Как заменить датчик положения дроссельной заслонки? Какие функции выполняет датчик дроссельной заслонки


функции, принцип работы и регулировка

Дроссельная заслонка – это конструктивный элемент топливной системы автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, регулирующий поступление воздушных масс и образование воздушно-топливной смеси. Этот элемент впускной системы находится между коллектором и воздушным фильтром. Дроссель – одна из основных составляющих системы питания автомобиля.

Дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка – своего рода воздушный клапан, позволяющий контролировать давление в системе. Если клапан открыт – уровень давления стремится к атмосферному, а при закрытом, – снижается, приближаясь к вакууму. Таким образом, дроссельная заслонка регулирует еще и работу вакуумного усилителя тормозной системы. А это значит, что чем меньше угол открытия клапана, тем ниже обороты.

Устройство дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка – круглая пластина, имеющая способность вращаться на 90 градусов вокруг себя – это цикл от открытия и до закрытия. Находится она в корпусе, содержащим:

  • Привод – механический или электрический;
  • Датчик положения – потенциометр дроссельной заслонки;
  • Регулятор холостого хода.

В совокупности все эти составляющие образуют дроссельный узел или блок дроссельной заслонки.

Корпус заслонки устроен довольно непросто. Ведь сам он входит в состав системы охлаждения. Именно дроссельный узел открывает каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Оснащение корпуса специальными патрубками, связанными с вентиляционной системой и системой улавливания паров топлива, делает конструкцию еще более сложной. Следует подробнее изучить эту систему.

Регулятор холостого хода

Дроссельная заслонка на автомобиле

Дроссельная заслонка на автомобиле

При помощи регулятора холостого хода, поддерживается необходимая частота вращения коленчатого вала, при абсолютно закрытой заслонке. К примеру, если мотор нагревается или увеличивается нагрузка, к процессу подключается дополнительное оборудование.

Устроен регулятор следующим образом: корпус, куда крепится шаговый электрический мотор, соединенный с конусной иглой. Во время работы мотора на холостых оборотах, игла как поршень, регулирует площадь сечения воздушного канала.

Привод

Распродажа новых внедорожников

Кредит 9.9%, рассрочка 0%, скидки, подарки!

Приводы бывают двух видов – механический и электрический. Отличие их только в принципе работы. Механический устроен гораздо проще и связан с педалью газ при помощи стального троса. Электрический же не имеет связи с газом напрямую. Как же тогда происходит регуляция? Здесь на помощь приходит потенциометр дроссельной заслонки. Этот специальный датчик связывается с блоком управления двигателем, и котроллер подает нужный сигал.

Потенциометр

Иными словами, потенциометр изменяет угол открытия заслонки и тем самым воздействует на контроллер. При закрытой заслонке напряжение не превышает 0,7 В, а при полном открытии достигает 4В. Так и происходит контроль подачи топлива.

Если дроссельная заслонка перестала реагировать на импульсы, исходящие от датчика положения, могут возникнуть такие поломки как:

  • Плавающие обороты при работе двигателя. Повышенные обороты холостого хода;
  • Глохнет двигатель, при переключении на нейтральную передачу;
  • Неконтролируемый расход топлива;
  • Двигатель работает вполсилы;
  • Горит лампочка CHEK- проверьте, правильно ли работает дроссельная заслонка.

Как устранить проблему

Если вы заподозрили, что дроссельная заслонка неисправна – нужно проверить весь узел, куда она крепится. Для этого точно соблюдайте следующий алгоритм:

  1. Отсоединить аккумуляторную минусовую клемму.
  2. Необходимо слить жидкость из системы охлаждения.
  3. Откинуть шланги от дроссельного узла.
  4. Убрать трос привода заслонки.
  5. Освободить потенциометр от колодок и регулятора холостого хода.
  6. Снять дроссельный узел.
  7. Проверить в каком состоянии прокладка дроссельной заслонки и остальные элементы узла.
  8. При необходимости заменить некоторые составляющие или же весь узел.
  9. Собрать конструкцию в обратном порядке.

После того, как вы установили узел на место, необходимо проверить герметичность системы охлаждения, куда вы снова залили жидкость. Не должно быть капель и потеков.

Регулировка заслонки

Для того чтобы дроссельная заслонка работала как часы, ее датчик периодически нужно подстраивать. Для этого выполняется несколько простых действий:

  1. Отключается зажигание, дабы перевести клапан в положение закрыто.
  2. Обесточивается разъем датчика.
  3. Регулируется датчик, при помощи щупа размером 0,4 мм, расположенным между винтом и рычагом.

Для проверки исправности датчика измеряется уровень напряжения с помощью омметра. Если напряжение обнаружено – датчик следует заменить. При обратной ситуации можно продолжать регулировать датчик.

Для этого заслонка вращается до того момента, пока вы не увидите те самые показатели, которые прописаны в паспорте авто. Не забудьте проверить после регулировки плотность закрученных болтов и гаек, во время процесса они могли раскрутиться.

Как известно, топливная система автомобиля – это его жизнеспособность. Если она хоть немного нарушена, машина может вас неприятно удивить в самый неподходящий момент. Если из строя выйдет дроссельная заслонка или другой элемент узла, то последствия могут быт плачевными. Поэтому куда лучше, не скупиться на автомобильную диагностику, при возникновении малейших подозрений на неисправность. Помните – безопасность на дороге превыше всего.

Похожие статьи:

autodont.ru

Что такое датчик положения дроссельной заслонки и зачем он нужен

Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для точного дозирования топлива. По показаниям данного датчика контроллер определяет текущее положение заслонки, также определяется динамика нажатия педали по скорости изменения сигнала. Когда двигатель запускается, контроллер снимает показания уровня отклонения дроссельной заслонки и если она открыта более чем на 75%, то контроллер переходит на режим продувки двигателя.

Сигнал крайнего положения заслонки  менее 0.7V побуждает контроллер управлять режимом холостого хода, и, таким образом, осуществляется подача воздуха в двигатель, минуя дроссельную заслонку. Данный датчик потенциометрического типа и основывается на переменном и постоянном резисторе.

Общее сопротивление этих резисторов составляет 8 кОм. На один из выводов потенциометра подается с контроллера опорное напряжение в 5 В, другой вывод на массе. На средний вывод через резистор подается сигнал к контроллеру о положении заслонки. При значении меньше 0,7 В заслонка считается полностью закрытой. Если оно больше 4 В, то заслонка считается открытой полностью. Корпус датчика установлен на самой дроссельной заслонке.

2_17.jpg

Он соединяется с ее осью вращения. Данная ось со специальной проточкой, которая входит в крестообразное гнездо датчика

3_8.jpg

4_6.jpg

Крепится датчик двумя винтами и устанавливается на посадочное место со смещением через прокладку в виде колечка.

5_5.jpg

После установки поворачиваем датчик до совмещения крепежных отверстий и закрепляем винтами. Подключаем разъем датчика при выключенном зажигании. После включения зажигания проверяем напряжение на сигнальном выводе. Оно должно быть менее 0,7 В. Если оно не соответствует данному уровню, то необходимо сориентировать датчик, ослабив винты.

Если система самодиагностики засекает ошибку датчика, то в RAM-буфере ошибок вы увидите коды 21 или 22. При постоянной ошибке загорится лампочка "CHECK ENGINE". Такие коды лишь указывают на наличие неисправности в цепи датчика, но не конкретно на нее саму. При наличии зафиксированной ошибки контроллер начнет рассчитывать положение дроссельной заслонки по показаниям датчика массового расхода воздуха и датчика коленвала.

Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Обороты на холостом ходу неравномерные.
  2. При резком сбросе педали акселератора – остановка двигателя.
  3. Максимальная мощность двигателя ограничена.
  4. При постоянном положении открытия дроссельной заслонки чувствуются рывки в движении.

vsepoedem.com

признаки неисправности, регулировка и ремонт

Для нормального функционирования мотора используется множество узлов и механизмов. Одним из таких элементов является дроссельная заслонка. Что представляет собой датчик положения дроссельной заслонки, какое его устройства и как определить его неисправность? Подробнее об этом устройстве мы расскажем ниже.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Что нужно знать о ДПДЗ

Где находится ДПДЗ ТПС, какие функции он выполняет и каковы симптомы неполадок? Перед тем, как найти поломку, предлагаем ознакомиться с основными характеристиками механизма и его принципом действия.

Предназначение и местонахождение

Итак, в чем заключается предназначение, и где находится датчик положения ДЗ? Непосредственно заслонка представляет собой конструктивный элемент впускной системы мотора. Она используется для регулировки объема поступающего воздушного потока, то есть благодаря ей формируется правильный состав горючей смеси. Предназначение датчика дроссельной заслонки заключается в передаче данных коллектора о состоянии пропускного клапана — оно может быть либо закрытым, либо открытым.

Схематическое устройство механизмаСхематическое устройство механизма

Схематическое устройство механизма

Где расположен ДПДЗ? Обычно эти устройства находятся в подкапотном отсеке, непосредственно на дроссельной магистрали. Они подключаются к оси заслонки. Если положение дроссельной заслонки не изменяется по каким-то причинам, это приведет к неправильному формированию топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, отразится на работе двигателя.

Конструкция и принцип действия

По конструкции датчик дроссельной заслонки относится к типу резистивных приборов. Внутри устройства расположен специальный подвижный ползунок, который используется для перемещения по дугообразной плоскости. Эта плоскость совмещена с заслонкой. При нажатии на газ заслонка принимает открытое состояние, а сам токосъемник осуществляет вращение по поверхности резистивного устройства. В этот момент на потенциометре меняется сопротивление.

Принцип действия девайса довольно простой. При закрытом состоянии заслонки напряжение на ДПДЗ будет невысоким, но когда она открывается, это значение начинает расти. Самое высокое напряжение ДПДЗ появляется при открытой заслонке. С учетом данной информации блок управления автомобилем выбирает необходимый объем горючего для формирования топливовоздушной смеси (автор видео о симптомах поломки и замене регулятора — Иван Васильевич).

В зависимости от конструкции, в структуре механизма может использоваться магниторезистивный элемент. Такое девайс включает в свою конструкцию чувствительную составляющую, на нее устанавливается магнит, связанный с валом устройства. В результате того, что контакта между резистивным элементом и магнитом не будет, механизм является бесконтактным.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки функционирует немного по другому принципу. При открытии заслонки в механизме изменяется магнитное поле, в свою очередь, это способствует и изменению сопротивления чувствительной составляющей. Информация об этом также подается на управляющий узел, который формирует саму смесь.

Причины и первые признаки неисправности

Прежде чем заняться регулировкой, рекомендуем ознакомиться с причинами и признаками неисправности датчика.

Основные симптомы, которые указывают на то, что нужно осуществить регулировку или ремонт датчика положения дроссельной заслонки:

  1. Первостепенным признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является нестабильная работа двигателя авто. Силовой агрегат может работать в нормальном режиме определенное время, но потом он внезапно будет глохнуть при переключении передач или езде накатом, на нейтральной скорости. В целом на холостых оборотах мотор будет функционировать нестабильно.
  2. При езде на первой или третьей передаче и нажатии на газ могут ощущаться провалы. Мощность двигателя может упасть, а затем она сама восстановится. Эти провалы могут ощущаться не системно, а периодически.
  3. Еще одним признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является произвольная перегазовка, это происходит в тот момент, когда водитель жмет на газ. Также автомобиль в этом случае может и заглохнуть.
  4. Появление рывков, что особенно ощущается при наборе скорости. Как и другие симптомы, рывки могут то появляться, то исчезать (автор видео о диагностике устройства в гаражных условиях — канал Alex ZW).

Диагностика своими руками

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Чтобы точно убедиться в том, что устройство нуждается в замене, при появлении первых признаков нужно произвести его диагностику.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки осуществляется при помощи вольтметра:

  1. Для начала необходимо включить зажигание и, используя тестер, с помощью щупов определить напряжение между контактом «-» и ползунком. Если устройство рабочее, этот параметр должен быть не более 0.7 вольт.
  2. Затем вам необходимо полностью открыть заслонку, для этого проверните пластмассовый сектор и опять проверьте напряжение. В этом случае напряжение должно быть не меньше 4 вольт.
  3. Выполнив это, следует отключить зажигание и извлечь штекер. Между любым выводом и контактом ползунка производится диагностика сопротивления.
  4. Далее, медленно поворачивая заслонку, нужно следить за показаниями вольтметра, при рабочем устройстве они будут изменяться, причем стрелка на тестере должна перемещаться плавно. В том случае, если она движется с рывками, это говорит о неработоспособности ДПДЗ (автор видео о диагностике сопротивления регулятора — канал AndRamons).

Инструкция по регулировке и замене элемента

Регулировка

Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки (процесс описан на примере моторов QG):

  1. В первую очередь нужно полностью разрядить вакуумное устройство, чтобы сделать это, его можно просто зажать, если есть возможность, то можно воспользоваться компрессором.
  2. Далее, необходимо отключить разъем девайса.
  3. Используя мультиметр, нужно проверить сопротивление между контактами 1 и 2. Щуп тестера толщиной 0,1 мм подключается к самому девайсу, а также к упорному болту. В результате подключения тестер должен показать наличие цепи, при этом параметр сопротивления на ней будет 0 Ом.
  4. На следующем этапе щуп на 0.25 мм ставится в аналогичное положение. Таким образом, электроцепь должна прерваться, соответственно, сопротивление на ней будет отсутствовать.

Для регулировки механизма следует ослабить болт, крепящий регулятор. Регулируя его положение путем вращения, вам нужно сделать так, чтобы при дальнейшей проверке тестер выдавал правильные значения, о которых мы рассказали выше. Когда регулировка будет завершена, ДПДЗ нужно надежно зафиксировать, затянув болт, и произвести диагностику показаний еще раз.

Фотогалерея «Регулировка своими руками»

К контактам ДПДЗ подключается тестер.К контактам ДПДЗ подключается тестер.1. К контактам ДПДЗ подключается тестер. Снимаются показания и осуществляется регулировка.Снимаются показания и осуществляется регулировка.2. Снимаются показания и осуществляется регулировка.

Замена

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется таким образом:

  1. Сначала необходимо отключить питание от ЭБУ двигателя.
  2. Затем следует выкрутить болт, крепящий устройство.
  3. Следующим этапом будет снятие старого и установка нового регулятора.
  4. Далее, ДПДЗ нужно подключить к ЭБУ, только после этого нужно включить питание.

Видео «Ремонт регулятора в гаражных условиях»

На видео ниже представлена наглядная инструкция по ремонту ДПДЗ на примере автомобиля BMW (автор ролика — канал altevaa TV).

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

avtoklema.com

Датчик положения дроссельной заслонки

Стр 1 из 6Следующая ⇒

ОПИСАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭСУД

 

свечи зажигания должны стоять с резисторами – примерно 4 кОм

сломанную юбку достать можно: - вбив звездочку – нарезав левую резьбу и вкрутив болт - приварить

Лампа «Проверь двигатель»

Узел дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки

Шаговый мотор (регулятор ХХ )

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик массового расхода воздуха

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения распределительного вала

Датчик скорости автомобиля

10. Датчик L-зонд (кислорода)

Модуль зажигания

Датчик детонации

Форсунка

Регулятор давления топлива

Бензонасос

Каталитический нейтрализатор

Диагностическая линия (К - линия ).

НЕИСПРАВНОСТИ

Запуск двигателя.

Мнение о том, что не следует нажимать педаль дроссельной заслонки при

Запуске двигателя, ошибочно

Двигатель не запускается

проверка подачи питания на систему электронного управления

проверка работы бензонасоса

проверка наличия синхронизации при попытке вращения двигателя стартером

проверка системы зажигания

Проверка работы форсунок

Плохой пуск двигателя

Шаговый двигатель

Подсос воздуха

Неисправность датчика массового расхода

Датчик температуры неисправен

Неисправен узел дроссельной заслонки

Неисправно зажигание

Неисправен регулятор топлива

Что можно проверить в системе управления на режиме холостого хода ?

- топливоподача

- система подачи питания на элементы ЭСУД

– проверка работы системы зажигания

– установка коэффициента коррекции СО

– пропуски воспламенения в цилиндрах двигателя

– подсос воздуха в канале от датчика массового расхода к впускному коллектору

- неисправность самого датчика L-зонда является явной причиной раскачки оборотов холостого хода

– самым больным местом в работе системы управления двигателем является зажигание

– работа системы синхронизация двигателя

 

Повышенный расход топлива

Лампа «Проверь двигатель »

Лампа «Проверь двигатель » располагается на панели приборов автомобиля и

должна загораться после включения замка зажигания – это является признаком

включения блока управления . Характерный щелчок должен сопровождать срабатывание

главного реле . Через главное реле подается напряжение на основные элементы ЭСУД .

После запуска двигателя , когда обороты двигателя превысили 1000 об /мин , лампа

гаснет – ее выключает блок управления .

Система самодиагностики блока управления определяет неисправности в работе

ЭСУД . О наличие любой неисправности блок управления сигнализирует водителю с

помощью лампы «Проверь двигатель » - лампа загорается примерно через 40 сек после

определения неисправности .

Включенная лампа при работающем двигателе не означает , что неисправность

(диагностируемая текущая ошибка ) имеет место в данный момент . Лампа может гореть ,

предупреждая водителя о том , что ошибка была определена ранее , и код ее занесен в

память блока управления (сохраненная неисправность ).

Если ездовые качества автомобиля резко не ухудшаются , скорее всего , включение

лампы говорит о сохраненной неисправности . Необходимо проверить код сохраненной

неисправности и провести проверки в работе системы . Опыт показывает , что первое

появление неисправности элемента системы или его цепей управления говорит о

возможном отказе этого узла в ближайшее время .

Узел дроссельной заслонки .

Данные для контроля - диаметр 54 мм
Ресурс  
Признаки неисправности - Медленное снижение оборотов двигателя после нажатия на дроссельную заслонку . - Двигатель глохнет при резком снижении нагрузки (выключении КПП , после движения накатом ). - Затрудненный пуск горячего двигателя с закрытым дросселем .
Особенности монтажа  
Модификации - диаметр 5 мм

На первый взгляд , узел дроссельной заслонки представляет собой несложное

механическое устройство . На нем располагается датчик положения дроссельной заслонки

и шаговый мотор (регулятор ХХ ). В комплексе этот узел должен соответствовать строгим

техническим условиям . Отклонение характеристик узла дроссельной заслонки от этих ТУ

существенно влияет на поведение двигателя в переходных режимах : разгон , торможение ,

движение накатом , работа на режиме холостого хода , запуск двигателя . Исправность

датчика положения дроссельной заслонки и шагового двигателя не гарантируют

правильную работу системы при некачественном исполнении механики и конструкции

дроссельной заслонки .

Узел дроссельной заслонки является в системе устройством , через которое

водитель задает требуемую скорость движения автомобиля . Нажимая на педаль

дроссельной заслонки (газа ), он изменяет пропускную способность впускного коллектора

для подачи воздуха в двигатель .

Вторая задача дроссельного узла заключается в поддержании байпасного канала

(канал ХХ ) в таком режиме , чтобы при отказе водителя от управления дросселем

(выключение КПП , торможение , движение накатом - во всех этих случаях дроссельная

заслонка закрыта ) этот канал обеспечивал необходимое наполнение двигателя воздухом

для поддержания заданных системой оборотов вращения коленчатого вала . Этот режим

реализуется с помощью шагового мотора , установленного в узле дроссельной заслонки .

Некачественное исполнение узла дроссельной заслонки (несоответствие ТУ ), как

правило , вызывает следующие неисправности в работе :

Медленное снижение оборотов двигателя после нажатия на дроссельную заслонку .

Двигатель глохнет при резком снижении нагрузки (выключении КПП , после

движения накатом ).

Затрудненный пуск горячего двигателя с закрытым дросселем .

После замены неисправного узла дроссельной заслонки на исправный водитель ,

как правило , субъективно ощуща ет резкий прирост динамики при разгоне автомобиля .

Перечисленные неисправности могут быть вызваны и другими причинами ,

например , сбоями в системе зажигания , топливоподачи , неисправностью датчика расхода

воздуха . Но эти неисправности , если они есть , проявляются и на других режимах работы

двигателя .

Проблема ДМРВ : 004 или 037

Вопрос.ПроблемаДМРВ. Уважаемый Дмитрий Борисович, нет ли возможности опубликовать,или указать ссылки на существующий официальный документ, в котором бы четко разъяснялось что ДМРВ 004 есть суррогат, некондиция и т.д. Что в настоящее время производятся и продаются только датчики с маркировкий 037. Я просто устал бороться и доказывать своим командирам, что датчики 004 покупать нельзя, устал слушать в ответ всякую чушь, типа того, что это датчики для разных двигателей и т.д. Видимо на рынке 004-е дешевле чем 037-е, и кто-то греет на этом руки. Помогите. Ответ.На данный момент в соответствии с действующей документацией на ВАЗе разрешены к применению три модификации датчика расхода воздуха HFM5 ф. Бош:

Модель №по каталогу Бош № по каталогу ВАЗ
HFM5-4.7 О 280212 004 21083-1130010-01
HFM5-SL О 280212 037 21083-1130010-10
HFM5-CL О 280212 116 21083-1130003-20

Под каталогом ВАЗ понимается каталоги запасных частей для конкретных автмобилей. К сожалению на датчиках присутствуют только последние три цыфры Бошевского каталожного номера, а ВАЗовский № отсутствует. Исторически первым был введен датчик 004 в проектах с калибровками M1V13O54,M1V13R59 и M7V0E65. Первые два проекта легко определяются по внешнему виду т.к.они без нейтраллизатора и в них использовался резонанасный датчик детонации. Затем эти два первых проекта были прекращены в производстве и все новые проекты (с калибровками последующих серий) стали укомплектовываться датчиками 037. Одновременно с прекращением двух вышеназванных проектов проект M7V0E65 также стал комплектоваться 037 дтчиком. Модификация 116 предназначена для проектов с контроллерами нового поколения М7.9.7 ф.Бош и его отечественными аналогами. Модификация 037 отличается от 004 доработкой внутреннего воздушного канала датчика с целью убрать пульсации воздушного потока, которые возникают в 004 даже при ламинарном воздушном потоке в впускном коллеторе. При этом характеристика 037 сместилась по сравнению с 004. Считается, что при наличии обратной связи по кислороду эти отличия компенсируются, именно поэтому калибровка проекта M7V03E65 при смене датчика не была изменена. Iona, г.Тольятти

 

 

7. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

ДПКВ подаёт в контроллер сигнал частоты вращения и положения коленчатого вала. Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся электрических импульсов напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала. На базе этих импульсов контроллер управляет форсунками и системой зажигания. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса на расстоянии около 1+0,4мм от задающего диска (шкива) коленчатого вала. Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов расположенных по окружности. Зубцы равноудалены и расположены через 6њ. Для генерирования "импульса синхронизации" два зуба на шкиве отсутствуют. При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая наведенные импульсы напряжения. По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания. Провод ДПКВ защищён от помех экраном, замкнутым на массу через контроллер. ДПКВ - самый главный из всех датчиков, при неисправности которого двигатель работать не будет. Этот датчик рекомендуется всегда возить с собой.

Данные для контроля - не должен звониться на массу - контакты (2 шт) звоняться между собой собой – 68-75 кОм - при вращении коленвала будет переменное напряжение импульсами - осмотр задающего диска (58 зуб и 2 пустых), не допускается проворачивание, разрушение демпфера и грязь в зубьях
Ресурс - надежный (теряет чувствительность, перемагничивание, полярность)
Признаки неисправности - невозможность запуска двигателя, остановка работы двигателя, - подергивания, провалы, - неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу, - самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя, - снижение мощности двигателя, - возникновение детонации при динамических нагрузках, - пропуски искрообразования.
Особенности монтажа - зазор 1 мм +-0,4 - влияет близко расположенная тормозная трубка и высоковольтные провода рядом с проводами первичных цепей - Установка метки ВМТ 1-ого цилиндра на двигателе соответствует установке места пропусков двух зубьев спец -диска на 114 гр .п .к .в . по ходу вращения коленчатого вала от места положения датчика (19 зубьев от датчика до пропущенных зубьев ).
Модификации - один для всех
Распиновка - А правый/левый – в контроллер № 49 - В левый/правый - в контроллер № 48 - экран (заземление) - в контроллер № 19

Датчик положения коленчатого вала индукционного типа устанавливается рядом

со специальным диском , жестко укрепленным на коленчатом вале . Вместе с ним датчик

обеспечивает угловую синхронизацию работы блока управления . Пропуск двух зубьев из

60 на спец -диске позволяет системе определить ВМТ 1-ого или 4-ого цилиндра .

Зазор между датчиком и вершиной зуба спец -диска находится в пределах 0,8-1,0

мм . Сопротивление обмотки датчика 880-900 Ом . Для снижения уровня помех провод с

датчика коленчатого вала защищен экраном .

Нарушение синхронизации приводят к сбоям

в топливоподаче и зажиганию как минимум в двух тактах работы двигателя . Система

самодиагностики определяет ошибки в системе синхронизации , но , к сожалению ,

результат диагностики недоступен пользователю в выпускаемых сегодня системах .

Сам датчик положения коленчатого вала является достаточно надежным

устройством , но некачественно изготовленный спец -диск может проворачиваться по

внутреннему соединению . В этом случае двигатель невозможно завести - происходит

потеря синхронизации или смещение метки ВМТ (пропуск двух зубьев ) относительно ее

фактического положения . Визуальный осмотр позволяет определить это достаточно

быстро . Установка метки ВМТ 1-ого цилиндра на двигателе соответствует установке

места пропусков двух зубьев спец -диска на 114 гр .п .к .в . по ходу вращения коленчатого

вала от места положения датчика (19 зубьев от датчика до пропущенных зубьев ).

Отсутствие синхронизации легко определяется . Тестер не отображает изменение

оборотов вращения коленчатого вала при прокрутке двигателя стартером , в этом случае

не подается зажигание и не работают топливные форсунки , а также не включается

бензонасос .

Неожиданное увеличение оборотов по показаниям прибора при постоянном угле открытия дроссельной заслонки указывает на электрическую помеху в цепи сигнала датчика положения коленчатого вала. Такая помеха обычно вызывается близким расположением проводов системы управления двигателем к высоковольтным проводам системы зажигания.

Нарушения в датчике положения коленчатого вала приводят к непонятным

подергиваниям автомобиля на разных режимах к провалам в работе двигателя . Эти

неисправности могут возникать и по другим причинам : не завернута свеча зажигания ,

неисправный модуль зажигания , недостаточное давление топлива в системе и др .

Попробуйте заменить датчик коленчатого вала , если вы проверили все узлы , а

перечисленные выше неисправности имеют место .

Замечено (невероятно , но факт ), что на нестабильную работу датчика положения

коленчатого вала может влиять тормозная трубка , которая находится в непосредственной

близости от него (отогните трубку ).

Масло , подтекающее из -под сальников коленчатого вала , может попадать в

систему датчик – спец -диск и приводить к загрязнению датчика и сбоям в системе

синхронизации .

ДАТЧИК СКОРОСТИ

Данные для контроля Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдаёт на контроллер импульсы напряжения частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колёс. Сигнал на тахометр поступает с датчика скорости через контроллер.
Ресурс  
Признаки неисправности Неисправность в цепи датчика скорости или выход его из строя могут влиять на снижение оборотов холостого хода при движении автомобиля , приводящих к заглоханию двигателя при резком сбросе нагрузки (выключению передачи ), а также к потере динамики разгона при открытии дроссельной заслонки (нажатии педали «газа »).
Особенности монтажа - Устанавливать привод спидометра в коробку передач нужно очень аккуратно, при малейшем перекосе сомнутся пластмассовые зубья ведущей шестерни привода спидометра и - полная разборка коробки передач.
Модификации - В автомобилях семейства 2110 нет троса спидометра и поэтому здесь подойдёт любой датчик с плоским разъёмом. - Квадратный разъём применяется в системах БОШЪ. - Датчик с круглым разъёмом применяется в системах ЯНВАРЬ и GM. - Приобретать датчик только с металлической осью. - Все датчики 6-ти импульсные. 10-ти импульсный датчик применяется для маршрутных компьютеров карбюраторных Самар.

Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдаёт на контроллер импульсы напряжения частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колёс. Датчики скорости различаются по присоединительным разъёмам к колодке жгута. Квадратный разъём применяется в системах БОШЪ. Датчик с круглым разъёмом применяется в системах ЯНВАРЬ и GM. Все датчики 6-ти импульсные. 10-ти импульсный датчик применяется для маршрутных компьютеров карбюраторных Самар. Приобретайте датчик только с металлической осью, в противном случае возможна поломка пластмассовой оси датчика из-за биения привода спидометра. Остатки пластмассовой оси практически невозможно удалить и приходится покупать новый привод спидометра. Устанавливать привод спидометра в коробку передач нужно очень аккуратно, при малейшем перекосе сомнутся пластмассовые зубья ведущей шестерни привода спидометра и - полная разборка коробки передач. В автомобилях семейства 2110 нет троса спидометра и поэтому здесь подойдёт любой датчик с плоским разъёмом. Сигнал на тахометр поступает с датчика скорости через контроллер.

Датчик скорости автомобиля устанавливается на коробке передач и выдает

частотный сигнал 7 импульсов на один оборот колеса . Показания скорости автомобиля

могут измениться , если на автомобиле были установлены колеса другого диаметра .

Датчик скорости выполняет не только информационную роль (показания

спидометра ). В зависимости от скорости автомобиля блок управления изменяет

режимные параметры . В частности , заданные обороты холостого хода выше на

двигающемся автомобиле . Режимы , связанные с отсечкой топлива при закрытии

дроссельной заслонки на двигающемся автомобиле и плавность перехода на холостой

ход зависят как от оборотов двигателя , так и от скорости движения .

Система проводит диагностику датчика скорости . Но отсутствие в системе

сигнала с коробки передач (при неисправном датчике скорости ) не позволяет ей

определить , двигается автомобиль или стоит . Только наличие больших оборотов

двигателя в сочетании с большой нагрузкой (косвенно определяется по расходу воздуха )

дают возможность провести диагностику датчика скорости , именно при этих условиях

считается , что автомобиль движется , т .е . импульсы с датчика скорости должны

присутствовать в системе . В противном случае определяется ег о неисправность .

Неисправность в цепи датчика скорости или выход его из строя могут влиять на

снижение оборотов холостого хода при движении автомобиля , приводящих к заглоханию

двигателя при резком сбросе нагрузки (выключению передачи ), а также к потере

динамики разгона при открытии дроссельной заслонки (нажатии педали «газа »).

10. Каталитический нейтрализатор и Датчик L-зонд (кислорода)

 
 

 

Данные для контроля - Проверку проводить на прогретом двигателе и частоте вращения коленвала на оборотах обычного Х.Х.+1200 - напряжение от 40-100 мВ. до 0.7-1 В. Длительность фронта должна быть не более 120мСек (изменятся не менее 8 раз в секунду) - Рабочая температура 315-320°C - Сопротивление нагревательного элемента от 3 до 15 Ом.
Ресурс 30-70 тыс.км
Признаки неисправности -повышение расхода топлива -ухудшение динамики автомобиля, -неустойчивый холостой ход двигателя (раскачка оборотов)
Особенности монтажа - при снятии прогреть до 50 °С - нельзя не мыть не чистить
Модификации - В большинстве своем, сходные по конструкции датчики являются взаимозаменяемыми. Возможна и замена неподогреваемых на подогреваемые О2 (обратную замену я не рекомендую). Однако часто возникает проблема несовместимости разъемов и отсутствие дополнительных проводов питания для подогревающего элемента. - BOSH не совместим с GM (на ВАЗах) - большинство лямбда-зондов, поставляемых в запчасти к отечественным ВАЗ, -- брак. Кроме удивительно малого рабочего ресурса, этот брак также находит выражение в том, что в этих зондах встречается возникающее замыкание +12в внутреннего подогревателя на сигнальный провод. При этом ECU выходит из строя по лямбда-входу.

Чувствительный элемент датчика кислорода находится в потоке отработавших газов. При достижении датчиком рабочих температур, превышающей 360 град. С, он действует как генератор, выдавая быстро изменяющееся напряжение, колеблющееся между 10 и 1000 милливольт. Это выходное напряжение зависит от концентрации кислорода в отработавших газах в сопоставлении с опорными данными о содержании кислорода в атмосфере, поступающими с элемента конструкции датчика, служащего для определения концентрации атмосферного кислорода. этот элемент представляет собой полость, соединяющуюся с атмосферой через небольшое отверстие в металлическом наружном кожухе датчика. Когда датчик находится в холодном состоянии он не выдаёт никакого напряжения или медленно изменяющиеся напряжение которое нельзя использовать. Кроме того с холодном состоянии внутреннее электрическое сопротивление датчика чрезвычайно высоко и составляет много миллионов Ом. Поскольку для эффективной работы датчик должен иметь температуру не менее 360 град. С, он снабжен установленным внутри электрическим нагревательным элементом, служащим для быстрого подогрева датчика после пуска двигателя. Питание на данный нагревательный элемент подаётся из системы электропитания автомобиля при включённом зажигании автомобиля. Электронный блок управления постоянно подаёт на цепь датчика стабильное опорное напряжение 450 милливольт с очень низким током. Когда датчик имеет холодное состояние и не выдаёт никакого напряжения, ЭБУ "видит" только указанное стабильное опорное напряжение. По мере прогрева датчика при работающем двигателе его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает выдавать быстро меняющееся напряжение, которое перекрывает выдаваемое ЭБУ стабильное опорное напряжение. Когда ЭБУ "видит" изменяющееся напряжение, ему становится известным что датчик прогрелся, и его выход готов для применения в целях "тонкой настройки". ЭБУ следит за выходами за пределы диапазонов среднего напряжения (приблизительно 300-600 милливольт) для принятия решения о переходе на режим управления по замкнутой петле обратной связи.

Каталитический нейтрализатор является пассивным устройством , призванным

дожигать остатки несгоревшего топлива в отработавших газах . Для этого в отработавших

газах должен присутствовать окислитель , т .е . кислород . Другим словами , эффективная

работа нейтрализатора , устанавливаемого на отечественных автомобилях , требует

стехиометрического состава смеси , подаваемого в цилиндры двигателя . Это означает , что

воздуха и топлива должно быть столько , что при полном их сгорании образовывались

вода и углекислый газ . Такими выхлопными газами можно дышать .

Однако , понятно , что содержание кислорода в воздухе зависит от погоды ,

условий местности (город , деревня ), влажность и т .д . Для компенсации этого в системе

управления есть датчик L-зонд . По нему и проводится коррекция топливоподачи . Его

показания в данный момент и определяют отличие состава смеси от стехиометрии

(бедная или богатая смесь ), а система управления автоматически добавляет или

уменьша ет топливоподачу .

Датчик кислорода установлен в выпускной системе двигателя и служит для

определения наличия кислорода в отработавших газах .

На поверхности датчика происходит реакция окисления несгоревшего топлива ,

эта поверхность служит своего рода катализатором этой реакции . Специальной слой на

поверхности датчика способен отдавать или восстанавливать ионы кислорода . Датчик

сообщается с атмосферным воздухом через свой жгут проводов . Разность концентрации

кислорода в атмосферном воздухе и на поверхности датчика и является причиной

меняющегося выходного напряжения датчика .

В богатой смеси топливо окисляется за счет кислорода на поверхности датчика ,

кислород удаляется с поверхности , напряжение растет . В бедной смеси (избыток воздуха )

поверхность восстанавливает кислород - напряжение падает .

Изменение выходного напряжения датчика связано с изменением концентрации

кислорода на поверхности датчика , вызванного процессами окисления несгоревшего

топлива в отработавших газах . Поэтому возможны на первый взгляд непонятные вещи : в

богатой смеси датчик показывает бедную смесь или в бедной смеси богатую . В первом

случае поверхность датчика загрязнена сажей , и реакции окисления не происходит . Во

втором случае , загрязнен вход жгута проводов датчика , через который обеспечивается

сообщение с атмосферным воздухом .

Все реакции , проходящие на поверхности датчика , происходят при высоких

температурах не менее 350С . Поэтому датчик снабжен внутренним нагревателем ,

который после пуска двигателя ускоряет прогрев датчика . Блок управления имеет

встроенную модель прогрева датчика , по ней он и определяет готовность его к работе .

Иногда в системе возникает ошибка , связанная с датчиком кислорода , которая

затем пропадает . Есть большая вероятность , что это вызвано неправильной работой

модели . Система считает , что датчик готов к работе , но на самом деле его нужно еще

немного прогреть . Ошибка возникает и через некоторое время пропадает . А лампа

диагностики продолжает еще несколько часов гореть , смущая водителя . Такая же

ситуация может происходить и при неисправности цепей управления внутренним

нагревателем датчика или его отказе .

Выход из строя датчика кислорода не сразу заметен . Первые признаки этой

неисправности – раскачка оборотов двигателя на режиме холостого хода и повышенный

расход топлива (хотя эти проблемы могут быть вызваны и другими причинами ).

Неправильная работа контура с L-зондом по корректировке топливоподачи приводит к

возмущениям в работе регулятора , поддерживающего заданные обороты холостого хода .

Дальнейшее ухудшение работы датчика L-зонда приводит к невозможности поддержания

системой оборотов холостого хода .

Хуже дело обстоит с работой исправного датчика на российском топливе .

Кислородосодержащие добавки (высокие фракции спирт , эфир ) сдвигают стехиометрию

состава смеси в сторону обогащения (увеличивается расход топлива ).

Пропуски воспламенения в цилиндрах двигателя , связанные с перебоями в

зажигании или с плохим качеством топлива , приводят к содержанию в отработавших

газах большего количества несгоревшей смеси (повышенного содержания несгоревшего

кислорода и топлива ). L-зонд определяет бедную смесь , и , как следствие , система

увеличивает топливоподачу . В этом случае начинаются проблемы с повышенным

расходом топлива , перегревается нейтрализатор , что приводит к его оплавлению и

выходу из строя .

 

МОДУЛЬ ЗАЖИГАНИЯ

Данные для контроля - проверка разрядником (как правило вылетает одновременно 1 и 4 цилиндр (канал) или соответственно 2 и 3 цилиндр).
Ресурс  
Признаки неисправности - провалы в движении - снижение мощности - неустойчивый холостой ход - приводит к сбоям на холодном двигателе (еще хуже - на непрогретом двигателе ). Пока двигатель и модуль , располагающийся на двигателе , не прогреются , в работе двигателя наблюдаются сбои , приводящие к рывкам автомобиля (особенно в режиме разгона на пониженной передаче после движения накатом ). Запуск холодного двигателя становится проблематичным делом.
Особенности монтажа  
Модификации
Распиновка - правый – в контроллер № 27, замку зажигания и блоку АПС - средний - в контроллер № 1 (управление цилиндрами №1 и №4) - левый - контроллер № 21 (управление цилиндрами №2 и №3)  

 

В модуле зажигания расположены две катушки зажигания и два устройства согласования. Контроллер управляет модулем подавая сигнал по цепям управлением зажиганием одновременно на 1 и 4 цилиндр и соответственно 2 и 3 цилиндр. Такое распределение искры по цилиндрам называется методом холостой искры.

Модуль зажигания отвеча ет в системе за формирование высоковольтного

напряжения на свечах зажигания . Модуль включает в себя высоковольтные ключи

(коммутатор и 2 катушки зажигания ). Блок управления формирует для модуля

низковольтовые управляющие сигналы , согласованные с положением коленчатого вала .

Конец сигнала определяет начало искрового зажигания , длительность определяет степ ень

заряда катушки и зависит от напряжения бортовой сети .

Выход из строя модуля , как правило , приводит к потере зажигания сразу в двух

цилиндрах (вылетает один канал ). Это легко проверить пробником искрового разряда .

Другое дело , когда модуль зажигания дает на первый взгляд нормальное

зажигание , но приводит к сбоям на холодном двигателе (еще хуже - на непрогретом

двигателе ). Пока двигатель и модуль , располагающийся на двигателе , не прогреются , в

работе двигателя наблюдаются сбои , приводящие к рывкам автомобиля (особенно в

режиме разгона на пониженной передаче после движения накатом ). Запуск холодного

двигателя становится проблематичным делом . Автомобиль , оснащенный ЭСУД , более

чувствителен к плохой работе системы зажигания , чем автомобиль с карбюратором .

Пропуски воспламенения в цилиндрах двигателя в большей степ ени влияют на успешный

запуск холодного двигателя , влияют на повышенный расход топлива , приводят к выходу

из строя нейтрализатора , резко ухудшают ездовые качества автомобиля .

 

 

12. ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ

Данные для контроля  
Ресурс - надежен
Признаки неисправности - загорается лампа «Проверь двигатель» при 3000 оборотах - В случае неисправности датчика система уходит на резервные таблицы по углу опережения зажигания , что сказывается ездовых качествах автомобиля . - Срабатывание системы гашения детонации приводит к потере мощности двигателя, повышенному расходу топливу и требует необходимых проверок в работе двигателя и его подсистем - Основной причиной появления детонации в двигателе является повышенная температура сгорания в цилиндрах двигателя . Повышение температуры является следствием многих факторов : неисправность самого двигателя , обеднение топливо - воздушной смеси , поступающей в двигатель , плохое качество топлива , неисправности системы охлаждения и т .д . - Не закрепленная защита картера при дребезжании также может быть воспринята системой управления как детонационная работа двигателя
Особенности монтажа - должен быть надежно закреплен
Модификации - резонансные (2112-3855010) и более современные - широкополосные (2112-3855020; 2112-3855010-01). В настоящее время резонансные ДД не устанавливаютсясерийно.

Датчик Детонации (ДД) служит для обнаружения детонационных ударов в ДВС и расположен на блоке. Существует две разновидности ДД - резонансные и более современные широкополосные. В настоящее время резонансные ДД не устанавливаютсясерийно.

Система гашения детонации в автомобиле позволяет гибко корректировать угол

опережения зажигания в двигателе , работа которого по каким -то причинам отличается от

нормальной . К таким причинам относится и плохое топливо и регулировка клапанов ,

сбои в системе охлаждения и т .д .

Датчик детонации является "ухом " системы , которое выделяет уровень шумов

двигателя на определенных частотах . Не вдаваясь в сложную систему обработки сигнала

с датчика , можно сказать , что алгоритм гашения детонации является адаптивным

(самонастраивающимся ) под работу конкретного двигателя . Определение шумности

двигателя на определенных (бездетонационных ) режимах его работы , определение

задержек в углах опережения зажигания по гибкой схеме позволяют системе держать

уровень мощности двигателя на характеристиках , заложенных в программное

обеспечение блока управления .

Система гашения детонации защищает двигатель от возникающих

неисправностей . Она не должна работать на исправном двигателе при хорошем топливе .

Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения

детонации определяются в системе самодиагностики блока управления . Нужно принять

меры по устранению неисправности в работе этой системы . Хорошо отрегулированный

двигатель с качественным топливом не должен вызывать повышенный уровень шумов ,

приводящий к отклонению УОЗ от режимных значений .

В случае неисправности датчика система уходит на резервные таблицы по углу

опережения зажигания , что сказывается ездовых качествах автомобиля .

Основной причиной появления детонации в двигателе является повышенная

температура сгорания в цилиндрах двигателя . Повышение температуры является

следствием многих факторов : неисправность самого двигателя , обеднение топливно -

воздушной смеси , поступающей в двигатель , плохое качество топлива , неисправности

системы охлаждения и т .д . Система гашения детонации позволяет в широких диапазонах

регулировать угол опережения зажигания так , что характерного "стука клапанов " не

будет слышно (или характерный стук будет появляться на короткое время ). Автомобиль

можно эксплуатировать на топливе с пониженным октановым числом при приемлемых

ездовых качествах . Появление кода неисправности , связанного с повышенным уровнем

шумов в двигателе , нельзя игнорировать , необходимо сделать проверки всех подсистем

двигателя . Срабатывание системы гашения детонации приводит к потере мощности

двигателя , повышенному расходу топливу и требует необходимых проверок в работе

двигателя и его подсистем .

Не закрепленная защита картера при дребезжании также может быть воспринята

системой управления как детонационная работа двигателя .

 

13. ФОРСУНКА

Читайте также:

lektsia.com

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ, TPS) – устройство, принцип работы

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ, TPS) – это элемент системы управления двигателем, устройство, которое служит для определения степени и скорости открытия дроссельной заслонки. 

 

Фактически датчик положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, который изменяет выходное напряжение в соответствии с положением заслонки. Соответственно, еще одно название ДПДЗ – это потенциометр дроссельной заслонки. 

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на той же оси, что и сама заслонка. Он имеет три вывода: на первый подается напряжение, второй соединен с массой, а с третьего ЭБУ снимает сигнал. 

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки таков: когда заслонка закрыта, напряжение на датчике минимально. Когда дроссельная заслонка открывается, напряжение начинает расти. Максимальное напряжение ДПДЗ достигается при полностью открытой дроссельной заслонке. В соответствии с этой информацией, полученной блоком управления двигателем, выбирается режим подачи топлива.

Иногда вместо потенциометра в датчике положения дроссельной заслонки используется магниторезистивный датчик. Он состоит из чувствительного элемента, на который нанесен магниторезистивный материал, и самого магнита, связанного с валом дроссельной заслонки. В данном случае речь идет о бесконтактном ДПДЗ, так как между магниторезистивным элементом и самим магнитом нет механического контакта. 

Принцип работы бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки таков: при повороте дроссельной заслонки изменяется магнитное поле и, соответственно, сопротивление чувствительного элемента – эта информация считывается электронным блоком управления. 

Датчик положения дроссельной заслонки играет важную роль в подаче топлива, поэтому за состоянием датчика нужно тщательно следить. При первых признаках неисправности его необходимо проверить и при необходимости заменить. 

Датчик положения дроссельной заслонки – контактный или бесконтактный?

В заводском исполнении многие автомобили комплектуются обычными контактными ДПДЗ, однако со временем эта деталь изнашивается или выходит из строя, и автовладельцы предпочитают менять датчик положения дроссельной заслонки на бесконтактный.

Основное преимущество контактного (пленочно-резистивного) датчика положения дроссельной заслонки – это его невысокая цена. Однако в контактных ДПДЗ резистивный слой со временем стирается, что может привести к рывкам при движении, а также другим негативным последствиям. 

Бесконтактный ДПДЗ стоит дороже, однако износ деталей у него происходит гораздо медленнее, а значит, и служить он будет дольше контактного. 

blamper.ru

Как выбрать датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ) – небольшое устройство, которое в большинстве случаев является простейшим потенциометром, т.е. предназначено для измерения напряжение. Специалисты так его и называют: потенциометр дроссельной заслонки. Он устанавливается на одной с заслонкой оси и нужен для подачи напряжения (сигнала) на ЭБУ. Последний считывает сигнал и «понимает», какое положение в данный момент имеет заслонка. Разберемся с тем, для чего нужен сам датчик, как его диагностировать и в случае нужды выбирать оригинальную или аналоговую запчасть.

Датчик положения дроссельной заслонки

Подробнее о назначении

Дроссельная заслонка автомобиля – один из важнейших конструктивных элементов впускной системы, которые отвечает за регулирование подачи воздуха. Без воздуха невозможно образование горючей топливно-воздушной смеси, а значит, сгорания топлива как такового. Можно сразу отметить, что работа элемента может сильно ограничить всю систему, ведь если воздуха поступает недостаточно, то не удается реализовать всю мощность двигателя. И наоборот, если воздуха много, начинаются проблемы с зажиганием, а сама смесь горит слишком долго при невысоких (относительно нормы) температурах. Решение оказалось и простым и сложным одновременно: кроме доведения до совершенства работы дроссельной заслонки, регулировать подачу топлива. Вот здесь на передний план и выходит ДПДЗ.

Датчик играет очень важную роль в том, как будет подаваться топливо. Сигнал с датчика считывается ЭБУ, а уже потом управляющий элемент регулирует подачу. В случае выхода датчика из строя система начинает работать неправильно. Зачастую автомобиль становится менее экономным, поскольку потребляет слишком много топлива. Одна из возможных более серьезных проблем: ухудшение динамики. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Конструктивные особенности

Сегодня можно встретить только 2 конструктивных исполнения датчиков положения дроссельной заслонки:

  1. Пленочно-резистивные. Часто их также называют просто «резистивным» или же «реостатными». Они имеют несколько резистивных дорожек. Являются теми самыми потенциометрами, которые выдают сигнал, снимает с подвижного контакта. Как только дроссельная заслонка открывается, начинает свое движение и находящийся внутри ползунок. Чем больше угол раскрытия заслонки, тем больше и напряжение – классический вариант применения закона Ома на практике;
  2. Бесконтактные. Все так же отвечает за формирование того напряжение, которое имеет зависимость от угла открытие заслонки. Вот только принцип работы основан на магниторезистивном эффекте. Магнитное сопротивление вещества имеет зависимость от того, как сориентирован образец относительного магнитного поля. При этом сам датчик получается компактным и очень надежным, так как между его чувствительными элементами нет механического контакта. Он служит дольше обычного «резистивного».

По-прежнему большинство ДПДЗ являются плечно-резистивные. Изучим их в подробностях.

Дроссельная заслонка

Внутри датчика находится переменный, а также постоянный резистор. Общее их сопротивление обычно равняется 8 кОм. Крайний вывод датчика принимает опорное напряжение силой 5V, а другой соединяется с массой автомобиля. Средний же вывод, попутно проходя через резистор, подает на сигналы ЭБУ. К примеру, если сигнальное напряжение меньше 0,7 V, управляющий элемент воспринимает дроссельную заслонку как полностью закрытую. Как полностью открытую – при поступлении сигнала более 4 V. Водитель может сам проверить работоспособность датчика и правильность его установки по напряжению на сигнальном выводе.

Интересная особенность датчиков положения дроссельной заслонки

Попробуем разобраться с тем, отчего даже с исправным ДПДЗ двигатель может «споткнуться». Итак, вы нажимаете на педаль газа. Дроссельная заслонка начинает приоткрываться, о чем сразу же сигнализирует датчик. Однако здесь все не так просто: закончился режим работы на холостых ходах, и началось движение. Блок управления воспринимает сразу 2 сигнала одновременно. Здесь проблемы и начинаются. Электронного-механическая часть работает с некоторой задержкой. Очевидно, датчик стоит настроить. К примеру, инженеры концерна Toyota пошли на небольшую хитрость: исходное положение контакта IDL, то есть отвечающего за холостой ход, регулируется при помощи упорного винта – образуют зазор 0,51 мм. Такой способ регулировки актуален для большого числа автомобилей.

Величина регулировочного зазора на каждом типе двигателя своя. Об этом должны помнить специалисты, устанавливающие новый ДПДЗ. В ином случае ЭБУ не сможет вовремя «понять», что автомобиль уже не стоит на месте и прогревает мотор, а начинает движение.

Какие могут быть неисправности

Заранее отметим, что здесь легко спутать неисправности датчика с таковыми у других элементов. По этой причине само устройство нужно будет проверить самостоятельно, или же отправиться на СТО и поручить работу специалистам. Вот что вы можете заметить, будучи за рулем:

  • Загорелась лампочка «Check»;
  • Повысились или же начали «плыть» холостые обороты;
  • На нейтральной передаче двигатель внезапно глохнет;
  • Наблюдаются перебои в работе двигателя;
  • Вышеупомянутые «спотыкания»;
  • Серьезно ухудшилась динамика.

Практически все вышеперечисленное – результат создания проблемной топливно-воздушной смеси. Так что обойтись без помощи специалистов будет сложно. Однако, проверить датчик можно самостоятельно.

ДПДЗ

Как проверить ДПДЗ самому

Работа делается в несколько этапов:

  1. Включите зажигание;
  2. При помощи измерительного прибора (советуем обзавестись недорогим мультиметром) замерьте напряжение, которое действует между контактом ползунка и приборным «минусом». Норма: не более 0,7 V;
  3. Добейтесь полного открытия дроссельной заслонки, снова проследите за показания прибора. Напряжение должно равняться 4 V, не более;
  4. Выключим зажигание, затем вытяните разъем, после чего настройте прибор на замер эл. сопротивлений. Нас интересует сопротивление между любым из выводов и ползунком;
  5. Теперь поворачивайте сектор и следите за показаниями прибора – они должны плавно меняться. Если они меняются скачкообразно, в ДПДЗ есть серьезные неполадки.

Как и многие другие датчики, предмет статьи не относится к ремонтопригодным деталям. И более того, тонко настроенный «реостатный» датчик стоит менять при малейших огрехах в работе – со временем они будут становиться все более явными. Конечно, некоторые автолюбители занимаются пайкой начинки из резисторов, но даже после такого ремонта датчик функционирует исправно еще долгое время в очень редких случаях. Проще и надежнее купить новый.

Оперативные меры

В действительности неисправность ДПДЗ можно игнорировать очень долго – меняется расход топлива и появляются «провалы» при переключении передач. Не критично, но на комфорте езды сказывается. Предположим, водитель планирует купить новую деталь, но пока не может этого сделать по определенным причинам. Придется ездить, игнорируя неполадки? Да, придется, но последствия можно смягчить. Итак, необходимо проделать следующее: выключить зажигание и сразу же завести автомобиль снова. Блок управления поступит следующим образом: показатель питания ДПДЗ он установит на том уровне, который соответствует питанию при закрытом дросселе. После следующего запуска двигателя ЭБУ не допустит частых «провалов», которые бывают при переключении скоростей на автомобиле с неисправным датчиком.

ДПДЗ Pekar

Как купить новый ДПДЗ

Выбор методик у водителя невелик:

  1. Искать новую деталь по VIN-коду. Так он гарантированно купит тот датчик, который подойдет к его автомобилю. Мы советуем искать подобные запчасти по коду транспорта в силу высокой точности поиска. К тому же, так водитель быстрее всего найдет оригинал. Оригинальные датчики хоть и дорогие, но стоят своих денег;
  2. По данным транспорта. В случае покупки датчика дроссельной заслонки данный метод хорош, но хорош недостаточно. Проблема кроется в аналогах. Скорее всего, водитель сможет найти множество неоригинальных датчиков, которые на первый взгляд ничем не уступают заводской детали. Прослужит купленный неоригинал не так долго, и не факт, что будет полностью соответствовать оригиналу. Об этом мы сейчас расскажем подробнее.

И наконец: критичнее относитесь к советам даже бывалых автолюбителей – лучше ищите нужную запчасть самостоятельно, руководствуясь только данными из техпаспорта. А дело вот в чем: покупая неоригинал, вы не будете уверены в адаптации заслонки. Выше мы писали о том, что для исправной работы датчика в заслонке должен быть небольшой зазор. К примеру, он есть на всех автомобилях марки Toyota и составляет 0,51 мм. И вы не можете быть уверены в том, что даже качественный неоригинал будет правильно определять положение дроссельной заслонки – недобросовестный производитель вполне мог поместить внутрь корпуса посредственный потенциометр и не учесть особенность двигателя транспортного средства.

Способы уменьшить расход топлива

И последняя проблема неоригиналов: их работы целиком завязана на температуре. Это означает, что корпус ДПДЗ будет серьезно нагреваться. А одно из правил электротехники говорит нам о том, что электрические свойства материалов меняется с ростом или понижением температуры. Как результат, ЭБУ двигателя на изменения напряжение (в данном случае на рост) датчика оперативно реагировать не сможет.

Экскурс по брендам

Исходя из вышеуказанного, мы советуем вам брать оригинальный датчик. Конструктивно он полностью соответствует конкретной модели транспортного средства. И устанавливать его, кстати, лучше на СТО. Мастера лучше справятся с данной работой, хотя она по силу и автолюбителю.

Выбор неоригиналов очень широк, однако, на вторичном рынке запчастей можно выделить всего несколько производителей датчиков достойного качества:

  • Hella (Германия). Как говорят многие водители, датчики этого производителя оригиналам практически не уступают;
  • Bosch (Германия). Еще один немецкий производитель, успевший себя зарекомендовать. И не где-нибудь, а во всем мире. Цена может неприятно удивить покупателя. Однако, немецкие датчики являются лучшими среди всех прочих аналогов;
  • Era (Италия). Широко известный в Европе производитель. Его продукция соответствует всем стандартам качества. А вот что хотел бы знать водитель, так это то, что итальянские датчики особо оригиналам не уступают. Начиная с 2010 года качество продукции, равно как и ее ассортимент, начало выходить на принципиально новый уровень;
  • Dello (Германия). Выпускается продукция под именем марки AutoMega. Важно помнить также о том, что часть запчастей Dello производится в Китае и по качеству очень сильно уступает продукции немецкого производства. Покупать стоит немецкие датчики;
  • Hotaru (Китай). Это бренд, известный разве что в странах Восточной Европы. Ассортимент продукции не очень широк, но качество всегда на высоте.

А вот какие бренды предлагают аналоги по самой демократичной цене:

  • JP Group (Дания). Известный в Европе производитель, меньше – в странах Востока. Твердый «среднячок», но очень хорошей цене;
  • Topran (Германия). Немецкое качество по выгодной для автовладельца цене. Существуют и другие немецкие производители доступных аналогов, но все-таки Topran однозначный лидер среди них;
  • Lucas (Великобритания). Продукция данной фирмы находится где-то на периферии между премиум-классов и бюджетными аналогами. Качество и отказоустойчивость английских датчиков высокие, ассортимент тоже неплохой.

Какой бы датчик вы ни брали, он должен соответствовать изложенным автоконцерном параметрам. В ином случае ни экономии топлива, ни улучшения динамики вы не почувствуете. Выбирая правильно дешевый аналог, желаемого результата водитель, тем не менее, тоже не получит. Здесь имеет смысл переплатить.

Вывод

Выбор ДПДЗ нельзя назвать чем-то сложным. Водителю лишь нужно знать код транспорта или характеристики своего транспорта. А вот знание брендов действительно важно. Выше мы указали «призеров» зрительских симпатий. Что действительно не стоит вашего внимания, так это самые дешевые запчасти, продающиеся на рынке. Да и рынок не лучшее место для покупки датчиков – советуем отдать предпочтение крупным магазинам с хорошей репутацией. При покупке не забывайте осматривать упаковку, проверять запчасть по защитному коду и выявлять физические повреждения – возможно, перед вами подделка. Только фирменная запчасть прослужит вам долго.

Понравилась новость?

Приободрите автора:

Полезные советы

Как выбрать датчик положения дроссельной заслонки

Рейтинг: 5 / 5от: 28 пользователей

Средняя оценка:     

avto.pro

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки?

Рубрика: Ремонт и обслуживание  |  Дата публикации: 7 ноября 2015  |  Комментариев нет

датчик положения дроссельной заслонки Проблемы в функционировании двигателя чаще всего обусловлены неполадками в датчиках положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Если прибор начинает давать сбои и в дальнейшем выходит из строя, это отображается на всей системе. При этом чтобы заменить устройство, не требуется значительных денежных средств. К тому же сделать это можно самостоятельно, если следовать некоторым правилам.

Характеристики датчика положения дроссельной заслонки

 Следует отметить, что дроссельной заслонкой называют один из основных элементов впускной системы двигателя. Именно она дает возможность, пропускать в мотор только определенное количество воздуха, необходимое для функционирования. Таким образом состав топливно-воздушной смеси дольше остается качественным.

 Датчик положения дроссельной заслонки, в свою очередь, позволяет проверить, как работает пропускной клапан. Эти данные он передает коллектору. Располагается ДПДЗ в отсеке для мотора, сбоку на специальном дроссельном патрубке. Его конструкцию составляют переменный и постоянный резисторы. Их сопротивление способно доходить до 8 Ом, а напряжение будет варьироваться в зависимости от того, каким образом располагается заслонка. Проверка работы датчика производится контроллером.

 Информация же, которую передает ДПДЗ, отображается на количестве топлива. Малейшие сбои могут привести к тому, что датчик положения начнет выдавать неверные данные. В таком случае в системе будет наблюдаться переизбыток топлива или его нехватка. В результате работа двигателя нарушится. Он даже способен выйти из строя. Кроме этого, неполадки возникнут и в коробке переключения передач, что только увеличит в дальнейшем затраты на ремонт, если ДПДЗ не будет заменен или отремонтирован вовремя.

DPDZ

Виды ДПЗД

 Датчики положения дроссельной заслонки подразделяются на два основных вида. Еще на заводе, как правило, на автомобили устанавливают пленочно-резистивные датчики. Однако они считаются не очень эффективными. Дело в том, что во время изменения положения заслонки в контакт в резистивным полем ДПДЗ вступает ползунок. Спустя незначительный период времени поле начинает разрушаться. Пропадает контакт, а данные не передаются в контроллер, что проявляется в виде сбоев автоматики. Такой датчик приходится скоро менять.

 Более надежными считаются бесконтактные ДПДЗ. В основе их работы – магнитный эффект. Такой датчик состоит из магнита, ротора и статора. При этом необходимое расстояние между элементами подбирается еще на этапе комплектации. Оно не может изменяться при эксплуатации, конструкция остается цельной. В конечном итоге подобные приборы служат долго, но ремонту они не подлежат. Их придется полностью менять.

Причины ремонта ДПДЗ

 Необходимость ремонта прибора может быть обусловлена разнообразными причинами. Самая распространенная из них – естественный износ, хорошо заметный даже при беглом визуальном осмотре. С течением времени, особенно при частой эксплуатации, происходит истирание напыленного слоя основы, предназначенной для перемещения ползуна. В итоге датчик подает неправильную информацию.

 Также начинают отображаться некорректные данные, если перестает работать подвижной сердечник и ломается хотя бы один из наконечников. Это ведет к тому, что в скором времени из строя будут выведены все элементы системы.

Признаки неисправности

 Есть некоторые признаки, свидетельствующие о наличии неисправности ДПДЗ. Заметить их сумеет каждый автовладелец. Просто необходимо уделять больше внимания машине. В частности, нужно внимательно прислушаться к звукам, которые автомобиль издает во время холостого хода. Если обороты начинают «плавать», то это означает, что прибор надо передать на диагностику специалисту для ремонта.

 Еще сигнализирует о неполадках полная остановка двигателя, наблюдаемая при резком сбросе педали. Показателями являются и рывки автомобиля при быстром наборе скорости. Также плохой признак – удержание оборотов в рамках одного диапазона при переключении на нейтральную передачу.

 В современных же машинах при нарушении работы двигателя загорается сигнал «Check engine». Он свидетельствует о том, что необходимо проверить двигатель. Правда, такой сигнал не имеет возможности точно установить причину проблемы. Он лишь указывает, что система в целом работает не очень правильно. Только диагностика поможет выявить конкретную неполадку. Однако в большинстве случаев проблемы вызваны именно датчиком положения дроссельной заслонки.

Как проверить датчик самостоятельно

 Если была замечена хоть одна из таких проблем, следует осмотреть все элементы. Чтобы осуществить первоначальную проверку ДПДЗ, необязательно сразу обращаться в автомастерскую к профессионалам. Можно попробовать провести ее самостоятельно. Для этого эксперты советуют приобрести специальный прибор – мультиметр. С его помощью нужно измерить напряжение, которое показывают минус и контакт ползунка. Хорошим результатом считается показатель порядка 0,7 В. Затем надо открыть заслонку, сдвинуть пластиковый сектор и снова произвести измерения, результаты которых обязаны превышать 4 В. Далее придется полностью выключить зажигание, вытянуть разъем и проверить сопротивление между ползуном и любым выводом. Потом стоит начать плавно вращать сектор. Если стрелка будет медленно перемещаться, то датчик работает нормально. А вот резкие скачки продемонстрируют, что устройство нуждается в ремонте.

 Стоит подчеркнуть, что проверить датчик получится и посредством обычного вольтметра. Производится осмотр по аналогии с проверкой мультиметром. Процесс в подобной ситуации тоже не отнимет много времени.

Настройка датчика

 Если в ходе проверки были выявлены небольшие превышения показателей, то следует постараться настроить ДПДЗ. Начинается процесс с небольшой подготовительной работы, касающейся других элементов. Аккуратно отсоединяется пропускающая воздух гофрированная трубка. Ее надо тщательно почистить при помощи бензина, спирта или другого подходящего средства, а потом вытереть тряпочкой, чтобы поверхность была сухой. После этого впускной коллектор и дроссельная заслонка также должны быть приведены в порядок.

 Если в течение этой процедуры не было обнаружено никаких повреждений механического характера, которые и были способны привести к разрушению, можно переходить к регулировке ДПДЗ. Посредством ключа надо несколько ослабить скрепляющие винты и поднять заслонку. Потом ее следует быстро опустить. В этот момент должен раздаться звук удара. Если такового не произошло, действие понадобится повторить, пока он не будет хорошо различим.

Далее винты стоит еще чуть ослабить и зафиксировать их в таком положении. Потом необходимо перейти к непосредственно самому датчику, ослабить его болтовые соединения и немного повернуть корпус прибора. ДПДЗ должен располагаться таким образом, чтобы лишь при открытии дроссельной заслонки изменялось напряжение. Когда все будет установлено, элементы снова скрепляются. Устройство готово к работе. Теперь проблем с двигателем быть не должно.

Замена ДПДЗ

 Между тем бывают ситуации, при которых требуется полная замена устройства. Главное – правильно выбрать датчик, чтобы в скором времени его снова не понадобилось менять. Поэтому лучше остановить свой выбор на бесконтактном ДПДЗ. Стоит он сравнительно дешево, а все работы производятся быстро. Однако нужно иметь дополнительные средства. Для замены устройства также необходимо приобрести такие инструменты, как крестовая отвертка и предназначенное для дроссельного патрубка уплотнительное кольцо, которое изготавливается из простого поролона.

 Начать процесс нужно с того, чтобы выключить зажигание. Потом открывается капот, снимается минусовая клемма для отключения аккумулятора. На патрубке располагается датчик. После нажатия на особую защелку с него демонтируются провода. Остается только открутить болты и снять ДПДЗ. Далее в пространство между патрубком и устройством помещается новое уплотнительное кольцо. На нем размещается прибор. Следует надежно зафиксировать его при помощи болтов, иначе при движении автомобиля датчик будет смещаться и скоро сломается. Когда он будет закреплен, понадобится вновь подключить колодку и аккумулятор.

 Затем необходимо проверить, все ли было установлено правильно. Стоит открыть заслонку и повернуть сектор привода датчика, потянув за тросы газа. Элемент должен изменить свое положение, сдвинувшись на 90 градусов. Если этого не происходит, установку устройства понадобится провести еще раз.

Ремонт датчика

   Учитывая довольно низкую стоимость датчика, его чаще всего намного проще полностью сменить, чем ремонтировать. Тем не менее при необходимости все-таки получится продлить срок эксплуатации устройства, если обнаруженные в нем неполадки не слишком существенные. Делается это путем смещения резистивных дорожек. Производится оно при помощи специального винта. Его несколько ослабляют, тем самым меняя нахождение ползунка. Получается, он попадает на то место, которое в меньшей степени подверглось износу и может еще работать. Правда, это лишь краткосрочные меры. Искать другое устройство и устанавливать новый датчик положения дроссельной заслонки все равно придется. То есть нужно смотреть по ситуации. Возможно, лучшим вариантом окажется не ремонт, а именно замена прибора.

Как часто менять датчик

 Если машина начинает давать сбои, то очень важно вовремя зафиксировать неполадки и предпринять все возможно для их устранения. Всегда необходимо помнить, что неисправность одного элемента способна привести к поломке всей системы. По этой причине надо учитывать и некоторые статистические показатели.

 К примеру, специалисты утверждают, что пленочно-резистивных датчиков, устанавливаемых еще во время заводской сборки, хватает всего на 5 000 км. Соответственно, довольно быстро они придут в негодность, а владельцу придется искать новое устройство и заниматься его установкой.

 Лучше со своей задачей справятся бесконтактные приборы. Срок их эксплуатации рассчитан на 60 000 км, а иногда на практике даже превышает этот показатель. То есть выполнять свою работу подобные датчики смогут достаточно долго. Кроме того, стоит учитывать и тот факт, что создаются они из качественных материалов и при строгом контроле. Вероятность их неожиданной поломки предельно мала. Многие водители уже успели оценить преимущества этих устройств.

 Состоянию машины необходимо уделять большое внимание. Автовладелец действительно обязан отвечать за ее работоспособность, ведь это сокращает количество непредвиденных ситуаций на дороге. Привести к аварии способны любые элементы, которые уже не способны выполнять свои функции. Не нужно откладывать посещение автомастерской. Да и самому водителю рекомендуется проверять свой автомобиль на постоянной основе, особеннодвигатель и его работу.

 Если максимальная мощность мотора начинает ограничиваться, обороты самопроизвольным образом растут, наблюдаются рывки при движении – это уже повод предпринять определенные меры. Диагностика предоставит возможность понять, связаны ли эти факторы с датчиком положения дроссельной заслонки или нет. Естественно, причины способны быть абсолютно другие. Однако в первую очередь они характерны для ДПДЗ. Проверка же потребует незначительный период времени, а принесет много пользы.

drivedrom.ru