Датчик дождя: устройство и принцип работы, а также мифы о датчике дождя. Как работает датчик дождя на авто


Датчик дождя

Одна из опций, которая устанавливалась раньше только на дорогих машинах – датчик дождя, стала вполне доступна и для авто бюджетного уровня. Однако порой по нему возникает множество вопросов, так что вполне резонно спросить – а как он работает?

Зачем нужен подобный прибор

Прежде чем разбираться с работой подобного устройства, давайте попытаемся понять, зачем нужен, и по сути дела, что это такое? Самим названием предопределено назначение такого изделия – установить факт дождя. Хотя задачи, которые выполняет автомобильный датчик дождя и света, гораздо шире описанных.

Среди них стоит отметить:

  • установление факта начала дождя, а также снега;
  • определение степени загрязнения лобового стекла;
  • автоматическое включение дворников при осадках и задание режимов их работы в зависимости от интенсивности непогоды;
  • включение световых приборов при низком уровне освещенности (касается датчика света).

Его установка производится за зеркалом заднего вида, например так, как показано на фото:датчик на лобовом стекле

Разобравшись с тем, что делает датчик дождя и света, необходимо ответить на вопрос – а зачем все это нужно? Ответ вполне очевиден – для повышения безопасности движения. Подобное устройство, по замыслам разработчиков, должно избавить водителя от лишних операций (включение/выключение дворников), отвлекающих его от управления автомобилем, а также автоматически обеспечить отличную видимость на дороге при любых условиях.

Как устроен датчик дождя?

Принцип работы датчика дождя основан на сравнении оптических свойств лобового стекла при разных атмосферных условиях, точнее – на различиях в отражении инфракрасного луча чистой и увлажненной или загрязненной поверхностью стекла.

Все достаточно просто – в его состав входят излучающий и принимающий инфракрасные светодиоды. Устройство и работу подобного изделия поможет понять фото:устройство датчика

Это изделие находится на лобовом стекле с внутренней его стороны. От излучающего светодиода инфракрасное излучение попадает на наружную поверхность, отражается от нее и улавливается фотодиодом. Уровень отраженного сигнала зависит от состояния наружной поверхности стекла, от чистого стекла сигнал будет один, от грязного – другой, от мокрого – третий. По величине этого сигнала блок управления определяет необходимость включения дворников.

Как видно из приведенного описания, устроен подобный прибор достаточно просто, что предопределяет достаточно широкие возможности по его применению.

Как выглядит такое устройство, показано, например на фото:датчик дождя автомобильныйКак видно из рисунка, в отдельном корпусе находится блок управления, связанный жгутом с реле, управляющим работой стеклоочистителя. Блок управления необходимо приклеить в зоне перекрытия щеток дворника.где расположен

Как выполняется подобная работа, позволит понять видео. Приведенные данные подтверждают, что приклеить такое устройство просто, и эту работу вполне можно сделать самому.

Недостатки

При всей внешней привлекательности подобного изделия ему свойственны определенные недостатки, о которых нельзя не упомянуть. К ним необходимо отнести:

  1. Несвоевременное срабатывание. Бывает, попадание единственной капли в зону действия датчика заставляет его включать дворники, хотя остальное стекло чистое и сухое. Возможна и обратная ситуация, когда вода или грязь от встречной машины заливает стекло со стороны водителя, но не достигает датчика, и стеклоочистители не включаются.
  2. Включение дворников без включения омывателя стекла. Работа стеклоочистителей при попадании грязи на стекло приводит к тому, что грязь просто размазывается.
  3. Чувствительность к качеству стекла. Малейшие неровности, трещины и сколы приводят к тому, что он перестает работать.
  4. Запаздывание срабатывания. Оно может составлять в некоторых случаях до двух секунд, отчего создается впечатление, что не работает датчик дождя. Поэтому порой мало просто приклеить, необходимо привыкнуть к его наличию, преодолевая желание вручную включить дворники.

Проверить, как работает такое управление стеклоочистителем, просто. Необходимо только плеснуть водой в зону расположения датчика. К примеру, на видео показано, как проверить работу дворников.Автоматическое управление стеклоочистителями автомобиля возможно благодаря использованию описанного устройства. Он позволяет избавить водителя от необходимости вручную управлять работой дворников, и служит для повышения комфорта управления машиной и безопасности авто. Насколько будет это устройство вам необходимо и полезно – это уже дело личного выбора.

znanieavto.ru

Что такое датчик дождя и как он работает в автомобиле?

В данной статье рассмотрим основную задачу и принцип работы датчика дождя. Исходя из названия, становится понятным что это за прибор и его основное предназначение. Датчик дождя призван распознавать наличие осадков и автоматически включать стеклоочистители. Ведь грязь и дождь на стекле вызывает серьезные затруднения при управлении автомобилем, а постоянное включение и выключение дворников лишний раз отвлекает водителя от дороги.

Он, как и любое нововведение в первую очередь предназначен для повышения комфорта при управлении автомобилем. В последнее время датчик дождя получил широкое распространение, его вполне можно увидеть в базовой комплектации машин среднего и гольф-класса.

Датчик в действии

Принцип работы

Датчик располагается с внутренней стороны лобового стекла. Как он тогда работает? Как распознает дождь? Вся хитрость состоит в том, что он реагирует не на воду, а на свет. Конструкция устройства несложная и состоит из следующих элементов:

  • фотодиод;
  • два светодиода;
  • датчик освещения;
  • фольга;
  • электронный блок управления (ЭБУ).

Принцип работы датчика дождя

Функционирует прибор за счет разного угла отражения инфракрасных лучей на мокром и чистом стекле. Один диод излучает инфракрасный луч, который, отражаясь от гладкой поверхности стекла, попадает на фотодиод, распознающий количество вернувшегося света. Сигналы, отраженные от чистого и мокрого (грязного) стекла, имеют различное преломление лучей. Мокрое стекло гораздо легче пропускает свет. ЭБУ распознает данные отличия и в случае необходимости дает сигнал для автоматического включения стеклоочистителей.

Часть датчиков умеют с предельной точностью распознавать количество капель или наличие снега на стекле и регулировать режимы работы стеклоочистителей. При сильном загрязнении идет сигнал о необходимости подачи омывающей жидкости. Блок управления связан проводом с управляющим дворниками реле. Датчик должен располагаться таким образом, чтобы попадать в зону работы стеклоочистителей. В состав прибора, как правило, включают и датчик автоматического света.

Установка датчика

Если автомобиль не укомплектован датчиком дождя на заводе, его можно купить и установить своими руками, для этого нет никакой необходимости отправляться в автосервис. В комплекте к прибору идет пошаговая инструкция по установке и настройке датчика.

Так выглядит датчик на лобовом стекле

Рассмотрим пример установки на российском автомобиле «Лада Гранта». Для начала необходимо открыть блок предохранителей, который расположен чуть ниже руля слева. На место штатного реле, которое расположено в крайнем левом углу вверху блока предохранителей, устанавливается реле датчика дождя. Блок управления приклеивается на лобовое стекло с помощью прилагаемого в комплекте двухстороннего скотча. Перед приклеиванием блока стекло необходимо протереть специальной салфеткой (прилагается в комплекте). Проводка от блока управления прокладывается под потолком, затем по левой стойке опускается вниз к блоку реле, через отверстие с внутренней стороны заводится в сам блок.

Также, встречаются универсальные датчики дождя, которые можно приклеить на специальный гель, от этого принцип работы прибора не меняется и схема установки аналогична описанной здесь.

Необходимо учитывать, что штатное реле очень крепко сидит в гнезде. Нужно постараться действовать предельно осторожно и не повредить крепление реле. Можно воспользоваться ножом и подцепить реле, чтобы ускорить работу и уменьшить шанс повреждения. Затем устанавливается реле датчика дождя и соединяется проводом с блоком управления. Закрываем крышку блока предохранителей и приступаем к тестированию работы прибора.

Видео-инструкция самостоятельной установки:

Настройка работы датчика

Чтобы проверить работу датчика, нужно перевести лепесток переключения стеклоочистителя в прерывистый режим. Затем небольшим количеством воды обрызгать стекло из пульверизатора или бутылки с водой. Через секунду должны сработать стеклоочистители. В зависимости от модели датчика у него есть различные режимы, которые легко настроить с помощью инструкции. Режим выбирается в соответствии со временем года и погодными условиями.

Лобовое стекло во время дождя

Реальные и мифические недостатки

Как и любое устройство, датчик обладает достоинствами и недостатками. К недостаткам можно отнести несвоевременное включение дворников (достаточно нескольких капель для срабатывания, тем не менее, они должны обязательно попасть в зону действия датчика). При срабатывании дворников не всегда включается омыватель стекла, и грязь только размазывается, снижая видимость. Еще одним недостатком является запоздалое срабатывание, хотя этот эффект можно устранить с помощью настройки. К заблуждениям относится мнение, что датчик бесполезен в зимнее время года. Изучив принцип его работы, становится понятно, что его функции актуальны не только при дожде, но и при снеге.

Изучив принципы работы и пример установки, можно сказать, что датчики дождя заслуженно получили широкое распространение в автомобильной индустрии и являются важными составляющими безопасного вождения.

Работа датчика дождя

it-cars.ru

Как работает автомобильный датчик дождя?

Современные автомобили становятся все более и более автоматизированными. Центральный компьютер управляет практически всем: и впрыском топлива в камеру сгорания двигателя, и работой тормозной системы, и подушками безопасности, когда определяет силу поступившего на автомобиль удара. Коснулось автоматическое управление и работы дворников, а также двери люка, что стало возможным благодаря установке специального датчика дождя. Что это за датчик такой, как его самостоятельно установить на свой автомобиль и нужно ли это делать вообще? На все эти вопросы ищите ответы в нижеприведенной статье.

1. Для чего нужен датчик дождя в автомобиле?

Датчик дождя отличается от обычных датчиков тем, что он работает не только как электронное устройство с чувствительными мембранами. Он также имеет оптический элемент, способный реагировать на наличие влаги на стекле авто. Нужен он для того, чтобы ЭБУ автомобиля мог автоматически управлять дворниками и другими механизмами автомобиля, которые отвечают за закрывание люка и дверных стекол. Поскольку датчику важна именно влажность атмосферы, то устанавливается он на ветровом стекле.

Но зачем все это делать автоматически, если водитель сам, увидев капли дождя на лобовом стекле, может и дворники включить, и окна все закрыть? По мнению конструкторов, подобная система способна значительно увеличить безопасность движения на автомобилях, поскольку никакие атмосферные изменения не смогут отвлечь водителя от дороги, ведь он будет знать, что автомобиль все сделает за него.

Стоит также отметить, что подобное устройство является достаточно новым изобретением, и раньше его можно было встретить только на представительских моделях автомобилей. Сегодня же подобное новшество становится все более доступным для обычных автовладельцев, и его даже можно устанавливать самостоятельно по желанию (для этого продаются отдельные установки).

2. В чем заключается принцип работы датчика дождя и света?

Такой датчик состоит из двух основных элементов:

- излучателя;

- небольшого фотоприемника.

Для того, чтобы датчик правильно считывал погодные условия за лобовым стеклом автомобиля, электронные блоки излучателя и фотоприемника имеют свои параметры сухости и влажности стекла. Поэтому, когда на стекле появляется много капель дождя, или же его заляпала грязь, датчик считывает это как изменение траектории преломления лучей солнечного света.

Подобное состояние поверхности лобового стекла вызывает соответствующую реакцию всей системы датчика дождя, вследствие чего автоматически включаются дворники. При этом даже регулируется интенсивность их работы: если стекло заливает интенсивный ливень, дворники будут работать очень быстро и беспрерывно, если же только небольшие и одинокие капли дождя – они будут включаться с небольшой периодичностью. Датчик дождя очень чувствителен, поэтому, даже если на стекло попадет несколько капель грязи, дворники среагируют практически моментально.

Вместе с тем к датчику предъявляются и особые требования:

- размещаясь на лобовом стекле, он ни в коем случае не должен закрывать обзор для водителя, иначе из средства, которое повышает безопасность, он автоматически превратится в средство, которое ей мешает;

- датчик должен находиться в зоне действия щеток, то есть анализировать именно ту площадь, которую щетки могут и должны очищать.

Если вы решите купить датчик дождя для своего автомобиля, имейте в виду, что его комплект состоит из блока управления и реле. При этом именно от блока управления будет зависеть то, заработают в нужный момент дворники или нет, поскольку именно он считывает информацию со стекла и подает команду другим электронным устройствам автомобиля.

Стоит отметить, что поместить датчик дождя на любое стекло не получится. Дело в том, что если на лобовом стекле будет хотя бы одна незначительная трещина, это уже может послужить для датчика поводом включить омыватели и дворники, поскольку трещину он может распознать как загрязнение на лобовом стекле. Также придется постоянно следить за состоянием щеток дворников. Дело в том, что если они будут находиться в изношенном состоянии и будут очень плохо очищать стекло, датчик будет заставлять их работать очень длительный период времени.

Что же касается блока реле, который также входит в комплект датчика дождя, то это устройство принято считать исполнительным. Именно реле управляет стеклоочистителями и омывателем. Но это не единственная функция реле: благодаря этому блоку водитель может не бояться, что из-за перепада энергии датчик дождя перегорит и выйдет из строя. Располагаться реле может в любом удобном для водителя месте, но зачастую его крепят таким образом, чтобы к блоку было максимально удобно подключать питание от аккумулятора.

3. Как самостоятельно установить датчик дождя?

Наиболее приемлемо устанавливать новый датчик дождя в том случае, если на вашем автомобиле уже было установлено такое устройство, но по тем или иным причинам вы решили его заменить. Если же на авто нет такого датчика, то возможность его установки на авто необходимо обязательно обсудить со специалистами. Стоит понимать, что в некоторых случаях датчик дождя может сыграть очень негативную роль для вашей безопасности.

Но если вы взвесили все за и против, а в результате все же пришли к решению установить такой датчик на свой автомобиль, то приводим для вас подробную инструкцию выполнения такого рода работы для двух наиболее распространенных моделей этого устройства – RAINsensoe (RS-22) (американское производство) и DDA (российский вариант).

Особенности установки датчика дождя RAINsensoe (RS-22)

Такой вариант является практически универсальным, поскольку его можно устанавливать на любой автомобиль, электроника которого работает на 12 В. Для того, чтобы установить его на лобовое стекло и подключить к электронной системе, необходимо:

1. Поскольку данная модель датчика идет в комплекте со специальным держателем, то к лобовому стеклу необходимо прикрепить только держатель. Зачастую на нем сразу же имеется двухсторонний скотч, поэтому, сняв защитную пленку, держатель необходимо будет просто прижать к намеченному месту на стекле.

2. На обе рабочие зоны корпуса прибора необходимо нанести специальный гель, который идет в комплекте с устройством. Необходим он для того, чтобы выровнять коэффициент преломления лучей света и обеспечить максимально надежную работу датчика.

3. При помощи саморезов, которые также должны идти в комплекте, прикрепите корпус датчика к его держателю.

4. Очень важно, чтобы после установки в рабочей зоне между самим датчиком и лобовым стеклом не оставались пузырьки воздуха, которые могут мешать его работе.

5. Подключаем датчик к переключателю режимов работы дворников автомобиля. Делать это нужно по следующей схеме:

- к корпусу авто подключается провод синего цвета;

- к контакту «І» переключателя необходимо подсоединить красный провод от датчика, предварительно отключив от него желтый провод с зеленой полосой;

- отключенный от контакта «І» провод необходимо соединить с желтым проводом датчика;

- ищем на колодке переключателя контакт «53» с синим проводом и подключаем к нему черный провод от датчика дождя.

Но учтите, что данную модель датчика еще необходимо настроить под параметры лобового стекла вашего автомобиля. Как это сделать, читайте в инструкции к прибору.

Описание процедуры подключения датчика дождя DDA

Российский вариант датчика дождя немного отличается от вышеописанного. В частности, при его создании конструкторы пытались достигнуть следующих целей:

- сделать устройство, максимально простое в управлении;

- простота установки датчика, что позволит делать это самостоятельно автолюбителям без наличия специального опыта;

- возможность подключения устройства без какого-либо вмешательства в целостность электрической проводки автомобиля;

- возможность ручного управления дворниками параллельно с работой датчика дождя;

- доступная цена для российского потребителя.

Стоит также отметить, что российский датчик дождя способен реагировать также на скорость движения автомобиля – чем скорость ниже, тем меньше будет интенсивность работы дворников. Однако использовать такой датчик все же лучше только для авто российского автопрома. Чтобы установить такой датчик, потребуется выполнить следующие действия:

1. Непосредственно сам датчик дождя необходимо прикрепить к внутренней части лобового стекла. Крепить его можно как на двусторонний скотч, так и на специальный крепежный гель.

2. В монтажном блоке автомобиля необходимо отыскать реле, которое отвечает за работу дворников и стеклоомывателя. Это реле необходимо отключить и достать из монтажного блока, а на его место установить блок реле, который идет в комплекте с датчиком дождя. При установке очень важно соблюдать необходимую маркировку и местоположение ключа.

3. Проводку от реле к датчику рекомендуется протягивать по левой стороне лобового стекла авто.

4. После полного подключения датчика необходимо его отрегулировать в соответствии с инструкцией.

4. Плюсы и минусы использования.

В идеале, наличие на автомобиле датчика дождя дает водителю очень много преимуществ. И в первую очередь, плюс его использования заключается в том, что устройство не допускает появления на стекле даже небольшого количества влаги – оно в тот же момент активизирует дворники, которые удаляют все лишнее. Таким образом, перед водителем постоянно открывается чистый вид на дорогу, и для этого ему не нужно нажимать ни рычаги, ни кнопки.

Но электронному устройству не присущ человеческий интеллект, поэтому очень часто срабатывание дворников происходит произвольно, что, наоборот, может очень сильно донимать водителя во время движения. Из-за высокой чувствительности датчика дождя, он может срабатывать даже в том случае, если на лобовом стекле просто появились воздушные пузырьки, или же кто-то оставил отпечаток своих пальцев.

Справиться с ложной активизацией датчика поможет только тщательная промывка лобового стекла автомобиля. Помимо этого, можно также попробовать снизить чувствительность датчика к подобного рода «раздражителям» путем его регулировки.

Стоит также упомянуть, что среди автолюбителей ходит очень много мифов, из-за которых сформировалось немного неправильное представление о данном устройстве. Касается оно следующих его функций:

1. Многие автолюбители не устанавливают на свое авто датчик дождя по той причине, что считают, что якобы он не способен функционировать в темноте. На самом деле, это не так. Информацию о том, есть ли на лобовом стекле загрязнения, датчик получает благодаря инфракрасным лучам, поэтому степень освещения никак не влияет на срабатывание датчика дождя.

2. Существует миф, что датчик дождя невозможно использовать на тонированном стекле. Это также неверно. Единственный нюанс в установке датчика дождя на тонированное стекло заключается в том, что специально для устройства необходимо сделать в тонирующей пленке небольшое отверстие, которое внешне даже не будет заметно.

3. Утверждение о том, что в зимний период датчик вообще лучше отключать, также является мифическим. Зимой датчик дождя действительно работает немного хуже, поскольку такое устройство, в первую очередь, настроено на то, чтобы убирать со стекла капли дождя, а не снежинки. Тем не менее, если дополнительно установить устройство обогрева стекла, то работа датчика дождя зимой во время снегопада будет происходить также эффективно, как и летом во время ливня.

4. Если у вас по тем или иным причинам возникла необходимость в замене лобового стекла, то это совсем не означает, что придется покупать новый датчик дождя и заново его подключать к дворникам и к новому стеклу.

Если старый датчик работал исправно до замены стекла, то его можно без проблем переставить на новое. При этом новое стекло можно приобрести со специальным окошком для установки датчика. Стоит также отметить, что в случае выхода из строя непосредственно самого датчика, менять нужно будет только устройство, лобового стекла эта процедура никоим образом не коснется.

5. Еще один миф о датчиках дождя заключается в том, что данное устройство очень быстро выходит из строя и по этой причине постоянно приходится покупать новый датчик. Подобное утверждение опять же является ошибочным, хотя некоторые основания у него есть. Причиной отсутствия работы датчика может быть его загрязнение: если на его поверхности скопилось много конденсата и пыли, их необходимо просто удалить, и датчик возобновит свою работу.

Таким образом, правильно установленный датчик дает возможность значительно увеличить безопасность управления автомобилем, поскольку снимает с водителя ответственность за включение/выключение омывателей и дворников, а также регулировку положения стекол в дверях автомобиля и в проеме люка.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Что такое датчик дождя и как он работает

Современные автомобили буквально нашпигованы электроникой разного рода. Одни устройства предназначены для нашего развлечения, другие призваны повысить комфорт, а третьи являются дополнительной мерой повышения безопасности.

Датчик дождя определяет, когда необходимо включить дворники

Датчик дождя определяет, когда необходимо включить дворники

Но так ли они необходимы нам в повседневной жизни? Или же их настоящая цель в том, чтобы вытянуть из потенциального владельца нового авто побольше денег? Речь пойдёт о датчике дождя. Многие водители считают его чуть ли не обязательной опцией для всех без исключения автомобилей, другие же спокойно обходятся и без него, собственноручно управляя механизмом стеклоочистителей. Давайте взвесим все за и против.

Из чего состоит и как работает датчик дождя

Датчик дождя представляет собой оптико-электронное устройство, устанавливаемое на внутреннюю поверхность лобового стекла, рядом с зеркалом заднего вида. Конструкция состоит из светодиода и фотодиода. Принцип действия довольно прост: светодиод излучает свет невидимый человеческому глазу, который частично отражается от лобового стекла и возвращается на фотодиод, а тот, в свою очередь, определяет степень увлажнённости стекла. В программу устройства «вшиты» параметры преломления света для сухих и влажных поверхностей, благодаря которым датчик определяет, когда следует включать «дворники».

Суть в том, что если стекло сухое, то на приёмник возвращается большое количество света. Если стекло мокрое или грязное — света возвращается меньше и датчик посылает команду очистки стекла.

Это устройство устанавливается на лобовое стекло

Это устройство устанавливается на лобовое стекло

Комплект датчика дождя состоит из блока управления системой и блока реле. Устройство первого как раз и представляет собой связку светодиода и фотодиода. Блок реле является исполнителем в системе и отвечает за непосредственное управление механизмами щёток. Помимо этого, он защищает систему от перепадов напряжения и помех. Его устанавливают туда, куда будет удобно подвести питание.

Немного о минусах

Некоторые модели датчиков способны не только управлять механизмом стеклоочистителей, но и автоматически закрывать боковые окна и люк. И эта способность таит в себе скрытую опасность. Многие люди любят держаться за верхнюю рамку двери во время езды. И при наличии датчика дождя им следует быть осторожными, дабы поднимающееся стекло не зажало руку или пальцы.

Нужно учитывать и тот факт, что установка девайса предъявляет особые требования к лобовому стеклу авто. Если стекло имеет царапины, сколы и прочие повреждения, то это может некорректно сказаться на работе датчика, так как свет, проходящий через стекло может искажаться и преломляться, вводя систему в заблуждение.

Для нормальной работы датчика на стекле не должно быть повреждений

Для нормальной работы датчика на стекле не должно быть повреждений

Также к минусам можно отнести ложное срабатывание «дворников» даже в сухую погоду. Это возможно в тех случаях, если на стекле присутствуют отпечатки пальцев или прочие незначительные загрязнения. Помимо этого вам придётся обзавестись хорошими щётками, чтобы обеспечить нормальную работу всей системы.

И ещё. Нужно крайне аккуратно пользоваться средствами для очистки стёкол, так как попадание влаги внутрь блока управления крайне нежелательно. В этом случае может потребоваться замена датчика дождя. Также вам придётся попрощаться с тонировкой на ветровом стекле, потому как она препятствует прохождению инфракрасных лучей и мешает работе системы. Проблему может решить небольшое отверстие в плёнке аккурат напротив диодов.

Самые распространённые мифы

Миф №1: «Датчик не работает в ночное время».

Как бы не так! А вы знали, что инфракрасным лучам абсолютно всё равно на освещённость? Они одинаково хорошо себя чувствуют как днём, так и ночью.

Миф №2: «Зимой устройство не работает».

Отчасти да, так как настроено оно на воду, а не на снег и степень преломления света у них разная. Но если ваш автомобиль оснащён обогревом лобового стекла, тогда никаких проблем не будет.

Не все датчики реагируют на снег

Не все датчики реагируют на снег

Миф №3: «Если разбилось стекло, то с датчиком можно попрощаться».

Нет, вам достаточно будет просто заменить стекло на такое же, имеющее место крепления для датчика.

Миф №4: «Если устройство перестало работать, нужно менять лобовое».

Неверно. Если устройство не работает, то, вероятнее всего, дело в пыли и конденсате на диодах. Достаточно снять датчик и почистить его. Но тут есть проблема. Она заключается в том, на что приклеить датчик. Для этого требуется специальный двухсторонний прозрачный скотч, да и сам процесс весьма сложен. По этой причине, установка датчика дождя своими руками не рекомендуется. Самым верным решением будет обратиться в специализированный сервис, где вам обеспечат качественный ремонт девайса.

Так ли необходим датчик дождя на авто

Тут уже скорее дело вкуса, нежели неоценимая польза. Интернет пестрит статьями о том, насколько полезны и незаменимы подобные устройства. Что сегодняшним водителям надоело двигать пальцами и включать «дворники». Что они сильно отвлекаются на это секундное действие. Складывается впечатление, что это пишут люди, которые сами никогда не сидели за рулём автомобиля…

Видео о том, как установить датчик дождя:

Не поспоришь, что бывают на дороге ситуации, когда электроника способна реально помочь. Например, когда вы едите по узкой дороге и вас окатывает грязью встречный автомобиль. Или когда в дождливый день вы едите по трассе и обгоняете длинную фуру, из-под колёс которой вам на лобовое стекло летят килограммы воды. В такие моменты датчик дождя и вправду бывает полезен. При грамотной настройке устройство способно реагировать не только на влагу на самой поверхности стекла, но и на капли на некотором расстоянии от неё, что обеспечивает оперативное включение стеклоочистителей.

В конечном итоге решать только вам, довериться ли электронике или лично контролировать процесс очистки лобового стекла.

P.S. Напишите нам в комментариях, оснащён ли ваш автомобиль датчиком дождя? Если нет, то хотели бы вы иметь такой девайс на своём авто?

365cars.ru

Датчик дождя: устройство и принцип работы, а также мифы о датчике дождя

Все уже привыкли к тому, что в современном автомобиле много всего непонятного и сложного с точки зрения понимания простого обывателя. Автомобилисты разделились на два лагеря: на тех, кто пытается вникнуть в устройство "всего этого" и на тех, кому все это безразлично, поскольку есть специалисты, которые "знают, что к чему"...

Я, скорее, принадлежу к первому типу людей и пытаюсь хотя бы поверхностно вникать в устройство и принцип работы того или иного узла, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь представление о том, что происходит с моим авто или хотя бы понимать, когда на СТО меня пытаются надуть, "впаривая мне какую-то дичь" завуалированную под умные слова и термины... 🙂

В своей сегодняшней статье хочу поговорить о датчике дождя, который также иногда называют сенсором дождя, о том, как он устроен, что из себя представляет, как работает, и о мифах, которыми окружено данное устройство. Интересно? Тогда поехали!

Как уже понятно из названия датчик дождя имеет какое-то отношение к осадкам, а именно к дождю. Так и есть, этот датчик в отличие от остальных датчиков, которыми напичкан современный автомобиль, отвечает за своевременное автоматическое включение дворников. То есть, как только этот датчик обнаруживает, что на лобовом стекле есть капли, тут же включаются щетки стеклоочистителя и происходит очистка стекла.

Но как происходит сия магия, спросите вы? Я, да и вы, наверное, не раз ломали голову над этим и пытались объяснить принцип работы датчика дождя наличием каких-то сенсоров, которые срабатывают при взаимодействии с влагой или что-то типа того... Но на самом деле все не так и работает сенсор дождя абсолютно по другому принципу.

Устройство датчика дождя

Как правило такой датчик состоит из нескольких светочувствительных элементов (фотодиодов) и светодиодов, которые работают в тандеме. Сам датчик представляет собой небольшую плату, заключенную в пластиковый корпус. Все это хозяйство крепится в районе салонного зеркала заднего вида, а точнее перед ним. Датчик расположен в салоне и крепится к лобовому стеклу при помощи герметика или альтернативного клеящего вещества.

Как работает датчик дождя?

Принцип работы этого датчика построен на законе преломления света. Встроенные светодиоды излучают инфракрасный свет, который проходит через лобовое стекло и отражается от внешней его стороны. После этого отраженный сигнал улавливается светочувствительным элементом или фотодиодом, который анализирует качество полученного сигнала. Если сигнал, поступивший на фотоприемник, четки и сильный, дворники не включаются, так как специальный контроллер "понимает", что стекло чистое и "в уборке" нет необходимости. Если же стекло покрыто каплями дождя, отправленный светодиодами сигнал начнет преломляться и возвращаться с задержками и совершенно другого содержания. В таком случае контроллер делает вывод о том, что стекло покрыто каплями дождя и руководствуясь определенными алгоритмами включает дворники с определенной частотой. Чем сильнее будет дождь, тем больше будет рассеиваться сигнал и тем меньшее количество сигнала сможет принять фотоприемник, следовательно, тем интенсивнее будут работать щетки стеклоочистителя. Таким образом, при любой интенсивности дождя стекло будет очищаться эффективно.

Вот по такому не хитрому принципу работает сенсор дождя. Более продвинутые датчики способны анализировать не только осадки, но и степень освещенности, и при необходимости включать фары.

А теперь, как и обещал о мифах, которыми окутан сенсор дождя он же датчик дождя.

Миф первый: «Датчик дождя ночью не работает!». Это не правда, так как для работы инфракрасных сенсоров свет не нужен, и они никак не зависят от степени освещения окружающей среды. Для примера возьмем любой пульт управления, который работает по той же технологии. Как ми знаем, ему "по барабану" когда переключать каналы, днем или ночью он работает исправно!

Миф второй: "В случае замены лобового стекла придется попрощаться с датчиком дождя!" Как правило, большинство автопроизводителей если не все, выпуская стекла учитывают вероятность того, что вы захотите установить датчик дождя или он у вас уже установлен. Поэтому на стеклах предусмотрены специальные "окна" для подобного рода устройств.

Миф третий: «Зимой датчик дождя бесполезен!». Возможно от части это и так, датчик действительно не реагирует на снег. Но как мы все знаем, снег, ложась на теплое стекло прогретого автомобиля, непременно растает и превратится в воду, которую датчик с легкостью обнаружит и примет меры по ее устранению. Если лобовое стекло холодное, то скорее всего в салоне никого нет, а значит и в дворниках нет никакой необходимости. Во всех остальных случаях температура в салоне во время снега будет выше, чем снаружи и лобовое так или иначе будет теплее окружающей среды, а значит снег будет таять и датчик дождя будет работать, а вместе с ним и дворники.

На этом буду заканчивать. Всем спасибо кто дочитал до конца! Жду ваших отзывов о данном изобретении, а также комментариев на тему: «Что для вас датчик дождя: модная фишка или полезная и необходимая вещь?». Всем добра и до встреч на Вопрос Авто.

vopros-avto.ru

Датчик дождя в автомобиле что это и как он работает?

В дождь или снег водители автомобилей осторожничают. Оно и понятно, не ровен час можно и в ДТП угодить. И в такие моменты всё, что помогает и облегчает управление автомобилем, особенно ценно и важно. Ведь на дорогах даже доли секунды могут сыграть решающую роль. Сделать наши поездки комфортнее и безопаснее призвано такое устройство, как датчик дождя. Если вы никогда не слышали о таком приборе, то не удивительно, что у вас возник закономерный вопрос: «Датчик дождя в автомобиле – что это?» Отвечаем прямо сейчас.

Содержание статьи

Для чего он нужен

датчик дождя в автомобиле что этоДатчик дождя обеспечивает водителю хорошую видимость через лобовое стекло в автоматическом режиме, без необходимости отвлекаться лично на включение или выключение дворников. Устройство самостоятельно распознает, есть ли надобность в очищении стекла и запускает нужный режим.

В зависимости от того как много на лобовом стекле влаги используются семь скоростей реагирования. Внешне это выглядит так: капли дождя упали – дворники включились. Мимо пронёсся какой-то торопыга и вода из лужи хлестнула на лобовое стекло, дворники тут же активно заработали. Обычно пока водитель подавляет (или выпускает) праведный гнев, вызванный горе-водителем, стёкла уже становятся чистыми. Скорость реагирования прибора в зависимости от настроенной его чувствительности может быть 20 миллисекунд. Такая быстрота реакции есть не у всех людей, согласитесь.Часто в одном устройстве датчик дождя совмещён с датчиком света. Можно его назвать датчик дождя универсальный. И в этом случае автоматическое и своевременное включение фар ещё один плюс. Можно полностью довериться автомобилю и внимательнее следить за трассой, или же просто наслаждаться ездой. Стало смеркаться – фары сами зажглись, свернул на дорогу в лесу – фары уже работают, оказался в тёмном тоннеле – и снова необходимое освещение появляется автоматически.

Как работает датчик дождя

как работает датчик дождяОсновной принцип работы датчика дождя – это чувствительность к свету. Да-да, именно так. Сам прибор состоит из светодиода (инфракрасный излучатель), чувствительного фотоэлемента, блока управления и блока реле.

Суть работы устройства заключается в том, что свет от светодиода падает на лобовое стекло, отражается от него, как от зеркала и попадает на фотодиод. Во время сухой погоды, сколько света будет исходить от светодиода, столько же и будет возвращаться к фотодиоду.

Но если на стекле появятся капли воды, или оно будет полностью залито водой, то света отразится меньше, и фотодиод это покажет. На такое положение вещей контроллеры в блоке управления отреагируют сразу же и должным образом — включат стеклоочистители в наиболее подходящем режиме. От минимальной до максимальной степени очистки стекла. Прибор очень компактный, устанавливается на лобовом стекле в салоне автомобиля. Многие водители утверждают датчик дождя в автомобиле, что это очень удобно.

Самостоятельная установка датчика

Идея автоматизировать работу стеклоочистителей приходила к производителям автомобилей ещё в 50-х годах прошлого столетия. И только к 2000 году система была разработана и внедрена в массовое производство. Относительно массовое. Датчиками дождя снабжались машины лишь премиум класса (одна из первых моделей со встроенным оптико-электронным устройством, реагирующим на влагу – это Nissan Silvia 1994 г. производства).

Но со временем водители оценили всё удобство, доставляемое автоматизацией. И если на их автомобиле датчика дождя не было, пытались смастерить его самостоятельно. На сегодняшний день можно купить уже готовый датчик дождя и установить его даже на самую скромную машину отечественного производства.

как установииь датчик дождяУстанавливая датчик дождя своими руками, следует обратить внимание на то, что оптимальное место для расположения датчика – в салоне за зеркалом заднего вида. Во-первых, это никак не повлияет на обзорность, во-вторых, устанавливаемое устройство будет находиться в зоне действия дворников.

Чистота стёкол напрямую влияет на степень преломления инфракрасных лучей светодиода, а значит и на точность работы самого прибора. Перед установкой не помешает проверить резинки на дворниках и в случае необходимости их заменить. Царапины на стекле, трещины и прочие шумы тоже могут исказить работу прибора, поэтому лучше, чтобы их не было.

Если вы вознамерились датчик дождя купить для авто, знайте, что на рынке предлагаются как импортные (на базе микропроцессора), так и отечественные (некоторые заявляют, что они более простые, а потому более надёжные).Импортные оптико-электронные устройства, реагирующие на влагу, подходят не для всех видов автомобилей, но устанавливаются достаточно просто.

В комплекте идёт фиксатор датчика, который крепится на стекло. Далее потребуется клей для датчика дождя – специальный гель, что выровняет коэффициенты преломления инфракрасных лучей. Очень важно, чтобы между стеклом машины и устанавливаемым прибором не было пузырьков воздуха, или соринок. Провода от датчика дождя подключаются к переключателю режимов работы дворников.

Отечественные датчики работают без микропроцессора. Они проще по сути, легче в монтаже и более доступны по цене. В числе плюсов – подключение, не требующее изменений в электропроводке автомобиля, и возможность легко отключить датчик, перейдя на ручное управление дворниками.

Гель для датчика дождя – это не единственный способ крепления. Существуют и специальные скотчи – они могут быть как специальными клеящими пластинами, так и оптическим двусторонним скотчем. Их толщина от 1 мм до 2 мм. В заводских условиях использование подобного скотча (их ещё называют акриловыми) – отличный способ надёжно зафиксировать датчик дождя.

Но в домашних условиях есть риск оставить отпечатки пальцев, или пузырьки воздуха, что впоследствии ухудшит работу элемента, который реагирует на появление капель на стекле. Поэтому опытные автомобилисты рекомендуют гель для датчика дождя купить.

На рынке он представлен уже закачанным в специальный шприц. Причём есть объём как для приборов с круглой формой (площадь поверхности меньше, геля требуется меньше), так и для устройств имеющих прямоугольную форму (геля требуется чуть больше). Гель наносится на датчик. Приблизительно минут за шесть застывает. Он эластичен и однороден, в нём не возникает пузырьков с воздухом. А показатели преломления света такие же, как и у стекла.

Мифы и реальность: о достоинствах и недостатках прибора

  • Существует заблуждение, что датчик дождя реагирует на силу удара капель воды, или другие вибрации вызванные, например, веточкой дерева или насекомыми, а посему дворники начинают работать как к месту, так и не к месту. Ничего подобного! Механическое воздействие на лобовое стекло, допустим, мухи, не запустит механизм очищения стёкол. Вспомните, что принцип работы этого простого устройства по определению влаги – оптический.
  • Второе заблуждение – в ночное время суток датчик дождя и ветра на окно бесполезен. Именно заблуждение. В приборе используется инфракрасный излучатель (светодиод), на работу которого не влияет день сейчас, или ночь. Возьмите дистанционный пульт от телевизора – он тоже работает с помощью инфракрасного излучения – и воспользуйтесь ним ночью. Получилось? Работает? Точно так же и с датчиком дождя в автомобиле.
  • Третье заблуждение – если возникнет необходимость менять лобовое стекло, то датчик дождя придётся выбросить. В реальности, если правильно подобрать стекло, и грамотно его установить, то нет.Четвёртое заблуждение – в зимнее время датчик дождя не функционирует. На самом деле всё работает. Но при условии, что в автомобиле установлен обогрев стекла. Снег падает, тает, превращается в воду, а измеритель влаги продолжает выполнять свои функции.

Посмотрите так же видео: Датчик дождя и света в автомобиле. Принцип работы.

Так что же: блажь или необходимость?

На этот вопрос давать однозначного ответа мы не станем. Право выбора всегда останется за каждым из нас. Если человеку нравится управлять автомобилем, и под словом управлять он подразумевает самостоятельно правильно и вовремя принимать множество решений, то не вопрос. Вовремя включить дворники, причём сразу подобрать наиболее удачный интервал работы. Вовремя включить фары, и именно те, что нужно. Профессионализм всегда вызывает восхищение и уважение. Но если вдруг поездка выдалась долгой, и вы устали? Согласитесь, удобно же часть функций по управлению автомобилем поручить вспомогательным устройствам. Тем более что они уже доступны практически каждому водителю.

Делитесь своей информацией и советами в комментариях, а также можете поделиться этой интересной статьей со своими друзьями в социальных сетях!

Рекомендуемые статьи:

enjoy-cars.ru

что это такое и как работает

Уровень автоматизации в современном автомобиле существенно отличается от подобного же параметра, в машинах даже восьмидесятых годов прошлого века, говорить же о более старых моделях авто, вообще не имеет смысла. Сегодня, если на улице начался дождь, умная электроника самостоятельно включит дворники или  активирует омыватель лобового стекла. Если же снаружи авто наступил вечер, или же вы въезжаете в туннель, фары так же включатся автоматически. И отвечает за это по сути один прибор – датчик дождя и света.

О том, что такое датчик дождя и света в автомобиле, как это электронное устройство функционирует, и какие заблуждения касательно данного датчика бытуют, мы расскажем в этой статье.

Где находится датчик дождя и света

По сути, датчик дождя и света это действительно один электронный блок, который располагается в держателе  внутреннего  зеркала заднего вида, на лобовом стекле. Его функции, в общем-то, весьма просты. Это включение и выключение фар, а так же управление дворниками, которые на современных авто, могут работать в семи режимах. Так же в ряде случаев, датчик дождя способен активировать омыватель лобового стекла.

В принципе, этот прибор не делает чего-то, что не смог бы сделать сам водитель. И раньше именно водитель включал фары, когда темнело, и запускал очистители лобового стекла, когда стекло заливала вода и ухудшалась видимость. Но, развитие автомобилестроения движется в сторону повышения комфорта езды, а так же ее безопасности, ведь для включения фар или дворников, так или иначе, пусть на долю секунды, приходилось отвлекаться. А на высокой скорости, это  может быть чревато. Кроме того, у водителя бывает, физически нет времени, чтобы включить свет или дворники, а пока он освободится, произойти может всякое. Вот и выходит, что датчик освещенности и дождя, это не только комфорт, это еще и безопасность, пусть и в меньшей степени. Поэтому, когда люди говорят, что установка такого датчика, это чистый маркетинг и еще один способ содрать деньги с бедных покупателей, они не совсем правы. Ведь, езда на автомобиле старого образца, радикально отличается и по комфорту, и по легкости и безопасности, от езды на современной машине. Другое дело, что при одном и том же качестве, старые модели бывают гораздо надежнее и дешевле в обслуживании.

Как работает датчик дождя и света

принц работы датчика дождя

Принцип работы датчика дождя (сухое и влажное стекло)

Если говорить о датчике света, то это обычный фоточувствительный сенсор, который производит замеры интенсивности светового потока, как вокруг авто, так и непосредственно перед машиной. Его задача включить фары в следующих случаях:

  • сумерки или ночь;
  • въезд в туннель;
  • заезд в лес или густую аллею;

Вот собственно и все, особенно рассказывать об этом датчике нечего. Другое дело, датчик дождя. Он состоит из специального диода, который испускает пучок инфракрасных лучей. Другая часть датчика, это чувствительный сенсор, который фиксирует интенсивность отражения инфракрасных лучей от лобового стекла.

Дело в том, что сухое лобовое стекло отражает большую часть потока инфракрасных лучей, тогда как влажное стекло, напротив, большую часть потока лучей, пропускает. Вот эту разность и регистрирует электроника и на основании полученных данных, отдает команду на включение дворников.

Принцип устройства очень прост и встречается в том или ином виде, во многих устройствах, а вот исполнение, уже гораздо сложнее и тоньше. Тем не менее, датчик света и дождя стоит не особенно дорого, а потому, сегодня это устройство встречается даже в бюджетных моделях автомобилей. 

Мифы и заблуждения касающиеся датчика дождя

В общем-то, практически все заблуждения касаются именно датчика дождя, так как, с работой светового сенсора, все  более или менее понятно.

И так, бытует мнение, что датчик дождя фиксирует удары по лобовому стеклу. Но в таком случае, возникает простой вопрос: почему дворники не реагируют на пыль, букашек и даже камешки, которые порой оставляют заметные следы на ветровом стекле нашего авто?

Следующий миф утверждает, что в ночное время датчик дождя не может функционировать. Но, как известно, для инфракрасных лучей степень освещенности снаружи не играет никакого значения.

Так же говорят, что зимой датчик дождя не срабатывает. И здесь нужно разобраться с тем, на что не срабатывает датчик дождя зимой? На снежинки датчик действительно не срабатывает, но если стекло с подогревом, а такие стекла в современных моделях авто встречаются все чаще, то снег на стекле растает и датчик на него вполне себе сработает.  Если же ваше лобовое стекло не имеет подогрева, то снег, вероятно, не будет активировать этот датчик.

Также есть заблуждения касающиеся тонировки. В самом начале, когда такие датчики только начинали применяться, тонировка лобового стекла  делала работу датчика невозможной. Сегодня же, производители просто выпускают тонировочные пленки со специальными отверстиями для обеспечения работоспособности датчика дождя. Да и вообще, тонировка ветрового стекла, штука весьма неоднозначная в плане обзора и безопасности.

Похожие статьи

avtonov.com