Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя: промывка DPF. Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя


Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя: промывка DPF

В автомобилях с дизельным двигателем установлено специальное устройство – фильтр, предназначенное для предотвращения выброса сажевой пыли с отработанными газами в атмосферу.

Что такое сажевый фильтр DPF?

Он представляет собой цилиндр с металлическим корпусом и керамическим рабочим блоком внутри него. В этом блоке есть каналы и соты с каталитическим напылением из платины. По сути, это тот же каталитический нейтрализатор, но предназначенный для накопления. Он улавливает вредные частицы сажи и предотвращает их выброс в окружающую среду. Таким способом снижается загрязнение мелкой пылью.

Как правило, DPF является одним целым с выхлопной системой. Он установлен либо вместе с коллектором, либо на некотором расстоянии от него, но перед основным глушителем.

Причины и признаки поломки

В автомобилях, выпущенных после 2001 года, установлены дизельные двигатели, которые разрабатывались для поездок на длинные дистанции. Однако водители часто ездят на короткие расстояния или в городском режиме, стоят в пробках.

Дизельные двигатели вырабатывают больше частиц сажи, чем бензиновые или работающие на газе. Выброс этих частиц очень негативно сказывается на здоровье человека и состоянии окружающей среды. Образование сажи происходит из-за неполного сгорания дизеля в ДВС.

Недостаток сажевого фильтра в том, что он засоряется каждую тысячу километров пробега, поэтому нуждается в периодической очистке (восстановлении). Это означает, что скопившиеся, несгоревшие частицы должны быть сожжены при температуре в 650 градусов. До такой отметки её можно повысить только работой двигателя на высоких оборотах в течение некоторого времени.

Из-за нехватки такого режима передвижения, необходимые градусы не могут быть достигнуты, и частицы не сгорают, что приводит к засорению фильтра. Следствием является уменьшение циркуляции отработанных газов, давление растёт, приводя к потере тяги двигателем или даже к его остановке.

Автоматическая (штатная) очистка сажевого фильтра дизельного двигателя

В сажевых фильтрах, имеющих напыление из катализатора, предусмотрены два способа очистки: пассивная и активная.

Пассивная

Пассивная очистка работает постоянно. С помощью напылённой на каналы внутреннего блока платины, сажа подвергается окислению и преобразованию в углекислый газ и диоксид азота. Такая регенерация продуктивна только тогда, когда нет переизбытка сажевой пыли в выхлопе. Чем больший её слой оседает на стенках каналов, тем менее доступной для окисления эта пыль становится.

Когда пассивная регенерация перестаёт работать, повышается давление выхлопных газов. Это означает, что пропускная способность фильтрующего прибора уменьшилась, и его пора очистить. Здесь происходит активная очистка (прожиг).

Активная

Активный способ включается электронным блоком управления по показаниям датчика, который установлен перед фильтром, и фиксирует изменение давления в газоотводной системе.

Чтобы такая регенерация произошла, необходима постоянная работа двигателя на повышенных оборотах. Рекомендуется совершить поездку по трассе со скоростью не мене 60 км/ч (оптимальная скорость указана для каждой марки автомобиля в руководстве пользователя к ней).

Процесс очистки происходит так: с увеличением скорости и продолжительности поездки по времени, температура двигателя (а, соответственно, и отработанных газов) вырастает до необходимой. Это происходит ещё и за счёт:

  • дополнительного впрыска топлива;
  • уменьшения подачи воздуха;
  • прекращения рециркуляция выхлопных газов.

Температура внутри фильтра также возрастает, что и приводит к выгоранию сажи внутри него. Как только давление газов в выхлопной магистрали нормализуется – индикатор неисправности сажевого фильтра и «Check Engine» гаснут. Это означает, что регенерация прошла успешно.

Такую процедуру стоит проводить хотя бы один раз на каждую тысячу км пробега. В противном случае, понадобиться применение уже других способов, вплоть до демонтажа фильтра.

Очистка сажевого фильтра с помощью присадок

Разработано множество присадок, добавление которых прямо перед заправкой, обеспечивает получение оптимальной смеси для удаления сажевой пробки. Такая регенерация происходит благодаря тому, что температура сгорания частиц сажи снижается до значения около 400 градусов. Это означает, что их сгорание происходит быстрее и на меньших оборотах двигателя. Снижается риск засорения фильтра при езде на короткие дистанции и стоянии в пробках.

Даже если индикатор неисправности не горит, продукт для очищения сажевых фильтров используют как профилактику. Эти средства можно комбинировать со штатной системой очистки фильтра, что обеспечит тщательное и эффективное его восстановление.

ВАЖНО! Прежде чем приобретать разрекламированную присадку, стоит проконсультироваться со специалистом в автосервисе: какая присадка подойдёт для вашего автомобиля, актуально ли её использовать.

Если штатная регенерация не запускается, возможно, никакие очистительные жидкости уже не помогут, тогда сажевый фильтр пора чистить вручную или менять.

DPF: промывка сажевого фильтра в автосервисе

Подготавливают бачок для каталитической жидкости, металлический фигурный зонд, очистительную жидкость и раствор для ополаскивания. Перед началом работы измеряют температуру сажевого фильтра, так как процедуру можно начинать только при 40 градусах.

  1. С фильтра снимают датчик температуры. Через его отверстие крепления и будет проходить очистка.
  2. Заливают катализатор в бачок.
  3. Зонд вставляют в отверстие и равномерно распыляют очищающий состав внутри фильтра.
  4. Через 10 минут заливают смывку нейтрализатора (ополаскиватель). Очистка окончена.
  5. Датчик устанавливают на место.
  6. Запускают двигатель и инициируют режим прожига.
  7. После того, как машина проехала и перестала дымить, запускают диагностику, чтобы проверить показатели датчиков.

Такого способа очистки хватает на несколько тысяч км пробега. Но, если не применять штатную регенерацию (периодические поездки по трассе), придётся посещать автосервис каждый раз, когда загорается индикатор фильтра и неисправности двигателя.

Очистка со снятием

Этим способом пользуются, когда автоматическая регенерация уже не включается. Фильтр демонтируют, извлекают рабочий блок и замачивают в каталитической жидкости, затем промывают большим объёмом воды под давлением.

Причины такого плачевного состояния фильтра заключаются в неработоспособности форсунок, датчика EGR (отвечающего за нейтрализацию окислов азота), или турбонаддува.

После очистки сажевый фильтр визуально изучают на предмет прогоревших частей. Если рабочий блок цел, то фильтр устанавливают обратно в выхлопную систему, включают режим регенерации и проводят компьютерную диагностику.

Как увеличить срок службы?

Чтобы уберечь сажевый фильтр от поломки, необходимо:

  • следить за показаниями индикаторов на приборной панели;
  • вовремя исправлять некорректную работу двигателя;
  • заправляться топливом только на проверенных заправочных станциях;
  • периодически запускать штатную регенерацию.

Своевременная регенерация сажевого фильтра (штатная либо в автосервисе) поможет избежать выхода из строя двигателя, клапана EGR, а так же дорогостоящей замены самого фильтра новым.

nevaglush.spb.ru

Промывка DPF или очистка сажевого фильтра дизельного двигателя на СТО

Дизельный сажевый фильтр предназначен для эффективной очистки двигателя от сажи, образующейся при сгорании топлива. Данный узел в процессе работы мотора задерживает частицы, не давая им двигаться дальше.

В какой-то момент давление на входе и на выходе из фильтра достигает критической разницы. После поступления в электронный блок управления двигателем данных с датчиков устройство подает сигнал выполнить очистку от накопившейся сажи.

Почему забивается сажевый фильтр и можно ли этого избежать?

Для того чтобы началась очистка фильтра, система автоматически увеличивает интенсивность впрыска топлива, чтобы при его более интенсивном сгорании обеспечить данную процедуру.

Однако для того, чтобы мероприятие было эффективным, автомобиль в этот момент должен двигаться на повышенных оборотах в течение довольно длительного времени.

Нетрудно догадаться, что в городских условиях с их избытком светофоров и неизбежными пробками, данное условие часто неосуществимо в принципе, поэтому команда об очистке фильтра ЭБУ не подается.

Элемент продолжает загрязняться, постепенно приходя в критическое состояние (специалисты говорят о нём, когда уровень загрязнённости достигает 90%). По мере его достижения расход топлива постоянно увеличивается, а мощность, напротив, неуклонно падает.

Причиной ускоренного загрязнения сажевого фильтра на самом деле является не сама сажа в чистом виде.

Являясь по сути порошком, она оседает на стенках фильтра, но не наносит ему вреда. Ситуация меняется при смешении сажи с частицами углеводорода.

Происходит это, если данный элемент не полностью прогорает в камере сгорания. Наличие в составе данных элементов активизирует процесс образования отложения смолистого характера, которые интенсивно оседают на стенках фильтра, выводя его из строя.

Похожим эффектом обладают сульфату металлов, которые попадают в камеру сгорания из-за активного использования различных присадок для масел. Особенно «страдают» этим универсальные масла, подходящие как для дизельного, так и для бензиновых двигателей.

Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя: периодичность и способы

Плановые сроки, когда должна производиться очистка сажевого фильтра дизельного двигателя назвать сложно.

Причина в том, что при нормальном состоянии двигателя и наличии соответствующих условий эксплуатации (достаточно частая езда при повышенных оборотах двигателя) она может и вовсе не потребоваться.

Однако, данную ситуацию можно смело назвать идеальной, так как в жизни она встречается крайне редко.

Чаще всего фильтр требует к себе внимания довольно часто — по крайней мере желательно оценивать его состояние при каждом плановом ТО.

Существует несколько способов очистки фильтров, которые различают в зависимости от интенсивности воздействия и, соответственно, необходимых трудозатрат.

В частности элемент можно промывать со снятием фильтра с автомобиля и без демонтажа узла с авто. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками соответственно.

В частности, для промывки со снятием можно назвать следующие:

  1. Возможность максимально тщательной очистки устройства и полного восстановления его рабочих параметров.
  2. Для промывания можно использовать жидкости с максимально эффективным воздействием, так как отсутствует опасность возгорания.
  3. Работы занимают довольно много времени — с учетом демонтажа на их выполнение уходит 6-8 часов.

Для работ без снятия фильтра можно выделить следующие особенности:

  1. Темп проведения работ значительно возрастает — на их выполнение редко уходит более часа.
  2. Опасность возгорания в процессе достаточно высока, так как очистка осуществляется прямо на авто, поэтому используются менее агрессивные средства и эффективность снижается.
  3. Многие мастера автосервисов и автомобилисты относят данную меру к профилактическим, так как здесь невозможно достичь того же эффекта, что и при снятии фильтра для промывки.

Особенности очистки фильтра со снятием с двигателя

Одна из наиболее трудоемких операция в этом случае — снять фильтр с двигателя. Далее его необходимо полностью заполнить промывочной жидкостью и оставить в таком состоянии на несколько часов. Выдержать узел в растворе в течение длительного времени крайне важно, так как только таким образом можно растворить смолы полностью.

Для промывки можно использовать только специальные составы. Применение для этих целей более агрессивных жидкостей способно легко повредить матрицу узла с платиновым покрытием. При самом худшем исходе это приведет к тому, что двигатель полностью выйдет из строя.

Отделенные таким образом частицы смолы потребуется удалить промывкой чистой и теплой водой подаваемой под давлением. Преимуществом данного способа также является возможность визуально оценить качество очистки узла. Для того чтобы промыть фильтр в зависимости от конкретной модели потребуется от 4 до 5 литров специальной жидкости для очистки.

Устройство DPF: промывка сажевого фильтра и особенности процедуры без снятия с авто

Для устройства DPF промывка сажевого фильтра без демонтажа производится через датчик давления и температуры, который предварительно удаляют. Машину нужно хорошо прогреть, после чего дать фильтру остыть приблизительно до 40 градусов Цельсия — в этом случае очистить его будет легче.

Так как обычные растворы для промывания содержат нефтепродукты, а риск возгорания в этом случае достаточно велик, применять их нельзя. Для промывки используют водно-щелочной раствор. Вторым этапом важно использовать специальную смывающую жидкость, так как она нейтрализует щелочь.

Если этапом пренебречь, она будет постепенно разрушать защитное покрытие фильтра.

Для подачи жидкости используют пистолет, а также зонд с распылителем. Зонд в процессе важно вращать, а жидкость впрыскивать с определенной периодичность (примерно 1 раз в 10 секунд). Это позволит достичь оптимальной степени очистки, однако данные требования сложно соблюсти без наличия соответствующего опыта. Для того чтобы очистить элемент таким образом потребует около 1 литра жидкости, а также примерно 0,5 литра ополаскивателя.

По окончании промывки датчик необходимо установить на место, затем запустить двигатель и прогреть машину, после чего запустить систему самоочистки. Это обеспечит прогорание отделившихся частиц.

Можно ли эффективно промыть фильтр самостоятельно?

В последнее время производителями предлагается и третий вариант, позволяющий промыть систему без снятия фильтра, а также без применения зонда и пистолета. Это специальные средства с распылителем, которые также используются без снятия узла с авто. В некоторых случаях они также не требуют использования ополаскивателя, так как содержат щелочь лишь в минимальных количествах.

Однако, важно понимать, что данная мера носит исключительно профилактический характер. Добиться оптимального эффекта очистки фильтра можно только при демонтаже узла и его тщательной промывке. Лучше доверить эту операцию профессионалам — это позволит исключить необходимость повторной очистки на длительный срок и обеспечит оптимальные параметры работы двигателя.

euro-glush.ru

Промывка и очистка сажевого фильтра дизельного ДВС

Современные дизельные автомобили имеют много конструктивных решений для очистки отработавших газов двигателя.  К таковым относится система рециркуляции отработавших газов EGR, а также одним из решений является повсеместная установка сажевых фильтров DPF. В процессе активной эксплуатации такой фильтр может быстро выйти из строя при определенных условиях.

Главной задачей фильтрующего элемента является улавливание сажи. Следующим этапом становится дожигание скопившихся сажевых отложений таким образом, чтобы минимизировать ущерб для экологии. В самом начале фильтр собирает сажу до определенного момента. Этот момент определяется разницей в давлении перед элементом и после него. Когда давление отклоняется от допустимого предела и пропускная способность фильтра не позволяет далее эффективно пропускать выхлопные газы, ЭБУ дизельного ДВС активирует соответствующий режим для дожигания скопившейся сажи.

Преимущества регулярной профилактики, чистки и промывки

Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от общего количества самоочисток, которые инициировал ЭБУ. Чем чаще деталь самоочищается, тем большее количество платины-катализатора выгорает под воздействием повышенной температуры.

Главным плюсом постоянного обслуживания выхлопной системы дизеля является экономический аспект, а также возможность эксплуатации мотора со стабильно оптимальными показателями. Если дизельный ДВС находится в условиях, которые приводят к повышенному нагарообразованию, тогда профилактическая чистка сажевого фильтра намного выгоднее езды без его обслуживания вплоть до самой замены. Это четко выражается в финансовом плане. Исправный дизельный двигатель с очищенным фильтром всегда отдает полную мощность, умеренно расходует топливо, легко запускается, не вредит окружающей среде, надежность и общий ресурс ДВС повышаются.

Желательно дополнительно чистить элемент на каждом плановом ТО, после устранения неполадок с топливной аппаратурой или ремонта самого двигателя. Одним словом, чистка требуется как для профилактики, так и после ликвидации причин продолжительных сбоев в работе дизеля, которые приводят к образованию нагара на фильтрующей сажу сетке.

Дополнительно можно продлить «жизнь» детали путем использования специальных присадок в дизельное топливо. Такие присадки позволяют улучшить ряд параметров в процессе эксплуатации дизеля. Отдельная группа добавок направлена на то, чтобы процесс нагарообразования стал менее интенсивным, а также нацелена на уменьшение общего количества и понижение температуры в процессе автоматической самоочистки очищающего элемента. 

Присадка в дизель помогает солярке полноценно сгорать в цилиндрах, что снижает количество сажи в выхлопных газах двигателя. При самоочистке нет необходимости долго калить катализатор дизеля, выгорание катализатора в этом случае становится менее интенсивным. Если мотор исправен, заливается солярка хорошего качества, а также регулярно используется присадка один раз в 2-3 тыс. км пробега, тогда дополнительная очистка фильтра может и вовсе не потребоваться.

Способы очистки 

Распространенная проблема заставила ведущие компании разработать способы очистки, профилактики и защиты сажевого фильтра дизельных автомобилей. Существует два основных подхода для повышения эффективности регенерации фильтрующего элемента дизеля:

  • очистка сажевого фильтра дизельного двигателя без снятия;
  • промывка сажевого фильтра дизельного мотора со снятием;

Также необходимо точно знать, чем промыть указанный элемент выхлопной системы дизельного двигателя, так как использование не предназначенных для этого средств очистки может окончательно вывести загрязненный элемент из строя.

Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками

Начнем со способа, который предполагает снятие сажевого фильтра. Такая процедура промывки обычно требует около 8-и часов.  После окончания работ по демонтажу фильтрующего элемента и его снятия с машины, корпус полностью заполняется особой промывочной жидкостью для очистки. Такие жидкости для промывки сажевого фильтра широко представлены в продаже. Лидерами на рынке является продукция Liqui Moly, Luffe, PRO-TEC.

Жидкости изготавливают из нефтяных компонентов, зачастую фасуют в 5-и литровые канистры. Средний расход для качественной промывки одного сажевого фильтра составляет не менее 4 литров состава. Более того, канистра может заранее иметь специальную горловину, так как далее потребуется подсоединить шланг. Возможны также варианты канистр, укомплектованные уже готовым шлангом.

Принцип действия промывочной жидкости основан на том, что состав эффективно растворяет смолы (выдерживается около 8 часов), на которых держится образовавшийся нагар. Необходимо тщательно следить за требованиями производителя жидкости, так как очень важно выждать необходимое время для полноценного воздействия промывки на сажу.

Далее освободившаяся сажа просто смывается обычной струей чистой воды под давлением, которую подают  на фильтр.  После этого фильтр сушится и ставится на место. Сам растворитель смол выполнен на нефтяной основе, хорошо отмывается водой, не представляет для структуры катализатора вреда.

Промывка со снятием допускает использование только специальных жидкостей, которые на молекулярном уровне оказывают воздействие на смолы. Использовать другие средства строго запрещено, так матрица вну

autoexpert.today