Двигатели серии ЯМЗ 236, 238 и 240: характеристики, неисправности и тюнинг. Компрессия ямз 236


Проверка компрессии в цилиндрах | Обслуживание и ремонт автомобиля

Автор: admin on 2 ноября 2016

Компрессия характеризует состояние деталей поршневой группы, а также плотность прилегания клапанов к своим седлам. Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют при техническом обслуживании № 2, при помощи компрессометра. Компрессометры применяют со шкалой для карбюраторных двигателей до 10 кгс/см2 и дизельных до 60 кгс/см2.

Перед проверкой величины давления в цилиндрах двигатель прогревают до 70-80°, вывертывают все свечи зажигания и полностью открывают воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. После этого вставляют резиновый наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания проверяемого цилиндра и стартером проворачивают коленчатый вал (10-12 оборотов) при открытых дросселе и воздушной заслонке; давление в цилиндре отсчитывают по шкале манометра. Во избежание ошибок необходимо, чтобы коленчатый вал вращался со скоростью 180-200 об/мин, что возможно только при хорошо заряженной аккумуляторной батарее. Затем производят выпуск воздуха и вновь повторяют замер компрессии. Таким образом последовательно проверяют компрессию во всех цилиндрах двигателя. Для исправных двигателей ГАЗ-51А, ГАЗ-53Ф, ГАЗ-63, ГАЗ-69 компрессия должна быть 6,5-7,5 кгс/см2; двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-120 — 6-7 кгс/см2; ЗИЛ-130 — 7,0-7,5 кгс/см2; М-21 — 7-7,2 кгс/см2; ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 — 27 кгс/см2 и ЯМЗ-236 — 30 кгс/см2. Проверку повторяют 2-3 раза для каждого цилиндра. Разность показаний в отдельных цилиндрах не должна превышать 1 кгс/см2 для карбюраторных и 2 кгс/см2 для дизельных двигателей. Если величина компрессии на 30-40% ниже нормы, это указывает на наличие неисправностей (поломка или пригорание поршневых колец, повреждение прокладки головки цилиндров, неправильная величина теплового зазора). Износ цилиндров, поршневых колец и поршней в карбюраторных двигателях не дает заметных изменений в показаниях компрессометра.

Для выявления причин недостаточной компрессии нужно залить 20-25 см3 свежего масла в цилиндры с пониженной компрессией. Более высокие показания компрессометра, чем при замере без масла, чаще всего характеризуют пригорайте поршневых колец или изношенность цилиндро-поршневой группы. Если же давление не изменяется и после заливки масла, то значит неплотно прилегают клапаны к седлам, прогорели клапаны или повреждена прокладка головки блока цилиндров.

Замер компрессии в дизельном двигателе производят на работающем двигателе при 500 об/мин коленчатого вала. Компрессометр устанавливается на место насос-форсунки или форсунки проверяемого цилиндра.

Другие статьи по теме:

Комментарии закрыты, но вы можете Трекбэк с вашего сайта.

autocarta.ru

Технические параметры дизельного двигателя ЯМЗ-238

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Технические параметры дизельного двигателя ЯМЗ-238

_________________________________________________________________

Двигатели ЯМЗ-238 представляют собой восьмицилиндровые модели четырехтактных дизелей.

Дизельные двигатели ЯМЗ-238 имеют много разных модификаций, которые отличаются в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

Дизели ЯМЗ-238 предназначены для установки на большегрузные автомобили, тягачи, самосвалы и автопоезда таких заводов, как МАЗ, Краз, Уралаз.

Технические параметры и характеристики двс ЯМЗ-238

Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Число, расположение цилиндров - 8, V-образное, угол развала - 90

Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8

Диаметр цилиндров, мм - 130

Ход поршня, мм - 140

Рабочий объем всех цилиндров, л - 14,86

Степень сжатия (расчетная) - 16,5

Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) - 176 (240)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин - 2100

Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) - 833 (90)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более - 1250-1450

Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин - 550-650

Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск.

Камера сгорания - Однополостная в поршне.

Блок цилиндров ЯМЗ-238 - Отлит вместе с верхней частью картера.

Гильзы цилиндров - Мокрого типа.

Головки цилиндров - Две, по одной на каждый ряд цилиндров.

Коленчатый вал - Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ

Число опор коленчатого вала - 5

Коренные подшипники - Скольжения , со сменными вкладышами.

Шатунные подшипники - Скольжения , со сменными вкладышами.

Поршни ЯМЗ-238 - Из алюминиевого сплава.

Поршневые пальцы - Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.

Шатуны - Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки.

Маховик - Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Распределительный вал - Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом.

Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм - 0,25 - 0,3

Система смазки двс ЯМЗ-238

Система смазки двс ЯМЗ-238 - смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей.

Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя.

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос - Шестеренчатый, двухсекционный.

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2)

- при номинальных оборотах - 400-700 (4-7)

- при минимальных оборотах холостого хода, не менее - 100 (1,0)

Система охлаждения масла ЯМЗ-238 - Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя.

Масляные фильтры - Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки ЯМЗ-238, кПа (кгс/ см2):

- редукционный клапан масляного насоса - 700-800 (7,0-8,0)

- предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса - 100-130 (1,0-1,3)

- дифференциальный клапан - 520-560 (5,2-5,6)

- перепускной клапан фильтра грубой очистки масла - 180-230 (1,8-2,3)

- перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра - 200-250 (2,0-2,5)

Система питания двс ЯМЗ-238

Топливоподающая аппаратура - Раздельного типа.

Топливоподкачивающий насос - Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом.

Топливный насос высокого давления ЯМЗ-238 - Восьмиплунжерный.

Плунжеры - Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм

Порядок работы секции топливного насоса - 1-3-6-2-4-5-7-8

Нумерация секций - Со стороны привода

Регулятор частоты вращения - Центробежный, всережимный

Установочный угол опережения впрыска, градусы - 15

Муфта опережения впрыска - Автоматическая, центробежного типа

Форсунки ЯМЗ-238 - Закрытого типа, с многоярусными распылителями

Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/ см2) - 22,6+0,8 (230+8)

Топливные фильтры - Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами. В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер.

Воздушный фильтр - Инерционно-масляный или сухого типа.

Система охлаждения двс ЯМЗ-238

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-238 - Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.

Водяной насос - Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Вентилятор - Шестилопастный, с шестеренчатым приводом.

Сцепление двигателя ЯМЗ-238

Модель - ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182

Тип - Двухдисковое, сухое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.

Количество нажимных пружин - 28.

Коробка передач двс ЯМЗ-238

Модель - ЯМЗ-236Н

Тип - Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах

Электрооборудование ЯМЗ-238

Генератор Г-273В2 или 1322.3771 - Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком. Максимальный ток, А - 50.

Номинальное выпрямленное напряжение, В - 28.

Стартер - 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом. Номинальная мощность стартера, кВт, при С20/182Ач - 8,2.

При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств.

Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 75-100С. Не рекомендуется работа двигателя под полной нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 50С, так как при этом ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец, снижается экономичность двигателя.

В эксплуатации допускается кратковременное повышение температуры охлаждающей жидкости до 105С.

Давление масла на прогретом двигателе ЯМЗ-238 должно быть 400-700 кПа (4-7 кгс/см2) при 2100 об/мин и не менее 100 кПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода коленчатого вала.

После длительной эксплуатации допускается работа двигателя при давлении масла в системе смазки не ниже 300 кПа (3,0 кгс/см2) на номинальной частоте вращения и не ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) на минимальной частоте вращения коленчатого вала.

На автомобиле с двигателем ЯМЗ-238 свечение сигнальной лампочки при работе прогретого до нормальной температуры двигателя указывает на загрязненность и повышенное сопротивление элемента фильтра грубой очистки масла, на открытие перепускного клапана и подачу нефильтрованного масла в систему смазки, что недопустимо.

Допускается свечение сигнализатора при пуске двигателя на холодном масле и при прогреве.

Обкатка двигателя происходит в течение первых 50 часов работы. В этот период рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя.

В период обкатки происходит равномерная приработка деталей цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и других деталей в целях сокращения их последующего износа, стабилизируется расход масла.

Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя.

При эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 в период обкатки допускается выделение смеси топлива и масла через систему выпуска, образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла, в соединениях систем топливоподачи, смазывания и охлаждения, выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж водяного насоса, образование отдельных капель масла ивыделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя.

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

autotextrans.ru

Двигатель ЯМЗ 236, 238 и 240: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель ЯМЗ – это основной силовой агрегат, которым комплектуются большегрузные автомобили производства России и стран СНГ.

Бренд ЯМЗ принадлежит одному из старейших отечественных предприятий – Ярославскому моторному заводу «Автодизель». В настоящее время он входит в дивизион «Силовые агрегаты» российской автомобилестроительной компании «Группа ГАЗ».

На базе производственных мощностей ЯМЗ «Автодизель» организовано серийное производство нового поколения тяжелых дизельных моторов ЯМЗ-650, различные модификации которых имеют мощность в диапазоне 362…412 л. с.

Кроме новейших силовых агрегатов, изготавливаемых по зарубежным лицензиям, завод продолжает выпускать и хорошо себя зарекомендовавшее семейство дизельных двигателей ЯМЗ 238 и ЯМЗ серии 236. Несмотря на несколько устаревшую конструкцию, они обладают высокими показателями надежности, ремонтопригодности и долговечности.

Устанавливаются эти двигатели на автомобили МАЗ, «Урал» и др. Идя навстречу пожеланиям постоянных заказчиков, специалисты предприятия в 2014 году модернизировали ряд двигателей типа ЯМЗ 238 и ЯМЗ серии 236, после чего они стали соответствовать требованиям европейского стандарта «Евро-3».

Технические параметры

ЯМЗ 236 М2:

Скачать .xls-файл

Скачать картинку

Отправить на email

mail

ПАРАМЕТРЗНАЧЕНИЕ
Рабочий объем цилиндров, л11.5
Мощность, л. с./об. в мин.180/2100
Количество цилиндров6
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм140
Мах момент, Нм/об. в мин.667/1250-1450
Габаритные размеры, мм(с навесным оборудованием)1840х1040х1070
Максимальный вес, кг(с навесным оборудованием)1205

ЯМЗ устанавливались на различные модификации большегрузных автомобилей МАЗ, Урал (236) и МАЗ, КрАЗ, Урал (238).

Устройство двигателя

Все дизельные двигатели ЯМЗ, входящие в семейство 236/238, конструктивно идентичны.

Блок цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна с V-образным расположением цилиндров.

В связи с тем, что на одной шейке коленчатого вала размещается два шатуна (отдельно для каждого ряда цилиндров). При этом правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм.

  • Посадочные места под вкладыши коренных подшипников растачиваются вместе с крышками, поэтому последние устанавливаются в строго определенном положении и имеют соответствующую маркировку.
  • Гильзы цилиндров отливаются из чугуна специального сорта. Сверху гильзы уплотняются прокладкой головки блока цилиндров, а снизу – резиновыми кольцами.
  • Коленвал силовых агрегатов изготавливается из стали методом горячей штамповки. Для двигателя ЯМЗ 236 коленвал выполняется с тремя шатунными шейками и четырьмя коренными опорами. Двигатель ЯМЗ 238 оснащается коленвалом с четырьмя шатунными шейками и пятью коренными опорами.
  • Головка блока цилиндров отливается из того же материала, что и сам блок. Для отвода тепла от головки блока используется водяная рубашка, которая сообщается с водяной рубашкой основного блока. Стык головки и блока уплотняется резиновой прокладкой.
  • Механизм газораспределения двигателей – верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Сам вал расположен в развале блока цилиндров. Выполнен он из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками.
  • Клапана газораспределительного механизма вместе с пружинами, толкателями и форсунками расположены в головке блока цилиндров. Седла клапанов изготавливаются из жаропрочного сплава и затем запрессовываются в специальные гнезда.

Аналогичным образом устроен и двигатель серии ЯМЗ 240, который представляет собой спаренный ЯМЗ 236. Базовым среди его многочисленных модификаций, мощность которых находится в диапазоне от 360 до 800 л. с., считается мотор ЯМЗ 240 М2, устанавливаемый на 30-ти тонные карьерные самосвалы БелАЗ 7540.

Среди силовых агрегатов этой серии особой популярностью пользуется форсированный турбонаддувом мотор ЯМЗ 240 НМ2, предназначенный для установки на 42-х тонные самосвалы БелАЗ 7547.

Техническое обслуживание

Двигатели ЯМЗ известны своей неприхотливостью. При внимательном отношении к ним и надлежащем уходе эти моторы могут эксплуатироваться без ремонта не один десяток лет. Подтверждается это, например, длительной эксплуатацией грузовиков МАЗ с двигателями именно Ярославского моторного завода.

Техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 в общем случае сводится к:

  1. смене отработанного масла после каждых 7,5 тысяч км пробега;
  2. регулярной замене масляных фильтров;
  3. контролю за тем, чтобы дизельное топливо не попало в автомасло;
  4. очистке или замене воздушных фильтров.

Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы солярка в процессе эксплуатации не попала в моторное масло. Попав в моторное масло, она разжижает его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех трущихся поверхностей.

В результате этого двигатель МАЗ либо застучит либо заклинит, что приведет к длительному и дорогостоящему ремонту, а в отдельных случаях потребует и его замены.

Неисправности

Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.

Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:

  1. Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
  2. Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ
1. Двигатель МАЗ и ЯМЗ не запускается.Ÿнасос подкачки не подает горючее;неисправны форсунки;свечи накаливания вышли из строя.
2. Двигатель автомобиля МАЗ теряет мощность.Ÿпротечка топлива в трубках высокого давления;Ÿнедостаточная доза впрыскиваемого топлива;Ÿповрежден распылитель.
3. Обороты двигателя «плавают».Ÿзавоздушена система подачи топлива;Ÿизношен газораспределительный механизм;Ÿлопнула пружина форсунки.
4. Черный дым из глушителя.Ÿпоздний впрыск топлива;Ÿзаклинила игла распылителя;Ÿнедостаточная компрессия в цилиндрах;Ÿлопнула пружина форсунки.
5. Посторонние стуки в моторе.Ÿранний впрыск топлива;Ÿизношены шатунные и/или поршневые вкладыши; Ÿповышенное давление открывания форсунки;Ÿизношены поршневые кольца.

Тюнинг

Тюнинг мощных дизельных моторов, устанавливаемых на большегрузные транспортные средства, принципиально отличается от тюнинга дизельных моторов легковых автомобилей.

Основная задача тюнинга силовых агрегатов грузовиков связана не с повышением их мощности, а направлена на уменьшение естественного износа деталей моторов и компенсацию потерь, связанных с применением некачественного отечественного дизельного топлива.

Эффективно бороться с этими факторами помогают новейшие разработки отечественной промышленности, среди которых можно выделить:

  1. Магнитные и магнитоэлектрические активаторы топлива.
  2. Вихревые озонаторы воздуха.

Использование этих устройств позволяет:

  • уменьшить износ поршневой группы силового агрегата на 20-30%;
  • повысить надежность запуска и стабильность работы мотора в зимнее время года;
  • улучшить полноту сгорания дизельного топлива, что приведет к экономии топлива на 20-30%; повышению мощности силового агрегата; существенному снижению дымности и токсичности выхлопа.

За счет изложенного значительно увеличится срок службы дизельного мотора без поломок и значительного износа.

dvigatels.ru

Двигатель ЯМЗ-236: характеристики, устройство, регулировка

ЯМЗ-236 – легендарный дизельный двигатель, который производит ОАО «Автодизель», бывший Ярославский моторный завод. Эта V-образная «шестерка» стала популярной в Советском Союзе, а после его распада - и на территории всего СНГ. Двигатель используется по настоящее время на грузовиках, тракторах и комбайнах. Его можно встретить на таких известных автомобилях, как МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, а также на тракторах К-700.

ямз 236

Ближайшими соратниками этой модели являются ЯМЗ-238 на 8 цилиндров и ЯМЗ-240 – 12-цилидровый. ЯМЗ-236 имеет много модификаций с разным количеством лошадиных сил.

История создания

В 1950-е годы Ярославский завод получил государственный спецзаказ на создание более мощных дизельных двигателей, которые должны были заменить устаревшие ЯАЗ. Эти моторы должны были стать мощнее и экономичнее, чем их предшественники. С другой стороны, государство хотело получить универсальный ДВС, который можно было применять на разных марках автомобилей.

двигатель ямз 236

Под руководством выдающегося конструктора СССР и заслуженного ученого Чернышева Г. Д. был создан двигатель ЯМЗ-236, а также все остальное семейство дизельных моторов того времени. Также он разработал не менее легендарную серию агрегатов для КАМАЗа.

Таким образом, родился ДВС, который по сей день знаменит многим. Он отличается высокой мощностью, надежностью, легким ремонтом, простым техническим обслуживанием, а также дешевыми запасными частями. Большой ресурс и ремонтопригодность позволяют ему служить верой и правдой долгие годы.

Производство в настоящее время

На сегодняшний день производство ЯМЗ-236 продолжается, хотя существует уже его преемник ЯМЗ-530. Объемы продаваемых моторов не падают, но в связи с военными действиями на Украине прекратилась поставка на Кременчугский автосборочный завод, который производил известные грузовики КРАЗ. Конечно, Ярославский завод потерял сегмент сбыта моторов, но от этого производство не уменьшилось.

Технические характеристики и устройство

Двигатель ЯМЗ-236 имеет достаточно высокие технические характеристики. Он оснащен 6 цилиндрами, которые расположены параллельно и имеют угол наклона в 90 градусов. Горючее поступает непосредственно в цилиндры, то есть впрыск прямого типа. Давление в двигателе 16,5 атмосферы. Поршень имеет диаметр 130 мм в базе и 140 мм в ремонтном варианте, при своем ходе в 140 мм.

На двигателе установлен топливный насос высокого давления механического типа и форсунки, которые непосредственно и совершают впрыск на каждый цилиндр. Каждая головка блока имеет по 6 клапанов – 3 впускных и 3 выпускных.

Система охлаждения – жидкостная с принудительной циркуляцией, которая проводится при помощи водяного насоса. Приводом служит ремень, который вращает шкив помпы от шкива коленчатого вала.

ямз 236 регулировка

Двигатель ЯМЗ-236 имеет объем 11 литров, мощность колеблется от 150 до 420 лошадиных сил. На последних моделях она была увеличена до 500 л.с. В связи с повышением тарифов на топливо производители ЯМЗ-236, расход которого составлял 40 литров на 100 км, уменьшили эту цифру до 25 л.

Основной силовой агрегат выполнялся из чугуна до 2010 года, пока не было решено перевести его на алюминий, как и ГБЦ. Это дало возможность упростить процедуру ремонта и расточки шеек цилиндров, а хонинговка стала более точной. При этом блок агрегата не потерял былую прочность.

Основные характеристики ЯМЗ-236 показывают, что двигатель имеет довольно простую конструкцию, что обеспечивает простоту ремонта и обслуживания.

Регулировка

ЯМЗ-236, регулировка которого производится вручную, требует специального инструмента. В нее входит достаточно много операций. Рассмотрим основные манипуляции, которые нужно проводить:

  • Регулировка клапанов, которая делается при помощи специального щупа, предназначенного для двигателя ЯМЗ-236. Устройство мотора позволяет делать эту операцию при снятой клапанной крышке.
  • Регулировка сцепления, точнее этот процесс называется балансировка. Она проводится на специальном стенде.
  • Регулировка подачи топлива через ТНВД.

Все операции регулировок проводятся только в автосервисах, поскольку требуют специального инструмента, который трудно найти в гараже.

Обслуживание

Обслужить дизельный двигатель ЯМЗ-236 довольно просто, если знать, как и что делать. Рассмотрим основные операции, которые входят в обслуживание:

  1. Замена масла. Обычно для этого двигателя рекомендовано использовать смазочную жидкость для дизельных моторов по типу М10Г2К.
  2. Замена фильтрующих элементов. Мотор имеет несколько фильтров, которые стоит менять каждые 15 000 км пробега. Это масляный фильтр, фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки топлива, ремкоплекты всех фильтров.
  3. Регулировка впрыска, проще говоря - продув форсунок.
  4. Замена прокладок клапанных крышек и ГБЦ. В отдельных случаях меняется прокладочный материал поддона.
  5. Подтяжка или замена приводных ремней.

Вот, в принципе, и все операции по обслуживанию, которые проводятся на ЯМЗ-236. Все остальное меняется в текущем и плановом ремонте.

характеристики ямз 236

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится только в автосервисах, поскольку требует наличия специального оборудования и инструмента. В них входят такие стенды: для разборки и сборки силового агрегата и его элементов, балансировочный, регулировочный и для испытаний.

Также потребуется специальное оборудование:

  • Расточно-хонинговальный станок.
  • Оборудование для шлифовки и полировки коленчатого вала.
  • Стенд с ванной для опрессовки.
  • Развертки для шлифовки посадочных мест седел клапанов.
  • Оборудование для установки направляющих клапанов.
  • Токарный и фрезерный станок.
  • Стенд для чистки форсунок.
  • Пресс для прессовки подшипников и сальников.
  • Аргонная сварка, в некоторых случаях.
  • Другой инструмент и оборудование специального назначения для ремонта дизельных моторов.

ямз 236 устройство

Как видно из списка, понадобится достаточно много стендов и оборудования, которые может себе позволить не каждый автосервис.

Ремонт двигателя ЯМЗ-236 проводится в несколько этапов. Все они довольно сложны, и за каждый отвечает профессионал узкого профиля. Рассмотрим все этапы поочередно:

  1. Разборка. Наверное, и так понятно, что ДВС разбирается при помощи обычного расширенного набора инструментов и пневматического пистолета.
  2. Диагностика неисправностей и определения перечня запасных частей, которые нужно заменить.
  3. Шлифовка коленвала и подготовка блока цилиндров.
  4. Мойка всех запасных частей и узлов. Обычно она проводится горячим керосином.
  5. Когда все готово, происходит сборка.

Процесс разборки ЯМЗ-236 занимает около 6-8 часов. На подготовку деталей к сборке уходит примерно 16-20 часов, в зависимости от сложности поломки. Процесс сборки занимает до 36 часов. Все зависит от того, насколько изношены основные агрегаты и узлы и как хорошо подготовили их к финальной стадии работы.ямз 236 расход

Планы на будущее

В 2020 году Ярославский завод планирует прекратить выпуск двигателей ЯМЗ-236, поскольку ему на смену готовят новый ЯМЗ-660, который станет на 100 лошадиных сил мощнее, а объем увеличится до 12,5 литра. При этом останется классическая компоновка цилиндров и клапанов. Нововведением планируют сделать электронное ТНВД, которое будет иметь стандарт Евро-5, что позволит выйти двигателям на мировой рынок. Также планируется продолжать выпуск дизельных электростанций на базе ЯМЗ-236.

fb.ru

Техническое обслуживание двигателя

Проверка технического состояния двигателя.

Схема прибора для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы, клапанов и прокладки головки цилиндров без разборки двигателя приведена на рис. 139.

Сжатый воздух (3—4 кГ/см2) гибким шлангом подводится к штуцеру 11, а далее в коллектор 9 и к вентилям 10 и 12.

Рис. 139. Схема прибора для определения технического состояния двигателей:1 — испытательный наконечник; 2 — резиновый конус; 3 — головка цилиндров; 4 — манометр; 5 — калиброванное отверстие; 6 — регулировочная игла; 7 — предохранительный клапан; 8 — редуктор; 9 — коллектор; 10 и 12 — вентили; 11 — впускной штуцер; 13 — обратный клапан

Резиновый конус 2 испытательного наконечника 1 плотно прижимают к отверстию для свечи зажигания (или к отверстию для форсунки).

При открытии вентиля 10 воздух поступает в редуктор 8 и через калиброванное отверстие 5 к манометру 4 и, открывая обратный клапан 13, через наконечник 1 в цилиндр двигателя. При этом проверяют общее состояние цилиндро-поршневой группы и определяют состояние цилиндров двигателя: чем больше неплотность в цилиндре, тем больше стрелка манометра 4 отклоняется от нулевого деления специально отградуированной шкалы.

При открытии вентиля 12 (вентиль 10 закрыт) воздух поступает непосредственно к наконечнику 1 и через него в цилиндр. В этом случае проверяют состояние поршневых колец, клапанов и прокладки головки цилиндров.

Для установки поршня в определенное положение при замерах утечки воздуха в карбюраторных двигателях к прибору прилагают обечайки с градуированными кольцами, которые надевают на корпус прерывателя-распределителя, и стрелку, которую закрепляют на роторе распределителя. Для дизельных двигателей предусмотрены специальные щупы-указатели для определения положения поршня.

К прибору прилагаются: стетофонендоскоп для прослушивания двигателя, сигнализатор-свисток для определения конца такта сжатия и индикатор для наблюдения прорыва воздуха через неплотности в клапанах.

Прорыв воздуха через прокладку головки цилиндров определяют по пузырькам воздуха, выходящего через горловину радиатора или в стыке между головкой и блоком цилиндров.

Удаление нагара.

Рис. 140. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателей:а — ЗМЗ-66; б — ЗИЛ-131; в — ЯМЗ-236; г — ЯМЗ-238

Нагар со стенок камер сгорания и поршней удаляют металлическими щетками или скребками. Надо следить, чтобы нагар не попал в зазор между головкой поршня и цилиндром, так как это может привести к образованию царапин на рабочей поверхности цилиндров, юбках поршней и поршневых кольцах при последующей работе двигателя. Для удаления нагара со стальных и чугунных деталей разобранного двигателя применяют состав (на 1 л воды): 25 г каустической соды, 33 г кальцинированной соды, 1,5 г жидкого стекла и 8,5 г мыла. Температура раствора — 80—95°С, время выдержки деталей в растворе 2-3 ч.

Для деталей, изготовленных из алюминиевых сплавов, рекомендуется состав (на 1 л воды): 18,5 г кальцинированной соды, 8,5 г жидкого стекла и 10 г мыла. После очистки детали промывают водой, содержащей хромпика, и обдувают сжатым воздухом.

После удаления нагара перед установкой головок цилиндров надо тщательно очистить поверхности головок и блоков цилиндров. Прокладки головок цилиндров не должны иметь трещин и выкрашиваний асбеста. Головку цилиндров надевают на шпильки блока свободно, без ударов. Гайки шпилек крепления головки цилиндров затягивают динамометрическим ключом равномерно и последовательно от середины к краям, в два приема, с моментом затяжки от 7,3—7,8 кГм (ЗМЗ-66), 7—9 кГм (ЗИЛ-131) до 22—24 кГм (ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238).

Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров показана на рис. 140.

Проверка компрессии.

Для проверки компрессии в цилиндрах (давления в конце сжатия) компрессометром (рис. 141) необходимо прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80—90°С, остановить двигатель, полностью открыть дроссельную и воздушную заслонки карбюратора, отъединить провода от свечей зажигания. Затем очистить и продуть сжатым воздухом углубления около свечей, вывернуть свечи и, вставив резиновый конусный наконечник 3 компрессометра в отверстие для свечи одного из цилиндров, повернуть коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов. Давление в цилиндре отсчитывают по шкале манометра 1. Далее отвертывают клапан 2 для выпуска воздуха, устанавливают стрелку манометра в нулевое положение и проверяют давление в остальных цилиндрах.

Рис. 141. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя компрессометром

Давление в конце сжатия в цилиндре должно быть не ниже 6,7—7,0 кГ/см2 (ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377), 7,6 кГ/см2 (ЗМЗ-66), 30 кГ/см2 (ЯМЗ-236, ЯМЗ-238). Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 1 кГ/см2 для карбюраторных двигателей и 2 кГ/см2 — для дизельных двигателей.

Регулировка зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел.

Зазор между стержнями клапанов и носками коромысел при холодном двигателе должен быть 0,25—0,30 мм.

Перед регулировкой зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел первого цилиндра двигателя ЗМЗ-66 нужно установить поршень в в.м.т. конца такта сжатия, совместив указатель на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик.

Для регулировки надо ослабить контргайку 6 (рис. 142) регулировочного винта 7 и, поворачивая винт отверткой, установить зазор по щупу; после этого затянуть контргайку и снова проверить зазор.

Зазоры у остальных цилиндров регулируют в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 1/4 оборота.

Для установки поршня первого цилиндра в в.м.т. у двигателя ЗИЛ-131 надо повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с меткой «ВМТ» на указателе, расположенном на датчике ограничителя оборотов. В этом положении регулируют зазоры между стержнями впускного и выпускного клапанов и носками коромысел первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускных клапанов четвертого и пятого цилиндров, впускных клапанов седьмого и восьмого цилиндров.

Рис. 142 Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-66:1 — толкатели; 2 — толкающая штанга; 3 — клапан; 4 — направляющая втулка; 5 — коромысло; 6 — контргайка; 7 — регулировочный винт; 8 — ось коромысла; 9 — сухари; 10 — конусная втулка; 11 — опорная шайба пружины; 12 — пружина

Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на 1 оборот.

В двигателях ЯМЗ коленчатый вал поворачивают ключом за болт крепления шкива вентилятора до закрытия впускного клапана первого цилиндра, а затем еще на 1/4—1/3 оборота. В этом положении регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел первого цилиндра. Для регулировки зазоров в следующем цилиндре поворачивают коленчатый вал до закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно на 1/4—1/3 оборота. Зазоры регулируют в последовательности работы цилиндров, т. е. 1—4—2—5—3—6 для ЯМЗ-236 и 1—5—4—2—6—3—7—8 для ЯМЗ-238.

Промывка и очистка системы охлаждения.

При подготовке автомобиля к весенне-летней эксплуатации для очистки от накипи и осадков систему охлаждения промывают. Для этого отъединяют трубопроводы и шланги, соединяющие радиатор с рубашкой охлаждения двигателя, снимают термостат, открывают сливные краники, надевают на патрубки подводящий и отводящий шланги. Промывать систему необходимо в направлении, обратном нормальной циркуляции. Сжатый воздух давлением до 1 кГ/см2 подается пистолетом-смесителем.

При сильном засорении и закупорке трубок радиатор снимают и заливают в него 10%-ный раствор каустической соды, подогретый до 90° С. Через 30 мин раствор сливают и один или несколько раз промывают радиатор водой. Во избежание разрушения алюминиевых деталей в рубашку охлаждения раствор каустической соды заливать нельзя.

Для уменьшения образования коррозии в системе охлаждения рекомендуют добавлять в воду 1,0—1,5% (по объему) масла НГ-203А, вырабатываемого московским заводом «Нефтегаз».

Для удаления накипи из системы охлаждения рекомендуется также промывочный раствор, содержащий на 100 л воды: 7 л технической соляной кислоты, 0,2—0,3 кг ингибитора ПБ, 2,5 кг технического уротропина; 0,2—0,3 кг смачивателя ОП-7, 0,1 кг пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт, скипидар).

Промывают систему охлаждения от 2 до 4 раз при работе двигателя в течение 10—15 мин. Затем промывают систему охлаждения горячей водой (2 раза по 3—5 мин), 15 мин нейтрализирующим составом, содержащим 5 г/л кальцинированной соды и 5 г/л двухромовокислого калия, и снова водой.

Регулировка натяжения ремней.

Натяжение приводных ремней двигателя ЗМЗ-66 регулируется отклонением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Если отклонение насоса не обеспечивает прогиб ремня 10—15 мм при усилии нажатия 4 кГ, надо переставить насос. При очень большом вытяжении ремня переставить и кронштейны насоса на дополнительные отверстия в них.

Для регулировки натяжения ремня насоса гидравлического усилителя и ремня генератора двигателя ЗИЛ-131 соответственно ослабляют болты 9 (рис. 143) крепления натяжного кронштейна 7 или гайку 2 крепления генератора к планке 3, а затем смещают насос или генератор. При усилии 4 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8—14 мм.

Рис. 143. Шкивы и приводные ремни двигателя 3ИЛ-131:

1 — шкив коленчатого вала; 2 — гайка; 3 — планка; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — шкив водяного насоса; 7 — кронштейн; 8 — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого управления; 9 — болты; 10 — ступица шкива компрессора; 11 — регулировочная муфта; 12 — ключ; 13 — стопорный болт

Ремень привода компрессора регулируют навертыванием резьбовой регулировочной муфты 11 на ступицу 10 шкива компрессора. Перед регулировкой, надо расшплинтовать и отвернуть стопорный болт 13. После поворота муфты 11 ключом 12 необходимо повернуть шкив привода компрессора, вращая коленчатый вал, чтобы ремень переместился на большой диаметр. Прогиб ремня должен быть 5—8 мм.

Рис. 144. Регулировка натяжения ремней привода вентилятора (а) и водяного насоса (б) двигателей ЯМЗ

Конструктивной особенностью двигателей ЯМЗ является винтовое устройство 1 (рис. 144) для регулировки натяжения ремня 2 привода компрессора. Натяжение ремня 3 привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб зажимаемых тремя болтами между ступицей и боковиной шкива.

В.М. Кленников, Н.М. Ильин

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Глава «Техническое обслуживание агрегатов и механизмов автомобиля»:

own.in.ua

Операции по регулировке дизельного двигателя ЯМЗ-236

________________________________________________________________

Операции по регулировке дизельного двигателя ЯМЗ-236

Регулировка натяжения ремней дизеля ЯМЗ-236

Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.

Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16).

Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:

- ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

- при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;

- не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

- проверить натяжение ремня.

Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236

Рис.15. Снятие регулировочных прокладок

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15).

Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 регулировать натяжным устройством.

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236

Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Подтяжка крепления головки блока цилиндров дизелей ЯМЗ-236

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в порядке возрастания номеров.

Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236

После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.

Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236

Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.

При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:

- на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;

- на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

Последовательность регулировки:

- Выключить подачу топлива.

- Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

- Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).

- Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).

- Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236

- Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236

- Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.

- Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.

Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.

После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

 

avtodisel.ru

Технические характеристики ЯМЗ 236, устройство основных узлов

Дизельные двигатели моделей 236 и 238 были разработаны конструкторами Ярославского моторного завода и пришли на смену устаревшему семейству двухтактных двигателей ЯМЗ 204/206. Принципиальным отличием новых моторов стал четырёхтактный цикл работы, который значительно повысил эксплуатационные данные двигателей. В конструкции агрегатов применили схему с V-образным расположением блоков цилиндров, при этом двигатель ЯМЗ 236 имел шесть цилиндров, а ЯМЗ 238 – восемь. На фотографии два двигателя ЯМЗ 236, хорошо виден топливный насос, над которым расположены коллекторы подачи воздуха. Отверстие для установки воздушного фильтра заклеено защитной бумагой.

ЯМЗ 236 технические характеристики расход топлива

Блок цилиндров

Два блока цилиндров имеют между собой угол 90 градусов и общее основание, являющееся верхней частью картера двигателя. Для упрощения конструкции шатуны противоположных цилиндров крепятся на одной шатунной шейке коленчатого вала. Из компоновочных соображений оси цилиндров имеют смещение на 35 мм. Блок цилиндров изготовлен из серого чугуна с низким количеством легирующих элементов. При расчете блока особое внимание было уделено обеспечению жесткости, что позволило достичь высоких технических характеристик двигателя ЯМЗ 236.

В блоках цилиндров установлены сменные гильзы, так называемого мокрого типа – охлаждающая жидкость омывает наружную часть гильз. В блоке имеются опоры для подшипников распределительного и коленчатого валов. Обработка постелей подшипников коленчатого вала ведется при установленных крышках. Поэтому крышки не взаимозаменяемы и должны устанавливаться в строго определенном положении.

В передней части блока установлен корпус блока шестерен привода газораспределительного механизма, в задней части закреплен картер маховика, изготовленный в виде отдельной детали. На крышке корпуса шестерен устанавливается насос охлаждающей жидкости. Жидкость из насоса нагнетается в блоки цилиндров по каналу в крышке и корпусе шестерен. Внутри крышки имеются дополнительные протоки для охлаждающей жидкости. На крышке шестерен имеется отфрезерованная плоскость со штриховыми метками, использующимися совместно с меткой на шкиве коленчатого вала для настройки точки начала впрыска топлива. Привальная установка меток является непременным условием обеспечения технических характеристик ЯМЗ 236.

Головки блоков и система газораспределения

Каждый блок ЯМЗ 236 имеет отдельную головку на три цилиндра. Головка изготовлена из чугуна и крепится к блоку стальными шпильками. Блок и головка имеют общую рубашку охлаждения, что обеспечивает равномерный температурный режим работы двигателя. Между деталями устанавливается прокладка, на ранних моделях изготовленная из асбеста с металлическими окантовками отверстий цилиндров и проток охлаждающей жидкости.

Каждый цилиндр имеет по два клапана. Привод клапанов осуществляется коромыслами и штангами от единственного распределительного вала, установленного в развале блоков цилиндров. Привод вала – от носка коленчатого вала через несколько косозубых шестерен. Установка распределительного вала производится по меткам на шестернях. На фото, расположенном в статье, мотор ЯМЗ 236 со снятой клапанной крышкой.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики расход топлива

В головке устанавливается форсунка для впрыска топлива и трубка обратного слива избытка топлива в топливный бак. Сверху головка закрывается тонкостенной крышкой.

Поршневая группа и коленчатый вал

Технические характеристики ЯМЗ 236 обеспечиваются коленчатым валом с четырьмя коренными опорами, изготовленным из высокоуглеродистой стали. Благодаря такой конструкции и материалу вал имеет большую жесткость и высокую износостойкость. Внутри коленчатого вала выполнены каналы для подачи масла под давлением к коренным и шатунным подшипникам. В конструкции вала применены дополнительные противовесы на щеках и два отдельных противовеса на носке вала и маховике. В задней опоре имеется паз, в который входят бронзовые полукольца, предохраняющие вал от осевых смещений. Оба конца вала имеют уплотняющие сальники. В носке вала установлена съемная ведущая шестерня привода механизма газораспределения.

Шатуны двигателя стальные с невзаимозаменяемыми крышками подшипников. Поршни ЯМЗ 236 изготовлены методом литья из алюминиевого сплава и имеют пять проточек под поршневые кольца. В отливке поршня имеется камера сгорания, выполненная в форме тороида. Три кольца для обеспечения компрессии имеют в сечении форму трапеции. Все детали поршневой группы разбиваются на размерные группы, что облегчает подбор деталей при ремонте.

Система смазки

Масляным резервуаром двигателя ЯМЗ 236 служит поддон картера. Оттуда масло поступает в шестеренчатый насос и под давлением подается к подшипникам коленчатого и распределительного валов, верхним головкам шатунов, коромыслам и штангам привода клапанов. Насос может прокачивать до 140 литров масла в минуту. Остальные узлы двигателя смазываются масляным туманом, образующимся при работе двигателя. Всего в системе смазки находится 24 литра масла. Очистка идет по двум ступеням – фильтром грубой очистки и центробежным изделием для тонкой очистки. Через центрифугу проходит около 10 процентов прокачиваемого насосом масла. После очистки оно стекает обратно в картер. Обслуживание центрифуги заключается в промывании внутренней полости от осевшей грязи. Фильтр грубой очистки представляет собой латунную мелкоячеистую сетку. При обслуживании мотора сетку просто промывают и устанавливают обратно. Технические характеристики ЯМЗ 236 напрямую зависят от работоспособности системы смазки.

При работе двигателя необходимо следить за давлением масла, которое должно находиться в пределах 4…7 атмосфер. В жаркую погоду давление может несколько снижаться из-за высокой температуры масла в двигателе. Дополнительное охлаждение масла осуществляется с помощью отдельного радиатора, расположенного перед радиатором охлаждающей жидкости. При максимальном режиме работы через устройство в минуту проходит до 25 литров масла. Охлажденное в радиаторе масло сливается в картер двигателя.

Система охлаждения и питания

Поддержание температурного режима является непременным условием обеспечения технических характеристик двигателя ЯМЗ 236. Расход топлива и масла, а также долговечность двигателя напрямую зависят от температуры мотора. Для поддержания температурного режима двигатель оборудован радиатором со специальным клапаном, позволяющим увеличить температуру закипания охлаждающей жидкости до 116-119 градусов.

Охлаждение жидкости производится шестилопастным вентилятором с приводом от шестерен газораспределительного механизма. На валу вентилятора на подшипниках установлен промежуточный шкив привода генератора и компрессора системы пневматического привода тормозов. Вентилятор установлен в специальном кожухе, который направляет поток воздуха. Интенсивность охлаждения регулируют установленные перед радиатором жалюзи с ручным приводом из кабины водителя. Двигатель соединен с радиатором резиновыми шлангами. Общая емкость системы составляет 28 литров. На фотографии в статье показан общий вид ЯМЗ 236 с турбокомпрессором и коробкой передач.

Технические характеристики ЯМЗ 236

Рабочей температурой двигателя является диапазон значений в пределах 75-98 градусов. Каждый блок цилиндров имеет собственный канал для отвода жидкости, оборудованный термостатом. Завод-изготовитель не рекомендует длительную работу двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 градусов. Контроль температуры ведется по прибору на щитке в кабине водителя.

Опционально в системе охлаждения может быть установлен подогреватель модели ПЖД 400 или 44. Подогреватель устанавливается перед радиатором и основан на прогреве жидкости сгорающим в котле топливом. Под установку подогревателя в блоке двигателя ЯМЗ 236 имеются специальные каналы. Циркуляция жидкости осуществляется отдельным насосом с электрическим приводом. Выхлопные газы отводятся на масляный поддон для разогрева масла. Применение автономного подогревателя улучшает эксплуатационные и технические характеристики ЯМЗ 236. Расход топлива при использовании такой системы заметно ниже, особенно при эксплуатации дизеля при низких температурах.

Двигатель ЯМЗ 236 технические характеристики

Система питания

В состав системы входит насос высокого давления с регулятором числа оборотов, фильтры очистки топлива, форсунки впрыска и топливные трубки низкого и высокого давления. Для фильтрации используются фильтры грубой и тонкой очистки. На одной из фотографий в статье показана современная версия ЯМЗ 236 с турбокомпрессором и 9-лопастным вентилятором.

ЯМЗ 236 технические характеристики

Благодаря усовершенствованию конструкции удельный расход топлива двигателя сократился. Если на первых МАЗ 500 расход составлял около 25 литров при мощности всего 180 сил, то на современных машинах он составляет 33-40 литров при мощности от 300 до 420 сил.

fb.ru