В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе. Автомобиль движение


Безопасное управление автомобилем или Как избежать ДТП

или КАК ИЗБЕЖАТЬ ДТП

Здравствуйте уважаемый посетитель сайта Безопасное управление автомобилем.

Вашему вниманию представлен своеобразный электронный учебник по вождению автомобиля. Он далеко не совершенный и рассчитан на людей, способных воспринимать информацию, как говорится, с листа. Кому-то удобнее один раз увидеть, и материал становится понятен, а кому-то удобнее прочесть и осознать. Тем не менее, во многих статьях присутствуют видеоролики, позволяющие увидеть разбираемую ситуацию.

БЕЗОПАСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ

Само понятие «Безопасность» довольно абстрактно, но все меры безопасности на дороге направлены, в первую очередь, для сохранения здоровья и имущества всех участников дорожного движения. Необходимое условие для этого – знание и соблюдение Правил дорожного движения. Это главное условие, но его недостаточно. Соблюдение ПДД повышает безопасность передвижения и дает водителям юридическую защищенность в случае дтп, но не гарантирует возможности избежать аварии.

 

С каждым годом на дорогах становится все больше и больше автомобилей. А в наш век скоростей одни не хотят опаздывать, а другие боятся не успеть. Третьи желают как-то самоутвердиться за рулем. Торопливость и невнимательность водителей очень часто приводят к совершению грубых ошибок на дороге, иногда, к сожалению, трагичных.

Поэтому безопасность на дороге основывается, прежде всего, на способности анализировать дорожную обстановку и способности предупреждать ошибочные действия – как свои собственные, так и ошибки других участников дорожного движения.

Ошибки могут быть разными: от неверной оценки дорожной обстановки (не учтена особенность участка дороги, рельефа местности, погодных условий, неправильный выбор скорости, короткая дистанция и пр.) до банальной неаккуратности в работе рычагами управления автомобиля (резкий поворот руля, переключение передач сопровождается рывком, неправильное торможение и др.). Чаще всего такие ошибки переплетаются, т.е. из одной следует другая, и нередко заканчиваются частичной или полной потерей управления автомобилем, что нередко приводит к происшествию.

С точки зрения инспектора ГИБДД виноват в происшествии будет кто-то один, а с точки зрения Безопасности – примерно в 80% аварий виноваты все участники происшествия – потому что один нарушил (проигнорировал) условия дорожной ситуации, а другой (или другие участники) не учли или не предусмотрели такого развития событий на дороге. Другими словами, ошибку лучше не допустить, чем потом ее исправлять. А если вы научитесь прогнозировать изменения дорожной ситуации, тогда, вам даже не придется прибегать к контраварийным мерам – вы будете к ним готовы, и у вас будет достаточно времени для маневра. Именно этой теме и посвящен сайт avtonauka.ru – Безопасное управление автомобилем или, по-другому, как избежать ДТП.

Для кого этот сайт. В первую очередь, для тех водителей, кто недавно сел за руль или только собирается это сделать. Когда обучаемый в автошколе только готовится к сдаче экзаменов в ГИБДД, рядом с ним находится опытный инструктор этой автошколы, который всегда может подсказать или исправить ошибку ученика. К тому же обучение проходит на небольшой скорости.

Получив водительское удостоверение, сев за руль собственного (или доверенного в управление) автомобиля и оказавшись один на один с дорогой, у новоиспеченных водителей, даже при отличном знании ПДД, возникает масса вопросов типа: «У кого преимущество … ? Как поступить … ? Кто в этой ситуации прав? …».  И начинается учеба на собственных ошибках или, что гораздо хуже, выяснение отношений — кто прав, а кто не прав. К тому же, поехав самостоятельно, хочется сильнее нажать на «газ» — так сказать, закрепить навыки, полученные в автошколе.

Но к скорости нужно привыкать постепенно, а двигаясь в быстром потоке машин, еще нужно успевать анализировать дорожную обстановку и постоянно следить за изменением ситуации. Теперь начинается другая автошкола – самостоятельная. Опыт приходит с каждодневными тренировками в вождении автомобиля – любую поездку можно назвать своеобразной тренировкой. А теоретический материал для этих тренировок представлен в рубрике «Вождение ».

Для удобства восприятия материала и навигации по сайту, многие из статей объединены в серии, названия которых указываются в самом начале любой из статей в данной серии.

В рубрике «Дорога» размещен материал по разбору дорожных ситуаций. Здесь вы не найдете жестких аварий, тем более аварий со смертельным исходом. В этом разделе рассматриваются типичные дорожные ситуации, которые встречаются каждый день и в которых может оказаться любой водитель. Также разбираются ошибки водителей, которые привели к возникновению ДТП и дается разъяснение, как избегать подобных ошибок в будущем.

Подготовка к экзаменам в ГИБДД — раздел для будущих водителей, кто еще не получил водительское удостоверение и только готовится к экзаменам. Подготовительный раздел состоит из двух частей:

  • Теоретический экзамен ГИБДД включает в себя экзаменационные билеты ПДД 2017—2018 года с ответами и комментариями к ним. В настоящее время данный раздел на стадии подготовки.

 

Изменения в Правилах дорожного движения (с 2010 года ПДД сильно изменились – добавились новые термины и знаки) за последние годы можно посмотреть по этой ссылке.

Группа avtonauka.ru Вконтакте здесь.

Группа avtonauka.ru Facebook здесь.

Весь перечень опубликованных статей можно посмотреть на странице Карта сайта.

Удачи на дорогах!

avtonauka.ru

Движение автомобиля в колонне. Грузовые автомобили. Безопасность движения при вождении автомобиля в разных условиях

Движение автомобиля в колонне

Автомобильной колонной называется группа автомобилей, выполняющих общую задачу и движущаяся по одному маршруту, под единым руководством.

Перевозку некоторых грузов нужно производить в колонах (группами автомобилей Основной принцип управления колонной «делай, как я». Смысл его состоит в том, что каждая впереди идущая в колонне машина является ведущей для следующей за ней, а головная – ведущей для всей колонны.

Водитель каждого последующего автомобиля точно повторяет действия своего ведущего: начало движения, изменение скорости, повороты, остановки. Руководит колонной начальник колоны, подавая команды голосом, флажком или фонарем.

В таблице приведен примерный перечень команд и условных знаков.

Перед выходом колонны тщательно проверяют техническое состояние автомобилей, учитывая время года и характер дорог. Если необходимо, колонну снабжают буксирными тросами, дополнительными шанцевым инструментом и приспособлениями повышающими проходимость автомобиля.

Скорость движения устанавливает начальник колонны, При трогании с места водитель головного автомобиля начинает движение плавно, на небольшой скорости, пока не вытянутся в линию все автомобили. После этого он может двигаться с установленной скоростью.

Колонна движется по правой стороне дороги с установленной дистанцией между автомобилями. Самовольный выход из занимаемого места или движение по левой стороне дороги не допускается.

В случае неисправности автомобиля подают сигнал, принимают вправо и останавливаются на обочине. Старший автомобиля подает сигнал «Авария». По устранении неисправности автомобиль пристраивается к хвосту колонны и может занять свое место только на ближайшем привале по разрешению начальника колонны.

Замыкающей машиной в колонне является автомобиль технической службы под управлением опытного механика – водителя на самой надежной машине, который помогает отставшим водителям исправлять неисправности. Там сосредоточиваются необходимые запасные части, запас бензина, охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, воды, буксирный трос, полный набор водительского инструмента и другие необходимые в походе инструменты и предметы.

На остановках колонна должна освободить проезжую часть, а при длительных остановках и проезжее полотно. Автомобили останавливают на привалах с сокращенными интервалами и дистанцией, что позволяет за короткое время дозаправить их топливом. Останавливаться по собственному решению водителям не разрешается. Остановка может быть только вынужденной, из-за технической неисправности автомобиля. В этом случае остальные машины колонны продолжают движение, а помощь оказывает замыкающий.

После устранения неисправности водитель останавливавшегося автомобиля догоняет колонну и двигается в ее хвосте, обгон колонны запрещается. Свое место он может занять только на остановке, для чего в колонне оставляется свободным его место.

Водитель головного автомобиля обязан отлично знать все особенности маршрута, перед подъемом он должен увеличить скорость для безопасного преодоления. Выйдя на вершину, водитель снижает скорость, чтобы исключить разрыв колонны. Точно так поступает и на подходе к крупным населенным пунктам. При трогании с места разгоняется медленно, все остальные без задержки начинают движение и набирают нужную дистанцию.

При движении по хорошей дороге дистанцию обычно устанавливают из расчета 1 м на 1км/ч. На пыльных дорогах дистанцию увеличивают, чтобы пыль, поднятая впереди идущим, не мешала водителям сзади идущих автомобилей. На особо пыльных дорогах дистанция может достигнуть 200 – 250 м. Ночью, в туман, в метель дистанцию сокращают.

Определить величину дистанции можно по индикатору расстояния в светомаскировочной вставке заднего фонаря. Водитель должен вести свой автомобиль так. чтобы отчетливо различать два световых знака, видимые на расстоянии 20 – 50 м. если видна только одна сплошная полоса (один световой знак), дистанция составляет 50 – 100 м. Если различимы все четыре световых знака, дистанция менее 20 м.

При движении по снежной целине дистанция между машинами должна быть не менее 30 – 40 м. Скорость движения должна быть ниже, а дистанции сокращаются до пределов видимости заднего фонаря впереди идущей машины.

Колонна выполняет все Правила дорожного движения и выполняет требования всех дорожных знаков. Разметки, сигналов светофоров и регулировщика. Проезд перекрестка осуществляется только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика. Если при следовании колонных через перекресток сигнал изменится на запрещающий, то водитель любой машины колонны, застигнутый этим сигналом, обязан остановиться перед перекрестком и продолжить движение лишь тогда, когда будет дан разрешающий сигнал. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Движение с самого начала на автомобиле. Начало движения

Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых новичками — попытаться завести двигатель, едва успев сесть на сиденье. Во время движения вы внезапно почувствуете усталость, ломоту в спине, а также обнаружите, что зеркала совершенно неотрегулированы и в них ничего не видно (следствие того, что вы не заняли удобную позу и не подготовили водительское место «под себя»). Если перед запуском двигателя вы не удостоверились в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение — сразу после включения стартера машина может резко дернуться вперед, наскочив на какое-нибудь препятствие (другой автомобиль, столб, стена гаража, бордюр, а в худшем случае — человек). Автомобиль обычно дергается, если он стоит «на передаче», причем стояночный тормоз отключен (то есть «ручник» опущен вниз). Если машина стоит на задней передаче, то после включения стартера в подобной ситуации она дернется назад.

Поэтому сев на водительское место, отрегулируйте его «под себя» и займите удобную позу. Не забудьте проверить состояние зеркал заднего вида: они должны обеспечивать максимально возможный обзор.

Видеоролик "Регулировка салонного зеркала заднего вида"

Затем проверьте состояние стояночного тормоза. Если «ручник» опущен, следует его поднять — это позволит автомобилю оставаться неподвижным, когда вы не будете его контролировать (ошибочное включение стартера при включенной передаче, самопроизвольное начало движения на неровной или наклонной дороге и т. п.).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Использование ручного тормоза"

Обязательно проверьте положение рычага переключения передач: он должен находиться только в нейтральном положении, и никаком другом. Необходимо поставить на стояночный тормоз автомобиль еще и потому, что при снятии его с передачи перед запуском двигателя (если, разумеется, он стоял на этой передаче) машина может самопроизвольно покатиться.

"Ручник" поднят, машина стоит на стояночном тормозе

"Ручник" опущен - колеса не заблокированы

После этого можно включить зажигание и, удостоверившись, что все приборы работают нормально, включить стартер и запустить тем самым двигатель.

Запуск мотора осуществляется поворотом ключа в замке зажигания

При включенном зажигании должны загореться соответствующие индикаторы...

... но как только мотор заработает, они должны погаснуть

И при включенном зажигании, и при заведенном двигателе должны работать датчики

На исправном автомобиле мотор заработает примерно в течение одной секунды после включения стартера. Как только двигатель начал работать — сразу же выключайте стартер (для этого достаточно отпустить ключ зажигания, и замок зажигания автоматически вернется в рабочее положение).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Запуск автомобиля"

Если вы заводите автомобиль в зимнее время, при сильном морозе — рекомендуется перед запуском двигателя нажать педаль сцепления до упора (независимо от того, в каком положении находится рычаг переключения передач). Этот несложный прием облегчает пуск мотора. Многие водители в любом случае перед включением стартера выжимают сцепление — таким образом они страхуются от дергания автомобиля в том случае, если вдруг забыли выключить передачу. После того как мотор начал работать, еще раз удостоверьтесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и после этого плавно отпустите педаль сцепления.

Если на вашем автомобиле установлена автоматическая коробка переключения передач, то перед запуском двигателя включите стояночный тормоз и поставьте рычаг коробки переключения передач в положение «Р» (паркинг) или «N» (нейтральное). На большинстве современных автомобилей двигатель просто не заведется, если рычаг установлен в какое-то иное положение. После этого включайте зажигание, а затем стартер: мотор начнет работать.

После запуска двигателя ваш автомобиль полностью готов к тому, чтобы трогаться с места и начинать движение. Однако он должен предварительно прогреться в течение нескольких минут, если до этого более двух часов он не работал. Рабочая температура охлаждающей жидкости в работающем моторе составляет около 90°, но начинать движение можно уже после того, как мотор прогреется примерно до 50-60°. Особенно это касается карбюраторных автомобилей (хотя их время уже прошло): на непрогретой машине мотор работает нестабильно, автомобиль «дергается», не развивает своей мощности и т. п.

Перед тем как начать движение, обязательно внимательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем не только через зеркала заднего вида, но и через стекла, это необходимо для того, чтобы удостовериться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных и др.).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Трогание с места"

Затем включите указатель левого поворота — тем самым вы дадите знать другим участникам дорожного движения о своем намерении начать движение.

После этого полностью (до упора) выжмите педаль сцепления и переместите рычаг переключения передач в положение, соответствующее первой передаче (именно с этой передачи следует трогаться с места). Не отпуская педаль сцепления, снимите автомобиль со стояночного тормоза (опустите «ручник») и правую руку положите на рулевое колесо.

Затем еще раз удостоверьтесь в отсутствии помех для начала движения. Помните, что водитель транспортного средства перед началом движения должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в попутном направлении. Если все в порядке — постепенно и плавно начинайте отпускать педаль сцепления, прислушиваясь к тому, как работает двигатель. Как только вы почувствовали, что частота вращения коленчатого вала начинает снижаться — значит, сцепление постепенно «схватывает». В этот момент нужно ненадолго задержать педаль сцепления в этом положении, одновременно увеличивая подачу топлива (нажимая педаль «газа»). В результате автомобиль тронется и начнет движение, а вы должны плавно отпустить сцепление, продолжая увеличивать подачу топлива.

Рассмотрим несколько характерных ошибок, допускаемых начинающими водителями при трогании автомобиля с места.

  1. Многие новички не полностью выжимают педаль сцепления, в результате чего испытывают затруднения при включении первой передачи. Иногда данный процесс сопровождается характерным скрежетом, доносящимся из коробки переключения передач, которая в результате данной ошибки может выйти из строя.
  2. Еще одна ошибка — слишком раннее или слишком позднее увеличение подачи топлива (сильное нажатие педали «газа»). В первом случае это приводит к тому, что двигатель «ревет» без толку — машина не едет, поскольку сцепление еще не отпущено настолько, чтобы «схватывать». Во втором случае автомобиль просто глохнет, иногда совершив при этом характерный «рывок» вперед (данная ошибка может стать причиной поломки сцепления). Помните: очень важно

veloed.ru

Начало движения автомобиля - Рулимс

Казалось бы, начало движения автомобиля – самое простое действие. Но как это ни удивительно, для заметного числа людей на экзамене в ГИБДД оно же становится последним. Сдающего высаживают сразу после начала маршрута, почти всегда по одной причине: при старте он не пропустил движущиеся автомобили. Если проезжающий автомобиль притормозил или объехал стартующую машину, то это трактуется как не пропуск и наказывается 5 баллами. Причем подобную ошибку могут допустить как самые неопытные водители в стрессе, так и наиболее уверенные в себе (в обычных условиях движения это нормальная практика).

Также штрафные балы могут принести не снятие с ручника, невключенные или невыключенные поворотники, неправильная работа с передачами, сцеплением и газом (нужно оперативно перейти на 2 передачу). Бывают что люди забывают пристегнуться.

Причин проблем на данном этапе 2 – стресс и незнакомый автомобиль. И я советую тщательно потренировать начало движения и остановку. Одного старта за занятие мало, уделите этим маневрам хотя бы полчаса времени (сделайте 5-10 раз подряд).

И хочу повторно обратить внимание на то что нужно уметь трогаться, используя не только сцепление, но и педаль газа (подробно данная тема раскрывается в отдельном разделе).

Как трогаться на автомобиле

Навык трогаться только на сцепление может создать подвохи – не со всеми машинами это проходит, плюс вам могут помещать дорожные условия, например, выпавший снег или наклон дороги. Приведу цитату – как трогаться – из учебника Сергея Зеленина, это базовый учебник для множества автошкол, в поиске по запросу по «учебник по вождению» первая выдача:

Техническая часть.

1. Сцепление вниз.2. Пуск двигателя.3. Первая передача.

Информационная часть

4. Указатели поворота (налево).5. Взгляд в зеркало.

Старт автомобиля.

6. Стояночный тормоз вниз.7. «Газ».8. Сцепление наверх.

Почитать еще:

Как трогаться на автомобиле, основные варианты, рекомендации инструктора по вождению:

Как трогаться на автомобиле

Начало движения на холостом ходу, без использования педали газа (как трогаться на сцеплении)

Начало движения с газом (трогаться с газом)

Правильное начало движения «качели» (одновременная работа сцеплением и газом)

Базовые навыки вождения (основные маневры на дороге)

Остановки (стоянки, парковки, аварийные остановки)

Опубликовано 5.12.2015, версия 1.0 Если вы хотите быстрей увидеть новые материалы и сервисы пожалуйста опубликуйте ссылку на Рулимс (http://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Участие в проекте.

rulims.ru

Закономерности движения автомобилей по дороге и требования к элементам дорог.

Фактический режим движения а/м по дороге определяется факторами:

-экспл. Свойства а/м

-ДУ

-водитель

Сила тяги, развиваемая движением а/м на ведущих колесах, расходуется на преодоление сил сопротивления качению.

Силы сопротивления качению :

1. Сила трения качения

2. Сила сопротивления воздуха

3. Сила сопротивления движения на подъем

4. Инерционная сила сопротивления движения

При движении автомобиля по дороге в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием возникают динамические вертикальные, продольные и поперечные касательные силы, значение которых зависит от типа автомобиля, шины колеса, нагрузки, природно-климатических условий и т. п.

На стоящее колесо действует только одна сила - вес автомобиля, приходящийся на это колесо. Особенностью автомобильного колеса является его эластичность. Под действием вертикальной силы колесо деформируется (рис. 3.1, а), в месте контакта радиус колеса меньше, чем в других частях колеса, не соприкасающихся с дорожным покрытием.

Рис. 3.1. Схема сил, действующих на дорожное покрытие:

а - стоящее колесо; б - ведущее колесо; в - ведомое колесо; D - размер пятна контакта колеса с дорожным покрытием; Рср, Рmах - соответственно средний и максимальный прогиб дорожного полотна; G - вес автомобиля; R - сила реакции; Gк - вес автомобиля, приходящийся на колесо; Mвр - вращающий момент; Т - сила трения; rк - расстояние от центра колеса до поверхности дорожного покрытия; r - радиус колеса;

а - расстояние от мгновенного центра скоростей О до линии действия силы реакции R; Рк - окружная сила;

Большое значение имеет поддержание высокой ровности дорожного покрытия, позволяющей снизить отрицательное воздействие автомобиля на покрытие. Наличие неровностей вызывает колебания автомобиля, вредные для человека, дорожного покрытия и самого автомобиля. Неожиданный наезд автомобиля на большой скорости на неровность может привести к разрушению дорожного покрытия и поломке конструктивных элементов автомобиля.

Особенно ухудшается взаимодействие колеса с дорогой при наличии водяной пленки на поверхности дорожного покрытия. Ухудшается сцепление шины колеса с дорожным покрытием, а при высоких скоростях (более 80 км/ч) возникает так называемое явление аквапланирования, заключающееся в образовании водяного клина между передними колесами автомобиля и поверхностью дорожного покрытия; при этом передние колеса автомобиля приподнимаются и автомобиль теряет управляемость.

На дорогах с твердыми покрытиями коэффициент сцепления зависит главным образом от трения скольжения между шиной и покрытием. На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит прежде всего от сопротивления грунта срезу и от внутреннего трения в грунте. Выступы протектора ведущего колеса, погружаясь в грунт, деформируют и уплотняют его, увеличивая до некоторого предела сопротивление срезу. Однако затем начинается разрушение грунта, вследствие чего коэффициент сцепления уменьшается.

Большое влияние на коэффициент сцепления оказывает рисунок протектора. При истирании выступов протектора во время эксплуатации ухудшается сцепление шины с дорогой. Наименьший коэффициент сцепления имеют шины, у которых полностью изношен рисунок протектора.

В любых условиях движение колеса с изношенным протектором шин приводит к снижению коэффициента продольного и поперечного сцепления. Так, блокировка колес с изношенным протектором шин в большинстве случаев возникает при нажатии на педаль тормоза с усилием, равным 2/3 нормального усилия, необходимого для блокировки колес с хорошими шинами.

В таблице приведены примерные значения коэффициента сцепление колес с дорогой в зависимости от состояние дороги.

Дорога Поверхность
Сухая Мокрая
С асфальтобетонным или цементобетонным покрытием 0,7 - 0,8 0,35 - 0,45
С щебеночным покрытием 0,6 - 0,7 0,3 - 0,4
Грунтовая 0,5 - 0,6 0,2 - 0,4
Обледенелая 0,1 - 0,2
Покрытая снегом 0,2 - 0,3

 

Уравнение движения автомобиля:

G’*f=G*f+-G*i+-G*j+Kв*w*V2/13

Где G’-нагрузка от ведущих колес на дорогу

G*f-сила трения качения

G*i-сила сопротивления движения на подъем

G*j-инерционная сила сопротивления движения

Кв*w*V2/13-сила сопротивления воздуха

 

Динамический фактор

D=f+-i+-j

Запас тягового усилия на единицу веса а/м, движущегося со скоростью V, который может быть израсходован на преодоление дорожных сопротивлений f и i, и на ускорение а/м

График зависимости дин.фактора от скорости а/м – динамическая характеристика а/м

Современный профиль а/д проектируется верт.прямыми( вогнутыми, выпуклыми). При движении а/м по данным кривым уклон изменяется, водителю для поддержания постоянной скорости приходится регулировать мощность двигателя.

Тормозной путь – длина пути, на котором водитель сможет остановить автомобиль, движущийся с расчетной скоростью.

Длина зависит от:

T1 – реакция водителя

Т2 – затраты времени на холостой ход педали

Т3 – период, в течение которого тормозное усилие в тормозных приводах, постепенно возрастая, достигает своего полного значения.

Т1+Т2+Т3=Тр

Тр – общее время (1с)

Где v – скорость в начале торможения

а – абсолютное значение отрицательного ускорения при торможении

ST – тормозной путь

Где YT – коэфф. Тормозной силы

КЭ – коэфф. Эфф. Торможения

Расчетный тормозной путь –

Где L1 – путь, проходимый за время реакции водителя

L2 – путь торможения

L3 – расстояние безопасности

*НЕОБХОДИМО НАРИСОВАТЬ РИСУНОК СО ВСЕМИ ЭТИМИ ПУТЯМИ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ 1-2-3!!!!! УКАЗАТЬ В КОНЦЕ УЧАСТКА ПРЕПЯТСТВИЕ, А В НАЧАЛЕ – МАШИНКУ !!!!!

Особенности тяговых расчетов автопоездов.

Уравнение динамического фактора:

D= f1+-i+-j

Где f1 – коэфф. Сопро. Качению автопоезда

Выводы:

1. Динамический фактор меньше ( при большей общей массе сила тагя остается такой же)

2. Сопротивление движению у автопоезда выше

3. Увеличивается сопротивление воздуха при движении автопоезда

4. Уменьшается коэффициент сцепления ведущих колес

5. Уменьшается интенсивность торможения

6. Увеличивается тормозной путь

Расход топлива при автом. перевозках зав. От дорожных условий и режимов движения. При анализе вариантов дорог следует учитывать расход топлива в связи с необходимостью всемирной экономии нефти.Для оценки расхода топлива служит график экон.эфф-ти автомобиля, дающий расход топлива в литрах на 100км пробега при разных сопротивлениях дороги и скоростях движения. Наиболее выгодным типом дор.од. явл.тот, кот.обеспечивает в течение донного срока окупаемости строит.затрат наименьшую сумму тренспор.расходов и расходов на строит-во и экспл. дороги. Автомобильная составляющая себестоимомти перевозок склад.из расходов на топливо,смазочные материалы и шины,из з/платы водителей,из расходов на ремонт и обслуживание автом-ей,из стоимости аморт.отчислений. Значительная часть этих расходов зав.от типа и состояния покрытия.

4. Расположение дорог в плане.

Под трассой автомобильной дороги понимают пространственную кривую, совпадающую с осью дороги. Различают план трассы и продольный профиль, представляющие собой проекцию трассы на горизонтальную и вертикальную плоскости. План трассы состоит из круговых кривых в плане, переходных кривых и прямолинейных участков. Кривые в плане с разными радиусами показаны в рис. 1.13.1.

 

Рис. 1.13.1. Элементы плана трассы - кривые в плане

Характеристикой плана трассы является ее кривизна - сумма изменений направления (измеренных около центрального угла изменения направления) на единицу длины дороги, частота кривых в плане, которая является количеством кривых в плане на единицу длины дороги и количество единиц длины дороги, находящихся на кривой.

Радиус кривой в плане, обеспечивающий безопасное движение по кривой с расчетной скоростью без дополнительных мероприятий (переходных кривых, виражей и уширений проезжей части) определяется из условий устойчивости автомобиля против бокового заноса по формуле

где V– расчетная скорость движения автомобиля, км/ч; – коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,05–0,1;iП– поперечный уклон проезжей части при двускатном профиле, назначаемый при асфальтобетонном покрытии равным 0,02.

На сложных участках могут быть приняты меньшие радиусы, но с обязательным устройством переходных кривых, виража и уширения проезжей части, обеспечивающих большую безопасность движения,

где – коэффициент поперечной силы, принимаемый для относительно простых участков равным 0,1, для более сложных – 0,15–0,20;

iВ – уклон проезжей части на вираже, принимаемый для районов проектирования с частыми гололедами равным 0,04, в остальных случаях – 0,05.

Определение расстояний видимости

Расстояния видимости определяются по двум схемам:Схема 1. Автомобиль встречает препятствие на той же полосе движения и должен остановиться перед ним (схема одиночного торможения).

,

Схема 2. Автомобиль встречается с другим автомобилем на той же полосе движения, и оба должны затормозить, не доезжая друг до друга на расстояние .

,

где K – коэффициент эксплуатационных условий торможения, принимаемый в обычных условиях 1,2, для трудных условий - 1,2; – коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорогой, принимаемый для нормального состояния покрытия равным 0,5;

i– продольный уклон дороги, принимаемый при определении видимости, как величины нормативной равным нулю;

lo – расстояние запаса, равное 5–10 м.

Переходная кривая используется для того, чтобы кривизна трассы изменялась плавно, а не скачкообразно в месте сопряжения элементов пути с разной кривизной (прямая и круговая кривая, круговые кривые разных радиусов или направленные в разные стороны в виде буквы S (обратные кривые)). При резком изменении кривизны пути поперечные силы, действующие на транспортное средство, изменяются скачкообразно, что приводит к повышенному динамическому воздействию на дорогу (путь) и экипажную часть, увеличивая их износ, повышает вероятность вылета за пределы дороги (схода с рельсов) или опрокидывания транспортного средства и вызывает дискомфорт у пассажиров.

Особенно важно устройство переходных кривых при высоких скоростях движения, применении путевых кривых малого радиуса, тяжёлом подвижном составе, пропуске длиннобазового подвижного состава (особенно ПС с длинной жёсткой базой, например паровозов).

Расчёт переходной кривой

Переходную кривую рассчитывают таким образом, чтобы в своём начале она имела кривизну, равную нулю (как у прямой, то есть начало кривой является точкой перегиба), а потом плавно меняла кривизну, в конце достигая значения, обратного радиусу круговой кривой (и наоборот для схода с виража). Поскольку переходная кривая является частью виража, на ней обеспечивается нарастающий поперечный уклон дорожного полотна (подъём внешнего рельса на рельсовых дорогах) до уровня, равного уклону на круговой кривой (и наоборот для схода с виража).

Элементы виража

На кривых, радиусы которых меньше 3000 м для автомобильных дорог 1 категории и 2000 м - для других категорий, устраивают виражи, т. е. дорожному полотну придают односкатный поперечный профиль с наклоном к центру кривой.

Односкатный профиль сохраняется на всем протяжении круговой кривой. Переход от односкатного профиля к нормальному, двухскатному, так называемый отгон виража, делается на переходных кривых или на прямых участках, примыкающих к закруглению.

На кривых малых радиусов вираж имеет дополнительное уширение проезжей части, отвод которого осуществляется также в пределах переходной кривой.

Общая схема виража показана на рис. 196. Основными элементами виража являются:

1) уклон виража, т. е. величина односкатного поперечного уклона дорожного полотна;

2) длина отгона виража;

3) длина виража;

4) величина уширения проезжей части.

Рисунок 196 - Схема виража автодороги

Поперечный уклон виража зависит от радиуса кривой. При радиусах 3000 - 1000 м уклон виража назначают равным поперечному уклону проезжей части при двухскатном профиле. Для радиусов кривых меньше 1000 м уклон виража проектируют больше поперечного уклона проезжей части. Наибольший уклон виража допускают равным 60%о (R 600 м).

Отгон виража представляет собой плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, при этом главное изменение претерпевает наружная часть дорожного полотна.

Если уклон виража равен поперечному уклону проезжей части, то переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется путем вращения наружной половины полотна около оси дороги. Внутренняя часть полотна остается без изменения.

Клотоиды

Одним из наиболее эффективных средств по­лучения при трассировании наилучших инже­нерных решений является обеспечение зритель­ной плавности автомобильной дороги в пространстве. Решить эту задачу традиционными приемами трассирования обычно не удается в связи с тем, что план трассы при традици­онной технологии представляется сочетанием прямых и круговых кривых. Последние при радиусе R≤2000м сопрягаются с прямыми участками трассы посредством относительно коротких переходных кривых, нормируемых СНиП 2.05.02-85 из условия допустимого зна­чения нарастания центробежного ускорения.

При проектировании автомобильных дорог нашли широкое применение как в СССР, так и за рубежом переходные кривые типа кло­тоиды, характеризуемые линейным законом увеличения кривизны по длине кривой и наилучшим образом отвечающие условиям движения автомобилей с постоянными скоро­стями . При этом кривую на участке от начала ее (с R==∞) до любой ее точки с радиусом R==Rn принято называть клотои­дой. Кривую же от любой точки с радиусом R==Rк1 до произвольной точки с радиусом R==R к2 называют отрезком клотоиды.

Если при традиционном проектировании пла­на автомобильных дорог переходная кривая представляет собой вспомогательный элемент трассы, то при клотоидном трассировании пере­ходная кривая выступает уже как самостоя­тельный элемент наравне с круговыми кривы­ми и прямыми, при этом длины клотоид и их параметры принимаются существенно больши­ми, чем это нормируется СНиП 2.05.02-85.

По сравнению с обычной трассой для клотоидной трассы характерно наличие существен­но большего числа типов закруглений:

биклотоида, симметричная при A1=A2; не­симметричная при A1≠A2 .биклотоида с круговой вставкой, симметрич­ная при A1=A2; несимметричная при A1≠A2 коробовая (составная) клотоида ;комбинированное закругление .

Клотоидную трассу проектируют по топогра­фическим планам, аэроснимкам, а на стадии ТЭО и ТЭР—и по крупномасштабным картам. Рассмотренные выше типы закруглений опре­деляют положение магистрального хода, кото­рый представляют в общей системе координат и выносят в натуру.

Каждое закругление определяет один угол поворота магистрального хода, от которого и ведут разбивку трассы.

Нередко вынос трассы в натуру осуществля­ют от магистрального хода . пред­ставленного касательными к главным точкам трассы (точкам сопряжения элементов). В САПР-АД предусмотрен также случай вы­носа в натуру трассы от произвольного маги­стрального хода. Аналитический автоматизи­рованный расчет трассы при этом является обязательным.

Таким образом, клотоидная трасса в общем случае представляется сочетанием соизмери­мых по длине элементов: клотоид, отрезков клотоид, круговых кривых и прямых. Пред­ставление о клотоидной трассе как состоящей из одних только клотоид является неправиль­ным.

 

Боковая видимость

Для дорог в густонаселенной местности, а также на пересечениях с автомобильными и железными дорогами в одном уровне обеспечение безопасности движения требует достаточной боковой видимости придорожной полосы. Максимальное необходимое расстояние боковой видимости:

Sбок= Vбок*Vам/Sв

где vам – расчетная скорость автомобиля;

vбок – скорость движения транспортного средства или пешехода по пересекаемой дороге; Sв – расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием.

СНиП 2.05.02-85* требует обеспечивать боковую видимость от кромки проезжей части, равную 25 м на дорогах I-III категорий и 15 м на дорогах IV, V категорий.

Для пешеходов следует принимать скорость бегущего человека, то есть vбок = 10 км/ч.

megalektsii.ru

В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения. Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.

Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.

1. История расположения руля

История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил, которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.

Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши, в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.

Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.

В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, карбюратор и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».

После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.

2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.

Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).

В Азии гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.

Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото.

США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.

Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга.

В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.

3. Основные отличия право- и левостороннего движения

Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1. Также имеют различия (левое и правое) стеклоочистители. А вот расположение педалей в порядке сцепление, тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.

В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.

4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения, их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге, что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними. Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.

Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Обеспечение безопасности движения при вождении автомобиля в различных условиях

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Управление автомобилем

Обеспечение безопасности движения при вождении автомобиля в различных условиях

Управлять автомобилем на хорошей, свободной от пешеходов и автомобилей дороге легче, чем в неблагоприятных условиях. Однако при определенных знаниях, навыках и повышенной дисциплинированности водителей ухудшение условий движения не вызывает увеличения числа дорожно-транспортных происшествий. Чем сложнее условия работы, тем больше заботы о своем физическом и моральном состоянии, подготовке автомобиля, внимательности во время движения должен проявлять водитель.

Общие условия предупреждения дорожно-транспортных происшествий при управлении автомобилем:– хорошее физическое состояние и достаточный отдых водителя перед работой; – свободная, но достаточно теплая, а в жаркое время предотвращающая перегрев одежда;– исправность автомобиля перед выездом и наблюдение за работой его механизмов в пути;– правильная подготовка рабочего места и особое внимание к показаниям приборов и оборудования;– посадка на рабочем месте, обеспечивающая удобство управления и хорошее наблюдение за дорогой. Необходимо туловище держать прямо, прислониться к спинке сиденья, ноги расположить без напряжения: левую — около педали сцепления, а правую — на педали управления дросселем, но быть готовым перенести ее на тормозную педаль;– постоянное внимательное наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой, даже совершенно безопасной;– постоянные выдержка и самообладание, исключающие азарт и «соревнование» с нарушителями правил дорожного движения;– выполнение требований правил дорожного движения, предписаний знаков, линий разметки и сигналов светофоров;– предупредительность по отношению к пешеходам и малоопытным водителям, содействие их правильному положению на дороге.

Рис. 162. Посадка водителя за рулевым колесом: а — правильная; б — неправильная.

Работа неотдохнувшего водителя — угроза для безопасности, особенно в темное время суток. Утомленный водитель значительно больше подвержен ослеплению, у него увеличивается время реакции. Наконец, под утро он может невольно заснуть за рулем.

Чистые стекла кабины, правильная установка света фар, исправные стеклоочистители, эф>фективный обдув теплым воздухом ветрового стекла создают условия для хорошего обзора и снижают напряженность зрения.

Надо также учитывать, что охлаждение тела и состояние голода делают водителя более подверженным ослеплению. Поэтому теплая одежда, исправное отопление кабины и своевременное принятие пищи — существенные факторы, предупреждающие дорожно-транспортные происшествия.

Почувствовав сонливость, водитель должен остановить автомобиль, выйти из кабины, отдохнуть, освежиться и сделать несколько резких движений; если это помогло, можно продолжать движение, если нет, надо отвести автомобиль с дорожного полотна и отдохнуть.

Перед началом работы водитель, кроме проверки технического состояния автомобиля, обязан лично убедиться в наличии и исправности комплекта инструмента. Отправляясь в продолжительные рейсы на автомобиле, надо брать буксирный трос, лопату, топор, а зимой цепи противоскольжения.

При управлении автомобилем необходимо обе руки держать на рулевом колесе (рис. 163), отнимать руку можно только в случаях: включения и переключения передач; включения и выключения приборов; опускания и подъема бокового стекла; сигнализации рукой или дверью; наблюдения за дорогой через открытую дверь при движении задним ходом.

Тормозить автомобиль надо плавным нажатием тормозной педали правой ногой, а при остановке необходимо фиксировать положение автомобиля стояночным тормозом. При трогании на подъеме отпускать стояночный тормоз следует в момент начала движения автомобиля, чтобы избежать его скатывания.

Зеркало заднего вида должно обеспечить наблюдение за дорогой сзади автомобиля, если зеркало находится внутри автомобиля, нельзя загораживать заднее стекло кабины (кузова).

Вождение автомобиля по дорогам и вне дорог. Перед рейсом по ранее не изведанному маршруту необходимо ознакомиться с рельефом местности, обратив особое внимание на опасные участки, и составить график движения так, чтобы их проезжать в светлое время уток. Изучая по карте местность по условным знакам, оценивают возможность движения автомобилей по той или иной дороге и выбирают маршрут, наиболее удобный для движения, даже если он протяженнее.

Рис. 163. Положение рук на рулевом колесе.

Надо учитывать условия движения в зависимости от времени года, количества выпавших осадков и прогноза погоды. Например, грунтовые дороги в лесисто-болотистой местности можно использовать только в сухое время года. Движение по грунтовым дорогам при засухе затруднено из-за пыли, что снизит скорость движения. В горной местности двигаться в, любое время года можно только по дорогам.

Иногда маршрут проходит вне дорог. В этом случае для определения своего местонахождения карту нужно ориентировать по компасу. Для устранения влияния на показания компаса большой массы металла автомобиля отсчет показаний компаса надо производить, отойдя от автомобиля на 5—6 м.

Через 1—1,5 ч движения следует останавливать автомобиль для личного отдыха, проведения контрольного осмотра автомобиля и состояния груза.

Перед преодолением труднопроходимых участков следует останавливать автомобиль для дополнительной проверки и проведения работ, обеспечивающих преодоление препятствия с одного раза (надеть цепи противоскольжения, проконтролировать состояние моста и т. д.). При движении по таким участкам не рекомендуется выключать сцепление или переключать передачи; необходимые для безостановочного преодоления опасного участка передачи следует включать заранее.

Условия движения на автомобильных дорогах требуют надежного сцепления шин с покрытием дороги при высоких скоростях движения. Этому требованию отвечает шероховатое бетонное покрытие. Гладкое дорожное покрытие ухудшает сцепные качества, и на нем может образоваться жидкостный слой, снижающий сцепление с шиной. На поверхности отремонтированной дороги с асфальто-бетонным покрытием выступает битум, это покрытие имеет меньшее сцепление с шинами колес; опасность увеличивается, если оно смочено дождем или полито, так как битум с водой образует слой «смазки», и сцепление резко уменьшается.

Состояние дорожного покрытия сильно влияет на изменение его коэффициента сцепления. Влажность шероховатого покрытия снижает коэффициент сцепления на 1/3 , а на гладком покрытии — до V2 и более.

Загрязнение дорожного покрытия грунтом или пылью уменьшает коэффициент сцепления, особенно в начале дождя, когда грунт превращается в жидкую пленку.

Гололедица наиболее опасна для движения, так как сцепные качества дорожного покрытия снижаются до минимума.

На некоторых участках дорог, где часто изменяется режим движения (у перекрестков, пешеходных дорожек, на спусках), изнашивается и шлифуется дорожное покрытие, что ухудшает его сцепные качества,

На лесных дорогах скользкость их покрытия увеличивается во время листопада.

Сцепление шин с дорогой зависит не только от ее покрытия, но и от состояния шин. На силу сцепления сильно влияет рисунок протектора. Хороший рисунок при движении по влажной дороге должен выдавливать и удалять влагу, обеспечивая движение по сухому покрытию, однако при движении с высокими скоростями из-за кратковременности контакта шины с дорожным покрытием влага не полностью выдавливается и сцепление шины при движении со скоростью 100 км/ч может уменьшиться наполовину по сравнению с сухим покрытием.

Вследствие износа протектора сцепление резко уменьшается. Так, при движении со скоростью около 80 км/ч на мокрой дороге сцепление с дорогой шины с изношенным протектором резко уменьшается, так как шина движется по жидкостной пленке, и автомобиль может стать неуправляемым.

Давление воздуха во всех шинах автомобиля должно соответствовать нормам. При снижении давления увеличивается сцепление шины с покрытием дороги, но резко уменьшается срок ее службы. У шины с повышенным давлением площадь контакта с дорогой меньше, поэтому и ниже коэффициент сцепления. У шин с разным давлением резко возрастает опасность заноса автомобиля из-за неодновременного блокирования колес при торможении.

Двигаясь по скользкой дороге, водитель обязан вести автомобиль с пониженной, равномерной скоростью, избегая резкого ее изменения, торможения и поворотов.

Наблюдение водителя за дорогой и окружающей обстановкой зависит от видимости и обзорности. Видимость изменяется от времени суток, атмосферных условий, освещенности улиц, дистанции до впереди идущего транспортного средства и профиля дороги.

Видимость ограничивается при приближении к вершине холма или повороту дороги, что требует от водителя снижения скорости и движения в крайнем правом ряду во избежание возможности столкновения со встречными транспортными средствами, идущими за пределами видимости (рис. 164).

При тумане, дожде, снегопаде, пыли водитель обязан обеспечить безопасность движения, снизив скорость, чтобы в пределах видимости можно было заметить опасность и остановить автомобиль. Если во время движения в этих условиях видимость становится менее 300 м, а также при движении в туннелях, следует включать ближний свет фар. На пыльных дорогах необходимо увеличивать дистанцию до впереди идущего автомобиля, так как видимость в поднятой им пыли резко снижается.

Обзорность зависит от конструкции автомобиля. На современных автомобилях для ее улучшения устанавливают панорамные (выгнутые) лобовые стекла, чем увеличивают поле зрения водителя.

В случае неуверенного движения другого автомобиля, перемещения его из ряда в ряд водитель обязан принять меры предосторожности и снизить скорость, так как там может оказаться неопытный или нетрезвый водитель. Сказанное относится и к пешеходам: при уверенном движении большого количества пешеходов можно двигаться с нормальной скоростью, но достаточно появления одного пьяного на проезжей части, чтобы понадобилась немедленная остановка автомобиля.

Рис. 164.0граничение видимости на дороге с крутым переломом продольного профиля.

В горах, где дороги имеют много крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков, водитель обязан особенно тщательно следить за техническим состоянием автомобиля, так как малейшая его неисправность может привести к более опасным последствиям, чем на равнине. Автомобиль, постоянно работающий в горах, должен быть обеспечен приспособлениями для удержания на месте в случае остановки на уклоне. Наиболее простые приспособления — башмаки, клинья или колодки, помещаемые под колеса автомобиля (рис. 165).

Движение по горным дорогам требует от водителя определенных навыков.

Приближаясь к крутому повороту или серии поворотов (серпантинам), водитель обязан помнить, что за каждым крутым поворотом может быть невидимое препятствие—остановившийся или движущийся автомобиль, ремонтируемый участок дороги и другие. Приближаясь к крутому повороту, водитель обязан снизить скорость, чтобы при необходимости остановить автомобиль в пределах видимости, днем подать звуковой сигнал, а ночью изменить силу света в фарах и проходить поворот, как показано на рис. 166.

Для преодоления крутого подъема водитель обязан заранее включить одну из низших передач, обеспечивающих выполнение подъема без переключения передачи. Нельзя преодолевать крутой подъем, пока впереди идущий автомобиль не поднялся на вершину или встречный автомобиль не закончил спуск.

Рис. 165. Башмаки, клинья и колодки, подкладываемые под колеса автомобилей на уклоне.

На крутых спусках в условиях горных дорог водителю запрещается двигаться с выключенным сцеплением или передачей. Спускаться нужно на одной из низших передач, обеспечивающих эффективность торможения двигателем, периодически пользуясь ножным тормозом.

Деревянные мосты на проселочных и полевых дорогах, перед которыми отсутствуют знаки «Ограничение веса», необходимо проезжать осторожно. По настилу моста надо вести автомобиль плавно, не переключая передач, без рывков и резких торможений. Если проезжают мост впервые, необходимо разведать его надежность. Грузоподъемность моста (рис. 167) определяют по толщине и состоянию (наличию гнили и других повреждений) свай, насадок, прогонов, настила.

В туннелях водителю необходимо соблюдать определенные правила. В городах,даже если туннели имеют большие габариты,хорошо освещены и рассчитаны на пропуск большого количества транспортных средств, должен быть включен ближний свет фар. Запрещается в туннеле останавливаться и обгонять другие транспортные средства с выездом из занимаемого ряда.

Движение по сухим проселочным дорогам не вызывает особых затруднений, хотя и на таких дорогах, даже при незначительном движении, водитель не имеет права снижать внимание, превышать скорость, особенно приближаясь к закрытым поворотам.

Рис. 166. Проезды серпантина

Рис. 167. Определение грузоподъемности моста.

Засохшие глубокие колеи могут повредить шины, и движение по ним следует избегать. Глубокие выбоины, канавы и другие подобные препятствия лучше преодолевать под прямым углом на пониженной скорости для уменьшения деформации рамы или кузова. Перед препятствием притормозить, а в момент его преодоления энергично нажать педаль управления дросселем, что будет способствовать выходу на ровную дорогу за счет инерции автомобиля.

Для устранения возможности задевания нижней частью кузова или буфером за край канавы нужно выбирать более пологие места или предварительно снимать грунт лопатой. Если на дне канавы скопилась вода или грязь, нужно замостить дно подручными материалами или землей.

По мокрой глинистой дороге со старой колеей нужно двигаться, пропуская колею между колесами во избежание остановки в размокшем грунте. По новой колее можно ехать, так как слой грязи в ней небольшой и сопротивление движению меньше. При неполной нагрузке автомобиля и движении по неглубокой грязи можно снять с задних колес наружные скаты, и одинарные ведущие колеса продавят слой грязи до твердого грунта, что обеспечит достаточное сцепление. Участки дороги с глубокой грязью нужно преодолевать на пониженных передачах при больших оборотах двигателя. Чтобы легче проехать этот участок, можно подложить под ведущие колеса доски и жерди. Для облегчения выхода автомобиля из грязи нужно расчистить путь для передних колес.

Двигаясь по пашне с бороздами или преодолевая небольшие ложбины и неглубокие колеи, автомобиль следует пускать под острым углом к ним, что уменьшает передачу толчков от этих препятствий.

Участок дороги, залитый водой, необходимо предварительно разведать, так как там могут находиться ямы или крупные камни, и проезжать его на малой скорости.

По сухому лугу двигаться нужно с такой скоростью, чтобы толчки от неровностей почвы не отразились на состоянии автомобиля. При движении по заболоченному участку надо стараться сохранять слой дернины, при его повреждении колеса провалятся и автомобиль застрянет. В этом случае нельзя допускать буксования, а при застревании необходимо вывешивать автомобиль и подкладывать под колеса хворост, бревна, жерди.

Выбирая направление движения, избегать крутых поворотов и обращать внимание на травяной покров: яркозеленая высокая растительность указывает на слабую дернину, ровная невысокая трава — на относительно прочный грунт. На заболоченных участках нельзя двигаться по следу прошедшего автомобиля, так как ослаблен слой дернины.

Участок с мелким сухим песком в сухую погоду лучше объехать. Остановившийся автомобиль нужно вывесить и положить под колеса металлическую сетку или доски, бревна, хворост. По мокрому песку можно двигаться без опасений: он хорошо уплотнен и колеса в нем почти не вязнут.

Если на автомобиле действует только одна фара (в случае повреждения в пути), она должна находиться с левой стороны.

При остановке на неосвещенной дороге необходимо включить габаритные или стояночные огни, при их неисправности транспортное средство должно быть отведено за пределы дорожного полотна.

Автопоезда отличаются от одиночных автомобилей большей длиной, массой, радиусом поворота и тормозным путем. Поэтому водить автопоезд сложнее, и водителю необходимо соблюдать определенные правила.

Разгоняться на каждой передаче нужно так, чтобы при переключении мощность двигателя была достаточной для движения на повышенной передаче, переключать передачи следует быстро.

Скорость движения автопоезда должна обеспечивать плавное торможение при остановке. При преодолении подъема надо включать передачу, обеспечивающую выход на вершину холма без переключения, а перед спуском снизить скорость до безопасной. Тормозить на спуске нужно не выключая сцепления.

Нельзя тормозить при преодолении препятствий (выбоины, перекопанные места), лучше их проезжать накатом.

В случае разъезда на узкой дороге и перед крутыми поворотами нужно заранее снижать скорость, а в момент разъезда или прохождения поворота, увеличив скорость, вести автопоезд так, чтобы исключить накатывание прицепа на тягач (внатяжку).

Для остановки автопоезда выбирают ровный участок с твердым покрытием. Если остановиться на грунтовой дороге с вязким или сыпучим грунтом, тягач не сможет сдвинуть автопоезд, а его колеса могут зарыться.

Перед преодолением вброд ручьев и мелких речек нужно проверять глубину брода и твердость грунта. Берега должны быть не кру. тыми, а пологими, чтобы они не препятствовали движению. Проверив брод, следует установить ориентиры — вешки. Для легковых автомобилей глубина брода не должна превышать 0,5 м, а для грузовых — 0,7—0,8 м.

Перед преодолением брода следует закрыть жалюзи и снять ремень вентилятора. Спускаться к воде и преодолевать брод нужно медленно на одной из низших передач при средних оборотах двигателя, не допуская остановки. Реки и ручьи с быстрым течением нужно проезжать по течению наискось. Преодолев брод, надо проехать некоторое расстояние при нажатой тормозной педали для просушивания тормозных механизмов.

Въезжать на паром можно только по разрешению паромщика на малой скорости. На пароме надо равномерно распределить нагрузку, не допуская излишнего маневрирования.

При сильных морозах необходимо также обратить внимание на одежду водителя, утепление кабины и исправность системы отопления и обдува ветрового стекла, на качество тормозной жидкости в приводе гидравлических тормозов, предотвращение замерзания конденсата в пневматическом приводе тормозов.

Сильный снегопад требует снижения скорости из-за резкого уменьшения видимости и появления на проезжей части снежного покрова, ухудшающего условия движения и увеличивающего тормозной путь.

По накатанной снежной дороге следует двигаться с умеренной скоростью, так как слой укатанного снега уменьшает сцепление и увеличивает тормозной путь. Нельзя заезжать передними колесами в снег на обочине, поскольку автомобиль может «затянуть» с дороги.

Небольшие сугробы преодолевают с разгона, используя инерцию автомобиля. Если заснеженный участок длинный, нужно заранее включить передачу, которая обеспечит его преодоление без остановки. Остановившийся автомобиль следует осадить по колее назад и с разгона продвигаться вперед. При буксовании колес надо расчистить перед ними снег и подложить хворост или насыпать песок.

Разъезжаться со встречным транспортным средством на узких снежных дорогах следует на малой скорости или, выбрав место, остановиться и пропустить его.

Повышают проходимость автомобилей, используя цепи противоскольжения. Чтобы надеть на колеса цепи, их раскладывают спереди или сзади по колее автомобиля и осторожно въезжают на середину цепей, цепи натягивают и концы соединяют замком. Цепи противоскольжения бывают мелкозвенчатые (рис. 168), траковые (рис. 169), гусеничные (рис. 170).

Цепи устанавливают только для преодоления труднопроходимых участков, при движении на дорогах с твердым покрытием они ускоряют износ шин и повышают расход топлива. В случае отсутствия специальных средств для преодоления таких участков используют подручные— бревна, жерди, доски, хворост, щебенку, шлак.

Автомобиль, оборудованный лебедкой, может вытащить другой автомобиль при условии, что сам он находится на твердом грунте и надежно заторможен, а лебедка работает на первой передаче коробки отбора мощности при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Для самовытаскивания лебедкой необходимо трос надежно закрепить за пень, дерево, а при отсутствии использовать упор, которым может служить вкопанное в грунт бревно, вбитый в грунт лом.

Переправляться по льду можно только после разведки толщины и состояния ледяного покрова (отсутствие полыней и больших трещин), а также определения состояния сопряжения ледяного покрова с берегами, которое, если необходимо, усиливают щитами.

Въезжать на лед следует осторожно, без ударов, двигаться на переправе со скоростью 10—15 км/ч, соблюдая дистанцию между автомобилями не менее 25—35 м. В кабине может находиться только водитель, а обе дверцы должны быть открыты.

Движение по улицам крупных городов отличается большим разнообразием маневров, интенсивностью и частым изменением скоростей. Водитель должен отлично ориентироваться в этой сложной обстановке и быстро принимать правильные решения, обеспечивающие безопасность движения. Дистанция между транспортными средствами на улицах сокращается по сравнению с загородными дорогами, что требует повышенного внимания водителя и уменьшения скорости движения.

Рис. 168. Мелкозвенчатые цепи противоскольжения:а — для одинарных колес; б—для сдвоенных колес; в—смонтированные на колесах автомобиля.

Рис. 169. Траковые цепи противоскольжения:а — в развернутом виде; б — смонтированные на колесах автомобиля.

Перед выездом на перекресток или площадь водитель должен определить порядок движения и лишь после этого проезжать, помня о том, что обстановка усложнена пересечениями транспортных потоков с потоками пешеходов, пересекающих проезжую часть, что часто является причиной несчастных случаев в городах и населенных пунктах.

Водитель должен учитывать состояние и возраст пешеходов и при достаточном внимании может предотвратить опасность. Наиболее частые нарушения переходов: переход в неустановленном месте; переход перед близко движущимся транспортным средством; неожиданный выход из-за транспортного средства на проезжую часть; игра детей на проезжей части.

Водитель, недооценивающий один из перечисленных факторов, способствует созданию опасной обстановки. Он должен быть постоянно готов к неблагоприятным изменениям в обстановке и обязан стремиться обеспечить безопасность, даже при неосмотрительных действиях других участников движения.

Постоянное поддержание хорошего технического состояния автомобиля обеспечивает выполнение задания при скорости, способствующей безопасности движения, которую можно поддерживать, пользуясь правильными приемами управления и хорошо зная особенности маршрута движения.

Рис. 170. Гусеничные цепи противоскольжения:а — в развернутом виде; б — смонтированные на колесах автомобиля.

Рис. 171. Определение толщины льда при помощи лопаты:1 — снег; 2 — снеговой лед; 3 — мутный лед; 4 — прозрачный лед.

Опытный водитель рассчитывает скорость в зависимости от обстановки, добиваясь плавного движения без лишних торможений, что уменьшает износ автомобиля и увеличивает эксплуатационную скорость.

Высокая сознательная дисциплина, постоянное совершенствование приемов вождения, знание и соблюдение Правил дорожного движения, содержание автомобиля в исправном состоянии и постоянное внимание к изменениям дорожной обстановки — основные качества передового водителя.

Читать далее: Общие вопросы гигиены труда водителя

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru