Правила движения задним ходом на одностороннем перекрестке. Правила движения задним ходом на автомобиле


Движение задним ходом против выезда с прилегающей территории

Первый автомобиль проехал въезд во двор и движется задним ходом, чтобы осуществить въезд передом. Второй автомобиль выезжает на дорогу из двора.

Кто должен проехать первым?Кто должен проехать первым в такой ситуации?

Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора

Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.

Пункт 8.3 ПДД
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.

Термин «Уступить дорогу»
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Если первый автомобиль продолжит движение он вынудит изменить скорость или направление второго автомобиля. Требование «Уступить дорогу» выполнено не будет.

Пока открыт вопрос, распространяется ли требование «Уступить дорогу» по отношению к автомобилю, который едет задним ходом и есть ли у него преимущество?

Требования ПДД для движения задним ходом

Движение задним ходом должно выполнятся в соответсвии с пунктом 8.12 Правил.

Пункт 8.12
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещается разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Движение задним ходом мимо выезда с прилегающей территории не запрещено. Имеет ли преимущество автомобиль движущийся задним ходом?

Из пункта 8.12 видим, чтобы начать двигаться назад должны быть выполнены определенные условия. В противном случае движение задним ходом запрещено.

«Уступить дорогу» против «не создаст помех»

  • «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термин, «не создаст помех» в контексте пункта 8.12 — общее условие в буквальном смысле;
  • «Опасность для движения» — термин, безопасный маневр — общее условие в буквальном смысле.

Правила дорожного движения основаны на Конвенции о дорожном движении. Когда возникают сомнения в толковании всегда можно обратиться к «вышестоящему» документу.

Цитата из Конвенции о дорожном движении
2. Водитель, который намерен выполнить разворот или дать задний ход, должен убедиться в том, что он может выполнить этот маневр, не подвергая опасности других пользователей дороги и не мешая им.

Как видите, никакой связи с терминами, определяющими приоритет при пересечение траекторий нет.

В данной ситуации не стоит вопрос приоритета, то есть когда у одного автомобиля преимущество, у другого требование уступить дорогу. Здесь вопрос разрешено или нет в принципе движение автомобиля задним ходом.

Движение задним ходом никак не должно мешать другим участникам движения.

Ответ
Первым должен проехать автомобиль, выезжающий из двора.

ruspdd.ru

Движение задним ходом | Автомобильное

Движение задним ходом применяется, как правило, на коротких дистанциях. Чаще всего водитель прибегает к движению задним ходом при подаче автомобиля под погрузку и разгрузку со стороны заднего борта, маневрировании, установке автомобиля на стоянку.

Движение задним ходом затрудняется плохим обзором дороги позади автомобиля. Поэтому длительное осаживание автомобиля недопустимо, тем более, что при этом происходит перегрев двигателя и повышенный расход топлива.

Задний ход автомобиля достигается включением в коробке передач между ведущей и ведомой шестернями промежуточной шестерни, в результате чего ведомый вал начинает вращаться в обратную сторону. На некоторых автомобилях (ГАЗ-51 и др.) имеется предохранитель против случайного включения передачи заднего хода, управление которым осуществляется при помощи защелки на рычаге. Прежде чем включить передачу заднего хода, защелку нужно отжать вверх. Включать передачу заднего хода можно только тогда, когда автомобиль стоит на месте, во избежание поломки зубьев шестерен.

Движение задним ходом на автомобиле

При движении задним ходом необходимо учитывать следующее. Передаточное число заднего хода выше передаточного числа первой передачи, вследствие чего двигатель крайне чувствителен к нажатию на педаль управления дросселем; достаточно малейшего неосторожного нажима, чтобы вызвать резкое ускорение движения автомобиля. Поэтому ногу на педали надо держать возможно устойчивее и не нажимать сильно, избегая чрезмерных оборотов коленчатого вала.

Автомобиль вести задним ходом по прямой труднее, чем передним. Это объясняется тем, что установка направляющих колес, приспособленная к требованиям переднего хода, вызывает склонность автомобиля к резким изменениям направления при движении задним ходом. Достаточно неосторожного поворота руля, чтобы автомобиль стал поперек дороги, что в условиях движения может привести к столкновению с другим транспортом. Поэтому для сохранения взятого направления нельзя резко поворачивать руль; все отклонения автомобиля в стороны от прямой следует выравнивать очень плавными движениями рулевого колеса.

Включение передачи заднего хода на автомобиле ГАЗ-51

Рис. Включение передачи заднего хода на автомобиле ГАЗ-51: а — ведущая шестерня; б — ведомая; в — промежуточная

Так же плавно надо поворачивать автомобиль на заднем ходу, так как при этом наружное переднее колесо описывает кривую наибольшего радиуса. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы переднее колесо не задело за препятствие, мимо которого свободно прошло заднее колесо. Поворачивая, надо время от времени проверять (по крылу или габаритному ограничителю) движение передней части автомобиля.

Очень важно усвоить и запомнить, что техника управления рулем при движении задним ходом остается точно такой же, как и при переднем ходе.

Характер наблюдения за дорогой при движении задним ходом изменяется. Если при движении передним ходом водитель сидит прямо, свободно опираясь о спинку сиденья, и имеет хороший обзор дороги, то при движении задним ходом ему приходится наблюдать за дорогой, находясь в неудобном положении, повернувшись назад.

В зависимости от нагрузки автомобиля, габаритов груза и обстановки движения наблюдение за дорогой при осаживании автомобиля назад производится:

  • через заднее окно кабины;
  • через боковое окно при опущенном стекле;
  • через открытую дверцу кабины;
  • с подножки автомобиля.

Наблюдение за дорогой через заднее окно кабины возможно, если оно не закрыто находящимся в кузове грузом.

Схема поворота автомобиля задним ходом

Рис. Схема поворота автомобиля задним ходом

Схема движения колес автомобиля при объезде препятствия задним ходом

Рис. Схема движения колес автомобиля при объезде препятствия задним ходом

Для наблюдения водитель, повернувшись, смотрит в окно через правое или левое плечо на соответствующий край заднего борта, проверяя по нему направление движения. При этом водитель управляет рулевым колесом обеими руками, более свободно действуя той рукой, через какое плечо он смотрит назад. Лучшие результаты наблюдения дает открытый задний борт.

Наблюдение через закрытое левое боковое окно неудобно, поэтому применяется чаще всего на легковых автомобилях, у которых боковой обзор лучше, чем у грузовых. Этот способ применяется при движении на очень коротких дистанциях, например, когда автомобиль устанавливается задним ходом на стоянку у тротуара, при выравнивании его относительно других автомобилей или места стоянки. В этом случае водитель управляет рулевым колесом обеими руками, более свободно действуя правой рукой.

Наблюдать через открытую дверцу кабины приходится в том случае, когда заднее окно закрыто грузом, брезентовым верхом и на автомобилях-фургонах. Водитель управляет рулевым колесом правой рукой, левой придерживая дверцу.

Наблюдение с подножки автомобиля применяется только на грузовых автомобилях, когда большие габариты груза затрудняют наблюдение. При этом могут быть два положения:

  • а) водитель, правой ногой нажимая на педаль управления дросселем, левой стоит на подножке и, обернувшись назад, смотрит вдоль автомобиля; управляет автомобилем правой рукой, левой придерживает дверцу;
  • б) установив постоянную подачу горючей смеси рукояткой управления дросселем, водитель выходит на подножку и смотрит назад, управляя автомобилем левой рукой или обеими руками; при таком способе наблюдения водитель должен быть готов быстро вернуться в кабину, чтобы во-время остановить автомобиль, не допуская наезда или столкновения.

В зависимости от обстановки при движении задним ходом водители выбирают тот или иной способ наблюдения за дорогой, стремясь во всех случаях обеспечить наименьшее маневрирование и наибольшую безопасность.

Правила безопасности движения устанавливают, что трогать машину с места назад можно, лишь убедившись в том, что путь позади автомобиля свободен и безопасен. При движении задним ходом осторожность и внимательность должны быть повышены, особенно, если в непосредственной близости от автомобиля находятся люди или какое-либо препятствие. Для предупреждения людей об осаживании автомобиля водитель подает звуковой сигнал. Повышенная бдительность должна быть проявлена, когда поблизости от автомобиля находятся дети.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Тема 8.5. Задний ход. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

 

Передача заднего хода – обязательная опция в каждом автомобиле (куда ж без неё), и Правила разрешили использовать задний ход, но с обязательным условием: водитель, двигающийся задним ходом – последний человек на дороге. Вот как об этом сказано в Правилах:

 

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения.

 

 

 

Обратите внимание! – Правила не уточнили, где именно разрешено движение задним ходом,

а значит – везде.

 

 

Задача 1

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_01.zadachi-gibddВодитель случайно проехал нужный въезд во двор. Разрешено ли в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если водитель управляет легковым такси.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

Знак 5.5 Тема 8.5. Задний ход. 8.5_01_2.zadachi-gibdd «Дорога с односторонним движением» водителю не помеха. На дорогах с односторонним движением задний ход не запрещён.

 

 

Задача 2

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_02.zadachi-gibddРазрешается ли Вам выполнить разворот с заездом во двор задним ходом?

 

1. Разрешается.

 

2. Разрешается, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

 

3. Запрещается.

 

 

 

 

 

 

 

Движение задним ходом это всегда движение навстречу основному потоку! Это нонсенс! Но этот нонсенс Правила разрешили.

 

Только из предложенных ответов выбирайте не просто «Разрешается», а именно «Разрешается, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения».

 

 

 

 

 

 

 

И про перекрёстки на экзамене спрашивают:

Задача 3

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_03.zadachi-gibddМожно ли вам на перекрёстке произвести разворот, двигаясь задним ходом?

 

1. Можно.

 

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

 

3. Нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

Ну, что тут комментировать – движение задним ходом на перекрёстках категорически запрещено!

 

 

Задача 4

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_04.zadachi-gibddВодитель случайно проехал перекрёсток. Разрешено ли ему в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем продолжить движение налево?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

 

2. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

Здесь вы иногда ошибаетесь, думая, что это не перекрёсток, а выезд из прилегающей территории. Если что-то непонятно на рисунке, читайте текст вопроса. Там ясно сказано: «Вы случайно проехали перекрёсток».

 

А на перекрёстках движение задним ходом категорически запрещено!

 

 

 

Но и это ещё не всё. Полностью пункт 8.12 звучит так:

 

 

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. Движение задним ходом запрещается на перекрестках .

 

Что касается пункта 8.11, то с ним мы познакомились в предыдущей теме «Развороты». Там перечисляются места, где разворот запрещён. И в этих же местах запрещается и движение задним ходом.

 

 

– на пешеходных переходах;

– в тоннелях;

– на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними:

– на железнодорожных переездах;

– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

– в местах остановок маршрутных транспортных средств.

 

 

И про это на экзамене тоже спрашивают:

Задача 5

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_05.zadachi-gibddРазрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, но только до пешеходного перехода.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема 8.5. Задний ход. 8.5_06.zadachi-gibdd

 

В перечне мест, где запрещено движение задним ходом, нет дороги с односторонним движением.

 

И если вы никому не создаёте помех, можете здесь двигаться задним ходом, но только до пешеходного перехода!

 

На пешеходных переходах движение задним ходом запрещено!

 

 

Задача 6

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_07.zadachi-gibddРазрешено ли водителю легкового автомобиля движение задним ходом для посадки пассажира в тоннеле?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

Здесь комментировать нечего. Движение задним ходом в тоннелях категорически запрещено!

 

 

Задача 7

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_08.zadachi-gibddРазрешено ли водителю движение задним ходом на путепроводе для посадки пассажира?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи другим участникам движения.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

Правила категорически запрещают движение задним ходом на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

 

 

Задача 8

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_09.zadachi-gibddРазрешено ли водителю легкового автомобиля движение задним ходом для посадки пассажира?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи маршрутным транспортным средствам.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

Движение задним ходом категорически запрещено в местах остановок маршрутных транспортных средств.

 

 

Задача 9

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_10.zadachi-gibddВодитель случайно проехал нужный въезд во двор. Разрешено ли ему в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи маршрутным транспортным средствам.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

Если бы здесь не было обозначенной остановки маршрутных ТС, тогда никаких проблем – можно использовать задний ход. Но остановка есть (она и знаком обозначена и разметкой), а в местах остановок маршрутных ТС движение задним ходом категорически запрещено!

 

 

 

Есть ещё задачка без рисунка, и я вправе рассчитывать, что вооружённые полученными знаниями, вы сделаете безошибочный выбор.

 

Задача 10

 

Движение транспортных средств задним ходом разрешается:

 

1. На перекрёстках.

 

2. На дорогах с односторонним движением.

 

3. На пешеходных переходах.

 

4. В местах остановок маршрутных транспортных средств.

 

 

 

Задача 11

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_11.zadachi-gibddРазрешено ли водителю движение задним ходом для посадки пассажира на этом участке дороги?

 

1. Разрешено.

 

2. Разрешено, если водитель управляет легковым такси.

 

3. Запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_12.zadachi-gibdd 

Знак 4.1.1 ставят ПОСЛЕ перекрёстка для того, чтобы запретить на этом участке дороги разворот. И мы с вами, вроде бы, договорились, что движение задним ходом запрещается там же, где запрещён разворот.

Но, минуточку!

Задний ход запрещён не везде, где запрещён разворот, а в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

 

 

 

 

 

Давайте ещё раз перечислим эти места.

 

 

– на пешеходных переходах;

– в тоннелях;

– на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними:

– на железнодорожных переездах;

– в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

– в местах остановок маршрутных транспортных средств.

 

Как видим, в пункте 8.11 случай со знаком 4.1.1 не оговорен. А что не запрещено, то разрешено.

 

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_13.zadachi-gibdd 

 

И это логично! Ну, уберём мы этот знак, и что изменилось. Да, ровным счётом, ничего.

В любом случае (со знаком или без знака) водитель двигается навстречу основному потоку.

 

 

Но Правилами это не запрещено!

 

 

 

 

 

Задача 12

 

Для обеспечения безопасности при выезде задним ходом с места стоянки, имеющего ограниченную видимость, необходимо:

 

1. Подать звуковой сигнал.

 

2. Включить аварийную сигнализацию.

 

3. Прибегнуть к помощи других лиц.

 

 

 

 

Как вы уже знаете, водитель, двигающийся задним ходом, обязан уступать дорогу абсолютно всем.  И это при условии, что у водителя есть стопроцентная возможность контролировать события на дороге, даже двигаясь задом наперёд.

 

Однако если такой возможности нет, самостоятельное движение задним ходом запрещено!

 

Тема 8.5. Задний ход. 8.5_14.zadachi-gibdd

 

Например, сейчас, выезжая задним ходом из прилегающей территории на дорогу, водитель ничего на этой дороге не видит. Это как раз тот случай, когда он обязан найти себе добровольного помощника.

Попытка выехать задним ходом самостоятельно, в данном случае – нарушение Правил.

 

 

 

 

 

 

В Правилах это требование сформулировано следующим образом:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.12. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

 

xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai

совершение маневра на одностороннем перекрестке, штрафы

Двигаясь задним ходомВ процессе движения водитель может оказаться в различных ситуациях, когда ему приходится ехать задним ходом. Но не во всех случаях такое движения разрешено. И чтобы не совершить правонарушения, необходимо четко соблюдать правила поведения на дороге.

Правила выполнения маневра

Сразу следует пояснить, что ехать задним ходом не так-то просто, водитель должен иметь опыт выполнения подобного маневров и быть предельно сконцентрирован. Высокий риск при подобной езде обусловлен ограниченным обзором, поэтому прежде, чем начинать так ехать, необходимо удостовериться, что в зоне движения отсутствуют другие автомобили и пешеходы. Если же имеет место плохая видимость, то лучше всего не рисковать понапрасну, а обратиться за помощью к другим автомобилистам.

В целях оповещения о подобной езде часто в автомобилях срабатывает звуковой сигнал, что заставляет обратить на это внимание пешеходов. А если сработает аварийка, то в рассматриваемой ситуации она может послужить в качестве дополнительного приема оповещения. Но в ПДД такой момент не обозначен. Выпускаемые сегодня автомобили оборудованы специальной системой, которая автоматически срабатывает, производя звуковой сигнал каждый раз, когда водитель начинает подобную езду.

Где запрещено движение задним ходом?

Согласно действующим правилам, существуют заранее определенные участки дороги, где движение задним ходом запрещено. Подобный запрет регламентируется по той причине, что, осуществляя подобный маневр, водитель может создать аварийную ситуацию на дороге, которая может нанести ущерб другим участникам движения. Далее будут перечислены основные места, где водителям запрещается осуществлять подобную езду:

  • Как правильно ездить задним ходомостановки;
  • мосты, эстакады, путепроводы;
  • автомагистрали;
  • тоннели ;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • пешеходные переходы;
  • места с плохим обзором.

Согласно Правилам, водителям запрещается подобная езда в тех местах, где невозможно выполнить разворот. Помимо этого, подобный запрет распространяется на дороги с односторонним направлением. Ехать задним ходом разрешается до тех пор, пока не появится объект, где может возникнуть аварийная ситуация — тоннель, мост, автомагистраль или железнодорожный переезд. ПДД не ограничивают подобную езду по проезжей части, если маневр совершается за короткий промежуток времени.

Помните, что, в соответствии с пунктом 8. 12 раздела 8 ПДД, совершать движение задним ходом на перекрестке водитель может в том случае, если он своими действиями не будет мешать другим автовладельцам и не приведет к аварийной ситуации.

Где разрешена езда задним ходом?

Автовладелец, которому потребовалось выполнить такой маневр, может совершить этот маневр на проезжей части с односторонним направлением. Но прежде чем это сделать, он должен проверить, что своими действиями не помешает другим водителям и пешеходам.

  • Собираясь ехать навстречу движущимся машинам, автовладелец обязан вначале удостовериться, что сзади его автомобиля нет посторонних предметов. Предпринимая подобную попытку, водитель не должен заставлять других водителей снижать скорость или менять направление движения.
  • Собираясь выполнить такой маневр , автовладелец должен пропускать все другие автомобили и пешеходов.
  • Для обеспечения высокой безопасности при совершении маневра водитель должен двигаться с минимальной скоростью.
  • Если выполнить такой маневр предполагается в условиях ограниченного обзора, обусловленного наличием определенных машин, то необходимо иметь возможность быстро остановиться без использования экстренного торможения. На такой случай желательно, чтобы поблизости находились другие лица, которые будут подсказывать правильное направление движения автомобиля с учетом изменяемой ситуации.

Наказания за несоблюдение правил езды задним ходом

Если попытка выполнить такой маневр приведет к аварии, то вся ответственность ляжет именно на водителя транспортного средства, который решился на совершение подобного маневра. В этом случае наказанием для него будет штраф, размер которого может быть различным. Здесь необходимо учесть обстоятельства совершения правонарушения.

  • Нарушение правил езды задним ходомВ соответствии с пунктом 12.15 КоАП, если водитель решил ехать задним ходом по проезжей части, то за это он должен заплатить штраф в размере 2500 р.
  • В соответствии с пунктом 9. 9 ПДД, запрещается двигаться задним ходом по обочине или разделительным полосам. При нарушении подобного правила водитель обязан заплатить штраф в размере 500 р.

Знаки, запрещающие езду задним ходом?

Прежде чем ехать задним ходом, следует изучить расположенные поблизости дорожные знаки. Если присутствует знака «въезд запрещен», то совершать подобный маневр запрещено. Наличие этого указателя означает, что машинам запрещается въезжать на указанный участок автомагистрали. Однако этот запрет не действует на общественный транспорт. В случае, если водитель, даже видя подобный запрещающий знак, решил двигаться по автомагистрали с односторонним движением, то ему будет грозить наказание в виде лишения прав на срок до 6 месяцев. В некоторых случаях возможно другое наказание — штраф в размере 5 тыс. р.

К примеру, при попытке въехать на автомагистраль в Москве и Санкт-Петербурге водителю будет грозить штраф в размере 3 тыс. р. В регионах наказание за подобное правонарушение будет менее серьезным и составит 1500 р.

Если в месте совершения предполагаемого маневра присутствует знак «кирпич», и владелец решит ехать задним ходом, чтобы въехать на прилегающую территорию, то за это на него будет наложен штраф в размере 500 р. Стоит сказать, что наказание ограничится только этим, отобрать у него водительские права не смогут.

Также запретом на подобную езду является знак «движение запрещено». Особенность этого знака состоит в том, что он устанавливает запрет на движение в любом направлении. Поэтому такие знаки не размещаются на участках при въезде на дорогу с односторонним движением. Если водитель решил пренебречь этим правилом, то ему придется заплатить штраф в размере 500 р.

Меры предосторожности

Как двигаться задним ходомЕзда задним ходом может привести к аварийной ситуации. Чтобы минимизировать подобный риск, необходимо каждый раз при выполнении подобного маневра использовать звуковой сигнал. Если пешеход или другой участник движения обнаружит автомобиль, едущий задним ходом, то необходимо дождаться его остановки. Также необходимо следить за тем, в каком положении находятся другие автомобили по обеим сторонам от автомобиля.

При движении задним ходом нужно следить за ситуацией с помощью зеркал заднего вида. Очень важно двигаться с минимальной скоростью. Часто водители, которые торопятся выехать с парковки или со стоянки магазина, используя подобный маневр, создают аварийные ситуации.

Даже имея большой опыт в движении задним ходом , следует учесть, что часто совершить этот маневр не так просто. Дело в том, что в зависимости от ситуации видимость может быть различной, а это создает определенные трудности с управлением. Поэтому при движени задним ходом автовладелец должен быть максимально сконцентрирован и постоянно контролировать ситуацию в зоне движения своего автомобиля во избежание аварийной ситуации.

Заключение

Правила движения хадним ходомДля того чтобы управлять автомобилем, не создавая аварийных ситуаций, необходим большой опыт. Но часто приходится совершать действия, когда его оказывается недостаточно. Речь идет о случаях, когда нужно ехать задним ходом. Во избежание аварийной ситуации нужно не только задействовать весь свой опыт, но и все свое внимание.

Даже при отсутствии в зоне совершения подобного маневра посторонних предметов и других участников движения нужно не забывать и о знаках, запрещающих движение задним ходом. Пусть даже этот маневр успешно завершится, водителя может ожидать штраф за движение задним ходом в неположенном месте. Поэтому полагаться только на свой опыт не стоит, необходимо также тщательно изучить правила дорожного движения, в первую очередь узнать о местах, где запрещается осуществлять подобный маневр.

avtourist.express

ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ - Уроки вождения для начинающих

Никогда не участвовал в восхождении на гору Эверест, но догадываюсь, что путь к вершине долог и труден.

В вождении автомобиля тоже есть свои вершины, к которым стоит стремиться, но путь до них измеряется месяцами и годами ежедневного осознанного вождения. К вершинам мастерства вождения относятся не только приемы управления машиной в условиях сложнейших автомобильных гонок, но и обычные на первый взгляд – буксировка, обгон и движение задним ходом.

Да-да, движение задним ходом относится именно к вершинам мастерства управления автомобилем. Конечно, можно успешно сдать экзамены в ГИБДД, заехав в "бокс" задним ходом, не сбивая стоек. Но кто из вас после экзамена, во-первых, отважится, а во-вторых, сможет успешно въехать задним ходом в обычную "ракушку" (мини-гараж), да еще с первого раза? Все ли из вас рискнут подать машину назад метров этак на 100–200 на узкой дороге с интенсивным движением?

"Ну, я могу. А что? Это проблема что ли?" – так может сказать лишь неразумный "новичок", который только вчера получил водительские права.

"Да, теперь я и это могу! Проблем нет!" – а так скажет "старичок", который на протяжении длительного периода времени успешно водил свой автомобиль по дорогам и приобрел одно очень важное качество.

В какой-то момент своей автомобильной жизни водитель вдруг ощущает неразрывную связь между собой и автомобилем, между своими мыслями и поведением машины на дороге. Руки – это руль и передние колеса, ноги – это ускорения и замедления, салон автомобиля кажется родным домом, где все знакомо и подконтрольно даже с закрытыми глазами, и машина едет именно туда и так, как водитель думал и планировал.

Каждый из вас обязательно придет к этим ощущениям, дайте только срок. А срок этот зависит от Вашей целеустремленности к вершинам мастерства. Кто-то сможет прийти к этому через год-полтора, а может быть и раньше. Кому-то предстоит долгий путь преодоления уступов автомобильного Эвереста. Но достичь вершины может каждый.

Теперь от заоблачных вершин вернемся к земным будням. Давайте рассмотрим некоторые проблемы движения задним ходом.

Первый "сюрприз", который ждет Вас при движении задним ходом заключается в том, что двигаться назад "по прямой" Вы сможете только тогда, когда научитесь поворачивать!

Не верите? Это легко проверить! Попробуйте проехать задним ходом метров 20–30, удерживая прямолинейное положение автомобиля в неком реальном или воображаемом коридоре.

Так через сколько метров Ваша машина вдруг свернула с прямой и поехала не в ту сторону? Через десять? Пятнадцать? Думаю, что не больше. Теперь давайте выясним, почему это произошло.

Когда Вы смотритесь в обычное зеркало, то, как правило, не задумываетесь о том, что все в нем перевернуто наоборот, потому что привыкли. А если, например, Вам надо ножницами отрезать пару лишних волосков на лице, причем "под корешок"? Кто не пробовал, попробуйте и тогда поймете, что сделать это оказывается непросто. Ножницы почему-то поворачиваются не в ту сторону! Вы хотели повернуть их так, чтобы они плашмя коснулись кожи лица, а они повернулись в другую сторону и оказались совсем боком.

Примерно то же самое происходит и при движении задним ходом. Вам казалось, что руль надо повернуть чуть-чуть "туда", а оказалось, что поворачивать его надо было в другую сторону. Происходит это оттого, что, двигаясь задним ходом, водитель воспринимает себя и свой автомобиль в окружающем мире не совсем правильно и не может сразу согласовать действия своими руками с направлением движения машины.

Во-первых, водитель не видит свои руки, что само по себе уже неприятно.

А во-вторых, зачастую водители-"новички" не учитывают тот факт, что при движении задним ходом управляемыми становятся задние колеса! На самом деле, как передние колеса были управляемыми, так они ими и остались. Но по ходу движения они теперь – задние!

Вам следует знать, что у автопогрузчиков и прочих самоходных транспортных тележек, которым приходится постоянно маневрировать, двигаясь по территории заводов и складов, управляемыми являются как раз задние колеса! Это сделано специально для того, чтобы повысить маневренность автопогрузчиков в стесненных условиях.

В обычном автомобиле при движении задним ходом, когда передние и задние колеса меняются ролями, малейшее движение рулем приводит к значительному изменению направления движения! Заставить машину двигаться назад именно "по прямой" нелегко. Приходится постоянно работать рулем, поворачивая его по чуть-чуть, то вправо, то влево. А вот этого-то Вы пока и не умеете.

Теперь поговорим о том, как у Вас должны работать руки при значительном угле поворота рулевого колеса, например при заезде в гараж.

На рисунке 68 изображено правильное положение кистей рук на рулевом колесе. Только такое положение (не выше и не ниже) обеспечивает максимальную точность движений руками, позволяет водителю чувствовать дорогу на руле, дает возможность прикладывать к рулевому колесу малые и большие усилия. Но все это при движении вперед!

Рис. 68. Правильное положение рук на рулевом колесе

Полагаю, Вы догадываетесь, что при движении задним ходом смотреть надо именно назад. Причем видеть надо всю обстановку по ходу движения машины. Для этого Вам придется слегка привстать, повернуть свое туловище направо назад как можно больше и сесть полубоком. Тогда и сектор обзора будет максимальным, и шея у Вас не устанет.

Но что с Вашими руками? Ах, им теперь не удобно? Так найдите для них удобное положение.

Если Вы тщательно поищите, то единственным подходящим положением для рук окажется то, что изображено на рисунке 69.

Рис. 69. Посадка водителя при движении задним ходом

"Да, удобно! Но как теперь рулить-то?" – это Ваш вопрос. А мой ответ на рисунке 70.

Рулить мы будем одной рукой!

Рис. 70. Поворот руля одной рукой

Итак, готовимся к повороту направо. Прежде чем начинать руление, надо правильно сориентировать ладонь на ободе рулевого колеса. Предлагаю Вам "растопырить" пальцы, положить левую ладонь на руль, слегка в него упереться и покрутить кистью руки вправо-влево. В какой-то момент ладонь как бы провалится в ямку. На самом деле, это обод руля занял предназначенное для него место в складках Вашей ладони. Теперь можно ослабить напряжение в пальцах и слегка обнять ими рулевое колесо.

Далее, опираясь правой рукой о спинку сидения и прилагая левой рукой некоторое усилие, начинаем поворачивать руль направо. Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 70, поз. 3), Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили ("растопырили") пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод рулевого колеса и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть против часовой стрелки (рис. 70, поз. 3–4).

Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, Вы продолжаете поворачивать руль дальше. Как только рука минует нижнюю точку (рис. 70, поз. 4), можно будет несколько ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля (рис. 70, поз. 5).

Затем Вы без особого усилия доворачиваете руль до начального положения (рис. 70, поз. 6), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно. Продолжить очень просто, надо лишь повторить вышеописанные действия. Вернуть руль обратно тоже несложно, действия те же, только выполнить их надо в обратном порядке.

Уверен, после непродолжительной тренировки данный способ руления Вам понравится. Мало того, что он обеспечивает непрерывное вращение рулевого колеса с максимальной скоростью и точностью, у Вас еще освобождается правая рука! При движении назад она занимает единственно удобную позицию – на спинке правого переднего сидения. При движении вперед, например, при проезде по внутридворовой территории с многочисленными маневрами лишняя рука Вам тоже не помешает. А для успешного въезда задним ходом в экзаменационный "бокс" и в свой собственный гараж умение работать одной рукой просто необходимо!

Это был поворот назад направо, когда работала только левая рука. Для поворота назад налево Вам надо лишь развернуться на сиденье полубоком налево и поменять руки – правую перенести на руль, а левую поджать в локте на спинке своего сиденья. Все остальное остается без изменений – крутим руль, "растопыриваем" пальцы, прокручиваем кисть и так далее.

Тренироваться лучше зимой. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, передним колесам своего автомобиля следует обеспечить максимальную свободу. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому перегоните свою машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал солью блестящее зеркало замерзшей лужи, и приступайте к тренировкам.

А если на дворе... июль?!

Тогда советую Вам приобрести диски "Здоровье" или "Грация". Да-да, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них "туда-сюда". Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц "слабого пола", но и значительно большую нагрузку.

Подложив по одному диску под каждое из передних колес, Вы обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса. Далее Вам остается только потратить некоторое время на тренировки.

Если при движении задним ходом Вы попробуете, не меняя позиции своего туловища, оставить руки на руле в исходном положении (рис. 68), то рулить можно будет двумя руками, но куда при этом поедет машина?

Человек не умеет поворачивать голову, как сова! Следовательно, Вы не сможете контролировать у себя за спиной большой сектор дороги! В зоне невидимости могут оказаться машины, пешеходы, экзаменационные стойки и прочие объекты, которые лучше было бы видеть. На дороге это чревато аварией, а на экзамене полным провалом.

Рис. 71. Варианты разворота с использованием заднего хода: а) разумный; б) неразумный

Как Вы считаете, на каком рисунке (рис. 71) изображен более безопасный вариант разворота с использованием заднего хода? На верхнем или на нижнем?

На верхнем, по трем причинам!

Во-первых, чем меньшее расстояние Вы проедете задним ходом, тем меньше у Вас возникнет проблем.

Во-вторых, поворачивать налево всегда труднее, чем направо. А если это поворот налево задним ходом, то по технике исполнения он не просто труднее, а намного труднее поворота направо.

И наконец, в-третьих. На верхнем рисунке при движении назад водитель смотрит через свое правое плечо. Это означает, что он может одновременно контролировать траекторию движения своего автомобиля и всю дорожную обстановку на проезжей части, по которой он движется и на которую поворачивает.

На нижнем рисунке при движении задним ходом водитель вынужден смотреть назад через левое плечо. Сможет ли он одновременно сохранять намеченную траекторию движения и контролировать машины, приближающиеся к этому месту с двух сторон? Сможет, если будет вертеться на сиденье как "юла", то в одну сторону, то в другую. Только не у всех это получается, особенно в первые годы вождения автомобиля.

  • Перед началом движения задним ходом водитель должен занять на сиденье удобное положение, позволяющее контролировать максимально возможный сектор дороги в направлении движения.
  • Планируя разворот с использованием заднего хода и бокового проезда, следует выбирать такую траекторию движения, при которой машина пройдет задним ходом наименьшее расстояние.

Конечно, водитель должен овладеть всеми приемами управления автомобилем, но осваивать эти приемы надо не на оживленных магистралях города, а где-нибудь на учебной площадке или на пустынном тупиковом участке дороги. Определите лично для себя (не для экзаменов) круг Ваших проблем в управлении автомобилем, выделяйте время, находите подходящее место и тренируйтесь. Причем старайтесь воплотить в жизнь различные варианты исполнения одних и тех же упражнений. Не останавливайтесь на достигнутых в автошколе и на экзаменах в ГИБДД результатах. Только творческий процесс познания науки управления автомобилем и самостоятельные тренировки могут привести водителя к вершинам мастерства вождения.

вернуться к оглавлению "Уроки вождения"

www.avtoprofy.ru