Контраварийное вождение. Техники руления. Как правильно держать руль при вождении


Первичные навыки водителя: учимся правильно держать руль

Как бы странно это ни прозвучало, умение держать руль – это своеобразное искусство. Находясь за рулем, водитель должен в любой ситуации суметь среагировать по обстоятельствам. Это значит, что он должен ощущать руль как часть собственного тела. А для этого, в свою очередь, надо научиться класть руки на руль так, чтобы в случае необходимости никакой дискомфорт не мог помешать вам увести машину от столкновения или прочих неприятностей.

Естественно, в любой более или менее приличной автошколе обучение вождению начинают именно с правильной посадки и держания руля. Там разъясняют также, как нужно менять расположение рук в тех или иных ситуациях. Однако большинство начинающих водителей забывают эти уроки сразу после окончания курсов, и потом учатся делать все правильно у других автомобилистов.

В своей статье мы решили напомнить, как следует держать руль.

Положение рук

«Классикой» считается положение рук, соответствующее 8-10 часов на циферблате для левой руки и 2-4 для правой. Более точное расположение зависит от типа руля. Руки должны быть слегка согнуты в локтях (для этого придется отрегулировать водительское кресло). Приняв такое положение, водитель обеспечивает для себя возможность быстрой реакции, удобство вождения в целом и к тому же избавляет себя от излишней усталости. Неудивительно, что именно так держат руль все гонщики.

Хват

Еще одним важным моментом является хват.

Он может быть открытым либо закрытым:

  • Открытым хватом называют такое положение кистей, когда большой палец находится с той же стороны обода, что и остальные четыре пальца. Некоторым водителям удобно держать руль именно таким образом, однако он считается менее безопасным, чем закрытый.
  • При закрытом хвате большой палец обхватывает обод руля с противоположной стороны от других четырех пальцев. Именно такой хват предпочтителен для вождения в любых дорожных условиях, но особенно на бездорожье. Дело в том, что при закрытом хвате руки лучше чувствуют руль, а при маневрах не теряют его.

Крепость хвата

Скоростное вождение: как правильно поворачивать рульВ обычных условиях не следует слишком сдавливать руль руками, даже если вы волнуетесь, ведь из-за этого руки устают сильнее. Умеренного усилия должно быть достаточно, потому что технически исправный автомобиль сам едет по прямой (если же его сносит, надо проверить развал-схождение), водителю надо лишь корректировать движение. А при маневрах вы и так автоматически ухватитесь покрепче.

Руление одной рукой

Некоторые элементы вождения – такие, как, например, движение задним ходом либо переключение передач – требуют от водителя навыков управления одной рукой. В таких случаях левая рука перемещается в центр верхней части руля.

Повороты

Прохождение поворотов стоит отдельного упоминания, потому что многие водители именно в таких ситуациях держат руль неправильно. Они поворачивают машину, скрещивая руки на руле, а такое положение лишает их возможности оперативно среагировать, если ситуация на дороге вдруг изменится.

Правила обгона по встречке

uspehauto.ru

Контраварийное вождение. Техники руления

При обучении вождению нас учат лишь основным навыкам и правилам поведения на дороге. К сожалению, практического курса автошколы недостаточно для того, чтобы стать настоящим асом управления автомобиля. Сегодня мы расскажем вам о некоторых приемах контраварийного вождения, которые пригодятся водителям в случае непредвиденной дорожной ситуации.

Экстремальное вождение Часть 2Предварительный захват

Как говорят инструкторы по вождению, положение рук на руле при вождении крайне важно. Особенно это имеет важное значение для прогнозирования критической ситуации.

Известно, что скоротечность развития опасных ситуаций на дороге, особенно на автомагистрали или загородной трассе, требует мгновенной, секундной реакции автомобилиста. Например, если водитель во время движения не готов к каким-либо экстренным действиям, а может быть ему требуется время на подготовку (в частности на перенос руки или обеих рук в оптимальную зону рулевого колеса), из-за такого острого дефицита времени опасная ситуация зачастую превращается в аварийную.

При прогнозировании определенного маневра, автолюбитель может заблаговременно обеспечить нужное положение рук, то есть сделать предварительный захват.

В этом случае перенос одной руки происходит перехватыванием руля или скольжением, а другая рука находится в постоянном контакте с рулевым колесом.

Примеры захвата

К примерам такого предварительно захвата можно отнести следующее (здесь мы применим метод циферблата часов):

  • руки в положении 12-4, если поворот выполняется направо;
  • положение 8-12 при повороте налево;
  • при быстром движении задним ходом левая рука смещается в положение 12, тем самым, давая возможность увеличить обзор из-за разворота тела вправо;
  • при развороте на 180° передним ходом с блокированием задних колес при помощи стояночного тормоза можно перенести правую руку на ручной тормоз, при этом левая рука находится в положении 12;
  • при развороте на 180° задним ходом (так называемом, полицейским разворотом) левая или правая рука смещается в нижнюю зону (положение 6; здесь применяется глубокий захват (локоть направлен вверх) или захват (нестандартный) в нижней зоне (положение 6), чтобы быть готовым к быстрому вращению руля на 360°; перехвата при этом не будет.

Конечно, на практике водители применяют различные нестандартные захваты и действия, которые выбираются индивидуально. Основными критериями такого выбора являются эффективность и целесообразность осуществляемых действий.

Руление одной рукой на скорости

Опытный водитель, как правило, умеет рулить одной рукой, в частности левой, что помогает выполнять сразу несколько действий одновременно: руление, переключение передач или включение стояночного тормоза, который, напомним, используется для блокировки задних колес машины.

К тому же, руление одной рукой при маневрировании задним ходом или при скоростном движении повышает безопасность, так как позволяет увеличить зону видимости сзади за счет разворота тела вправо на 90°.

Техника руления рукой

Надо сказать, что техника руления вкруговую рукой имеет некоторые нюансы. Исходное положение «рулевой» руки — 12. После поворота обода до положения 8 или 4 (это зависит от направления вращения рулевого колеса) водитель должен перехватить обод руля в нижней зоне следующим способом: перекатом руки через кисть, точнее ее тыльную сторону. Такой способ дает возможность развернуть кисть сразу на 180°, при этом, не теряя контакта с рулем. Таким образом, осуществляется переход от тяги вниз к противоположной тяге, то есть вверх.

На транспортных средствах, где расположение рулевого колеса горизонтальное (например, автобусы, некоторые грузовики), такое круговое руление осуществляется перекатом через ладонь. Если автомобиль занесло или его вращает на скользкой дороге, рекомендуется выполнять первый оборот левой рукой. Так вы освободите правую руку для включения пониженной передачи.

Главная хитрость при рулении одной рукой задним ходом заключается в том, чтобы перекат руки происходил в нижнем секторе. Так вы сохраните контакт с рулем при вращении.

Руление двумя руками на скорости

Скоростное руление при помощи двух рук имеет следующие нюансы. Во-первых, оно осуществляется в боковой зоне руля обеими руками, но поочередно. Способ чем-то похож на лазанье по канату. Высокую скорость руления дает непрерывная тяга и так называемый рывковый метод приложения усилий. Смена рук идет при помощи перекрестного захвата.

Чтобы выполнить прием по часовой стрелке, следует принять исходную позицию: руки на 9-3 или 10-2. Далее резко поворачиваем руль вправо, пока обе руки не будут в положении 12-4. продолжаем вращать руль до положения 4, но в то же время переносим правую руку в положение 12, то есть вверх. Захватываем руль перекрестным закрытым захватом. Правой рукой продолжаем вращать руль до «4», а левую руку переносим на «12». И снова перекрестный закрытый захват.

Далее идет вращение руля каждой рукой попеременно. Данные действия чередуются до тех пор, пока управляемые колеса не повернут на необходимый угол.

Заметим, что техника руления при помощи двух рук поможет обеспечить абсолютно любые экстренные маневры. Еще один плюс такого метода: большая скорость вращения руля здесь не нужна. Предельные скорости необходимы лишь для компенсации уже допущенных ошибок, к примеру, для избегания последствий критических заносов и вращений.

Руления двумя руками на высокой скорость дает гарантию безопасности водителя и пассажиров при заносе или при потере устойчивости транспортного средства. Кстати, самый «быстрый» способ заключается в рулении перекрестным захватами на боковой зоне руля.

Видеоматериал о том, как правильно держать руль:

Будьте аккуратны и внимательны при вождении!

В статье использовано изображение с сайта www.helenita.ru

spokoino.ru

Курсы вождения в России » Как правильно держать руль

Как правильно держать руль

Расположение на руле рук, как правило, изображают при помощи циферблата часов. Правильным положением является то, когда левая рука размещена на отметке от девяти до пол-одиннадцатого часов, а правая – на полвторого до трех часов. Когда вы держите руль, нужно обратить также внимание и на свои большие пальцы. Когда они обхватывают окружность руля – это называют закрытым хватом. Используется такое хват для самого надежного удерживания руля, он подходит для вождения по бездорожью, а также в любом случае, когда необходимо крепко удерживать руль. Обратить внимание также следует на силу, с который вы держите руль, она должна быть не очень сильной, но и не слабой.

Помимо этого, руль необходимо держать в любом случае, стараясь не пропускать под рукой, не отпуская его, как советуют иногда, когда после совершения поворота, руль сам самопроизвольно хочет повернуться в прямое положение. Просто правильно держать руль — недостаточно, необходимо также грамотно уметь им пользоваться. Потому как различные виды маневров требуют также и различного вида рулений. Что касается скорости руления, то крутить руль следует так быстро, насколько это необходимо, поворачивая его на такой угол поворота, на какой следует в той или иной ситуации поворачивать, не больше этого и не меньше.

Исключая маневры, совершаемые на низких скоростях, например, во дворе или, совершая маневр заднего хода, руль нужно располагать в постоянном движении. Следует избегать моментов, при которых руль повернут, вы его при этом удерживаете в данном положении, а автомобиль едет. Если необходимо сделать маневр, то крутить руль следует на всем протяжении этого маневра. Кроме того, нужно стараться рулить лишь на качественных участках дороги. На плохих же участках с ямами, неровностями и выбоинами, нужно стараться держать колеса машины в прямом положении. Довольно часто водители применяют всевозможные оплетки для руля. Лучше не прибегать к подобной модернизации, так как оплетка руля может проворчиваться, завязывающиеся же оплетки, не могут позволить совершить маневр переката, который весьма удобен во время руления с помощью одной руки.

rusvodila.ru