Норма пробега автошин. Нормы эксплуатации шин автомобильных


Норма пробега автошин

Норма пробега автошин

Нормы пробега автомобильных шин, установленные Минтрансом России, используются в коммерческих учреждениях, владеющих собственным автопарком. Указанные нормы используют корпоративные владельцы автомобилей для списания отслуживших покрышек. Это могут быть предприятия, принадлежащие государству и частным лицам. Разница в том, что для первых установленные стандарты являются обязательными. Частные компании имеют возможность менять шины на транспорте раньше срока, указанного в нормативных документах.

Нормы пробега различных автошин

Государственными стандартами установлены различные нормы пробега авторезины для транспорта разной грузоподъемности:

  • легковые и легкогрузовые машины, имеющие грузоподъемность до 2 т — 45 000 км
  • грузовые транспортные средства с грузоподъемностью 2-4 тонны — 60 000 км
  • тяжелые грузовики с грузоподъемностью, превышающей 4 тонны — 65-70 000 км
  • автобусы — 90-95 000 км

Расчет нормы пробега производится по установленным значениям и корректирующим коэффициентам. Коэффициенты применяют для автошин, используемых в экстремальных условиях. Между установленными российским и европейскими законодателями нормами существует большая разница. Например, минимальное значение пробега в Европе равняется 30 000 км, а максимальное устанавливается на отметке 120 000 км.

Нормы пробега и характеристики резины

Нормы пробега автомобильных шин устанавливаются в соответствии с прогнозируемым износом покрышек. Для определения этих стандартов использованы следующие характеристики авторезины:

  • качественный показатель, который в основном зависит от применяемых в производстве технологий
  • состав резиновой смеси, содержание в ней компонентов, увеличивающих эластичность и устойчивость к износу (каучук, силика)
  • индивидуальные показатели автошины: размер, сезонность, тип

Также учитываются условия эксплуатации резины и автомобиля. Необходимо делать поправку на содержание покрышек в необходимых условиях, регулярность диагностики и обслуживания автомобиля, стиль вождения, соблюдение водителем скоростного режима.

Производители шин самостоятельно устанавливают нормы пробега для своих покрышек. В первую очередь рекомендуется руководствоваться уровнем износа протектора. Для этого можно использовать специальные приспособления, измерять высоту протектора линейкой или ориентироваться на установленные производителем отметки.

Нормы пробега для автошин по ГОСТУ носят обязательный характер только для государственных учреждений и не всегда соответствуют реальной возможности использовать одни покрышки в течение указанного срока.

Смотрите также:
  • Какая резина считается низкопрофильной. Плюсы и минусы низкопрофильной резины
  • Какие шины лучше? Выбираем лучшую резину для зимы и лета
  • Температура эксплуатации летней резины и ее влияние на показатели
  • Рейтинг производителей шин мира — ТОП 10 лучших
  • Рейтинг зимних шипованных шин
  • Японские производители шин — какие лучше?
  • Ширина шины: обозначение, особенности выбора и влияние на поведение авто
  • Какая зимняя резина лучше?
  • Как узнать год выпуска шины. Срок годности автомобильной резины
  • Как ведет себя летняя резина при 0 градусов
  • Новинки зимних шин 2014 — 2015
  • Как выбрать шины для автомобиля
  • Корейские шины — марки Hankook, Kumho, Nexen и Roadstone
  • Какую резину поставить на Ниву
  • Самые износостойкие летние шины
  • где производится резина yokohama
  • китайские шины купить
  • зимние китайские покрышки на 15

avtoshina24.com

Как списать автошины в бухучете

Содержание страницы

Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.

Нормы эксплуатации автомобильных шин

На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.

Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:

  • Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
  • Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
  • Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
  • Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
  • Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.

Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.

Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.

Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.

Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.

Нормы эксплуатационного пробега автомобиля

В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.

Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.

В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.

Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.

Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.

Бухгалтерский учет

Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.

Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.

Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.

Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.

В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.

Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.

К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.

Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.

В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.

Налоговый учет

Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.

На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.

Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.

Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.

В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.

Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:

  1. Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
  2. Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
  3. Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
  4. Оформить списание в бухгалтерских документах.
  5. Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.

assistentus.ru

Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

ТКП 299-2011 устанавливает нормы и правила обслуживания пневматических шин, предназначенных для установки на транспортные средства категории М, N, О (далее – автомобильные шины). ТКП 299-2011 распространяется на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, а также наорганизации, производящие их обслуживание и ремонт.

Определение пневматической шины не изменилось

Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением (подп. 4.1 п. 4 ТКП 299-2011). По сравнению с Правилами № 52 определение понятия "пневматическая шина" не изменилось.

Как и ранее, шины классифицируют:

– по назначению;

– способу герметизации;

– конструкции;

– форме профиля поперечного сечения;

– габаритам;

– в зависимости от эксплуатационного назначения.

Приемка шин – согласно Положению № 1290

Приемку шин следует производить в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290. В ТКП 299-2011 нет норм, в которых изложен порядок приемки шин. Ранее общие положения, касающиеся приемки шин, были приведены в гл. 4 Правил № 52.

ТКП 299-2011 не содержит норм, разъясняющих порядок транспортировки и хранения шин. Ранее они были изложены в гл. 4 Правил № 52. В подп. 6.1 п. 6 ТКП 299-2011 лишь указано, что транспортирование и хранение шин должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 24779 – 81 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение".

Учет работы автомобильных шин

Отдельные положения ТКП 299-2011 очень важны для постановки учетной работы бухгалтера. Сравним их с аналогичными нормами Правил № 52 в нижеприведенной таблице.

 

 

Необходимо установить эксплуатационные нормы пробега шин

Владелец транспортного средства обязан установить эксплуатационные нормы пробега шин на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели (п. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011). Аналогичность конструкции определяют по обозначению шины. В целях избежания претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем эксплуатационные нормы пробега утверждать приказом руководителя.

Ранее владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешалось снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации (п. 132 Правил № 52). Величины снижения или повышения нормы пробега шин следовало предусматривать приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств). Рекомендуемые нормы снижения были определены пп. 133–135 Правил № 52.

Теперь до установления эксплуатационной нормы пробега шин владелец транспортного средства должен использовать временные эксплуатационные нормы, приведенные в приложении М (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011). При отсутствии в приложении М шин, используемых владельцами транспортных средств, разработку норм следует производить в соответствии с методикой по определению эксплуатационных норм пробега автомобильных шин, утвержденной Минтрансом.

Ранее в п. 138 Правил № 52 было предусмотрено, что по автомобильным шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного пробега, владельцы транспортных средств по согласованию с БелНИИТ "Транстехника" устанавливают временные нормы на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели с последующим их утверждением в определенном порядке.

Временные эксплуатационные нормы снижены для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ (подп. 10.3 п. 10 ТКП 299-2011).

В частности, временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ:

– для шин легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов – на 10 %;

– автобусов – на 20 %;

– грузовых автомобилей – на 30 %.

Предусмотрены дополнительное снижение и повышение временной эксплуатационной нормы при работе в определенных условиях.

Техническое обслуживание шин

Ранее было предусмотрено, что техническое обслуживание шин следовало производить при каждом (первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2)) автомобиля. На автотранспортном предприятии приказом назначались ответственные лица за проведение работ по шинам (п. 69 Правил № 52). В ТКП 299-2011 аналогичная норма отсутствует. Однако ответственные за проведение работ по шинам лица также должны быть назначены в целях соблюдения контроля за состоянием шин.

Шины снимают с эксплуатации при высоте протектора, достигшей минимально допустимых значений, установленных действующим законодательством РБ и составляющих:

– для шин легковых автомобилей – 1,6 мм;

– шин грузовых автомобилей – 1,0 мм;

– шин автобусов и троллейбусов – 2,0 мм;

– шин на прицепах и полуприцепах – такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.

Замер остаточной высоты протектора, как и ранее, нужно производить в местах его наибольшего износа.

Для контроля затрат, участвующих при налогообложении прибыли, следует учитывать, что при подготовке автомобилей к переходу на зимнюю или летнюю эксплуатацию необходимовыполнить полный объем работ по ТО-2 (подп. 7.11 п. 7 ТКП 299-2011).

Ремонт, восстановление и снятие с эксплуатации

Как и ранее, ремонту местных повреждений подлежат шины, снятые с эксплуатации из-за проколов, порезов и других механических повреждений каркаса и покровных резин, если их размеры не превышают установленных норм (подп. 11.1 п. 11 ТКП 299-2011).

При необходимости снятия шин с эксплуатации следовало принять решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче в утиль. Акт (карточка учета) о снятии шин с эксплуатации должен был утвердить руководитель (главный инженер) предприятия. Такие положения были установлены в п. 105 Правил № 52. В ТКП 299-2011аналогичные нормы отсутствуют. Однако для целей фиксации снятия шины с автомобиля рекомендуем составлять акт с заключением комиссии с обязательной отметкой в графе "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета автомобильной шины.

Шины, сдаваемые на восстановление, направляют с сопроводительной ведомостью по установленной форме в 2 экземплярах, один из которых после приема шин и определения класса восстановления шиноремонтная организация возвращает владельцу, сдавшему шины на восстановление (подп. 11.6 п. 11 ТКП 299-2011). Обращаем внимание, что устранена сложность, которая существовала ранее. Она заключалась в том, что в момент оформления сопроводительной ведомости владелец шины должен былопределить класс восстановления. Однако фактически класс восстановления определяла шиноремонтная организация. Учитывая данный факт, новая форма сопроводительной ведомости (приложение Р к ТКП 299-2011) по сравнению с ранее применявшейся формой не содержит графы "Класс восстановления".

Форма акта-рекламации не изменилась

В Правилах № 52 гл. 7 называлась "Уход за автомобильными шинами". В ТКП 299-2011гл. 7 аналогичного содержания называется "Обслуживание автомобильных шин".

Владелец транспортных средств определяет пригодность шин к дальнейшей эксплуатации, производству местного ремонта, восстановлению наложением протектора, списанию в утиль. При выходе из строя шин ранее гарантий изготовителя необходимо руководствоваться указаниями разд. 12 "Рекламация" (подп. 7.1 п. 7 ТКП 299-2011).

Как и ранее, при выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей комиссия автотранспортной организации по учету и списанию шин устанавливает причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя.

При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт по установленной форме. Форма акта приведена в приложении Т к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее применявшейся форме. Шину, подлежащую рекламации, направляют соответственно изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины и рекламационным актом.

При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указывает причину выхода шины из строя, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль. Одновременно определяют лиц, виновных в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями. Форма заключения приведена в приложении У к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее использовавшейся форме заключения.

Обратим внимание, что в ТКП 299-2011 теперь указано, что рекламации на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин. Рекламации по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта.

Организация, получившая рекламацию, должна рассмотреть ее и в соответствии с действующим законодательством направить владельцу 1 экземпляр заключения комиссии по рассмотрению рекламации на шину.

Шиноремонтная организация при выходе шин из строя ранее гарантийного пробега из-за некачественного ремонта обязана безвозмездно произвести повторный ремонт или восстановление. При невозможности выполнения этого условия шиноремонтное предприятие доплачивает заявителю стоимость недопробега шины. 

www.gb.by