Классификация автомобилей. Автомобиль понятие


автомобиль - это... Что такое автомобиль?

  • АВТОМОБИЛЬ — (греч. autos сам и лат. mobilis двигающийся). Экипаж, приводимый в движение каким нибудь внутренним механическим двигателем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОМОБИЛЬ экипаж, движущийся без участия …   Словарь иностранных слов русского языка

  • автомобиль — я, м. automobile f. <гр. autos сам, лат. mobilis. 1894. Лексис. Подвижной экипаж, приводимый в действие каким н. механическим двигателем. Чудинов СИС 1902. Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Автомобиль — или самодвижущаяся повозка. Идея такой повозки появилась еще въ XVII в. во Франціи, и въ Парижскомъ музеѣ Conservatoire Des Arts et Metiers до наст. времени хранится механич. парная повозка, построен. для воен. цѣлей въ 1769 г. Въ 1800 г. въ… …   Военная энциклопедия

  • автомобиль — автомашина, машина, авто, колеса, колесо, тачка, железка, железо, автомобильчик, чемодан, шины, железный конь, жестянка, мотор, (железный, четырехколесный) друг, (авто)шасси, членовоз, фургон, кабриолет Словарь русских синонимов. автомобиль… …   Словарь синонимов

  • АВТОМОБИЛЬ — АВТОМОБИЛЬ, автомобиля, муж. (от греч. autos сам и лат. mobilis подвижной). Экипаж, приводимый в движение собственным механическим двигателем. Открытый, закрытый автомобиль. Грузовой автомобиль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АВТОМОБИЛЬ — (от авто... и латинского mobilis подвижный, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина, главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль… …   Современная энциклопедия

  • АВТОМОБИЛЬ — (от авто... и лат. mobilis подвижной легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). Первый автомобиль с… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВТОМОБИЛЬ — АВТОМОБИЛЬ, средство передвижения, которое впервые появилось в XIX м в. Первые автомобили приводились в движение паром, но эта конструкция не имела успеха. По сути, век автомобиля начался с введения в действие экипажей с бензиновыми двигателями… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • АВТОМОБИЛЬ — АВТОМОБИЛЬ, я, муж. Транспортное средство на колёсном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Грузовой а. Легковой а. Гоночный а. Ездить на автомобиле (в автомобиле). | прил.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Автомобиль — наиболее распространенное средство наземного безрельсового транспорта, важнейший фактор формирования городской (а также отчасти сельской) среды. Число А. в мире превышает 600 млн. На долю А. в крупных городах РФ приходится в среднем 50%… …   Экологический словарь

  • автомобиль — – вид транспорта – транспортное средство на колесном (полугусеничном) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям (от греческого слова аутос – сам и латинского мобилис – подвижный). EdwART. Словарь автомобильного жаргона,… …   Автомобильный словарь

  • dic.academic.ru

    легковой автомобиль - это... Что такое легковой автомобиль?

     легковой автомобиль легково́й автомоби́ль пассажирский или грузопассажирский автомобиль, имеющий от двух до восьми пассажирских мест. К легковым автомобилям приравниваются и лёгкие грузовики, имеющие разрешённую максимальную массу до 3.5 т (масса автомобиля с грузом, водителем и пассажирами). В конструкции современных легковых автомобилей основное внимание уделяется безопасности, комфорту и удобству управления. Многие автомобили оснащают усилителями органов управления, устройствами регулирования климата в салоне, навигационными системами. Легковые автомобили классифицируются по типам кузовов, двигателям, по компоновке и т. п. Кузов автомобиля является его главным функциональным элементом. Внутри него располагается пассажирский салон, моторное и багажное отделения. В конструкции большинства легковых автомобилей применяется несущий кузов, служащий основанием для размещения узлов и агрегатов. Основная энергетическая установка подавляющего большинства легковых автомобилей – двигатель внутреннего сгорания. Трансмиссия легковых автомобилей может быть как традиционной с ручным переключением передач – механической, так и автоматической. В конструкциях подвесок широко применяются регулируемые и автоматизированные элементы, обеспечивающие необходимую плавность хода. Существует шесть вариантов компоновки, т. е. размещения отдельных узлов и агрегатов в легковом автомобиле. Классическая компоновка: двигатель расположен спереди, а трансмиссия обеспечивает привод на колёса задней оси.

    Классическая компоновка легкового автомобиля:

    1 – двигатель; 2 – трансмиссия; 3 – промежуточная опора карданного вала

    Переднеприводная компоновка легкового автомобиля:

    1 – двигатель; 2 – трансмиссия

    Переднеприводная компоновка: двигатель спереди, привод на переднюю ось. Получила широкое распространение начиная с 1970-х гг. Заднеприводная компоновка: двигатель сзади, привод на заднюю ось. Будучи весьма популярным в 1950—70-х гг., этот вариант компоновки утрачивает свои позиции. Полноприводная компоновка: двигатель спереди, привод на переднюю и заднюю оси. Применяется на всех легковых автомобилях повышенной проходимости. Начиная с 1980-х гг. полный привод используется и в обычных дорожных моделях в целях разгрузки элементов трансмиссии и улучшения курсовой устойчивости движения. Обычно трансмиссия обеспечивает постоянный привод на колёса задней оси, а привод передней оси может быть как постоянным, так и отключаемым. Полноприводная компоновка с двигателем сзади и приводом на переднюю и заднюю оси; применяется редко. Переднеприводная компоновка с двигателем сзади; практически не применяется из-за недогруженности колёс передней оси и, как следствие, плохого их сцепления с дорогой. В большинстве легковых автомобилей преобладают классическая и переднеприводная компоновки. Основные тенденции развития легковых автомобилей заключаются в повышении их долговечности, простоты и лёгкости управления, улучшении комфорта и безопасности.

    Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

    .

    Синонимы:
    • легирование
    • ледокол

    Смотреть что такое "легковой автомобиль" в других словарях:

    • легковой автомобиль — сущ., кол во синонимов: 3 • автомобиль (369) • легковая машина (3) • легковушка (5) …   Словарь синонимов

    • Легковой автомобиль — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на виды в зависимости от типа кузова и рабочего объема двигателя... Источник: Методические… …   Официальная терминология

    • Легковой автомобиль — Saab 9000  типичный легковой автомобиль Легковой автомобиль  автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается …   Википедия

    • легковой автомобиль — 2.2 легковой автомобиль: Автомобиль, исключая мотоциклы, сконструированный для перевозки максимум девяти человек. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Легковой автомобиль —         автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4 5 местные Л. а. с закрытыми кузовами.          В СССР Л. а. классифицируются по… …   Большая советская энциклопедия

    • ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ — автомобиль, предназнач. для перевозки пассажиров (от 2 до 8, включая водителя) и багажа. В СССР в зависимости от рабочего объёма двигателя и сухой массы автомобиля различают 5 классов Л. а., в каждом из к рых по 2 группы: особо малый класс до 1,2 …   Большой энциклопедический политехнический словарь

    • Легковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа …   Автомобильный словарь

    • ЛЕГКОВОЙ — [хк], легковая, легковое. Легко передвигающийся, не для перевозки тяжестей. Легковые дрожки. Легковой автомобиль. ❖ Легковой извозчик извозчик для пассажиров, ант. ломовой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

    • АВТОМОБИЛЬ — (греч. autos сам и лат. mobilis двигающийся). Экипаж, приводимый в движение каким нибудь внутренним механическим двигателем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОМОБИЛЬ экипаж, движущийся без участия …   Словарь иностранных слов русского языка

    • автомобиль — автомашина, машина, авто, колеса, колесо, тачка, железка, железо, автомобильчик, чемодан, шины, железный конь, жестянка, мотор, (железный, четырехколесный) друг, (авто)шасси, членовоз, фургон, кабриолет Словарь русских синонимов. автомобиль… …   Словарь синонимов

    dic.academic.ru

    Назначение автомобиля

    Автомобиль плотно вошел в жизнь человека и стал неотъемлемым атрибутом современного мира, давая обширные возможности для перемещений и массу других преимуществ. Стремление приобрести личное автотранспортное средство, на сегодняшний день, является, по данным статистики, одним из наиболее приоритетных в сфере материальных потребностей. Но всегда ли подобная покупка оправдана и рациональна (в особенности, если речь идет об отказе от иных благ цивилизации в пользу авто)?

    назначение автомобиля

    Для чего нужен автомобиль, именно, этому потребителю? Вдруг основной мотивировкой выступает: «чтобы было, как у всех». Но ведь человеку разумному негоже исходить из подобных побуждений. В связи с этим, дабы авто, действительно, принесло пользу и практическую значимость, важно разобраться – в чем же, на самом деле назначение автомобиля. Однако, изначально, как и в любом вопросе необходимо определиться с понятийным аппаратом относительно рассматриваемой проблематики. Так как, именно, в понятии заложено основное назначение автомобиля.

    Слово «автомобиль» не являлось первоначальным обозначением, того, что принято считать автомобилем. Изначально, сие человеческое творение называлось «вуатюоотомобиль». Вуатюоотомобиль – слово, состоящее из трех: фр. – повозка, греч. – сам, лат. – движение. Это можно перевести, как повозка, которая может самостоятельно передвигаться. Или, как ее именовал русский изобретатель Кулибин – «самокатная повозка».

    Таким образом, первоначальное назначение автомобиля – самостоятельное передвижение, что не в полной мере соответствует действительности, так как присутствие человеческого фактора в большинстве случаев необходимо, но, тем не менее, раскрывает суть, так как ранее передвижение повозок осуществлялось при помощи ездовых и тягловых животных.

    Постепенно, по мере модернизации внешнего вида, слово претерпело изменение и превратилось в «отомобиль», то есть: сам и движение. Следующим шагом стало изменение «ото» — сам, на «авто» — автоматика, механика. И перед человеком предстал автомобиль.

    Итак, автомобиль – транспортное средство, движущееся автоматически. Данное определение является наиболее точным, так как не исключает присутствие человеческого фактора и более полно описывает назначение автомобиля.

    Когда, человек, только изобрел колесо, которому было суждено стать первоосновой тележек и впоследствии автотранспорта, он не помышлял, что назначение автомобиля могло бы лежать за рамками облегчения жизнедеятельности: перевозка грузов, ускорение, выполнение специфических работ.

    Однако, вуатюоотомобили расширили назначение автомобиля, добавив в нее зрелищно-эстетическую составляющую. Эти движущиеся повозки, выпускающиеся штучно, применялись для проведения парадов, фестивалей и прочих торжественных шествий. Естественно, подобное использование автомобиля – частности, но эти частности и в современном мире зачастую не потеряли своей актуальности. Например, на улицах городов в определенные значимые даты можно увидеть выставку или парад спецтехники.

    Теперь же для наглядности и удобства восприятия, необходимо рассмотреть назначение автомобиля в форме классификации. Естественно, речь пойдет о приложении вопроса к современной действительности.

    Назначение автомобиля по специфике выполняемых работ

    Транспортировка

    Данное назначение автомобиля имеет две подкатегории: перевозка пассажиров и перевозка грузов. К данному разделу можно отнести, как личные авто, используемые для транспортировки, так и общественный пассажирский транспорт и автомашины, задействованные в сфере логистики.

    Выполнение специальных работ

    К данной категории относится спецтехника и служебный транспорт во всем его многообразии: автокран, пожарные машины, машины скорой помощи и многое другое. Иногда служебные автомобили, которые не являются специально оснащенными для выполнения тех или иных работ, а имеют, только символику организации, выделяют в отдельный подраздел. Но, как правило, это способствует путанице и, следовательно, такое разделение нецелесообразно. Просто в таком случае назначение автомобиля несколько расширяется, то есть он может, как осуществлять транспортировку, так и выполнять спецработы.

    Достижение высоких скоростей

    Данный тип автомобилей делится на две категории: гоночные, созданные специально ля участия в гонках, и рекордно-показательные, созданные для установки рекордов скоростей, либо, как экспериментально-показательные модели.

    По способу эксплуатации

    1. Эксплуатация автомобиля в обычных условиях. К условиям относятся следующие: климатический и температурный режимы, ландшафт, характеристики грузоподъемности и проходимости.
    2. Эксплуатация автомобиля в экстремальных условиях, либо условиях, приближенных к экстремальным. Для такого рода условий существуют автомобили отдельной категории: полноприводные внедорожники и колесные вездеходы.

    Назначение автомобиля по характеру позиционирования

    1. Показательные. Речь идет об экспериментальных моделях, которые компании еще не поставили на конвейерное производство, а запустили, только в штучных экземплярах, дабы оценить заинтересованность потребителя. Такие автомобили могут позиционироваться на выставках, использоваться в общественных тестированиях, реализовываться на специальных условиях и так далее.
    2. Статусные. Призваны показать статус и финансовые возможности своего владельца окружающим. В первую очередь, это, конечно — модели имидж-класса. Однако, в данной роли могут выступать штучные модификации авто бизнес-класса, а в некоторых странах и серийные версии категории бизнес-класс.
    3. Исторические. Как правило, не эксплуатируются, если только в знаменательные даты. Назначение автомобиля данной категории – знакомство людей с историей автомобилестроения.
    4. Парадные. Предназначены для парадных шествий и фестивалей того или иного рода.

    В зависимости от нужд владельца

    В данном случае, возможно, было бы логичнее отказаться от классификатора, так как нужды владельца могут быть крайне обширными. В качестве примера можно привести то, что некоторые народные умельцы запросто могут приготовить шашлык на разогретом двигателе (повторять, естественно, не рекомендуется). Однако, чтобы сохранить структуру повествования, ниже будут приведены основные способы использования авто.

    1. Расширение возможностей для перемещения. В современном мире с его развитыми системами коммуникаций люди, как правило, редко работают в пределах шаговой доступности от дома. В связи с этим, для многих, назначение автомобиля – это реализация его основных функций, как средства передвижения. Естественно, перемещения не ограничиваются, только поездками на работу. Автомобиль также активно используется для расширения возможностей проведения досуга: поездка на природу, дачу или настоящее длительное путешествие за тысячи километров.
    2. Возможность показать окружающим свой социальный статус и финансовые возможности. В данной категории могут выступать не только статусные машины из классификации «Назначение автомобиля по характеру позиционирования»
    3. Повышения уровня независимости, как физической, так и духовной.

    Естественно, все приведенные выше классификации не могут охватить назначение автомобиля в полной мере. Но это и не принципиально, так как оно имеет тенденцию к развитию и расширению. Чего стоит только, так называемый летающий автомобиль, который уже не является фантастикой, а давно существует, сочетая в себе возможности автотранспорта и летательного аппарата. И, вероятно, в будущем будет иметь широкое применение, дабы избежать автомобильных заторов и расширить границы скоростных режимов.

    Новые платные участки дороги Москва — Санкт-Петербург позволяют получить максимум удовольствия от управления автомобилем.

    Прочитайте статью про Вебасто и что это такое в машине.

    Про полировку фар http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/svetotexnika/polirovka-far.html в домашних условиях

    Видео — выставка автомобилей особого назначения:

    Может заинтересовать:

    Как быстро избавиться от царапин на машине

    Добавить свою рекламу

    Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

    Добавить свою рекламу

    Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

    Добавить свою рекламу

    Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

    Добавить свою рекламу

    voditeliauto.ru

    автомобиль - это... Что такое автомобиль?

    АВТОМОБИ́ЛЬ -я; м. [франц. automobile от греч. autos - сам и лат. mobilis - подвижный, легко двигающийся]. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Легковой а. (пассажирский автомобиль с небольшим числом мест). Грузовой а. Спортивный, гоночный а. Ездить на (в) автомобиле. Водить а. А. мчится, сигналит, сбил кого-л. Заправка автомобилей.

    ◁ Автомоби́льный, -ая, -ое. А-ая шина. А. транспорт. А. завод. А. спорт (вид спорта, предусматривающий состязания на различных гоночных, спортивных, серийных автомобилях и картах).

    АВТОМОБИ́ЛЬ (от авто... и лат. mobilis — подвижной, легко двигающийся), транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ), электрическим (см. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ) или паровым (см. ПАРОВАЯ МАШИНА)). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (см. КЮНЬО Никола Жозеф) (Франция) в 1769—70, с двигателем внутреннего сгорания (см. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ) — Г. Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб), К. Бенцем (см. БЕНЦ Карл) (Германия) в 1885—86. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач (см. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ), дифференциалу (см. ДИФФЕРЕНЦИАЛ (в автомобильном деле)) и колесам (ведущему мосту). Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т. * * * АВТОМОБИ́ЛЬ, транспортная машина с автономным двигателем и колесным (главным образом) ходом, управляемая находящимся в ней человеком. Исторически термин «автомобиль» сложился лишь в конце 19 в., хотя самодвижущиеся транспортные машины (с паровыми, электрическими, позже — бензиновыми двигателями) существовали уже с начала 19 века. Приоритеты Известны сотни конструкций, которые могли выполнять транспортные функции и которые нередко называют первыми в истории. Долгие споры о приоритете тех или иных стран, изобретателей и конструкций заставили выработать четыре необходимые и достаточные условия для определения приоритета. Первое — выдвижение идеи транспортной машины упомянутого выше назначения. Второе — оформление юридического документа, который фиксирует авторское право изобретателя или изобретателей на данную идею. Третье условие — постройка работоспособного опытного образца, в котором эта идея воплощена, и его публичные испытания, отмеченные в периодической печати или ином документе-свидетельстве. И четвертое — организация производства изделия для его продажи независимым от создателя изделия потребителям. Названные здесь условия в равной мере применимы как к автомобилю в целом, так и к составляющим его узлам и агрегатам. Эти фразы, звучащие несколько казенно, позволяют, если принять сформулированные здесь условия, отсеять несоответствующих им претендентов и назвать имя создателя протоавтомобиля. Им является немецкий инженер Карл Бенц (см. БЕНЦ Карл). Бенц, имевший с 1871 года собственную фабрику газовых двигателей, 25 октября 1882 года оформил патент ДРП 22256 на быстроходный двухтактный мотор. В 1885 году он построил трехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции, но за пределы фабрики на нем не выезжал. Когда 29 января 1886 года он оформил патент ДРП 37435 на самодвижущийся экипаж как таковой, стало возможным провести публичную демонстрацию своего детища. Выезд состоялся 3 июля 1886 года, и местная газета «Нойе Бадише Линдесцайтунг» написала об этом событии и дала даже ему оценку. Таким образом, первые три условия приоритета Бенц выполнил. Свой автомобиль он демонстрировал на выставках, но спроса на него не было. Первым покупателем стал парижанин Эмиль Роже в 1887 году. Этот случай заставил изобретателя приступить к постройке партии однотипных машин для продажи. Это была так называемая «Модель III». С 1886 по 1894 год Бенц выпустил 25 таких автомобилей. Тем самым он выполнил четвертое условие, и уже на этой стадии обеспечил себе положение пионера первого автомобиля. В дальнейшем изобретатель мог бы и прекратить работу в этом направлении. Но он развивал свое дело, и в 1926 году его завод объединился с фирмой «Даймлер», созданной другим изобретателем, Готлибом Даймлером (см. ДАЙМЛЕР Готлиб). Фирма «Даймлер-Бенц (см. ДАЙМЛЕР-БЕНЦ)» существует и поныне, выпуская автомобили «Мерседес-Бенц». Многие инженеры и изобретатели, работавшие в области автомобилестроения, довольно легко выполняли первые три условия приоритета. Но выполнить четвертое нередко удавалось через несколько десятилетий, когда созревала ситуация для использования предложенной ими конструкции в серийном производстве. Например, дисковый тормоз, примененный английским инженером Ф. Ланчестером (см. ЛАНЧЕСТЕР Фредерик Уильям) на опытном образце автомобиля собственной конструкции, был востребован полвека спустя, когда началась «цепная реакция» его применения. В конце 19 века автомобилестроение еще находилось в зачаточном состоянии. Господствовало широчайшее разнообразие конструкций, и шел активный поиск канонических инженерных решений. Важнейшим среди них стала компоновочная схема, выдвинутая в 1891 году заводом «Панар-Левассор» (Франция): двигатель — впереди, ведущие колеса — задние. Поворотным пунктом в истории автомобиля явилось также создание В. Майбахом (Германия) распылительного карбюратора в 1892 году. И третьим важнейшим новшеством этого периода следует считать пневматическую шину, предложенную в 1895 году резиновым фабрикантом Э. Мишленом (Франция). Все три на много лет определили общую концепцию автомобиля. Первооткрыватели Десятилетие 1896 — 1905 гг. считается в истории автомобиля десятилетием первооткрывателей. Завод «Панар-Левассор» (Франция) в 1896 году построил и стал выпускать первые четырехцилиндровые моторы. Немецкая электротехническая фирма «Р. Бош» в 1897 году нашла практическое решение электрического зажигания с прерывателем. В 1901 увидел свет автомобиль «Мерседес», который явился для многих заводов образцом для подражания и стал на долгое время классической конструкцией. Но по-прежнему шел поиск необычных инженерных решений. Австрийская фирма «Лохнер» изготовила в 1900 электромобиль с мотор-колесами. Его спроектировал известный впоследствии инженер Ф. Порше (см. ПОРШЕ Фердинанд). А в Голландии фирма «Спайкер» в виде эксперимента построила в 1903 опытный полноприводный легковой автомобиль. Они — «Лохнер» и «Спайкер» — на много лет опережали свое время, как и модели «Лятиль» (Франция) и «Греф—Штифт» 1897 года с передними ведущими колесами. К сожалению, на рубеже 19 и 20 вв. еще не были решены вопросы создания надежных шарниров равных угловых скоростей, и до внедрения машин с приводом на все или на передние колеса в серийное производство пришлось ждать три десятка лет. К 1906 году наметился отход от цепной передачи к трансмиссии валом с карданными шарнирами. Правда, на мощных, быстроходных автомобилях сохранялась цепная передача к ведущим колесам. Специалисты утверждали, что такая конструкция обеспечивает меньшие неподрессорные массы. Классический период Стремление поднять мощность двигателя выразилось в период 1906—1915 гг. внедрением в 1907 Чедвиком (США) нагнетателя, применением фирмой «Пежо (см. ПЕЖО)» (Франция) в 1912, правда, только на гоночных машинах, моторов с двумя распределительными валами в головках и четырех клапанов на цилиндр. Такая конструкция в серийном производстве была востребована лишь в 1980-е гг. Несколько важных новшеств появились в 1908 и 1909 годах соответственно. Большие трудности тогда вызывала замена шин на несъемных колесах, имевших в те годы всеобщее распространение. Английская фирма «Рудж Уитворт» начала изготовлять быстросъемное колесо, которое крепилось одной центральной гайкой барашкового типа. А другая английская фирма, «Аррол-Джонстон» выступила пионером установки тормозов на все четыре колеса. Настоящим же технологическим прорывом, который в дальнейшем открыл дорогу массовому производству автомобилей, стало введение конвейерной сборки. Она применялась в США еще в самом начале 20 в. на заводе «Олдсмобиль», но до совершенства ее довела компания «Форд (см. ФОРД МОТОР)» в 1912—16 гг. Сам Генри Форд (см. ФОРД Генри) очень внимательно подходил к решению технологических проблем, которые способствовали удешевлению производства. Он предложил, например, съемную головку цилиндров. При несъемных головках во время отливки блоков двигателей литейные стержни, которые формировали цилиндры, фиксировались консольно и часто перекашивались. Чтобы исключить брак, Форд пошел на внедрение отъемной головки цилиндров. В результате открылась возможность дать опору другому концу стержня и исключить перекосы. Отливка отдельной головки оказалась несложной операцией, а для ее уплотнительных прокладок, изготовление которых порождало у изготовителей столько страхов, Форд нашел дешевую технологию. К 1908 году Франция, которая до того была лидером по выпуску автомобилей, уступила первенство американскому автопрому. США имели прекрасно развитую станкостроительную и инструментальную промышленность. Она могла оперативно выпускать оборудование для новых технологических процессов, которые, в свою очередь, легли в основу массового производства высококачественных и дешевых автомобилей. В итоге с 1916 года завод «Паккард (см. ПАККАРД)» и другие предприятия США получили возможность выпускать V-образные 12-цилиндровые моторы, гидравлические амортизаторы двустороннего действия («Мерсер», 1918), гидропривод тормозов («Дюзенберг (см. ДЮЗЕНБЕРГ)» 1920 г., «Крайслер (см. КРАЙСЛЕР)» 1923). Романтический период В свою очередь европейские заводы после окончания Первой мировой войны (1914—18) пошли по пути обновления производства. Фирма «Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)» первой в Европе в 1919 году внедрила у себя американскую технологию конвейерной сборки. Французский филиал испанской компании «Испано-Сюиза (см. ИСПАНО-СЮИЗА)», опираясь на опыт производства авиамоторов, начал с 1919 года выпуск моторов, у которых блок и головка цилиндров отливались из алюминиевого сплава. Французская компания «Бугатти (см. БУГАТТИ Этторе)» в 1924 году отважилась отливать из алюминиевого сплава колеса для своих гоночных и спортивных автомобилей. В эти годы складывалось впечатление, что по обе стороны Атлантического океана все «автомобильные страны» торопятся наверстать упущенное в годы войны время и ускорить технический прогресс. В Америке нефтеперерабатывающая компания «Стандард Ойл» в 1923 году взялась за выпуск этилированного бензина. Добавки дешевых в изготовлении соединений, содержащих свинец, позволяли ощутимо повысить октановое число топлива. В свою очередь, такой бензин не детонировал в моторах с увеличенной степенью сжатия, позволял им развивать более высокую мощность. В Италии фирма «Ланча» произвела в 1922 году сенсацию, начав выпуск модели «Лямбда» с несущим или, как тогда их называли, безрамным кузовом. Такая конструкция была легче и менее металлоемкой, чем кузов с лонжеронной рамой. В 1930-е гг. многие заводы («Ситроен», «Опель (см. ОПЕЛЬ)» и другие последовали примеру «Ланча». Наконец, в Германии, стране без собственных месторождений нефти, заводы МАН и «Бенц» освоили в 1923 выпуск первых серийных грузовиков с дизелями, более экономичными, чем моторы, работающие на бензине. Франция тоже вела эксперименты с дизелями, но также оснащала автомобили газогенераторами, поскольку страна могла рассчитывать на поставки нефти только из своих африканских колоний. На рубеже 1920—30-х гг. автомобилизация в Европе шла на подъем. На этой волне родились новые конструкторские решения, которые обещали полностью изменить облик автомобиля. Французский инженер Ж. Грегуар в 1926 году начал теоретические исследования шарниров равных угловых скоростей. Их называли синхронными шарнирами. К началу 1930-х гг. относится всплеск конструкций с передними ведущими колесами: «Ситроен» во Франции, ДКВ, «Адлер» и «Ауди (см. АУДИ)» в Германии, «Корд» в США. Большой интерес конструкторы стали проявлять к машинам с независимой подвеской передних колес: «Ситроен» и «Берлие» во Франции, «Мерседес-Бенц» и БМВ (см. БМВ) в Германии, «Альвис»» в Англии, «Студебекер (см. СТУДЕБЕКЕР)» в США. Благодаря ее применению удалось выдвинуть передний торец двигателя вперед, за центры передних колес и, как следствие, сдвинуть весь салон вперед, в более комфортабельную зону. В свою очередь независимая подвеска вызвала к жизни теоретические исследования управляемости и устойчивости автомобилей. Ими с успехом в середине тридцатых годов занимался в Америке инженер М. Оллей. Американские фирмы постарались внести свой вклад в эволюцию автомобиля. Завод «Кадиллак (см. КАДИЛЛАК)» с 1928 стал выпускать модели с синхронизаторами в коробках передач. Этот же завод в 1930 г. внедрил гидравлические толкатели клапанов, а «Студебекер» с 1929 г. первенствовал в применении вакуумного автомата опережения зажигания. Европейские же компании выступили с торсионной (см. ТОРСИОН) подвеской колес («Ситроен», 1934)., обтекаемыми кузовами на заднемоторных машинах («Татра», 1935), полуавтоматическими преселективными коробками передач («Майбах», 1929, «Делаж», 1934), гидромуфтами («Дэймлер» 1931). Автомобиль в период Второй мировой войны Гидромеханические автоматические коробки передач ведут свое происхождение с 1940 г., когда они появились на американских серийных моделях «Дженерал Моторс (см. ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС)», в частности, «Понтиак» и «Олдсмобиль». Американцы в этот период на более дешевых моделях стали устанавливать рычаги переключения передач на рулевой колонке, а завод «Паккард» первым в мире с 1939 взялся комплектовать свои дорогие модели кондиционерами. Как США, так и Германия в 1936—39 гг. заботливо создавали армейские внедорожные автомобили. Немецкие штабные машины трех унифицированных типов имели независимую подвеску всех колес, колесную формулу 4х4, блокируемые дифференциалы, четыре управляемых колеса. В противовес немецкой конструкторской школе американская создала простейшие по конструкции джипы (см. ДЖИП) с зависимой рессорной подвеской колес. По требованиям военного департамента США американские заводы «Студебекер», «Шевроле (см. ШЕВРОЛЕ)», «Интернейшнл», РИО развернули в 1942 широкомасштабный выпуск трехосных полноприводных грузовиков грузоподъемностью 2,5 тонны. Их конструкция для многих фирм стала образцом для подражания. Но, наверное, самой интересной конструкцией стал плавающий полноприводный грузовик — амфибия «GMC-DUKV» 1944 года. На нем впервые в мире появилась система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Германия в преддверии предстоящей войны делала упор на освоение выпуска дизельных грузовиков повышенной проходимости и дизельных легковых моделей («Мерседес-Бенц», 1936). Нельзя обойти вниманием и английский бронеавтомобиль АЕК (1942), первую в мире серийную машину такого типа с дизельным двигателем. Послевоенный период. «Народные автомобили» и новые концепции Большинство стран, принимавших участие во второй мировой войне, в годы боевых действий либо полностью свернули производство легковых машин, либо свели его к минимуму. Первые послевоенные годы отмечены также рационированием бензина и нехваткой тонкого стального листа для штамповки деталей кузова. Голод на новые автомобили промышленность взялась удовлетворять недорогими машинами, преимущественно малолитражными («Ситроен (см. СИТРОЕН Андре)», ФИАТ (см. ФИАТ), «Фольксваген (см. ФОЛЬКСВАГЕН)», «Майко», «Остин (см. ОСТИН Герберт)», «Стандард», «Изетта»). Эти автомобили представляли собой своего рода «сиюминутное» решение проблемы. Но ведущие фирмы, предвидя тенденции развития на десятки лет вперед, выступили в 1950-е гг. с кардинально новыми конструкциями. Они в значительной мере определили дальнейшую эволюцию автомобильной техники. Компания «Даймлер-Бенц» в 1951 г. запатентовала концепцию безопасного автомобиля, которая в 1960-е гг. нашла лавинообразное применение на многих серийных моделях. В том же году английская фирма «Ягуар (см. ЯГУАР (компания))» выступила инициатором комплектации серийных легковых автомобилей дисковыми тормозами. Другая английская фирма, «Ровер (см. РОВЕР)», впервые в мире весной 1950 г. провела испытания опытной модели «Т1», оборудованной газовой турбиной. Ее примеру последовали заводы ФИАТ (Италия), «Гочкисс» и «Рено (см. РЕНО)» во Франции, ГАЗ в СССР. Но их машины, как и «Ровер», пока остались в зародыше, ожидая, когда сложатся благоприятные «климатические» условия, когда эти ростки смогут принести практический урожай. В автопроме США за первое послевоенное десятилетие свершились две технические революции, последствия которых очень быстро получили распространение во всем мире. Так, фирма «Шевроле» с 1953 года начала выпуск пластмассовых (стеклоткань плюс эпоксидная смола) кузовов для спортивных машин. А другая американская компания, шинная компания «Гудрич» (ныне «Гудьир»), в 1948 году освоила производство бескамерных шин. В Европе тоже состоялась шинная революция. Компания «Мишлен» (Франция) разработала конструкцию и технологию шин радиального типа, оградила их соответствующими патентами и в 1953 году выполнила и четвертое условие приоритета — организовала массовое производство таких покрышек. В силу радиального расположения нитей корда в них уменьшились внутренние потери, а оборудованные ими автомобили расходовали меньше топлива. Появление на рынке радиальных экономичных шин оказалось как нельзя кстати — в Европе ощущалась нехватка топлива, вызванная Суэцким кризисом 1956 (см. СУЭЦКИЙ КРИЗИС). Автомобиль периода всеобщего процветания Запатентованные (патент ДБП 854157) компанией «Даймлер-Бенц» конструкции для повышения безопасности автомобилей при авариях прошли в 1959 году многочисленные испытания на лобовой удар. Накопленный опыт позволил в 1965 году претворить в жизнь концепцию безопасного автомобиля в серийной модели «В111» компании «Даймлер-Бенц». Этот шаг не только отвечал четвертому условию приоритета, но и знаменовал появление новой тенденции в автомобильной технике. Другое важное новшество компании «Даймлер-Бенц», внедренное в эти годы — система непосредственного впрыска топлива. Машины с двигателями, имевшими такую систему питания, стали серийно выпускаться компанией в 1954 году. Подача топлива регулировалась механическими устройствами и не была полностью совершенной. Широкое распространение она получила 45 лет спустя, когда для управления впрыском были использованы электронные приборы. Этот пример — яркое свидетельство того, как технический прогресс в одной из областей техники (в данном случае электроники) помогает дать новую жизнь передовым идеям в другой области. Аналогичный случай произошел с развитием конструкции автомобильных фар. Многолетние исследования электрических фирм «Сибье» во Франции и «Филипс» в Голландии помогли создать очень мощный «галогенный» (с использованием паров элементов галогенной группы) источников света. Основанные на них автомобильные фары с мощным световым потоком с 1964 года получили распространение сначала как товары афтермаркета, а затем и как серийное оборудование. Не менее важными в эволюции автомобиля были гидропневматическая подвеска колес («Ситроен», 1956), клиноременный бесступенчатый вариатор в трансмиссии (ДАФ, 1958 г.), роторно-поршневой двигатель на серийном автомобиле (НСУ), узлы шасси, не требующие обслуживания в течение всего срока эксплуатации автомобиля («Кадиллак» и «Крайслер», 1966). Наделавшая много шума в 1965 книга американского юриста Р. Нейдера «Опасен на любой скорости» приковала внимание как общественности, так и специалистов к проблеме безопасности. Логический итог этой публикации — в 1966 году ремни безопасности стали обязательным оборудованием для всех американских легковых машин. За ремнями последовали травмобезопасные рулевые колонки, раздельный привод тормозов, подголовники сидений. Шестидесятые годы отмечены невиданным размахом выпуска переднеприводных автомобилей. Компоновочные решения с силовым агрегатом, расположенным поперек кузова («Моррис Мини», 1959, «Аутобьянки» 1964) стали копироваться многими фирмами. Постепенно большинство французских, итальянских, немецких, японских и американских моделей стали переднеприводными. Подлинный переворот в автомобильной технике в середине 1960-х — начале 1970-х гг. произошел под растущим влиянием электроники. Немецкая электротехническая компания «Бош» в 1967 году начала методично внедрять на серийных моделях разных фирм созданную ею систему «Джетроник» электронного управления впрыском топлива. На автомобилях «Мерседес-Бенц» в 1970 году появилась АБС (антиблокировочная система) в приводе тормозов. Ею автоматически управлял микропроцессор. На американских машинах «Олдсмобиль» («Дженерал Моторс») в 1976 г. нашла применение микропроцессорная система зажигания. Производство автомобилей в 1960-х гг. пережило (прежде всего, в США и Японии) основательную перестройку. На сборочных операциях стали применяться роботы, функционирование которых без электронных систем управления просто немыслимо. Операции по подаче на конвейер нужного ассортимента комплектующих изделий, сварка и окраска кузовов тоже встали под электронный контроль. Борьба за экологически чистые (точнее — существенно менее грязные) автомобили в начале 70-х годов резко активизировалась. Прежде всего в США, где парк легковых автомобилей превысил сто миллионов, а ежегодное производство приближалось к 10 миллионам. Уже в 1973 году в США и Японии получили законные основания очень жесткие нормы на предельные уровни количества вредных примесей в отработавших газах: окислов азота и углерода, углеводородов. Как следствие, заводы вынуждены были ставить на выпускаемые ими автомобили каталитические нейтрализаторы отработавших газов, системы впрыска с электронным контролем, системы питания обедненной горючей смесью и другие новшества. В области повышения безопасности в 1990-е гг. развернулось применение надувных подушек разных типов, инерционных ремней, складывающихся педальных мостиков, деформируемых структур несущего кузова. В 1980 Япония обогнала США по производству легковых автомобилей. Ее фирмы уже давно перестали копировать иностранные конструкции. Они сами начали в широких масштабах находить новые технические решения, внедрять их на серийных моделях. Филиалы японских фирм успешно развернули производство своих моделей на таких форпостах автомобилизации, как США и Англия. В Америке по данным за 2000 год 28% легковых машин изготавливаются на местных дочерних заводах японских фирм. Эта доля в Англии еще выше — 51%. Нашествие японской техники стало особенно заметно в последнее десятилетие. В 1982 фирма «Исудзу» обнародовала данные об экспериментах с двигателем, работающим по адиабатическому процессу. Эти работы она вела совместно с «Киото Серамикс», которая изготовила важнейшие детали двигателя из керамики. Фирма «Мицубиси» первой в мире освоила выпуск дизелей для легковых автомобилей с непосредственным впрыском топлива, управляемым микропроцессором. А в 1996 она вышла на рынок (правда сначала только на внутренний) с моделью «ФТО», у которой автоматическая коробка передач являлась двухрежимной, в ручном режиме переключения запоминала манеру управления ею водителя и повторяла ее, работая в автоматическом режиме. Но важнейшее достижение японской автомобильной промышленности последних лет, которое, безусловно, войдет в историю, это автомобиль «Тойота Приус» с гибридной силовой установкой. Машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания и электромотором, которые в определенных условиях движения помогали бы один другому или работали по отдельности, было построено множество. Все они являлись опытными образцами. А модель «Приус» впервые в мире выпускается с 1998 серийно и поступает в продажу. Обогащенные многолетним опытом и традициями, европейские фирмы старались не отступать под напором японского автомобилестроения. Именно из Европы пришли турбонаддув, изменяемые на ходу фазы газораспределения, противобуксовочные системы с электронным управлением, алюминиевые несущие корпуса, вариаторы с многозвенчатым металлическим ремнем, полноприводные дорожные модели. Оценивая эволюцию автомобильной техники за последнее десятилетие (вплоть до 2000 года) необходимо отметить, что интенсивность появления новых конструкций узлов и систем возросла по сравнению с 1900 годом на несколько порядков. Фактически на любой запрос рынка ведущие компании уже имеют не только готовые концепции, но и готовые конкретные конструкции. Для того, чтобы представить себе масштабы работы мировой автомобильной индустрии, достаточно сказать, что только заводы, выпускающие легковые автомобили, действуют в 37 странах. Они производят в год (данные 2000) 42 миллиона машин 122 разных марок, а общий парк легковых автомобилей на планете насчитывает 529 миллионов единиц. Таков путь, пройденный с 1886 года от первого бензинового безлошадного экипажа Карла Бенца.

    dic.academic.ru

    Классификация автомобилей - это... Что такое Классификация автомобилей?

    По назначению

    Грузовые

    • По грузоподъёмности
      • Особо малой грузоподъёмности — до 1 тонны
      • Малой грузоподъёмности — 1-2 тонны
      • Средней грузоподъёмности — 2-5 тонны
      • Большой грузоподъёмности — свыше 5 тонн
      • Особо большой грузоподъёмности — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями
    • По виду перевозимого груза
    • По типу кузова

    Пассажирские

    Автобусы (вместимость свыше 8 человек)
    • По габаритной длине
      • Особо малый (до 5м)
      • Малый (6 м — 7,5м)
      • Средний (8 м — 9,5м)
      • Большой (10,5 м — 12,0м)
      • Особо большой (14,5 м и более)
    • По назначению
      • Городские
      • Внутригородские
      • Пригородные
      • Местного сообщения (для сельских перевозок)
      • Междугородные
      • Туристические.
    Легковые (вместимость до 8 человек)
    • По размеру [источник не указан 672 дня]
      • A-класс: малогабаритные городские автомобили. Типичные представители: Smart, Toyota iQ, Ford Ka, Hyundai i10, Renault Twingo, Chevrolet Spark, ЗАЗ, (Запорожец).
      • B-класс: малогабаритные автомобили особо малого класса, большинство из которых имеет кузов хетчбэк (3 или 5 дверей) и передний привод. Типичные представители: Chevrolet Aveo, Opel Corsa, Fiat Punto, Toyota Yaris, Kia Rio, Seat Ibiza, Hyundai Solaris
      • C-класс: средний класс (или Гольф-класс), большинство из которых имеет кузов хетчбэк (3 или 5 дверей). Типичные представители: Toyota Corolla, BMW 1, Renault 19, Toyota Auris, Volkswagen Golf, Seat Leon,Renault Megane, Opel Astra, Audi A3, KIA Ceed, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Hyundai Elantra.
      • D-класс: средний класс. Типичные представители: Audi A4, BMW 3, Opel Vectra C, Mercedes-Benz C-класс, Toyota Avensis, Suzuki Kizashi, Mitsubishi Galant, Hyundai Sonata YF, Volkswagen Passat, Ford Mondeo.
      • E-класс: высший средний класс. Типичные представители: Audi A6, BMW 5, Mercedes-Benz E-класс, Toyota Avalon, Hyundai Genesis, Infiniti M, Lexus GS, Ford Scorpio, ГАЗ-31105.
      • F-класс: представительский класс. Типичные представители: Audi A8, BMW 7, Hyundai Equus, Mercedes-Benz S-класс, Jaguar XJ, Lexus LS, ЗИЛ-41047.
    • По типу кузова
    • По рабочему объёму цилиндров двигателя
      • Особо малый — до 1,2л
      • Малый — от 1,2л до 1,8л
      • Средний — от 1,8л до 3,5л
      • Большой — свыше 3,5л
      • Высший — не регламентируется

    Грузопассажирские

    • На базе легковых
    • На базе грузовых

    Специальные

    • Уборочные автомобили

    По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях

    • Дорожный (обычной проходимости) — предназначенный для работы по дорогам общей сети
    • Повышенной проходимости — для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.
    • Вездеходы

    По общему числу колёс и числу ведущих колёс

    Условно обозначают формулой, где первая цифра — число колёс автомобиля, а вторая — число ведущих колёс, при этом каждое из сдвоенных ведущих колёс считается за одно колесо.

    • 4х2 — двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130)
    • 4х4 — двухосный автомобиль с обеими ведущими осями
    • 6х6 — трёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131)
    • 6х4 — трёхосный автомобиль с двумя ведущими осями (КАМАЗ 5320)
    • 2-x осные
    • 3-x осные
    • 4-x осные
    • 6-и осные

    По составу

    По типу двигателя

    • по способу преобразования тепловой энергии в механическую(внутреннего сгорания, с внешним подводом теплоты)
    • по способу осуществления рабочего цикла (четырёхтактные с наддувом и без наддува, двухтактные с наддувом и без наддува)
    • по способу воспламенения рабочей смеси(С искровым зажиганием, с воспламенением от сжатия, с воспламенением газового топлива от небольшой дозы дизельного топлива воспламеняющегося от сжатия, с форкамерно-факельным зажиганием)
    • По роду используемого топлива(лёгкие жидкие топлива нефтяного происхождения (бензин, керосин), тяжёлые жидкие топлива нефтяного происхождения (мазут, соляровое масло, дизельное топливо), газовое топливо (природный газ, сжиженный газ нефтяного происхождения, биогаз), альтернативные топлива (спирты, водород, органические масла))
    • по конструкции (поршневые тронковые, поршневые крейцкопфные, поршневые траверсные, поршневые барабанные, поршневые бесшатунные, роторно-поршневые, газотурбинные и др.)
    • по способу регулирования в зависимости от нагрузки (с количественным регулированием, с качественным регулированием, со смешанным регулированием)
    • по способу охлаждения (жидкостного и воздушного охлаждения)
    • Электродвигатели
    • Газотурбинные двигатели
    • Силовые агрегаты со свободно-поршневым генератором газа

    По принадлежности

    • Гражданские
      • Личный автомобиль
      • Государственный автомобиль
      • Коммерческий автомобиль
    • Военные

    По типу шасси

    • Колёсные
    • Гусеничные
    • Смешанное или комбинированное

    По параметрам пробега

    • Новые автомобили
    • Автомобили с пробегом

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    dic.academic.ru

    Возникновение автомобиля

    Из греческого «аутос» — «сам» и латинского «мобилис» — «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «автомобильный». Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило как бы дополнением, «продолжением», «усовершенствованием» человека.

    Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, располагать большей силой, быстротой, оставить за собой лишь управление работой владело мечтами людей. Они создавали сказания о коврах-самолетах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих человека за тридевять земель мановением жезла. Что касается не сказочных, а реальных транспортных средств (а именно о них и пойдет речь), то роль их двигателя сначала выполняли сами люди (катить легче, чем волочить или нести на себе), потом приспособили животных — волов, оленей, собак, больше всего лошадей. Применение силы домашних животных внесло особый штрих в идею транспорта: живое существо требовало ухода, заботы, вызывало привязанность человека. «Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский) распространилось и на неживую, техническую часть транспортного средства — повозку. Примечательно в связи с этим, что и конным, и — впоследствии — механическим экипажам присваивали собственные имена, восхваляющие их скорость, надежность и другие ходовые качества. Таковы знаменитые английские дилижансы «Борзая», «Никому не доверяющая», «Лебедь», «Орел», таковы французские паровые повозки «Послушная» и «Быстрая» или электрическая «Всегда недовольная» (т. е. стремящаяся к большей скорости).

    Появление многоместных конных повозок — омнибусов, дилижансов — внесло еще один штрих: возницу уподобляли капитану судна, весьма распространенного в старину, хотя и не сухопутного, средства транспорта. Обозначилась разница в отношении человека к конному транспорту личного пользования и выполняющему общественные или производственные функции.

    Что такое автомобиль?

    В эпоху Возрождения были созданы и такие повозки, у которых живая движущая сила находилась на них самих, а передавали ее колесам и умножали рычаги и шестерни. В XVIII веке попробовали заменить в транспорте живую силу силой пара и применили к безрельсовым повозкам термин «автомобиль». Но ведь и паровоз самодвижущийся? Тут очень существенная тонкость. В словечко «ауто» («сам») человек вкладывал еще один смысл, относящийся и к машине, и к нему самому: сам выбираю маршрут и скорость; сам пускаюсь в путь и останавливаюсь, когда хочу и где считаю нужным; сам добираюсь до пункта назначения, не прибегая к другим средствам передвижения или ходьбе. Именно это и отличает автомобиль, особенно личного пользования, от других видов транспорта. Эту идею независимости вынашивали изобретатели автомобиля. С таким кредо автомобиль увидел свет в 1885 году.

    Надо сказать, что существовавшие до этого паровые повозки если и относят к «автомобилям», то лишь в соответствии с энциклопедическими определениями, звучащими так: «Экипаж для передвижения по обычным дорогам, приводимый в действие находящимся на нем двигателем» или «Машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам, приводится в движение установленным на ее раме двигателем внутреннего сгорания (обычно бензиновым, нефтяным или газовым), реже паровым или электрическим двигателем…» В последнем определении не все точно, многое уже устарело (скажем, «установленный на раме двигатель»; на электромобиле он может находиться и в колесе, да и рама не обязательна, на многих автомобилях ее давно заменил кузов), но ни одно из определений не распространялось на тип и конструкцию двигателя. Не все ли равно какой двигатель?

    Лишь бы самодвижущийся экипаж соответствовал своему назначению.

    Возникновение автомобиля

    Почему же счет столетия автомобиля ведут от первых «бензиномобилей» с двигателем внутреннего сгорания, изобретенных и построенных в 1885— 1886 годах? Как бы забывают о паровых и аккумуляторных (электрических) экипажах (были и такие). Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания произвел подлинный переворот в транспортной технике. В течение длительного времени он оказался наиболее отвечающим идее автомобиля и потому надолго сохранил свое главенствующее положение.

    Автомобилестроение СССР

    Доля автомобилей с двигателями внутреннего сгорания составляет на сегодня более 99,9 процента полумиллиардного мирового автомобильного парка. Автомобильное «население» Земли увеличилось в XX веке в 10 тыс. раз, а людское — лишь втрое, за последнюю треть века (когда в ряде стран один автомобиль приходится уже на 2—5 жителей) соответственно в 6 раз и вдвое. Трудно представить себе отрасль народного хозяйства или вид деятельности человека, в которых не использовался бы автомобиль. Автомобили — самая мощная энергетическая база человечества: суммарная мощность их двигателей достигает 20—25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими ежегодно энергия — примерно 30 тыс. млрд. кВт-ч. Мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин.

    Наша страна вступила на путь автомобилизации только после Великой Октябрьской революции. Наверстывая это опоздание, советские люди сумели за полвека увеличить число автомобилей, приходящихся в СССР на душу населения, более чем в 500 раз. Пассажирооборот только общественного транспорта возрос за последние 40 лет в 100 раз (тогда как на железнодорожном и водном транспорте — в 2—3 раза). В объеме всех грузовых перевозок в стране автомобильные перевозки составляют более 80%. В автомобилестроении и на автотранспорте занято около одной десятой части всех трудящихся; водитель автомобиля сейчас — одна из самых распространенных профессий. Если учесть, что металлургия, нефтяная и некоторые другие отрасли промышленности в какой-то мере работают «на автомобиль», то эта доля еще возрастает.

    Только ли пользу несет автомобиль?

    Однако автомобилизация несет людям не только пользу. Юбилейная дата автомобиля пришлась на сложные условия. Массовость его применения вызвала угрозу истощения ресурсов нефти, загрязнение атмосферы городов, многочисленны случаи дорожно-транспортных происшествий. Не слишком ли дорого обходятся человечеству автомобили? Не изжили ли они сами себя, не пора ли им уступить место более безопасным средствам транспорта? Для ответа на эти и другие подобные вопросы требуется обстоятельный анализ.

    Важнейшее условие дальнейшего существования и развития автомобиля — это верность всех участников его создания и использования — конструкторов, эксплуатационников, экономистов — его идее, точное определение направлений его развития в меняющихся условиях. Для этого необходимо обращение к прошлому, чтобы найти в нем ключ к пониманию позднейших событий и явлений, к задачам, которые предстоит решить.

    Идея автомобиля, сохраняя свое главное значение, постепенно конкретизируется, оттачивается, обогащается вместе с совершенствованием средств транспорта, приспособляется к социальным и материальным условиям, к расширению сферы применения автомобиля.

    Нужно различать два важных момента. Первый: автомобиль — транспортная машина, к нему применимы все положения, относящиеся к транспорту вообще, и его идея лишь в деталях отличается от идеи любого транспортного средства. Второй момент: легковые автомобили, скажем точнее, личные автомобили — это предметы длительного пользования, с ними связаны не только повседневные практические дела владельца, но и его уровень благосостояния, личные интересы, склонности, моральные качества, темперамент и многое другое. Из-за отмеченных двух моментов во многих исследованиях интенсивное развитие автомобиля в нашем веке названо феноменом. В этом идея автомобиля схожа с исторически сложившимся представлением о личном экипаже. Напомню, что личных автомобилей во всех странах втрое—впятеро больше, чем всех прочих, и примерно втрое больше, чем это необходимо для обеспечения реальной потребности в транспорте.

    Источник: Ю A. Долматовский «Автомобиль за 100 лет»

    www.thingshistory.com

    авто… - это... Что такое авто…?

  • авто́л — автол …   Русское словесное ударение

  • авто — автомобиль, (авто)машина, мотор Словарь русских синонимов. авто см. автомобиль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ...авто... — авто... автомоб. автомобильный авто автомоб. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. авт. ...авто... автомобиль автомобильный авто авт …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • авто... — АВТО... 1. АВТО... [от франц. automobile автомобиль]. Первая часть сложных слов. 1. Обозначает отнесённость, связь чего л. с автомобилем; автомобильный. Автобензин, автобензовоз, автобизнес, автодеталь, автодорога, автокосметика, автопокрышка,… …   Энциклопедический словарь

  • авто — сущ., с., употр. сравн. часто В разговорной речи словом авто называют легковой автомобиль, если он старинной марки или дорогой, новый. Шикарное авто. | Людмила купила себе новое авто. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • авто... — авто... [автомобильный] часть слова, употр. нечасто В начале сложных слов авто может заменять слово автомобильный и означает связь чего либо с автомобилем. Автобизнес, автопокрышка, автомагистраль, автосервис. [автоматический] часть слова, употр …   Толковый словарь Дмитриева

  • авто... — авто... Первая часть сложных слов со знач.: 1) автоматический, напр. автосцепка, авторезка, автокормушка, автоответчик; 2) самодвижущийся, напр. автоплуг, автодрезина. II. АВТО... Первая часть сложных слов со относящийся к автомобилям,… …   Толковый словарь Ожегова

  • АВТО — АВТО, нескл., ср. (разг.). Автомобиль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • авто — АВТО, нескл., ср. (разг.). Автомобиль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • авто — АВТО, нескл., ср. (разг.). Автомобиль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • авто — АВТО, нескл., ср. (разг.). Автомобиль. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru