостоящие шины в надежде на то, что протектор колеса "продержится" дольше. Мы решили дать несколько полезных советов читателям нашего сайта относительно того, как понизить износ резины.

Внешние признаки износа шин

Износ протектора шин по центру. Если по краям шины рисунок протектора выше, чем по центру, — значит, шина была перекачана и длительное время эксплуатировалась с завышенным давлением. Силовой каркас шины в этом случае получал значительную нагрузку, что существенно сказывалось на ресурсе резины.

Износ протектора шин по краям. Если глубина протектора по краям меньше, нежели по центру, — это свидетельство того, что шина регулярно недокачивалась. Высота протектора в таких шинах измеряется в самом низком месте, где нарезка протектора минимальная. При покупке б/у шин следует учитывать, что протектор быстро сотрется в этих местах и шину уже нельзя будет эксплуатировать.

Стертый узор на стыке с фронтальной поверхностью шины. Признак езды на полностью спущенных шинах — стертый рисунок на верхней части фронтальных (боковых) сторон покрышек. В том месте, где боковина шины стыкуется с протектором, резина как бы "пожевана". В этом случае повреждение силового каркаса покрышки приводит к статическому дисбалансу колеса, который невозможно устранить при помощи балансировки, выполняемой на шиномонтаже. Если поврежденную резину не заменить, то колесо будет создавать чрезмерные нагрузки на ступичный подшипник. Приобретение б/у резины с такими повреждениями — исключено.

Разная степень износа протектора на одной паре шин (как правило, шины одной оси). Даже минимальная разница в высоте протектора (до 1-2 мм) может стать причиной снижения управляемости автомобиля или неконтролируемых заносов. Если такой износ резины наблюдается в шинах одной пары, то имеет смысл сверить дату производства шин, стоящих на одной оси. Если датировка производства разная, значит, пара собрана из резины б/у или запасок. О целесообразности приобретения таких шин стоит серьезно подумать, насколько бы дешевы они ни были.

Неравномерный износ протектора по окружности колеса. Разная высота протектора в нескольких точках по всей окружности колеса свидетельствует об экстремальном стиле вождения. Резкие разгоны и торможения приводят к "ступенчатому" истиранию резины в нескольких местах шины. Следует отметить, что экстремальный стиль вождения изменяет не только высоту протектора, но и структуру шины, уменьшая общий ресурс резины. Ступенчатый износ протектора по всей окружности колеса приведет к статическому дисбалансу, что негативно отразится на подвеске автомобиля и безопасности движения. При обнаружении указанной проблемы на вашем авто, шины лучше заменить новыми.

Как снизить износ протектора?

В первую очередь, изменить стиль вождения (если это, конечно, возможно). Во-вторых, регулярно следить за техническим состоянием автомобиля и в случае неисправности обращаться в сервисные центры. Не помешает регулярная проверка технического состояния машины перед длительной эксплуатацией. Не поленитесь хотя бы проверить давление в шинах перед выездом. Кроме того, периодически измеряйте величину протектора покрышек самостоятельно или делайте это на СТО. Обращайте внимание на специальный индикатор износа шин, которым оснащены все все современные покрышки. Так вы избежите многих неприятностей, а также серьезных последствий на дороге. Вы можете провести внешнюю диагностику износа протектора самостоятельно, для этого достаточно осмотреть протектор и измерить его высоту в нескольких точках по всей окружности колеса.

Первичная диагностика износа протектора:

1. Износ внешней части протектора (при нормальном давлении) — свидетельствует об увеличении показателя угла схождения.

2. Износ внутренней части протектора (при нормальном давлении) — отрицательный угол схождения.

3. Ступенчатый износ внутренней области протектора — увеличенный отрицательный угол развала колес.

4. Ступенчатый износ наружной (внешней) области протектора — увеличенный положительный угол развала колес.

5. Неравномерный износ сбоку шины — чаще всего причиной становится увеличенный зазор в шарнирах и подшипниках колеса.

6. Неравномерный износ протектора по центру покрышки — при появлении эффекта "восьмерки" (нарушение балансировки колес).

7. Неравномерный износ протектора по краю шины ("язычки") — неисправная работа амортизаторов.

Таким образом, устранив неисправности и изменив стиль вождения, вы сможете продлить жизнь не только своему автомобилю, но и себе. Будьте бдительны и…

Счастливой вам дороги!

www.polezno.com

причины, виды, все что стоит знать

Неверно подобранные параметры давления в шинах или полное отсутствие контроля за этим показателем могут привести к неравномерному износу покрышек. Это чревато для автомобилей, владельцы которых не пользуются манометром давления в шинах.

Уровень износа шин ухудшается с увеличением их пробега. В свою очередь техническое состояние покрышек влияет на эксплуатационные и ездовые характеристики транспортного средства. Крайне важно следить за равномерностью износа, уровнем давления в шинах, остаточной высотой протектора по сравнению с допустимой. Кроме того, перегруз автомобиля сверх норм, установленных по техническим характеристикам, также способствует износу шин, в том числе неравномерному. Именно поэтому покрышки для спецтехники чаще всего бывают неравномерно изношены и их чаще меняют владельцы автомобилей.

Контроль над равномерностью и преждевременностью износа шин относится к комплексным задачам. В первую очередь решение этой задачи связано с умением водителя визуально определять степень и равномерность износа покрышек. Отклонения от нормы характеризуют различные проблемы с автомобилем, вплоть до нарушения геометрии или неисправности ходовой части.

Регулярный осмотр шин, проверка давления манометром обеспечат необходимой информацией, достаточной для своевременного принятия решения и предотвращения проблемы. А проблемы, к которым приводит неравномерный износ или отсутствие контроля за давлением в шинах, весьма серьезны, вплоть до взрыва покрышки и аварийной ситуации на дорогах.

Состояние покрышек влияет не только на ездовые характеристики, то есть управляемость, динамику, но и на потребление топлива. Особенно ярко последнее проявляется на грузовых автомобилях и спецтехнике, водители которых допускают перегруз и неравномерное изнашивание шин.

Виды износа шин

Шины изнашиваются по-разному в зависимости от колес. Ведущие колеса изнашивают покрышки в центральной части, которая отвечает за передачу момента вращения колеса дорожному полотну. Управляемые колеса в большей мере подвержены боковым перегрузкам и поэтому шины изнашиваются по краям. Автомобили с передними ведущими колесами, которые также являются управляющими, получают эффект суммирования износа, выражающийся в равномерном износе шин по центру и бокам.

Существует односторонний износ, причин появления которого может быть несколько. В первую очередь односторонний износ вызывается нарушением геометрии подвески. «Лечится» односторонний износ проверкой развала-схождения. В этом случае, больший износ внешней стороны шины вызывается положительным развалом колес, а износ внутренней части — отрицательным. Также односторонний износ шин появляется в результате агрессивного прохождения поворотов. Следует регулярно проверять развал-схождение колес, выработать оптимальный режим езды и использовать манометр давления в шинах.

Купить манометр для измерения давления в шинах необходимо также для того, чтобы не допускать двустороннего или центрального износа шин. В первом случае виновником является низкое давление (ниже нормы), а во втором — высокое (шина перекачана). Также двусторонний износ шин вызывает перегруз автомобиля.

Износ шин пятнами по всей окружности связан с дисбалансом и характерен для управляемых колес. Причинами такого состояния шин бывают нарушение округлости диска, неисправности подвески и так далее. Регулярный осмотр шин и немедленное решение проблемы поможет избежать негативных последствий в дальнейшем.

Торможение с блокировкой колес приводит к проплешинам на колесах — локальному износу шин.

Аномальное давление в шинах приводит к ухудшению ездовых качеств. Слишком низкое давление — шина быстрее изнашивается по краям, высокое — износ центральной части. Особенно ярко это проявляется на грузовых автомобилях, которые часто перегружают.

Еще одним параметром, на который следует обращать внимание, это минимальная глубина протектора шины. Для разных категорий транспорта он также отличается. К примеру, для грузовиков массой свыше 3,5 тонны — минимальная глубина протектора шины составляет 1 мм, а для легковых автомобилей — 1,6 мм.

При этом следует помнить, что идеальной шины не существует. Любой производитель ищет компромисс между разными параметрами — безопасность, долговечность, надежность, ездовые характеристики. Задачей владельца является контроль за состоянием шин, визуальное наблюдение и периодическое измерение давления манометром.

tdrustorg.com