|
|
В 1903 году Личфилд, инженер компании Goodyear, разработал и запатентовал первую в мире бескамерную шину, которая была представлена на нескольких выставках. Но изобретению не суждено было сразу прижиться – его посчитали ненадежным и небезопасным. Лишь спустя полвека, в 1954 году с конвейера сошла серия автомобилей Packard, оснащенных бескамерными покрышками. Процесс производства бескамерных шин несколько сложнее, чем обычных камерных покрышек. Очень высокие требования предъявляются к материалам и качеству нанесения воздухонепроницаемого герметичного резинового слоя, заменяющего в такой шине камеру. Он должны быть равномерным, плотным и прочным, без складок и неровностей, иначе надежность и долговечность каркаса шины окажется под вопросом: попадание воздуха создает серьезные напряжения, в результате которых каркас начинает расслаиваться. Конструкция бескамерной шины предполагает сильное и плотное натяжение бортов на посадочные полки обода Изготавливают герметичный слой из смеси натурального и синтетического каучуков. Гермослой имеет толщину 1,5-3 мм, он приплавлен к внутренней поверхности покрышки методом вулканизации, то есть оказывается в сжатом состоянии. Это обеспечивает превосходную герметичность бескамерной шины. Воздух накачивается через металлический вентиль, хорошо укрепленный на ободе с помощью резиновых шайб и прижимной гайки. Борта покрышек для лучшей герметичности посадки на обод дополнительно уплотняются бортовой лентой, сделанной из резины, прорезиненного капрона или вискозы. В процессе эксплуатации покрышки бортовая лента испытывает серьезные нагрузки, поэтому она должна быть эластичной, прочной, тепло- и морозостойкой. Конструкция бескамерной шины предполагает сильное и плотное натяжение бортов на посадочные полки обода. Борта устроены таким образом, что края внутреннего слоя каркаса оказываются вывернутыми наружу. Бортовые кольца бескамерных покрышек изготавливают из сверхпрочной проволоки. При производстве бескамерных покрышек в качестве каркасных нитей используют корд из капрона или вискозы При производстве бескамерных покрышек в качестве каркасных нитей используют корд из капрона или вискозы – он лучше выдерживает давление сжатого воздуха, поскольку его воздухонепроницаемость в 10-15 раз выше, чем у корда, изготовленного из хлопка. За границей при производстве бескамерных покрышек применяется технология нанесения самозаклеивающегося слоя. Его основу составляет упругая пластическая масса, которая в случае прокола заполняет отверстие и препятствует выходу воздуха из шины. Не так давно в целях повышения безопасности были разработаны двуполостные бескамерные покрышки. Внешняя оболочка двухполостной шины сконструирована по типу бескамерной, а внутри устанавливается диафрагма, выполненная из двух-трех слоев прорезиненных полиамидных нитей. Одна полость наполняется воздухом через клапан. А другая – через вентиль. В случае прокола или другого повреждения шины воздух выходит из одной полости, что лишь незначительно снижает эксплуатационные свойства шины – ведь в другой полости воздух остается. Это делает путешествие более безопасным и позволяет не брать с собой запасную покрышку. У бескамерных шин очень много преимуществ перед камерными. Во время движения они меньше нагреваются, поскольку отсутствует трение между камерой и покрышкой и тепло быстрее отводится от протектора к ободу. По этой же причине такие шины лучше охлаждаются, что увеличивает срок их службы. Из-за того что бескамерные шины легче камерных, нагрузка на подвеску и ступицы тоже меньше. Бескамерные покрышки избавляют автовладельца от неприятностей, связанных с перетиранием или защемлением камеры. Их проще ремонтировать: для мелких проколов существует специальная паста, которая позволяет быстро устранить дефект, не снимая колеса. Автомобиль, на который установлены бескамерные шины, устойчив и хорошо управляем; из проколотой бескамерной шины воздух выходит медленнее, поскольку прочный корд препятствует увеличению отверстия прокола. Таким образом, у водителя есть несколько секунд, чтобы успеть остановиться. Двигаться дальше на спущенной покрышке нельзя, иначе гермослой нарушится, и починить шину уже не удастся. Монтаж и демонтаж бескамерных шин нужно проводить с максимальной осторожностью Слабым местом бескамерных шин принято считать боковины, которые недостаточно жестки для того, чтобы хорошо держать удар при наезде на кочки и бордюры. Но именно мягкие боковины обеспечивают плавность хода автомобиля даже на не самых ровных дорогах. Монтаж и демонтаж бескамерных шин нужно проводить с предельной осторожностью. Если повредить бортовые закраины, покрышка может разгерметизироваться во время движения. Также причиной разгерметизации является коррозионное повреждение обода, во избежание которого следует обрабатывать колеса специальным средством. У покрышек этого типа есть еще один существенный недостаток – воздушная подушка, которая образуется между камерой и гермослоем и может привести к разрыву шины при резком повороте или другой сильной нагрузке на колесо. Правда, случается такое крайне редко. blamper.ru
Устройство пневматической шины. Устройство шины бескамерной
Бескамерные шины
В чем отличия бескамерных шин?
Двухполостные бескамерные покрышки
Плюсы и минусы бескамерных шин
Устройство бескамерных шин - Справочник химика 21
из "Основы современной технологии автомобильных шин"
Бескамерная шина представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Бескамерная шина отличается от покрышки камерной шины наличием дополнительного герметизирующего слоя, уплотнительной бортовой ленты и некоторыми особенностями в конструкции борта. [c.48]
Толщина герметизирующего слоя зависит от давления воздуха в шине и от воздухонепроницаемости резины она колеблется в пределах 0,5—2 мм. Для повышения воздухонепроницаемости герметизирующий слой часто изготовляют из нескольких тонких листов резины (путем дублирования). Герметизирующие слои не должны иметь пузырей и посторонних включений. Прочность связи герметизирующего слоя с каркасом имеет особое значение, ибо отслоение или наличие воздушных пузырей между ним и каркасом ведет к образованию вздутий и разрушению каркаса. [c.49]
Имеются конструкции бескамерных шин, в которых на внутреннюю поверхность герметизирующего слоя наносится самоза-клёивающая паста по короне покрышки или же помещается в резиновые ячейки. [c.49]
Борт бескамерной шины имеет особую конфигурацию наружная часть его покрыта слоем резины (уплотнительная бортовая лента). Посадочный диаметр шины обычно меньше посадочного диаметра обода на 1—1,7 мм для легковых и на 4 мм—для грузовых шин. Такая конструкция борта бескамерной шины обеспечивает герметичную посадку шины на обод колеса. [c.49]
Запас прочности бортовых колец для бескамерных шин следует увеличивать, применяя особо прочную бортовую проволоку, разрывная прочность которой достигает 240 кгс/мм . Важно также, чтобы бортовое кольцо не имело больших остаточных деформаций, так как при этом может нарушиться герметичность посадки шины на обод. Поэтому бортовые кольца изготавливают из безуточной проволоки применение колец из плетенки и пирстейпа нежелательно из-за большого растяжения их в процессе эксплуатации шин. [c.49]
Вследствие того что воздух легко диффундирует через хлопчатобумажные ткани (вдоль волокон нитей), бортовые ленты для бескамерных шин изготавливают из вискозного или полиамидного моноволокна. Но, учитывая высокую стоимость моноволокна, тканевые ленты часто заменяют подвулканизованными резиновыми ленточками, которые перед наложением на бортовую часть покрышки шерохуют и промазывают клеем. [c.49]
В некоторых случаях применяется специальный барьер между каркасом и тканевой бортовой ленточкой. Барьер делается из жесткой резиновой смеси, содержащей в качестве наполнителя тонкодисперсную окись кремния. Назначение барьера—предотвращать диффузию воздуха в каркас через борт. [c.49]
Шины с профилем шириной до включительно монтируются на неразборные глубокие ободы (см. рис. 2.3,6). Для облегчения монтажа бескамерных шин уменьшают высоту закраины глубокого обода. [c.50]
Шины с профилем шириной 12 и более из-за трудности монтажа на глубокий обод монтируются на разборные ободы, которые герметизируются по месту соединения частей. Для предотвращения утечки воздуха из надутой шины в специальном гнезде между отъемной закраиной и основанием обода помещают резиновый уплотнительный шнур (рис. 2.3,6). Такой обод называется разборным герметичным ободом. [c.50]
Вентиль бескамерной шины должен быть герметично смонтирован на ободе. Для этого он снабжается резиновой уплотнительной шайбой. [c.50]
Применение бескамерных грузовых шин ограничивается возможностью взаимозаменяемости бескамерной и камерной шины. [c.51]
Вернуться к основной статье
chem21.info
За время появления автомобильного колеса как только не менялся материал для их изготовления. Так начали выпускать бескамерные шины, у которых плотность прилегания края покрышки с ободом образует герметичное пространство в покрышке. Давление в них понижают, увеличивают площадь поперечного сечения. В шинах современных легковых автомобилей давление равно всего 98—185 кПа вместо прежних (294—490 кПа).
Современная бескамерная шина
Бескамерные шины имеют некоторые преимущества, одно из которых — они легче камерной, и в случае прокола не теряет давление так быстро, как прежняя. В последние десятилетия, несмотря на продолжающееся уменьшение наружного диаметра шины, потребовалось ставить ее на обод сравнительно большого диаметра, чтобы разместить внутри обода мощный тормоз. Для сохранения необходимого объема камеры при малой высоте ее поперечного сечения, пришлось расширить шину. Были созданы шины, которые назвали широкопрофильными.
Изменение формы протектора и расположения обводки корда с диагональных на радиальные, дало увеличение эластичности и упругости боковин в шинах, а опоясывание протектора жестким поясом (обводка стальными пластинами или тросом) позволило улучшить устойчивость, при этом получили уменьшение сопротивления качению, увеличение долговечности и пробега протектора.
Устройство бескамерной шины
Нынче стали изготавливать капроновые протекторы. Преимущество таких протекторов — идеальное применение в жаркое время. Они более устойчивы, и обеспечивают хорошее сцепление в летний сезон. Полимерные материалы, входящие в состав таких протекторов, придают им прочность и долговечность.
Все шире стали делать обод колеса, при этом обеспечивая шине большую опору для сохранения устойчивого состояния, т.е. получение динамичности на поворотах. Единственное, что не изменилось в пневматической шине — это воздух. Он и есть главный переносчик нагрузки от автомобиля, и поэтому существует единая закономерность. В ее основе лежит предпосылка, что на каждую единицу объема воздуха должна приходиться определенная нагрузка.
На каждый литр сжатого воздуха должно приходиться около 800 Н для легковых автомобилей, 750 Н у грузового с поперечным сечением шин до 250 мм, и 600 Н для шин большего размера. Именно перечисленные выше параметры входят в международное стандартное обозначение шины, фигурирующее в технической характеристике, и маркированное на боковине самой шины.
auto4style.ru
При демонтаже шины грузового автомобиля, имеющего плоский разборный обод, вначале выпускают из камеры воздух, для чего отвертывают колпак и выворачивают золотник вентиля.
После этого проталкивают вентиль внутрь покрышки и снимают запорное кольцо и съемную закраину (реборду) обода на стенде для демонтажа шин. Затем стягивают покрышку с обода и вынимают из нее камеру и ободную ленту (флеп). При монтаже шины удаляют из нее пыль и песок и тщательно очищают, а ободную ленту и камеру припудривают тальком. Затем камеру вкладывают внутрь покрышки, слегка накачивают воздухом, расправляют и вставляют ободную ленту между камерой и бортами покрышки. После этого покрышку с камерой надевают на обод диска колеса и пропускают вентиль камеры в отверстие обода.
Для облегчения трудоемкого процесса монтажа и демонтажа шин применяют различные стенды или приспособления. По способу привода эти стенды подразделяются на механические, гидравлические и пневматические.
Рис. Стенд для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей: 1 — упоры; 2 — съемник; 3— винты; 4 — лапы; 5—пневматический патрон; 6 — рама; 7— гидравлический подъемник; 8 — шестерня; 9 — редуктор; 10 — гидравлический привод; 11 — гидравлический цилиндр; 12 — бачок; 13 — обечайка
На рисунке показан стенд ГАРО (модель 2467) с гидравлическим приводом для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей. Стенд состоит из металлической рамы 6, с левой стороны которой располагают гидравлический цилиндр 11 и насос с электродвигателем, с правой — шесть упорных лап 4, положение которых можно регулировать. В нижней части рамы стенда имеется гидравлический подъемннк 7 для подъема устанавливаемого па него колеса и центрирования его относительно пневматического патрона 5, закрепленного на штоке гидравлического цилиндра 11. На раме стенда (слева) располагается механизм для снятия и установки замочного кольца. Механизм состоит из профильного кольца, в котором вращается шестерня 8, приводимая во вращение от электродвигателя через червячный редуктор 9. На шестерне закрепляется съемник 2. Для отжима бортового кольца предусмотрены упоры 1. Бачок 12 служит для питания гидравлической системы маслом.
В начале операции демонтажа шины снимают запорное кольцо. Для этого устанавливают и закрепляют диск колеса на пневматическом патроне и краном управления гидравлического цилиндра перемещает его шток влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 1, которыми бортовое кольцо несколько отжимается, освобождая замочное кольцо. При этой операции съемник 2 должен войти в зазор стыка замка. После этого включают электродвигатель привода шестерни 8. При вращении съемника 2 (вместе с шестерней 8) замочное кольцо шины выходит из канавки диска. Для снятия покрышки с обода диска колеса шток гидравлического цилиндра перемещают вправо.
В этом случае лапы 4 своими концами входят между отбортовкой колеса и шиной, и при дальнейшем перемещении диска колеса вправо снимают покрышку. При монтаже шины вставляют на упор 1 запорное кольцо, затем вручную надевают покрышку с камерой и ободным кольцом на обод диска и устанавливают подготовленное таким образом колесо на пневматический патрон стенда. Вместо съемника 2 закрепляют специальный ролик. При подаче штока гидравлического цилиндра влево отжимают упором 1 ободное кольцо, вставляют замковое кольцо в освободившуюся канавку диска и включают привод, вращающий кольцо 13 вместе с роликом. При вращении ролика замковое кольцо будет закатываться в канавку диска. Наибольшее усилие, развиваемое на штоке гидравлического цилиндра при снятии шин, 20 т. Мощность электродвигателя 1 квт.
Стенд ГАРО (модель 1102) для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей показан на рисунке. Электродвигатель привода стенда размещен вместе с червячным редуктором внутри стола стенда. При демонтаже (или монтаже) покрышки диск колеса устанавливают на сменную ступицу 9 с пятью штырями 8 и закрепляют гайкой 7. Освободив фиксаторы 11 на рычагах 4, выдвигают ролики 10 и устанавливают их в положение, при котором они прижимаются к закраине диска колеса. После этого включают электродвигатель, который через редуктор и вертикальный вал передает вращение ступице вместе с колесом со скоростью 10 об/мин. Далее, вращая маховичок 2 по часовой стрелке, сближают нажимные ролики 10, которые обкатываются по борту покрышки, отрывают его от закраин обода диска и сбрасывают с полок в углубление обода за 1 — 1,5 оборота. Затем выключают электродвигатель и вращением маховичка против часовой стрелки отводят ролики в сторону. Под верхний борт покрышки вводят специальную лопатку, выворачивают его над закраиной диска и укрепляют лопатку на штыре 3 стойки 1. После этого включают электродвигатель и за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки. Выключив станок, извлекают камеру, вводят лопатку под нижний борт и таким же приемом выворачивают его за верхнюю закраину обода, полностью демонтируя покрышку.
При монтаже покрышки предварительно в нее вставляют слегка накачанную камеру и устанавливают на диск колеса. После этого нижний ролик отводят в сторону, а верхний нажимной ролик вращением маховичка 2 подводят до упора в закраину диска колеса и включают электродвигатель. Вертикальный цилиндрический ролик 6, укрепленный на рычаге 5, при этом обкатывается по внутренней стороне борта покрышки. За один оборот колеса забортовываются одновременно оба борта покрышки. На данном станке монтируют и демонтируют также бескамерные шины тем же способом, что и камерные, но более осторожно, без резких усилий, чтобы избежать повреждений бортов шин. Перед монтажом бескамерной шины необходимо протереть чистой мокрой тряпкой борта шин, а также полки и закраины обода.
При монтаже бескамерных шин вручную применяют монтажные лопатки, которые должны быть гладкими и чистыми без зазубрин. Для создания герметичности между бортами шины и закраинами обода колеса перед накачиванием шииы ее обжимают по окружности протектора при помощи стяжной ленты на приспособлениях с пневматическим или механическим приводом. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают и обжатую шину накачивают сжатым воздухом при вывернутом золотнике вентиля до давления, в 1,5—2 раза превышающего нормальное внутреннее давление (с целью плотной посадки бортов на обод), после чего, вывернув золотник, уменьшают давление до нормы.
Рис. Стенд для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей
Рис. Приспособление для обжатия бескамерной шины легкового автомобиля
Для проверки герметичности заливают воду (лучше мыльную) между закраинами обода и бортами шины горизонтально лежащего колеса и следят за появлением в слое воды пузырьков воздуха.
ustroistvo-avtomobilya.ru
www.uashina.com
Устройство автомобильных шинВсе основные типы автомобильных шин идентичны по структуре их конструкции. Большинство их состоит из резинокордовой оболочки-покрышки, воздухонепроницаемой замкнутой тороидальной камеры и ободной ленты. В рабочем состоянии камера наполнена воздухом под определенным давлением. У бескамерных шин вместо камеры на внутренней стороне покрышки нанесен специальный герметизирующий слой. Амортизирующая способность автомобильной шины определяется давлением воздуха в шине и ее эластичностью. Работает автомобильная шина в чрезвычайно сложных и зачастую жестких условиях. В силу этого она должна обладать большой эластичностью, прочностью и износостойкостью, так как воспринимает нормальную, тангенциальную и боковую нагрузки, смягчает толчки и удары. Шины должны сопротивляться износу протектора и выдерживать многократные сложные деформации. Камерная шина: 1 - бортовая лента; 7 - каркас; 2 - боковина; 8 - пятка; 3 - слои корда; 9 - борт покрышки; 4 - брекер; 10 - носок; 5 - протектор; 11 - проволочное кольцо; 6 - беговая дорожка; 12 - крепительные ленты крыла. Автомобильные шины в настоящее время изготавливают с различными рисунками протектора.Рисунок с продольными канавками имеет достаточно высокое сцепление шины с дорогой в боковом направлении и недостаточное сцепление на мокрых и скользких дорогах в продольном направлении. Рисунок протектора с поперечными канавками имеет противоположные показатели,поэтому широкое применение получили рисунки протектора, которые имеют продольно-поперечные канавки. Шины при движении автомобиля, особенно на дорогах с усовершенствованным покрытием, не должны издавать шум. Бесшумность шин достигается выбором определенного рисунка протектора и применением принципа переменного шага элементов рисунка по длине окружности колеса. Рисунок протектора оказывает большое влияние на коэффициент сопротивления качению колеса, износ шины и сцепление ее с дорогой. Обеспечение высокой износостойкости и необходимого по условиям безопасности движения и экономичности сцепления шины с дорогой -главная задача рисунка протектора. Протекторная резина должна обладать высокими физико-механическими качествами, быть прочной, эластичной, хорошо сопротивляться истиранию,надрезам, надрывам и многократным деформациям, быть стойкой к старению. Перечисленные качества протекторной резины обеспечиваются соответствующим выбором состава и технологией переработки резиновой смеси. Боковиной считается резиновый слой, покрывающий стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и влаги. Боковины должны быть достаточно эластичными а, следовательно, достаточно тонкими, чтобы длительное время выдерживать многократные изгибы и мало влиять на жесткость каркаса. Боковины изготавливают как одно целое с протектором и из протекторных резиновых смесей, хотя для них, согласно условиям работы, можно применять и более дешевые смеси. В большинстве своем на боковины наносят обозначение покрышки, её номер, товарный знак изготовителя, дату изготовления и т.п., т.е. маркировку шин. Жесткая часть покрышки, служащая для крепления ее на ободе колеса, носит название борта и образуется из крыльев. Крыло покрышки состоит из бортового кольца, выполненного из стальной проволоки, твердого профильного резинового жгута (филлера), обертки бортового кольца и усилительных ленточек. Металлическое кольцо необходимо для придания борту необходимой прочности, а резиновый жгут способствует оформлению борта и его монолитности. Бортовое кольцо и резиновый жгут обматываются прорезиненной оберткой. Форма бортового кольца влияет на правильность и надежность установки в целом покрышки на ободе колеса. Число металлических проволок в бортовом кольце и их диаметр определяются расчетом. В камерной шине воздушная полость образуется герметизирующей камерой. Камера представляет собой кольцевую трубу, сделанную из воздухонепроницаемой эластичной резины. Она имеет вентиль, который служит для накачивания, удержания и стравливания воздуха. Размер камеры должен строго соответствовать размеру и форме покрышки. Толщина стенки по поперечному сечению камеры обычно неодинакова. Она больше у беговой дорожки по сравнению с приободной частью. Камера не могла бы сама выдержать внутреннее давление, не будь она ограничена покрышкой. При качении колеса в зоне контакта шины с дорогой камера испытывает знакопеременную деформацию и работает в тяжелых температурных условиях. Резина для камер должна быть воздухонепроницаема, эластична,прочна, должна хорошо сопротивляться проколам и раздирам, быть стойкой к тепловому старению, не менять свои размеры и физико-механические свойства в широком диапазоне температур окружающего воздуха. Бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметизация достигается за счет специального герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность шины и обладающего повышенной газонепроницаемостью.Бескамерные шины для легковых автомобилей монтируют на глубокие ободья такой же конструкции, как и для камерных шин. Наличие на глубоких ободьях для бескамерных шин наклона полки обода в 5° обеспечивает более плотную посадку бортов. Бескамерные шины с герметизирующим слоем имеют следующие основные преимущества по сравнению с камерными: - повышенную безопасность при движении автомобиля из-за отсутствия резкого падения внутреннего давления в шине при проколах; - повышенную герметичность, так как давление воздуха снижается в них медленнее, чем в камерных шинах; - меньший нагрев при работе вследствие лучшего отвода теплоты через открытую часть обода; - меньшее число случаев монтажа и демонтажа шины за срок ее службы, так как проколы бескамерной шины (диаметром до 10 мм) можно ремонтировать без ее демонтажа с обода; - меньшую трудоемкость ремонта бескамерной шины по сравнению с камерной; - более простое и надежное крепление вентиля (на ободе, а не на камере). |
r17-5.narod.ru