Датчик положения распредвала (ДПРВ) – что это? Причины поломки, способ замены. Датчик распредвала как проверить работоспособность


Датчик распредвала как проверить работоспособность. Датчик положения распредвала: расположение, неисправности и проверка

Как проверить датчик распредвала

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) служит для того, чтобы определять угловые положения ГРМ по отношению к положению коленвала. Сигналы от указанного датчика подаются на ЭБУ двигателем, который осуществляет коррекцию топливного впрыска и зажигания. Также ДПРВ работает в связке с датчиком частоты вращения коленвала.

Сбои в работе датчика на бензиновых агрегатах, которые проявляются в отсутствии импульса на блок управления, зачастую не позволяют завести двигатель автомобиля. В дизельных моторах запуск может быть осложнен, но возможен. Дизельный двигатель будет работать и даже повторно заводиться после остановки, так как ЭБУ параллельно получает импульсы от датчика частоты вращения коленвала.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве датчика Холла. Из этой статьи вы узнаете о конструкции, принципах работы устройств и их применении на автомобилях.

Читайте в этой статье

Назначение датчика положения распредвала

Основой датчика для определения положения распределительного вала выступает эффект Холла. По этой причине ДПРВ также называется датчиком Холла. Изменение магнитного поля в таком датчике осуществляется в тот момент, когда происходит замыкание магнитного зазора.

Указанный зазор замыкается при помощи специального стального зубца. Такой зубец (репер) может быть расположен на зубчатом колесе распредевала. Еще одним местом расположения данного элемента выступает задающий диск, который крепится на валу.

Когда зуб проходит рядом с датчиком положения распредвала, в датчике появляется напряжение и формируется сигнал. Указанный сигнал поступает в ЭБУ.

Чем быстрее или медленнее вращается распредвал, тем большей или меньшей оказывается частота импульсов от датчика за определенный временной отрезок. Блок управления берет за основу эти сигналы, определяя положение поршня в первом цилиндре.

Под таким положением следует понимать нахождение поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка в конце такта сжатия). Данное решение позволяет обеспечить своевременный топливный впрыск и последующее образование искры свечой зажигания для воспламенения рабочей смеси.

Моторы с системой изменяемых фаз газораспределения могут быть оборудованы датчиками Холла как на распредвале впускных клапанов, так и на выпуске. В этом случае ДПРВ управляют указанной системой.

Датчик распредвала на дизельном двигателе

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех. Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу. В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра. В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности. Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Самостоятельная проверка

Распространенной неисправностью ДВС с электронным впрыском являются сбои в работе датчика положения распределительного вала. В списке признаков, указывающих на проблемы с датчиком, отмечают:

  • затрудненный пуск;
  • неустойчивую работу двигателя;
  • двигатель трясется, работает перебоями;
  • возможно загорание «check» на панели приб

auto21rus.ru

проверка, признаки неисправности, ремонт и замена

В процессе перехода от карбюраторной системы питания к инжекторной инженеры, занимающиеся разработкой современных автомобилей, вынуждены были создавать новые технические решения. Так, для надежной и слаженной работы системы необходимо четко знать точный момент, когда нужно впрыскивать топливо в камеры сгорания, а также время, когда следует подавать искру. Сегодня для решения такой задачи применяют датчик распредвала. Что это такое и как его проверить? Информацию по этой теме рассмотрим в данном материале.

Назначение датчика

Если топливо будет подаваться не в момент такта впуска, то оно будет растекаться по коллектору. Когда начнется такт впуска, небольшая часть бензина будет оставаться на стенках. Поэтому смесь получится бедной.

Из-за этого снижается мощность мотора, а также возрастает интенсивность износа цилиндро-поршневой группы и клапанов. Датчик распредвала позволит точно отслеживать нужный момент подачи топлива и искры. Ведь от распределительного вала зависит работа ГБЦ, клапанов и правильность фаз газораспределения.

Устройство

На самом деле, это не что-то высокотехнологическое. Внутри небольшого устройства находится привычный датчик Холла, но немного в другом исполнении. Элемент служит для того, чтобы определить угловое положение ГРМ в соответствии с коленчатым валом. Далее данные поступают в ЭБУ.

Принцип действия

Итак, как выше уже замечено, в основе датчика распредвала лежит привычный датчик Холла. Работает это все следующим образом. Если через катушку индуктивности проходят металлические элементы, то изменяется электродвижущая сила самой катушки. В отличие от датчика коленвала, элемент положения распределительного более точно отслеживает не только текущее состояние поршней, но и следит за фазами газораспределения. Ведь известно, что один цикл работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания – это один оборот распределительного вала и два оборота коленчатого. Элемент имеет и другое название – датчик фаз.

Где находится ДПРВ?

Начинающие автолюбители, которые сталкиваются с инжекторным двигателем, могут не знать, где находится датчик положения распредвала. Найти его можно в районе шестеренки или задающего диска распредвала.

На моделях от ”АвтоВАЗа”с восьмиклапанным мотором элемент устанавливают на корпусе ГБЦ. В 16-клапанном силовом агрегате его нужно искать с той стороны, где установлен ведущий распредвал. Он находится в районе генератора.

Синхронизация сенсора распределительного вала и коленчатого обеспечивается при помощи репера – это металлический штырь, который имеется на диске, либо на шестеренке. Деталь отмечает положение поршня первого цилиндра в ВМТ. На некоторых силовых агрегатах вместо репера может использоваться кольцо с разрывом, оно проходит сквозь датчик распредвала ВАЗа. Когда репер или же его сигнальный разрыв пройдет через датчик, то он сформирует импульс. Последний будет синхронизировать систему питания двигателя и зажигания.

Что влияет на работу ДПРВ?

Главные факторы, влияющие на действие этого элемента – это постоянно колеблющиеся температуры, вибрации, а также пыль и металлическая стружка. Специалисты рекомендуют периодически менять данный элемент. В среднем в российских условиях ДПРВ выживает до ста тысяч километров. Но это возможно при эксплуатации в нормальных условиях. Также своевременная замена датчика распредвала поможет избежать проблем (например, неожиданной поломки с зажиганием в пути).

При запуске двигателя температура детали примерно равна показателям атмосферного воздуха. По мере того, как двигатель будет нагреваться, растет и значение на датчике. Если система питания и зажигания рассинхронизированы, то мотор совсем не запустится, либо будет работать с серьезными перебоями. Если ДВС плохо настроен, датчик будет воспринимать повышенные вибрации. В современном двигателе имеется множество различных трущихся поверхностей – в результате трения образуется металлическая пыль. Если неправильно работает смазочная система или вышли из строя подушки двигателя, то этой пыли будет больше. Металлическая стружка будет оседать на магните элемента, что негативным образом скажется на его функционировании.

Симптомы неисправности ДПРВ

Как можно определить, что данный элемент вышел из строя и требует замены на автомобиле? Первым звонком, сообщающем о неисправности датчика распредвала, станет повышенный внезапно расход топлива, снижение мощности двигателя и нестабильная работа силового агрегата. Других симптомов нет. Но если появились подобные проблемы, проверку стоит начинать именно с ДПРВ.

Коды ошибок ДПРВ

Современные автомобили управляются ЭБУ. В этом их плюс. В отличие от карбюраторной техники, где водитель должен быть немного механиком, электриком и специалистом по работе двигателей, инжектор может продиагностировать себя сам.

На моделях от ”АвтоВАЗа” при неисправности этого механизма можно наблюдать ошибку датчика распредвала 0340. Также можно наблюдать желтый знак – “Мясорубка” или Check Engine. Данный процесс проявляется следующим образом – в момент запуска двигателя стартер работает в течение нескольких секунд. Затем на дисплее высвечивается эта ошибка под номером 0340.

Дело в том, что ЭБУ при запуске агрегата ожидает получить определенный сигнал от ДПРВ. Если его нет, то блок не сможет подать импульс к зажиганию и системе подачи топлива. Следовательно, мотор не запустится. Загорится соответствующая лампочка. Диагностировать датчик распредвала ВАЗ можно при помощи бортового компьютера.

Существует еще одна ошибка. Ее индекс - 0343. Ее можно наблюдать реже, чем первую, и она непосредственно говорит о том, что датчик фаз неисправен. Проблема решается только путем полной замены элемента. Эта ошибка не требует серьезной диагностики и посещения сервисных центров, но не всегда означает, что не работает датчик положения распредвала. Нередко ошибку вызывают окисленные контакты. Также она может возникать из-за неисправного ДПКВ, соскочившего ремня ГРМ на один зуб или расшатанного коленчатого вала.

Есть и ряд других ошибок:

  • 0300 - означает пропуски воспламенения.
  • 0341 - неверная фаза газораспределения.
  • 0342 - слабый уровень сигнала от ДПРВ.
  • 0343 - высокий уровень сигнала.
  • 0344 - прерывистые и неустойчивые сигналы от ДПРВ.
  • 0365 - отсутствие сигнала от цепи ДПРВ.

Причины неисправности

Причин, по которым датчик может выходить из строя, большое количество. При этом не обязательно, чтобы возникали проблемы именно с датчиком. Чаще всего они могут быть в проводке или других элементах бортовой сети.

Бывает, что датчик не подключен к сигнальному проводу. Влага в клемме также может провоцировать неисправности. Ошибка выскочит, если сигнальный провод замкнут на массу или оборван. Если есть замыкание на бортовую сеть сигнального провода ДПРВ, это тоже ведет к выходу из строя и вышеописанным симптомам.

Как проверить ДПРВ?

Не все знают, как проверить на работоспособность датчик распредвала, хотя данная процедура очень схожа с проверкой датчика Холла. Замеряют напряжение между выводами. Для работы нужен мультиметр с функцией измерения постоянного напряжения.

Первым делом проверяют, как подключен датчик к сигнальным проводам. К элементу должно приходить напряжение +12 В и массовый шнур. Если питание имеется, то заводят двигатель и проверяют импульсы датчика. Они должны быть на сигнальном проводе. Также не лишним будет проверить, есть ли влага в разъеме. Окисленные или загрязненные контакты тщательно очищают и просушивают. Затем проверяют целостность изоляции сигнальных проводов. Поврежденная изоляция – это одна из самых частых причин проблем с ДПРВ.

Датчик находится очень близко к мотору, поэтому от постоянных нагреваний и остываний изоляция становится хрупкой и осыпается, что приводит к замыканию.

Далее проверяют сопротивление слоя изоляции. Оно должно составлять примерно 0,5-1 кОм. В разных моделях значение может быть в пределах нескольких кОм. Главное – это цельная и неразрушенная изоляция.

Как проверить двухпроводной ДПРВ?

Если на автомобиле установлен именно такой элемент, то алгоритм проверки будет следующим. Мультиметр устанавливают в режим измерения переменных напряжений. Затем включают зажигание. Далее определяют напряжение в цепи. Одним контактом соединяют с массой, другим проверяют каждый провод, который находится в разъеме датчика. Если напряжений ни в одном из проводов нет, датчик неисправен.

Также можно запустить мотор. Одним контактом мультиметр соединяют с первым проводом ДПРВ, другим – со вторым. В случае исправности на экране прибора будет показано колеблющееся напряжение в пределах 0-5 Вольт. Если этого не наблюдается, датчик нужно менять.

Трехпроводной

Здесь алгоритм проверки следующий. Мультиметр переводят в режим измерения постоянных напряжений.

Далее включают зажигание. Одним щупом подключаются к массе, вторым – к питающему проводу датчика. Измеренное напряжение сравнивают с номинальным.

Как заменить ДПРВ?

Замена датчика распредвала – это предельно простая операция. Элемент удерживается на корпусе мотора одним болтом. Для замены снимают с датчика фишку, затем откручивают болт и вытягивают элемент из посадочного места. Далее устанавливают новый датчик.

fb.ru

Датчик положения распредвала (назначение, ошибки, проверка)

На любом четырехтактном двигателе полный цикл совершается за два оборота коленчатого вала – один раз поршень подходит к верхней мертвой точке в конце такта сжатия, второй раз – в конце такта выпуска. Это позволяет на впрысковых моторах использовать в качестве опорного сигнала только момент отсчета от датчика положения коленчатого вала. При этом работа впрыска и зажигания называется нефазированной. В момент конца выпуска происходит вторая (холостая) искра, а форсунка открывается дважды, часть топлива подается на открытый впускной клапан, часть – на закрытый.

Таким образом система впрыска упрощается, не теряя каких-либо реально ощутимых владельцем качеств. Вместо индивидуальных катушек зажигания можно использовать пару сдоенных, как сделано на восьмиклапанных двигателях ВАЗ. Если взять «Рено», то у них и на моторах с индивидуальными катушками зажигания оно не фазировано: катушки 1-4 и 2-3 цилиндров соединены по первичным обмоткам последовательно и срабатывают одновременно.

Но вот подача части топлива на закрытый впускной клапан в один «прекрасный» момент пошла вразрез с требованиями экологов: из-за плохой испаряемости бензина на холодном двигателе на прогреве приходилось увеличивать подачу топлива. Даже эти миллилитры уже не вписывались в более жесткие экологические нормы, поэтому пришлось изобретать способ фазирования работы впрыска, чтобы топливо в цилиндр подавалось в момент такта впуска.  А на моторах с непосредственным впрыском он должен происходить строго в один такт.

Содержание статьи

Как работает ДПРВ?

Датчик положения распредвала (сокращенно – ДПРВ) подает один импульс за один оборот вала. Поскольку распредвал вращается в два раза медленнее, чем коленчатый вал, то мы получаем точную метку, определяющую такт впуска на одном из цилиндров. При этом рассчитать момент впрыска для цилиндров ЭБУ впрыска может очень просто.

Предположим, что импульс от ДПРВ приходит после метки начала отсчета для первого цилиндра. Тогда при получении сигнала ЭБУ производит подачу топлива в первый цилиндр, через половину оборота коленвала – в третий, при следующем проходе метки начала отсчета – в четвертый, еще через пол-оборота – во второй. При этом импульс от ДПРВ является «справочным», так как все моменты впрыска все равно жестко привязаны к зубцам венца датчика положения коленчатого вала.

Ну а где находится датчик распредвала? На головке блока цилиндров или реже – на клапанной крышке, непосредственно у «своего» распредвала.

Реже датчик положения распредвала дает серию импульсов, определяющую начало нужного такта в конкретном цилиндре. На многих «Ниссанах» для первого цилиндра датчик подает один импульс, для второго – два, и так далее.

Но фазирование впрыска – это не единственное, за что отвечает датчик распредвала. Поскольку ЭБУ впрыска может легко рассчитать временную задержку между моментом начала отсчета по ДПКВ и моментом получения импульса с ДПРВ, то появляется и возможность определения реального положения распредвала относительно коленвала. Если на моторах без изменения фаз газораспределения это имеет чисто диагностическую ценность (проверка правильности установки фаз ГРМ), то на моторах с фазовращателями ДПРВ является важным элементом обратной связи, позволяющим контролировать работоспособность системы управления газораспределением.

Конструктивно ДПРВ может быть выполнен на основе индуктивного датчика или датчика Холла. Первый проще, поскольку это лишь обмотка вокруг магнитного сердечника. Второй менее надежен и менее точен, зато подает на ЭБУ впрыска не синусоиду, амплитуда которой пропорциональна частоте вращения (что затрудняет обработку сигнала), а легко обрабатываемый «готовый» прямоугольный сигнал. Там, где нет необходимости в точном определении положения распредвала, а важен сам факт определения нужного оборота, чаще всего используется датчик Холла.

Неисправности датчика положения распредвала

Основная неисправность датчика распредвала на основе эффекта Холла – это его физический отказ (самого чувствительного элемента или выходной схемы, формирующей прямоугольные импульсы). У индуктивных датчиков происходит налипание микрочастиц стружки, возникающей при износе элементов газораспределительного механизма, на магнитный сердечник, из-за чего форма импульсов «размазывается», и они могут неправильно обрабатываться в ЭБУ впрыска.

Основные ошибки датчика распределительного вала по стандарту OBD-II:

  1. P0340 — Неисправность в цепи датчика положения распредвала
  2. P0341 — Неправильный показатель / не отрегулирован датчик положения распредвала
  3. P0342 — Датчик положения распределительного вала: низкий уровень сигнала
  4. P0343 -Датчик положения распределительного вала: высокий уровень сигнала
  5. P0344 — Неисправность датчика положения распредвала

Ошибка с кодом P0340 трактуется как признак чисто электрической неисправности, но на самом деле является наиболее общей: она вызывается и окислением контактов в разъеме, и растяжением цепи ГРМ. На «цепных» моторах в большинстве случаев в этом не виноват датчик распредвала, признаки неисправности как раз указывают на «уход» меток. Доводилось встречать машины, где эта ошибка после сброса возникала буквально через несколько минут, мотор трясло на холостых, ЭБУ фиксировал множественные пропуски воспламенения, но зато на высоких оборотах машина буквально «рвала из-под себя», что однозначно указывало на «запаздывание» распределительного вала впускных клапанов и как следствие – увеличенную фазу перекрытия. Из-за этого наполнение цилиндров на низких оборотах было недостаточным для нормальной работы двигателя, зато на высоких наполнение за счет инерции выхлопных газов и увеличенного времени перекрытия, наоборот, всасывал в цилиндры даже больше воздуха, чем ему было «положено».

Столкнувшись с проблемой из подобного «общего» ряда, стоит полагаться не на ее обозначение по стандарту OBD-II, а на процедуры направленной диагностики для конкретного автомобиля, так как разные ЭБУ впрыска фиксирует такие ошибки по разным причинам.

Ошибка P0341 указывает на более серьезные проблемы в моменте получения сигнала с ДПРВ относительно ДПКВ и уже однозначно может быть идентифицирована как признак проблем, не связанных с датчиком распредвала и его проводкой. Проверяем положение меток, на «бесшпоночных» моторах – выставляем распредвалы и коленвал специальными приспособлениями.

Зная, в какой момент на конкретном двигателе должен приходить сигнал от ДПРВ относительно момента отсчета по ДПКВ, на двухканальном осциллографе отклонение фаз увидим и без разборки.

Коды P0342/P0343 – это признаки отказа самого датчика распределительного вала или замыкания в проводке, реже – симптомы неисправности самого ЭБУ впрыска. При этом «мозги» фиксируют при вращении двигателя постоянно низкий или постоянно высокий сигнал с датчика, который не меняется в зависимости от такта работы мотора. При этом двигатель переходит на нефазированную работу впрыска и зажигания, что для водителя зачастую даже не заметно: расход горючего не меняется, приемистость остается прежней.

Код P0344 – симптом неустойчивого сигнала с датчика. Проблемы возникают из-за налипшей металлической стружки, окислен или разболтан разъем, изломлен провод от датчика до ЭБУ. На осциллограмме при этом видно «мусор» на сигнале.

Как проверить датчик распредвала?

Без осциллографа под рукой (здесь хватает возможностей простейшего китайского «конструктора» DSO-138) проверка возможна только базовая.

Контролируется состояние контактов в разъеме – плотность подключения, отсутствие влаги и следов окисления. На работающем моторе можно использовать светодиодный пробник: на датчиках Холла он попеременно моргает красным и белым светодиодом с частотой, пропорциональной частоте вращения двигателя. Если сигнал в таком виде доходит до разъема ЭБУ, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что датчик и его проводка исправны.

Стоит проверить установку фаз газораспределения, если зафиксированы ошибки из числа P0340, P0341. Сам датчик нужно извлечь и очистить от налипшей стружки, если она есть.

На ряде двигателей датчики положения коленчатого вала и распредвала унифицированы – можно в качестве диагностической меры поменять их местами. Если ошибка остается по распредвалу, то однозначно можно утверждать, что сам датчик абсолютно исправен.

Видео: Замена датчика положения распредвала

avtomotoprof.ru

Проверка и замена датчика распредвала своими руками

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Сегодняшняя тема посвящена небольшой по размеру детали, которая своей неисправностью может доставить вам неприятные минуты и неравномерно работающий двигатель автомобиля.

Рассмотрим роль, которую играет датчик положения распредвала (кулачкового вала), причины и признаки его неисправности, и, естественно, как производится замена датчика распредвала своими руками.

При том, что принцип действия датчика распредвала практически одинаков, место его размещения зависит от типа и модели двигателя. Поэтому, самостоятельную проверку неисправностей и замену датчика, начинайте с мануалом в руках.

Что собой представляет датчик распредвала

Датчик положения распредвала

Датчик положения распредвала выполняет задачу по определению углового положения ГРМ, соответственно положению коленвала двигателя. Система управления двигателем, получая информацию от датчика кулачкового (распределительного) вала, производит впрыском топлива и зажиганием.

В основу работы датчика распредвала положен принцип датчика Холла. Именно поэтому, датчик фазы распредвала иногда называют датчиком Холла.

Действие датчика Холла основано на измерении направления движения (изменении напряжения) носителями заряда. Изменение фиксируется в момент пересечения полупроводником магнитного поля. Постоянный магнит, размещенный в датчике, и создаёт это магнитное поле.

Металлический зуб (репер) размещенный на зубчатом колесе распредвала (либо на задающем диске) производит замыкание магнитного зазора. И, когда репер проходит мимо датчика распредвала, вызывает в датчике импульс напряжения, который затем передается в электронный блок управления.

Импульсы напряжения подаются в разное время. ЭБУ распознает положение поршня первого цилиндра двигателя в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия, и обеспечивает впрыск и зажигание топливной смеси.

У двигателей, имеющих систему изменения фаз газораспределения, датчики установлены на распредвалах впускных и выпускных клапанов.

Датчик фазы распредвала на дизельном двигателе измеряет положение поршней каждого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

Как проверить датчик распредвала

При возникновении датчика Холла мы получаем сигнал от индикатора неисправности. Следует отметить, что функционально датчик распредвала связан с датчиком коленвала. И во время движения при возникновении неисправности датчика распредвала, система управления считывает информацию от датчика частоты вращения коленвала. Двигатель даже в состоянии повторно запуститься после остановки.

Проверка датчика распредвала, основывается на знаниях водителя характерных неисправностей и их признаков. И после выявления, логичное действие: замена датчика распредвала.

Каковы характерные причины неисправности датчика распредвала

  • зубчатый диск импульсного датчика поломался,
  • произошел разрыв ушек крепления, датчик сместился,
  • короткие замыкания внутренней схемы датчика,
  • повышение температуры двигателя.

Типичные признаки неисправности датчика Холла

  • работа ЭБУ двигателя происходит в аварийном режиме,
  • заметно повышается расход топлива,
  • контрольная лампочка работы двигателя на панели, загорается,
  • происходит регистрация кода неисправности.

Естественно, поиск неисправности датчика, вы не сможете определить «на глаз». Для этого придется обращаться в автосервис для тестирования. Проверка приёма сигнала с датчика осуществляется при помощи осциллографа. Во время тестирования памяти будет показан полный перечень неисправностей.

Визуально вы можете лишь проверить наличие внешних механических повреждений датчика, провести очистку головки датчика, проверить электрическую цепь: на предмет обрыва, правильности подключения разъемов соединения.

Замена датчика распредвала – задача вполне выполнимая своими руками. Перед покупкой нового датчика и его замене, используйте рекомендации производителя автомобиля из мануала, используйте только те параметры, которые указывает производитель.

cartore.ru

Как проверить датчик распредвала

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) – маленькая, но очень важная деталь. Не только в отечественной линейке автомобилей ВАЗ, но и в иномарках. Поэтому датчик определяется как часть ГРМ мотора, от которого и зависит его функциональность.

Как проверить датчик распредвала

Назначение ДПРВ

Тип действия этого элемента – электромагнитное. От датчика исходят сигналы в механизм управления (в мозг авто) за счет замыкания специального зубчика на распредвалу.

Компьютер транспортного средства к этому моменту уже осведомлен о положении поршня, что позволяет с точностью производить впрыск и формировать воздушно топливную смесь и воспламенять ее в нужный момент.

Признаки неисправностей и проверка датчика

Неисправности датчика распредвала, как таковые определить самостоятельно довольно сложно. Определить их можно только на станции техобслуживания при помощи специального прибора осциллографа. Но все таки некоторые моменты мы рассмотрим.

В ходе эксплуатации автомобиля пыль, грязь, масло очень часто попадает на датчик в связи с чем ДПРВ начинает работать неправильно или вообще выходит из строя.

Это приводит к тому что авто теряет динамику, начинает потреблять больше бензина, так как форсунки производят впрыск топлива в два раза чаще, это происходит потому что сигналы берутся уже с датчика коленвала. На приборной панели загорается лампочка, символизирующая поломку, неисправности автомобиля.

Многие автолюбители, зная о своей проблеме, задаются вопросом – как проверить датчик положения распредвала самостоятельно в домашних условиях?

Для этого необходимо выполнить нехитрые действия:

1. Отсоединяется проводка и снимается ДПВР (датчик фаз), подключается мультиметр. Нажимается кнопка «сопротивление».

2. Берется металлический предмет (отвертка) и производятся движения вблизи прибора. Если мультиметр не меняет своих показаний и ничего не происходит – датчик неисправен.

Это пока что не приговор. ВАЗовские авто часто страдают такой болезнью, что датчик не реагирует из-за грязи или неправильного расстояния между мультиметром. Стоит хорошо зачистить контакт и сделать проверку еще раз.

Замена датчика распредвала

Если проверка датчика распредвала показала его неисправность, то пришло время замене. Процедура ничем не сложнее, чем проверка, если не требуется калибровка зазора. В этом случае неисправный элемент снимается, а новый устанавливается.

Все усложняется, если требуется отрегулировать зазор. Производится это с помощью осциллографа. И следует предупредить сразу, что впервые такая манипуляция самостоятельно не проводится, нужен опыт или лучше обратиться к специалистам.

Столкнувшись с данной проблемой, в будущем уже не будут так страшно звучать вопросы – как проверить датчик распредвала и к кому обратиться? Это вполне можно сделать самостоятельно в домашних (гаражных) условиях. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

remontavtovaz.ru

Датчик положения распредвала (ДПРВ) – что это? Причины поломки, способ замены

В конструкции современных автомобилей активно используются передовые технологии. Компьютерные системы в машине выполняют широкий набор функций, однако многие из них будут абсолютно бесполезны без соответствующих датчиков. В автомобиле располагается с десяток различных датчиков.

Их цель – регистрация данных, оцифровка и передача в процессор. В этой статье мы поговорим о таком важном компоненте, как датчик положения распредвала. Вы узнаете, каковы главные функции этого устройства, принцип работы, основные признаки и причины поломки, а также о том, как диагностировать поломку и менять деталь.

Что это такое и где найти?

Датчик положения распределительного вала (в русской литературе встречается аббревиатура «ДПРВ», в английской - CMP) используется для определения углового положения распредвала в конкретное время. Информация, передаваемая этим датчиком, крайне важна для контроля зажигания и фаз впрыска топливной смеси в цилиндры. Устройство обеспечивает впрыск только в цилиндр, находящийся в верхней позиции. Отдельные модели устройств используют эффект Холла, поэтому альтернативное название этого компонента – датчик Холла.Исходя из названия, находится датчик распредвала непосредственно рядом с распределительным валом. Расположение на конкретных моделях авто может отличаться, но в большинстве случаев найти устройство можно с правой или левой части мотора. В частности, в верхней области расположения ремня или среди электрокоммуникаций, расположенных во фронтальной части двигателя. На отдельных иномарках датчик могут установить в задней части головки блока цилиндров. На машинах компании General Motors разработчики выделили для этого датчика специальный отсек в подкапотном пространстве. Найти точную информацию относительно расположения в своей модели авто вы можете в техническом руководстве по эксплуатации.

Принцип работы датчика и виды 

В датчике используется активный элемент Холла, располагающийся между специальными зубцами вала и постоянным магнитом. При прохождении зубца на элементе Холла под действием магнитного поля появляется электродвижущая сила. Вращение вала генерирует постоянные импульсы, которые усиливаются и передаются в электронный блок управления транспортным средством. Система, благодаря данным отдатчика, выбирает подходящий момент для впрыска и воспламенения топливной смеси.Промышленность изготавливает три основных типа подобных датчиков:

  • Магнитные (индуктивного типа). Используют магнитное поле и прохождение через него металлического зубца (маркера). Как правило, изделия имеют только два контакта.
  • Датчики Холла. Регистрируют смену магнитного поля вокруг датчика. Конструктивно имеют 3 контакта.
  • Оптические. Имеют в конструкции фотоэлемент, который регистрирует присутствие или отсутствие луча света.

В большинстве автомобилей стоят датчики первых двух типов. Последние (оптические) используются крайне редко. Теперь вы знаете, что главная функция подобного устройства – фиксация фаз впрыска топливной смеси для цилиндров.

Признаки неисправности

Автомобилисты часто интересуются, как влияет датчик распредвала на расход топлива и может ли привести к перерасходу? Это действительно возможно, но только в том случае, если датчик работает некорректно. Заметный перерасход топлива – это первый и один из основных признаков неисправности ДПРВ.

К другим признакам относится:

  • Нестабильная работа двигателя. Это выражается в рывках при езде, возможны случаи, когда мотор глохнет «на ровном месте».
  • Фиксация коробки передач в одном положении. Исправляется перезапуском мотора. Если возникает регулярно, то проблема в ДПРВ.
  • Пропадание искры зажигания.
  • Сбои и нарушения при самодиагностике системы.
  • Загорается индикатор на приборной панели “check engine” на холостом ходу.

Удобнее всего остаточно определить неисправность датчика положения распредвала с помощью компьютерной диагностики. Специализированное программное обеспечение позволяет считать данные с электронного блока управления и вывести коды ошибок, которые помогают локализировать проблему.Если при диагностике вы столкнулись с ошибками формата P03XX (где вместо ХХ могут быть числа 00, 40-44, 65), то это проблемы именно в ДПРВ. Сигнал от датчика может не поступать, быть прерывистым или слабым. В документации к блоку управления вы можете узнать, что означает каждая конкретная ошибка.Тип впрыска при наличии датчика распредвала с неправильной регистрацией данных переходит в попарно-параллельный. Форсунки выполняют впрыск одновременно в пару цилиндров, находящихся в разных тактах. К примеру, поршни второго и четвертого цилиндров двигаются вниз, однако второй находится в такте рабочего хода, а четвертый выполняет впуск. Проблема в том, что форсунки для обоих цилиндров будут открыты, поэтому в один из цилиндров попадет слишком обогащенная смесь. При следующем вращении получится идентичная проблема, но цилиндры поменяются.Такое поведение опасно для конструкции мотора, а в перспективе может обернуться рядом серьезных проблем.

Причины поломки 

Неработоспособность датчика может быть связана непосредственно с ДПРВ или со смежными компонентами, например, проводкой. Мы предлагаем ознакомиться с максимально полным списком причин неработоспособности датчика положения распределительного вала, а именно:

  • не выполнено подключение датчика;
  • в конструкцию попала влага;
  • сигнальный провод замыкается на массу, произошло его замыкание или обрыв;
  • повреждено экранирование;
  • повреждены провода питания или неверно подключены;
  • неполадки высоковольтных цепей;
  • некорректная работа ЭБУ;
  • некорректное расстояние между зубцами вала и датчиком;
  • высокое торцевое биение в распредвале;
  • появление стружки на корпусе.

Методы диагностики

Проверить работоспособность индуктивного датчика и моделей Холла можно схожими методами. Необходимо использовать обычный мультиметр, чтобы замерять напряжение. Предварительно выполните следующие действия:

  • Проверьте подключение ДПРВ к информационным проводам. Должны быть подключены провода +12 вольт и «масса». Где они находятся, можете посмотреть в документации к датчикам.
  • Если эти контакты верно подсоединены, запустите мотор, а затем непременно проверьте формирование импульсов. Если имеется осциллограф, рекомендуем использовать именно его.
  • Снимите с датчика сигнальные провода. Убедитесь в отсутствие влаги. При необходимости почистите соединения от налета, удалите влагу и качественно высушите контакты.
  • Проверьте целостность изоляционного слоя. Часто он повреждается из-за высоких температур, которые создаются двигателем.
  • Рекомендуем измерить сопротивление изоляции индуктивного датчика. Параметр должен лежать в пределах от 0,5 до 1 кОм. Перед измерением обязательно уточните этот параметр в руководстве к вашему автомобилю.

Также датчик Холла проверяется мультимтером в режиме измерения постоянного напряжения. Включите зажигание, а затем проведите замер между проводом «массы» и общей «массой» авто. Должно показать 0 вольт. Напряжение между общей «массой» и питанием устройства в исправном состоянии составляет примерно 11-12 вольт. Подсоедините «массу» и сигнальный контакт к мультиметру и проведите рядом с чувствительным контактом какой-либо предмет из металла. Если показания прибора не изменятся, датчик однозначно вышел из строя. Для двухконтактных датчиков на мультиметре необходимо выставлять измерение переменного напряжения, а для моделей с тремя контактами – постоянного. При наличии соответствующего инструмента произвести диагностику не представляет проблем. Сделать это можно за 10-15 минут в гаражных условиях.

Замена датчика 

Устройство прикреплено, как правило, с помощью одного болта. Для демонтажа используйте торцевой ключ. Как только болт будет снят, достаточно осторожно потянуть датчик, а затем высунуть из подкапотного пространства. Перед проведением процедуры обязательно снимите клемму «минус» с аккумулятора, чтобы избежать коротких замыканий и сбросить информацию в ЭБУ. Иначе в блоке будут возникать ошибки, показывающие отсутствие сигнала от датчика ДПРВ.Регулярные температурные перепады не самым лучшим образом воздействуют на полупроводниковые элементы. Автомеханики рекомендуют проводить замену этого компонента через 100 000 пробега или каждые 5 лет. Стоимость такого датчика относительно невелика, поэтому не стоит пренебрегать его заменой, учитывая, что его поломка ведет к перерасходу топлива.Теперь вы прекрасно знаете, за что отвечает датчик распредвала, где он находится, как его проверять и менять. Выполнив замену самостоятельно, вы сэкономите свои деньги на услугах автосервиса, при этом будете знать немного больше об устройстве своего автомобиля.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

jrepair.ru

Как проверить датчик положения распредвала?

Датчик, контролирующий размещение распредвала на автомобиле, является важным элементом. От функциональности данного устройства зависит работоспособность всего узла. ДПРВ, он же датчик фаз – это электронный компонент, который отслеживает положение распредвала в определенных интервалах времени. Сигналы с датчика направлены в механизм, управляющий машиной – ЭБУ и в простонародии «мозги». Происходит замыкание зубчика, установленного на валу. Моментально компьютер оповещают относительно размещения поршня. Это позволяет четко осуществить впрыск, чтобы сформировалась необходимая смесь.

Датчик положения распределительного вала во всех ДВС автомобилей, на которых он устанавливается, чаще всего имеет один и тот же алгоритм работы и завязан он на, так называемом, эффекте Холла - в тот момент, когда полупроводник проходит сквозь постоянное магнитное поле, в нем изменяется вектор направления заряженных частиц. Если говорить конкретно про принцип работы ДПРВ, то проще всего объяснить это так: в самом датчике находится магнит, который создает магнитное поле, в свою очередь, на зубьях колеса распредвала размещен металлический зуб(его еще называют репером). Как только этот зуб проходит зону действия магнитного поля, то создается импульс напряжения на сигнальном контакте датчика положения распределительного вала, который, в свою очередь, уже идет на обработку в "мозги" двигателя.

Стоит определить симптомы поломок рассматриваемого датчика. В сервисе пользуются специальным прибором -  осциллографом. Эксплуатируя авто, попадает грязь на установку - датчик неправильно функционирует, появляются расхождения в показателях. Как правило, главными симптомами являются: учащенный стрекот топливных форсунок, троение двигателя на холостых оборотах, увеличение расхода топлива на 20-30%, подтупливание на низах, богатая топливная смесь и как ее следствие - резкий запах из выхлопной трубы. Так же, если датчик не просто барахлит, а полностью вышел из строя, то двигатель не заведется, либо заведется, но ДВС через короткое время заглохнет.

Теперь о том, где обычно на автомобилях устанавливается ДПРВ? Определить точное положение ДПРВ поможет книга по ремонту и эксплуатации конкретно вашего автомобиля, но, как правило, он находится либо в районе звезды распредвала, либо на задней крышке распредвала. Частенько бывает, что на некоторых автомобилях добраться до необходимого датчика достаточно сложно и трудозатратно.

Но, если Вы все таки добрались до датчика, то вот алгоритм, который позволит своими руками продиагностировать его:

1. Для проверки целостности проводки, которая подключается ДПРВ к электроцепи, отключим фишку от датчика;

2. Включаем зажигание автомобиля;

3. Замыкаем цепь через вольтметр. В том случае, если цепь имеет напряжение, то это означает, что проводка целая. Если в цепи напряжения нет, то нужно искать обрыв в проводке.

4. Первый измерительный щуп вольтметра замыкаем на 12В, второй на сигнальный контакт датчика;

5. Крутим стартер. В том случае, если стрелка на циферблате вольтметра осталась в состоянии покоя, то это означает, что датчик "приказал долго жить".

Стоит отметить, что данный метод диагностики датчика распредвала скорее относится к старым автомобилям, которых нельзя продиагностировать через диагностические разъемы. Найти проблему работы датчика в современных автомобилях намного проще и быстрей, подключив к ЭБУ автомобиля диагностическое оборудование, либо к компьютеру, на котором установлено диагностическое ПО. Как правило, об ошибки работы датчика положения распредвала, автомобиль оповестит вас самостоятельно, включившейся сигнальной лампой на приборной панели и появлением симптомов в работе двигателя, о которых я упоминал выше. При подключении диагностического оборудования, если проблемы в ДПРВ, то, скорей всего, обнаружатся ошибки с кодом P0340, P0341, P0342, P0343 или P0344. Подробней об этих и других ошибках можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Замена датчика положения распредвала на автомобилях с бензиновым ДВС, если это потребовалось, не вызывает трудностей. Но вот установку ДПРВ в движки с блоком управления, который отвечает за распределение фаз, лучше доверить специалисту сервисцентра. Установка датчика на дизельных двигателях так же имеет свои нюансы, поэтому лучше работу доверить знающему специалисту.

 

Видео о том, как проверить ДПРВ своими руками:

Видео о том, как поменять датчик положения распредвала на примере автомобиля Лада Калина:

 

autoportal.pro