Вероятный противник: военные автомобили Соединенных Штатов. Автомобиль военный


Военные автомобили

Военные автомобили

В отличие от бронетехники, военные автомобили и машины инженерного обеспечения изначально проектировались под «приземленные» задачи. Однако не стоит забывать о том, что «приземленные» задачи, решаемые военными автомобилями, могут отличаться от общепринятого представления о применении транспортных средств. История военного транспорта полна уникальными проектами, не уступающими в оригинальности проектам необычной бронетехники.

Например, машина Sd.Kfz. 302 Goliath B-III– один из первых образцов транспорта без водителя.

Голиаф

Голиаф

Этот уникальный автомобильчик на гусеничном ходу выпускался с 1942 года. В качестве силового агрегата использовался электромотор, что уже удивительно для того времени. Два двигателя концерна «Bosch» разгоняли Goliath до скорости 10 км/час. Управляющие команды от оператора поступали по кабелю. Запас хода этого 300-т килограммового устройства составлял 1,5 километра. Основным назначением Goliath B-III являлся дистанционный подрыв минных полей, ДОТов и сооружений противника. Необходимо заметить, что немецкие конструкторы не остановились на этой модели и развили идею транспорта без водителя в следующем проекте - Sd.Kfz. 301 B-IV Ausf – первом радиоуправляемом автомобиле.

B-IV Ausf

B-IV Ausf

В качестве двигателя использовался шестицилиндровый агрегат «Borward» 6B, разгонявший четырехтонную машину до 40 км/час. Запас хода B-IV Ausf превышал 200 километров, а дистанционное управление осуществлялось всего одним оператором. Предназначение B-IV Ausf аналогично задачам Goliath B-III – дистанционный подрыв и разведка.

Еще одним необычным проектом немецкого ВПК является Kugelpanzer – шарообразная, бронированная машина для разведки и наблюдения

KugelpanzerKugelpanzer

Kugelpanzer

В качестве двигателя использовался одноцилиндровый агрегат, мощностью 25 «лошадок». Мотоциклетный «движок» разгонял Kugelpanzer всего до 8 км/час, поэтому запуск в серию этого бронированного, трехколесного мотоцикла так и не состоялся.

Среди отечественных проектов необычных автомобилей военного времени необходимо отметить оригинальную идею грузовика-снегохода, конструируемого на базе автомобиля ГАЗ-АА. Хотя проект ГАЗ-СХ остался исключительно виртуальным, его идеи были реализованы в постройке бронированного снегохода БА-64-З.

БА-64БА-64

БА-64

В качестве гусеничной системы использовалось решение русского конструктора Неждановского. Передняя колесная пара уступила место лыжным опорам. Начало работ над проектами ГАЗ-СХ и БА-64-З относится к 1943 году, однако уже в 1944 году от создания подобных конструкций отказались. Основной причиной этого решения стала низкая управляемость подобных аппаратов и плохая проходимость.

Неудачи со снегоходами компенсировались в другой области автомобилестроения – создании машин-амфибий. Среди оригинальных проектов амфибий уже послевоенного времени можно отметить изделие Луцкого автомобильного завода – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.

ЛуАЗ-967

ЛуАЗ-967

Этот малогабаритный вездеход-амфибия предназначался для транспортировки раненых и разведки на передовых позициях. Интересна компоновка места водителя – центральное расположение рулевого узла и угол наклона рулевой колонки позволяли управлять автомобилем ЛуАЗ-967 даже лежа. Вездеход двигался с весьма резвой скоростью – до 90 км/час по земле и до 3 км/час по воде. Масса ЛуАЗ-967 не превышала 1 тонны, что позволяло транспортировать этот внедорожник на дальние расстояния при помощи авиации.

Еще одной удачной амфибией советских конструкторов можно считать ГАЗ-46. Этот водоплавающий внедорожник строился из узлов другого «проходимца» - ГАЗ-69.

ГАЗ-46

ГАЗ-46

По своим формам ГАЗ-46 напоминал обычную лодку, к которой волей конструкторов прикрепили колеса. Несмотря на нелепый вид, ГАЗ-46 имел завидные ходовые характеристики – 9 км/час при форсировании водных преград и 90 км/час при движении по суше. Запас хода – 500 км. Впечатляющую скорость движения по воде обеспечивал гребной винт, а хорошую управляемость – водяной руль.

Но ни ЛуАЗ-967 и не ГАЗ-46 не могут сравниться с оригинальным изделием ЗИЛ – многоцелевой спасательной машиной ПЭУ-1, предназначавшейся для поиска и эвакуации приземлившихся космических аппаратов.

ПЭУ-1

ПЭУ-1

Этот автомобиль имел сразу шесть ведущих колес. В кабине водителя устанавливалось самое передовое навигационное оборудование. Конструкционным материалом герметичного корпуса ПЭУ-1 был стеклопластик. В грузовом отсеке спасательного автомобиля находились лебедка и кран (грузоподъемность – 3 тонны). Запас хода ПЭУ-1 первоначально равнялся 500 километров, но после модификации топливного бака и двигателя был увеличен до 700 км.

Среди редких автомобилей советского времени необходимо отметить проект грузового авто повышенной проходимости - НАМИ-020 – прототип всего семейства грузовиков «Урал».

НАМИ-020

НАМИ-020

Этот автомобиль не отличался какими-то особыми формами кузова. Основные преимущества проекта НАМИ-020 скрывались внутри. Только представьте себе отечественный грузовик 1955 года, который оснащался системой блокировки межосевого дифференциала, КП с синхронизаторами, централизованной системой контроля давления в шинах, гидроусилителем руля, системой предварительного прогрева мотора на старте и прочими «фишками» современных авто.

БМ-21 РСЗО 9К51 Град

БМ-21 РСЗО 9К51 Град

Специалисты Научно-автомоторного института (НАМИ) потрудились на славу, серийное производство этот проект попал только в 60-х годах. Именно НАМИ-020 стал прототипом для серий Урал-375 и Урал-377, а потом и пусковой установки БМ-21 РСЗО 9К51 Град. Подобная удача сопутствует редким изделиям и отечественного, и мирового автопрома.

Но, несмотря на удачи и неудачи в деле строительства снегоходов, амфибий и грузовиков, наибольший успех сопутствовал советским конструкторам военных автомобилей в деле создания многоосных тягачей, предназначавшихся для транспортировки баллистических ракет. Подобные проекты до сих пор не имеют аналогов в мировой практике автомобилестроения. Одним из первых «монстров» отечественного автомобилестроения стал МАЗ-529 – десятиметровый одноосный тягач с грузоподъемностью в 15 тонн.

МАЗ-529

МАЗ-529

Дата выпуска первого серийного образца – 1956 год. Использовался и в ракетных войсках, и для инженерно-тылового обеспечения. Опыт конструирования МАЗ-529 помог в создании следующего гиганта – четырехосного МАЗ-535. Этот тягач транспортировал на полуприцепах грузы массой до 65 тонн (модификация МАЗ-537).

МАЗ-537

МАЗ-537

В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый агрегат, мощностью в 525 «лошадок», разгонявший 18-тонную машину до 60 км/час. Неплохие характеристики для 1960 года. Следующим шагом в деле конструирования тягачей для пусковых установок стал МАЗ-543.

МАЗ-543

МАЗ-543

Именно этот тягач получает особую водительскую кабину, изготовленную из прообраза будущего карбона – полиэфирной смолы, скрепляющей нити стеклоткани. Низкий удельный вес кабины позволяет перераспределить центр тяжести МАЗ-543 и гарантирует особые условия для операторов пусковой установки (термо и звукоизоляцию). С технической стороны МАЗ-543 представляет собой клон 537 модели.

В 1966 году в серии тягачей МАЗ выходит принципиально новая машина – основа ракетного комплекса РТ-21 Темп-2С. В качестве шасси этой пусковой установки используется МАЗ-547 – многоосный тягач (6 колесных пар), транспортирующий 82 тонны смертоносного груза на любую пусковую площадку страны.

МАЗ-547

МАЗ-547

В конструкции 547 модели использовался опыт МАЗ543 (неметаллическая кабина и компоновка двигателя в корпусе) и МАЗ537 (ходовая часть и система амортизаторов). Десять из двенадцати колес МАЗ547 были ведущими, а первые три колесных пары еще и управлялись. Впоследствии из этой модели «выросли» и шасси для ракетного комплекса «Тополь», и МоАЗ-7915 – аэродромный тягач, буксирующий грузы свыше 250 тонн.

МоАЗ-7915

МоАЗ-7915

МоАЗ-7915, тягач длинной более 14 метров и грузоподъемностью 275 тонн.

Тополь – М

Тополь – М

Комплекс «Тополь – М». Длина – 22 метра. Количество колесных пар – 8 штук. Управляемыми из них являются только первые 6 пар, что позволяет развернуть автомобиль на круге с диаметром в 16 метров.

Подобные «монстры» советского автомобилестроения, сочетавшие в себе и высокую проходимость, и надежность в эксплуатации, и солидную грузоподъемность, не встречаются среди продукции ни европейских, ни американских автопроизводителей.

unusauto.ru

25 самых крутых военных машин со времён Второй мировой до наших дней

Самая крутая военная техника.

Военную технику большинство людей видит на парадах или в телерепортажах. Как правило, это транспортные средства высокой проходимости с формированными двигателями. В нашем обзоре 25 самых "крутых" военных машин, прокатиться на которых уж точно не отказались бы любители экстрима, да и просто любители техники.

1. Desert Patrol Vehicle

 

Высокоскоростной багги Desert Patrol Vehicle.

Desert Patrol Vehicle - высокоскоростной легкобронированный багги, который может развивать максимальную скорость почти в 100 км / ч. Его впервые применили во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а затем массово использовали во время операции "Буря в пустыне".

2. Warrior

 

Warrior - боевая машина пехоты.

Warrior - британская 25-тонная боевая машина пехоты. Более 250 БМП модели FV510 были модифицированы для войны в пустыне и проданы кувейтской армии.

3. Volkswagen Schwimmwagen

 

Плавающи автомобиль Volkswagen Schwimmwagen.

Schwimmwagen, что переводится как "Плавающий автомобиль", представляет собой амфибию-внедорожник с приводом на четыре колеса, который широко использовался вермахтом и войсками СС во время Второй мировой войны.

4. Willys MB

 

Внедорожник Willys MB.

Изготавливаемый с 1941 по 1945 годы, Willys MB - небольшой внедорожник, который стал одним из символов техники Второй мировой войны. Этот легендарный автомобиль, который мог развивать максимальную скорость в 105 км / ч и проехать на одной заправке почти 500 км, использовался в ряде стран во время Второй мировой войны, в том числе в США, Великобритании, Франции и Советском Союзе.

5. Tatra 813

 

Грузовик Tatra 813.

Тяжелый армейский грузовик с мощным движком V12 выпускался в бывшей Чехословакии с 1967 по 1982 года. Его преемник, Tatra 815, используется во всем мире и поныне, как в военных, так и в гражданских целях.

6. Ferret

 

Боевая бронированная машина Ferret.

Ferret - боевая бронированная машина, которая была спроектирована и построена в Великобритании в разведывательных целях. Более 4400 экземпляров Ferret, оснащенных двигателями Rolls-Royce, были выпущены с 1952 по 1971 год. Этот автомобиль до сих пор используется во многих азиатских и африканских странах.

7. ULTRA AP

 

ULTRA AP.

В 2005 году научно-исследовательским институтом Джорджии была представлена концепция боевой машины ULTRA AP, которая может похвастаться пуленепробиваемым стеклом, новейшими технологиями легкого бронирования и отличной экономностью (машине нужно в шесть раз меньше бензина, чем Humvee).

8. TPz Fuchs

 

Бронетранспортер-амфибия TPz Fuchs.

Бронетранспортер-амфибия TPz Fuchs, который выпускается с 1979 в Германии, используется немецкой армией и армиями ряда других стран, включая Саудовскую Аравию, Нидерланды, США и Венесуэлу. Автомобиль предназначен для переброски войск, обезвреживания мин, радиологической, биологической и химической разведки, а также в качестве радиолокационной техники.

9. Combat Tactical Vehicle

 

Combat Tactical Vehicle.

Combat Tactical Vehicle, который прошел испытания Корпусом морской пехоты США, был построен Автомобильным испытательным центром Невады, чтобы стать заменой знаменитого Humvee.

10. Транспортер 9T29 Луна-М

 

Транспортер 9T29 Луна-М.

Изготовленный в СССР транспортер 9T29 Луна-М является бронированным тяжелым грузовиком для транспортировки ракет ближнего радиуса действия. Этот большой 8-колесный грузовик был широко распространен в некоторых коммунистических странах во время холодной войны.

11. Tiger II

 

Тяжёлый танк Tiger II.

Тяжелый немецкий танк Tiger II, также известный как "Королевский Тигр" был построен во время Второй мировой войны. Танк весом почти 70 тонн, обладающий бронированием во лбу 120-180 мм, использовался исключительно в составе тяжелых танковых батальонов, как правило, состоящих из 45 танков.

12. M3 Half-track

 

Бронированный автомобиль M3 Half-track.

M3 Half-track - американский бронированный автомобиль, который использовался в США, и Великобритании во время Второй мировой войны и в годы холодной войны. Автомобиль мог развить максимальную скорость в 72 км / ч, а заправки хватало на 280 км пробега.

13. Volvo TP21 Sugga

 

Volvo TP21 Sugga.

Volvo - всемирно известный автопроизводитель. Однако, лишь немногие фанаты техники знают, что под этой маркой также производились автомобили для использования в военных целях. Внедорожник Volvo Sugga TP-21, который выпускался с 1953 по 1958 годы, является одним из самых известных военных транспортных средств, которые были сделаны Volvo.

14. SdKfz 2

 

Гусеничный мотоцикл SdKfz 2.

Также известный как Kleines Kettenkraftrad HK 101 или Kettenkrad, мотоцикл на гусеницах SdKfz 2 производился и использовался нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Мотоцикл, который мог вместить водителя и двух пассажиров, развивал максимальную скорость в 70 км / ч.

15. Сверхтяжелый немецкий танк Maus

 

Сверхтяжелый немецкий танк Maus.

Сверхтяжелый немецкий танк времен Второй мировой имел огромные размеры (10,2 м в длину, 3,71 м в ширину и 3,63 м в высоту), а также весил колоссальные 188 тонн. Было построено всего два экземпляра этого танка.

16. Humvee

 

Армейский внедорожник Humvee.

Этот армейский внедорожник выпускается с 1984 года компанией AM General. Полноприводный Humvee, который был разработан, чтобы заменить Jeep, используется американскими военными, а также нашел применение во множестве других стран по всему миру.

17. Heavy Expanded Mobility Tactical Truck

 

Дизельный грузовик-внедорожник HEMTT.

HEMTT — восьмиколесный дизельный грузовик-внедорожник, который используется в американской армии. Существует также полноприводная десятиколесная версия грузовика.

18. Buffalo — автомобиль с противоминной защитой

 

uffalo — автомобиль с противоминной защитой.

Построенный компанией Force Protection Inc, Buffalo представляет из себя бронированный автомобиль, оснащенный противоминной защитой. На авто установлен 10-метровый манипулятор, которым можно управлять дистанционно.

19. M1 Abrams

 

Танк третьего поколения M1 Abrams.

M1 Abrams — американский основной боевой танк третьего поколения, который выпускается с 1980-х годов.

20. Vespa 150 TAP

 

Vespa 150 TAP.

Изготовленный в 1950-х французской компанией Ateliers de Construction de Motocycles et Automobiles скутер Vespa 150 TAP предназначен для использования парашютно-десантными войсками. Он оснащен 75 мм безоткатным орудием M20.

21. Kugelpanzer

 

Сферический танк.

Kugelpanzer, что переводится как "сферический танк", - прототип танка, построенный нацистской Германией во время Второй мировой войны. Неизвестно, насколько немцы зашли в испытаниях этой необычной машины.

22. Unimog

 

Многоцелевой военный грузовик Unimog.

Unimog - многоцелевой полноприводный военный грузовик производства Mercedes-Benz, который используется войсками многих стран по всему миру.

23. БТР-60

 

БТР-60.

Восьмиколесный амфибия-бронетранспортер БТР-60 был выпущен в СССР в 1959 году. Бронированный автомобиль может развивать скорость до 80 км / ч на суше и 10 км / ч в воде, при этом перевозя 17 пассажиров.

24. Denel D6

 

Denel D6.

Изготовленная Denel SOC Ltd, южноафриканским государственным конгломератом в аэрокосмической и оборонной отраслях, Denel D6 является бронированной самоходной артиллерийской машиной.

25. Бронетранспортер ЗИЛ

 

Бронетранспортер ЗИЛ.

Изготовленная на заказ российской армии, последняя версия бронетранспортера ЗИЛ представляет собой футуристический на вид полноприводный бронированный автомобиль с дизельным двигателем мощностью 183 л.с., который может перевозить до 10 солдат. 

 

Источник

auto.mirtesen.ru

Военные автомобили Соединенных Штатов: вероятный противник

Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.

Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.

Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.

HMMWV

Длина: 4,6 метра.Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра.Отдача: 190 л.с. и 380 Нм.Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4.Снаряженная масса: 2 676 кг.Максимальная скорость: 88 км/ч.Дорожный просвет: 410 мм.

Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале.

Вначале немного о названии. HMMWV — это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.

Многие ошибочно думают, будто бы Humvee — детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой.

В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.

Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle

Длина: 4,57 метра.Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра.Отдача: 150 л.с. и 350 Нм.Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4.Снаряженная масса: 2 041 кг.Максимальная скорость: 136 км/ч.Дорожный просвет: 350 мм.

Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии.

Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV — «легкий ударный транспорт».

Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное — Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно.

Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.

Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle фото: gd-ots.com

International MaxxPro

Длина: 6,5–7,2 метра.Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра.Отдача: 330–375 л.с.Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4.Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг.Дорожный просвет: 350 мм.

Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro — не просто автомобиль, а тяжелый MRAP — Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.

Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о перспективном российском вооружении.

Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса — маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран.

Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.

Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter

Длина: 15,8 метра.Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92.Отдача: 500 л.с.Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8.Снаряженная масса: 19 500 кг.

Американцы долго не думали над названием, поэтому автомобиль именуется «Транспортер для тяжелого оборудования». И действительно, могучая конструкция способна возить до 64 тонн, хотя и очень медленно — максимальная скорость составляет 72 км/ч.

Нынешняя версия тяжелого грузовика выпускается с 1993 года, а собирает его один из старейших производителей специальной и военной техники — корпорация Oshkosh из Висконсина.

В основном М1070 используют для перевозки танков и прочей гусеничной техники. Помимо армии США, они являются основным тяжелым транспортом британцев — ради поставок в Старый Свет американцы умудрились адаптировать свой древний V-образный детройтский дизель до нормы «Евро-3».

Dragon Runner

Длина: 38 см.Снаряженная масса: 4 кг.

Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» — один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами».

Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить — в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать.

Из «вооружения» у Dragon Runner — только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.

Читайте также:

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8477286/»>Впечатлила ли вас американская техника?</a>

www.kolesa.ru

Машины с погонами. 7 легендарных армейских автомобилей | Об автомобилях | Авто

Нельзя точно сказать, когда появился первый армейский автомобиль. На стыке XIX–XX веков (в эпоху зарождения автомобилей) военных конфликтов было достаточно, и в них принимала участие в том числе и колёсная техника с двигателями внутреннего сгорания.

Первый технический транспорт, заменивший конную тягу, стал появляться во второй половине XIX века. По сути, это были трактора на паровой тяге, которые отличались от паровозов тем, что могли ехать по обычным дорогам и даже без них. Точно известно, что в России первые подобные локомотивы появились в 70-х годах, после Крымской войны 1853–1856 гг. и в основном поставлялись из Англии, Франции и Германии. Была создана даже Первая «автотракторная» часть Русской армии, принимавшая участие в Русско-Турецкой войне. Но распутица и долгие зимы показали недостатки тяжёлой и сложной техники, она перестала использоваться.

Следующее официальное упоминание колёсной техники уже связано с автомобилями в том виде, в котором они воспринимаются сейчас. На учениях 1902 года под Курском наряду с уже известными локомотивами применялись 2-тонные грузовики Бориса Луцкова и однотонные производства Петра Фрезе, а также автомобиль французской компании DeDion для перемещения командования и разведки. Машины с двигателем внутреннего сгорания были признаны годными к строевой службе. Вообще же, первыми действительно военными автомобилями можно считать броневики. 10 таких машин французской фирмы Charron появились в России в 1906 году. Эти автомобили имели полное бронирование и пулемётное вооружение во вращающейся башне с круговым обстрелом. Но тяжёлый корпус давал очень серьёзную нагрузку на конструкцию, и со временем бронировать стали более выносливую гусеничную технику. Так было задано направление, приведшее к созданию танков. Основными же задачами автомобилей стали транспортировка и обеспечение армий — в первую очередь машины ценились за манёвренность и грузоподъёмность.

Поскольку автомобили были редкостью в армии, то люди, имеющие к ним отношение, были на привилегированном положении. Особенно шофёры, которые по элитарности уступали лишь авиаторам. Обслуживанием автомобилей занимались специалисты с техническим образованием и высококвалифицированные рабочие. Но за уважение они расплачивались авральной работой, потому что транспорта всегда не хватало, тяжёлым трудом, потому что техника постоянно ломалась, и подорванным здоровьем из-за постоянных ветров, дождей, пыли и прочих погодных неурядиц и отсутствия дорог.

К началу Второй мировой войны армейское начальство почти всех стран знало требования, которые предъявлялись к технике. Тем более что они существенно изменились. Вторая мировая, в отличие от предыдущих, была войной маневренной и высокотехнологичной. Войска действовали на больших территориях и с помощью новейшего на тот момент вооружения. Соответственно, ежесекундно армии требовали доставки огромного количества горючего-смазочных материалов, боеприпасов, переброски больших масс войск и эвакуации раненых. Дороги стали в прямом смысле «венами и артериями» армий.

Понимающие выгоду госконтрактов автопроизводители старались изготовить оптимальный в этих условиях транспорт. Автомобилей было сделано множество, но легендарными стали единицы. И точно такими же были их последователи: практичными и надёжными. Пожертвовать пришлось комфортом.

Willys MA / MB (1941–1950)

«Willys MB» (Виллис) — это, пожалуй, самый первый внедорожник, образ которого приходит на ум при словосочетании «армейский автомобиль». Но если бы он не выиграл конкурс, объявленным американским правительством 135 фирмам, его место мог бы занять Ford GP. Но больше всего техническим требованиям армии (максимальная скорость — 88 км/ч, скорость на бездорожье — 8 км/ч, глубина преодолеваемого брода — 29 см при скорости 5 км/ч, угол въезда — 45 градусов, угол съезда — 35 градусов, привод на четыре колеса, сухая масса — 585 кг, грузоподъёмность — 270 кг, колёсная база — 2032 мм (80 дюймов), колея — 1194 мм, дорожный просвет — 160 мм) соответствовал автомобиль малоизвестной компании «American Bantam». Он был взят за основу и доработан для унификации при участии Willys-Overland и позже Ford. Автомобиль первой компании стал основой для внедорожника, который и получил имя Willys MB (M — «military», то есть военный, B — модель, следующая за прежней A). По одной из версий, фордовская модель GP на той же платформе дала название целой марке, известной сейчас как Jeep. По требованиям военных, у Willys не было дверей, лобовое стекло откидывалось на капот, имелся складной брезентовый верх, запасное колесо и канистра с топливом сзади. По бортам — лопата, топор и прочий «полевой» инструмент.

Willys MA Willys MA. Фото: Commons.wikimedia.org

Полноприводный автомобиль имел четырёхцилиндровый двигатель объёмом 2,2 литра и мощностью 60 лошадиных сил, который работал в связке с 3-ступенчатой механической коробкой передач. В трансмиссии имелась двухступенчатая раздатка Dana 18. Всего за годы войны фирма Willys-Overland произвела 363 тысячи внедорожников, Ford — около 280 тысяч, часть из которых попала в Советскую армию по ленд-лизу. Предприимчивое руководство основной компании не стало бросать производство автомобиля после завершения войны и сделало его гражданскую версию Willys CJ (от англ. «Civilian Jeep» — гражданский джип).

Willys MB. Фото: Commons.wikimedia.org / AlfvanBeem

ЗИС-5

Советским культовым грузовиком Великой Отечественной войны был ЗИС-5. Он собирался на базе Миасского моторного завода, куда эвакуировали Московский завод им. Сталина. От гражданского прототипа армейский вариант отличался большей простотой. Круглые штампованные крылья были заменены сварными Г-образными, кабина, пороги, брызговики — деревянные, не устанавливалась правая фара, тормоза были только у задних колёс, хорошо сохранилось лобовое стекло. Двигатель объёмом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина. Несмотря на отсутствие полного привода, грузовик отлично справлялся с бездорожьем. При расчётной грузоподъёмности в 3 тонны грузовик мог перевозить до 5 тонн. Он также служил тягачом для артиллерийских орудий, а к концу войны платформой для «Катюши». В народе за универсальность и неприхотливость он получил названия «Захар», «Захар Иванович», «Трёхтонка». В 1934–1948 гг. было выпущено порядка 600 000 автомобилей ЗИС-5 и его модификаций.

ЗИС-5. Фото: Commons.wikimedia.org / Sah68

ГАЗ-АА / -ММ

Ещё одним героем Красной Армии был ГАЗ-АА — знаменитая «Полуторка», которая, по сути, была советским вариантом Ford-AA. Его вариант, полное производство которого началась на Горьковском автозаводе в 1938 году, получил индекс «ММ». На нём ставились 50-сильный мотор, усиленная подвеска, новые рулевой механизм и карданный вал. В военные годы грузовик лишился практически тех же узлов, что и ЗиС-5. На ГАЗ-ММ ставили всего одну фару и один стеклоочиститель со стороны водителя. Передние тормоза отсутствовали. Крылья автомобиля делали из обычного кровельного железа. В задней части машины вместо четырёх нередко ставили всего два колеса. Крышу и двери кабины изготавливали из брезента, что было плюсом: в случае возгорания, затопления или обстрела автомобиля из него можно было быстро выпрыгнуть. За годы войны ГАЗ выпустил 102 300 автомобилей различных типов на платформе ГАЗ-ММ. ГАЗ-ММ. Фото: Commons.wikimedia.org / Andshel

Horch 901

Полная противоположность американской и советской концепции армейского внедорожника — немецкий Horch 901 (Хорьх). Это был командирский автомобиль, который сейчас бы причислили к классу премиальных. Производство Horch 901 началось на одноимённом заводе концерна Auto Union в немецком городе Цвиккау, который позже вошёл в компанию Audi. Основные агрегаты были взяты от седана представительского класса Horch 930V с главным отличием — крутящий момент передавался на все четыре колеса, превращая легковой автомобиль в мощный внедорожник. Автомобиль обладал такими техническими решениями, как блокировка дифференциала, независимая подвеска, опорные колёса (закреплённые по бокам корпуса запаски свободно вращались, позволяя преодолевать особо сложные участки без контакта рамы с землёй). На таких машинах командиры Третьего рейха планировали въехать в Москву. Более позднее варианты — Type 40 — стали проще. Отделка стала обычной, ушли опорные колёса, но появился более мощный 90-сильный двигатель 3,8 л (ранее устанавливался мотор 3,5л мощность 80 л. с.). Всего было выпущено около 27 тысяч Horch 901.

Horch 901 Horch 901. Фото: Commons.wikimedia.org / Willi Ude

После установления мира и восстановления промышленности многие армии пересмотрели своё отношение к армейской технике, выставив новые требования. Благодаря их заказам на свет появилось множество автомобилей. Но со словом «военный» в первую очередь ассоциируются Land Rover Defender, HMMWV/Hummer и УАЗ-469.

Land Rover Defender

Чистокровный британец появился на свет сразу после окончания Второй мировой. Его создание принадлежит братьям Уилкс, один из которых был управляющим директором, а второй — главным дизайнером автомобильной компании Rover. А созданный ими всего за полгода внедорожник пришёл на замену ленд-лизовскому Willys, став первым автомобилем подобного класса на Туманном Альбионе. Шасси (рама и ходовая) прототипа были использованы от Jeep. Rover предоставил свой двигатель, узел сцепления и коробку передач. Несущий каркас Jeep британцы обшили мягкими алюминиево-магниевыми листами из специального авиационного сплава, которого было в избытке после войны. Это смягчило угловатый экстерьер «американца». Успех и востребованность такого внедорожника помогли Rover совершенствовать его год от года. Тот образ, к которому мы привыкли, и отдельную приставку к имеми Defender внедорожник получил в 1990 году. Высокая надёжность и простота в обслуживании позволяют Land Rover получать многочисленные армейские и частные заказы. Из выпускаемых ежегодно 80–90 тысяч внедорожников Land Rover примерно 1/8 часть поступает на вооружение армий Великобритании и её союзников в 100 странах мира.

Land Rover Defender Land Rover Defender. Фото: Пресс-служба Jaguar Land Rover

УАЗ-469/469Б

Ульяновский вездеход УАЗ-469 — классика отечественного внедорожника. Он появился в продолжение не менее легендарного ГАЗ-69, производство которого из Нижнего Новгорода переместилось в Ульяновск в середине 50-х годов. Проектирование нового семейства легковых внедорожников началось в 1958 году по заказу военных. Этим объясняется в том числе сохранение компоновки открытого кузова на рамном шасси. В 1961 году был создан первый вариант автомобиля УАЗ-469 на классической рессорной подвеске с редукторными мостами. Последние стали особо ценным элементом конструкции, который в разы повышал проходимость автомобиля и устанавливался на более поздние модели.

УАЗ-469 в Группе советских войск в Германии, 1991 году УАЗ-469 в Группе советских войск в Германии, 1991 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Серийное производство внедорожника началось только в 1972 году из-за отсутствия необходимых моторов. Он комплектовался 75-сильным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Выпускалась ещё и версия УАЗ-469Б, отличавшаяся от базовой модели только отсутствием колёсных редукторов на мостах. С внедорожником связано две легенды. Говорят, что добро на его производство дал сам Леонид Ильич Брежнев, которому машину буквально подсунули для знакомства. Вторая любопытная история связана уже с запуском производства, когда учётчица, которой доверили разбить бутылку шампанского о борт новинки, порезала руку и после торжественной церемонии попала в больницу. В 1970-е годы УАЗ-469 экспортировался в 80 стран мира и был представлен на всех континентах, кроме Австралии. Автомобиль с небольшими изменениями выпускался до 2003 года, а его замена произошла не столько из-за несовершенства конструкций, сколько из-за новых экологических норм.

УАЗ-469. Фото: Commons.wikimedia.org / Andshel

HMMWV/Hummer

Правильное название этого знаменитого американского внедорожника — как раз аббревиатура HMMWV, образованная от High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (высокомобильное многоцелевое транспортное средство). Hummer — это более популярный вариант гражданской версии, причём более поздние модели h3 и h4 не имеют к армии никакого отношения. Настоящие HMMWV появились в 1985 году после 12 лет разработки. Его выпуском занималась AM General Corporation, которая является наследницей сразу нескольких фирм, выпускавших многие годы Willys Jeep. Первый внедорожник имел индекс М-998, комплектовался двигателем General Motors V8 рабочим объёмом 6,2 л. Практически универсальная платформа позволила сделать 18 различных модификаций первого поколения, 10 — второго и 3 — третьего. Участие американских военных в большинстве конфликтов выявило ряд проблем внедорожника. После этого в 2010 году было принято решение приостановить производство HMMWV до разработки более защищённой модели. Всего же было выпущено уже 140 тысяч автомобилей, которые продавались в 31 стране мира.

HMMWV HMMWV. Фото: Commons.wikimedia.org / Micha Niskin

www.aif.ru

ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ДРУГИХ ЗАВОДОВ СССР. Автомобили Советской Армии 1946-1991

ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ДРУГИХ ЗАВОДОВ СССР

Главным среди второстепенных автомобильных заводов Советского Союза, имевших военное производство, было новое и достаточно современное предприятие УАМЗ – Уральский автомоторный завод из города Новоуральска Свердловской области, который в период с 1954 по 1994 год носил официальное название Свердловск-44. Долгое время УАМЗ занимался сборкой армейских грузовиков, разработанных на Московском заводе имени Лихачева, которые оснащались двигателями и основными узлами местного изготовления. Он был основан 10 мая 1967 года как Уральский завод автомобильных запасных частей (УЗАЗ), подсобный филиал ЗИЛа, и начинал свою деятельность со сборки агрегатов и двигателей для установки на массовой продукции московского предприятия. По мере обновления модельного ряда головного завода в Новоуральск передавали производство автомобилей, снятых с конвейера ЗИЛа, что привело к переименованию предприятия УЗАЗ в УАМЗ. В октябре 1977 года он освоил сборку всей серии армейских и гражданских грузовиков ЗИЛ-157КД. Уже через несколько лет их выпуск достиг 18 тыс. единиц в год и продолжался до 1994 года, когда в общей сложности на Урале собрали свыше 160 тыс. машин. В октябре 1987 года началось параллельное производство автомобилей ЗИЛ-131Н и их вариантов с 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-508 V8. В короткий период их совместного производства появилась первая собственная пробная комбинация обеих машин на шасси 157КД с кабиной и оперением от модели 131Н, неофициально носившая обозначение УАМЗ-157КД.

Опытный УАМЗ-157КД на шасси 157КД с кабиной и оперением от ЗИЛ-131. 1990 год.

В 1990-е годы в базовой 131-й серии появились многоцелевые версии двойного назначения 131Н12 и 131Н22 соответственно с 108-сильным дизелем Д-245.12 Минского моторного завода и дизельным двигателем ЗИЛ-550 V8 в 132 л.с. собственного изготовления. УАМЗ собирал также двухосные грузовики 431410 с кабиной, передней облицовкой и оперением от автомобиля ЗИЛ-131, специальные фургоны, цистерны и топливозаправщики военного назначения. В 2002 году он обанкротился и весной 2004 года был преобразован в Акционерное общество «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), выпускающее свою продукцию под маркой «Амур». В его программе остался и прежний ЗИЛ-131, переименованный в «Амур-5313».

Второе автомобильное предприятие КАЗ из грузинского города Кутаиси – Кутаисский автомобильный завод имени Г. К. Орджоникидзе – начало функционировать в августе 1951 года и долгое время собирало самосвалы и седельные тягачи на шасси ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Впоследствии завод перешел на изготовление бескапотных тягачей КАЗ-606 и КАЗ-608 собственной конструкции, выполненных на агрегатах грузовиков ЗИЛ. Из-за невысокого качества изготовления вся эта продукция поступала исключительно в гражданские структуры. Лишь в середине 1970-х годов, в процессе разработки нового седельного тягача КАЗ-608В, были собраны опытные образцы полноприводного строительного самосвала КАЗ-4530 и седельного тягача 4430 с двухосным тентованным бортовым полуприцепом КАЗ-9378, которые предполагалось применять на строительстве и доставке военных грузов в условиях бездорожья и горной местности. И вновь из-за низкого качества сборки и быстрого износа деталей этот проект был вскоре закрыт. Большие перспективы в военном деле мог иметь седельный тягач 4440 (4x4), разработанный в середине 1980-х годов на базе оригинального 5,5-тонного сельскохозяйственного самосвала КАЗ-4540 с дизельным двигателем ЯМЗ-642 V6 мощностью 155 л.с, вынесенной вперед кабиной и всеми односкатными колесами. Этим планам сбыться тоже не удалось: перестройка в СССР и обретение Грузией суверенитета серьезно осложнили положение завода, который в 1991 году остановил автомобильное производство.

Штабной автомобиль РАФ-22034 на базе известного микроавтобуса «Латвия». 1980 год.

Еще в 1960 году первые микроавтобусы марки РАФ поступили на военные приемочные испытания, но на военную службу приняты не были. С 1976 года Рижский опытный автобусный завод имени XXV съезда КПСС в Елгаве выпускал многоцелевые микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» с 95-сильным бензиновым двигателем М-24Д и цельнометаллическим кузовом на несущем основании для перевозки 11 пассажиров. В различных подразделениях Советских Вооруженных Сил они часто служили для ближней доставки личного состава или экипажей самолетов, а специальный вариант 22034 выполнял функции штабных машин разного профиля. В крупных воинских населенных пунктах и госпиталях использовали их санитарную версию 22031 с отделенным от кабины задним салоном, где помещались двое носилок, три одиночных места для сопровождающих, тумбы и шкафы с медицинским оборудованием и приборами. Скорость этих машин достигала 120 км/ч.

Опытный войсковой автобус КАвЗ-685М с цельнометаллическим кузовом. 1985 год.

Достаточно важное место в транспортном обслуживании вооруженных сил занимали простые капотные автобусы средней вместимости для местного сообщения и служебных целей, выпускавшиеся Курганским автобусным заводом (КАвЗ). Помимо своего прямого назначения в доработанных кузовах машин КАвЗ-651 первого поколения (1958 – 1973 гг.) на шасси ГАЗ-51И, монтировали оборудование штабных пунктов, кинопередвижек и санитарных автомобилей общего или специального назначения: передвижные госпитали, станции забора, переливания и хранения крови, эпидемиологические и клинико-диагностические лаборатории и т. д. Их комплектованием обычно занимался Ворошиловградский автосборочный завод. С 1971 года Курганский завод собирал новый служебный автобус КАвЗ-685 двойного назначения на 115-сильном шасси ГАЗ-53-40 с цельнометаллическим кузовом для доставки 28 пассажиров. В гамме выпускавшихся в середине 1980-х годов модернизированных машин КАвЗ-685М на шасси ГАЗ-53-12 был предусмотрен специальный армейский вариант, однако на конвейер он поступить уже не успел.

Санитарный вариант автобуса ЛАЗ-695Б с передним люком для погрузки носилок. 1959 год.

В 1959 году Львовский автобусный завод (ЛАЗ) на базе своей серийной 32-местной городской модели ЛАЗ-695Б вагонной компоновки разработал проект оригинального армейского санитарного автобуса, переоснащением которого занимался ЗИЛ. Заднее расположение двигателя привело к отказу от традиционной для таких машин задней двери и выбору принципиально нового метода погрузки носилок в салон. Для этого с правой стороны передней панели кузова был выполнен открывавшийся наружу люк, позволявший двум санитарам заносить внутрь носилки с лежачими ранеными. В салоне они размещались на напольных стойках в два или три ряда, а также на подвесных креплениях в два-три яруса. Для сидячих раненых и медперсонала служили две штатные боковые двери, откидные продольные полужесткие скамейки и 3 – 4 мягких сиденья в задней части кузова. В зависимости от внутренней планировки автобус мог перевозить 10 – 18 человек на носилках или от 7 до 23 сидячих больных. По результатам первых пробных испытаний на снабжение Советской Армии он принят не был.

Штабной автобус Внутренних войск в доработанном кузове автобуса ЛиАЗ-677. 1989 год.

К военным автомобилям относили также кинопередвижки Новгородского киномеханического завода (НКМЗ), обслуживавшие отдаленные воинские части и военные городки. Помимо ранее упомянутых кинопередвижек на армейских шасси, их монтировали также в доработанных салонах серийных автобусов Курганского и Львовского заводов, включая туристические машины ЛАЗ-697. В 1970 – 1980-е годы в дооборудованном салоне городского автобуса ЛиАЗ-677 подмосковного Ликинского завода размещали подвижные штабы Внутренних войск МВД, сил Гражданской обороны и спецслужб, а также самолетную подвижную лабораторию СПЛ-15 для подготовки военных летательных аппаратов к полетам.

В конце 1980-х годов ленинградский Медико-инженерный центр (МИЦ) «Адаптация» разработал мобильный лечебно-диагностический комплекс «Мираж» для оказания медицинской помощи в отдаленных регионах страны, диагностики и лечения военнослужащих, реабилитации раненых и пострадавших и осмотра допризывников, который был приспособлен для доставки всеми видами транспорта. В 1990 году появились первые две машины на базе нового 12-метрового городского автобуса ЛиАЗ-5256 с более вместительным кузовом с крупными окнами, распашными дверями и системами вентиляции, отопления и кондиционирования. В первом размещались врачебные кабинеты, во втором – комплексная медицинская лаборатория. В дальнейшем планировалось создать мобильную колонну из 13 автобусов, в которых бы располагались врачи всех специальностей, спальные места, салон для отдыха и кафе для персонала, ремонтная мастерская и автономная электростанция. Уже на следующий год этот проект полностью оправдал свое название, став очередным миражом в деле создания новой автомобильной техники для Советской Армии.

* * *

Развал Советского Союза нанес сокрушительный и непоправимый удар всему отечественному Военно-промышленному комплексу, в котором ситуация с производством специальных армейских автомобилей не выглядела столь уж трагичной, как в некоторых иных отраслях. С прекращением потока военных заказов бывшие советские автозаводы постепенно смогли переключиться на преимущественный выпуск гражданской автотехники, но в условиях нагрянувшей в Россию массы иностранных машин их прежняя продукция со Знаком качества больше не котировались. С образованием новых независимых соседних государств Российская Федерация лишилась сразу нескольких крупных поставщиков военной автотехники и специального оборудования. Поначалу этому не придавали особого значения, пока их прежняя продукция не состарилась, а новая появились в армиях противников России, уже потерявшей свой авторитет, лидерство в ряде военных областей и экономическую мощь. Тяжелая переоценка ценностей наступила лишь через многие годы, с огромным опозданием, когда Российская Федерация оказалась в арьергарде мирового прогресса, а ее новому руководству пришлось начинать долгую и упорную работу над чужими ошибками.

Серьезных результатов и конца ей пока не видно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Колеса войны. На каких автомобилях сейчас ездит российская армия

УАЗ-3151

Длина: 4 022 мм.Дорожный просвет: 300 мм.Двигатель: бензиновый рядный объемом 2.4 литра, карбюраторный.Мощность: 75 л.с. при 4 000 об/мин.Крутящий момент: 166 Нм при 2 000 – 2 500 об/мин.Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Жестко подключаемый полный привод.Расход топлива: 15,6 л на 100 км.На вооружении: с 1971 года.

Последние 43 года открытый УАЗ с брезентовым верхом, именуемый в народе «бобиком», является основным командирским автомобилем российской армии. На них возят офицерский состав, а также буксируют небольшие прицепы с грузами и малую артиллерию.

Изначально армейский автомобиль назывался УАЗ-469, и только после серьезной модернизации 1985 года получил индекс 3151, который сохранил по сей день. В 2011 году в Минобороны заявили о том, что к 2015-му полностью откажутся от использования УАЗ-3151 в войсках. Вероятно, преемником станет все тот же «бобик», но уже под «охотничьим» названием на языке вероятного противника.

Длина: 5 655 мм.Дорожный просвет: 315 мм.Двигатель: бензиновый V8 объемом 4.3 литра, карбюраторный.Мощность: 120 л.с. при 3 200 об/мин.Крутящий момент: 285 Нм при 2 000 об/мин.Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами.Грузоподъемность: 2 тонны.Расход топлива: 33,5 л на 100 км.На вооружении: с 1964 года.

Этот первый советский бескапотный армейский автомобиль грузовиком назвать было бы некорректно: его разрабатывали специально для перевозки людей. В первую очередь для воздушно-десантных войск. В качестве грузового транспорта его использовать сложно из-за короткой грузовой платформы.

При проектировании за основу взяли немецкий Mercedes Unimog, однако технически ГАЗ-66 — полностью советская разработка. В народе автомобиль, знаменитый благодаря способности ездить при полном отсутствии дорог, за индекс 66 прозвали ее «Шишигой». Армейские водители недолюбливают машину за неудобную посадку с рычагом КПП за спиной (да-да).

С 1964 по 1999 год собрали почти миллион автомобилей, однако в Вооруженных силах их почти не осталось. ГАЗ-66 очень опасен для личного состава при подрыве на минах, что стало понятно еще в ходе войны в Афганистане. Впрочем, автомобиль до сих пор используется в качестве штабного.

ГАЗ-3308 «Садко»

Длина: 6 347 мм.Дорожный просвет: 335 мм.Двигатель: дизельный рядный объемом 4.75 литра, карбюраторным пусковым моторомМощность: 119 л.с.Крутящий момент: 420 Нм.Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой раздаткой. Жестко подключаемый полный привод с самоблокирующимися межколесными дифференциалами.Расход топлива: 16 л на 100 км.Грузоподъемность: 2 тонны.На вооружении: с 1997 года.

Еще в 1980 году началась разработка армейского вездехода на замену ГАЗ-66, однако в связи с распадом СССР в массовое производство модель не пошла. ГАЗ-3308 «Садко» — это продукт компромиссный. Трансмиссия и база практически полностью перекочевали с «Шишиги», а кабина и оперение — от гражданского «Газона», то есть ГАЗ-3307. В целях экономии топлива бензиновый V8 сменили на белорусский тракторный дизель.

В итоге получился продукт, который можно поставлять и в армию, и для использования в качестве грузовика повышенной проходимости, благо платформа стала значительно длиннее. Сейчас это основной транспорт для перевозки личного состава, хотя проблема с уязвимостью для мин осталась нерешенной.

Длина: 7 850 мм.Дорожный просвет: 385 мм.Двигатель: дизельный V8 объемом 10,9 литра.Мощность: 240 л.с. при 2 200 об/мин.Крутящий момент: 912 Нм при 1 100 – 1 500 об/мин.Трансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод.Расход топлива: 25 л на 100 км.Грузоподъемность: 4 тонны.На вооружении: с 1995 года.

Армии был необходим современный маневренный бескапотный грузовик средней грузоподъемности, который бы занял нишу между среднетоннажниками ГАЗ и тяжелыми «Уралами». Разработку доверили Камскому автозаводу. Из-за печально известного пожара на предприятии и развала СССР процесс растянулся на 10 лет и был закончен только в 1995-м, когда появились первые серийные машины. КамАЗ выигрывает благодаря лучшей управляемости и плавности хода, чем у его капотных собратьев. Помимо четырехосника, КамАЗ также поставляет в Вооруженные силы трехосную модель 5350 и четырехосную 6350.

Длина: 7 588 мм.Дорожный просвет: 400 мм.Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра.Мощность: 240 л.с. при 2 100 об/мин.Крутящий момент: 883 Нм при 1 250 – 1 450 об/минТрансмиссия: 5-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод на шесть колес.Расход топлива: 32 л на 100 км.Грузоподъемность: 7 тонн.На вооружении: с 1977 года.

Принципиальная конструкция этого грузовика была разработана еще в конце 50-х годов. Стране, вступившей в холодную войну, остро был необходим сверхпроходимый тяжелый автомобиль. Среднетоннажный «Урал» ЗИС-355, который тогда стоял на вооружении, этим требованиям не отвечал, и разработку начали с чистого листа. Первая модификация нового «Урала» имела индекс 375 и впервые была показана на параде 7 ноября 1960 года. Грузовик обладал фантастической проходимостью и выносливостью, но бензиновый зиловский V8 потреблял 50-70 литров топлива, что затрудняло эксплуатацию в отдаленных районах. Появившийся спустя 17 лет «Урал»-4320 отличается от предшественника наличием менее прожорливого дизельного двигателя ЯМЗ. Автомобиль выпускается по сей день на заводе в Миассе и используется для перевозки личного состава, грузов, а также в качестве шасси для орудий. Есть бронированная версия – «Урал»-4320-30 для работы в зоне боевых действий.

Длина: 8 600 мм.Дорожный просвет: 410 мм.Двигатель: дизельный V8 объемом 14.9 литра с турбонаддувом.Мощность: 300 л.с. при 2 000 об/мин.Крутящий момент: 1180 Нм при 1 200 – 1 400 об/мин.Трансмиссия: 8-ступенчатая МКПП с 2-ступенчатой «раздаткой». Постоянный полный привод на восемь колес.Расход топлива: 40 л на 100 км.Грузоподъемность: 10 тонн.На вооружении: с 1989 года.

История сверхтяжелого четырехосного автомобиля была долгой и трудной. Разработка началась в 60-х годах, в 80-х появились первые опытные образцы. Затем была неудачная попытка частичной унификации с КамАЗом и более удачные договоренности с Ярославским моторным заводом на поставку турбированных дизелей и компанией Iveco на поставку кабин. Только в конце 90-х годов «Урал»-5323 принял современный вид. В войсках его используют в основном как шасси для зенитных орудий и гаубиц, но также и для перевозки людей и грузов. С 2000 года выпускается бронированная модификация «Урал»-5323-23.

Читайте также:

www.kolesa.ru

Камок. Автомобили военных лет |Камок

Не секрет, что чем лучше оснащены войска автомобилями, тем они мобильнее. В 30-е годы в Советском Союзе уже была проведена коллективизация, а затем и индустриализация. Вследствие этого стало возможным выпускать уже отечественные автомобили, и не просто производить, а давать валовую продукцию. В предвоенный период наша промышленность прилагала значительные усилия для насыщения частей РККА автомашинами. Рассмотрим военные автомобили СССР.

К началу войны в составе РККА имелось по документам 44 900 тракторов и тягачей, из которых около половины находилось в артиллерийских частях. Также она располагала по состоянию на 22 июня 1941 года 272 600 машинами. Из этого числа 104,2 тыс. трехтонок; 151,1 тыс. полуторок, а также небольшое количество большегрузных и легковых автомашин. Несмотря на большие автомобильные числа, в реальности Красной армии не хватало подвижного состава, поэтому согласно мобилизационным планам нехватка автомашин должна была быть ликвидирована с помощью их реквизиции из народного хозяйства. Неудачное начало войны вызвало большие потери среди военного автотранспорта.

Начнем с самого узнаваемого военного грузовика тех лет:

ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ, ГАЗ-ММ-В) – легендарная «полуторка»

полуторка

Первый автомобиль, название которого всплывает в памяти в связи с Великой Отечественной войной, у подавляющего большинства родившихся в СССР – это легендарная «полуторка». Небольшой, неказистый на вид грузовичок, но являвшийся тогда рабочей лошадкой рабоче-крестьянской. Так как именно эта машина составляла большую половину автомобильного парка РККА в годы войны.

Свою техническую родословную этот автомобиль ведет с американских грузовиков Форда. Половину автомобилей в мире тогда, в 1928 году, производила компания «Форд». Отсутствие дипломатических отношений между СССР и США не явилось препятствием для сотрудничества с нами американских компаний. В то время было много американских специалистов, приглашенных по контрактам, которые помогали создавать фундамент отечественного производства. Некоторые американские компании поставляли свою продукцию и для добывающей промышленности.

В частности, правительство СССР заключило соглашение и с Генри Фордом. Согласно договору советской стороне передавали производственные технологии и оборудование для производства грузового и легкового автотранспорта. Кроме того, американская сторона обязалась обучить советских специалистов на заводах корпорации Ford. Как следствие, в 1929 году началось строительство огромного автомобильного завода в Нижнем Новгороде (в 1932 году переименованном в Горький, и обратно в Нижний Новгород – в 1991 году). Поэтому-то первые «полуторки» носили аббревиатуру НАЗ-АА; аббревиатура ГАЗ появилась позже.

Конструктивно те автомобили были полной технической копией грузовика Форд-АА, собирались в СССР поначалу методом отверточной сборки (в Москве и Нижнем Новгороде) из машинокомплектов, доставленных из США. Собственно техническая документация и чертежи фордовской продукции в СССР поступили только в 1932 году. Советские инженеры ознакомившись с ними, стали внедрять изменения в конструкцию, исходя из местных условий. Так, были внесены изменения в конструкцию картера сцепления и рулевого механизма, за счет чего данные узлы значительно усилились. Немного изменилась и подвеска, а еще чуть позже изначально деревянную кабину заменили на металлическую.

Окончательно «полуторка» приобрела свой вид в 1934 году, когда на нее установили двигатель от легковушки ГАЗ-М (всем известная «эмка»). С этим силовым агрегатом она выпускалась вплоть до окончания производства в 1946 году. Модернизированный таким образом автомобиль получил имя ГАЗ-ММ, а в историю войны вошел как «полуторка».

Практически сразу с началом войны автомобиль начал претерпевать серьезную модернизацию, которая была направлена в первую очередь на удешевление и ускорение процесса производства. Соответственно, как это и бывает в большинстве случаев, первым пострадал комфорт водителя. В то время как из народного хозяйства в армию мобилизовались довоенные автомобили, изящные и красивые, ГАЗ срочно восполнял потери военного транспорта полуторками, внешний вид которых иначе как «брутальный» назвать трудно. Так, практически сразу с автомобиля исчезли: правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Плавные и округлые глубокие крылья сменились на угловатые из кровельного железа, кабина снова стала деревянной. Начиная с 1942 года, у автомобиля исчез дворник, и двери (их заменили брезентовые скатки), а кабина представляла собой деревянный каркас обтянутый тканью. Сиденье водителя делалось цельнодеревянным без какой-либо обивки, а из органов управления в машине имелись две педали (газ-тормоз), ручка КПП (без набалдашника), руль, и бензометр. Такие автомобили известны под обозначением ГАЗ-ММ-В (где «В» — означает «Военная»). Упрощение конструкции автомобиля было оправданным, учитывая, что выросло количество выпускаемой продукции и малый период «жизни» на передовой самих «полуторок». Наверное такими и должны быть автомобили военного времени.

На фронте «полуторка» перевозила личный состав стрелковых подразделений, легкую артиллерию с расчетами, военные грузы, продовольствие и многое другое. Одним из положительных качеств машины являлась ее возможность работать на любом бензине и масле (самые низкие сорта топлива, включая лигроин и даже керосин (в тёплое время года и на прогретом двигателе) и низкокачественные промышленные смазочные масла (автолы и нигролы). Что являлось необходимым во фронтовых условиях, когда высококачественное топливо не всегда было доступным. Особенно в период распутицы или окружения.

Шасси ГАЗа послужило базой для создания целого ряда специализированных и специальных модификаций военного назначения: радиостанции, радиосистема дальнего обнаружения РУС-2, радиомастерские и ремонтные «летучки», автолаборатории санитарно-гигиенического и противохимического назначения, топливо- и маслозаправщики, авиационно-пусковые машины, акустические и световые установки ПВО, различные цистерны, санитарные машины и т. д. На шасси грузовика монтировали зенитные пулеметы, что превращало его в зенитную установку. Агрегаты ГАЗ-АА и -ММ широко применялись при создании боевых машин, включая лёгкие танки, бронеавтомобили серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12 с 76,2-мм полковой пушкой, артиллерийских тягачей, «Катюши» БМ-8-48 и другой техники.

Общий тираж «полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров, это самый массовый советский грузовик.

В США и Германии аналогичная модель грузовика производилась с модернизациями до 1939 года как Ford Modell BB.

Источники:

  1. Википедия;
  2. "Автомобили Красной Армии 1918-1945". Евгений Кочнев. 2009 г.

ammoussr.ru