История марки Skoda. Шкода история автомобиля


История марки SKODA

История ŠKODA

В конце декабря 1895 года энтузиасты велоспорта механик Вацлав Лаурин и продавец книг Вацлав Клемент начали производство велосипедов собственной конструкции под патриотическим названием Slavia, идеально соответствовавшим царившим в то время народным настроениям. Несколько лет спустя, в 1899 году, компания Laurin & Klement Co. приступила к производству мотоциклов, которые вскоре начали пользоваться известностью и получили несколько наград на гоночных состязаниях. К 1905 году компания свернула производство мотоциклов и перешла к производству автомобилей.
Подобно мотоциклам, первый автомобиль компании Laurin & Klement под названием Voiturette A стал необычайно популярным, а позже превратился в непререкаемый архетип чешской автомобильной классики. Успех первого автомобиля обеспечил компании стабильное положение на быстро развивающемся международном рынке автомобилей, вследствие чего компания смогла расширить производство. Объем производства вскоре вырос настолько, что превзошел потенциал индивидуального предприятия, и в 1907 году создатели компании начали процесс преобразования компании в акционерное общество. Международный бизнес компании ŠKODA приобретал все большее значение. Производственные мощности постоянно расширялись, и в 1914 году компания ŠKODA уже принимала участие в производстве армейской техники. 
Вследствие активного экономического развития страны в 1920-х г.г. на первое место вышла необходимость объединения компании, производившей к тому времени многочисленные модели автомобилей, грузовиков, автобусов, авиационных двигателей и сельскохозяйственной техники, с сильным промышленным партнером. В 1925 году произошло объединение с компанией Pilsen ŠKODA Co., что положило конец торговой марке Laurin & Klement. В начале 1930-х г.г. производство автомобилей было выделено в отдельную акционерную компанию в рамках группы компаний ŠKODA Group под названием Автомобильной промышленной компании, ASAP. По окончании кризиса 1930-х компания совершила прорыв со своей моделью ŠKODA Popular.
Немецкая оккупация в период с 1939 по 1945 г.г. отрицательно отразилась на компании, которая была интегрирована в промышленность немецкой империи. Производство гражданских автомобилей было резко сокращено, все силы компании были направлены на службу рейху.

В результате широкого процесса национализации, который начался в конце войны, компания в 1946 году стала национальным предприятием под названием AZNP. Вследствие политических и экономических изменений, имевших место в то время, компания получила монополию на производство пассажирских автомобилей.

Основываясь на традиционных методах производства и былых успехах, экономике Чехословакии удавалось на протяжении нескольких десятилетий сохранять относительно высокие стандарты качества даже в условиях социалистического периода, вопреки навязанной плановой экономике и неоправданно завышенным темпам экономического развития. Эти стандарты были поставлены под вопрос лишь в конце 1960-х г.г. вследствие появления новых технологий на Западе.  Семидесятые годы 20 в. характеризовались началом периода стагнации чехословацкой экономики, которая отразилась и на производителе автомобилей из Млада-Болеслава вопреки лидирующей позиции компании на восточно-европейском рынке. Производство начало расти лишь с выходом на рынок модели ŠKODA Favorit в 1987 году. 
После изменения политической ситуации в 1989 году в условиях рыночной экономики правительство Чехословакии и менеджмент компании ŠKODA приступили к поискам сильного международного партнера, опыт работы и финансовые инвестиции которого смогли бы обеспечить конкурентоспособность компании на долгосрочный период. В декабре правительство страны решило приступить к сотрудничеству с немецкой группой компаний Volkswagen Group. Совместное предприятие фирм SKODA и Volkswagen появилось на свет 16 апреля 1991 года под названием ŠKODA, automobilová a.s., став четвертым брендом Volkswagen Group наравне с VW, AUDI и SEAT. 

История логотипа ŠKODA

Логотип Slavia (1895 – 1905)

Велосипеды и мотоциклы изготавливались в цеху в г. Млада Болеслав под названием Slavia. Логотип представлял собой колесо с листьями липы, которые призваны были символизировать славянские народы. Позже в логотип были добавлены имена основателей компании (Laurin & Klement), которые впоследствии и стали основным мотивом нового логотипа.

Логотип L&K (1905 – 1925)

Дизайн логотипа L&K был обусловлен влиянием модерна, одного из художественных стилей начала 20 в. Инициалы основателей компании окружены лавровым венком (возможно из-за имени Václav Laurin, созвучного с английским (laurel) и латинским (laurus nobilis) названием растения, которое со времен античности ассоциировалось с победителями и славой). Таким образом, лавры, возможно, предсказывали успех фирме L&K. 

Логотип ŠKODA (1926-1933)

Автомобили производились на заводе г. Млада Болеслав под логотипом ŠKODA, начиная с 1926 года. Несмотря на кардинальное изменение торговой марки, форма нового логотипа отражала связь с предыдущим логотипом. Логотип ŠKODA приобрел новую, овальную форму, но наименование торговой марки продолжило играть главную роль, оставаясь в центре в окружении лавров.

Логотип ŠKODA (1926-1990)

Логотип со знаменитой «крылатой стрелой» впервые был использован в 1926 году. Ее происхождение покрыто тайной; иногда автором изображения (схематический рисунок головы индейца в традиционном уборе с пятью перьями) считается коммерческий директор компании ŠKODA Plzeň Т. Маглич. Круглый сине-белый логотип с крылатой стрелой, летящей вправо, увенчанной схематическим изображением оконечности птичьего крыла (или шестерни) в настоящее время используется на некоторых оригинальных запчастях фирмы ŠKODA (стеклах, деталях мотора и т.д.).

Логотип ŠKODA (с 1999 г.)

Несмотря на то, что логотип компании ŠKODA считается одним из самых оригинальных и стилистически выдержанных логотипов в мире, автор его по-прежнему неизвестен. Черно-зеленый логотип, использующийся с 1994 года, придает бренду ŠKODA большую оригинальность: черный цвет символизирует вековую традицию, а зеленый – дружественное по отношению к окружающей среде производство.

Новый логотип: свежий, динамичный и выразительный

В Женеве ŠKODA торжественно представила, как именно будет выглядеть новый образ. Наиболее значительные изменения были внесены в основную часть логотипа — крылатую стрелу, которая благодаря новому дизайну стала намного больше и заметнее. Цвет крылатой стрелы был изменен с «естественного зеленого» на новый насыщенный цвет «ŠKODA Green». Внешняя кромка получила хромированную окантовку.

Прежде черное кольцо, обрамляющее крылатую стрелу, изменило свой цвет на простой хромированный дизайн и располагается дальше от стрелы, придавая логотипу больше легкости и создавая ощущение целеустремленности. В кольце больше не будет присутствовать надпись «ŠKODA AUTO»; теперь слово «ŠKODA» более четко выделено и располагается в центре над логотипом. Новые цвета, новые пропорции и новое расположение элементов позволили создать логотип, излучающий целеустремленность и свежесть.

Официальная интерпретация символики логотипа

Большой круг (кольцо) — универсальность производства, совершенство продукции, земной мир.

Оконечность птичьего крыла (крыло) — технический прогресс, размах программы производства и продажи продукции по всему миру.

Стрела — прогрессивные методы производства, высокая производительность.

Круг (глаз) — точность производства, широта взглядов.

Черный цвет — вековые традиции.

Зеленый цвет — производство без вреда для окружающей среды, защита окружающей среды, повторное использование использованных материалов (переработка отходов).

Oписание слогана

Девиз марки ŠKODA — Simply Clever, то есть «просто гениально» — идеально отражает суть марки, ведь в каждом нашем продукте есть множество несложных, но очень удобных решений, делающих жизнь владельца проще.

skoda.keyauto.ru

История марки SKODA, история возникновения и развития Шкода

История ŠKODA

В конце декабря 1895 года энтузиасты велоспорта механик Вацлав Лаурин и продавец книг Вацлав Клемент начали производство велосипедов собственной конструкции под патриотическим названием Slavia, идеально соответствовавшим царившим в то время народным настроениям. Несколько лет спустя, в 1899 году, компания Laurin & Klement Co. приступила к производству мотоциклов, которые вскоре начали пользоваться известностью и получили несколько наград на гоночных состязаниях. К 1905 году компания свернула производство мотоциклов и перешла к производству автомобилей.
Подобно мотоциклам, первый автомобиль компании Laurin & Klement под названием Voiturette A стал необычайно популярным, а позже превратился в непререкаемый архетип чешской автомобильной классики. Успех первого автомобиля обеспечил компании стабильное положение на быстро развивающемся международном рынке автомобилей, вследствие чего компания смогла расширить производство. Объем производства вскоре вырос настолько, что превзошел потенциал индивидуального предприятия, и в 1907 году создатели компании начали процесс преобразования компании в акционерное общество. Международный бизнес компании ŠKODA приобретал все большее значение. Производственные мощности постоянно расширялись, и в 1914 году компания ŠKODA уже принимала участие в производстве армейской техники. 
Вследствие активного экономического развития страны в 1920-х г.г. на первое место вышла необходимость объединения компании, производившей к тому времени многочисленные модели автомобилей, грузовиков, автобусов, авиационных двигателей и сельскохозяйственной техники, с сильным промышленным партнером. В 1925 году произошло объединение с компанией Pilsen ŠKODA Co., что положило конец торговой марке Laurin & Klement. В начале 1930-х г.г. производство автомобилей было выделено в отдельную акционерную компанию в рамках группы компаний ŠKODA Group под названием Автомобильной промышленной компании, ASAP. По окончании кризиса 1930-х компания совершила прорыв со своей моделью ŠKODA Popular.
Немецкая оккупация в период с 1939 по 1945 г.г. отрицательно отразилась на компании, которая была интегрирована в промышленность немецкой империи. Производство гражданских автомобилей было резко сокращено, все силы компании были направлены на службу рейху.

В результате широкого процесса национализации, который начался в конце войны, компания в 1946 году стала национальным предприятием под названием AZNP. Вследствие политических и экономических изменений, имевших место в то время, компания получила монополию на производство пассажирских автомобилей.

Основываясь на традиционных методах производства и былых успехах, экономике Чехословакии удавалось на протяжении нескольких десятилетий сохранять относительно высокие стандарты качества даже в условиях социалистического периода, вопреки навязанной плановой экономике и неоправданно завышенным темпам экономического развития. Эти стандарты были поставлены под вопрос лишь в конце 1960-х г.г. вследствие появления новых технологий на Западе.  Семидесятые годы 20 в. характеризовались началом периода стагнации чехословацкой экономики, которая отразилась и на производителе автомобилей из Млада-Болеслава вопреки лидирующей позиции компании на восточно-европейском рынке. Производство начало расти лишь с выходом на рынок модели ŠKODA Favorit в 1987 году. 
После изменения политической ситуации в 1989 году в условиях рыночной экономики правительство Чехословакии и менеджмент компании ŠKODA приступили к поискам сильного международного партнера, опыт работы и финансовые инвестиции которого смогли бы обеспечить конкурентоспособность компании на долгосрочный период. В декабре правительство страны решило приступить к сотрудничеству с немецкой группой компаний Volkswagen Group. Совместное предприятие фирм SKODA и Volkswagen появилось на свет 16 апреля 1991 года под названием ŠKODA, automobilová a.s., став четвертым брендом Volkswagen Group наравне с VW, AUDI и SEAT. 

История логотипа ŠKODA

Логотип Slavia (1895 – 1905)

Велосипеды и мотоциклы изготавливались в цеху в г. Млада Болеслав под названием Slavia. Логотип представлял собой колесо с листьями липы, которые призваны были символизировать славянские народы. Позже в логотип были добавлены имена основателей компании (Laurin & Klement), которые впоследствии и стали основным мотивом нового логотипа.

Логотип L&K (1905 – 1925)

Дизайн логотипа L&K был обусловлен влиянием модерна, одного из художественных стилей начала 20 в. Инициалы основателей компании окружены лавровым венком (возможно из-за имени Václav Laurin, созвучного с английским (laurel) и латинским (laurus nobilis) названием растения, которое со времен античности ассоциировалось с победителями и славой). Таким образом, лавры, возможно, предсказывали успех фирме L&K. 

Логотип ŠKODA (1926-1933)

Автомобили производились на заводе г. Млада Болеслав под логотипом ŠKODA, начиная с 1926 года. Несмотря на кардинальное изменение торговой марки, форма нового логотипа отражала связь с предыдущим логотипом. Логотип ŠKODA приобрел новую, овальную форму, но наименование торговой марки продолжило играть главную роль, оставаясь в центре в окружении лавров.

Логотип ŠKODA (1926-1990)

Логотип со знаменитой «крылатой стрелой» впервые был использован в 1926 году. Ее происхождение покрыто тайной; иногда автором изображения (схематический рисунок головы индейца в традиционном уборе с пятью перьями) считается коммерческий директор компании ŠKODA Plzeň Т. Маглич. Круглый сине-белый логотип с крылатой стрелой, летящей вправо, увенчанной схематическим изображением оконечности птичьего крыла (или шестерни) в настоящее время используется на некоторых оригинальных запчастях фирмы ŠKODA (стеклах, деталях мотора и т.д.).

Логотип ŠKODA (с 1999 г.)

Несмотря на то, что логотип компании ŠKODA считается одним из самых оригинальных и стилистически выдержанных логотипов в мире, автор его по-прежнему неизвестен. Черно-зеленый логотип, использующийся с 1994 года, придает бренду ŠKODA большую оригинальность: черный цвет символизирует вековую традицию, а зеленый – дружественное по отношению к окружающей среде производство.

Новый логотип: свежий, динамичный и выразительный

В Женеве ŠKODA торжественно представила, как именно будет выглядеть новый образ. Наиболее значительные изменения были внесены в основную часть логотипа — крылатую стрелу, которая благодаря новому дизайну стала намного больше и заметнее. Цвет крылатой стрелы был изменен с «естественного зеленого» на новый насыщенный цвет «ŠKODA Green». Внешняя кромка получила хромированную окантовку.

Прежде черное кольцо, обрамляющее крылатую стрелу, изменило свой цвет на простой хромированный дизайн и располагается дальше от стрелы, придавая логотипу больше легкости и создавая ощущение целеустремленности. В кольце больше не будет присутствовать надпись «ŠKODA AUTO»; теперь слово «ŠKODA» более четко выделено и располагается в центре над логотипом. Новые цвета, новые пропорции и новое расположение элементов позволили создать логотип, излучающий целеустремленность и свежесть.

Официальная интерпретация символики логотипа

Большой круг (кольцо) — универсальность производства, совершенство продукции, земной мир.

Оконечность птичьего крыла (крыло) — технический прогресс, размах программы производства и продажи продукции по всему миру.

Стрела — прогрессивные методы производства, высокая производительность.

Круг (глаз) — точность производства, широта взглядов.

Черный цвет — вековые традиции.

Зеленый цвет — производство без вреда для окружающей среды, защита окружающей среды, повторное использование использованных материалов (переработка отходов).

Oписание слогана

Девиз марки ŠKODA — Simply Clever, то есть «просто гениально» — идеально отражает суть марки, ведь в каждом нашем продукте есть множество несложных, но очень удобных решений, делающих жизнь владельца проще.

www.europa-avto.ru

Skoda. История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

В 1895 году, под Рождество, было основано небольшое предприятие по производству и ремонту велосипедов "Славия". Его владельцы, 30-летний Вацлав Лаурин и 27-летний Вацлав Клемент, так бы и продолжали конструирование этих агрегатов, если бы не гениальная идея, подтолкнувшая их к созданию одноцилиндрового мотора, вмонтированного в раму велосипеда.Это был шаг прогресса. В конце 1898 года был выпущен мотоцикл под маркой Laurin&Klement - первый мотоцикл для ежедневной эксплуатации. В газете Allgemeine Automobil Zaitung отмечалось: "Можно по праву выделить фирму Laurin&Klement в Чешском королевстве как создателя моторной двухколесной повозки, не умаляя заслуг французских конструкторов братьев Вернер. Те присоединили к простому велосипеду, не изменив даже его линии, двигатель, в то время как Laurin&Klement пошли диаметрально противоположным путём. Они вокруг двигателя и его органов построили велосипед. Идея была одна, но подходы различные. Разница заключается в том, что французы подчеркивали принцип велосипеда, чехи же - принцип автомобиля. И чехи оказались правы".Прошло три года, и новая модель трёхколесного мотоцикла, способная разгоняться до 40 км/ч, сошла с конвейера. Это было только начало истории. В 1905 году Лаурин и Клемент совершили рывок и представили свой первый автомобиль L&K Voiturette. Это были 2-х и 4-местные лёгкие машины с V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. В том же году автомобили были выставлены на классические гонки в Семмеринге (Австрия), где победили в классе дорожных автомобилей. В 1906 году на автомобили были установлены 4-цилиндровые двигатели, а еще через год появляется автомобиль Laurin&Klement с 8-цилиндровым мотором.Такой успех принёс проблему. Производство автомобилей требовало новых земель, зданий, оборудования, тоесть инвестиций.С 1 января 1907 года партнеры начали процесс трансформирования фирмы Laurin&Klement в акционерную компанию. 19 июля 1907 года фирма была официально зарегистрирована как "Laurin&Klement, акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе".Автомобиль был предложен во множестве версий с пассажирским кузовом или кузовом специального назначения. После соединения двух четырёхцилиндровых блоков типа F в едином картере появился необычный автомобиль Laurin&Klement FF - первая восьмицилиндровая машина в Центральной Европе.В 1907 году завод участвовал на выставках в Лейпциге, Париже, Берлине и Санкт-Петербурге и открыл постоянные представительства в Германии, Италии, Великобритании и России. Внутри страны процветали отделения в Праге и Вене, и было также открыто новое отделение в Будапеште.В 1908 году завод L&К выпустил последнюю двухцилиндровую модель. Все автомобили, которые выпускались после этого, имели четырёхцилиндровые двигатели. В этом же году фирма L&К доказала, что она способна удовлетворять конкретные конструктивные заказы, одержав победу в тендере, объявленном администрацией Черногории на производство автомобилей, приспособленных для перевозки пассажиров и почты по крутым и узким дорогам с множеством ограниченных поворотов, которые связывали Котор с внутренней частью страны. В 1909-1910 годах по заказу Венского магистрата было сделано 100 автомобилей-такси. Они работали много лет, и в 1928 году некоторые из них встречались на улицах Вены. В 1911 году в производство был запущен автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л. с. Он стал самой популярной моделью фирмы перед первой мировой войной. Laurin&Klement типа S пользовался спросом не только в стране, но и за рубежом, особенно в России, куда продавалось 35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии автомобилей Laurin&Klement продавались в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.Но кроме легковых и грузовых автомобилей компания производила авиационные двигатели и самолеты, гоночные авто, стационарные двигатели для выработки электричества, дорожные катки и многое другое, что поистине является необычным явлением для автомобильных компаний.В годы первой мировой войны деятельность компании была направлена на производство военной техники. 27 июня 1925 года, на основании решения о слиянии компаний Laurin&Klement и Акционерного общества Skoda, синдикат "Шкода" стал полноправным владельцем автомобильного завода в Млада Болеславе.Возникла необходимость в новом товарном знаке, охраняемой авторским правом. Некто предложил в качестве символа голову индейца. Возникает вопрос: "Индеец в Чехии?!". Со слов современников оказывается, что Эмиля Шкоду в его путешествии по Америке сопровождал верный индеец, и что профиль этого индейца висел в кабинете Шкоды. На основе этого портрета было создано рельефное изображение, имевшее 25 сантиметров в диаметре, которое висело в кабинетах ряда руководителей компании. А крылатая стрела привилась и стала символом эффективности и скорости благодаря, в основном, локомотивам "Шкоды", на которых публика впервые увидела новую торговую марку.В конце 20-х годов основным пассажирским автомобилем, выпускавшимся заводом в Млада Болеславе, стала самая маленькая машина L&К - "Шкода 110", которых в период между 1925 и 1929 годами было выпущено 2985 штук. Эта автомашина постепенно модернизировалась и улучшалась. Производство с помощью сборочной линии революционизировало промышленность в экономических условиях Чехословакии.Организация производства с помощью сборочной линии стала сенсацией. В 1930 году сборочная линия могла производить 25 машин в день, а после проведения небольших модификаций и введения трехсменной работы её производительность удалось увеличить до 95 автомашин в день.Новые модели 4R и 6R, которые были первыми, имевшими именно торговый знак "Шкоды", были призваны улучшить ситуацию. Наибольшим достоинством этих двух моделей была стандартизация и унификация деталей - коробок передач, осей, рулевой части, а также многих других частей. "Шкода" 4R и 6R представляли собой дальнейший шаг в развитии.В 1930 "Шкода" занимала второе место в стране по общему количеству выпускаемых автомобилей и третье место по количеству легковых автомобилей, выпускавшихся в Чехословакии.  С 1 января 1930 года завод в Млада Болеславе стал "Акционерной компанией автомобильной промышленности" (АSAP), штаб-квартира которой помещалась в Праге. Компания включала в себя завод по производству легковых автомобилей в Млада Болеславе, автомобильное отделение в Пльзене, ремонтное предприятие в Праге - "Элка", а также все филиалы, ремонтные предприятия и коммерческие представительства. А все акции находились в руках Пльзеньской компании, которая вновь приняла название "завод Шкода".Через четыре года автомобильный рынок потрясла Skoda-Popular с новой системой трансмиссии, которая выиграла в 1936 году второй заезд на ралли в Монте-Карло, а на смену ей пришла Skoda-Favorit, потом двухдверная Skoda 1101 (Skoda-Spartak), которая в результате пятилетнего усовершенствования превратилась в хорошо всем известную Octavia. Наступая ей на пятки появилась Felicia. Начиная с 1964 и вплоть до 1988 года, выпускались модели с мотором в задней части кузова. И лишь в моделях "Фаворит" и "Форман" мотор вернулся на свое традиционное место.В 1991 году случилось важное событие в истории "Шкоды", она стала частью мощного германского концерна "Фольксваген Груп". Последним достижением Skoda Auto стало возрождение Skoda Superb, который возглавил модельный ряд. Появление Superb знаменует возвращение Skoda в класс представительских автомобилей. Skoda назвала эту машину именем модели, выпускавшейся с 1934 по 1949 год. Имя Superb имеет давние традиции и означает одно и тоже в английском, немецком и французском языках - величественный, замечательный, эффектный, благородный. Новый Superb полностью оправдывает свое название.

retrobazar.com

История автомобильной компании Skoda

История автомобильного концерна SKODA начинается в далеком 1869 году, когда молодой инженер Emile Skoda (Эмиль Шкода) приобрел небольшой механический завод, основанный в городе Пльзень дворянской семьей Вальдштейнов десять лет тому назад. В 1899 году завод SKODA был преобразованный в акционерное общество, после чего стал постепенно превращаться в один из крупнейших автомобильных заводов Австро-Венгрии. Первые тяжелые грузовики и тягачи SKODA начались выпускаться в 1905 году, они выпускались в армейских целях с двигателями мощностью 45-90 «лошадок» и всеми ведущими и управляемыми колесами.

История

В 1919 г. на заводе «Шкода», оказавшемся на территории Чехословакии, был открыт цех № 83 для производства военных тягачей и изготовления машин гражданского назначения. В 1921 году появились первые 3-х тонные грузовики «Шкода-304» и «306» с 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями мощностью 45-65 «лошадок». В 1923 в локомотивном цехе завода «Шкода» по лицензии английской фирмы «Сентинел» (Sentinel) началась сборка 5-ти тонных паровых грузовиков с 2-х цилиндровой паровой машиной мощностью 70 лошадиных сил. Летом 1925 г. начался новый этап в развитии марки «Шкода»: в состав Пльзеньского промышленного комбината была включена фирма «Лаурин-Клемент» (Laurin-Klement) из города Млада Болеслав, получившая наименование «Шкода».

История

С этого времени производство разработанных там грузовых автомобилей было переведено в Пльзень. Первой продукцией стали модернизированные 2-х и 4-х тонные машины «Лаурин-Клемент 500» и «540» с двигателями мощностью 35-40 л.с., получившие новые индексы «505» и «545» и смешанную марку «Шкода-Лаурин-Клемент». Аналогичные изменения претерпели и 1-но тонные пикапы «Лаурин-Клемент 115». Им присвоили индекс «125». Первым грузовиком новой марки в 1927 г. стал 5-ти тонный «Шкода-550», базировавшийся на шасси «545» с более мощным 4-х цилиндровым нижнеклапанным мотором (6786см3, 50 л.с).

История

Самостоятельное производство грузовиков «Шкода» развернулось в Пльзене только с 1929 г., когда была представлена гамма 2-х осных капотных машин (модели «104», «154», «304», «306», «504» и «506») грузоподъемностью 1,25-5,0 т. с собственными 4-х и 6-ти цилиндровыми бензиновыми моторами (1661-7274 см3, 30-75 л.с.). Через год к ним прибавилась 2-х тонная модель «206», но основным событием 1930 г. стало появление сразу двух дизельных машин «404D» и «606D» грузоподъемностью 4 и 6 т., оснащенных соответственно 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями (5702 и 8554 см3, 66 и 100 л.с.). 1934 году ознаменовался установкой 100-сильного дизеля на 4-х тонную модель «406D» и началом изготовления небольших серий 3-х осных автомобилей 656D» (6×4) с задней независимой подвеской и «806D» (6×2) грузоподъемностью 6,5-8 тонн.

История

На следующий год с конвейера сошел самый популярный 2,5-тонный дизельный грузовик «254D» с 4-х цилиндровым мотором (3768 см3, 55 л.с.), впервые получивший более обтекаемые внешние формы, а также были собраны опытные образцы 8-ми тонной модели «806DT» (6×2) с наиболее мощным 6-ти цилиндровым верхнеклапанным предкамерным дизелем (11781 см3, 135 л.с.). Все грузовики оснащались лонжеронными рамами, одно или многодисковыми сцеплениями, 4-х или 5-ти ступенчатыми коробками передач (для тяжелых моделей — с 2-х ступенчатым демультипликатором), подвеской на полуэллиптических рессорах и гидропневматической тормозной системой.

История

Обычно все они предлагались также в низкорамных вариантах «N» и как шасси для автобусов. Их максимальная скорость составляла от 40 до 80 км/ч. Во второй половине 30-х гг. «Шкода» модернизировала прежние модели, оснащая их новыми агрегатами и создавая более совершенные формы оперения и кабин. Лишь в 1939 появились новые машины: легкие серии «100» и «150» грузоподъемностью 1,4-1,8 т. с передней независимой подвеской, 2,5-тонная модель второго поколения «256В» и 7-ми тонный грузовик «706D» с 8,6-литровым дизелем в 110 л.с., которому было суждено стать базой для всей послевоенной продукции марки «Шкода».

История

Следует напомнить, что в Млада Болеславе выпускалась широкая гамма легковых автомобилей «Шкода», на базе которых предлагались развозные фургоны и пикапы. Параллельно фирма «Шкода» выпускала 3-х осные армейские и специальные грузовики и тягачи. Первым в этом семействе в 1932 г. стал автомобиль «Шкода L» (6×4) грузоподъемностью 2,0-2,5 т. с 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем (3140 см3, 66 л.с.) и свободно вращающимися запасными колесами, подвешенными с обеих сторон кабины. В 1935-39 гг. выпускалось новое поколение 3-х осных капотных машин «6ST6» (6×4) и «6STP6» (6х6) грузоподъемностью 4-5 т. с 6-ти цилиндровыми 100-сильными бензиновым и дизельным двигателями, 2-х ступенчатым демультипликатором и односкатными задними колесами.

История

Унифицированный с ними 4-х тонный грузовик «6VD» (6×6) впервые получил кабину над двигателем. Для Чехословакии вторая мировая война началась в марте 1939 г., когда немецкие войска оккупировали ряд областей страны. Первое время «Шкода» продолжала выпускать почти всю гамму своих автомобилей, но в 1941 году немецкие власти взяли управление предприятием в свои руки и перестроили его на военный лад. Из грузовиков остались в производстве только модели «150», «254D», «256С» и «706D». На базе легковых автомобилей стали собирать армейские грузопассажирские машины «Шкода-952» (4×2), «956» (4×4) и «903» (6×4), а с 1942 г. выпускались 90-сильные тягачи RSO (4×4).

История

С пражского завода «Авиа» (Avia) в Млада Болеслав была переведена часть производства самолетов. Разработка послевоенной программы началась в самый разгар войны, но сразу же по ее окончании было принято решение о переносе производства грузовиков на завод «Авиа» в Летнянах, пригороде Праги. С 1946 года там начался выпуск обновленного капотного автомобиля «Шкода-706К». По сравнению с базовым вариантом «706D» он имел грузоподъемность 7,5-9 т., а мощность созданного еще до войны 11,8-литрового дизеля довели до 145 лошадиных сил.

История

На РГП базе выпускались самосвал «706RS» с 3-х сторонней разгрузкой и автобус «706RO» вагонной компоновки. Когда же на заводе «Авиа» решили возобновить сборку самолетов, их производство с января 1952 г. перенесли на завод в селе Рыновице, входивший в объединенную группу предприятий Либерецкой области Чехословакии, известную под аббревиатурой ЛИАЗ (LIAZ). В 1957 году там началось серийное производство одного из наиболее популярных грузовиков «Шкода» — бескапотной модели «706RT» грузоподъемностью 7-8,5 тонн.

История

Ее основой послужил капотный вариант «706R», но прежний двигатель получил непосредственный впрыск топлива и развивал мощность 160 «лошадок». Максимальная скорость возросла с 55 до 70 км/ч. На его базе выпускались низкорамный вариант «706RTDA», 6,5-тонный самосвал «706RTS» с 3-х сторонней разгрузкой и седельный тягач «706RTTN» для работы в составе автопоезда полной массой 24 тонны. На шасси автобусов «706RTO» выпускались вместительные фургоны для дальних перевозок.

История

В 1966 году параллельно началось изготовление модернизированного семейства «706МТ», получившего рядный 6-ти цилиндровый дизель нового поколения «М630» (11946 см3,180 л.с.). В мае 1969 появились грузовики моделей «706МТ4» и «706МТ5» с еще более мощным 210-сильным мотором «М634» и 5-ти ступенчатой коробкой передач с 2-х ступенчатым демультипликатором. Они отличались только колесной базой (4600 или 5400 мм.), имели грузоподъемность 8,2-9,2 тонны и развивали скорость 80 км/ч. Машины предлагались также как седельные тягачи «MTTN5» и самосвалы «MTS24» (4×2), «MTSP24» и «MTSP27» (4×4). Их производство завершилось только в 1987 году.

История

К этому времени автомобилей серии «706» было изготовлено свыше 300 тысяч штук. В то время как выпуск грузовиков «Шкода» увеличивался на Либерецких заводах, на головном Народном предприятии в Млада Болеславе (Automobilove Za’vody, Na’rodny Podnik, AZNP) началось производство новых легковых автомобилей. На их базе небольшой кузовной завод в городке Врхлаби собирал легкие развозные машины. С 1955 года на базе легковой модели «Шкода-1201» с 4-х цилиндровым мотором (1221 см3, 45 л.с.) предлагались грузопассажирские варианты, фургоны и пикапы, которые экспортировались в СССР.

История

В 1961 году легковая гамма «Шкода-1202» с обновленным дизайном также включала фургон и пикап грузоподъемностью 490 и 630 килограмм соответственно. На агрегатах этих машин в октябре 1968 был освоен выпуск фургонов с несущим кузовом вместимостью 7,3 м3 и 1-тонных бортовых грузовиков «Шкода-1203» с кабиной над двигателем и независимой подвеской. С 1973 году их производство начали постепенно переводить на Трнавский автомобильный завод (Trnavske Automobilove Zavody), сокращенно ТАЗ (TAZ), в городе Трнава (Словакия). В 1987 году они получили более мощный двигатель (1433 см3, 57 л.с.) и обновленный дизайн передней части кузова.

История

После распада Чехословакии и образования Словацкой республики их продолжали выпускать под маркой ТАЗ. Экономические реформы заставили обновить ряд легковых автомобилей, а заодно и программу легких развозных машин на их базе. В 1990 завод в городе Млада Болеслав на базе переднеприводного легкового автомобиля «Фаворит» (Favorit) начал выпускать грузопассажирский вариант «Форман» (Forman) с 4-х цилиндровым бензиновым двигателем (1289 см3, 56 л.с.). Он в свою очередь стал основой для пикапов и легких фургонов, которых собрали свыше 75 тысяч штук.

История

После включения завода «Шкода» в 1994 году в состав концерна «Фольксваген» (Volkswagen) появился переднеприводный легковой автомобиль «Фелиция» (Felicia). Через 2 года на его базе заводы в Квасинах и Врхлаби начали выпускать легкие развозные машины — пикап грузоподъемностью 600 килограмм и фургон на 450 килограмм с кузовом вместимостью 2,2 м3. Кроме стандартного 68-сильного бензинового мотора, они предлагались с дизелем «Фольксваген» (1896 см3, 65 л.с.) и гидроусилителем рулевого механизма.

История

Многие годы основными заказчиками грузовых автомобилей предприятия ЛИАЗ оставались СССР и социалистические страны. Желание найти более престижные рынки сбыта привело к внедрению в 1974 году нового поколения машин серии «100», на которых марку «Шкода» решили заменить на аббревиатуру ЛИАЗ, практически не известную за пределами страны. Очередная попытка достичь мирового уровня не удалась, а политические события начала 90-х гг. и ухудшившееся экономическое положение предприятия привели к тому, что завод оказался на грани банкротства и в сентябре 1995 г. вновь был включен с состав концерна тяжелого машиностроения «Шкода».

История

Выкупив акции заводов ЛИАЗ и закрыв ряд нерентабельных предприятий, он образовал новое Акционерное общество (Skoda-LIAZ a.s.), в распоряжении которого остались только 4 предприятия в городах Яблонец-на-Нисе, Либерец, Мнихово Градиште и Мельник. Сначала программа включала все ранее выпускавшиеся автомобили, получившие новую торговую марку «Шкода-ЛИАЗ» и измененную индексацию моделей. К ним относятся серии «S», «FZ», «110/150/250», «300» и «МЗОО» полной массой от 9 до 40 т. с колесными формулами от 4×2 до 8×4 и дизелями собственного производства или австрийскими моторами «Штайр» (Steyr) мощностью 180-410 «лошадок».

История

Первым новым автомобилем «Шкода-ЛИАЗ» в 1996 г. стал магистральный тягач «Ксена 19.47TBV» (Хепа) для автопоездов полной массой до 44 т., возглавивший новую серию «400». Он оборудован 6-ти цилиндровым двигателем «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) с турбонадцувом (12742 см3, 437 или 477 л.с.), 16-ти ступенчатой коробкой передач «Итон» (Eaton), импортными мостами, передними дисковыми тормозами, ABC, задней пневматической подвеской с электронным управлением, новой просторной кабиной из многослойного стеклопластика на алюминиевом каркасе.

История

В 2000 г. к нему добавилась новая серия «Фокс» (Fox) полной массой 19 тонн с двигателями мощностью 290-330 лошадиных сил. В конце XX века положение заводов «Шкода-ЛИАЗ» оставалось сложным. Если в лучшие времена там выпускалось ежегодно по 18 тысяч машин, то к концу 90-х гг. производство сократилось до нескольких сотен грузовиков в год.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info