Как функционируют зимние фрикционные шины. Что значит зимняя фрикционная резина


Фрикционные шины или шипованные. Что выбрать?

среда, 14 сентября 2016 г. 13:41:26 Europe/Moscow

Эксплуатация автомобиля зимой создает водителю дополнительные проблемы, и подготовка к ней должна начинаться задолго до первых снегопадов. Если говорить об автомобильных шинах, то специалисты MICHELIN рекомендуют задуматься о смене летних шин на зимние уже при температуре воздуха +7 градусов Цельсия. Если, конечно, у вас шины не из сегмента «Лето+» — MICHELIN CrossClimate, которая  дает возможность также безопасно передвигаться по первому снегу и ненастью, во время межсезонья до –5 градусов Цельсия. Объяснение этому простое — летние шины на холодном асфальте имеют значительно меньшее сцепление, а утренние заморозки и вовсе сводят его на нет. Для большинства автолюбителей выбор зимних шин очевиден, но часть водителей до сих пор еще не определилась. Попробуем помочь разобраться в ситуации. Зимние шины можно разделить на две группы: шины с шипами противоскольжения и шины фрикционные (или «липучки», как говорят водители). Шины каждой группы имеют свои преимущества и особенности.

Особенности шипованных шин

К преимуществам шин с шипами относятся отличные сцепные свойства на обледенелых и заснеженных покрытиях. К этому можно добавить хорошую проходимость по рыхлому снегу. Подавляющее большинство современных шин с шипами изготовлено для экстремальных зимних условий, о чем свидетельствует специальная маркировка в виде горы с тремя вершинами расположенная на боковине. Ранее использовалась маркировка M+S (аббревиатура, образованная первыми буквами слов «грязь» и «снег»), но теперь эти буквы встречаются даже на шинах с летним рисунком.

К особенностям шипованных шин можно отнести зависимость их «зимнего» ресурса от состояния шипов. Поэтому существуют определенные эксплуатационные требования и ограничения. Например, необходимость обкатки новых шин в начальный период эксплуатации (первые 800 –- 1000 км пробега). В этот период нужно избегать резких разгонов и торможений, также рекомендуется не ездить со скоростью свыше 70 км/ч. При дальнейшей эксплуатации для шин с шипами действует ограничение скорости —– не более 130 км/ч.

Одновременно с совершенствованием рисунка протектора и состава резиновой смеси происходит изменение конструкции шипов противоскольжения. Сейчас большинство производителей зимних шин использует оригинальные шипы, которые устанавливаются непосредственно на заводе. Это подразумевает стопроцентный контроль за процессом ошиповки.

Наиболее эффективны и долговечны двухфланцевые шипы. Такими шипами оснащена флагманская зимняя модель компании MICHELIN —– X-Ice North 3 шина для суровой зимы .Протектор шины — двухслойный с более жестким внутренним слоем. Этот слой прочно удерживает корпус шипа и служит базой для наружного слоя резины с повышенным сцеплением.

Опыт эксплуатации шипованных шин подсказывает, что при бережном отношении они служат достаточно долго. Возникновение большинства проблем, связанных с быстрым износом и потерей шипов, объясняется агрессивной или неумелой ездой. Особенно вредны пробуксовки колес, способные за считанные секунды лишить шины значительного количества шипов, а оставшиеся шипы сделать менее работоспособными.

Согласно действующим правилам дорожного движения автомобиль на шипованных шинах должен быть оснащен соответствующим знаком «Ш», который предупреждает других водителей о необходимости держать дистанцию.

Особенности фрикционных шин

Если в шинах с шипами взаимодействие протектора и скользкого покрытия складывается из двух составляющих —- сцепления за счет шипов и трения резины, то во фрикционных шинах используется только последний фактор. Термин «фрикционные» и означает, что такие шины обеспечивают сцепление с зимней дорогой только за счет сил трения.

Механизм работы протектора фрикционной шины сводится к удалению (стиранию или впитыванию) тонкой водяной пленки, возникающей между разогретой резиной и обледенелой поверхностью, после чего наступает эффективное полусухое или сухое трение. Например, в шипованной зимней шине MICHELIN X-Ice 3 за удаление воды отвечают пилообразные ламели и специальные микропомпы, а необходимое трение обеспечивает резиновая смесь Flex-Ice с высоким содержанием силики.

Толщина образующейся водяной пленки зависит от температуры окружающего воздуха и структуры льда, поэтому сцепные свойства фрикционных шин зависят от климатических условий. Чем ниже температура зимой, тем эффективней работа фрикционных шин.

Потенциально «зимний» ресурс фрикционной шины выше, чем у шины с шипами, но и он, как правило, ограничен износом до половины глубины протектора. Несмотря на мягкий состав резины и большое количество щелевидных прорезей (ламелей), современные фрикционные шины обладают высоким ресурсом. С учетом того, что такие шины можно «поставить пораньше и снять попозже», они выглядят очень привлекательно для зимней эксплуатации, особенно в условиях города, где основное дорожное покрытие — асфальт. Отсутствие шипов благоприятно влияет на комфорт и на уровень шума шин, а также на долговечность самого дорожного покрытия.

Число приверженцев шин без шипов неуклонно растет. Этому способствуют усовершенствования автомобилей, направленные на улучшение управляемости в экстремальных дорожных ситуациях. Тем не менее, водитель не должен надеяться только на автоматику. Зимняя дорога зачастую состоит из участков с разным сцеплением, поэтому езда зимой требует особого отношения и повышенной внимательности.

Рекомендации по выбору типа зимних шин

Существуют определенные рекомендации по выбору того или иного типа зимних шин. Например, владельцам автомобилей с задним приводом можно порекомендовать шины с шипами. Начинающим водителям также лучше использовать шины с шипами. Как ни странно, эта же рекомендация относится и к водителям со спортивной манерой вождения. Только не следует забывать, что агрессивная эксплуатация приводит к выпадению шипов.

Самым доступным способом проверки сцепления установленных шин является торможение на тестовом участке дороги. Для этого нужно выбрать безопасный участок в начале маршрута и проверить на нем, как ведет себя автомобиль при торможении. Периодически выполняя эту несложную процедуру, можно приучить себя адекватно оценивать состояние дороги и избегать рискованных ситуаций. Любителям комфортной езды в большей степени подойдут фрикционные шины. При этом автомобили с передним и полным приводом лучше приспособлены к этому типу шин. Следует еще раз напомнить, что работоспособность шин без шипов на льду зависит от окружающей температуры. В интервале температур от 0 до –15 градусов Цельсия по эффективности торможения на льду они уступают шипованным шинам.

tyreplus.ru

Просто о зимней резине, что лучше шипы или фрикционная?

Приближающийся холодный период, со своей грязью и снегом на дорогах, вновь заставляет автолюбителей делать выбор зимней резины. Водители с большим стажем вождения иногда могут эксплушин4атировать свой автомобиль зимой на летних шинах, испытывая приэтом некоторые неудобства. Однако мы не будем рассматривать такой вариант, и постараемся дать обобщенные рекомендации для менее опытных и начинающих автомобилистов.

Шипованные или фрикционные шины

При переходе на зимнюю резину, в первую очередь следует определиться, устанавливать традиционные шипованные шины, или относительно недавно появившиеся фрикционные, прозванные в народе «липучками». Шипованные шины имеют максимальное сцепление с обледеневшей дорогой, благодаря металлическим шипам, которые буквально вгрызаются в лед при движении, уменьшая тормозной путь на льду. Также шипы улучшают проходимость по глубокому снегу.Главным минусом шипованных шин будет недостаточное сцепление с асфальтовым покрытием. Шипы, выступающие из покрышки, уменьшают пятно контакта с дорогой и сцепные качества шины. Если в регионе, где вы живете, бывает всего несколько действительно холодных дней, с обледенением дорожного полотна, шин2возможно, стоит воздержаться от установки шипованных шин. Дополнительными недостатками шипованных шин будут высокий уровень шума, вибрация руля, и уменьшенный срок службы, составляющий в среднем 2-3 сезона.Промежуточный вывод: применение шипованных оправдано лишь в регионах, с действительно суровым зимним климатом, где морозная погода и лед на дорогах могут держаться в течение нескольких месяцев.Предположим, что эксплуатация автомобиля проходит в крупных городах, с умеренным климатом и мягкими зимами. Коммунальные службы обрабатывают дорожное полотно разнообразными реагентами, которые вызывают таяние льда. Асфальт после такой обработки обычно покрыт слоем мягкой грязи или снега. Тут фрикционные шины (липучки) имеют преимущество в сравнении с шипованными. Они появились на рынке относительно недавно, поэтому опишем принцип их устройства. Основное отличие заключается в строении протектора, который имеет увеличенное количество грунтозацепов, а ламели, которые их разделяют, располагаются под крутым углом. Липучка обеспечивает хорошее сцепление с рыхлым и глубоким снегом.

шин1Преимущества фрикционных шин:— протектор спроектирован самоочищающимся, отвод воды в пятне контакта предотвращает аквапланирование— обеспечивается «прилипание» к рыхлому и твердому снежному покрытиям— используется особая мягкая резина, которая не затвердевает даже на сильном морозе— комфортная езда благодаря минимальному уровню шума, сравнительно с шипованными шинами.

Липучки не лишены и недостатков:— на укатанном снегу и на льду сцепление с дорогой недостаточное, из-за отсутствия шипов— фрикционные шины не могут использоваться весь год— недостаточная управляемость автомобиля на сухом асфальте.

Особенности фрикционных шин

Существует два основных типа липучек, актуальных для российского потребителя.Скандинавский тип – лучшая шина для суровых российских дорог. Она имеет мягкую резину протектора (50-55 единиц Шора), что обеспечивает хорошее сцепление со льдом и снегом. На асфальте отличается ухудшенной управляемостью и увеличенным тормозным путем.Среднеевропейский тип – такие фрикционные шины подходят для теплой и сырой зимы. Предпочтительно использовать в крупных городах, где лед на дорогах почти отсутствует. Среднеевропейские липучки бывают твердые (60-65 единиц Шора) и мягкие (58-60 единиц), но в любом случае рассчитаны на езду по мокрому асфальту и уплотненному сырому снегу.

Выбор производителя

Марка шин влияет на качество и цену. Определить, какая лучше, помогут тесты шин, проводимые автомобильными журналами. Самые лучшие зимние шин3покрышки известных производителей имеют большой ресурс, и лучше обеспечивают безопасность автомобиля на зимней дороге. Цена такой резины будет высокой, но лучше не экономить. Покрышки малоизвестных китайских производителей привлекают своей ценой, но начинают терять шипы уже в первом сезоне эксплуатации.Отзывы потребителей и рейтинги эксплуатации, показывают несколько лидирующих по своему качеству производителей. Лучшая шипованная резина — это европейцы «Нокиан», «Гиславед», «Континенталь» и «Мишлен». Их продукция недешева, но предпочтительна с точки зрения безопасности на зимней дороге. Шины по более доступным ценам, с неплохим качеством производит южнокорейская корпорация «Ханкук», благодаря наличию исследовательского центра и тестового полигона в Европе. Немного уступают по характеристикам корейские производители «Кумхо» и «Нексен», обладая еще более низкой стоимостью.

Совместимость с автомобилем

Размерность зимних покрышек должна соответствовать цифрам, указанным производителем Вашего автомобиля. Эти параметры рассчитаны инженерами автомобильных корпораций, на основе тестов резины для обеспечения безопасности на дороге. Но иногда шины нужного размера бывают недоступны, сняты с производства, или слишком дорого стоят. Какую зимнюю резину выбрать в таком случае? Обратите внимание на более узкие шины. Например, автомобиль, использующий летом покрышки 185/60R14, зимой можно поставить на 175/65R14. Благодаря уменьшившейся ширине, такая шина обеспечивает более высокое удельное давление в пятне контакта с дорогой. Она не так легко «всплывет» в луже, и будет уверенно резать снежную кашу на дороге.

Долговечность шин

При подборе шины обратите внимание на ее боковину. Среди множества обозначений, там указана комбинация из четырех цифр, которая указывает на дату выпуска. Например, код 2516 значит, что покрышка выпущена в 25 неделю 2016 года. Согласно российским законам, шина для легкового автомобиля должна иметь срок службы не менее 5 лет. По истечении этого срока автолюбитель должен самостоятельно оценивать пригодность покрышки к дальнейшей эксплуатации, проверяя наличие или отсутствие мелких трещинок на боковине. Зимняя шина дополнительно оценивается по глубине протектора, которая должна составлять не менее 4-х мм. Производители обычно рекомендуют использовать шины до 7-8 лет. Критичным сроком службы является 10 лет, по завершению которых резина покрышки попросту теряет свои прочностные качества, хотя визуально может выглядеть неплохо.

Рекомендуем к просмотру видео на тему «Как выбрать зимние шины?»:

Новейшие разработки предпочтительнее

Иногда можно заметить, что один и тот же производитель предлагает шины с похожими характеристиками, различающиеся лишь годом разработки и выпуска. Как выбрать зимнюю резину в таком случае — купите наиболее современную модель. Разница может быть практически неощутима при повседневной езде, однако новые разработки всегда лучше предыдущих. Покрышку предыдущего поколения могут внезапно снять с производства, и в случае серьезного повреждения колеса, Вам придется покупать сразу целый комплект новых.

Универсальные не значит лучшие

У многих производителей шин существуют всесезонные модели, предназначенные для круглогодичной эксплуатации. Купить такие шины, значит сэкономить, но не забывайте, что всесезонка рассчитана на мягкие зимы, с небольшим количеством снега и нежаркое лето. Сцепление с асфальтом и снегом будет одинаково посредственным, а на обледеневшей дороге не шипованная резина просто опасна. Летом, при отсутствии сильной жары, на них вполне можно передвигаться, но агрессивная езда им противопоказана.

Маркировка зимних шин

Согласно технического регламента, зимние шины маркируются знаком в виде горной вершины с тремя пиками, внутри которой изображена снежинка. Рядом могут размещаться коды «M+S», «M&S» или «MS», что является сокращением от английских слов «Mud and Snow», то есть грязь и снег. Иногда применяется обозначение «Winter» — Зима. Если на шине отсутствует какая-либо из перечисленных маркировок, значит она не предназначена для зимней эксплуатации.

Шинный сэконд-хэнд

При выборе зимних шин, не рекомендуется покупать бывшие в употреблении зимние покрышки, даже при очень ограниченном бюджете. Помимо сильного износа, «бэушные» шины могут иметь скрытые дефекты и повреждения, незаметные при визуальном осмотре, способные проявиться внезапно. Автомобиль, обутый в такие шины, может начать уводить в сторону на совершенно ровной дороге.

pro-zamenu.ru

Шипованные или фрикционные шины? / Nokian Tyres

При выборе между шипованными и фрикционными шинами необходимо в первую очередь учитывать свои потребности. Оба типа шин износостойки и имеют великолепные характеристики. Узнав больше об отличиях между ними, вы сможете выбрать тот тип шин, который больше вам подходит.

Заснеженные или обледенелые дороги?

Если зимой вам приходится ездить по обледенелым дорогам чаще, чем по заснеженным, выбирайте шипованные шины. Шипованные шины особенно хороши для тех, кто живет у побережья, где дороги зимой обычно покрываются льдом. Фрикционные шины лучше подходят для передвижения по снегу.

Влажный лед и утрамбованный снег

С фрикционными шинами требуется особенно внимательно вести себя на перекрестках и в других местах, где может появиться мокрый лед или плотно утрамбованный снег. Шипованные шины больше фрикционных подходят для использования на мокром льду и плотно утрамбованном снегу.

Тихие шины

Если вы предпочитаете тихие шины, вам следует выбрать фрикционные шины. Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

Непредсказуемая осенняя погода

Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

Можно ли использовать фрикционные шины круглый год?

Грубые весенние дороги повышают износ шин любого типа, а фрикционные шины рассчитаны на использование преимущественно в зимних условиях. Фрикционные шины, неравномерно износившиеся на грязных весенних дорогах, не идут ни в какое сравнение с хорошими летними шинами, поэтому мы не рекомендуем использовать фрикционные шины в качестве всесезонных. Летние шины являются наиболее безопасным и экономичным выбором для езды летом. 

www.nokiantyres.ru

Зимние шины – инструкция по выбору

Зимние шины отличаются от летних протектором и составом резины. Летний вариант рассчитан на температурный режим выше +7 градусов. При меньшей температуре резина стынет и перестает выполнять свои функции. Зимний вариант, наоборот, сохраняет эластичность при минусовых температурах и начинает «плавиться», когда термометр показывает выше +5—+7 градусов.

Разновидности зимних шин типу протектора

Зимние шины бывают двух видов — шипованные и фрикционные, так называемые ламелизированные или попросту липучки.

Шипованные

Их отличительная черта — наличие металлических шипов на протекторе, которые отвечают за сцепление покрышки с поверхностью. По большинству показателей шипованная резина превосходит фрикционную.

Достоинства шипов:
  1. Высокие показатели безопасности и управляемости в любых зимних условиях.
  2. Лучшее сцепление со льдом и снежным накатом/настом за счет вгрызания шипов в поверхность.
  3. Меньший тормозной путь по сравнению с фрикционной резиной.
  4. Лучшее сцепление с наледью.
  5. Хорошая проходимость при снежных заносах.
  6. Эффективное преодоление подъемов/спусков на скользкой поверхности даже там, где нешипованная резина не справляется.
Недостатки:
  1. Высокий уровень шума и вибрации, отдающие в рулевое колесо. Особенно на асфальте.
  2. Повышенный расход топлива за счет увеличившегося сопротивления колеса.
  3. Негативное воздействие на дорожное полотно. В некоторых европейских странах по этой причине ошипованные покрышки запрещены.
  4. Плохое сцепление с мокрым дорожным полотном.
  5. Резина жестче, чем у липучек.
  6. Сильнее подвержены износу, чем фрикционные. Шипы изнашиваются быстрее или просто выпадают.

Два последних пункта спорные, так как производители постоянно улучшают свою продукцию. Современные шипованные шины зачастую служат столько же, сколько липучки, а иногда и дольше. А сцепление с мокрой поверхностью не намного хуже, чем у ламелизированного варианта.

Что касается шума и воздействия на дорожное покрытие, то проблема частично решается так называемыми плавающими шипами. Многие современные модели оснащаются шипами, которые при работе на голом асфальте как бы погружаются в покрышку и она работает по принципу фрикционной.

Фрикционные

Имеют ярковыраженный, местами даже агрессивный рисунок протектора с многочисленными канавками (ламелями) для отвода воды, грязи, снежной каши. В отличие от летнего варианта, ламели, как и весь протектор, глубокие и широкие. Это позволяет эффективно отводить воду и снег из пятна контакта, повышая уровень сцепления с поверхностью.

Достоинства липучек
  1. Отсутствие дополнительного шума.
  2. Расход топлива остается тот же, что и при использовании летних шин. Или незначительно увеличивается.
  3. Резина более мягкая и эластичная по сравнению с ошипованным вариантом.
  4. Легче управление. Однако при заносе автомобиль практически не контролируется.
  5. При температуре -20 и ниже работают на льду практически с той же эффективностью, что и шипы. Лед при больших морозах становится шероховатым и сцепление улучшается. А так как состав резины делает ее более мягкой, то эффективность возрастает.
  6. Хорошо отводят воду и снежно-соляную кашу из пятна контакта.
  7. Быстрее осуществляется разгон.
Недостатки
  1. Больше тормозной путь.
  2. Плохо справляются с наледью и снежными накатами.
  3. В плане безопасности уступают шипам почти по всем показателям.
  4. Выше риск заноса, машина в этом случае плохо реагирует на управление.
  5. Плохо справляются с плотным слоем сухого снега. Хотя в случае скользкой дороги с небольшим слоем снега последний забивается в ламели, повышая тем самым эффективность сцепления с дорогой.

Всесезонная резина

Еще одна разновидность шин. Рассчитана на эксплуатацию как в летний, так и в зимний период. Но добиться универсальности в этом вопросе невозможно, поэтому такие шины проигрывают сезонным.

Они подходят для стран с мягким климатом, где температура зимой редко опускается ниже -5 градусов и условия эксплуатации в основном ограничиваются мокрым асфальтом. В условиях классической российской зимы такие покрышки мало чем отличаются от летних — резина дубеет (ее состав рассчитан на похолодание, а не на мороз в -20), протектор не справляется со снегом и льдом.

Еврозима

Эти шины разработаны для зимнего использования в странах с мягким климатом. Их протектор не такой агрессивный, количество ламелей меньше, меньше и их размеры. Состав резины не рассчитан на сильные морозы. Иногда такие покрышки в России продают под видом обычных липучек. Поэтому следует внимательно изучить протектор, чтобы не ошибиться.

Шипы или липучка. Что выбрать?

Универсальным вариантом, насколько это возможно, является ошипованная резина. Она незаменима на льду и в снегу, применима на мокром покрытии. На порядок безопаснее. Но среди владельцев много ярых противников шипов и сторонников ламелизированного варианта — он легче в управлении и комфортнее.

Чтобы подобрать подходящий вариант, следует ответить на несколько вопросов.

  1. В каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль?

Если вы используете его лишь в черте города с хорошо очищенными дорогами, для поездок на работу и в магазин, то лучше выбрать липучки. Они хорошо справятся со своими обязанностями, их основное назначение — отвод воды и снежной каши из пятна контакта. Кроме этого, сцепление происходит всей поверхностью шины, что улучшает ее рабочие характеристики на асфальте.

Для тех, кто большую часть времени проводит на проселочных дорогах или живет в небольших городах с плохим обслуживанием дорог, стоит «переобуваться» в шипованную резину. Сухой снег, гололед, снежные накаты — это территория шипов.

  1. Каковы ваши водительские навыки?

Какая бы резина ни стояла зимой на авто, его безопасность и маневренность в первую очередь зависят от навыков водителя. Женщинам и новичкам желательно использовать шипы. Опытный и осторожный водитель может позволить себе липучки. Также рекомендуется устанавливать шипы на семейное автомобили.

  1. Что вы предпочитаете, комфорт или безопасность?

Шипы безопаснее, но многие водители не желают терпеть постоянный шум, вибрации в рулевом колесе и тяжелое управление. Фрикционный вариант намного комфортнее, но безопасность снижена. Каждый должен решить, чем пожертвовать.

Важно понимать, что эффективность зависит в первую очередь от характеристик конкретной модели. Качественные шипы лучше качественной липучки, но качественная липучка намного превосходит шипы сомнительного производства.

Маркировка

При покупке следует внимательно изучить боковину шин, на ней указывается вся необходимая информация — типоразмер, назначение, дата выпуска и другие характеристики. Все выштамповки должны присутствовать и быть четкими. Если боковина затерта, на ней не хватает даты или какой-либо другой информации, это показатель либо подделки, либо брака, либо истекшего срока годности.

Дата изготовления

Указывается выштамповкой из четырех цифр, где первые две обозначают неделю изготовления, а две последующие — год. Например, 1106.

11 — неделя изготовления (середина марта).06 — год (2006г).

Срок годности шины — 5 лет. Со временем она теряет свои свойства, поэтому следует выбирать изделия последнего или, в крайнем случае, прошлого года выпуска. Если место выштамповки даты выглядит подозрительно (нечеткое, видны потертости), лучше поискать другое изделие.

Типоразмер

В первую очередь, нужно изучить типоразмер изделия. Важно правильно его расшифровать. Он может быть европейского или американского образца.

Обозначение по европейскому стандарту

Маркировка европейского образца выглядит примерно так: 205/55 R16 90H.

205/55 — соотношение ширины (205мм) покрышки и ее диаметра (55мм).

R — маркировка указывает на то, что это радиальная шина. Изделия могут иметь радиальную или диагональную (маркировка D) конструкцию. Но диагональные теперь почти не выпускаются из-за своих низких эксплуатационных качеств.

Важно. Многие автомобилисты, особенно новички, считают, что маркировка R указывает на радиус покрышки. Но это не так.

16 — диаметр колеса (указывается в дюймах).

H — означает индекс скорости. Чем он больше, тем выше можно развивать скорость без ущерба для конкретного типа шин. Минимальный индекс обозначается J (100), максимальный ZR (240).

Некоторые шины могут иметь дополнительную маркировку XL. Это значит, что изделие имеет усиленный каркас и способно выдержать повышенные нагрузки.

Обозначение по американскому стандарту

Может быть двух видов. Первый аналогичен европейскому варианту, только в начале добавляется буквенное обозначение P или Lt.

P — для легковых авто.Lt — для легких грузовых авто.

Второй вариант обозначения полностью отличается от предыдущего образца и выглядит примерно так: 35х10.5 R15.

35 — показатель внешнего диаметра покрышки.10,5 — ширина.R — радиальное построение.15 — показатель внутреннего диаметра.Все измерения указаны в дюймах.

Кроме этого, при выборе шин важно обратить внимание еще на 2 маркировки.Значок «звездочки-снежинки» указывает на изделие, предназначенное для суровых зимних условий. То есть, именно на зимний вариант, а не межсезонный.M&S. Расшифровывается как «грязь+снег». Этими буквами обозначаются зимние покрышки и летние покрышки для внедорожников. Важно при выборе не перепутать их назначение.

Вывод

Какие бы шины вы ни выбрали, не стоит забывать об условиях эксплуатации. Следует постоянно следить за давлением в камере, правильно отрегулировать сход-развал, отказаться от лихачества на дороге.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

bycars.ru

Какая резина лучше шипованная или липучка

Рубрика: Диски и шины  |  Дата публикации: 7 ноября 2016  |  Один комментарий

 Фрикционная резина или липучка? В чем ее отличие от обычной резины? И в чем отличие липучки от шипованной резины?

shipovannaya-resina-ili-lipuchka

Многие водители инстинктивно не доверяют таким зимним шинам – ведь шипов на ней нет, как она будет цепляться за лед?

Но оказывается все дело в составе фрикционки. Поверхность таких шин сделана из особого состава. Она имеет множество микропор – их задача в отводе мелкой водяной пленки, которая появляется при соприкосновении горячей резины и льда. Верхний слой липучки с шероховатостью, за счет этого нет скольжения по льду. Вернее, почти нет. По сравнению с шипами, этот слой (фрикционный) цепляется за лед благодаря специальному составу и всевозможным прорезям. Понятно, что шипы за счет своей твердости сделают это лучше. На 15-20%. И при температуре до -20 градусов Цельсия. При температураж ниже 20 поведение вечно спорящих резин сравнивается. Шипы уже не способны расколоть твердый лед, а резина шипованных шин при морозе сильнее дубеет и не подстраивается под  дорожное покрытие. А вот липучка, благодаря спецсоставу резины остается мягкой и полностью сохраняет свои свойства.

И нужно отметить, что рисунок протектора – направленный, имеющий множество ламелей — прорезей, способных создавать более сильное тяговое усилие.

То есть проблемное место липучки – это лед. На снегу она отлично себя чувствует, так же, как и шипованная шина. Ведь на снегу важна высота протектора, не фрикционный слой и не шипы. А вот в теплую погоду, с лужицами и снежной кашей – она лучше всех. Нет металлических вставок – сцепление лучше. Улучшен отвод каши и воды из-под колеса. И еще она бесшумная по сравнению с шипованной.

Поэтому в большинстве европейских странах шипованная резина запрещена законом – необходимости в ней практически нет, а дорожное покрытие страдает.

Итак, если вы живете в малоснежной местности, а особенно, если в городе, дороги которого, естественно, поливают реагентами при наледях, то необходимости в шипах у вас просто нет. Зато вам придется постоянно сталкиваться со снежной кашей – а фрикционка справится с ней намного эффективнее, чем шипованная шина.

drivedrom.ru

Как работает "липучка" (фрикционные зимние шины)?

Честно говоря, ответ на этот вопрос будоражил и мое сознание некоторое время назад. Ну хорошо, есть на зимней шине ламели, и что? Резина по льду так же хорошо скользит, как и мокрое мыло по умывальнику, физику, как говорится, не обманешь. С другой стороны, здравый смысл подсказывал, что не могут топовые производители шин выпускать откровенную пустышку, а значит есть решение, о котором я просто не догадываюсь. Именно эти мысли и “заставили” меня более подробно разобраться в вопросе.

“Липучка”

Все вы прекрасно знаете, что зимние шины делятся на две основные группы – шипованные и нешипованные шины. С шипами все понятно: по снегу гребет протектор, по льду – шипы, обеспечивая стабильное и прогнозируемое сцепление колес с дорогой.

112233

С нешипованными шинами, в народе их еще называют “липучками”, дело обстоит несколько сложнее. Забегая вперед, отмечу, что слабое место липучки – лед, но давайте все по порядку.

67867867

Рыхлый снег

Когда авто едет по снежной целине, основное тяговое усилие обеспечивается за счет агрессивности протектора и его глубины. В месте контакта образуется спрессованный слой, часть которого находится в межблоковом пространстве протектора, с помощью него и происходит зацеп. Важно, чтобы шины хорошо самоочищалась и протектор мог “переварить” раз за разом большие порции снега, не закапываясь. В данном случае ламели играют второстепенную роль, хотя их вклад тоже важен.

5676765

Ламели – это мелкие прорези на блоках профиля шины. Основная их задача – раскрываться в пятне контакта в определенном направлении, повышая мягкость и податливость протектора “обхватывать” дорожное полотно. Таким образом обеспечивая лучшее тяговое усилие шины.

555

Снежная каша

Бывает разной в зависимости от условий: от очень водянистой до весьма плотной. Основная задача шины эффективно ее отводить, чтобы авто резко не теряло управляемость. За это в зимней шине (липучке) отвечает протектор, а именно продольные и V-образные канавки, через которые естественным путем вытесняется и “выплевывается” снежный кисель.

Укатанный снег

Данный вид покрытия весьма коварен, ведь бывает разной толщины и часто скрывает под собой лед. При преодолении шиной укатанного снежного покрова, на первый план выходят ламели, протектор и мягкость шины.

22444566

Ламели позволяют лучше обхватывать поверхность, в то время как протектор позволяет оптимально углубляться до “нужной” плотности снега. В совокупности это позволяет топовым “липучкам” показывать отличный результат.

Лед

Для фрикционной резины это самое большое испытание, ведь простая резина отлично скользит по поверхности льда.

5475675676

Почему так происходит? Все просто. Гладкая и плотная по своей структуре резина соприкасается с гладким льдом. В процессе взаимодействия сверхтонкий верхний слой льда мгновенно тает, образовывая тончайшую водяную пленку. В результате условия для скольжения становятся просто идеальны.

Какие фишку придумали производители шин, чтобы фрикционные шины имели право на жизнь?

  1. Микрочастицы

Суть данной технологии заключается в том, что в специальную эластичную смесь резины добавлено несметное количество микроскопических частиц. Они впиваются в пятне контакта в обледенелое покрытие, словно миллионы маленьких шипов. Такая технология, кстати, используется в шинах Nokian Hakkapeliitta R2. Подробней на фото (не реклама).

Nokian-Cryo-Crystal-consept-Nokian-HKPLR2-720px

2. Микропоры

Идея данной технологии заключается в том, чтобы максимально избавиться от водяной микропленки (той самой, что улучшает скольжение на любой поверхности, особенно на льду) и буквально присосаться к поверхности. Кстати, отсюда и пошло название “липучка”.

Как это возможно? Представьте, создается мягкий пористый состав резины, на поверхности которого в большом количестве хаотично “разбросаны” микропоры. В момент наезда протектора на дорожное полотно, водяная микропленка тут же вытесняется в имеющиеся в резине микропоры, причем закупорившись, создается эффект присоски. Таким образом резина максимально взаимодействует с поверхностью, значительно повышая фрикционные свойства.

Такая технология используется, к примеру, в шинах Bridgestone.

Как видите, прогресс не стоит на месте и “липучка” медленно, но уверенно становится все лучше и лучше. Но если быть максимально объективным, на чистом льду, при определенных условиях, “липучка”, увы, не сможет соревноваться с шипами. Брутальное железо (шипы) решает.

Итоги

Уверен, вы поняли как в принципе работает “липучка”. Хочу обратить ваше внимание на то, что отличные зимние шины – это шины, имеющие как минимум хорошие сцепные свойства на всех возможных вариантах зимней дороги. Такая сбалансированность – это симбиоз правильно подобранной резиновой смеси, протекторов, множества разновидностей ламелей, технологий и конструкции шины. Как правило, такой правильный “букет” наблюдается у топовых шинных производителей, а значит хорошие зимние шины априори не могут быть дешевыми. Так что при выборе зимних шин не ведитесь на красивые истории продажников, мол, есть вот такая бюджетная шина, о которой никто, кроме них, не знает, она за мизерные деньги аналогична топовым моделям ведущих шинных производителей. Не давайте себя “лопшать” и помните, что хорошие шины – это в первую очередь ваша безопасность.

Система Orphus

veddro.com

Как функционируют зимние фрикционные шины

Работа зимних автомобильных покрышке основана на применении целого ряда идей, сочетание которых дает оптимальный совокупный эффект.

Рисунок протектора

Рисунок протектора автомобильных шин оказывает существенное влияние на проходимость автомобиля. Когда-то давно, в середине XX века, когда дороги с усовершенствованным покрытием существовали наряду с гравийными и грунтовыми дорогами (такие дороги поддерживались в хорошем состоянии при помощи грейдеров), автомобили оснащались шинами с так называемым «универсальным» рисунком протектора.

В то время универсальный рисунок протектора выступал в роли, так называемого, компромисс между шинами повышенной проходимости с самоочищающимся протектором и шоссейными шинами, предназначение которых – длительная езда по шоссе на высоких скоростях.

Универсальный рисунок протектора, как правило, не обладал ярко выраженными продольными ребрами (для улучшения управляемости и курсовой устойчивости) и глубокими продольными канавками, которые сегодня используются для сведения к минимуму аквапланирования.

В большинстве случаев представлял набор ориентированных продолговатых шашечек. Эти шашечки, в свою очередь, применялись в качестве грунтозацепов (без эффекта самоочищения) при движении по гравийным и грунтовым дорогам. Что касается движения по шоссе, то канавки между шашечками служили для отвода воды из пятна контакта шины с дорогой.

В зимнее время универсальный рисунок протектора обеспечивал удовлетворительное сцепление при движении по расчищенным дорогам и по укатанному снегу. Однако на обледенелой дороге универсальный протектор не позволял уверенно затормозить или уверенно тронуться в горку.

В то время, как сеть шоссейных дорог стремительно увеличивалась вместе с улучшением качества дорожного покрытия, всё больше автомобилей выпускались с заводов с шоссейной резиной. Данная разновидность шин обладает выраженным продольным рисунком, обеспечивающим необходимую степень управляемости и сцепление при движении по сухому и мокрому асфальту. При этом шоссейная резина не позволяет уверенно двигаться по снегу из-за отсутствия грунтозацепов.

Шоссейная резина, по сути, является летней резиной, которая устанавливается на большинство автомобилей. Что касается покрышек повышенной проходимости для внедорожников с выраженными грунтозацепами, то они в данной статье не рассматриваются.

При попытке разогнаться по заснеженной дороге на летней (шоссейной) резине водитель заметит срабатывание ESP и индикацию срабатывания ESP на приборной панели.

При попытке затормозить по заснеженной дороге на летней резине водитель заметит срабатывание системы ABS даже при несильном нажатии на педаль тормоза.

При всесезонной эксплуатации автомобиля возникла необходимость в изготовлении шин, способных обеспечить оптимальную безопасность управления в зимнее время. Соответственно, данную разновидность назвали зимней резиной.

Зимние шины, в свою очередь, могут быть, как фрикционными, так и снабжаться шипами противоскольжения. Надо признать, что инновации при разработке допустим, фрикционных шин находят своё место при разработке зимних шин с шипами противоскольжения. Так, например зимние шины с шипами противоскольжения получили шашечки протектора, разделённые на ламели. Изменился и состав резины, применяемый для изготовления зимних шин с шипами противоскольжения.

Протектор фрикционной зимней шины снабжен грунтозацепами, аналогично любому другому самоочищающемуся протектору. Однако эти грунтозацепы обладают более высокой плотностью расположения, что положительно сказывается на ходимости, а также позволяет увеличить число используемых ламелей.

Протектор фрикционной шины может быть направленным или ненаправленным, симметричным или несимметричным. Но из-за плотного расположения грунтозацепов протекторы большинства фрикционных шин не предназначены для движения по глубокому рыхлому снегу.

Что касается сферы применения так называемых липучек (зимних шин) – это расчищенные улицы городов, скоростные трассы и автобаны. Фрикционные зимние шины отлично подходят для межсезонья, когда ночью всё замерзает и выпадает немного снега, а днём – лужи и всё тает.

Конструирование протектора фрикционной шины выполняется таким образом, чтобы эффект отталкивания воды из пятна контакта был максимальным, во избежание возникновения аквапланирования.

Свойства резины

Для улучшения сцепления с зимней дорогой состав резины, из которой производится фрикционная зимняя шина, должен обеспечивать её эластичность при отрицательных температурах.

Фрикционная резина первых образцов обладала излишней эластичностью, что создавало видимость абсолютной непригодности таких шин в летний период. В процессе дальнейшего совершенствования резина стала менее эластичной, благодаря чему производители получили возможность нарезания шашек протектора меньших размеров.

С целью повышения устойчивости и управляемости автомобиля на льду (или на ледяной поверхности) конструкторы зимних фрикционных шин применяли специальную микропористую резину в качестве материала для изготовления рабочего слоя шины. Миниатюрные поры микропористой резины как бы прилипают ко льду (как миниатюрные присоски), обеспечивая более короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности. Большая эффективность прилипания была достигнута за счет разделения шашечки протектора на ламели, которые, в свою очередь, не выступают за пределы геометрии шашечки. Под воздействием веса машины ламели раскрываются, заставляя шину буквально прилипать ко льду, подобно присоске.За счёт этого эффекта прилипания подобные зимние фрикционные шины и получили название “липучки”. Работа этих самых липучек весьма интересна. По мере износа протектора шины на его поверхности открываются новые поры, что позволяет сохранить долгосрочную эффективность подобной фрикционной шины при длительной эксплуатации.

Не менее значимой инновацией от производителей автомобильных шин стала разработка нового состава резины с наличием волокон стекла. Благодаря применению этих волокон, поверхность льда царапается для обеспечения лучшего сцепления с шиной.

Разновидности ламелей

Как было упомянуто выше, универсальный рисунок протектора (по сравнению с рисунком шоссейной шины) обеспечивал вполне удовлетворительную управляемость на зимней дороге. Посредством изучения данного феномена ученым удалось выяснить, что на сцепление с зимней дорогой влияют шашечки протектора. Более того, была установлена прямая взаимосвязь между количеством шашечек в пятне контакта и сцеплением колеса с зимней дорогой. Более глубокий анализ полученных свойств резины позволил обнаружить так называемый “кромочный эффект”.Основывается кромочный эффект на том, что сцеплению шины с зимней дорогой способствует не собственно шашечка протектора, а её кромка. Кроме того, если при разгоне автомобиля задействуется задняя (по ходу движения) кромка шашечки протектора, при торможении – передняя кромка шашечки.

Из сказанного следует вывод, что сцепление фрикционной шины с дорожным покрытием зависит от количества кромок и их суммарной длины в пятне контакта шины с дорогой.

Способы увеличения сцепления фрикционной шины с дорогой

Решение по увеличению сцепления показалось простым – надо разделить шашечки протектора на отдельные части, тогда количество кромок в пятне контакта фрикционной зимней шины возрастёт. Однако выполнение данной задачи с технической точки зрения оказалось достаточно сложным по той причине, что увеличение числа ламелей приводило к сокращению их ширины, в результате чего они становились попросту неустойчивыми, в особенности, если речь шла о слишком мягкой резине. Естественно, у водителей появилось мнение о том, что фрикционные шины можно использовать только при низких температурах, иначе ламели подламываются, и шина быстро приходит в негодность.

По истечению определенного количества времени в ходе экспериментов в сочетании с полученным опытом были созданы современные конструкции фрикционных покрышек, которым были не присущи недостатки первых моделей.

Изменённый состав резины позволяет современной фрикционной шине сохранять свои свойства в широком диапазоне температур, поддерживать долгосрочную эффективность шины при длительной эксплуатации, а также обеспечивает высокую ходимость фрикционных шин.

Кроме того, значительным изменениям были подвержены конструкции ламелей. Применение компьютерного 3D моделирования позволило значительно повысить устойчивость ламелей уже на этапе разработки конструкции. Благодаря отказу от чересчур мягкой резины, эффект подламывания ламелей в процессе резкого разгона, либо торможения был практически исключен.

Конфигурация ламелей, используемая при создании фрикционных шин, призвана обеспечить самоочищение протектора. В конструкции фрикционной шины предусмотрено эффективное отведение воды из пятна контакта с поверхностью дороги. Фрикционные шины последнего поколения обеспечивают автомобилю высокую курсовую устойчивость и отличную управляемость.

Выпуская фрикционные шины последнего поколения, производители лишили свою продукцию практически всех недостатков, которые присутствовали у первых моделей. Они способны сохранять свои первоначальные качества под воздействием широкого диапазона температур, ламели обладают высокой устойчивостью, а длительная эксплуатация не оказывает столь пагубного влияния на длительность эффективного функционирования шины.

www.koleso-razmer.ru