Уроки вождения. Как правильно тормозить. Видео. Как правильно тормозить на скорости


Правильное торможение автомобиля

От умения водителя правильно снижать скорость автомобиля во многом зависит дорожная ситуация. Если он будет неправильно действовать органами управления, когда необходимо снизить скорость движения или затормозить, то ситуация на дороге будет ухудшаться для всех участников и может произойти столкновение. Чтобы быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки на дороге, следует освоить и закрепить навыки всех возможных вариантов торможения автомобиля в различных условиях состояния дорожного покрытия. Лучше всего навыки отрабатывать на полигоне или пустой площадке.

торможение авто

Содержание статьи

Виды торможения машины

экстренное торможение машины

Различают два основных вида торможения машины в различных ситуациях – штатное и экстренное. Под штатным торможением понимается плавное уменьшение скорости автомобиля в стандартных и ожидаемых дорожных ситуациях. Несмотря на отсутствие неожиданностей, его нужно выполнять без всякого пижонства, нажимать на педаль всей стопой, а не пяткой или носком. Это гарантирует надёжное и уверенное движение педали без соскальзывания и остановок. При этом свод стопы обладает большей чувствительностью, чем пятка или носок, необходимой для ощущения обратной реакции педали. Кроме того, выработанная привычка способствует развитию автоматизма движений ноги при работе с педалью тормоза. Давление ноги нужно увеличивать плавно. Резкий и сильный пинок в педаль тормоза может привести к блокировке колёс.

Видео: Экстренное торможение Танка Leopard

Экстренное торможение производится в нештатной ситуации, которое возникает внезапно для водителя, характеризуется коротким промежутком времени и требует быстрого принятия решения. Оно может производиться разными способами по интенсивности – плавно, резко, прерывисто, ступенчато. Инстинктивная реакция организма, выраженная в резком давлении на педаль от испуга при возникновении неожиданной ситуации на дороге, является вредным фактором, который приводит к длинному пути торможения или заносу. Нужно, в первую очередь, научиться удерживаться от такого непроизвольного движения. Большинству женщин и некоторым мужчинам также присуще свойство путать педали тормоза и газа от испуга.

Плавное нажатие на педаль тормоза позволяет достичь наименьшего значения тормозного пути, которое зависит не только от способа торможения, но и других факторов:

  1. состояния и характера дорожного покрытия;
  2. скорости движения до начала торможения;
  3. времени срабатывания тормозной системы автомобиля;
  4. состояния и типа покрышек.

При изготовлении автомобилей на заводе проводится тестирование эффективности действия системы торможения. Она определяется как быстрота падения скорости при нажатии на педаль тормоза. Этот показатель автомобиля учитывается при проведении подсчёта тормозного пути на месте столкновения автомашин для оценки действия водителей.

Как происходит торможение автомобиля

тормозной путь и скорость

Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля

Давление, прикладываемое ногой к педали тормоза, усиливается гидравлическими цилиндрами и передаётся на колодки, которые, выдвигаясь, сжимают тормозные диски или барабаны, замедляя вращение колёс за счёт трения. При достижении определённой силы сжатия происходит полная блокировка колёс, и они перестают вращаться. Под действием силы инерции шины начинают проскальзывать по дорожному полотну, оставляя на нём тормозной след. При истирании покрышки под ним образуются резиновые катышки, которые как ролики увеличивают почти в 2 раза тормозной путь машины.

Таким образом, для эффективного торможения нельзя допускать полной блокировки колёс. При ускоренном торможении важно в момент начала проскальзывания отпустить педаль, чтобы колёса провернулись, а затем снова нажать на неё. Таким ступенчатым способом можно достичь минимального тормозного пути и при этом не потерять управления. При торможении по закону механики основная нагрузка инерции ложится на передние колёса. Сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, и они блокируются раньше передних.

Видео: Торможение автомобиля

Следовательно, водитель при нажатии на педаль тормоза должен ориентироваться на то, как себя ведут задние колёса. Разный износ или разный рисунок протекторов на них может привести к появлению боковых сил, под действием которых начинается занос задней части машины. В таком случае следует отпустить тормоз и, поворачивая плавно руль в сторону заноса, выровнять направление движения машины. Для водителя важно эти навыки управления отработать и приобрести ещё на этапе обучения вождению, чтобы на практике они усовершенствовались до автоматизма и не вызывали растерянности в случае необходимости.

Более легко поддаётся освоению прерывистый способ торможения, хотя по своей эффективности он уступает ступенчатому методу. Его смысл заключается в периодическом нажимании и отпускании педали тормоза с определённой частотой. Чем быстрее нужно остановиться, тем больше частота нажиманий. Исполняя этот способ торможения, нужно приготовиться к движению рывками, удерживать корпус и гасить рывки его наклонами. При этом способе затормаживания заноса машины обычно не возникает.

При движении по извилистой дороге, чтобы машину не заносило на поворотах, и она не создавала помех для других автомобилей, нужно перед поворотами заранее снижать скорость ещё до того, как начали поворачивать руль. На закруглениях дорог машина должна не тормозиться, а двигаться с постоянной скоростью, достаточной для уверенного сцепления шин с полотном дороги. В этом случае машину не занесёт, и она не врежется во встречный автомобиль или дорожное ограждение.

При движении по скользкой дороге в гололёд или на заснеженной трассе применяется способ торможения автомобиля двигателем. Смысл его заключается в постепенном уменьшении скорости движения за счёт понижения передачи и слабого нажатия на педаль тормоза, не выключая сцепления. При переключении передачи сцеплением нужно управлять плавно, чтобы избежать рывков, приводящих к проскальзыванию шин и потере управления.

Всегда перед тем, как начинать торможение, следует убедиться в наличии достаточного места для выполнения манёвра. Для привлечения внимания идущего сзади транспортного средства можно несколько раз слегка нажать на тормоз, чтобы замигали задние красные огни. Резкие торможения противопоказаны автомобилю, так как приводят к повышенному износу протекторов, тормозных колодок, трансмиссии, элементов подвески, большому расходу топлива. Повышается риск прокола или разрыва шины, что может привести к потере управляемости.

Видео: Как правильно тормозить «Честный тест драйв» Автошкола

Почему свистит автомобиль при затормаживании

Причиной появления свиста или скрипа при торможении может быть:

  • некачественные или изношенные тормозные колодки, которые следует заменить;
  • попадание посторонних предметов на поверхность колодок;
  • попадание воды на барабан или диски, которая удаляется после нескольких интенсивных торможений на пустой дороге;
  • иногда визжат тормоза при несовместимости материала фрикционной накладки с материалом диска или барабана. Чтобы избежать этого, следует использовать колодки только фирменного образца.

Неприятный звук сам по себе не ухудшает эффективность торможения автомобиля за исключением, когда он является следствием изношенности колодок, но доставляет дискомфорт и может послужить причиной несвоевременного принятия решения о начале затормаживания, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.

avtomotoprof.ru

Уроки вождения. Как правильно тормозить.

Это второй урок в серии. В прошлый раз мы научились заводить автомобиль и трогаться, сразу после стоит поговорить о том, как правильно тормозить. Итак, для начала стоит разграничить виды торможения. Их не так много.

  • 1. Плавное торможение с небольшой скорости
  • 2. Плавное торможение с большой скорости (на трассе)
  • 3. Экстренное торможение
  • 4. Торможение двигателем
  • 5. Отказ тормозной системы

После обзора видов торможения несколько слов о тормозной системе автомобиля на простом языке. Неважно дисковые у вас тормоза по кругу или сзади барабанные, методы торможения от этого не меняются. Так как все таки работают тормоза?

Все очень просто. При нажатии на педаль тормоза колодки зажимающие тормозной диск сдавливают его все сильнее, пока вы не отпустите педаль. На современных автомобилях установлены множественные помощники и электронные системы упрощающие водителю жизнь, а так же улучшающие тормозные характеристики. Начиная с регулятора тормозных усилий и вакуумного усилителя тормозов до систем антиблокировки колес. О них мы тоже поговорим, но позже.

Плавное торможение с небольшой скорости.

К примеру вы едете по городу и захотели остановиться попить кофе или высадить пассажира. Для этого необходимо сбросить скорость, включить правый указатель поворота и перевести взгляд на правое зеркало заднего вида, что бы убедиться что справа вас никто не обгоняет и нет велосипедистов или других участников движения. Прижимаетесь к правой обочине или тротуару. Далее, выжимаете сцепление (разъединяете передачу крутящего момента между двигателем и коробкой передач) и не отпуская его плавно нажимаете на педаль тормоза. Останавливаетесь. После можно выключить поворотник, дернуть рычаг ручного (стояночного) тормоза, после перевести положение ручки переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Теперь можно глушить авто и идти по делам.

Плавное торможение с большой скорости.

В чем отличие от торможения малой скорости? Все просто, если зажать педаль тормоза и держать до полной остановки автомобиля, то тормозные диски сильно перегреваются, тем самым сильно снижая ресурс тормозной системы. Тормозите чуть более прерывисто, то есть нажать на тормоз посильнее, потом плавно отпустить и нажать еще раз. Тем самым диски будут немного охлаждаться. 

Экстренное торможение.

При экстренном торможение главная проблема это блокировка колес или, как говорят, торможение на юз. Если колеса заблокировались то ваш тормозной путь, зимой будет намного длиннее чем при обычном торможении. Летом, иногда, торможение на юз более эффективно, но многое будет зависеть от степени износа покрышек и дорожного полотна. К примеру, если на асфальте будет мелкий песок, то "на юз" вы улетите далеко. Для того что бы этого не произошло надо ощущать заблокировались колеса или нет и короткими рывками (ударами по педали тормоза) выводить колеса из блокировки. Было бы здорово, если бы какая-нибудь система за вас не давала блокировать колеса.

Для этого и придумали АБС (антиблокировочная система). При ее наличии в автомобиле, для торможения надо просто сильнее давить на педаль тормоза. Когда сработает система вы почувствуете сразу. Педаль тормоза начнет вибрировать с хрустящим звуком в сопровождении. Не пугайтесь, так и должно быть.

Торможение двигателем.

Пример, вы едете на четвертой передаче, со скоростью около 60-70 км. в час и не выжимая сцепление отпускаете педаль газа. Что произойдет? Правильно, обороты двигателя начнут падать и машина будет останавливаться. А если с 4-ой передачи переключить на 2-ую, то машина сначала заревет а потом остановиться еще быстрее. Это и есть торможение двигателем. Когда применять? Зимой, на скользкой дороге. Вероятность сносов и заносов при торможении двигателем - минимальная. Сбросив таким образом скорость, дальше обычным образом плавно останавливаемся.

Отказ тормозной системы.

К сожалению, особенно, на старых автомобилях бывает, что тормозная система отказывает. Может лопнуть трубка в гидравлике. Или потечь цилиндр. Что делать в такой ситуации? Правильного ответа наверно нет, все будет зависеть от ситуации, но главная задача это сбросить скорость. По этому вернемся к предыдущему пункту и будем сбрасывать скорость двигателем помогая ручником до полной остановки. Если вы уже достаточно сбросили скорость но все равно не успеваете полностью остановиться до передней машины, можно плавно остановиться о поребрик тротуара прижимаясь к нему передним правым колесом. Да, скорее всего придется его менять после, но это может уберечь вас от более дорогостоящего ремонта "морды" и разборок с другими автолюбителями.

На этом все. Удачи на дорогах.

Рекомендуемые статьи:

  1. Уроки вождения. Правильно заводим машину. Трогаемся.

avtoproblems.ru

Как правильно тормозить на механике

Как правильно тормозить на механике

Сижу и читаю блоги других авторов и диву даюсь. Далеко не все обладают хорошими, а самое главное правильными навыками вождения, но других уже учат. А ведь это ответственность большая — учить то другого. Сегодня я бы хотел раскрыть тему правильного торможения, так как даже опытные водители зачастую это делают неправильно. А правильно ли вы используете педаль тормоза? Читайте заметку, чтобы получить ответ на этот вопрос. Конечно же речь пойдет в основном о торможении на механике — на автомате не все правила торможения на механике будут применимы.

В общем же случае всем без исключения будет также полезна заметка тормоз как запасная педаль. а если вы не обладаете достаточными навыками торможения, на помощь придет заметка про освоение навыка торможения .

Теоретическая часть, или как устроена тормозная система

Начинается тормозная система с педали тормоза. Педаль тормоза давит на шток (небольшой стержень), который проходит через усилитель тормозного усилия. Усилитель работает таким образом, что если вы жмете 1 килограмм на педаль, на тормозную систему за усилителем попадает уже 4 килограмма. Цифры взяты с потолка, просто чтобы дать представление о степени усиления. Следом за усилителем тормозов находится главный тормозной цилиндр (ГТЦ), который выполняет роль распределителя тормозного усилия по контурам (чтобы в каждый контур попало равное давление). Заполнен ГТЦ тормозной жидкостью, которая попадает в него из расширительного бачка находящегося, как правило, «на макушке».

Когда мы жмем на педаль тормоза, входные отверстия перекрываются поршнями и тормозная жидкость может течь только в сторону тормозных механизмов. К главному тормозному цилиндру подключены тормозные трубки, по которым давление тормозной жидкости передается на тормозные механизмы на колесах, именуемые тормозными суппортами, исполнительными тормозными механизмами, или рабочими цилиндрами тормозной системы. Эти цилиндры и давят на тормозные колодки, заставляя автомобиль тормозить.

Схема работы немного упрощена, из неё выброшены некоторые узлы, но суть от этого не меняется.

Отдельно стоит сказать про усилитель тормозного усилия. Он может быть выполнен с энергоаккумулятором(то есть накапливать вакуум или тормозную жидкость под давлением) и без него. От этого зависит, будет автомобиль тормозить так же резво при заглохшем двигателе или нет. Еще один момент, это как усиливаются тормоза. Усиливаться они могут как вакуумом так и гидравликой. Сами тормозные системы могут быть гидравлические(с тормозной жидкостью внутри) или пневматические(управляются давлением воздуха, но такое я встречал только на грузовиках).

Торможение до полной остановки на прямой

Пожалуй самая простая дисциплина. Нажимаем на педаль тормоза, а когда значение оборотов начнет приближаться до отметки холостого хода, выжимаем педаль сцепления и…. А все зависит от скорости. Или переключаемся на пониженную, если останавливаемся с большой скорости, или встаем на нейтраль.

Многие учат сразу вставать на нейтраль и катиться, нажимая на тормоз, но это неправильно. Не даром же я привел теорию в начале. Всему виной усилитель тормозов, который работает только при вращающемся двигателе и имеет несколько большую эффективность на оборотах, превышающих холостой ход.

Вот представьте ситуацию, что в момент торможения двигатель заглох, а вы катитесь на нейтрали. Тормоза станут дубовыми, а тормозной путь увеличится в несколько раз, что чревато аварией типа «догоняшки»и прочими неприятностями. Поэтому всегда тормозим на передаче и никак не иначе!

Дополнит приятностями этот метод торможения особенности при работе антиблокировочной системы, то есть когда вы тормозите на льду. Если АБС отпустила ведущее колесо, то при движении на нейтрали колесо полностью перестанет тормозить на какое то мгновение, а если тормозить на передаче, то просто произойдет переход от торможения тормозом на торможение двигателем, что не так сильно снизит эффективность торможения, как торможение на нейтрали.

Торможение с частичным сбросом скорости

Применяется при переходе от быстрого участка к медленному, от свободного потока к плотному. Если вы научились правильно тормозить на прямой, как я писал выше, то и эта дисциплина не будет вам досаждать, ведь единственное, что нужно сделать, это прекратить замедляться раньше того, как вы остановились. Алгоритм точно такой же. Тормозим на передаче, а при приближении к пороговым оборотам переключаемся на пониженную.

Торможение в повороте

Вот здесь необходимо быть внимательными, ведь при отсутствии АБС и при блокировке колес машина будет лететь прямолинейно, то есть не слушаться руля. При наличии же АБС ситуация немного лучше, но все равно управляемость не такая четкая как при рулении без тормозов, поэтому будьте особенно внимательны, а лучше старайтесь тормозить заранее, чтобы в повороте или при маневрах у вас уже была правильная скорость.

Еще одна опасность торможения в повороте это занос и разворот. Если по каким то причинам задние колеса заблокировались(например зад на льду, а перед уже на асфальте), зад автомобиля начнет обгонять перед, что приводит к заносу или развороту.

В общем в повороте скорость уже должна быть правильной, а если и требуется тормозить, то плавно и очень внимательно.

Торможение двигателем

Многие автосайты пишут, что именно так надо тормозить на льду. Не слушайте их! Нет общего правила, а само по себе торможение двигателем хорошо далеко не всегда. К примеру, на своей переднеприводной машине я использую переход на пониженную и торможение двигателем, если мне необходимо сделать легкий занос, а ручником пользоваться не охота.

Все дело в том, что когда вы жмете на тормоз, тормозят и задние и передние колеса. Передние тормозят для эффективности торможения, а задние для исключения раннего заноса. Если тормозят только задние, или только передние, это может привести к заносу. Поэтому торможение двигателем в чистом виде не стоит применять, если вы не любитель экстремальной езды. Торможение при включенной передаче даже на льду дает больше эффективности торможению, нежели просто торможение двигателем или торможение тормозами.

Теперь собственно про технику торможения двигателем. Убираете ногу с газа и готово) Я серьезно. Если эффективности торможения не хватает и позволяют обороты(на 1,5-2 тысячи меньше максимальных), можно переключиться на пониженную. При переключении на пониженную желательно сделать перегазовку, то есть поднять обороты, а педаль сцепления отпускать плавно. Если не делать перегазовку, можно повредить трансмиссию, двигатель или получить долгожданный занос (ну а чего вы хотели при резком бросании сцепления при переходе на пониженную). Чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем, и тем больше вероятность поймать занос.

Торможение двигателем на переднем приводе в повороте на каше в 80% случаев дает разворот. На гравии и большой скорости в 70% случаев будет разворот, если привод передний, а торможение двигателем слишком эффективное. Лучше не баловаться и понять где предел разворота, причем тренироваться только в безопасном для вас, окружающих и вашего автомобиля месте. И низачто не применяйте те приемы, которые вы никогда не делали.

Экстренное торможение

На прямой это просто тормоз в пол и все. Сцепление выжимается только при достижении малых оборотов двигателя и никак не раньше, а если вы будете успевать переключать передачи, это может выручить вас, например, когда опасность была спереди, но она исчезла но появилась опасность сбоку.

Только не забудьте, что сзади могут ехать машины, и, если позволяет ситуация, сделайте сначала упреждающее торможение длительностью пол секунды, чтобы водитель сзади понял что щас будет экстренное торможение, потом отпустите на мгновение тормоз и тормозите до конца. Как только необходимость экстренно тормозить отпала, а машина еще движется, отпустите тормоз, чтобы дать шанс заднему оттормозиться и не «догнать» вас.

В повороте все сложнее. На асфальте и не запредельной скорости вероятность заноса не велика, но зимой, тормозя в повороте, можно запросто остаться без машины. Чтобы снизить вероятность заноса, необходимо движение по дуге превратить в набор прямых отрезков, а сама дуга(траектория автомобиля) будет похожа на многогранник, вписанный в полосу движения. Тормозим при этом только на прямых отрезках, а отпуская тормоз корректируем траекторию автомобиля, чтобы он не вышел за пределы полосы или дороги.

Можно конечно экстренно тормозить до срыва, а при возникновении оного отпускать тормоз и поправлять машину, но на практике этому научиться крайне сложно. Под термином отпускать тормоз, в данном случае я имею в виду приотпустить педаль, и снизить эффективность торможения, а не полностью отпустить его.

Всегда держать автомобиль под контролем

Вынесу ка я это в отдельный пункт. Автомобиль более уязвим, когда у него отсутствует возможность рулить, тормозить и ускоряться. Если хотя бы одна из этих функций снизила свою эффективность, автомобиль становится уязвимым. Эффективность торможения снижается на скольком покрытии или при отказе тормозной системы. Эффективность ускорения снижается при неправильно выбранной передаче, и уж тем более при езде на нейтрали. Многих боковых ударов и заносов можно было бы избежать, если бы была включена правильная передача. Эффективность руления снижается при блокировке колес, при езде по гравию, льду или же при слишком большом значении поворота рулевых колес.

  • Передача должна быть включена как можно чаще, и позволять вытянуть автомобиль.
  • Чем больше скорость, тем меньший поворот руля вы можете себе позволить. Или снижайте скорость или опять же снижайте скорость.
  • На льду и гравии скорость из правила выше должна быть в несколько раз ниже, так как порог срыва колес находится намного раньше.

Это были основы правильного торможения на механике. В любом случае потренируйтесь, прежде чем применять на практике эти знания. Удачи вам на дорогах.

Удачи на дорогах!

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:

http://myautoexp.ru

legkoe-delo.ru

Как правильно тормозить на механике и на автомате

142922.12.2014

Правильный способ торможения способствует плавной остановке машины, позволяет избежать блокирования колес и различных аварийных ситуаций. Можно назвать три способа остановки автомобиля: штатное торможение, нештатное (экстренное), а также аварийное.

Штатное торможение

Данный способ заключается в заблаговременном снижении скорости перед местами, где надо остановиться. Это могут быть светофоры, стоянки, пешеходные переходы и т. д. Это касается ситуаций, в которых вы заранее планируете остановку. Водитель в таком случае не ограничен временем, расстоянием, а дорога, как правило, сухая. Тормозя в таких условиях, водитель жмет на тормоз плавно, и не выжимает при этом сцепление. Снижение скорости осуществляется также плавно.Как правильно тормозить на автомобиле?

Штатный способ торможения применяют вне зависимости от скорости и передачи. Каждая передача имеет свои скоростные ограничения, по достижению которых следует переходить на передачу ниже. Сначала скорость снижается, затем вы снимаете ногу с педали тормоза и продолжаете движение. Тормозя плавно, вы предотвращаете интенсивный износ деталей.

Нештатное торможение

При попадании в критическую ситуацию, водитель использует нештатный (или экстренный) способ торможения. Он помогает снизить скорость и быстро выполнить остановку машины. Если расстояния для остановки не хватает, нужно сделать попытку объехать объект, с которым может бать столкновение. Перед маневром, скорость должна быть обязательно снижена. Для начала плавно выжимаете тормоз, потом снимаете с него ногу и пробуете объехать помеху.

Как правильно тормозить на автомобиле?Экстренно тормозить желательно только тогда, когда для этого хватает места. В такой ситуации тормозить лучше ступенчатым способом. Он заключается в нажатии тормоза до кратковременной блокировки колес, затем в ослаблении давления на педаль, и повторения таких действий до полной остановки авто. Очень важно чувствовать момент начала блокировки колес, чтобы не потерять контроля над автомобилем.

При езде по скользкой дороге или по неровному покрытию, тормозить перед опасными участками лучше именно прерывистым способом. Периодически нажимайте и отпускайте тормоз, корректируя направление во время свободного вращения колес. Старайтесь не допускать заноса.

Торможение двигателем

На автомобиле, оснащенном механической коробкой передач, можно снизиться до минимальной скорости, используя торможение двигателем. По-сути, машина тормозит таким способом всегда, когда вы убираете ногу с газа, без включения нейтральной передачи. В такой момент мотор работает на холостом ходу. Уйти в занос, тормозя таким образом, гораздо сложнее, чем при движении на нейтральной передаче или выжатым сцеплением.

Если требуется быстрое торможение, включайте более низкую передачу, без резкого отпускания сцепления. Это поможет избежать блокирования колес. Особенно эффективен способ торможения двигателем, когда вы двигаесь по скользким участкам.

Нештатное торможение с АКПП

Для остановки автомобиля с АКПП требуется лишь жать на тормоз. Множество современных авто имеют систему ABS, позволяющую избежать блокировки колес. Чтобы экстренно остановиться, выжмите до конца тормоз, и вы ощутите вибрацию педали. Держите ее выжатой, пока машина полностью не остановится. Электронника поможет существенно уменьшить остановочный путь, оставить автомобиль управляемым и не допустить заноса. Поделитесь с друзьями!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Комментарии

Самое читаемое DRIVE DAY

Drive-Day.ru - это молодой, динамично развивающийся новостной портал, ориентированный на людей, которые ценят комфорт и безопасность на дорогах, не пренебрегая скоростью. Советы автомобилистам, помощь в ремонте и, конечно же, автоновости - именно то, за чем к нам приходят посетители, возвращаясь снова и снова! Присоединяйтесь!

2014-2017 Все права защищены

drive-day.ru