Cабвуфер в машину своими руками: от теории к практике. Установка своими руками сабвуфера в машину


Установка сабвуфера в машину своими руками, подключение, схема |

Если в машине вы предпочитаете не просто слушать музыку, а наслаждаться всей палитрой звука, то для качественного воспроизведения фонограмм вам рано или поздно захочется установить в свой автомобиль сабвуфер и усилитель. Установка сабвуфера в машину своими руками поможет улучшить звучание автомобильной аудиосистемы, не прибегая к помощи профессионалов.

Сабвуфер, иногда называемый просто буфер, предназначен для воспроизведения нижних частот звукового диапазона фонограммы (приблизительно от 20 до 200 Гц). Длинноволновые звуковые колебания плохо локализуются, то есть человеку трудно определить направление, в котором находится их источник. Поэтому басы не участвуют в создании стереоэффекта, а комплект аудиоизлучателей нередко обходится одной низкочастотной колонкой.

Для того чтобы самому сделать верный выбор низкочастотного привода и места его установки в салоне авто, необходимы по крайней мере минимальные знания в области звуковоспроизведения.

Многим известно, что если положить низкочастотный динамик на стол и подключить его к выходу магнитолы или усилителя, воспроизводимые им басы будут едва слышны. Происходит это из-за того, что при движении диффузора звуковые колебания, создаваемые его передней поверхностью, суммируются с противофазными им волнами от обратной стороны. В результате этого их амплитуда значительно уменьшается. НЧ головка зазвучит, когда колебания от фронтальной и тыльной сторон диффузора не будут смешиваться. Конструкция, разделяющая их, называется звуковым оформлением динамика. Чаще других в автомобилях используют указанные ниже 5 видов конструкции звукового оформления.

  1. Акустический экран. В легковом автомобиле – это панель, которая разделяет объем кузова на две части: в одной из них распространяются звуковые колебания, производимые передней поверхностью диффузора, в другую уходят волны от тыльной поверхности.
  2. Закрытый ящик. Это корпус с достаточно большим внутренним объемом, заполненным звукопоглощающим материалом (например, натуральной или минеральной ватой). Его достоинствами являются простота конструкции и очень естественное воспроизведение басов. Недостаток один – низкий КПД.
  3. Фазоинвертор. Корпус этого акустического оформления аналогичен вышеописанному, но не заполняется ватой и имеет проходящий сквозь одну из стенок отрезок трубы. Размеры отрезка выбираются таким образом, чтобы НЧ колебания, идущие от задней поверхности диффузора, выходя из ящика, меняли фазу на 180 ◦ . Становясь синфазными колебаниями фронтальной поверхности, они увеличивают их звуковое давление. Плюсами является более высокий, чем у ранее представленных конструкций КПД. А также большая подводимая к динамику мощность при минимальных искажениях. К недостаткам можно отнести то, что на частотах ниже той, на которую настроен фазоинвертор, акустическое сопротивление трубы стремится к нулю. И динамик, воспроизводя их, практически не встречает сопротивление воздуха внутри корпуса. То есть амплитуда колебания диффузора на инфранизких частотах ничем не ограничивается. От этого возрастает риск повреждения катушки или подвеса диффузора. Для предотвращения выхода динамика из строя осторожности при выборе громкости басов может оказаться недостаточно. Поэтому желательно использовать фильтр, отсекающий частоты ниже 25 Гц.
  4. Пассивный излучатель является одной из разновидностей фазоинвертора. Следовательно, не имеет принципиальных отличий от него. Используется при малом объеме корпуса, когда труба обычного фазоинвертора по расчетам получается слишком большой, чтобы поместиться в нем.
  5. Полосового типа. Имеет наиболее сложную конструкцию. Корпус самого простого сабвуфер этого класса состоит из двух отсеков, на перегородке между которыми крепится динамик. Обе поверхности его диффузора работают в ограниченных объемах. Верхняя камера конструкции снабжается фазоинвертором. Преимуществами является самый высокий КПД и то, что динамик полностью защищен стенками. Звук выходит из корпуса через коридор с окном в стенке.

Выбор лучшего сабвуфера мы уже рассматривали, поэтому сосредоточимся на подключении.

Все корпусные сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активный отличается наличием усилителя мощности внутри корпуса. Если вы задаетесь вопросом, как установить активный сабвуфер, то спешим ответить, что активный сабвуфер в машину устанавливается во многом так же, как и пассивный. Различаться будет только их подключение. Для тех, кто не знает, как подключить пассивный сабвуфер, предоставим схемы. Установленный буфер соединяется с выходом усилителя многожильным медным проводом большого сечения. В отличие от этого вход активного буфера соединяется с выходом усилителя или магнитолы экранированным проводом. А провод большого сечения используется для подачи питания.

Выбор сабвуфера и места его установки в автомобиле очень сильно зависит от типа кузова машины. Хетчбэк и универсал позволяют поместить внутрь любой сабвуфер, чего нельзя сказать про седан.

Автомобили с таким типом кузова заслуженно считаются самыми сложными для установки сабвуфера. Установить сабвуфер в машину с таким кузовом лучше полосового типа или так называемый акустический экран. Поскольку свободным объемом для этого располагает только багажник.

Сабвуфер полосового типа следует устанавливать в багажнике под задней полкой. Окно выхода звука можно соединить с отверстием в салон авто гибким пластиковым рукавом подходящего диаметра. Часто производители комплектуют полосовые громкоговорители пластиковыми тоннелями.

Как правильно установить НЧ головку в заднюю полку? Во-первых, необходимо усилить или переделать конструкцию полки. Сделать ее можно из ДСП, фанеры или МДФ толщиною около 2 см. Во-вторых, нужно тщательно загерметизировать щели между багажником и салоном. Проследите, чтобы производитель динамика рекомендовал использовать выбранное вами акустическое оформление. Разметьте отверстие под динамик по трафарету и вырежьте его лобзиком. Устанавливая динамик, загерметизируйте щель между ним и полкой любым доступным вам материалом. Подойдет даже оконная замазка или уплотнитель для форточки.

Как подключить сабвуфер в машине? Способ подключения питания зависит оттого, является он активным или пассивным, что мы уже рассмотрели. Можно добавить лишь то, что объем любого багажника очень большой и не создает сопротивления диффузору. Поэтому амплитуду его колебаний на инфранизких частотах ничто не сдерживает. И чтобы динамик не вышел из строя, необходимо, используя фильтр, отсечь частоты ниже 25 Гц. Провода лучше прикрепить к жгутам электропроводки под пластиковыми накладками на порогах.

Установите усилитель в машину. Место для него нужно найти недалеко от магнитолы – так будет меньше наводок на его вход.

xn--b1altabgdr.org

Пошаговое руководство по изготовлению автомобильного сабвуфера своими руками

Каждый ценитель хорошего звука за рулем знает о том, что представляет собой сабвуфер и какие функции он выполняет. Без этого элемента невозможно добиться качественного звучания с «жирным» басом. В этой статье мы хотим рассказать о том, как сделать сабвуфер своими руками в домашних условиях и что для этого потребуется.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Выбор динамика

Самодельный саб для авто

Перед тем, как соорудить сабвуфер в машину, нужно определиться с выбором колонок.

На сегодняшний день в продаже можно встретить динамики таких размеров:

  1. Шестидюймовые. Как правило, такие устройства применяются в качестве дополнительного источника для воспроизведения средних частот. На практике из такого устройства можно сделать скромный саб по глубине частот. Оптимально такая колонка подойдет для машин с небольшим салоном со средней акустикой в целом.
  2. Восьмидюймовые варианты могут применяться для обеспечения дополнительных фронтальных частот. По факту такой вариант также является достаточно скромным.
  3. Десятидюймовые колонки и больше представляют собой наиболее оптимальный вариант, если вы решили соорудить самодельный сабвуфер. Такие устройства позволяют обеспечить наиболее качественное звучание, при этом наполняя пространство салона довольно приятным и сильным басом. Как показывает практика, все же лучшим вариантом для того, чтобы сделать сабвуфер в авто, являются колонки на 12 дюймов.
  4. Динамики на 15 дюймов представляют собой лучший вариант для салонов больших транспортных средств. Но при этом такой вариант фактически не осуществим, поскольку для достижения качественного звучания потребуется короб объемом на 90 литров. Он не только займет почти весь багажник, но и может даже оглушить водителя.

Чертеж для изготовления саба

Если вы думаете над тем, как сделать динамик самому, то помимо размера, следует также определиться с уровнем сопротивления. К примеру, наиболее оптимальным вариантом будет сопротивление в 2-4 Ома, если этот показатель будет меньше, это значительно отразится на качестве звучания. Что касается мощности колонок, то в этом случае что-то точно сказать сложно, так как споры касательно этого вопроса ведутся до сих пор. Одно можно сказать точно — мощность колонки должна быть больше мощности усилителя, поскольку ни одно устройство не сможет проработать долго, если будет функционировать на самой высокой мощности. Коробку сделать просто, но если делать без расчетов, то будет играть некачественно.

Инструкция

Теперь перейдем к вопросу, как самостоятельно сделать сабвуфер своими руками для авто. Начнем наш процесс с проектирования.

Проектирование

Автомобильные сабы делятся на несколько подвидов:

  1. Активные. Такие устройства оборудованы встроенным усилком и активным кроссовером. Главным предназначением последнего является снижение низкочастотной нагрузки на усилок. с помощью кроссовера достигается согласование работы саба и акустики в целом.
  2. Пассивные. Варианты такого типа функционируют параллельно с основной акустикой, но обычно они нуждаются в обустройстве отдельного канала усилителя мощности. Пассивные устройства на практике более чувствительны к месту расположения, при этом они обеспечивают дополнительную нагрузку для выходных усилков стерео-каналов (автор видео — Константин Козик).

При проектировании необходимо учитывать и местоположение устройства. Сам по себе саб довольно объемный, но поскольку возможность басов к локализации минимальна, его монтаж может быть осуществлен в любом месте салона или багажного отделения. Можно установить сабвуфер под сиденье, но обычно автолюбители выбирают именно багажник, поскольку здесь он практически не будет мешать. Что касается формы устройства, то к ее созданию приступаем после того, как вы определитесь с местом расположения саба и выбором динамика для него.

Если вы решили соорудить сабвуфер в свой автомобиль, то следующим шагом будет разработка схемы и чертежа, на сегодняшний день есть несколько вариантов для выбора схемы:

  1. ЗЯ или закрытый ящик является одним из самых простых в плане проектирования и производства, но его коэффициент полезного действия минимальный. Тем более, в данном случае полностью загерметизировать корпус будет проблематично.
  2. ФИ или фазоинвертор позволяет выдавать более высокий коэффициент полезного действия, то такой вариант более сложный в плане расчетов.
  3. БП4 и БП 6 — бандпасы четвертого и шестого порядков. Такой вариант является одним из наиболее сложных для изготовления, однако качество его работы вас в любом случае порадует. Устройства в таком корпусе позволяют не только усилить басы, но и заглушить низкие частоты (автор вид — ALEX SOUND).

Изготовление

В принципе для изготовления автомобильного саба можно использовать и переделать домашний сабвуфер. Ниже мы расскажем о том, как сделать сабвуфер и что нужно, чтобы сделанное устройство было качественным и его не пришлось переделывать. Для начала следует определиться с формой и материалом, который будет использоваться для изготовления корпуса. Наиболее популярными вариантами в настоящее время считаются ДСП, древесностружечная плита либо обычная фанера, которые можно найти в любом строительном магазине. Следует отметить, что такие материалы характеризуются хорошими показателями акустики и сами по себе являются довольно прочными.

  1. Основываясь на чертежах и подготовленных схемах, нужно аккуратно вырезать стенки для будущего саба и другие отверстия, которые потребуются для укладки проводов. После этого стенки желательно отшлифовать. Затем основные составляющие конструкции нужно прочно скрепить и зафиксировать, для этого можно использовать саморезы или клей.
  2. В том случае, если корпус будет состоять из нескольких слоев, нужно удостовериться в том, что между этими слоям будет отсутствовать пустота. Если пустое пространство останется, это может привести к резонансному сверчку, так что смысла от использования корпуса совсем не будет. На всякий случай корпус можно обклеить виброматериалом, а внутри заполнить его поролоном. Что касается непосредственно задней стенки, то ее следует обклеить стеклотканью, для достижения большего эффекта потребуется несколько слоев. После оклейки саб нужно оставить сохнуть где-то на один день.
  3. Если вам важен дизайн устройства, то корпус можно покрасить глянцевой либо матовой краской, также можно использовать карпет или кожу для перетяжки. Чтобы защитить устройство от нежелательных внешних воздействий, таких как влага, то корпус можно заранее пропитать мебельным нитролаком. Данная процедура должна осуществляться на улице, поскольку она может отравить человека.
  4. Последним этапом в изготовлении будет монтаж самого динамика. Процедура сборки может отличаться в зависимости от вида корпуса.

Подключение

  1. Через отверстие в корпусе нужно протянуть провод и залить это отверстие герметиком.
  2. Проводка проводится от подкапотного пространства в салон и в багажник, после чего ее необходимо подключить к усилку.
  3. Чтобы подсоединить устройство к аудиосистеме, вам потребуется обычный RCA-провод или тюльпан, а также кабель питания саба. Для подключения необходимо демонтировать магнитолу.
  4. После подключения к магнитоле аналогичная ситуация производится с самим сабов — проводка проводится через салон и соединяется с устройством.
  5. Затем саб можно подключить к усилку. Проверьте качество работы аудиосистемы в целом.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Изготовление короба для саба своими руками»

Подробнее о разработке чертежа и изготовлении корпуса узнайте из видео (автор ролика — канал Denis Legostaev).

labavto.com

Автозвук своими руками - Сабвуфер в машину

Седан, хэтчбек и универсал, это три самых распространенных типа кузова автомобиля. Речь пойдет о вариантах установки сабвуфера, для каждого из трех видов кузова, но сначала немного о сабвуферах:

 Типоразмер сабвуфера

 Типоразмер - это диаметр подвижной части сабвуферного или НЧ динамика, который принято считать в дюймах. В  автозвуке, чаще всего используют, НЧ динамики 10-и, 12 и 15 дюймов.

НЧ динамик 10 дюймов - это 25 см. диаметре.

12 дюймов -        30 см.

15 дюймов -        37,5 см.

   Акустическое оформление сабвуфера

 Закрытый ящик (closed box) - герметичный корпус для сабвуфера, основным плюсом является небольшой размер,а  так же простота  изготовления.

 

 

 

 

 Корпус с фазоинвертором (vented box) - при инсталляции сабвуфера в данный корпус увеличивается мощность и  сокращается место в багажнике.  Сделать корпус с фазоинвертором немного сложней, требуются расчеты не только  самого корпуса но и длинны порта фазоинвертора, опираясь на параметры сабвуферного динамика и диаметр порта. 

 

  Корпус бандпасс (бэндпасс, bandpass) - особенность данного корпуса, ограничивать частотную характеристику  сабвуфера. Мощность выше чем у фазоинверторного корпуса, однако мне кажется, что эта прибавка вызвана не  особенностями корпуса, а скорее его большими габаритами. Этот корпус самый сложный в расчетах, по этому сделать  своими руками будет гораздо сложнее. 

 

 

 Фри аир (free Air) - установка сабвуферного динамика в заднюю полку автомобиля, КПД этой установки меньше чем  у  любого корпусного сабвуфера, требуется специальный сабвуфеный динамик, разработанный под данный вид  установки.

 

  Корпус стелс - корпус, задняя стенка которого повторяет рельеф стенки багажника, для более рационального использования места в багажнике, обычно это полости задних    крыльев. Данный вид акустического оформления может быть как    закрытого так и фазоинверторного типа. Сделать стелс можно двумя способами, 1. из стеклоткани, 2. из древесных фактур (МДФ, ДСП, фанера), пример изготавления корпуса стелс своими руками . Рассчитать точный объем корпуса за ранее, практически невозможно.

 

 Активный сабвуфер - это сабвуфер в корпусе, со встроенным уселителем. Хорош этот сабвуфер, только своей ценной, хорошим басом он вряд ли порадует. Дело в том, что эти изделия, в основном состоят из дешевых сабвуферных головок и слабеньких уселителей.

 Пассивный сабвуфер - сабвуфер, для работы которого, требуется внешний усилитель.

 Установка сабвуфера в седан. Данный вид автомобильного кузова, не совсем удачное место для сабвуфера, здесь автомобиль имеет два раздельных объема, 1. салон, 2. багажник, и получается как бы, мы в одной комнате, а музыка в другой. Многие советуют, размещать сабвуфер в отверстие подлакотника, выводить порт фазоинвертора в заднюю полку или использовать free air, поверьте, это все не то. Я пробовал много всевозможных вариантов размещения сабвуфера, вплоть до установки на переднее сиденье. И так, какие я сделал выводы: Использование 10 дюймового садвуфера в седане, не имеет смысла, будет лучше запитать задние овалы от усилителя. Более менее результат, будет от 12 дюймов в фазоинверторном или bandpass корпусе, работающим на отражение от задней стенки багажника. Лучше всего в седане, установить 15 дюймовый сабвуфер или два 12 дюймовых, правда в этом случае места в багажнике почти не останется. Если место в багажнике, важный фактор и бас нужен нормальный, тогда два стелса с 10 или 12 дюймовыми сабвуферами, для 10-ок лучше фазоинверторные стелсы. Обязательно!!! - в любом случае, динамик, направлять в заднюю стенку багажника.

 Сабвуфер в хэтчбек и универсал. Два этих кузова, одинаково хороши, так как салон и багажник единое пространство и имеют минимум преград , добиться хорошего баса очень легко, даже одна десяточка будет неплохо звучать. Если использовать 12 дюймовый сабвуфер, то лучше в закрытом корпусе, при использовании фазоинверторного, будут слышны отзвуки порта, что может подпортить качество баса, актуально для аудиофилов. Ну и конечно же, тем кто любит хорошее давление в машине, ставить два сабвуфера.

xn----7sbbce1bhcohohb2cfm1mqa.xn--p1ai