Итальянский мышонок FIAT-500 Topolino. Тополино фиат


Легендарные автомобили. Fiat 500 "Topolino".

PhotobucketВ каждой стране, у которой есть свой автпром, имеется свой культовый автомобиль. Автомобиль, который благодаря цене был доступен широким массам населения, то есть делал авто из предмета роскоши в простое средство передвижения доступное многим. Для США это Ford T, в Англии Austin 7, для СССР , на мой взгляд, Москвич 407. В Италии таким автомобилем стал Fiat 500 "Topolino".

Автомобиль выпускался практически без перерыва с 1936 по 1955 год. Разошелся тиражом в 520 тысяч автомобилей. Очень приличный результат для тех времен.

Конец двадцатых, начало тридцатых это период когда на рынке разных стран стали появляться малолитражные автомобили. До того автопроизводителей мало интересовал этот сегмент рынка. Все предпочитали работать в премиальном сегменте, где понятно доход с одной машины был очень высок. Но к концу двадцатых экономический кризис с одной стороны, высокая конкуренция в премиальном сегменте заставили многих производителей присмотреться к сегменту дешевых автомобилей повнимательней. Особенно преуспели в этом сегменте немцы.

На тот момент на Апеннинском полуострове фактически не было дешевых автомобилей. Местные производители делали солидные автомобили для солидных людей. Fiat в тот период был производителем автомобилей высшего и среднего класса, для нас это звучит странно, сейчас Fiat больше ассоциируется с дешевыми автомобилями. А тем временем в Германии во всю разворачивалось производство малолитражных автомобилей, доступных почти каждому работающему человеку. Пришедшая к власти в начале тридцатых нацистская партия активно способствовала этому процессу. Муссолини не мог спокойно наблюдать за успехами своих немецких товарищей. Он активно продавливал среди итальянских промышленников программу подобную германской программе народного автомобиля. Манагеры Fiat тоже прекрасно понимали что пора запускать в серию малолитражные автомобили, рынок созрел, тянуть с этим больше было нельзя.

В 1936 году в серию пошел Fiat 500, позже получившим прозвище "Topolino"(мышонок). По своей конструкции "Topolino" не был каким-то откровением. В отличие от конкурентов он не имел независимой подвески по кругу или несущего кузова, заднемоторной компоновки. Это был очень консервативный по своей конструкции автомобиль. "Topolino" - это типичный пример как только за счет грамотного инженеринга, без всяких инновации, можно сделать хороший автомобиль.

Если присмотреться, то можно заметить что по конструкции "Topolino" типичный автомобиль фирмы Fiat той поры, только очень маленький. Такое ощущение, инженеры Fiat взяли автомобиль нормального размера и подвергли миниатюризации. В результате получился самый маленький автомобиль той поры в своем классе, от носа до хвоста 3 215 мм.

Но главное, у автомобиля все смотрится красиво. Рама, двигатель и прочие детали. Типичная особенность итальянской техники начиная от мотоцикла кончая трактором или самолетом. Причем вся эта красота может ни черта не работать, но смотреть приятно.

Но это "Topolino" не касается. Автомобиль получился надежный. Все решение в конструкции авто были проверены временем. Инженеры не стали экспериментировать с модной тогда заднемоторной компоновкой. Автомобиль имел обычную компоновку. Двигатель располагался спереди, но был сильно сдвинут на переднею ось, за двигателем располагался радиатор. Что позволило сделать капот авто сильно скошенным, это улучшало аэродинамику и обзор вперед. Отчасти за это Fiat 500 и получил прозвище "Topolino", силуэт автомобиля напоминал мышь. Но и сам по себе характер у автомобиля получился бойкий, задорный. Двигатель водяного охлаждения позволял без страха держать высокие обороты, что конкуренты с двигателями воздушного охлаждения позволить себе не могли. Двигатель был четырёхцилиндровый, объемом в 569 см.куб., мощностью в 13 л.с. Что для автомобиля весом в 537 кг. вполне хватало.

Стоил автомобиль 8 900 лир. Рабочий хорошей квалификации мог заработать на "Topolino" примерно за полтора года, либо взять в кредит на два года. Выпускался автомобиль с кузовом купе, причем в радикально двухместном варианте. Самой красивой версией этого автомобиля стал вариант с кузовом кабриолет. Хотя он больше был похож спайдер, но обозначался как кабриолет.В небольших количествах выпускались фургоны на базе "Topolino".Сам Fiat выпуском подобных автомобилей не занимался, этим занимались различный кузовные конторы.С началом Второй Мировой войны Fiat 500 "Topolino" были призваны в армию. Со специальными армейскими автомобилями в итальянской армии было не густо, вход шли подходящие гражданские автомобили.Благодаря правильной развесовке по осям, небольшому весу автомобиль обладал неплохой проходимостью. К тому же конструкция автомобиля была простая, надежная. Fiat 500 "Topolino" использовали как итальянцы и немцы, так и союзники.После войны Италия, и без того не самая богатая страна Европы, была разорена, народ сильно обеднел. Достаточно посмотреть любые фильмы классиков неореализма того периода, что бы убедиться в крайней бедности и разрухе царившей тогда в Италии. В этих тяжелых условия "Topolino" опять пригодился. Недорогой, экономичный автомобиль был востребован покупателями. В 1949 году автомобиль прошел радикальную модернизацию, дизайн сильно изменился. Мощность двигателя выросла до 16,5 л.с. Вес увеличился до 610 кг.Появились коммерческие модификации "Topolino", они были больше востребованы рынком.Пикап.Фургон.И как производное от фургона - универсал с громким именем Belvedere.Хотя ездить на заднем сидении этого универсала не пожелаешь и врагу. Хотя теще вполне можно.

Производство Fiat 500 "Topolino" до 1955 года. На смену ему пришел более продвинутый в техническом плане Fiat По лицензии "Topolino" выпускался на заводах NSU и Simca.600.

Fiat 500 образца 36 года.Fiat 500 образца 49 года.Можно сказать что большинство "Topolino" были кабриолетами. Для экономии листового металла цент крыши обтягивался тканью, распространенная в то время практика, на "Topolino" эту ткань можно было сложить. Жесткий верх был опцией, за него надо было доплачивать.

amonov.livejournal.com

Итальянский мышонок FIAT-500 Topolino

С появлением автомобиля у человечества возникла еще одна мечта — как можно скорее приобрести это транспортное средство. Однако для значительной части населения немало лет мечта эта была весьма далека от реализации — слишком велика была разница между стоимостью автомобилей и доходами потенциальных покупателей.

Но стремление автопроизводителей к повышению доходности своих предприятий заставило их осознать, что миллион компактных и дешевых машин могут принести гораздо большую прибыль, чем тысяча дорогих представительских автомобилей.

Одним из первых додумался до этого Генри Форд — он поставил на конвейер поистине массовый автомобиль Ford-T, получивший у американцев прозвище «Жестянка Лиззи». О популярности этого транспортного средства говорит объем выпуска этих машин — он составил 15 млн. экземпляров!

В дальнейшем к производству массового автомобиля обращались и другие производители: итальянская компания FIAT, спроектировавшая в 1934 году компактный автомобильчик FIAT-500 Topolino; французская фирма Citroen, выпустившая в 1949 году народный автомобиль Citroen-2CV; конструкторское бюро Фердинанда Порше, создавшее в 1937 году знаменитый автомобиль Volkswagen по прозвищу «Жук», и даже западногерманская компания BMW, приступившая в 1955 году к массовому выпуску по лицензии микроавтомобиля BMW-lzetta.

Наибольших успехов на этом поприще достигла компания FIAT — в течение многих лет она создавала машины, класс которых следовало бы назвать «меньше некуда!», выпустив при этом четыре миниатюрных автомобиля, три из которых носили общее название — FIAT-500.

Первый прототип экономичной двухместной переднеприводной машины, оснащенной оригинальным трехцилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения, сконструировал в 1934 году по заданию главы фирмы FIAT сенатора Джованни Аньелли главный инженер компании Оресте Лардоне. Это был истинно народный автомобиль стоимостью не выше пяти тысяч лир.

Кто знает, в каком направлении в дальнейшем развивалась бы концепция «народного автомобиля» на фирме FIAT, если бы первый пробный заезд этой машины, за рулем которой был сам Аньели, закончился благополучно. Однако судьба распорядилась иначе — случайное возгорание автомобиля из-за короткого замыкания поставило крест и на переднем приводе, и на моторе с воздушным охлаждением.

Работа по созданию «народного автомобиля», тем не менее, была продолжена — его разработку поручили 28-летнему конструктору фирмы Данте Джиакозе. К реализации плана Джованни' Аньелли конструктор приступил 1 июня 1934 года.

Интересно, что история эта практически полностью повторяет процесс создания в Германии «народного автомобиля» Volkswagen, за которую почти в то же самое время взялся блестящий конструктор Фердинанд Порше. Ничего удивительного в этом нет — создание «народных автомобилей» как в Германии, так и в Италии было идеологической акцией руководителей фашистских государств — Гитлера и Муссолини. Правда, малогабаритный Volkswagen был выпущен в довоенное время лишь опытной партией в 30 экземпляров, a FIAT в тот же период успел развернуть полноценный массовый выпуск «пятисотого».

Идея компактного двухместного автомобиля к тому времени уже вполне сложилась в голове Джиакозы, так что проектирование и изготовление машины заняли лишь около четырех месяцев. И это при том, что в конструкции «пятйсотого» не было использовано узлов или деталей, унифицированных с выпускавшимися на фирме автомобилями, — заново конструировать пришлось все, включая двигатель.

Уже 7 октября опытный экземпляр «пятисотого» выкатили из экспериментального цеха. Столь же оперативно велась и подготовка серийного производства машины — первые «пятисотые» начали сходить с конвейера всего через два года после начала их разработки, 15 июня 1936 года.

Как утверждают автостроители, себестоимость легкового автомобиля в первом приближении пропорциональна его массе. Чтобы создать дешевую машину, ее нужно сделать, по возможности, более легкой. Именно поэтому «народный автомобиль» был задуман как двухместный с багажным отсеком на 50 кг груза.

При проектировании машины Данте Джиакоза выбрал классическую схему с задними ведущими колесами и расположенным спереди двигателем. Последний, кстати, был вынесен вперед, за ось передних колес, что предопределило использование независимой передней подвески — решение для микролитражки, прямо скажем, неординарное. Нижние рычаги подвески были закреплены под картером сцепления, а функцию верхних рычагов выполняла поперечная рессора, располагавшаяся над картером сцепления.

Двигатель «пятисотого» — четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с рабочим объемом 0,569 л. При создании мотора Джиакоза старался сделать его возможно более коротким — для этого он спроектировал коленчатый вал двухо-порным (сравните, на классическом жигулевском двигателе коленвал покоится аж на пяти опорах!), до предела уменьшив при этом расстояния» между соседними цилиндрами. Да и сами цилиндры Джиакоза сделал минимально возможного диаметра — всего 52 мм, а для обеспечения заданного рабочего объема соответственно увеличил ход поршней. К тому же конструктор отказался от межцилиндровых протоков, предназначенных для циркуляции охлаждающей жидкости — это позволило еще теснее сдвинуть цилиндры. В результате длина мотора составила лишь 380 мм.

Кузов автомобиля покоился на раме, выполненной почти по авиационной технологии — в ее лонжеронах для уменьшения их массы были вырезаны отверстия. Ни кузов, ни рама по отдельности не обладали достаточной жесткостью — она приобреталась лишь после их соединения.

Двери у «пятисотого» открывались навстречу воздушному потоку — в ту пору конструкторы самостоятельно выбирали, на какой стойке дверного проема крепить петли — на передней или на задней. Однако по современным меркам такая схема неприемлема — при неполном закрывании воздушный поток может на ходу отбросить дверь со всеми вытекающими из этого последствиями.

Боковые стекла FIAT-500 сделали сдвижными, что позволило обойтись без стеклоподъемников и, соответственно, громоздких механизмов, занимающих внутренние полости дверей. Именно поэтому их собирали из каркаса и внешней панели, оклеив последнюю изнутри дерматином, так что ширина машины изнутри и снаружи оказалась практически одинаковой.

Багажник располагался сразу же за спинкой сидений, и загружать его можно было только изнутри. Запаска крепилась снаружи, в неглубокой нише в задней части кузова. Такая конструкция была достаточно широко распространена в предвоенное время — в частности, подобные багажники и крепление запаски предусматривались у автомобиля Opel Kadett (и, соответственно, у «Москвича-400»).

Моторный отсек получился довольно свободным за счет необычной компоновки радиатора системы охлаждения — его расположили позади двигателя. При этом обводы капота стали более обтекаемыми, чем при классической схеме с радиатором перед двигателем.

При проектировании машины Джиакозе приходилось отыскивать наиболее простые, технологичные и недорогие конструкторские решения. Так, ему пришлось отказаться от водяного насоса в системе охлаждения и использовать термосифонный принцип циркуляции жидкости. Отсутствовал у автомобиля и бензонасос — топливо поступало в карбюратор точно так, как на фордовской «Жестянке Лиззи» — самотеком, за счет того, что бензобак емкостью 22 литра устанавливался в верхней части моторного отсека, непосредственно под капотом.

Производство микроавтомобиля, получившего у итальянцев ласковое прозвище Topolino (мышонок), было развернуто в 1936 году. Объем выпуска машины в сжатые сроки достиг 100 автомобилей в сутки!

Новая машина, развивавшая вполне «взрослую» скорость в 85 км/ч, пришлась по душе итальянцам, она позволила многим из них пересесть на вполне настоящий абтомобиль с традиционных для довоенной Италии велосипедов и мотоциклов.

Оценили «пятисотый» и за границей — в том же 1936 году французская фирма SIMCA организовала лицензионное производство FIAT-500 под названием SIMCA-5, а с 1937 по 1940 год его выпускала немецкая фирма NSU под названием NSU-FIAT-500. При этом немцы помимо итальянского варианта выпускали машины с кузовами кабриолет и спайдер, которые поставляла NSU фирма Weinsberg — и тот, и другой имели деревянный каркас и стальную обшивку.

Интересно, что микролитражки FIAT-500 первой серии, выпускавшиеся до 1938 года, имели руль справа — недостаток этот для страны с правосторонним движением был исправлен в следующей модификации, получившей название FIAT-500A, выпуск которой производился с 1938 по 1948 год. В ней руль был переставлен на левую сторону, вместо четвертьэллиптических рессор в задней подвеске использовались полуэллиптические, спереди и сзади появились полноценные бамперы. До начала Второй мировой войны фирма выпустила 122 тыс. автомобилей FIAT-500 Topolino.

Во время войны предприятия фирмы FIAT были сильно разрушены, так что производство легковых автомобилей пришлось существенно сократить, однако «пятисотый» продолжали выпускать, хотя и в ограниченных количествах.

После окончания войны выпуск «пятисотого» продолжили и, как утверждают историки автостроения, именно Topolino «вытащил» FIAT из послевоенного кризиса — средства от продажи массового автомобиля стали чуть ли не единственным источником восстановления фирмы.

При этом, правда, называть послевоенный «пятисотый» народным автомобилем историки автостроения не решаются, поскольку в 1945 году он продавался за 720 тыс. лир — сумма эта соответствовала заработку среднего рабочего за три года. Тем не менее машину все же покупали...

В 1948 году Topolino основательно модернизировали. Прежде всего, был доработан двигатель — его оснастили алюминиевой головкой с верхнерасположенными клапанами — они приводились с помощью штанг от кулачкового вала в картере мотора.

В топливной системе автомобиля появился бензонасос, взамен старого горизонтального карбюратора установили новый вертикальный, а также разработали улучшенный впускной коллектор. В результате мощность мотора повысилась до 16,5 л.е., что позволило микроавтомобилю разгоняться до 95 км/ч. Помимо этого механические тормоза с барабанами диаметром 145 мм заменили гидравлическими с 220-мм барабанами.

Обновился и интерьер «пятисотого» —для него разработали новую приборную панель и двухспицевый руль. Ну и, наконец, машина была оборудована вторым стеклоочистителем. В результате модернизации масса автомобиля, получившего название FIAT-500B, возросла до 600 кг.

 

Еще одну модернизацию «пятисотого» произвели в 1949 году. Машину оснастили новыми крыльями, капотом, облицовкой радиатора, а также шинами увеличенного размера и телескопическими амортизаторами. Кроме этого, на ней впервые появились отопитель, система вентиляции и обогреватель переднего стекла. С задней части автомобиля убрали запаску — ее уложили горизонтально под полом багажника. В итоге масса автомобиля FIAT-500C увеличилась до 650 кг.

В конце 1940-х годов привлекательность Topolino снизилась — покупателей уже не устраивала двухместная машина. В ответ фирма в 1948 году выпустила трехдверный четырехместный автомобиль-универсал FIAT-500 Belvedere. Кузов машины, выполненный в модном тогда стиле «стейшн-вагон», был отделан деревянными планками.

В середине 1950-х архаичность «пятисотого» уже стала сказываться на его сбыте — покупателям требовался более современный «народный автомобиль». Выпуск «пятисотого» завершили в 1955 году. Всего за годы производства с конвейера сошло 520 тыс. этих машин. Ну a FIAT приступил к разработке-нового «пятисотого» — такая задача была вновь возложена на Данте Джиакозу. Но это — совсем иная история, о которой мы расскажем читателям в другой раз...

Технические характеристики автомобилей серии FIAT-500 Topolino

Модификация

К1ЛТ-500Л

FIAT-500B

FIAT-500C

Годы выпуска

1936— 1947

1948 — 1949

1949— 1955

Длина, мм

3215

3215 (3360)

3245 (3310)

Колесная база, мм

2000

2000

2000

Снаряженная масса, кг

535

600 (740)

610 (750)

Рабочий объем двигателя, л

0,569

0,569

0,569

Мощность двигателя, л.с.

13

16,5

16,5

Шины

4.00-15

4,25-15

4,25-15

Количество мест

2

2(4)

2(4)

Масса багажа, кг

50

50

50

Максимальная скорость, км/ч

85

95 (90)

95 (90)

Средний расход топлива, л/100 км

6,0

5,5

5 (5,5)

Выпуск, тыс. экз.

122

21

376

Примечание:

данные в скобках относятся к модификациям FIAT-500 с кузовом «универсал»

 

 

 

Игорь ЕВСТРАТОВ«Моделист-конструктор» № 4'2008

 

 

techno-story.ru

Fiat Topolino - это... Что такое Fiat Topolino?

О других автомобилях Fiat 500 Fiat 500 (неоднозначность)

Fiat Topolino

Общие данные

Исходный вариант Topolino Fiat Topolino в позднем рестайлинге

Модель Fiat 500, более известная под названием Topolino («мышка», итальянское название Микки-Мауса), — автомобиль выпускавшийся компанией Fiat с 1936 по 1955 год.

История производства

Topolino был одним из самых миниатюрных автомобилей в мире в свое время.

Запущенный в производство в 1937, три модификации производились до 1955 практически без изменений. Автомобиль поставлялся с четырехцилиндровым двигателем, объемом 569 cc с водяным охлаждением, смонтированным на передней оси. Радиатор был расположен позади двигателя, и за счет этого удалось ощутимо «скосить» переднюю часть автомобиля. Это давало отличный обзор для водителя.[1].

Задняя подвеска состояла из четверть-эллиптических рессор, однако были отмечены случаи когда владельцы усаживали 4 и 5 пассажиров в эту двухместную машину и в более поздних модификациях шасси было удлиннено, что позволило использовать в подвеске полуэллиптические рессоры[1].

Максимальная скорость автомобиля составляла 85 км/ч, расход топлива был около 6 литров на 100 км. Цена на автомобиль была запланирована около 5,000 лир[1], но к фактическому началу продаж она составила 9,750 лир [1]. Однако в связи с падением цен, машина позже стала продаваться по цене около 8,900 лир. Несмотря на то что цена сильно возросла от планировавшейся, машина была весьма конкурентоспособной[1].

Всего было продано около 520 000 автомобилей.

В 1955 году в производство был запущен заднеприводной Fiat 600, который послужил основой для нового поколения автомобилей Fiat 500, который, довольно часто, по ошибке считают единственной 500 моделью производства Fiat.

В фольклоре

Снялся в фильме "Римские каникулы".

Фиат Тополино из-за своего размера был главным "героем" различных итальянских шуток и анекдотов. Например, княжна Мария Васильчикова так пишет про автомобиль в 1941 году:

У него [итальянского военно-воздушного атташе в Берлине Марио Гаспери] новый «Фиат» размером с радиоприёмник, называется «Тополино». Странное ощущение…[2]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Paul Frère (8 November 1969). «Dante Giacosa: A two part tribute to a great engineer». Motor (nbr 3596): pages 27–29.
  2. ↑ Кн. Мария Васильчикова. 2 апреля 1941 года. // Берлинский дневник 1940 - 1945 / ред. А.Маньковский. — М: Наше наследие, 1994. — С. 24. — 320 с. — 35 000 экз.
Хронология автомобилей Fiat
Автомобили Fiat 1898—1949 (Европа)

 

Автомобили Fiat 1920—1969 (Европа)

 

Автомобили Fiat 1960—1989 (Европа)

 

Автомобили Fiat 1980—настоящее время (Европа)

 

dic.academic.ru

FIAT 500 Topolino. История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

В Европе все помнят этого малыша. Его зовут «Fiat 500», а прозвище у него - «Topolino», что в переводе с итальянского означает «мышонок». А история его создания такова... «Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли вы сконструировать для нее шасси и мотор?» - с такими словами главный конструктор фирмы «Fiat» по авиадвигателям Антонио Фессиа обратился в начале 1934 года к одному из своих инженеров, 28-летнему Данте Джакоза. Уважаемый глава фирмы «Fiat» сеньор Аньелли считал, что в новом двухместном автомобиле за передним сиденьем должно оставаться достаточно места для двух детей или 50 килограммов багажа. При этом он изначально отвергал конструкцию с передними ведущими колесами, поскольку имел о ней самые неприятные воспоминания. Дело в том, что как-то раз сенатор был приглашен на испытания очередного экспериментального «Fiat». Это была переднеприводная машина конструкции инженера Оресте Лярдоне с трехцилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения. Но, когда в ней поехал сам сеньор Аньелли, она неожиданно загорелась. Глава «Fiat» приказал прекратить все работы, а новое проектирование доверил уже не КБ легковых автомобилей, а... «авиамоторщикам». Данте Джакоза приступил к работе над моделью с кодовым названием «Zero-A» 1 июня 1934 года. Образец был изготовлен невероятно быстро, и его первый выезд на испытания состоялся уже 7 октября того же года. Даже двигатель для нее пришлось создавать «с чистого листа». Подготовка серийного производства автомобильчика тоже шла стремительными темпами, и первые экземпляры сошли с конвейера 15 июня 1936 года. Джакоза выбрал для машины классическую компоновку, хотя, как следует из его мемуаров, уже четко представлял себе преимущества переднеприводной схемы. Двигатель он вынес далеко вперед, за пределы колесной базы, и закрепил его на раме консольно, подобно авиамотору на раме фюзеляжа. А поскольку радиатор превратил бы капот в подобие поросячьего «пятачка», хитроумный Джакоза разместил его позади двигателя. В стремлении максимально упростить конструкцию ее создатель отказался от водяного насоса: вода циркулировала в системе охлаждения по принципу термосифона - благодаря разности температур. Не было у машины и бензонасоса - топливо поступало к карбюратору самотеком, потому что бензобак емкостью 22 литра разместился высоко под капотом. И еще: чтобы сделать четырехцилиндровый двигатель предельно коротким, Джакоза задал ему крошечный диаметр цилиндров - всего 52 мм, а коленчатый вал уложил на двух опорах! Примитивизм был лейтмотивом всей конструкции «Zero-A». Машина получила раздвижные стекла в дверях, у багажника отсутствовала наружная крышка, «дворник» был всего один (перед водителем), а бамперы предполагалось устанавливать за дополнительную плату.

retrobazar.com

Портфолио: Fiat Topolino

Фургончик на побегушках.

Модель заняла II место в номинации Транспортная техника 1/35 на IV Алтайском слете стендовых моделистов в Барнауле, в сентябре 2014 года_________________________________________________________________________

Представляю Вашему вниманию свою очередную модель санитарной тематики – маленький фургончик Fiat 500 Topolino. В какой-то мере могу назвать эту модель антиподом. Почему? А потому что этот Фиат полный антипод Опеля Адмирала, который был опубликован на сайте ранее. Фиат маленький, а Опель большой, у Фиата светлая окраска, а у Опеля темная, Тополино я строил быстро и из коробки, а Адмирала долго и вдумчиво, с доработками. Правда и объединяет их многое. Оба служили при военных госпиталях, входивших Люфтваффе, причем, примерно в одно и то же время.Надо отметить, что этот проект родился совершенно спонтанно. Помню, что когда весной этого года фирма Bronco заявила модель Фургончика Тополино, меня очень заинтересовала эта новинка, и я подумал, что надо его как-нибудь собрать в обозримом будущем. Честно говоря, не подозревал, что это будущее наступит так быстро! Как такое получилось? И вообще, как рождаются такие «внезапные» проекты? Все просто. В данном случае, работа над санитарным Opel Admiral растянулась у меня на несколько лет. Строго говоря, я возвращался к нему раза три или четыре после долгих перерывов. И каждый раз такое возвращение было недолгим. Через некоторое время я снова убирал модель на полку. В связи с окончанием конкурса «Красный Крест» решил все-таки завершить модель и с головой окунуться в завершение этого проекта.Однако слишком массированные темпы вызвали желание отвлечься от Опеля и я решил быстренько сделать тамиевскую легковую Симку с санитарной маркировкой на дверях. Однако, коллеги на Тигровом углу подкинули фотографии сногсшибательной парочки Фиатов Тополино в белоснежном окрасе с большими красными крестами. Один обычный легковой, а второй – фургон. Конечно же, я не смог пройти мимо такой красоты и решил взяться за фургончик, который как раз лежал и ждал своего часа.

Историческая Справка3 сентября 1943 года Италия подписала капитуляцию перед союзниками. Ответом на капитуляцию стала операция «Ось», в рамках которой немецкий вермахт оккупировал Северную и Центральную Италию, а также разоружил не лояльные подразделения итальянской армии. Большое количество итальянского снаряжения, авто и бронетехники было захвачено и использовалось немецкими войсками в боях против союзников до самого конца военных действий в Европе.Видимо, оба белоснежных Тополино постигла такая участь и после реквизиции они оказались в полевом госпитале Люфтваффе. Когда эти фото оказались в моем распоряжении, никакой информации по исторической привязке не было известно. Однозначно можно было сказать, что обе машины принадлежат одному подразделению и несут идентичную маркировку. Кстати, вид комет мне напомнил что-то из маркировки 109ых мессеров. Решил провести маленькое историческое расследование. Стал копать информацию – перерыл всю литературу по авиации, что у меня была, интернет, форумы и нашел! Очень похожие кометы (падающие звезды), только белые наносились на 109 мессершмиты из 3. Jagdgeschwader «Udet». А самое интересное, что IV группа этого гешвадера дислоцировался в Италии с лета по осень 1943 года. Значит всё сходится и принадлежала машинка госпиталю, при этом подразделении! Но все оказалось не так просто! Уже когда модель была готова, благодаря подсказке коллег обнаружил в тамиевской модели Fiat 508 (перепаковка Итала) вариант на белоснежную санитарную окраску с точно такими кометами и лошадкой в круге. Привязка в инструкции гласит: 4.Fallschirmjager Division, Италия 1944-45. Увы, но найти такой фотографии мне не удалось, хотя если в инструкции дана конкретная привязка, то видимо такой снимок есть. В общем, поверил Тамии и буду рад найти такой снимок.Да, ну и касательно самого Тополино! У читателя может возникнуть справедливый вопрос: как в таком маленьком фургоне можно возить пациентов? Отвечу – никак. Машина хоть и окрашена в белый цвет и несет красные кресты, но видимо в транспортировке раненых она не задействовалась. Логично предположить, что такой фургончик использовался для решения хозяйственных вопросов – перевозке продуктов питания, медикаментов, оборудования, какого-то скарба, или, например грязного белья в стирку. Именно поэтому я и назвал его фургончиком на побегушках.

Фотография фургончика Тополино, ставшего прототипом моей модели. Обратите внимание на необычную маркировку — падающие кометы и лошадка в круге.

Легковой Тополино с абсолютно аналогичной маркировкой. Явно принадлежал тому же подразделению, что и фургончик.

Bf109 из 3. Jagdgeschwader «Udet» с очень похожими кометами. Сначала я думал, что мой прототип принадлежал этой же части.

А вот Fiat 508 с точно такой же маркировкой. По информации Тамии он принадлежал 4.Fallschirmjager Division, Италия 1944-45. Пока не удалось найти фото с такой маркировкой, но уверен, что такой снимок существует.

СБОРКАМодель от Bronco отличает великолепное литье и исключительная ажурность мелочевки. В принципе, особых косяков обнаружено, поэтому сборка была изкоробочная. Первое, что впечатлило, так это очень маленький размер Тополино. Он просто крошечный- рама всего сантиметров пять-шесть в длину. Честно говоря, думал что он все-таки немного крупнее. Можно сказать, что модель полностью оправдала мои ожидания и её постройка оказалась довольно легкой прогулкой. Единственная сложность — это ажурность и хрупкость мелочевки, но это не проблема. А единственное, к чему я бы придрался – это довольно заметные следы толкателей пресс-формы в салоне, которые были зашпаклеваны и обработаны абразивом. Учитывая, что задние дверцы будут открыты, они будут очень заметны и оставлять их никак нельзя. Кроме того, столкнулся с заметными утяжинами пластика на бортах снаружи, ровно в тех местах, где внутри фургона идет силовой набор стенок. Для того, чтобы избавится от них, зашлифовал борта до полностью гладкого состояния. Благо, утяжины не очень глубокие и шпаклевка в данном случае не потребовалась. Из доработок на колесах были добавлены ниппели, а на стойках ветрового стекла установлены индикаторы поворотов, согласно фото прототипа. В остальном, чистая изкоробка!

ОКРАСКА

Окраску начал с интерьера модели. Сначала все углубления, швы, подкапотное пространство задул XF-69, который создаст затенение и не даст тонкому пластику предательски просвечивать на свету. Затем, интерьер был задут серо-голубой краской XF-25, подразумевая, что это был заводской окрас Тополино до того, как его реквизировали для нужд госпиталя и перекрасили в белоснежный цвет. Из тамиевского маскировочного скотча вырезал коврики на пол и приклеил их в салон модели. Затем окрасил сидушки, руль, боковины дверей, приборную панель, рукоятки и прочую мелочевку, приклеил декали циферблатов. Тонировка интерьера не очень интенсивная. Особый акцент сделал на сколы и царапины.После окраски и тонировки интерьера были вклеены прозрачные детали остекления, а верх и низ корпуса были благополучно склеены. Затем, все прозрачные детали были замаскированы скочем и масколом, а в приоткрытую форточку вставил кусочек поролона. Ну и приступил к окраске, которая, как водится, началась с грунтовки. Использовал серый тамиевский грунт Super Fine прямо из баллона.Базовый цвет нанес белой краской XF-2 фирмы Тамия. С нанесением крестов на борта вышел конфуз. Сначала использовал для их нанесения подходящий по размеру металлический трафарет с балкенкройцем, у которого были замазаны масколом скобки. Увы, но металлическая пластинка прилегла к искривленному борту не плотно и кое-где образовались подпылы краски. Пришлось аккуратно сошкуривать неудачный крест и заново задувать борт белым. После этого использовал самоклеющиеся трафареты Advanced Modelling, подобранные по размеру и кресты получились такими как нужно.После этого занялся маркировкой. Регистрационные номера были подобраны из запасов. Довольно долго подбирал подходящий шрифт. Благо, нашелся! Кружок под коняжку взят из набора гоминьдановских декалей фирмы Bison. Затем синяя декаль-кружок была закрашена черным цветом, а рядом кистью от руки нанес кометы. Сама лошадка также нарисована тонкой кистью от руки. Вроде получилось прилично. Тонировка была очень лаконична, так как прототип на фото явно чистенький. Нанес светло-серый фильтр, затем нейтральную смывку, чтобы она не выглядела чрезмерно контрастной. Особый акцент сделан на решетке радиатора и луврах. Завершил тонирование, нанеся немного пигментов на днище, колеса и пороги.

СКАРБДля создания образа машины, используемой в службе снабжения госпиталя, решил загрузить своего Тополино различными съестными припасами. В частности, в салоне стоят два бидона с молоком, на пассажирском сидении лежит корзинка со свежим хлебом, а в грузовом отсеке ящик с яблоками, а также мешок с картошкой. Все эти мелочи были взяты из различных наборов аксессуаров. Обратите внимание, что мешок с картошкой не завязан, поэтому несколько картофелин рассыпались по салону, а одна даже угодила в ящик с яблоками.

На этом могу и подытожить. Более полный рассказ о постройке этой модели можно прочитать в блоге, который живет ЗДЕСЬ. Работа над этим проектом длилась с середины июля по середину сентября 2014 года и была завершена за пару дней до поездки на слет в Барнаул. Как я и планировал изначально, эта модель стала хорошим способом отвлечься от постройки санитарного Опеля Адмирала.

Хочу выразить благодарность Вадиму Сафронову и Олегу Леонову за подсказки, советы и дельные комментарии.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:Bronco – сама модельVerlinden – мешок с картошкойVerlinden – коробка с яблоками и корзина с хлебомJuweela — картфелиныLion Roar – пластиковые и латунные прутки различных диаметровAdvanced Modelling — трафарет

Владимир ЯшинНовосибирск 2014

P.S. На этом кадре можно сравнить размеры Тополино и Адмирала. Как видно, Фиат просто крошечный, по сравнению с Опелем и почти равен длине его будки. В процессе постройки немного пошутил и практическим путем установил, что фургончик Тополино легко входит в санитарный отсек Адмирала. При этом снаружи торчит лишь небольшая часть капота :).

Ну а теперь серьезно. Вновь поработав с моделями санитарной техники после долгого перерыва, крепко прикипел к этой тематике и решил построить целую серию приглянувшихся мне санитарок в память об отце. Планов горомадье и я уже успел определиться с несколькими интересными прототипами. Для начала, думаю вернуть из небытия свой давно заброшенный долгострой — санитарную версию знаменитого Жука фирмы СМК. А на очереди новинка от ICM — санитарный Маультир и многое другое! Эх, где бы купить свободного времени для моделистов сгущенного в банках? Никто не подскажет?

ost-front.ru

1936 Fiat 500 Topolino - Вехи

В Европе все помнят этого малыша. Его зовут «Fiat 500», а прозвище у него - «Topolino», что в переводе с итальянского означает «мышонок». А история его создания такова...

«Послушайте, Джакоза, сенатор Аньелли хочет выпускать микролитражку. Экономичную модель, которую можно будет продавать за 5000 лир. Готовы ли вы сконструировать для нее шасси и мотор?» - с такими словами главный конструктор фирмы «Fiat» по авиадвигателям Антонио Фессиа обратился в начале 1934 года к одному из своих инженеров, 28-летнему Данте Джакоза.

Уважаемый глава фирмы «Fiat» сеньор Аньелли считал, что в новом двухместном автомобиле за передним сиденьем должно оставаться достаточно места для двух детей или 50 килограммов багажа. При этом он изначально отвергал конструкцию с передними ведущими колесами, поскольку имел о ней самые неприятные воспоминания. Дело в том, что как-то раз сенатор был приглашен на испытания очередного экспериментального «Fiat». Это была переднеприводная машина конструкции инженера Оресте Лярдоне с трехцилиндровым звездообразным мотором воздушного охлаждения. Но, когда в ней поехал сам сеньор Аньелли, она... неожиданно загорелась. Глава «Fiat» приказал прекратить все работы, а новое проектирование доверил уже не КБ легковых автомобилей, а... «авиамоторщикам».

Данте Джакоза приступил к работе над моделью с кодовым названием «Zero-A» 1 июня 1934 года. Опытный образец был изготовлен невероятно быстро, и его первый выезд на испытания состоялся уже 7 октября того же года. И это при том, что у новой машины не было ни одного узла или детали, унифицированных с другими моделями «Fiat». Даже двигатель для нее пришлось создавать, что называется, «с чистого листа». Подготовка серийного производства автомобильчика тоже шла стремительными темпами, и первые экземпляры сошли с конвейера 15 июня 1936 года - ровно через два года (!) после того, как на ватман легли первые линии.

Джакоза выбрал для машины классическую компоновку, хотя, как следует из его мемуаров, уже четко представлял себе преимущества переднеприводной схемы. Двигатель он вынес далеко вперед, за пределы колесной базы, и закрепил его на раме консольно, подобно авиамотору на раме фюзеляжа. А поскольку радиатор превратил бы капот в подобие поросячьего «пятачка», хитроумный Джакоза разместил его позади двигателя. В стремлении максимально упростить конструкцию ее создатель отказался от водяного насоса: вода циркулировала в системе охлаждения по принципу термосифона - благодаря разности температур. Не было у машины и бензонасоса - топливо поступало к карбюратору самотеком, потому что бензобак емкостью 22 литра разместился высоко под капотом. И еще: чтобы сделать четырехцилиндровый двигатель предельно коротким, Джакоза задал ему крошечный диаметр цилиндров - всего 52 мм, а коленчатый вал уложил... на двух опорах!

В общем, примитивизм был лейтмотивом всей конструкции «Zero-A». Машина получила раздвижные стекла в дверях, у багажника отсутствовала наружная крышка, «дворник» был всего один (перед водителем), а бамперы предполагалось устанавливать за дополнительную плату.

Known by its nickname,"Topolino", the small Fiat 500 was very popular in Italy after its completion in 1936. Considered technologically advanced for its time, this 500cc-class car provided ample seating even though it had a small body. It was highly praised for its originality. The Fiat surprisingly maintained the same four-wheel, hydraulic brake system and sophisticated mechanisms of larger models. However, its unique design set it apart from the other vehicles, which were just scaled-down versions of larger cars.

По материалам: Лев Шугуров, Музей Авторевю; TOYOTA AUTOMOBILE MUSEUM

Автомобили марки Fiat

Смотрите статьи об этом автомобиле:

www.carstyling.ru

Fiat 500 "Topolino" '1936–55

  1. Главная страница
  2. Fiat
  3. 500

Fiat Zero A Prototipo '10.1934

Fiat Zero A Prototipo '1934

 

 

 

Fiat 500 "Topolino" '1936–48

Fiat 500 "Topolino" Furgoncino '1936–48

 

Fiat 500 "Topolino" Furgoncino '1936–48

 

 

Fiat Weinsberg 500 Roadster '1938–40 Произведено примерно 500 единиц

Fiat Weinsberg 500 Roadster '1938–40

 

 

 

Fiat 500 C Panoramica '1949 дизайн Zagato

Fiat 500 C "Topolino" Giardiniera '1949–51

 

Fiat 500 C "Topolino" Giardiniera '1949–51

 

 

Fiat 500 C "Topolino" '1949–55

Fiat 500 C "Topolino" Furgoncino '1949–55

 

Fiat 500 C "Topolino" Furgoncino '1949–55

 

 

Fiat 500 C "Topolino" Transformabile '1951–54

Fiat 500 C "Topolino" Transformabile '1951–54

 

 

 

Fiat 500 C "Topolino" Belvedere '1951–55

 

Fiat 500 C "Topolino" Belvedere '1951–55

 

 

www.autowp.ru