Липучка или шипы: делаем правильный выбор. Сравнение липучки и шипов


Что лучше выбрать для зимней резины шипы или липучку?

Ключевым вопросом для автомобилистов, при подготовке своего транспортного средства к зиме, является выбор шин (покрышек) для самого сложного климатического периода почти на всей территории нашей страны. Согласно общей классификации различают три типа шин: летние, зимние и всесезонные.

Как правило, если выбор летних покрышек не вызывает особых затруднений, то для зимней езды предлагаются два варианта: либо шипованные, либо нешипованные (на автомобильном жаргоне их называют «липучками» или фрикционными шинами). При этом, всесезонные покрышки иногда отождествляют с «липучками», что не соответствует действительности. Этот класс шин имеет набор параметров, создающий некий компромисс между летними и зимними шинами.

Рассмотрим плюсы и минусы двух вариантов зимних шин: оснащенных шипами и нешипованных «липучек».

Шипованная резина

Конструкция этой покрышки представляет собой шину, рабочая поверхность которой «нашпигована» специальными металлическими шипами, по форме напоминающими грибок, который состоит из двух частей: корпуса и твердосплавной вставки. Корпус решает задачу надежного размещения шипа в теле протектора шины. Вставка обеспечивает четкое сцепление с дорожным покрытием. Корпус изготавливается из алюминия, позволяет повысить антикоррозионные свойства и уменьшить общий вес шипов. Материалом для твердосплавной вставки служит карбид вольфрама с добавлением титана и карбида ниобия.

Шипованная резина

Кроме собственно шипов, дополнительное сцепление с дорогой дает конструкция (форма и глубина канавок) протектора. Верхний слой обеспечивает надежное сцепление за счет специального рисунка, а внутренний, из более твердой резины, предназначен для надежного крепления корпусов шипов.

Шипы и протектор работают вместе, в «одной упряжке», но их достоинства проявляются по-разному на различных дорожных покрытиях. На покрытиях с ледяной коркой основной вклад обеспечивают шипы, прокалывающие лед до контакта с основным покрытием, благодаря чему колеса автомобиля могут предсказуемо стартовать и тормозить. К сожалению, при температурах ниже -300С твердость льда возрастает на столько, что шипы не могут продавить ледяную корку. И хотя надежность сцепления с дорогой при этом падает, свое назначение шипованная покрышка продолжает выполнять.

В случае влажного покрытия на первый план выступают свойства протектора. Широкие канавки рисунка заполняются водой и мелкой ледяной крошкой, которые процессе движения постепенно «самоудоляются» за счет вращения и вибрации колеса.

На заснеженных покрытиях и шипы, и протектор вносят свой вклад в общий результат. Шипы цепляются за снег, а протектор крупными (и высокими) элементами рисунка буквально «копает» снег и обеспечивает сцепление с покрытием.

«Липучка»

Одним из основных недостатков шипованных колес является разрушительное воздействие на дорожное покрытие в периоды (довольно частые в европейских областях) отсутствия снежного и ледяного покровов. Производители шин предложили замену шипам, разработав специальную резину и конструкции протекторов, позволяющие решать главные задачи зимнего периода:

  1. Обеспечение безопасного режима трогания-торможения на снежной(ледяной,мокрой) дороге.
  2. Способность передвижения по поверхностям, покрытым снегом.

Резина должна быть довольно мягкой (для надежного сцепления с дорожной поверхностью) и, одновременно, обладать приемлемой жесткостью(для сохранения предсказуемой управляемости). Протектор зимней шины не должен «дубеть» при пониженных температурах (от +50С).

Липучка

Эта сложная, противоречивая задача была решена производителями шин с помощью изобретения специальных составов резинотехнических смесей, в которых имеются молекулярные связи, способные разрываться (при нагревании), а затем, при определенных условиях, восстанавливаться (регенерироваться). Наружный слой такой покрышки размягчается (температура повышается от трения с поверхностью дороги) и дает отличное сцепку с дорогой, а в основной массе протектор остается холодным и жестким. Такое одновременное сочетание разных физических свойств слоев позволяет «липучке» преодолевать проблемы зимних покрытий и обеспечивать управляемость автомобилем на асфальте и бетоне.

Как у шипованных шин, так и у «липучек», важную роль играет конструкция(рисунок) протектора. Ярко выраженная, расчлененная геометрия элементов рабочей поверхности покрышки позволяет шине быстро избавляться от грязи, снега, мелких камней и льда. Кроме этого, для повышения «сцепки» и улучшения управляемости на мокрых и ледяных дорогах в отдельные блоки протектора добавляют тонкие прорези, так называемые «ламели». Геометрические параметры и количество «ламелей» являются «ноу-хау» производителей шин.

Что общего у «шиповок» и «липучек»

Оба вида покрышек предназначены для обеспечения безопасного, управляемого движения в осенне-зимний период времени. Общим признаком «зимнего» предназначения можно считать конструктивные особенности протекторов:

  • Крупный рисунок.
  • Большая глубина промежутков между основными фрагментами рисунка.
  • Наличие «ламелей».

Составы резинотехнической смеси должны в целом обеспечивать похожие параметры, то есть не позволять покрышке «дубеть» при пониженных температурах. Однако у «липучек» наружный слой резины имеет дополнительные свойства, позволяющие улучшить сцепку с покрытием.

Липучка и шипы

Основные различия

  1. «Липучка» не разрушает дорожные покрытия в виду отсутствия твердосплавных металлокерамических шипов, которые присутствуют на шипованных покрышках.
  2. Шипованные шины создают большой уровень шумов. Этот недостаток отсутствует у «липучек», обеспечивающих больший комфорт.
  3. Наличие шипов приводит также к повышению расхода топлива.
  4. На обледенелых и заснеженных покрытиях шипованные покрышки имеют существенное преимущество перед «липучками»(четкая сцепка с дорогой, устойчивость, отсутствие заносов при вхождении в повороты).
  5. При низких температурах, от -300С и ниже, когда шипы становятся практически бесполезными, «липучка» сохраняет свои эластичные свойства и обеспечивает торможение и управляемость.
  6. Аналогичные преимущества перед шипами «липучки» имеют на мокром и сухом асфальте или бетоне.

Как решить проблему выбора

Оба вариант шин имеют свои преимущества и недостатки, поэтому на окончательный выбор должны повлиять следующие факторы:

  • Предполагаемый режим езды.
  • Дорожные условия.
  • Ежедневные маршруты.
  • Качество и чистота дорожных покрытий, что связано с работой муниципальных служб.

Итак, если предполагается в основном использовать автомобиль в режиме «дом-работа-дом» в городских условиях, где улицы регулярно чистят и посыпают реагентами муниципальные службы, то вполне разумно оснастить автомобиль «липучками».

Выбор шипованных шин будет оптимальным, если предполагаются регулярные выезды за город, где зачастую встречаются ледяная корка и снежный наст на дорогах. Шипы также обеспечат предсказуемый режим управления в моменты гололеда и неожиданно выпавшего снежного покрова.

vchemraznica.ru

"Липучка" против "шипов" в России — CARobka.ru

Зима уже полностью вступила в свои права. Это видно хотя бы по увеличению количества аварий на дорогах. Многие просто забыли об особенностях вождения в зимний период. Кто-то и не обладал нужными навыками. В этих условиях особенно остро встает вопрос выбора зимней резины. «Липучка» или «шипы»? – просят помочь разобраться автолюбители.

Отвечает старший мастер одной из тольяттинских СТО Владислав Климук:

- Прежде всего, не совсем правильно поставлен вопрос – «липучка», это такой же миф, как в свое время «плавающие шипы». Никуда и ни чем эти колеса не присасываются и не приклеиваются. Зимняя резина делится лишь на шипованную и нешипованную. Одна и та же модель может идти двух видов. Объясняется это разделение тем, что в ряде стран (Германия, Япония и др.) шипы  запрещены законом, поскольку определенный вред они дорожному полотну все же наносят. В результате и появилась нешипованная зимняя резина.

У той и другой свои плюсы и минусы. Однозначно сделать выбор в пользу чего-то одного сложно. Все зависит от условий эксплуатации. Человеку, ездящему по Москве из дома на работу и с работы домой, шипы в принципе не нужны. Там практически невозможно встретить лед на дороге. Снег или кашу – да, но заледенеть этому не дают. Для этих условий достаточно зимних нешипованных колес.

На снегу нешипованная зимняя резина чувствует себя превосходно. На асфальте - тоже. И не жужжит шипами

В нашем городе, где дороги могут не убирать в течение месяца, и после каждого снегопада перед светофорами и пешеходными переходами сразу же появляется отполированная поверхность, явно чувствуется преимущество шипованной резины. Как-то пришлось наглядно убеждать в этом ярого сторонника нешипованных колес. Устав доказывать очевидное, предложил выехать в город. Улица Спортивная, как раз заледеневшая после очередного снегопада. Температура - градусов 10 мороза. Идем рядом 60 км/ч. Я на шипованной резине (Gislaved), он – на нешипованной (Bridgestone). Торможение в пол. Он от меня уходит на два корпуса вперед, пытается доказать, что это лишь по вине голого льда. Отвечаю – это сбитый тобой пешеход. Только ради этого можно ездить на шипах.

Хоть и торможение с разгоном у "шипов" на снегу чуть хуже, зато они гарантированно не подведут на голом льду

Да, если бы дороги убирались как следует, не особо шипы и нужны. На снегу, рыхлом или немного укатанном, нешипованные колеса ведут себя даже лучше, тормозной путь у них короче. Дело в особенностях конструкции – их поверхность мелко-мелко посечена. Получившиеся «ламельки» (маленькие резиновые лопатки) цепляются за неровности на дороге и останавливают машину. На льду им цепляться не за что. В результате провал и в разгоне и в торможении. У шипованного колеса «посеченная» площадь меньше – шипу необходимо на чем-то держаться. Поэтому по мягкому снегу оно идет хуже, шипу просто не за что зацепиться.

Иногда такие колёса - повод для зависти...

Еще один недостаток шипованных колес – их шумность. Но изготовители настойчиво работают над его уменьшением. "Седьмая" Nokian, например, очень тихие колеса. Другое дело, что стоят они как колеса от реактивного истребителя. Но если у человека есть возможности - почему бы и нет. Для остальных есть колеса попроще и подешевле.

Советовать какую-то определенную марку сложно. Если раньше достойные колеса были только иностранного производства, то сегодня наши производители подтягиваются к этому уровню. Хотя, к сожалению, чувствуется и разница – одинаковая модель колеса (например, та же Nokian) произведенная в Финляндии и России ведет себя по-разному. Срок службы при этом отличается раза в два (не в нашу пользу). Правда, отечественные колеса стоят дешевле.

Главное в зимней резине - её наличие. Какие бы зимние колёса вы не поставили, вы всё равно выиграли по сравнению с мужиком на заднем плане, который решил переобуться в самый разгар снегопада

Кстати, общий недостаток зимней резины – ее мягкость. Как следствие - быстрый износ, особенно по асфальту. Но наши люди давно уже привыкли «донашивать» зимние колеса летом. Некоторые выдирают оставшиеся шипы, некоторые нет.

В принципе, и зимой колеса по большей части эксплуатируются по асфальту. Но если вы выезжаете утром по обледеневшей дороге без шипов, лучше вести себя как на летней резине. Это значит - держать утроенную дистанцию до впередиидущей машины (иначе, если она на шипах и с АБС, при ее внезапном торможении у вас не будет шансов избежать аварии), быть особо острожным на перекрестках и пешеходных переходах.

Кстати, попутно мы выяснили, что бороться с заснеженностью дорожного покрытия можно самостоятельно, не дожидаясь выезда бульдозеров - с помощью боковых скольжений

Так что выбор за вами -  или слушать всю зиму гудение шипов, или поосторожничать несколько дней во время гололеда. Начинающему водителю, не владеющему навыками экстремального вождения, в нашем городе лучше все-таки воспользоваться шипами. Тогда машина не будет делать непредсказуемых «взбрыков» на внезапно попавших под колеса наледях и у вас всегда будет фора в один - два корпуса машины.

carobka.ru

Липучка или шипы: делаем правильный выбор

Липучка или шипыВ данной статье мы расскажем, чем отличаются между собой зимние шины «липучка» или так называемые фрикционные шины от зимних шин с шипами.

На большей части Российской Федерации уже наступила зима. Автомобилисты обули свои машины в зимнюю резину. И вот здесь наступает время извечного спора между автомобилистами, какие шины выбрать для эксплуатации автомобиля зимой — с липучкой или с шипами. В данной статье мы расскажем, чем отличаются между собой зимние шины «липучка» или так называемые фрикционные шины от зимних шин с шипами.

В начале, мы дадим характеристику каждому типу зимних шин.

Фрикционные шины, обладающие свойством липучки

Зимние фрикционные шины обладают свойством «липучки», от чего и получили такое название в народе. Они имеют довольно мягкий состав резины на протекторе. Такая характеристика резины протектора достигается благодаря добавлению синтетического компонента, который содержит кремний. Точнее, такая резина содержит силик — диоксид кремния и натуральный каучук. Благодаря мягкому составу резины на протекторе такие шины имеют достаточно высокую устойчивость к низкой температуре воздуха и дорожного покрытия. Немаловажную роль в этом свойстве играет применение в составе резины искусственного каучука, рапсового масла и солевых соединений.

Каждая модель фрикционной шины имеет важную особенность – ламели или бороздки, которые располагаются на «шашечках». Такие бородки предназначены для быстрого отвода воды с пятна контакта шины и дороги. Чем больше ламелей выполнено на протекторе шины, тем лучше будет сцепление её с дорожным покрытием, но только при условии, что она не обледенела. Автомобилисты должны помнить, что фрикционные шины «липучка» и лед являются несовместимыми. Поведение шины «липучки» на льду будет непредсказуемым.

Автомобильные эксперты разделили все фрикционные шины на два вида: скандинавская (арктическая) и европейская. Понятно, что эти виды предназначены для разных климатических зон. Для российских зимних условий рекомендуется приобретать арктические фрикционные шины. А вот европейская фрикционная шина будет оптимальна только для европейского региона, где зима имеет мягкую погоду с редкими температурными минимумами ниже 0 градусов по Цельсию.

Так как европейская фрикционная резина предназначена для мягкой зимы, то и состав её будет более жёстким. Зато европейский фрикционные шины имеют более высокий индекс скорости:

  • для европейских фрикционных шин индекс скорости составляет выше Н (210 километров в час) и V (240 километров в час).
  • для арктических фрикционных шин индекс скорости достаточно низкий, он может быть ниже Q (160 километров в час) и Т (190 километров в час).
Фрикционные шиныЗимние фрикционные шины обладают свойством «липучки», от чего и получили такое название в народе.

Характеристика шипованных зимних шин

По внешнему виду шипованная шина немного напоминает фрикционную шину. У шипованных шин тоже есть ламели на «шашечках». Однако их количество намного меньше. Главным визуальным отличием шипованных шин является наличие шести-восьми рядов шипов. Общее количество шипов на одной шине варьируется от 96 до 130 единиц. Конечно, большее количество шипов на шине увеличивает её контактные свойства с дорожным покрытием. Однако большее количество шипов является и разрушительнее по отношению к самому дорожному покрытия. Именно поэтому некоторые европейские страны ввели ограничения на применение некоторых моделей шипованных шин автомобилями.

Шип в зимней резине обычно имеет форму четырёхугольного конуса. Он размещается в специальном посадочном месте, которое позволяет шипу входить при контакте с дорожным покрытием на определённую глубину внутрь шины. Стандартный шип выпирает от поверхности протектора шины на полтора миллиметра. Как бы производители шин не усовершенствовали посадочные места шипов, они все равно в процессе эксплуатации вылетают из зимних шин. Всё дело в том, что в процессе движения от силы трения зимние шины нагреваются. Из-за нагрева резины посадочное место шипа увеличивается в своем объеме, тем самым выталкивая шип наружу.

Для шипованных зимних шин крайне опасен агрессивный стиль вождения. Чем быстрее водитель будет ездить на шипованной резине зимой, чем резче он будет разгоняться и резче тормозить, тем больше вероятность, что шипы будут утеряны из шин раньше положенного времени.

Характеристика шипованных зимних шинГлавным визуальным отличием шипованных шин является наличие шести-восьми рядов шипов.

Сравнение «липучки» с шипованной резиной

В таблице ниже приведено сравнение фрикционных шин с шипованными шинами.

Шумовой комфортФрикционные шины имеют низкий шум, сравнимые с летней резиной. Шипованная шины крайне громко шуршат своими шипами по дорожному покрытию, создавая лишние шум и характерный гул в салоне автомобиля.
Степень жёсткости зимних шинФрикционные шины или «липучка» имеют более мягкую резину, именно поэтому они быстрее изнашивается при своей эксплуатации. Резина протектора шипованной шины более жёсткая. Это необходимо для того, чтобы удерживать шипы в посадочных местах. Кроме того, сами шипы выполнены стали и довольно устойчивы к различному физическому воздействию.
Условия для эксплуатации разных зимних шин«Липучка» или фрикционная шина эффективна в использовании при поездках по рыхлому снегу и зимним трассам. Шипованные шины приобретают для того, чтобы ездить по льду. У шипа есть эффективное свойство вгрызаться в корку льда на дорожном покрытии, что позволяет удерживать автомобиль на скорости в крутом повороте.
Поведение шин на чистом не обледенелом асфальтаФрикционные шины обеспечивают надёжное сцепление с дорожным покрытием в виде чистого асфальта, поэтому на таких шинах можно ездить даже весной и летом. У шипованных шин меньше контакт с чистым асфальтом. Поэтому при торможении на шипованной резине на чистом асфальте будет меньше коэффициент сцепления, соответственно, тормозной путь намного увеличится.

 

Автомобилисты должны делать свой выбор между «липучкой» и шипами в зависимости от тех погодных и дорожных условий, при которых они будут ездить зимой. Если большая часть зимы на дорогах находится рыхлый снег, слякоть и грязь, тогда автомобилистам подойдут фрикционные шины на автомобиль. И, наоборот, если большая часть зимы на дорогах находится лёд и температура воздуха не позволяет таять снегу на дорогах, тогда автомобилисту лучше будет установить на машину шипованные шины.

 

Поделись с друзьями:

motormania.ru