Как делают бензин 95: 6 удивительных фактов и 2 мифа про 95-й бензин — журнал За рулем

Содержание

6 удивительных фактов и 2 мифа про 95-й бензин — журнал За рулем

Как это часто бывает, самые привычные атрибуты автомобильной жизни кажутся настолько обыденными, что уже не вызывают никакого интереса. А между тем и про 95-й можно вспомнить много интересного.

Материалы по теме

Если АИ-92 — самый народный бензин в современной России, то АИ-95 — самый массовый. На нем ездят Аркана и Ларгус, Лексус и Инфинити, Вольво и Кашкай. Реально его можно заливать в двигатель практически любого современного автомобиля, кроме уж самых-самых форсированных моторов, поджатых по давлению в конце такта сжатия.

Согласно данным «Автостата», сегодня примерно половина автолюбителей России использует 95-й бензин. И этот процент может вырасти за счет того, что доля 92-го бензина будет постоянно снижаться.

При СССР

  • Согласно ГОСТ 2084–67, в СССР было пять видов бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. При этом 95-го бензина не было вообще. Однако же, согласно ОСТ 38-01-9-71, в стране производился автомобильный бензин «Экстра» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95! Позднее вместо него незаметно и появился АИ-95.

    Материалы по теме

  • Следующий стандарт, ГОСТ 2084–77, уже не упоминал А-66, но 95-го в нем опять-таки не было. Зато в ОСТ 38019–75 появился АИ-95! Любопытно, что АИ-95 был единственным бензином, на который стандарт не устанавливал требование к цвету! 
  • В СССР бензины «Экстра» первоначально продавали только по талонам. При этом стоимость была той же, что и у АИ-93, — 10 копеек за литр.
  • Справочник НИИАТ образца 1983 года, подробно расписывавший, какому автомобилю положен какой бензин, скромно указывал, что бензины АИ-95, мол, «предназначены для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия»
    . И — всё, без конкретики. Впрочем, тот же справочник десятком страниц ранее указал, что для автомобилей ГАЗ-14, ЗИЛ-114, ЗИЛ 4104 и ЗИЛ-117 надлежало использовать именно бензин АИ-95 «Экстра».

Наши дни

  • В современной автомобильной истории неразбериха с октановым числом тоже встречается. Типичный пример, когда разные производители автомобилей, на которые устанавливался один и тот же двигатель, требовали применять разное топливо. К примеру, 16-клапанный мотор К4M под капотом Lada Largus требует АИ-95, а в Альмере, Логане и Сандеро может трудиться на АИ-92.
  • В ряде случаев требование производителей заливать именно 95-й бензин является элементарной защитой моторов от неуемного желания потребителя сэкономить на заправке. Если вместо заявленного 95-го залить 92-й, то мотор это, скорее всего, переживет. Но если официально разрешить 92-й, то сразу найдутся желающие смешать его с 80-м, а это уже нехорошо.

Мифы про октановое число

Материалы по теме

  • Бытует мнение о том, что октановое число соответствует качеству бензина. На самом деле это не так. Просто разные бензины рассчитаны на разные моторы. И знаменитая Волга с оленем на капоте вовсе не поедет быстрее, если в нее плеснуть даже безукоризненный АИ-100. А 92-й исчез с европейских заправок вовсе не потому, что он какой-то плохой: просто современные моторы отличает большее давление в конце такта сжатия, а потому они требуют топливо с повышенной антидетонационной стойкостью.
  • Давно среди продвинутых автолюбителей ходит и миф про октановые числа. Дескать, исследовательское октановое число (ОЧИ) определяют где-то в химлабораториях, а вот моторное (ОЧМ) — в условиях полигонов и спецдорог. На самом же деле разница в определении этих чисел состоит только в режимах работы установки УИТ (предназначена для определения октанового числа бензина по моторному и исследовательскому методам). Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала — 600 об/мин, для ОЧМ — 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используют подогрев смеси перед двигателем. Для справки: у АИ-95 ОЧМ соответствует 85. Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива при городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ — при шоссейном цикле.
    А американцы указывают их среднее арифметическое. Что касается испытаний на реальных дорогах, то при этом определяют еще один вид октановых чисел — дорожное (ДОЧ). Его получают в ходе испытаний реального двигателя путем сопоставления пределов детонации на эксплуатационных режимах при работе на исследуемом и эталонных бензинах.
  • В последнее время бензин АИ-95 то и дело подвергается нападкам со стороны самих же топливных компаний! На презентациях, проводимых по случаю появления на рынке новых топлив с повышенной моющей способностью, неизменно предлагают заливать в бензобаки только 98-е бензины, причем «улучшенные». Тех, кто будет по привычке лить 95-й, якобы ждут детонация, сломанные перемычки поршней и пр. На прямой вопрос, чем провинился 95-й, следует уклончивый ответ: мол, ничем не провинился, но новый бензин лучше!

Счастливого пути на хорошем бензине!

  • Восемь вопросов о бензине и один, но очень полезный совет автомобилистам вы найдете в этой публикации.

Зачем заливать в бак 100-й бензин и когда этого делать не нужно

На АЗС нередко можно встретить бензины с октановым числом 100. Разберемся, кому они подходят и нужно ли за них переплачивать

Редакция

Сами по себе бензины с октановыми числами больше сотни известны давно: ими пользуются автоспортсмены. Теперь же заправить таким бензином свою машину может любой желающий. Остается только разобраться, нужно ли рядовому автовладельцу переплачивать за такое топливо? И с какой стати такие бензины вообще появились в продаже?

Refilling car fuel on the gas station

Кому он нужен?

Количество автомобилей, которым такой бензин действительно «понравится», на нашем рынке ничтожно.

На ум приходят разве что Nissan GTR, да Subaru WRX STI: сюда рекомендуются бензины с октановым числом 98 и выше. Что касается «обычных» автомобилей, рассчитанных, в основном, на 95-е бензины, то их владельцы должны понимать: мощность моторам дает вовсе не бензин, а их конструкция – от степени сжатия до углов опережения зажигания и фаз газораспределения. И никакой серийный Renault Logan, заправленный 100-м бензином, не превратится в Porsche. Высокий октан должен препятствовать возникновению детонации. Если речь идет о тюнингованном моторе с новой прошивкой и повышенной степенью сжатия, тогда высокооктановый бензин действительно покажет то, что не мог дать двигателю обычный 95-й. Но на обычном серийном моторе об этом речь не идет.

Почему же в таком случае к заправочным пистолетом с шильдиками «100» время от времени подруливают самые обыкновенные Тойоты, Лады и Фольксвагены? Причин может быть несколько.

Часть водителей искренно верит в то, что их мотор сам подстроится под новый бензин и «поедет лучше». Действительно, управляющая электроника  легко перестроится в пределах нескольких единичек октанового числа, позволяя мотору нормально работать, но отсюда вовсе не следует, что с увеличением октана двигателю становится лучше. Октановое число должно быть не большим, а оптимальным. А низкооктановый бензин – это вовсе не синоним низкокачественного: просто он изготовлен под другие моторы. Но народ почему-то не хочет в это верить.

Другая причина интереса к 100-му бензину – это вера в то, что такие бензины по определению «не бодяжат», а потому лучше переплатить, но купить заведомо «вещь». Тут возражать бесполезно: разве что сослаться на то, что абсолютно все топлива, продаваемые на территории РФ, должен соответствовать Классу 5. И если вы заправляетесь на брендовой фирменной АЗС, то поверьте в то, что вероятность нарваться на «бодягу» сегодня очень мала. Поэтому переплачивать за дорогущий бензин смысла нет.

Третья причина – от безвыходности. Бывает, что после заправки на какой-то «левой» АЗС мотор начинает откровенно капризничать и всячески «позвякивать». В таких случаях вполне естественно плеснуть в бак высокооктановый бензин, чтобы он, смешавшись с ранее залитой жидкостью, сумел как-то выровнять ситуацию. 100-й бензин при этом можно рассматривать как своего рода октан-корректор.

Наконец, четвертая причина – рекламно-политическая. В течение нескольких лет крупные нефтяные компании то и дело проводят то ли шоу, то ли презентации, посвященные появлению на АЗС бензинов с повышенной моющей способностью. Такие топлива встречаются на разных заправках – Ultimate, V-Power и т.п. Ничего плохого в них нет – разве что более высокая цена. Однако же на презентациях собравшимся демонстрируют детали от моторов, погубленных… применением низкооктановых бензинов АИ-95! Тут и разрушенные прокладки, и поршни с выломанными перемычками – почти как в жигулевскую эпоху, когда к подобным последствиям приводило бездумное применение бензина А-76. Для чего такие страшилки нужны сегодня, сказать трудно. Единственное, что приходит в голову – это желание нефтяных компаний заработать на ровном месте. А 95-е бензины при этом как бы приносятся в жертву.

За кем будущее?

Вполне возможно, что через какое-то время 100-е бензины станут столь же привычными, как 98-е сегодня. Для автопроизводителя переход на высокооктановые топлива – это способ снизить расход топлива и уменьшить количество вредных выбросов без потери мощности моторов, что необходимо не только для экологии, но и для ведения конкурентной борьбы с «коллегами». Но если автомобиль изначально не рассчитан на подобные бензины, то он вовсе не обязан превращаться в спорткар или снижать топливную прожорливость.

Хочу получать самые интересные статьи

Как делают бензин? Из чего делают бензин в России

Живет легенда, будто бы качественного топлива в принципе не существует. У «НЕФТЬОПТ» оно имеется, и вот как его производят.

Из чего делают бензин

Из нефти – разумеется, если она есть. При отсутствии оной годится и другое углеводородное сырье:

  • природный газ;
  • битум;
  • горючий сланец.

Идея получать жидкое топливо из твердых и газообразных материалов не нова. Так делали еще в первой половине ХХ века в Германии, богатой углем, но не имеющей доступа к нефтяным ресурсам. Технология, которая использовалась (метод Фишера – Тропша), не всегда экономически рентабельна. Существуют и другие способы, производство синтетического топлива занимает определенную нишу в мировой промышленности.

Вот как делают бензин из газа, угля, органических отходов. Нужна смесь водорода (Н) и монооксида углерода (СО) – т.н. «синтез-газ». Его производят путем газификации угля (пропусканием водяного пара) или конверсии метана в присутствии катализаторов. В синтез-газе, в зависимости от содержания СО и Н, можно получить требуемые фракции нефти – бензин, дизель. В реакции также задействован катализатор.

Есть методы, позволяющие изготовить жидкое топливо из природного и сопутствующего газа через стадию синтеза метанола – промежуточного материала. Процесс происходит в одном реакторе, но требует много энергии. Конечный продукт получается вдвое дороже, чем нефтяной бензин. Более рентабельный способ открыли российские ученые: изготавливать топливо через стадию синтеза диметилового эфира. Подробнее – в журнале «Наука и жизнь» (03/2019).

Как из нефти делают бензин

Прямой перегонкой или с использованием продуктов вторичной переработки. Первый метод звучит более привлекательно для обывателя (самый натуральный бензин), но с его помощью практически невозможно обеспечить горючим современные двигатели.

По-рабочекрестьянски ситуация выглядит так. Прямогонный бензин с относительно высоким октановым числом (по моторному методу от 65) получается не из любой нефти. Сырье нужно дважды перегнать, чтобы изготовить немного АИ-76 (использовался ранее). Тогда непонятно, как делают 95 бензин.

На помощь химикам приходят катализаторы. Продукты первичной переработки подвергают следующим процессам:

  • каталитический крекинг;
  • гидрокрекинг;
  • риформинг;
  • алкилирование.

Первый способ предполагает использование синтетических цеолитсодержащих или алюмосиликатных катализаторов. Из тяжелых нефтяных фракций получают топливо с ОЧИ 87…91. Гидрокрекинг – сходный процесс, только под давлением водорода и при высокой температуре. Катализаторы – никель, платина, кобальт и т.д.

Следующие методы помогут найти ответ, как делают 100 бензин. Компоненты, образующиеся при каталитическом риформинге, имеют ОЧИ до 100 и более. При алкилировании также получают высокооктановые вещества.

Конечный продукт изготавливают путем смешивания в нужных пропорциях (компаундирования) прямогонных фракций, вторичных компонентов и присадок.

ЛУКОЙЛ — Бензин ЭКТО от ЛУКОЙЛ

Инновационное топливо ЭКТО создано с учетом самых современных технологий с добавлением многофункционального пакета топливных присадок последнего поколения, чтобы Вы получали еще больше удовольствия от вождения.

Топливо ЭКТО прошло испытания в международном испытательном центре «Tickford Power Train Test Ltd», Великобритания. Испытания показали, что по сравнению с европейским эталонным бензином Евро 4 при использовании ЭКТО увеличивается выходная мощность двигателя и уменьшается расход топлива.

Контроль качества на АЗС

Принимая топливо на заправочной станции, сотрудники АЗС производят анализ продукта для контроля:

  • отсутствия механических примесей и воды;

  • соответствия температуры;

  • прозрачности.

При приеме каждой автоцистерны отбираются арбитражные пробы, которые хранятся и используются в случае нареканий по качеству. Ежемесячно Компания проводит контрольный анализ резервуаров, а также обработки их внутренней поверхности антикоррозийным покрытием. Оперативный контроль качества нефтепродуктов осуществляется передвижной экспресс-лабораторией.

ЭКТО

ЭКТО позволит Вам увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива. Кроме того, при его использовании снижается выброс углекислого газа в окружающую среду.

ЭКТО Plus

Вы любите свой автомобиль и считаете, что он способен на большее? Вам нужно безупречное качество топлива в сочетании с экономией? Значит, ЭКТО Plus создан специально для Вас. Его применение обеспечивает увеличение мощности двигателя и дает дополнительно до 30 км пробега с одной полной заправки.

Вас может также заинтересовать

Какой бензин лучше заливать зимой

Работа двигателя в холода и жару отличается. И споры о том, 95-й или 92-й бензин нужно заливать зимой в бак не угасают. Правда, мало кто знает, что топливо еще бывает зимнее и летнее. Давайте вместе выясним в чем разница и каким же бензином лучше заправлять машину зимой!

Почему расход бензина зимой увеличивается

Известно, что двигателю внутреннего сгорания зимой легче работать, чем летом. Это связано с тем, что холодный воздух для него приятнее, он улучшает сгорание и отодвигает детонацию. Производители большинства машин даже устанавливают охладители надувочного воздуха (интеркулеры) для создания комфортных для двигателя условий. Поэтому кажется, что расход топлива зимой должен падать, но он наоборот увеличивается. И вот почему:

  • Прогрев. Зимой мотор прогревается дольше, особенно если сразу включить печку. Кроме того, холодный мотор потребляет больше топлива, чем горячий. Да и при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.
  • Электричество. Расход топлива растет из-за вентилятора отопителя и различных обогревателей, которые пусть и не напрямую, но тоже питаются из топливного бака.
  • Дорога. Двигаясь по заснеженной дороге часто приходится буксовать, а это тоже увеличивает расход бензина.
  • Шипованные шины. Сопротивление зимней резины выше, чем у летней, поэтому и энергии приходится затрачивать больше.
  • Багаж. К зиме багажник, как правило, наполняется весомым набором зимних принадлежностей на случай аварийной остановки. Все они делают машину тяжелее и увеличивают расход топлива.
  • Средняя скорость. Очень часто зимой она падает так, что ездить приходится на очень низкой скорости на пониженных передачах, что также увеличивает расход.

Какой бензин в холодное время года выбирают водители

Как делается бензин, что такое октановое число и чем отличается 92-й от 95-го мы уже выясняли. Сейчас напомним лишь основное.

Считается, что в высокооктановом бензине, например, в АИ-95, больше спиртов и эфиров. Именно они повышают октановое число и обеспечивают воспламенение при высоких температурах. Отсюда следует, что чем меньше будет в топливе спиртов, тем оно быстрее загорится, что существенно облегчит эксплуатацию автомобиля зимой.

Поэтому в зимнее время, когда температуры низкие, многие водители предпочитают заливать в бак АИ-92.

Какой бензин лучше заправлять в бак в морозы

Купив машину, автовладельцу неплохо было бы заглянуть в ее инструкцию по эксплуатации. Там производитель пишет, какой бензин стоит заливать в бак конкретной модели авто – АИ-92 или АИ-95. Пренебрегать этими указаниями не рекомендуем, так как прошивка в ЭБУ, инжекторы, топливный насос, тонко настроены именно на это октановое число.

Но что делать в морозы? Какой же заливать бензин?

  • Если производитель указал точное октановое число, то лучше не экспериментировать и заливать тот вид бензина, который ему соответствует. Написано заправлять 95-ым, значит лить только его и неважно палящее солнце за окном или лютые морозы.
  • Если производитель предоставляет автовладельцу право выбора октанового числа, то зимой можно поэкспериментировать с бензином и заменить рекомендованный в инструкции по эксплуатации 95-й на 92-й.

Что такое зимний бензин

Разница между летним и зимним бензином 92-й и 95-й марки прописана в «ГОСТ 32513–2013 Топлива моторные. Бензин неэтилированный». И связана она с так называемым давлением насыщенных паров бензина (ДНП) или упругостью пара.

Речь идет о давлении, которое создают пары топлива в закрытом сосуде. Например, именно оно раздувает на жаре канистры. Конечно есть нормы этого давления. Так, независимо от октанового числа бензина допустимый порог ДНП составляет:

  • 35-80 кПа в летний период
  • 35-100 кПа в зимний период и межсезонье.

На АЗС давление насыщенных паров контролируется при приеме топлива, потому оператор автозаправки должен знать величину ДНП.

Разница в цифрах кажется небольшой. Однако, по мнению экспертов, на морозе летний бензин будет хуже испаряться и затруднит холодный пуск двигателя.

Объезжать заправки в поисках зимнего бензина не имеет смысла. На хороших АЗС характеристики топлива уже отвечают требованиям сезонности, то есть с наступлением холодов в резервуары заливают бензин с высоким ДНП.

Просто рекомендуем вам не зависимо от погоды и времени года всегда заправляться на качественных заправках.

Е10 немецкий бензин с этанолом

В Германии используется био-топливо Е10. Что это за марка, какие машины можно им заправлять.

95 бензин с этанолом

Тема топлива в Германии не оставляет никого равнодушным. Да и как нормальному автолюбителю можно спокойно взирать на непомерно растущие цены на бензин. Волей-не волей начинаешь задаваться вопросами: как сократить расходы на машину, стоит ли переходить на другое топливо?

С февраля 2011 на немецких автозаправках появилась марка Super Е10. Super означает, что октановое число этого вида топлива — 95. Особенностью сорта является содержание этанола, которое составляет 10% от общего объёма. Об этом говорит Е10 в названии. Начиная с 1989, максимальное количество био-топлива в бензине составляло 5% и подмешивалось оно в сорт E5 — обычный 95.

Этанол в Германии добывают путём переработки сахаросодержащих растений, например, кукурузы или пшеницы. Под рост нужной флоры отведено полмиллиона гектар пахотных земель. Но выбираются участки, на которых невозможно вырастить что-то более полезное, чем неприхотливый маис.

Причины введения Е10 в Германии

Увеличить количество био-топлива в бензине предписало немецкое министерство охраны природы. Якобы, таким путём можно уменьшить общее количество СО2, производимое автомобилями. Но исследования показывают, что на самом деле никаких существенных изменений в количестве выделяемой углекислоты не наблюдается. Напротив, из-за того, что расход смешанного топлива бывает выше, чем обычно, есть опасность, что углекислого газа в атмосфере станет больше!

В тестах апреля 2019 пять разных моделей машин при использовании Е10 показали как увеличение расхода до 1,7%, так и экономию в 2,21%.

Поэтому при различии в цене с Super на 2-3 евроцента, переходить на E10 из финансовых соображений смысл появляется только при уверенности, что расход не вырастет. А это зависит от конструкции авто, манеры вождения, типичных маршрутов, погоды и прочих факторов, сказывающихся на скорости сгорания горючего.

Сложности с использованием Е10 в Германии

Примерно 10% от общего числа эксплуатируемых в Германии бензиновых двигателей вообще не могут потреблять это топливо! После первой же заправки в топливной системе двигателя запускается коррозийный процесс, который невозможно остановить. Разрушения касаются изолирующих материалов и прокладок. Появляются утечки, опасные воспламенением.

Наличие проблемы зависит от марки транспортного средства и года выпуска. На специализированных сайтах опубликованы списки марок автомобилей и мотоциклов, которым нельзя заправляться E10. Например, вот список на сайте ADAC.

Если же кто-то нечаянно заправится био-топливом, хотя мотор транспортного средства не может на нём работать, в таком случае придётся выкачать из бака бензин. Даже от одного бака неподходящего топлива мотор может прийти в негодность, так что владельцам таких машин приходится на заправке быть предельно внимательными.

Ради этих 10% двигателей правительство Германии разрешило продолжать продавать обычное топливо наряду с био-топливом. Во Франции, например, обычного аналога 92 просто нет, есть только Е10. Тем, кому не подходит этаноло-содержащее топливо, вынуждены заправляться более дорогим Super.

На данный момент принято решение держать оба сорта бензина без конкретного срока. Что дальше пока неясно. К тому же, цена на обычный бензин в Германии продолжает расти.

27-07-2019, Степан Бабкин

Состав и виды бензина

Вопреки распространённому мнению, бензин не является моновеществом с чёткой структурой. На самом деле это смесь углеводородов, имеющая, в зависимости от марки и названия, и разное молекулярное строение. Свойства разных марок, состав  бензина под разными торговыми названиями обусловлены именно этим.

Коротко о производстве – «откуда что берётся»

Чтобы получить это топливо, с сырой нефтью (которая является основным сырьём для производства бензина, хотя производить его можно и из сланцев, и даже из каменного угля, но эти способы дороже) проделывают различные  манипуляции, например, низкотемпературная (риформинг) и высокотемпературная (крекинг) обработка сырья. Полученный в результате этих разных методов бензин затем смешивается в уже товарную форму. Таким образом, состав бензина многокомпонентен. Упрощённо процесс создания этого топлива выглядит так:

  1. Атмосферно-вакуумная перегонка с получением самого легко извлекаемого бензина.
  2. Извлечение серы и солей, которые значительно ухудшают качество бензина. Российская нефть, кстати, очень богата серой, поэтому на мировых рынках ценится даже ниже азербайджанской, например. Исключение – сахалинская нефть с большим количеством лёгких фракций.
  3. Отправка оставшихся нефтяных фракций частично на вторичную перегонку, частично – на каталитический крекинг. Из вторичной перегонки фракции идут на каталитический риформинг.
  4. В результате крекинга оставшихся тяжёлых фракций при нагреве (иногда до 700⁰С) рвутся молекулярные цепочки, и образуется вторичный бензин. Если при низкотемпературном процессе выход бензина из сырой нефти не превышает 20%, то в результате высокотемпературного крекинга бензина из нефти можно получить уже до 70%.
  5. Тяжёлые нефтяные фракции из процессов атмосферно-вакуумной перегонки, из вторичной перегонки и из каталитического риформинга поступают на участок «газофракционирующая установка». Из неё, а так же с установки каталитического крекинга, идут компоненты в смесь, которая и является собственно бензином. А из смеси затем уже выделяют сорта и классы АИ-92, АИ-95, Евро-3 и т.д.

Маркировка бензина

Какие химические свойства бензина используются при его продаже потребителям? Для работы бензина в качестве моторного топлива важны:

  1. Испаряемость.
  2. Воспламеняемость и, как следствие – способность к горению.
  3. Образованию отложений (нагара) – которых должно быть как можно меньше.
  4. Коррозионная активность.
  5. Способность к детонации.

Маркировка бензинов из продающихся на заправках в России сейчас такова: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Выпускаемые раньше для грузовых траков А-72 и АИ-80 в соответствии с переходом на евростандарты сняты с производства из-за их большого количества токсичных веществ, входящих в состав бензина и в продуктах выхлопа.

Что же означают буквы «А» и «И» в названии топлива?

Метод определения октанового числа – моторный, обозначается литерой «А», и/или исследовательский, обозначаемый «И». При моторном методе измеряют детонационные свойства воздушно-бензиновой взрывоопасной смеси, поступающей из карбюратора или инжекторов в камеру сгорания, притом на нормальных режимах работы мотора. При исследовательском – на предельных, форсированных или просто повышенных оборотах и нагрузках. Так как исследования проводятся обоими методами, маркировка бензинов использует обе литеры – «АИ»

Октановое число – что это?

Теперь о сути самого термина. Так как состав бензина в основном – это смесь изооктана и гептана с их разной способностью к детонации в камерах сгорания двигателей, то замер этой их способности к детонации в момент воспламенения и измеряют на специальном двигателе для испытаний бензиновой смеси.

При этом если превалирует изооктан – возрастает детонация. Если гептан – детонация падает до нуля, но возрастает температура горения, что идёт к износу всех деталей, содержащих силикон и резину (сальники), они твердеют и крошатся; прогорают клапана и стенки цилиндров. В большинстве случаев (кроме специальных) октановое число совпадает с процентом содержания в бензине изооктана.

МаркаГОСТ/ТУОктановое число (моторный метод)Октановое число (исследователь- ский метод)
А-92ТУ38.001165-878392
АИ-93ГОСТ 2084-778593
АИ-95ГОСТ 2084-778795
АИ-98ГОСТ 2084-778998

Экологические требования к топливу

Природа Земли – равновесная система взаимодействия растительного и животного мира, притом как на суше, так и в океане. Загрязнение её ведет к гибели многих живых существ, а значит и к оскудению многообразия генофонда планеты. А именно так – в планетарном масштабе, — нужно мыслить, если человечество хочет выжить и сохранить всё многообразие природы. Но!

Продукты сгорания нефти, особенно без должной степени очистки по параметрам, принятым международными правилами в последнее время, в больших количествах смертельно опасны для окружающей среды. Впрочем, токсичны не только продукты сгорания, но и сама нефть и все её производные и антидетонационные присадки. Например, тетраэтилсвинец. Или наличие в бензине углеводородов с двойными связями, что характерно в составе бензина вторичной возгонки после каталитического крекинга нефти.


Впрочем, экологические требования к топливам ужесточаются из года в год, что служит хоть какой-то гарантией чистоты окружающей среды. Даже бьющие по карману потребителя налоги за содержание и покупку автомобилей со старыми экологическими нормами также способствуют сбережению природы.

Особо стоит остановиться на бензинах класса «Евро» под маркировкой 3, 4 ,5 и 6. Это бензины особой экологической чистоты, при сгорании которых выделяется на 10-12% меньше угарного и углекислого газов, понижено в полтора – два раза содержание бензола (его там 1,00 % макс.), серы – 1,00 ррм не более, ароматических углеводородов – 42, 35, 35 и 24 % соответственно, наличие моющих присадок – обязательно, а выбросы окислов азота уменьшены на 5,0 у Евро3, 3,2 – у Евро4, 2,0 – у Евро5 и 0,46 у Евро6.

Россия также не остаётся в стороне от общемирового тренда: компанией «Лукойл» выпущен бензин ЭКТО100. Топливо прошло экспертизу швейцарской компании Intertek и получило высокую оценку по классу экологичности. По отзывам потребителей, если на крышке бензобака обозначено, что топливо должно быть не ниже АИ95, а ездили на АИ98, то свойства бензина ЭКТО100 таковы, что заправка им только улучшила характеристики работы мотора.

Сезонный бензин

Среди водителей имеет хождение стойкий миф о том, что в сильные холода (минус 20 градусов и ниже) следует заливать в бензобак бензин с более низким, на одну ступень, чем рекомендовано, октановым числом. Например, АИ-92 вместо «родного» АИ-95.Чем мотивируют? Более низкой температурой воспламенения, а значит – его надёжностью загораться в цилиндрах двигателя в сильный мороз.

Ну, хорошо. Залили вы 10 литров АИ-92 вместо рекомендованного АИ-95 при холоде на улице в минус 20. А в течение дня мороз спал до минус 10, свойства бензина другие, отличающиеся от расчётных – и зазвенели клапана и цилиндры от «вдруг» возникшей детонации! Замена мотора потом обойдётся несопоставимо дороже копеечной экономии.

Тем более, что такую замену можно делать, если в инструкции по эксплуатации вашей машины прямо сказано, что такая замена топлива на с более низким октановым числом вообще допустима.


Мало кто знает, что все крупные компании производят бензин в зависимости от времени года, так существует зимний и летний его состав, именно для целей более надежной работы двигателя в разные времена года.

Так что, выбирая топливо для зимних поездок, стоит обратить внимание не на октановое число, а на такой показатель, как «давление насыщенных паров» — ДНП, измеряемого в килопаскалях (кПа). Чем выше ДНП, тем лучше воспламеняемость воздушно-бензиновой смеси.

Для зимнего бензина степень упругости смеси вместо 80 кПа должна быть 90-100 кПа.

Обычный, «летний», бензин, превращается в «зимний» добавлением бутана. Если технология смешивания произведена верно, на выходе получится легко воспламеняемая в морозы смесь.

Но многие ли заправочные станции заморачиваются такой заботой о потребителе? Крупные, брендовые – да. Удар по их престижу  может обернуться многомиллионными убытками, особенно, если после грамотной экспертизы и распиаренной в СМИ историей автомобилист докажет убытки по вине автозаправочного гиганта. С  мелких же производителей, зачастую, взятки гладки. Закроют его керосиновую лавочку – он возродится под другим названием и под другой фамилией. Любимой тёщи, например. А теперь представьте такую же манипуляцию с названием и сменой фактического владельца у бренда «Лукойл»?

Другие показатели.

Октан – это ещё не всё!

С соотношением изооктана и гептана, влияющим на антидетонационные качества бензина, вроде всё ясно. От чего же ещё зависит эффективность сгорания топлива под названием «бензин»?

У сложных углеводородов, входящих в его состав, разная степень испаряемости и закипания, а эти показатели напрямую влияют на работу мотора. Качество бензина как раз и зависит от соотношения фракций, закипающих при разной температуре. Различия в составе всех АИ и Евро, таким образом, обусловлены процентным соотношением легко-  и трудно- закипаемых фракций.

Для чего вводятся такие фракции в состав бензина? Если не вдаваться в тонкости термодинамики и процентного химического состава топлива, то картина складывается следующая:

  • Закипающие при низкой температуре (от 27⁰С) служат для первичного воспламенения при пуске холодного двигателя;
  • Кипящие до 100⁰С – для стабильной работы мотора при движении;
  • Кипящие до 200 градусов на конечной стадии движения и при выключении мотора – чтобы он не продолжал работать даже при выключении зажигания за счёт того, что части двигателя раскалены (калильное зажигание).

Кроме того, различаются также и виды бензинов. Они бывают этилированные и неэтилированные. Вторые – без этилсвинцовых добавок. Но главное, пожалуй, отличие видов бензинов – это авиационные и автомобильные.

Коротко об авиационном бензине

Авиационный бензин – это топливо, используемое для поршневых авиационных двигателей. Не для реактивных самолётов – там в качестве топлива используют авиационный керосин.

Особенность авиационного двигателя, в отличие от автомобильного, в том, что в большинстве случаев используется принудительный впрыск топлива в цилиндры двигателя.

Маркировка авиабензинов производится, в отличие от автомобильных АИ,  литерой «Б». На данный момент в России взамен ранее выпускавшихся бензинов Б-91-115 и Б-95-139  разработан и пошёл в серию универсальный бензин Б-92, в котором отсутствует показатель «сортность на богатой смеси», что позволило наряду с нормальной работой  на всех режимах расширить ресурсы двигателей и значительно уменьшить содержание в бензине тетраэтилсвинца.


Кроме топливного Б-92 в России выпускается и авиационный Б-70, но используют его чаще всего в качестве бензинового растворителя в производстве и для бытовых нужд.

Послесловие

Если использовать не нефтяные ресурсы в качестве источника для получения топлива, то перспективы как экологии, так и самого наличия топливно-энергетического комплекса выглядят не столь удручающе, как это есть на сегодняшний момент.

В качестве альтернатив могут быть использованы технологии переработки сжиженных газов, растительных масел из ряда непищевых сортов, спирты на основе этилового, но главное – водород, не оставляющий после себя СО и СО2.

Отдельное направление – создание экономичных  и компактных аккумуляторов и электродвигателя, работающего в паре с ними.

Пока что идёт химическое совершенствование бензинов, ужесточение экологических требований к ним, но, как следствие – увеличение цены. Что вкупе с увеличением численности народонаселения планеты и доступ всё большего числа людей всех континентов к благам цивилизации, к которым, несомненно, относится и всеобщая автомобилизация – перспективы отрасли остаются неопределёнными.

Как производится бензин? Что такое октановое число?

Бензин состоит из сложной смеси углеводородов. Большинство из них представляют собой алканы с 4-10 атомами углерода в молекуле. Присутствуют меньшие количества ароматических соединений. Алкены и алкины также могут присутствовать в бензине.

Бензин чаще всего получают путем фракционной перегонки нефти, также известной как сырая нефть (ее также получают из угля и горючего сланца). Сырая нефть разделяется на фракции по разным температурам кипения.Этот процесс фракционной перегонки дает примерно 250 мл прямогонного бензина на каждый литр сырой нефти. Выход бензина можно увеличить вдвое за счет преобразования фракций с более высокой или более низкой точкой кипения в углеводороды в диапазоне бензина. Для этого преобразования используются два основных процесса — крекинг и изомеризация.

Как работает крекинг

При крекинге высокомолекулярные фракции и катализаторы нагреваются до точки разрыва углерод-углеродных связей.Продукты реакции включают алкены и алканы с более низкой молекулярной массой, чем присутствовавшие в исходной фракции. Алканы из реакции крекинга добавляют к прямогонному бензину для увеличения выхода бензина из сырой нефти. Пример реакции крекинга:

алкан C 13 H 28 (л) → алкан C 8 H 18 (л) + алкен C 2 H 4 (г) + алкен C 3 H 6 (г )

Как работает изомеризация

В процессе изомеризации алканы с прямой цепью превращаются в изомеры с разветвленной цепью, которые горят более эффективно.Например, пентан и катализатор могут реагировать с образованием 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана. Кроме того, в процессе крекинга происходит некоторая изомеризация, которая повышает качество бензина.

Октановое число и детонация двигателя

В двигателях внутреннего сгорания сжатые смеси бензина и воздуха имеют тенденцию к преждевременному воспламенению, а не плавному горению. Это создает в двигателе детонацию , характерный дребезжащий или звенящий звук в одном или нескольких цилиндрах.Октановое число бензина является мерой его устойчивости к детонации. Октановое число определяется путем сравнения характеристик бензина с изооктаном (2,2,4-триметилпентаном) и гептаном. Изооктану присвоено октановое число 100. Это сильно разветвленное соединение, которое горит плавно и с легким стуком. С другой стороны, гептан имеет нулевое октановое число. Это неразветвленный состав и сильно стучит.

Прямогонный бензин имеет октановое число около 70.Другими словами, прямогонный бензин имеет те же детонационные свойства, что и смесь 70% изооктана и 30% гептана. Крекинг, изомеризация и другие процессы могут быть использованы для увеличения октанового числа бензина примерно до 90. Для дальнейшего повышения октанового числа могут быть добавлены антидетонационные агенты. Тетраэтилсвинец, Pb (C2H5) 4, был одним из таких агентов, который добавляли к газу из расчета до 2,4 грамма на галлон бензина. Переход на неэтилированный бензин потребовал добавления более дорогих соединений, таких как ароматические углеводороды и сильно разветвленные алканы, для поддержания высоких октановых чисел.

Бензонасосы обычно определяют октановое число как среднее двух разных значений. Часто октановое число обозначается как (R + M) / 2. Одно из значений — это октановое число по исследовательскому методу (RON), которое определяется на испытательном двигателе, работающем на низкой скорости 600 об / мин. Другое значение — это моторное октановое число (MON), которое определяется на испытательном двигателе, работающем на более высокой скорости 900 об / мин. Если, например, бензин имеет RON 98 и MON 90, то указанное октановое число будет средним из двух значений или 94.

Бензин с высоким октановым числом не превосходит бензин с обычным октановым числом в предотвращении образования отложений в двигателе, их удалении или очистке двигателя. Однако современное высокооктановое топливо может содержать дополнительные детергенты, помогающие защитить двигатели с высокой степенью сжатия. Потребители должны выбирать самое низкое октановое число, при котором двигатель автомобиля работает без детонации. Случайные легкие стуки и звонки не повредят двигателю и не указывают на необходимость в более высоком октановом числе. С другой стороны, сильный или продолжительный удар может привести к повреждению двигателя.

Дополнительные значения бензина и октанового числа

Центр данных по альтернативным видам топлива: основы этанольного топлива

Этанол — это возобновляемое топливо, которое производится из различных растительных материалов, известных под общим названием «биомасса». Более 98% бензина в США содержит этанол, обычно E10 (10% этанола, 90% бензина), для насыщения топлива кислородом, что снижает загрязнение воздуха.

Этанол также доступен в виде E85 (или гибкого топлива), который может использоваться в транспортных средствах с гибким топливом, предназначенных для работы на любой смеси бензина и этанола до 83%.Другая смесь, E15, одобрена для использования в легковых автомобилях 2001 модельного года и более новых.

Сделать этанол доступным в качестве автомобильного топлива необходимо в несколько этапов:

  • Сырье для биомассы выращивается, собирается и транспортируется на предприятие по производству этанола.
  • Сырье превращается в этанол на производственном предприятии, а затем доставляется на топливный терминал или конечному потребителю по железной дороге, грузовиком или баржей.
  • Этанол смешивается с бензином на топливном терминале для получения E10, E15 или E85, а затем доставляется грузовиком на заправочные станции.E15 поступает либо непосредственно с терминала, либо через насос-блендер из резервуаров E10 и E85 на станции.

Свойства топлива

Этанол (CH 3 CH 2 OH) — прозрачная бесцветная жидкость. Он также известен как этиловый спирт, зерновой спирт и EtOH (см. Поиск по свойствам топлива). Этанол имеет одну и ту же химическую формулу независимо от того, произведен ли он из сырья на основе крахмала или сахара, такого как кукурузное зерно (поскольку это в основном в Соединенных Штатах), сахарный тростник (как в основном в Бразилии) или из целлюлозного сырья (например, древесной щепы или растительных остатков).

У этанола более высокое октановое число, чем у бензина, что обеспечивает превосходные свойства смешивания. Требования к минимальному октановому числу бензина предотвращают детонацию двигателя и обеспечивают управляемость. Бензин с более низким октановым числом смешивают с 10% этанолом, чтобы получить стандартное октановое число 87.

Этанол содержит меньше энергии на галлон, чем бензин, в разной степени, в зависимости от процентного содержания этанола в смеси. Денатурированный этанол (98% этанола) содержит примерно на 30% меньше энергии, чем бензин на галлон.Влияние этанола на экономию топлива зависит от содержания этанола в топливе и от того, оптимизирован ли двигатель для работы на бензине или этаноле.

Энергетический баланс этанола

В США 94% этанола производится из крахмала кукурузного зерна. Для превращения любого исходного сырья в этанол требуется энергия. Этанол, произведенный из кукурузы, демонстрирует положительный энергетический баланс, а это означает, что процесс производства этанольного топлива не требует больше энергии, чем количество энергии, содержащееся в самом топливе.

Целлюлозный этанол улучшает энергетический баланс этанола, поскольку исходное сырье является либо отходами, побочными продуктами другой отрасли (древесина, растительные остатки), либо специальными культурами, такими как просо и мискантус, с меньшими потребностями в воде и удобрениях по сравнению с кукурузой. Когда биомасса используется в процессе преобразования непищевого сырья в целлюлозный этанол, количество энергии ископаемого топлива, используемой в производстве, сокращается еще больше. Еще одно преимущество целлюлозного этанола заключается в том, что он приводит к более низким уровням выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла.

Для получения дополнительной информации об энергетическом балансе этанола загрузите следующие документы:

Shell V-Power NiTRO + Premium Gasoline

Название: Shell V-Power® NiTRO +: Gunk Protection

Продолжительность: 0:54

Описание: Анимированное видео, показывающее, как Shell V-Power® NiTRO + Premium Gasoline защищает от грязи.

{Shell V-Power® NiTRO +: защищает от мусора} Транскрипт

[играет фоновая музыка]

{вождение, гимн рок}

[Анимированные последовательности]

{Открыть на решетке автомобиля с помощью Shell V -Логотип Power® NiTRO + и значок мусора на значке}

{Мы уменьшаем масштаб, чтобы увидеть решетку на красном грузовике, едущем по пустынному ландшафту}

{Автомобиль исчезает, открывая внутреннюю часть автомобиля, пока мы не увидим двигатель }

{Показан двигатель V-6 PFI. Включая приведение в действие клапанов, впрыск топлива, сгорание}

{SFX всего двигателя}

{Перейдите в разрез двигателя — крупный план, показывающий воздушный тракт, клапаны, свечу зажигания}

{Топливо подается через форсунку в воздушный тракт и начинает попадать в заднюю часть клапана}

[Отображается текст]

{Грязь — это еще одно название углеродных отложений}

[Анимированная последовательность]

{Крупный план удара топливовоздушной смеси в заднюю часть впускных клапанов}

{Показать работу двигателя — смесь топлива и воздуха поступает в камеру сгорания (вид изнутри)}

{Когда поршень сжимает смесь, загорается свеча зажигания и происходит возгорание (вид изнутри)}

[Отображение текста]

{Грязь может накапливаться на впускных клапанах и топливных форсунках}

[Анимированная последовательность]

{Сдвиг к задней стороне клапанов во время сгорания и образования нагара}

[Отображение текста]

{Снижение эффективности работы двигателя}

[Отображение текста]

{Бензины высшего качества более низкого качества / Shell V-Power® NiTRO + бензин высшего качества}

[Анимированная последовательность]

{Разделенный экран, показывающий обе стороны двигателя, впускные клапаны слева (топливо низкого качества) теперь покрыты грязью, правые клапаны (Shell V-Power® NiTRO + не имеет отложений)

[Отображение текста]

{Shell V-Power® NiTRO + обеспечивает непревзойденную защиту от мусора, чтобы помочь

улучшить характеристики двигателя}

[Анимированная последовательность]

{Увеличьте изображение сбоку, показывая чистый клапан Shell V-Power® NiTRO +}

{См. крупный план задней стороны клапана без отложений}

[Отображается текст]

{Еще одна причина залить бензин Shell V-Power® NiTRO + Premium Gasoline} 9000 3

[Анимированная последовательность]

{Внешний вид автомобиля снова появляется и формируется вокруг двигателя, он выезжает за пределы кадра}

{Логотип Shell + Shell V-Power® NiTRO + блокировка}

{SFX мнемоника}

переработка нефти | Определение, история, процессы и факты

История

Перегонка керосина и нафты

Переработка сырой нефти обязана своим происхождением успешному бурению первых нефтяных скважин в Онтарио, Канада, в 1858 году и в Титусвилле, штат Пенсильвания, США. S., в 1859 году. До этого времени нефть была доступна только в очень малых количествах за счет естественного просачивания подземной нефти в различных областях по всему миру. Однако такая ограниченная доступность ограничивала использование нефти в медицинских и специальных целях. С открытием «каменной нефти» на северо-западе Пенсильвании сырая нефть стала доступной в достаточном количестве, чтобы вдохновить на разработку крупномасштабных систем переработки. На первых нефтеперерабатывающих заводах использовались простые перегонные установки, или «кубы», для разделения различных компонентов нефти путем нагревания смеси сырой нефти в сосуде и конденсации образовавшихся паров в жидкие фракции.Первоначально основным продуктом был керосин, который оказался более распространенным, более чистым ламповым маслом и более стабильным качеством, чем китовый жир или животный жир.

Самым низкокипящим сырьевым продуктом из перегонного куба была прямогонная нафта, предшественник необработанного бензина (бензина). Его первоначальное коммерческое применение было в первую очередь в качестве растворителя. Было обнаружено, что высококипящие материалы эффективны в качестве смазочных материалов и жидкого топлива, но поначалу они были в основном новинками.

Совершенствование техники бурения нефтяных скважин быстро распространилось на Россию, и к 1890 году нефтеперерабатывающие заводы уже производили большое количество керосина и мазута.Развитие двигателя внутреннего сгорания в последние годы 19 века привело к появлению небольшого рынка сырой нафты. Но развитие автомобилей на рубеже веков резко увеличило спрос на качественный бензин, и это, наконец, предоставило пристанище нефтяным фракциям, которые были слишком летучими для включения в керосин. По мере роста спроса на автомобильное топливо были разработаны методы непрерывной перегонки сырой нефти.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишись сейчас

Переход на легкое топливо

После 1910 года спрос на автомобильное топливо стал превышать потребности рынка в керосине, и нефтепереработчики были вынуждены разрабатывать новые технологии для увеличения выхода бензина. Самый ранний процесс, называемый термическим крекингом, заключался в нагревании более тяжелых нефтей (для которого требовалось мало рыночных требований) в реакторах под давлением и, таким образом, в крекинге или расщеплении их больших молекул на более мелкие, которые образуют более легкие и более ценные фракции, такие как бензин, керосин и легкое промышленное топливо.Бензин, полученный путем крекинга, лучше работает в автомобильных двигателях, чем бензин, полученный прямой перегонкой сырой нефти. Разработка более мощных авиационных двигателей в конце 1930-х годов привела к необходимости повысить характеристики сгорания бензина и стимулировала разработку топливных присадок на основе свинца для улучшения характеристик двигателя.

В 1930-е годы и во время Второй мировой войны сложные процессы очистки с использованием катализаторов привели к дальнейшему повышению качества транспортного топлива и дальнейшему увеличению его поставок.Эти усовершенствованные процессы, включая каталитический крекинг тяжелых масел, алкилирование, полимеризацию и изомеризацию, позволили нефтяной промышленности удовлетворить потребности в высокопроизводительных боевых самолетах и, после войны, поставлять все большее количество транспортного топлива.

1950-е и 60-е годы вызвали большой спрос на авиакеросин и высококачественные смазочные масла. Продолжающийся рост спроса на нефтепродукты также усилил потребность в переработке более широкого ассортимента сырой нефти в высококачественные продукты.Каталитический риформинг нафты заменил более ранний процесс термического риформинга и стал ведущим процессом улучшения качества топлива для удовлетворения потребностей двигателей с более высокой степенью сжатия. Гидрокрекинг, процесс каталитического крекинга, проводимый в присутствии водорода, был разработан как универсальный производственный процесс для увеличения выхода бензина или реактивного топлива.

К 1970 году нефтеперерабатывающая промышленность прочно утвердилась во всем мире. Поставка сырой нефти для переработки в нефтепродукты достигла почти 2.3 миллиарда тонн в год (40 миллионов баррелей в день), с основной концентрацией нефтеперерабатывающих заводов в большинстве развитых стран. Однако, когда мир узнал о воздействии промышленного загрязнения на окружающую среду, нефтеперерабатывающая промышленность стала основным направлением изменений. Нефтепереработчики добавили установки гидроочистки для извлечения сернистых соединений из своих продуктов и начали производить большие количества элементарной серы. Сточные воды и выбросы углеводородов и продуктов сгорания в атмосферу также стали предметом повышенного технического внимания.Кроме того, пристальному вниманию подверглись многие очищенные продукты. Начиная с середины 1970-х годов, нефтепереработчики в Соединенных Штатах, а затем и во всем мире были обязаны разрабатывать технологии производства высококачественного бензина без использования свинцовых присадок, а начиная с 1990-х годов от них требовалось вложить значительные средства в полное производство бензина. изменение состава транспортного топлива с целью минимизации выбросов в окружающую среду. Из отрасли, которая когда-то производила единственный продукт (керосин) и утилизировала нежелательные побочные продукты любым возможным способом, нефтепереработка превратилась в одну из наиболее строго регулируемых отраслей обрабатывающей промышленности в мире, тратя значительную часть своих ресурсов на сокращение его влияние на окружающую среду, поскольку он обрабатывает около 4.6 миллиардов тонн сырой нефти в год (примерно 80 миллионов баррелей в день).

Преимущества автомобилей, работающих на природном газе

Транспортные средства, работающие на природном газе (NGV), могут предложить жителям Калифорнии ряд экономических и экологических преимуществ. Сюда могут входить экономические выгоды от недорогого внутреннего топлива, развитие рынка зеленых рабочих мест, улучшение качества воздуха в регионе, сокращение выбросов парниковых газов, уменьшение нашей зависимости от нефти и обеспечение пути к водородной экономике.

Экологические преимущества

Автомобили, работающие на природном газе, могут оказать немедленное и положительное влияние на проблемы качества воздуха, энергетической безопасности США и здоровья населения. Вот некоторые ключевые преимущества использования природного газа в качестве транспортного топлива.

Газомоторные автомобили чистые

Газомоторные автомобили

являются одними из самых экологически чистых транспортных средств в коммерческом производстве на сегодняшний день и производят только 5–10 процентов выбросов, допустимых даже по самым строгим современным стандартам. Газомоторные автомобили производят на 20-30 процентов меньше парниковых газов, чем автомобили с бензиновым или дизельным двигателем.

В целом, природный газ является одним из наиболее экологически чистых альтернативных видов топлива, доступных на сегодняшний день. Газомоторные автомобили могут снизить выбросы оксидов азота (NOx) и химически активных углеводородов, которые образуют приземный озон, основной ингредиент смога, на целых 95 процентов. Газомоторные автомобили также могут сократить выбросы углекислого газа на 30 процентов, окиси углерода (CO) на 85 процентов и выбросов канцерогенных твердых частиц на 99 процентов.

Снижение выбросов парниковых газов

Использование сжатого природного газа (КПГ) вместо бензина или дизельного топлива может помочь сократить выбросы парниковых газов.

Анализ «от скважины к колесам» в 2008 году, проведенный TIAX, LLC, показывает, что природный газ обеспечивает снижение выбросов парниковых газов (ПГ) на 30% для легковых автомобилей и на 23% для автомобилей средней и меньшей мощности большегрузные автомобили по сравнению с бензиновыми и дизельными двигателями. На диаграмме ниже показано количество CO2, которое было вытеснено с 1999 года клиентами SoCalGas®, использующими автомобили, работающие на КПГ вместо дизельного топлива. Только в 2008 году это число составило почти 229 000 метрических тонн CO 2 !

Очевидно, что газомоторные автомобили представляют собой один из самых экологически чистых вариантов сегодня и завтра.

Биогаз: возобновляемый редуктор выбросов

Биогаз — это доступная возобновляемая энергия, которая также может помочь сократить выбросы парниковых газов. Он уже успешно используется в некоторых частях Европы и даже ограниченно используется в газомоторном топливе здесь, в Калифорнии. * В настоящее время мы изучаем, как биогаз можно использовать и распространять среди наших клиентов.

Получите более подробную информацию от NGVAmerica * об улавливании парниковых газов со свалок, отходов животноводства, сточных вод и других источников посредством производства биометана.Центр данных по альтернативным видам топлива Министерства энергетики США также предоставляет обзор преимуществ биогаза. *

Меньше шума и запаха

Уровень звукового давления двигателя, работающего на сжатом природном газе, ниже, чем у дизельного двигателя, поэтому шум на 90 процентов меньше. 1 . Это делает газомоторные автомобили особенно хорошим выбором в густонаселенных районах или для транспортных средств, которые работают в ночное время. Кроме того, заправка сжатым природным газом по сравнению с бензином или дизельным топливом снижает выбросы одорантов и испарений.

Низкий риск загрязнения

КПГ не загрязняет грунтовые воды. Владельцам заправочных станций КПГ не нужно бороться с угрозой утечки из подземных резервуаров, что является серьезным фактором при использовании жидкого топлива.

Путь к водороду

NGV представляют собой проверенную технологию, доступную прямо сейчас. Существующая общественная инфраструктура заправки топливом в Южной Калифорнии стабильна и постоянно растет.

Не исключено, что водород может стать основным топливом для транспорта в США.S. в какой-то момент в будущем, но использование СПГ для транспортировки сейчас помогает создать мост в водородное будущее. По данным Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии Министерства энергетики США *, «… развитие технологий газового топлива сегодня может способствовать переходу к будущей транспортной сети, основанной на водородных топливных элементах». Природный газ из существующих трубопроводов уже является ведущим топливным сырьем для производства водорода.

Экономическая выгода

Природный газ по сравнению с бензином и дизельным топливом

Автомобили, работающие на КПГ, обладают существенными преимуществами по сравнению с автомобилями, работающими на бензине.Исторически сложилось так, что КПГ стоил значительно меньше, чем бензиновый или дизельный галлон в насосе в зоне обслуживания SoCalGas. Управление энергетической информации * Министерства энергетики США отслеживает исторические цены на бензин и дизельное топливо.

Источники: цены на бензин получены из среднегодовых значений еженедельных пересмотренных розничных цен на бензин в Калифорнии Управления правительственной информации по энергетике США. Цены на дизельное топливо получены из среднегодового показателя США.Ежемесячный отчет о розничных продажах дизельного топлива в Калифорнии № 2 Государственного управления энергетической информации. Цены на КПГ получены из среднегодовых цен на коммунальные станции СПГ SoCalGas.

Более низкая годовая стоимость топлива, чем у бензинового гибрида

2

Давайте возьмем разницу в 1 доллар за галлон и сравним гибрид с газомоторным двигателем, оба проезжают 15 000 миль в год. При среднем расходе 41 миль на галлон гибридный автомобиль будет сжигать почти 366 галлонов бензина в год. Если умножить на 3 доллара за галлон, общая годовая стоимость топлива составит 1097 долларов.Исходя из среднего показателя 28 миль на галлон, газомоторный автомобиль будет сжигать почти 536 галлонов бензина, эквивалентных галлонам СПГ в год. Если умножить на 2 доллара за галлон, общая годовая стоимость топлива составит всего 1071 доллар. Если вы проезжаете более 15 000 миль в год или если разница в ценах на бензин и КПГ продолжает увеличиваться, экономия от КПГ будет больше.

Рентабельность

SoCalGas вместе с Округом управления качеством воздуха Южного побережья и California Natural Gas Vehicle Partnership поручили TIAX LLC разработать исследование «Сравнительные затраты на технологии дизельного топлива и природного газа для тяжелых условий эксплуатации в 2010 году», в котором сравнивались автомобили 2010 года. коммерческие автомобили с дизельным и природным газом.Финансовая модель предсказывает, что точки безубыточности для КПГ для мусоровоза, транзитного автобуса и ближнемагистрального большегрузного автомобиля составляют 22 доллара за баррель, 31 доллар за баррель и 28 долларов за баррель сырой нефти, соответственно, по мировым ценам на нефть 2010 года. С начала 2005 года мировая цена на нефть за баррель * в большинстве недель превышала 40 долларов.

Значительные гранты и льготы могут быть доступны из различных источников, чтобы помочь с покупкой газомоторных автомобилей или строительством заправочных станций КПГ.

Высокая производительность

NGV часто имеют такую ​​же мощность в лошадиных силах, что и их дизельные и бензиновые аналоги.Бензин премиум-класса с октановым числом 91. Природный газ имеет октановое число около 130. Это более высокое октановое число позволяет повысить компрессию двигателя и эффективность сгорания. Из-за свойств природного газа, обеспечивающих чистое сгорание, газомоторные автомобили обычно имеют более длительный срок службы двигателя по сравнению с большинством автомобилей с бензиновым двигателем.

Безопасность, внутреннее снабжение топливом

Поскольку почти весь природный газ, потребляемый в настоящее время в США, производится в Северной Америке, газомоторные автомобили помогают снизить нашу зависимость от иностранной нефти.Один видный защитник природного газа подробно рассказывает о влиянии иностранной нефти в интервью 2009 г. * изданию Fortune .

В 2008 году газомоторные автомобили на территории обслуживания SoCalGas вытеснили более 70 миллионов галлонов бензина. Благодаря новым технологиям разведки и добычи запасы природного газа в США за последние годы значительно увеличились. В статье 2009 года * в The Wall Street Journal обсуждается наличие 100-летнего предложения в Соединенных Штатах.

Американский газовый альянс (ANGA) выпустил это новое динамичное видео, в котором объясняется, как такие компании, как AT&T, Verizon и UPS, используют КПГ для снижения нашей зависимости от иностранной нефти.*

Рост рынка сжатого природного газа (КПГ)

В мировом масштабе рынок газомоторных автомобилей огромен. В настоящее время в мире эксплуатируется 15 миллионов автомобилей. Здесь, в США, рынок газомоторного топлива все еще находится на начальной стадии кривой роста.

Дополнительные ресурсы

CNG сейчас

CNG Now! * — это отраслевая правозащитная организация, которая предоставляет самые свежие новости о рынке КПГ, информацию о финансовых стимулах, законодательстве и многое другое.

NGV Америка

NGVAmerica — национальная организация, представляющая более 100 компаний, заинтересованных в продвижении развития газомоторного транспорта и вспомогательной инфраструктуры. NGVAmerica.org * содержит обширный объем полезной информации для политиков * в одном удобном месте.

NGVAmerica опубликовала значительный объем информации, которая может быть полезна политикам по таким темам, как:

Источники

1 Отчет ИНФОРМ: Озеленение мусоровозов: тенденции в использовании альтернативных видов топлива, 2002-2005 гг. *

2 Источник: На основе сравнения показателей MPG, опубликованных американской корпорацией Honda для Honda Insight 2009 года и Honda Civic GX 2009 года.

Крекинг и связанные с ним процессы нефтепереработки

Мы в значительной степени зависим от нефти, связанных с ней газов и природного газа (в основном метана) как источника жидкого топлива (бензин, дизельное топливо) и сырья для химической промышленности.

Нефть и связанные с ней газы состоят из смеси сотен различных углеводородов, содержащих любое количество атомов углерода от одного до более ста. Большинство из них представляют собой насыщенные углеводороды с прямой цепью, которые, за исключением сжигания, относительно мало используются непосредственно в химической промышленности или в качестве топлива для автомобилей.

Таким образом, различные фракции, полученные при перегонке сырой нефти и попутных газов, должны подвергаться дальнейшей обработке на нефтеперерабатывающих заводах, чтобы сделать их полезными. Наиболее ценными фракциями для химической промышленности и производства бензина являются сжиженный нефтяной газ (СУГ), нафта, керосин и газойль. Их обрабатывают несколькими способами, включая крекинг, изомеризацию и риформинг.

Рис. 1 Паровые крекинг-установки в Людвигсхафене в Германии.Весь объект является крупнейшим в мире непрерывным химическим производством. Только паровые крекинг-установки занимают 64 000 м 2 , что примерно равно 13 футбольным полям. Нафта является сырьем, а основными продуктами являются этен и пропен, используемые для производства полимеров.
С любезного разрешения BASF.

НПЗ

Бензин (бензин) содержит смесь углеводородов с 5-10 атомами углерода. Смесь углеводородов C 5 -C 10 , полученных непосредственно при перегонке сырой нефти, содержит большое количество алканов с прямой цепью.Однако, если эту смесь использовать в качестве бензина, она серьезно повредит двигатель автомобиля. Бензин, содержащий большое количество алканов с прямой цепью, имеет тенденцию воспламеняться в цилиндре двигателя автомобиля, когда поршень увеличивает давление и прежде, чем цилиндр достигает оптимального положения. В идеале смесь паров бензина и воздуха воспламеняется искрой в заданном положении поршня в цилиндре. Эта проблема преждевременного зажигания называется преждевременным зажиганием, а также детонацией в двигателе.Термин «стук» используется, поскольку можно услышать предварительное зажигание. Сильный удар может вызвать серьезное повреждение двигателя.

Однако алканы с разветвленной цепью, циклоалканы и ароматические углеводороды намного более устойчивы к детонации, и алканы с прямой цепью превращаются в них в ходе ряда процессов на нефтеперерабатывающем заводе, которые описаны в этом разделе.

Устойчивость бензина к детонации измеряется с октановым числом (октановое число). Чем выше число, тем меньше вероятность предварительного воспламенения топлива.

Октановое число рассчитывается по шкале, в которой гептану присваивается произвольная оценка 0 и 2,2,4-триметилпентану (изооктан) одна из 100. Таким образом, бензин с такими же характеристиками детонации, как смесь 95% 2, 2,4-триметилпентан и 5% гептан имеют октановое число 95. Оценка 95 не означает, что бензин содержит только изооктан и гептан в этих пропорциях, но что он имеет такую ​​же склонность к детонации, что и эта смесь.

Октановое число бензинов, обычно доступных для автомобилей, варьируется от 95 и выше и содержит смесь углеводородов с прямой, разветвленной, циклической и ароматической цепью, получаемых с помощью процессов, описанных ниже.

Эти процессы также используются для превращения углеводородов с линейной цепью в углеводороды, которые гораздо более полезны для производства химикатов, которые затем используются для получения огромного количества соединений от полимеров до фармацевтических препаратов.

Растрескивание

Крекинг, как следует из названия, представляет собой процесс, в котором большие молекулы углеводородов расщепляются на более мелкие и более полезные, например:

Продукты крекинга, такие как этен, пропен, бута-1,3-диен и алкены C 4 , используются для производства многих важных химических веществ.Другие, такие как разветвленные и циклические алканы, добавляют к бензиновой фракции, полученной при перегонке сырой нефти, для повышения октанового числа.

Крекинг проводится при высоких температурах двумя способами

  • Крекинг с паром с высоким выходом алкенов
  • Каталитический крекинг , в котором используется катализатор и который дает высокие выходы разветвленных и циклических алканов

Крекинг с паром

Установки парового крекинга (Рисунки 1 и 2) используют различное сырье, например

  • этан, пропан и бутан из природного газа
  • нафта, смесь углеводородов C 5 — C 10 , полученная при перегонке сырой нефти
  • газойль и остатки, в том числе от первичной перегонки нефти

Совсем недавно в Сингапуре была введена в эксплуатацию крекинг-установка, в которой сырая нефть сама по себе является сырьем, и это было сделано впервые.Преимущества этого заключаются в том, что он исключает дорогостоящие процессы дистилляции, необходимые, например, для производства нафты, и позволяет производить более широкий спектр продуктов. Однако недостатком является то, что он может не производить необходимый продукт с достаточно высоким выходом. Например, если вы хотите получить высокий выход этена, лучше делать его из этана или нафты. Этот недостаток можно преодолеть, если на одном участке расположено более одного растения.

Рис. 2 Нафта используется в качестве сырья для ряда печей на этой установке парового крекинга, расположенной в Уилтоне, Великобритания.
С любезного разрешения SABIC Europe.

Современные установки парового крекинга очень большие, обычно производят 1-2 миллиона тонн продукции в год, и недавно были построены несколько, которые могут иметь производительность около 3 миллионов тонн в год и стоят около 1 миллиарда долларов на строительство,

Реагирующие газы (этан, пропан или бутан) или жидкости (нафта или газойль) предварительно нагреваются и испаряются, смешиваются с паром и нагреваются до 1050-1150 К в трубчатом реакторе (рис. 3).Они превращаются в алкены с низкой относительной молекулярной массой (плюс побочные продукты).

Рис. 3 Внутри трубчатого реактора, используемого для парового крекинга нафты. Температура составляет около 1150 К.
1. Пары нафты проходят через трубы в печи
2 ряда топочных пушек, сжигающих метан для выработки тепла внутри печи
3 Глазок
С любезного разрешения SABIC Europe.

Доля различных продуктов парового крекинга в основном зависит от двух факторов.

(а) Состав сырья

Состав продуктов в решающей степени зависит от используемого сырья. Например, гораздо более высокая доля этена в других продуктах образуется из этана и пропана, чем из другого сырья. Однако, если требуется больше РПГ (сырого пиролизного бензина), смеси углеводородов C 5 -C 8 , следует выбрать нафту или газойль. Более подробная информация представлена ​​в таблице 1.

Продукт Сырье
Этан Пропан Нафта Газойль
Водород 5 2 1 1
Метан 9 27 15 8
Этен 78 42 35-25 23-15
Пропен 3 19 16 14
Бутен 5 5
Бута-1,3-диен 2 3 5 6
РПГ * 3 7 19–29 20
Мазут 4 23-31
* РПГ (= сырой пиролизный бензин) представляет собой смесь углеводородов C5 — C8.РПГ селективно гидрируют, затем ароматические углеводороды (бензол, метилбензол (толуол) и диметилбензолы (ксилолы)) удаляют экстракцией растворителем, а остаток используют в качестве топлива, например для смешивания бензина.

Таблица 1 Типичный выход продукта (%) по массе при паровом крекинге
различного углеводородного сырья.

Данные из: Нефтяные процессы, Том 1, А. Шовель и Г. Лефебрв,
Institut Français du Pétrole Publications, 1989.

(b) Жесткость используемых условий (температура в печи реактора и время, необходимое для прохождения реагентов через нее)

Условия, выбранные для температуры печи и расхода нагретых реагентов, зависят от необходимых продуктов, как показано в таблице 2.

Продукт Низкая степень серьезности
(1000 K
время пребывания
0,5 с)
Высокая степень серьезности
(1150 K,
время пребывания
0,1 с)
Водород 1 1
Метан 15 18
Этен 19 32
Пропен 16 13
C 4 углеводороды 10 9
РПГ 36 18
Прочие 3 9

Таблица 2 Выход продукта /% по массе парового крекинга нафты.

Важно убедиться, что сырье не растрескивается с образованием углерода, который обычно образуется при этой температуре. Этого можно избежать, если газообразное сырье проходит очень быстро и под очень низким давлением по трубам, проходящим через печь. Однако есть проблема; если установка работает при давлении ниже атмосферного, может возникнуть утечка, которая позволяет воздуху проникать в газы и образовывать взрывоопасную смесь. Это предотвращается смешиванием сырья с паром.Пар также действует как разбавитель и препятствует карбонизации.

Эта эндотермическая реакция происходит менее чем за секунду, когда углеводородная смесь проходит через трубы в радиационной секции крекинг-печи. Продукты быстро охлаждают (гасят) для предотвращения потерь в результате побочных реакций и разделяют в серии процессов, включая сжатие, абсорбцию, сушку, охлаждение, фракционирование и селективное гидрирование.

Рис. 4 Вид установки парового крекинга в Уилтоне на северо-востоке Англии.Продукты парового крекинга включают смесь углеводородов С1-С4 и разделяются фракционной перегонкой. Вот некоторые из колонок:
1 Дебутанизатор, который отделяет углеводороды C4 от углеводородов C1 — C3
2 Депропанизатор, который отделяет углеводороды C3
3 Деэтанизатор, который отделяет углеводороды C2
4 Деметанизатор, отделяющий метан
5 Разделитель C3, который отделяет пропен от пропана.
6 Разделитель C2, который отделяет этен от этана.
С любезного разрешения SABIC Europe.

Установка парового крекинга — одна из самых технически сложных и энергоемких установок в химической промышленности. В нем есть оборудование, работающее от 100 К до 1400 К и близкое к вакууму до 100 атм. Хотя основы процесса не изменились за последние десятилетия, продолжают вноситься улучшения в энергоэффективность печи, обеспечивая постоянное снижение стоимости производства.

Каталитический крекинг

Катализатор позволяет использовать более низкие температуры реакции.При каталитическом крекинге в псевдоожиженном слое сырьем является газойль, который испаряется и пропускается через цеолит, полученный в виде мелкодисперсного порошка (блок 2), нагретого до примерно 700-800 К в реакторе. Он настолько хорош, что ведет себя как жидкость и непрерывно вытекает из печи с продуктами крекинга. Температура, время пребывания и катализатор определяют пропорции продукта. После крекинга катализатор отделяют от продуктов, регенерируют путем сжигания осажденного углерода на воздухе (900 K) и затем рециркулируют.

Рис. 5 Установка каталитического крекинга, используемая для производства алкенов из газойля.

Товаров:

  • газ, основными составляющими которого являются этен и пропен
  • жидкость, используемая для бензина и содержащая алканы с разветвленной цепью, циклоалканы и ароматические углеводороды
  • высококипящий остаток, используемый в качестве мазута

Относительные пропорции продуктов, как указано выше, могут быть изменены путем изменения катализатора и температуры.Может быть использован один из нескольких цеолитов. Например, если выбранный цеолит содержит ZSM-5, выход пропена увеличивается.

Вариант процесса известен как гидрокрекинг . Крекинг проводят водородом при давлении 80 атм и катализатором из мелкодисперсной платины на диоксиде кремния или оксиде алюминия. Поскольку присутствует избыток водорода, алкены не образуются, и образуется большое количество разветвленных алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов, которые необходимы для получения «зеленого» бензина высокого качества.Водород также снижает склонность углеводородов к образованию мелкодисперсного углерода на поверхности катализатора. Продукты реакции разделяют фракционированием.

Гидрокрекинг также используется для крекинга тяжелых газойлей (которые имеют более 20 атомов углерода в молекуле углеводорода) до молекул с более короткой цепью, подобных молекулам нафты, которые затем могут быть подвергнуты паровому крекингу с образованием алкенов.

Изомеризация

Изомеризация — это процесс перегруппировки углеводородных молекул в более полезный изомер.Например:


Этот процесс особенно полезен для повышения октанового числа бензина, поскольку разветвленные алканы горят более эффективно в двигателе автомобиля, чем алканы с прямой цепью.

Важным примером является изомеризация бутана (из СНГ) в 2-метилпропан (изобутан):

Пары бутана пропускают через твердый катализатор, хлорид алюминия, над инертным твердым веществом при ~ 300 К. Затем два алкана разделяют либо перегонкой, либо пропусканием их через молекулярное сито, алюмосиликат.Алкан с разветвленной цепью улавливается, а прямая цепь проходит через него и возвращается в реактор. Затем выделяется 2-метилпропан, который используется для получения разветвленного алкана, 2,2,4-триметилпентана (изооктана) для бензина.

Реформинг

Риформинг — это еще один процесс, при котором молекулы углеводородов перестраиваются в другие молекулы, обычно с потерей небольшой молекулы, такой как водород. Примером является превращение молекулы алкана в циклоалкан или ароматический углеводород, например:

Это очень важный процесс для нефтяной и химической промышленности.Он позволяет превращать алканы с прямой цепью в алканы с разветвленной цепью, циклогексаны и ароматические углеводороды, которые используются для увеличения октанового числа бензина.

Рис. 6 Вид трех реакторов с неподвижным слоем (Блок 3), которые работают последовательно на нефтеперерабатывающем заводе в Фоли на южном побережье Англии. Реакция риформинга, в результате которой образуются ароматические углеводороды и водород, происходит в реакторе 1, затем следуют реакции изомеризации в реакторе 2 и, наконец, реакции крекинга в реакторе 3.
Он также обеспечивает химическую промышленность очень важными соединениями, такими как бензол, метилбензол, диметилбензолы, этилбензол и циклогексан, которые являются ключевыми материалами для полимерной и других отраслей промышленности.
С любезного разрешения ExxonMobil.

Алканы, обычно фракция нафты, смешивают с водородом и пропускают через катализатор при ~ 700 К и давлении ~ 30 атм. Катализатор обычно представляет собой платину или рений, диспергированный на оксиде алюминия.Поскольку задействована платина, реформинг иногда называют платформой . Водород обеспечивает последующую реакцию образующихся алкенов и циклоалкенов с водородом с образованием насыщенных соединений.

Алкилирование

Алкилирование — это перенос алкильной группы от одной молекулы к другой. На нефтеперерабатывающем заводе алкилирование относится к алкилированию алканов, например, 2-метилпропана (изобутана) алкенами, в присутствии сильного кислотного катализатора, такого как фтористоводородная кислота или серная кислота.Реакция проводится при умеренных температурах (от 273 до 303 К). Охлаждение необходимо, поскольку реакция экзотермична.

Продукт из 2-метилпропана и 2-метилпропена (изобутена) представляет собой смесь алканов с разветвленной цепью, в основном 2,2,4-триметилпентан (изооктан):

С пропеном 2-метилпропан образует смесь, содержащую высокую долю 2,3- и 2,4-диментилпентанов. Эти смеси обладают очень хорошими антидетонационными свойствами и добавляются в бензин для повышения октанового числа.

Если в качестве катализатора используется серная кислота. многие нефтеперерабатывающие заводы будут иметь специальные установки, принимающие отработанную серную кислоту с установки алкилирования. При рециркуляции серной кислоты разбавленная кислота сильно нагревается с образованием диоксида серы, который затем подается в установку контактного процесса, регенерирующую чистую кислоту.

Деалкилирование

Противоположность алкилированию происходит, когда метилбензол нагревают водородом над катализатором. Деалкилирование метилбензола дает бензол, более ценный продукт в химической промышленности.Пары метилбензола и водород пропускаются через катализатор из хрома, платины или молибдена, нанесенный на кремнезем или оксид алюминия, при 820-920 К и давлении 40-60 атм:

Диспропорционирование

Считается, что диспропорционирование происходит, когда реагент превращается в два или более разнородных продукта. Например, метилбензол превращается путем диспропорционирования в более ценные продукты в химической промышленности, бензол и диметилбензолы:

Метилбензол и водород пропускают через цеолитный катализатор при 15-25 атм и 700-750 К.Сам по себе водород в этом процессе не расходуется, но подавляет нежелательные побочные реакции и облегчает перенос метильной группы. Сегодня, благодаря использованию специальных цеолитных катализаторов, процесс очень селективен по отношению к 1,4-диметилбензолу.

Полимеризация

Когда много молекул простого соединения соединяются вместе, продукт называется полимером, а процесс называется полимеризацией. Простые соединения обычно производятся на нефтеперерабатывающем заводе, а полимеры, такие как поли (этен) и поли (пропен), часто производятся поблизости.

Небольшие полимеры, известные как олигомеры, также производятся из продуктов нефтепереработки. Одним из важных примеров является получение алкенов с 10-14 атомами углерода из этена, используемого в производстве алкилсульфонатов, важного поверхностно-активного вещества.

% PDF-1.7 % 223 0 объект > эндобдж xref 223 85 0000000016 00000 н. 0000002657 00000 н. 0000002820 00000 н. 0000003496 00000 н. 0000003545 00000 н. 0000003582 00000 н. 0000003696 00000 н. 0000015725 00000 п. 0000028312 00000 п. 0000040811 00000 п. 0000053064 00000 п. 0000065441 00000 п. 0000077725 00000 п. 0000078168 00000 п. 0000078560 00000 п. 0000079186 00000 п. 0000079777 00000 п. 0000079866 00000 п. 0000080272 00000 п. 0000080644 00000 п. 0000081095 00000 п. 0000081460 00000 п. 0000081757 00000 п. 0000081784 00000 п. 0000082258 00000 п. 0000082672 00000 п. 0000083434 00000 п. 0000083863 00000 п. 0000084230 00000 п. 0000084365 00000 п. 0000084507 00000 п. 0000097028 00000 п. 0000109791 00000 н. 0000109965 00000 н. 0000110238 00000 п. 0000113674 00000 н. 0000115166 00000 н. 0000115250 00000 н. 0000115320 00000 н. 0000117413 00000 н. 0000122557 00000 н. 0000125113 00000 н. 0000125166 00000 н. 0000125522 00000 н. 0000125557 00000 н. 0000125635 00000 н. 0000130145 00000 н. 0000130474 00000 н. 0000130540 00000 н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *