Профессиональные болезни, подстерегающие водителей. Профессиональные заболевания водителей


"Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания у работников современного автомобильного транспорта"

Выдержка из работы

ll66Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224−6150) 2013. Volume 3. Issue 11Ю: 2013−11−977-Д-3069 Краткое сообщениеЕвлампиев С. Ю., Махонько М. Н., Шкробова Н. В.Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания у работников современногоавтомобильного транспортаГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра профпатологии и гематологииРезюмеИсточником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях — к получению инвалидности.Ключевые слова: автомобильный транспорт, профессиональные заболевания, профессионально обусловленные заболеванияАктуальность проблемыПод влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.Цель: провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.Задачи исследования: Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний,развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.Материалы и методыИзучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта. РезультатыПо статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20−40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп:1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это — сахарный диабет и ожирение.5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест- в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.Известно, что условия труда водителя определяются нервно-психическими перегрузками, возникающими из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3−4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8часовую рабочую смену и быстро принять решение — основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии. К этому добавляется ответственность за свою жизнь и людей, находящихся в машине, за перевозимый груз, а также иногда работу в ночную смену. Неблагоприятными рабочими операциями для водителя городского транспорта, приводящими к особо высоким нервно-психическим перегрузкам, являются резкое торможение, обгон, проезд нерегулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выезд из него, а для машинистов строительной, дорожной и другой техники — работа на откосах, совместнаяwww. medconfer. com© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2Gl3Бюллетень медицинских Интернет-конференций (^БЫ 2224−6150) 2013. Том 3. № 11работа с другими транспортными средствами. У 3% водителей причиной выхода на инвалидность являются заболевания нервнопсихической сферы. Около 40% из них получают инвалидность по сердечно-сосудистой патологии в возрасте до 50 лет. Клиницистами установлено, что производственно обусловленные заболевания у водителей возглавляет артериальная гипертензия, возникающая в результате нервно-психических перегрузок. В нашей стране ею страдают (и при этом продолжают работать) 18−20% лиц данной когорты. Около 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности и половина причин инвалидности у водителей автомобилей обусловлены ишемической болезнью сердца. Относительно часто начало артериальной гипертензии связано с так называемыми реактивными состояниями, возникающими у водителей после дорожно-транспортного происшествия.Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор — физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90−150 раз за 1 час) на 50−130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени — все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя- бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы — простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6−7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.ВыводыПроведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.Литература1. Акентьев П. В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2005. — 18 с.2. Алешечкина Е. Е., Шелехова Т. В., Богословская С. И., Зайцева М. Р., Рощепкин В. В. Фармакологическая коррекция нарушения костного ремоделирования у пациентов с вибрационной болезнью. — Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 3. иКЬ: www. science -education. ru/109−9575.3. Арустамов Э. А. Охрана труда. Справочник. — М., 2008. — 588 с.4. Гейц И. В. Охрана труда. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. — 688 с. (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 2).5. Гореликова О. Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). — Медицина труда и промышленная экология. — 1993. — № 5−6. — С. 34−38.6. Измеров Н. Ф., Каспаров А. А. Медицина труда. Введение в специальность. — М.: Медицина, 2002. — 392 с.: ил.7. Косарев В. В., Лотков В. С., Бабанов С. А. Профессиональные болезни. — М.: Эксмо, 2009. — 352 с.8. Махонько М. Н., Шкробова Н. В. Клиника, течение, диагностика остеопороза у профессиональных больных. Сборник научных трудов: «Актуальные проблемы гигиенической оценки и управления рисками здоровью сельского населения и работников сельского хозяйства»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 16−17 ноября 2011 г., Саратов / Под ред. профессора В. Ф. Спирина. -Саратов: ООО «Новый цвет», 2011. — С. 155−157.9. Постановление Правительства Р Ф от 24. 07. 1998 № 828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации».10. Приказ М З и СР РФ от 12. 04. 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и/или опасных производственных факторов и работ, привыполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведенияобязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда».11. Чурсин Г. В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человекомашинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис канд. техн. наук. — Курск, 2010. — 154 с.© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013www. medconfer. com

Показать Свернуть

referat.bookap.info

Профилактический медицинский осмотр водителей

Профессия водителя далеко не самая благоприятная для заботы о своём здоровье. Особенности этой работы приводят к повышенному риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, расстройств сна, диабета и др. Но снизить свои шансы на такое развитие событий можно.

профессиональные заболевания водителей   

Что мешает сохранить здоровье?

В первую очередь это отсутствие режима дня. У организма есть биологические часы, и работа многих его систем заточена на 24-часовые изменения. То есть ночью организм приводит все системы в спокойное состояние, чтобы спать, до обеда, наоборот, поднимается давление, учащается пульс и повышается работоспособность. Это лишь малая часть изменений, которые происходят в организме в течение суток. Поэтому при соблюдении режима дня он работает оптимально. Когда же сегодня вы спите в 11 часов вечера, а завтра плотно ужинаете в это время, организму сложно справиться с такими разными задачами одинаково хорошо. В частности это может выразиться в накоплении жировой клетчатки.

Водители много времени проводят за рулём, не вставая. Недостаток физической активности сказывается на весе, здоровье сердца и сосудов. Также нередко развивается и геморрой, при этом обращение к врачу обычно откладывается снова и снова, а тем временем состояние только ухудшается и справиться с проблемой бывает тяжело. Хотя на ранних стадиях геморрой можно вылечить довольно просто и безболезненно

Имея такой распорядок дня, очень трудно обеспечить себе здоровое питание, особенно если учесть, что за сутки может найтись возможность поесть только один раз. В таких условиях говорить о сбалансированном питании не приходится.

Частое следствие такого образа жизни — ожирение. Оно способствует развитию гипертонии, сахарного диабета 2-го типа, болезней сердца, заболеваний спины и суставов, инсульта, рака, а также зачастую возникает обструктивное апноэ сна (когда во сне происходит задержка дыхания).

Сонливость за рулем

Из-за сбитого распорядка дня и большой нагрузки часто не удаётся нормально поспать: поджимает график, мучит бессонница или сон недостаточно качественный. В последнем случае виновником может быть как раз обструктивное апноэ сна.

Если нужно вести машину поочерёдно с напарником, то это также может нарушать сон. Например, потому что не доверяешь другому водителю, или потому что тяжело спать, когда машина движется, или из-за того, что она постоянно останавливается. Всё это приводит к дневной сонливости (и повышенному риску возникновения аварий). Со временем усталость воспринимается как норма, и человек уже не понимает степень опасности. Кроме того, недостаток сна связан с менее эффективным использованием основного источника энергии — глюкозы, а также ненормальным уровнем кортизола (гормона стресса).

опасные условия труда - водители

Травмы и стрессы у водителей

Работа водителя также травмоопасна по очевидным причинам. Если водитель участвует в разгрузке, то это несёт дополнительные риски. Особенно если делать это в неправильной позе. Здоровью могут навредить и выхлопные газы. При перевозке жидкого бетона водители подвержены воздействию хрома и щёлочи, что может вызвать и кожную аллергическую реакцию, и химический ожог. Водители, перевозящие бензин, часто страдают от головных болей, головокружений и тошноты из-за паров топлива. Выхлопные газы связывают с раком лёгких и различными формами аллергического воспаления.

Хронический стресс, в отличие от острого, вредит здоровью и нехорошо сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Он часто возникает у водителей — из-за длинного рабочего дня, расставания с близкими, сложностей на дороге и требований следовать жёсткому расписанию, притом что всегда можно застрять в пробке.

Любой из этих факторов может привести к потере трудоспособности и лишению водительских прав.

Что можно сделать для своего здоровья?

Еда

Старайтесь есть небольшими порциями. Самым здоровым подходом к питанию считается средиземноморский. В еде должно быть минимальное количество жирного мяса и сладостей. Вместо колы или соков (в которых много сахара) лучше пить воду. Основу диеты составляют фрукты, овощи, зерновые, бобы, орехи и оливковое масло. Также нужно как минимум два раза в неделю есть морскую рыбу и морепродукты. Мясо, сливочное масло, маргарин, жареное — это всё источники вредных жиров, из-за которых образуются атеросклеротические бляшки. Они приводит к инсультам и инфарктам.

profilaktika-zabolevaniy-voditeley-eda

Спорт

Чтобы не набирать вес, нужно тратить столько же энергии, сколько поступает. Чтобы сбросить — надо тратить ещё больше. Поэтому для профилактики ожирения и для борьбы с ним очень важно быть физически активным. Конечно, в условиях дальнего рейса это сложно. Но немного размяться во время коротких остановок очень полезно. А полноценные тренировки можно проводить дома.

Отдых

Сон и отдых не менее важны, чем правильный рацион и физическая активность. Например, в Евросоюзе водителям запрещается находиться за рулём больше 9 часов в день, и каждые 4,5 часа необходимо делать 45-минутный перерыв. Такой режим считается безопасным.

В норме нужно спать 7–9 часов в день, но исследования показывают, что обычно водители-дальнобойщики в рейсе спят не больше 4–5 часов в сутки. Если избежать этого не удаётся, то хотя бы условия для сна должны быть максимально хорошими. Лучше выбирать место на стоянке подальше от дороги, а если всё равно шумно, использовать беруши. Нужно плотно задёрнуть занавески или использовать маску для сна. Матрас и подушка должны быть удобными. Если у вас нет матраса, а есть только спальник, то можно использовать наматрасник. Попросите близких, работодателей и диспетчеров не беспокоить вас без острой необходимости во время сна.

Если сложно заснуть…

Когда человек ложится спать не в одно и то же время, ему нередко бывает сложно заснуть. Чтобы справиться с этим, можно каждый раз использовать одни и те же ритуалы: почистить зубы, умыться, переодеться. Это сигнал для мозга, что сейчас нужно засыпать. Причиной бессонницы может быть избыточное употребление кофеина. По-хорошему, после обеда кофе пить нельзя. Употреблять алкоголь перед сном — тоже не очень хорошая идея: он делает сон менее качественным.

В крайнем случае (когда уже далеко не первую ночь вы по полчаса, а то и больше, ворочаетесь) можно прибегнуть к помощи снотворного. Из безрецептурных препаратов лучше всего изучены антигистаминные средства первого поколения. Их раньше принимали от аллергии, но они вызывали сонливость. Теперь этот побочный эффект стал приносить пользу. Однако к антигистаминным развивается привыкание. К тому же, они могут иметь длительный эффект, и сонливость останется после пробуждения. Рецептурные снотворные должен выписывать только врач, он же и объяснит, как их принимать, чтобы не стать от них зависимым. А такая вероятность есть.

сонливость за рулем

С дневной сонливостью можно бороться с помощью кофе (главное, не переусердствовать), а также благодаря коротким перерывам на сон. Но они не должны быть меньше 20–30 минут, иначе спать захочется ещё сильнее. Важно помнить, что большинство аварий из-за сонливости случается с полуночи до 6 утра, и лучше, конечно, сделать всё, чтобы в это время не быть в пути.

Безусловно, спать важно, но если есть возможность только полежать и так отдохнуть, лучше ею воспользоваться.

Профилактический медицинский осмотр водителей

К сожалению, несмотря на все опасности профессии, немногие водители вовремя доходят до врача. Не всегда предсказуемый график мешает запланировать визит к доктору. Но, как бы банально это ни звучало, здоровье должно быть важнее всего. И у водителей есть немало профессиональных болезней, которые не позволят в дальнейшем продолжить работу. При этом подавляющее большинство из этих заболеваний можно предотвратить.

К врачу обязательно нужно идти при возникновении беспокоящих симптомов, а также каждый год проходить профилактический осмотр. Например, зачастую повышенное артериальное давление никак не даёт о себе знать и обнаруживается только при измерении тонометром. А между тем, если его не контролировать, оно несёт большую угрозу здоровью: повышает риск развития инсульта и инфаркта.

Когда вождение противопоказано?

Если не следовать перечисленным рекомендациям, то рано или поздно можно дойти состояния, когда от вождения придётся отказаться.

После инфаркта миокарда, аортокоронарного шунтирования, транзиторной ишемической атаки, стабилизации состояния при нестабильной стенокардии на месяц нужно воздержаться от вождения.

Если была аритмия с обмороком, то после этого эпизода должно пройти 3 месяца без повторной потери сознания. На тот же срок необходимо отказаться от вождения, если случился инсульт (и потом удалось восстановить функции) или произошло несколько транзиторных ишемических атак.

Установка имплантируемого кардиовертер-дефибриллятора или реанимация при устойчивой желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков приводят к запрету на вождение на полгода.

При диабете есть риск развития гипогликемии (слишком низкого уровня сахара в крови). В этом случае человек может потерять сознание. Если такое состояние возникло без ранних настораживающих признаков, то за руль можно садиться только через 3 месяца без подобных эпизодов. Либо после того, как предприняты надёжные меры контроля уровня сахара в крови. Также из-за неконтролируемого диабета может ухудшиться чувствительность конечностей, возникнут проблемы со зрением, и это повлияет на способность водить.

Именно поэтому нужно обращать внимание на своё здоровье даже тогда, когда времени на него, кажется, совсем нет.

 

profmedlab.ru

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания у работников современного автомобильного транспорта

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

            Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Известно, что условия труда водителя определяются нервно-психическими перегрузками, возникающими из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3-4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8-часовую рабочую смену и быстро принять решение - основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии. К этому добавляется ответственность за свою жизнь и людей, находящихся в машине, за перевозимый груз, а также иногда работу в ночную смену. Неблагоприятными рабочими операциями для водителя городского транспорта, приводящими к особо высоким нервно-психическим перегрузкам, являются резкое торможение, обгон, проезд нерегулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выезд из него, а для машинистов строительной, дорожной и другой техники - работа на откосах, совместная работа с другими транспортными средствами. У 3% водителей причиной выхода на инвалидность являются заболевания нервно-психической сферы. Около 40% из них получают инвалидность по сердечно-сосудистой патологии в возрасте до 50 лет. Клиницистами установлено, что производственно обусловленные заболевания у водителей возглавляет артериальная гипертензия, возникающая в результате нервно-психических перегрузок. В нашей стране ею страдают (и при этом продолжают работать) 18-20% лиц данной когорты. Около 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности и половина причин инвалидности у водителей автомобилей обусловлены ишемической болезнью сердца. Относительно часто начало артериальной гипертензии связано с так называемыми реактивными состояниями, возникающими у водителей после дорожно-транспортного происшествия.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы  и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо  отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы – простатит, основной  причиной которого является  застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное  влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них  профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

medconfer.com

Профессиональные болезни водителей

Автомобиль. Средство передвижения. Средство удобства. Средство проглатывания средств (материальных, эмоциональных, временных, любых). Но. Автомобиль не только комфортное средство передвижения и т.п. Автомобиль еще и источник опасности – для здоровья, для самочувствия, для жизни. Кто не верит, пускай спросит у любого водителя: была ли для него машина, хоть раз в жизни, поводом для скандала, источником нервотрепки, причиной болезни водителя?.. 

 

Профессиональные болезни водителей

Самые частые заболевания, тех кто за рулем

Невероятно, но факт. Большинство болезней водителя связаны именно с положением за рулем. Потому что пока водитель находится в определенной позе, у него нарушается циркуляции крови в малом тазе, и повышаются нагрузки на позвоночник, воспаляются мышцы шеи и груди… Так что если водитель в машине один – он там все равно не один. Там целая компания. Остеохондроз, радикулит, миозит, геморрой, простатит (если его мало, вам легко нарушат работу матки), инфаркт, гипертония, аллергия, бронхиальная астма, онкологическое что-то, сбои сердечного ритма… Людей столько в авто не влезет. А если и влезут, то не все вылезут. Впрочем, чтобы было удобнее – и нам, и внутри авто – разделим незримых пассажиров на «четыре черненьких чумазеньких чертенка»…

  • Первый.Заболевания, возникающие из-за сидячего положения. Остеохондрозы, остеоартрозы, радикулиты, вывихи, простатит (40-60% мужчин), геморрой...
  • Второй.Нервные заболевания. Эмоциональные заболевания. Постоянное напряжение. Отдых? Не смешите себя. Сердечно-сосудистые заболевания. Аритмии, гипертонии, кардиалгии, инфаркты...
  • Третий.Заболевания желудочно-кишечного тракта. Гастриты, язвы, панкреатиты, холециститы, дисбактериозы, колиты… Больше симпатизируют профессионалам, чем любителям.
  • Четвертый.Нарушения обмена веществ, заболевания почти неподвижности. Сахарные диабеты, ожирения…

Дополнения

То, что было – это еще не все. Например, выхлопные газы (содержат примерно 200 токсичных продуктов). Наиболее вредные – окислы углерода, окислы азота, углеводороды (бензапирен, формальдегид, фенол), тяжелые металлы… Кислородное голодание уже заглядывает в салон. За ним топчутся отравление, рак, головокружение, слабость, тошнота, рвота… Прямо на земле отрубилась потеря сознания. Также очень любопытны фрагменты автомобиля. Шины – при резком торможении создают «ассорти» токсических веществ (бензол, стирол, ксилол, сероуглерод, толуол, фенолы, формальдегид, окислы серы, нитрозосоединения…). Аллергические реакции, бронхиальная астма, ринит, конъюнктивит, крапивница… И кстати, отдельное спасибо тормозным колодкам – за фенол. Не пугайтесь, водитель не услышит. Он спит. Он, когда ездит – тоже спит, но не будем о смешном.

Можно сделать все

Но пока тети нет (и надеюсь – не будет), есть возможность решить: что дальше? Рулить, пока впереди не замаячит красный крест? Или можно сделать так, чтобы по курсу возникали только источники хороших ассоциаций? Можно все. Остается только сделать.

За рулем

  • Опробуйте сидение водителя – во всех возможных вариантах. Если нужно – смените сидение.
  • Периодически останавливайтесь. Выйдите. Пройдитесь. Нагнитесь, присядьте, подпрыгните. Вспомните, что 12 часов за рулем приводят к временной импотенции. Подпрыгните еще раз.
  • Водите машину на разных скоростях. Остановитесь, закройте глаза, и изобразите ими упражнения. Повертите глазными яблоками, помассируйте глаза пальцами, потрите виски, не поленитесь размять шею. Витамины А, С, Е тоже лишними не станут.
  • Успокойтесь. Не нервничайте – ни за рулем, ни вообще. «Выпускайте пар» вне руля.
  • И не пихайте в себя за рулем «съедобный мусор». Поешьте нормальных продуктов. И запейте их не газировкой, и тем более, не алкоголем.
Заболевания, возникающие из-за сидячего положения

Вне руля

  • Делайте ежедневные гимнастические упражнения. Сгибания, разгибания, круговые движения в поясничном отделе.
  • Ободряйтесь контрастным душем (активизация кровообращения, нормализация нервного тонуса, стимуляция иммунитета).
  • Прогуливайтесь (примерно 5 км) – ежедневно.
  • Ныряйте в бассейн – хоть в ластах, хоть без них. И обязательно выныривайте. У вас же нет в руках руля. Наслаждайтесь этим...

И вы сами увидите – проблем нет. А если они и возникают, то исключительно благодаря нашим лени, глупости, самонадеянности и прочему бреду. Разведите себя и бред в разные стороны. Отвечаю – светофор вам не помешает. Доброй дороги!..

udoktora.net

Профессиональные заболевания водителей — Медицинский вестник

Водитель такси

В наше современное время большинство жителей мегаполисов ездят на собственных автомобилях. Более того, для большинства людей машина превратилась в неотъемлемую часть работы. Жизнь без автомобиля не могут себе представить  водители маршруток, дальнобойщики, таксисты, работающие в такси эконом класса, и т.д. Эти профессии обязуют  водителей целый день находится в машине. Но какие же профессиональные заболевания подстерегают водителей?

Самые частые заболевания, которым подвержены таксисты и другие профессиональные водители авто:

  1. Простатит. Сидячий образ жизни приводит к развитию простатита. У человека, который находится долгое время в сидячем положении, происходит нарушение кровообращения, застойные процесса в области малого таза, а значит – простатит.
  2. Геморрой. Несбалансированное питание вызывает частые запоры, которые приводят к развитию геморроя. Поэтому для профилактики этого заболевания необходимо употреблять в пищу: овощи и фрукты, орехи, семечки и бобовые.
  3. Остеохондроз. Данное заболевание вызывает сидячий образ жизни и неправильная осанка за рулем.
  4. Радикулит. Остеохондроз вызывает радикулит.
  5. Лишний вес. Отсутствие физической нагрузки приводит к полноте. Также усугубляется положение неправильное питание, включающее в себя фастфуд.
  6. Сердечно-сосудистые заболевания. Таксисты подвержены гипертонии и инфарктам, так как у них недостаточная физическая активность и сильная эмоциональная нагрузка.
  7. Мужское бесплодие. Сидячее положение приводит к перегреву яичек, что мешает полноценному созреванию сперматозоидов. Водительское кресло с подогревом только усугубляет положение.
  8. Заболевание ЖКТ. Водители часто не имеют времени полноценно покушать, ограничиваясь перекусами.

Итак, чтобы свести к минимуму последствия сидячей работы, необходимо обратить внимание на физическую активность. Нужно больше ходить пешком и заниматься спортом.

Чтобы улучшить кровообращения в малом тазу, необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Приседания;
  • Круговые вращения тазом в обе стороны;
  • Наклоны туловища.

Также необходимо оборудовать свое водительское место специальным ортопедическим матрасом, который:

  • улучшает кровообращение;
  • поддерживает правильную осанку;
  • снижает утомляемость за рулем;
  • является профилактикой геморроя, радикулита, простатита и остеохондроза.

Похожие статьи

clinic-virtus.com

Профессиональные болезни, подстерегающие водителей

Автолюбителей на дороге с каждым годом становится значительно больше, ведь так повелось с древности, что у мужчины должен быть конь – и для хозяйства, и для того, чтобы в бой ходить. В наше время путь до супермаркета совершают на автомобиле, а что говорить про работу. Помните, вынужденное положение недопустимо для отдельных групп здоровья, а на других может отрицательно сказаться. Это касается представителей таких профессий как кассир, офисный работник, швея и водитель. Откуда берутся эти заболевания, люди даже не задумываются.

Профессиональные болезни подразделяются на группы:

— недуги, причиной которых считается сидячий образ жизни – остеохондроз, остеоартоз, радикулит, геморрой и простатит;— болезни, вызванные стрессами при вождении;— сердечно-сосудистые заболевания – аритмия, гипертония, кардиология и др.;— недуги, спровоцированные нерегулярным и неправильным питанием у шоферов, в частности, дальнобойщиков – гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, колит и цистит.

Влияние на опорно-двигательный аппарат

Длительные часы, проведенные за рулем, непременно отражаются на состоянии позвоночника и спинных мышц. Одной из неблагополучных считается позиция «банан», спина наклоняется над рулем, а ноги выпрямлены. Правильно сидеть прямо, облокотившись на спинку, упираясь головой в подголовник. Через каждые 2-4 часа требуется остановка, во время которой не мешает размяться, выйдя из автотранспорта. Проведите следующее упражнение: ноги и руки выпрямлены, туловище как можно глубже согнуто. Оно называется «складной нож». Другое упражнение – ноги широко расставлены, правая повернута носком вперед, левая – перпендикулярно, руками дотянитесь до земли. Впереди стоящую ногу нельзя ни в коем случае сгибать. Почувствуйте натяжение. Поменяйте ногу, повторите упражнение.

Влияние на кровеносную систему

Как говорится, не нервничает тот, кто не живет. В пути человек находится в непрерывном напряжении, с ним приключаются стрессовые ситуации. К тому же нерегулярное и неправильное питание, употребление пищи, насыщенной холестерином, курение негативно влияет на кровообращение и обмен веществ. Лучше брать домашнюю пищу, чем завтракать, обедать и ужинать в бистро.Это становится причиной ряда сердечно-сосудистых заболеваний, а результат очевиден – мышцы атрофируются, поскольку недостает физической нагрузки. Появляются такие болезни как инфаркт и гипертония. На дороге требуется быть внимательным, что также вызывает стресс. Увеличение холестерина в крови способствует образованию бляшек в сосудах, что может привести к инфаркту. Поэтому меньше злоупотребляйте крепким кофе и энергетиками, ведь у водителей с годами атрофируется сердечная мышца, что чревато инфарктом, инсультом или ишемической болезнью. Лучше перекусывать часто, но здоровой пищей.

Влияние на органы пищеварения

Вышеперечисленные причины негативно отражаются на органах пищеварения и моторной функции кишечника. Если его стенки уже не так эластичны, то они не могут сокращаться с прежней частотой, полезные вещества не сразу попадают в кровь, как следствие – диарея. Перекус на бегу влияет на накопление токсических веществ в организме, слизистые оболочки подвергаются раздражению. Требуется незамедлительное лечение, в противном случае не исключено образование полипов. Употребление фруктов, овощей и зелени, вареного мяса птицы положительно сказывается на восстановлении здоровья.

Влияние на половую систему

Профессия водителя с годами оказывает отрицательное влияние на деторождении у мужчин, вызывает ряд урологических проблем. Понять, что воспалительный процесс начался, можно по болевым ощущениям в промежности. Категорически противопоказан длительный подогрев сидений. Мужские половые гормоны не выделяются из-за высоких температур, а, следовательно, не может произойти зачатие в период от нескольких дней до недели, это в лучшем случае, а в худшем – грозит хроническим простатитом.

Влияние на органы дыхания

Водитель постоянно вдыхает и выдыхает выхлопные газы, токсические соединения, асбестовую пыль, которая образуется при стирании колодок. Результат – воспаление слизистой оболочки, рост полипов, начальные стадии онкологических заболеваний. Этот фактор становится причиной уменьшения объема легких, снижения вентиляции дыхательных органов, делает их уязвимыми для микроорганизмов.

Влияние на органы зрения

С опытом вождения приходят и другие проблемы – снижается острота зрения. Негативно сказывается присутствие тонировочной пленки, она допустима лишь сверху, ширина – 15 см. Данное приложение призвано защищать глаза от ультрафиолетового излучения. Пленку следует подбирать коричневого или зеленого оттенка, поскольку они обеспечивают естественную цветопередачу.

Парадокс в том, что водитель заботится о своем транспортном средстве гораздо больше, чем о собственном здоровье, а потом не понимает, откуда берутся болячки. Во избежание вышесказанного делайте зарядку, питайтесь здоровой едой и не забывайте отдыхать на свежем воздухе в свободное время.

zdoobz.ru

Какими бывают профессиональные болезни водителей…

Как ни странно, но кроме удобства и комфорта, автомобиль приносит нам еще и некоторые проблемы со здоровьем. Вызваны они в большинстве случаев сидячим положением без движения. Какие же опасности подстерегают водителей и как с ними бороться?..

Какими бы совершенными и удобными не были автокресла, при длительных переездах мышцы проявляют усталость и не удерживают в правильном положении позвоночник. Это приводит к остеохондрозам. Отягчающими факторами выступают вибрация, рывки и резкие торможения и пр.

Остеохондроз в более поздних стадиях может перейти в радикулит. Сначала боль переходит на ноги, а затем – на нервные корешки, которые выходят из позвоночника. Поражение корешков – это радикулит. Признаками его является резкая боль, не проходящая после анальгетиков, слабость в ноге.

Водитель за рулем, особенно при езде в современном мегаполисе, находится в постоянном напряжении. Большие скорости, интенсивность движения, конфликты на дороге – все это подрывает деятельность нервной системы, вызывает стрессы. А они приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Водители чаще всего страдают на гипертонию, инфаркты и др. заболевания.Результат длительного сидячего положения – застойные явления крови в малом тазу. Это провоцирует аномальное расширение вен прямой кишки, что провоцирует запоры, а в ряде случаев – и геморрой.

Плохое кровообращение приводит к нарушениям и других органов – легких, почек, печени.И последнее, но наиболее устрашающее заболевание водителей – простатит. Эта болезнь также является результатом сидячего и малоподвижного образа жизни.

Статистика гласит, что 70% 30-летних мужчин болеют простатитом, а половина 40-летних уже имеет аденому. Однако, не стоит отчаиваться. Все вышеперечисленные заболевания можно предотвратить.

Нужно лишь постоянно уделять своему здоровью немного времени и сил. Необходимо ежедневно выполнять комплекс упражнений, направленных на поддержание физического тонуса организма.

Главное условие – круговые движения в поясничной области позвоночника, сгибания и разгибания и пр. это активизирует обращение крови в малом тазу.

Какими бывают профессиональные болезни водителей...

Какими бывают профессиональные болезни водителей...

Контрастный душ – метод борьбы с болезнями прямой кишки. Не нужно конечно сразу применять максимальную разницу температур. Все делается плавно. Но со временем, такая процедура будет приносить и пользу, и удовольствие.

Интересная статистика для курящих. В замкнутом пространстве организм потребляет в 6 раз больше никотина. Потому никогда не курите в машине. Лучше выйдите на улицу. Заодно и сделаете несколько упражнений для позвоночника.

Кроме того, курильщикам и автомобилистам полезно заниматься обычной ходьбой, бегом и другими активными действиями. Это уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Главная же проблема в данном вопросе – это самоорганизация. Согласитесь, трудно заставить себя проделать хотя бы парочку физических упражнений ежедневно. К тому же, тренировки должны проходить с желанием, а не «из под палки». Тогда упражнения приносят в разы больше пользы.

Потому очень важно включить в свое ежедневное расписание физические упражнения. И тогда машина станет не источником заболеваний, а удобства и комфорта…

-----

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с друзьями. Спасибо :)

autojournal.su